Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РФ'

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1288
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ И СТРАНЫ / ВОСПИТАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ КРУГОЗОРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА / КВЕСТ-ТУРИЗМ / КВЕСТ-РУМ / ЭСКЕЙП-ИГРА / TRAVEL - QUESTTOURS / QUEST-TOUR / EVENT КВЕСТЫ / TEAMBUILDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самакаева М.Д., Конобеева А.Б., Шариков В.И.

В статье рассматриваются современные направления развития детского туризма, в частности, квест-тура. Развитие детского туризма может решить вопросы, связанные с воспитанием школьников и молодежи, с формированием их мировоззрения и кругозора, способствовать росту интереса к туризму в стране и решению части ее экономических вопросов. Рассмотрена классификация детского туризма, определены ключевые направления его развития в рамках «Стратегии развития туризма до 2035 года», представлена характеристика туров, ключевые проблемы развития детского туризма и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the current trends in the development of children’s tourism, and, in particular, the quest tour. The development of children’s tourism can solve issues with the development of schoolchildren and youth, the formation of their worldview and outlook, will contribute to the growth of tourism interest in the country and the solution of its economic issues. The classification of children’s tourism is considered, the key directions of its development within the framework of the «Tourism Development Strategy until 2035» are determined. The characteristic of tours, the key problems of the development of children’s tourism and ways to solve them are presented.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РФ»

УДК 379.85

doi:10.52210/2224669X_2022_3_231

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РФ

М.Д. Самакаева, А.Б. Конобеева, В.И. Шариков

Аннотация. В статье рассматриваются современные направления развития детского туризма, в частности, квест-тура. Развитие детского туризма может решить вопросы, связанные с воспитанием школьников и молодежи, с формированием их мировоззрения и кругозора, способствовать росту интереса к туризму в стране и решению части ее экономических вопросов. Рассмотрена классификация детского туризма, определены ключевые направления его развития в рамках «Стратегии развития туризма до 2035 года», представлена характеристика туров, ключевые проблемы развития детского туризма и пути их решения.

Ключевые слова: инновационный подход, детский туризм, образование молодежи, история родного края и страны, воспитание многосторонней и патриотической личности, развитие кругозора, интеллектуальных способностей школьника, квест-туризм, квест-рум, эскейп-игра, travel - questtours, Questtour, Event квесты, TeamBuilding.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

M.D. Samakaeva, A.B. Konobeeva, V.I. Sharikov

Abstract. The article discusses the current trends in the development of children's tourism, and, in particular, the quest tour. The development of children's tourism can solve issues with the development of schoolchildren and youth, the formation of their worldview and outlook, will contribute to the growth of tourism interest in the country and the solution of its economic issues. The classification of children's tourism is considered, the key directions of its development within the framework of the «Tourism Development Strategy until 2035» are determined. The characteristic of tours, the key problems of the development of children's tourism and ways to solve them are presented.

Keywords: innovative approach, children's tourism, youth education, the history of the native land and the country, the upbringing of a multi-sided and patriotic personality, the development of horizons, intellectual abilities of schoolchildren, quest tourism, quest room, escape game, travel - questtours, Questtour, Event квесты, TeamBuilding.

Туризм является одной из важных сфер деятельности современной экономики, который нацелен на удовлетворение потреб-

ностей людей, повышение качества жизни и развития школьников и молодежи. Он может стать основой для роста занятости населения и международной привлекательности страны.

Под детским туризмом понимают путешествия детей в возрасте от семи до семнадцати лет с целью отдыха, оздоровления, расширения кругозора, образования в сопровождении руководителя или инструктора-проводника туристской фирмы. Таким инструктором, наставником в процессе организации тура может стать и школьный учитель.

Квест-туризм является новым интересным инновационным направлением в детском туризме, которое завоевывает все большую популярность, особенно среди школьников и молодежи в России, и с каждым годом он обретает новые формы и тематику.

Квест требует от участников выполнение ряда задач, приложения умственных усилий, скорости реакции и быстрых ответных действий. Он может быть организован как в помещении, так и на определённой местности: на улицах больших и малых городов страны с целью пополнения знаний через игровую форму подачи материала.

Проблемы развития детского туризма в РФ определили актуальность данного исследования.

Всесторонне проблемы современного туризма представлены в работах: Р.Г. Гариффулиной [1], В.И. Жолдака, И.В. Зорина, А.И. Зорина, В.А. Квартальнова [1], И.Н. Ковалевой [2; 6], В.И. Шарикова, Е.В. Масловой [4], Е.В. Михайловой [5], Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова, М.Д. Самакаевой [2; 6] и др.

Объектом данного исследования является детский туризм и возможности его развития в России, предметом исследования -разработка рекомендаций по развитию детского туризма.

Цель исследования: изучить теоретические проблемы и разработать практические рекомендации по использованию детского туризма в РФ.

Из цели вытекают следующие задачи:

- рассмотреть специфику детского туризма и факторы, влияющие на специфику его использования;

- выявить особенности проектирования и организации квест-туров для молодежи;

- разработать рекомендации по организации квест-туров для школьников.

В работе были использованы следующие теоретические методы: абстракции, аналогии, классификации, сравнительного анализа, синтеза, экстраполяции, анализа литературы; научные методы: наблюдение, эксперимент, описание, опрос, экономический анализ.

Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в РФ, по мнению разработчиков «Стратегии развития туризма в России до 2035 года», являются точки притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, около 60 % туристских пакетов российских турфирм реализуются в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям. Тем не менее, это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при формировании конкурентного предложения [8].

Рост пандемийных настроений и закрытие границ между государствами также должны способствовать развитию внутреннего туризма.

По статистике, количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России составляет 18, количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11. По этим показателям РФ занимает в общемировом рейтинге 10 и 4 места соответственно [8].

Мы имеем возможность расширить данный список, формируя объекты самостоятельно, изучая историю и развивая детский туризм в стране и ее регионах.

В «Стратегии развития туризма в России до 2035 года» указывается, что РФ сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 г. на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, Соединенные Штаты Америки - 54, Испания

- 261, Франция - 309.

Целями Стратегии являются:

- комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в РФ за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;

- усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей РФ;

- рост объема туристской индустрии от 3158 млрд руб. до 16 306 млрд руб. в 2035 г.;

- увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя РФ к 2035 г.;

- увеличение экспорта туристских услуг РФ от 8,9 млрд долл. до 28,6 млрд долл. к 2035 г.;

- увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 г. [7; 6].

Для этого необходимо руководствоваться следующими принципами, определяющими социальную значимость развития туризма в РФ:

- использование комплексного подхода при развитии туризма, учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности;

- усиление роли туризма в патриотическом воспитании, просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов РФ;

- обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма;

- формирование и развитие туристского продукта РФ с учетом природного, культурного, этнического разнообразия регионов России;

- развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду, экологических и социокультурных рисков, необходимости обеспечения безопасности при планировании развития туризма [8; 6].

Реализация данных направлений требует от разработчиков тур-продукта поиска новых инновационных подходов к образованию и развитию детей, расширению их кругозора. Таким направлением может стать детский туризм и использование в этом направлении квест-туров.

Рассмотрим более подробно эти направления. Детский туризм в настоящее время стал более вариативным: появились новые направления его развития, охвачены многие регионы страны, что связано с дополнительными сложностями в его подготовке, организации, реализации, разработке инновационных программ с необычными решениями и интерактивными элементами. Организаторам необходимо учитывать возраст, кругозор, психологию и уровень развития школьников, которые принимают участие в квест-игре, ориентируясь

Виды детского туризма

По территориальному признаку По целям путешествия По способу организации По продолжительности По сезонности По форме организации По используемым транспортным средствам По способу финансирования

Культурио-поша нательный

Внутренний _| Плановый | — Ииливиду- Авиатуритм |

Одно-

_ Самодеятельный Сезонный | Групповой | рожный турит

Международный -\ Рсих-аиионныП

- 11рнключеичсский Многодневные —| Автобусный |

Межсезонный

—|_ Комбиннро-

Выездной |- -| Экологический | Образовательный

Рисунок 1. Классификация видов детского туризма

при этом на создание «атмосферы успеха» в решении задач участниками игры.

Особенностями квест-туров для школьников являются:

- наличие поисковой деятельности и решения «загадок»;

- продолжительность игры не более 2 часов, что обусловлено динамикой и физическими возможностями участников;

- меняющиеся виды деятельности, разные форматы и уровни сложности.

В России и в мире существует несколько видов детского туризма:

- культурно-познавательный;

- спортивный;

- оздоровительный;

- экологический и др.

Классификация видов детского туризма представлена на рисунке 1. Детский туризм - один из самых устойчивых и стабильных сегментов рынка туризма в России [5].

Статистика клиентов туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом на российском рынке, следующая

- 75 % из них дети, 20 % - семьи с детьми, 5 % - молодежь (данные представлены на рисунке 2), что свидетельствует о том, что данное направление развития детского туризма будет и в дальнейшем очень востребованным среди российских и зарубежных туристских компаний.

Такая направленность объясняется тем, что в России детский туризм имеет социальное направление.

Я Дета И Семьи с детьми Я Молодежь Рисунок 2. Продажа детских туров в РФ в 2021 г.

Рассмотрим направления развития детского туризма в РФ: Первым направлением является внутренний туризм:

- экскурсии для школьников, спортивный туризм (в том числе спортивно-туристские соревнования);

- школьные обмены;

- познавательные и рекреационные коммерческие детские туры;

- оздоровление и отдых в детских лагерях.

Вторым направлением можно назвать выездной туризм:

- организация международных безвалютных обменов;

- образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.п.;

- познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе;

- выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря) [4].

Введение санкций потребовало от Ростуризма и Министерства просвещения разработки мероприятий, замещающих зарубежные направления, дополнительного регулирования данных вопросов с дружественными для нас странами.

Положительным моментом в реализации данных видов детского туризма может стать регистрация школьниками «Пушкинской карты» на сайте Госуслуг, по которой каждый из них в год может потратить 5 тыс. руб. на посещение музеев и 2 тыс. - на кинотеатры.

Турами за границу, как показывает практика, пользуются в основном частные лица, приобретающие турпакеты для своих детей,

а также предприятия, оплачивающие поездки для детей своих сотрудников за счет прибыли компании.

Чаше всего выбор падает на детские туры с хорошей базой программ отдыха и хорошо зарекомендовавшие себя на рынке детского туризма, пару десятков, это - «Согласие», «Каникулы», «Ост-Вест», «Спектрум», «Солвекс», «Аврора-Интур», «Спутник», «Дельфин» и др. [3]

Познавательные детские путешествия можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации детского путешествия их можно подразделить на плановые и не запланированные.

Они могут осуществляться по программам туристско-экс-курсионных учреждений и самодеятельно. По продолжительности путешествий выделяют: одно-, двухдневные и многодневные.

В России в сфере детского туризма работают коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена государственными и муниципальными органами управления, образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования, общественными объединениями.

Следует отметить варианты смешанного типа организации детского туризма, часто осуществляется объединение государственных дотаций с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих объединений.

Можно спрогнозировать рост спроса на одну из разновидностей детского туризма - школьный туризм, который носит сезонный характер - в школьные каникулы: вычленяют периоды по одной неделе - осенью и весной, две недели - зимой и три месяца - летом. Отдельно можно выделить межсезонный периоды и праздничные дни. Большие возможности в развитии данных направлений и снижения сезонности может стать использование школьниками современных zoom и дистанционных технологий в обучении, которые дают возможности более широко использовать тематические путешествия, совмещая их с образовательным процессом.

На современном этапе развития туризма серьезное продвижение и развитие получил также квест-туризм - довольно молодое направление туризма, которое является разновидностью приключенческого вида детского туризма. Каждый год квест-туризм становится все более и более популярным и спрос на него постоянно растет: многие школьники выбирают шпионские и авантюрные приключения, при этом акцент делается на активные виды отдыха и интеллектуальное развитие. Здесь очень важны события, лежащие в основе разработки тура [2].

Под игровым квестом понимают сюжетную игру, в которой необходимо управлять героем и идти к поставленной цели по сюжету, разгадывая различные головоломки и используя подсказки.

Квест (от англ. Quest-поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Сюжеты таких игр часто похожи на реальность, где вымышленные действия пересекаются с настоящими, в связи с чем поисковая игра завоевала признание и стала очень популярной: в рамках сюжетов игр стали использоваться фильмы, сериалы, игры ночного поиска и игры travel-questtours.

Интересным в детском туризме является questtours - туристский тур в игровой форме, где участники знакомятся с уникальными, интересными местами и достопримечательностями. Часто здесь используются интеллектуальные задания, начисление очков или баллов, что делает тур очень увлекательным и интересным.

Также интересны разновидности квест-экскурсий: пешие экскурсии, поездки на машине, рафтинг и миссии. Впервые этот вид отдыха начал реализовываться в Западной Европе и Америке, где большое разнообразие и качество заданий позволяло показать игрокам город или уникальную местность с той стороны, которую большинство из них никогда не замечало.

Некоторые этапы игры содержат так называемые CheckPoint или контрольные точки, которые включали пункты проверки присутствия команды на определенном уровне или в определенном по времени месте назначения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квесты классифицируют по следующим видам:

1. Event квесты.

2. TeamBuilding квест.

2. Квест-рум. 4. Квест-туризм.

Event квест - это игра-приключение с формированием команды на ограниченной территории: базе отдыха, территории санатория и пр. В холодное время года эти мероприятия могут быть проведены в помещении.

С помощью Event квеста можно: перемещать школьные коллективы случайным распределением по командам; помогать им познакомиться поближе; помогать сгладить извечные проблемы конфликтов между классами и т.п.

TeamBuilding квест - это командообразование, поданное в формате игры. Помимо развлекательной функции, такие мероприятия играют образовательную функцию, демонстрируя важность каждого отдельного ребят, поощряя лучших.

В основе проведения TeamBuilding лежат командные состязания школьников и включают решение логических и творческих задач, преодоление каких-либо препятствий и т.д.

Эскейп-игры, или квест-рум можно назвать экстремальным времяпровождением в игровом туризме, который строится на триллерах и детективных историях.

Интеллектуальным аттракционом можно назвать использование Эскейп-игры, во время проведения которой организаторы закрывают участников в помещения, оформленные в определенной тематике: секретной лаборатории, офиса детективного агентства, секретного бункера и др. [3] и предлагают им специальные творческие задания согласно предложенной тематике.

Могут быть использованы и другие формы детского туризма, для этого у России есть огромный потенциал для его развития: в городах и селах сосредоточены сотни культурно-исторических и ценных объектов, которые представляют огромный интерес для развития данного туристского бизнеса [2].

Все вышеперечисленное в будущем может стать интересными местами для выполнения квест-туров и вдохновить организаторов на создание необычных и увлекательных историй.

Для повышения эффективности использования квест-игры может быть разработана программа туристских пакетов, которые могут включать в себя широкий спектр услуг на маршруте [4].

Для повышения эффективности проведения мероприятий участникам можно предложить: планы-карты, открытки, буклеты, сувениры, туристские принадлежности и т.п., а дополнительными услугами (за дополнительную плату) могут стать: прокат оборудования, телефон, бытовые и почтовые услуги, питание, транспорт, прокат автомобилей, лыж, коньков, байдарок, специального снаряжения и т.п. Участникам и организаторам заранее следует обговорить все особенности организации и проведения тура.

Как показывает практика, рентабельность организации данных мероприятий очень низкая, поэтому развитие данного бизнеса в РФ требует разработки специальных мер поддержки детского туризма государством, соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу бизнеса.

Таким образом, детский туризм и его развитие является очень эффективным способом комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, оздоровительного и воспитательного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и трудовой деятельности.

За счет государственного финансирования данного направления в РФ мы можем решить не только вопросы социализации и развития молодежи, но и экономические вопросы, более интенсивного развития российского туризма в стране, что будет также способствовать росту занятости населения в этой отрасли.

Библиографический список

1. Гарифуллина Р.Г. Приоритетные направления развития детского и молодежного туризма в России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prioritetnye-napravleniya-razvitiya-detskogo-i-molodezhnogo-turizma-v-rossii/viewer (дата обращения: 07.05.2022).

2. КовалеваИ.Н., СамакаеваМ.Д. Средство привлечения туристов - событийный туризм // Научные дискуссии в эпоху глобализации и цифровизации: отечественный и зарубежный опыт: материалы XXXVII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д., 2021.

3. Квест-туризм: путешествия как гимнастика для ума. URL: https://www. buro247.ru/lifestyle/travel/kvest-turizm-puteshestvie-za-priklyucheniyami. html (дата обращения: 27.04.2022).

4. КонобееваА.Б. Реинжиниринг бизнес-процессов как метод повышения эффективности управления организацией // Маркетинг и логистика. 2020. № 3 (29).

5. МасловаЕ.В. Управление туристской фирмой: учебное пособие. СПб., 2021.

6. Митропольская-Родионова Н.В., Конобеева А.Б., Андриянова М.В. Значение стратегического менеджмента в повышении конкурентоспособности и сотрудничества международной компании // Экономическая наука-основополагающая дисциплина всеобщего развития: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. Кемерово, 2017.

7. Михайлова Е.В. Квест-технология в образовательном процессе. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/kvest-tehnologiya_v_obrazovatelnom_ processe/ (дата обращения: 07.05.2022).

8. СамакаеваМ.Д., Ковалева И.Н. Проблемы развития внутреннего туризма в Российской Федерации // Индустриальная экономика. 2021. Т. 1. № 5.

9. Стратегия развития туризма в России до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р URL: http://static.govemment.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzP AshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 27.04.2022).

10. Стратегия развития туризма до 2035 года. URL: https://strategy24.ru/rf/ news/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-do-2035-goda (дата обращения: 27.04.2022).

М.Д. Самакаева

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Московский международный университет E-mail: samakaeva-m@yandex.ru

A.Б. Конобеева

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент доцент кафедры менеджмента Московский международный университет E-mail: a.rjabowa@yandex.ru

B.И. Шариков

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Российский новый университет, г. Москва E-mail:sharikov. vi@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.