Научная статья на тему 'Современные тенденции развития российского общества'

Современные тенденции развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10444
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА / ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ / НОВАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КАРТИНА МИРА / НОВАЯ МЕНТАЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / TRANSITIONAL PERIOD / THE PROBLEMS OF SPIRITUALITY / SOCIAL CHANGES / NEW VALUE SYSTEM / PICTURE OF THE WORLD / SYSTEMATICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антропянская Лилия Николаевна

В статье рассматриваются социальные перемены в устройстве современного российского социума, а также особенности и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EVOLUTION TENDENCYS IN RUSSIAN SOCIETY

This article is about social changes in the device of the modern Russian society, as development of a features and prospects.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития российского общества»

менных границ: сначала номинально - за счет уничтожения сословий и провозглашения гражданских свобод, а затем и практически, по мере втягивания все больших масс населения в сферу государственных и гражданских институтов, распада сельской общины, урбанизации, охвата все больших масс населения государственной системой образования.

Таким образом, возникнув еще в древнеримскую эпоху, понятие нации устойчиво обозначало социальные группы, рационально организованные в рамках государств и сходных политических образований, отношения в которых строились на основе гражданско-правовой системы, то есть «цивилизации» в первоначальном, древнеримском, смысле и контексте этого слова.

При этом понятие нации, тесно коррелируя с понятием «цивилизации» как социально структурированного сообщества граждан, формируемого политическими институтами государства, противопоставлялось «нецивилизованным»,

традиционным обществам (сначала - «варварам» римских провинций, позже - «дикарям» и «язычникам» европейской колониальной периферии) с характерным для них обычным правом и другими институтами родоплеменного строя, то есть ранним этносам. Таким образом, этимология и история нации как понятия также недвусмысленно определяет нацию как устойчивую антитезу традиционной родоплеменной общине, этносу.

Таким образом, объективный характер и научная продуктивность разграничения сфер этнического и национального, предложенная авторами на основе анализа современных процессов глобализации, подтверждается и в исторической ретроспективе. При этом гипотеза одновременного участия индивида в нации и в этносе как самостоятельных социальных группах, связанных с различными социальными статусами и ролями, не только снимает противоречия при-

мордиалистского и конструктивистского подходов, разграничивая области их применения, но и дает ключ к объективному системному анализу характерных для глобализации социальнополитических процессов.

Литература

1. Сафонов А.Л., Орлов А.Д. Этнос и нация как субъекты глобализации» // Социально-гуманитарные знания -2Q11. - №4. - С. 218-232.

2. Сафонов А. Л., Орлов А.Д. Глобализация как дивергенция: кризис нации и «ренессанс» этноса // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.б (Философия, социология, политология, культурология). -Улан-Удэ, 2Q11. - С.17-23.

3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Пер с польск. - М.: Логос, 2QQ5. - С. 199-2Q1.

4. Балашов Ю.А. Разделенные народы в мировых политических процессах: история и современность. -Нижний Новгород: Изд-во «Медина», 2QQ8. - С. 3-1Q.

5. Кагиян С.Г. Нации, этносы и национализм: социально-философский анализ этно-национального дискурса [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра филос. наук: Q9.QQ.11. -М.: РГБ, 2QQ5. - (Из фондов Российской государственной библиотеки). - С. 2б.

Сафонов Андрей Леонидович, кандидат технических наук, проректор по международным отношениям Московского государственного индустриального университета, доцент кафедры истории и социологии, г. Москва, e-mail: [email protected].

Орлов Александр Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных науки филиала Московского государственного индустриального университета, г. Москва, e-mail:

[email protected].

Safonov Andrey Leonidovich, candidate of technical science, vice-rector for international relations, associate professor, department of history and sociology, Moscow state industrial university, Moscow, e-mail: [email protected].

Orlov Alexandr Dmitrievich, candidate of technical science, associate professor, department of humanitarian science, Moscow state industrial university, Moscow, email: [email protected].

УДК 316.42(470)+316.6:130.3(470)+316.752:140.8(470) © Л.Н. Антропянская

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются социальные перемены в устройстве современного российского социума, а также особенности и перспективы его развития.

Ключевые слова: переходная эпоха, проблемы духовности, социальные перемены, новая система ценностей, картина мира, новая ментальная среда, тенденции развития, системный кризис.

L.N. Antropyanskaya

MODERN EVOLUTION TENDENCYS IN RUSSIAN SOCIETY

This article is about social changes in the device of the modern Russian society, as development of a features and prospects.

Key words: transitional period, the problems of spirituality, social changes, new value system, picture of the world, systematical crisis.

Глобальные проблемы современности коснулись и государственного переустройства российского социума. Уже свыше двадцати лет происходят существенные изменения российского государства. Данный процесс неостановим во времени. Во время перестройки был резко нарушен привычный ход событий. Он стал трагичен и перспективен одновременно. Трагичность его в том, что рухнула целая система социального устроения со своими традициями и устоями. Ушла эпоха... И все же в любой системе существуют заложенные эволюционные возможности. Автору статьи перспективы видятся в более мобильной государственной политике, а также во флексибильности большей части современного населения. Это ведет к обновлению старой системы и новым возможностям улучшения жизни российских граждан.

Сегодня мы живем в переходную эпоху на оригинальном историческом отрезке времени. Следует сказать, что системный слом российской цивилизации был подготовлен всем ходом предыдущих событий и повлек за собой изменение мировоззрения населения. Современные реалии жизни заставляют человека вписываться в глобальный мир. Однако для определенной части российского населения существует реальный страх затеряться в нем, либо быть выброшенной из социума. Сам же процесс состоит из множества противоречий, но ни одна из глобальных проблем современности не может быть решена в границах только одного государства. Человек неразрывно связан с окружающим миром. Главная сила, определяющая жизнь человека - это чувство общности с другими людьми. По сути дела, он просто «приговорен» приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе. Для этого необходима его живая связь с современностью, а не социальная изоляция. Именно многоуровневость отношения человека к миру является одним важнейших критериев прогрессивного развития личности.

Изменения, происходящие в государстве, всегда проходят через сердца и души его граждан

Демокрит

Автор статьи полностью разделяет мнение В.Франкла, который полагает, что наша эра есть эра разрушающихся и исчезающих традиций. Универсальные ценности постепенно приходят в упадок, и появляется экзистенциальный вакуум, в котором люди страдают от потери смысла жизни. Самоактуализация «Я» есть следствие осуществления смысла жизни против пустоты. Именно поэтому мы согласны с мнением Виктора Франкла, который считает, что путь человека лежит через мир. Поэтому необходим интерес к изменяющемуся социальному окружению, поскольку социальная среда всегда впрямую воздействует на человека. Сам феномен присутствия в мире исключительно важен для процесса развития личности. Полагаем, что появление экзистенциального вакуума, прежде всего, приводит к потере духовности. Поддерживая точку зрения Франкла, скажем, что смысл жизни необходимо искать постоянно [1].

Неизменный интерес у людей вызывают проблемы духовности. Они относятся к числу «вечных». Сочетание духовного безверия со стихийностью исторического движения образует трагическое своеобразие нашей эпохи. Ситуация современной российской действительности связана с резкими изменениями привычных условий жизни и девальвацией привычных ценностей, нестабильностью общественных структур, изменением социального окружения, потерей привычных перспектив развития общества и уничтожением его традиционных духовных основ. Сегодня поиск этих основ является особым этапом развития личности и общества.На данный момент автор статьи склонен рассматривать социальные перемены и ломку привычных жизненных стереотипов российской действительности уже не как катастрофу, а как трансформацию человеческого сознания. В данном случае исключительно важна способность человека правильно и трезво оценить изменившуюся в стране ситуацию и как можно быстрее адаптироваться к ней. Полагаем, что здесь играют роль

и изменения человеческих эго-состояний, поскольку в конце восьмидесятых годов ХХ столетия был нарушен привычный ход вещей. Вследствие этого, большая масса населения страны лишилась привычных опор и произошла сильная психологическая ломка. Кроме того, у определенной части населения данные тенденции обусловлены меньшими перспективами в плане жизненного устройства. Однако достаточно большие слои населения сегодня довольно легко приспосабливаются к изменяющимся жизненным обстоятельствам, уверенно ориентируясь в современных условиях. Данный феномен касается не только молодых людей, но определенных слоев старшего поколения.

За последние десять лет в нашем обществе произошли большие перемены. Именно поэтому контекст современного человеческого бытия тесно связан с освоением нового социокультурного пространства. Эти динамичные условия предъявляют определенные требования к современной личности. Процесс социальной дифференциации сопровождается изменением и разрушением прежних структур, поэтому проблема целостности человеческой личности, а также ее успешной социализации (и адаптации к новым условиям) особенно часто встает в переходные моменты жизни общества. В кризисных ситуациях проявляются самые напряженные моменты становления личности. Мы согласны с мнением Л. А.Гордон в том, что одним из стержневых изменений в современном общественном устройстве государства (при переходе от административно-командной системы к системе социальной, основанной на рыночных отношениях) является расширение границ внешней и внутренней свободы членов общества. Эта свобода основана на более гибком подходе к сегодняшним условиям жизни и адаптации к ним [2].

Существующие в России социальноэкономические условия практически заставляют людей адаптироваться к ним. В связи с постпе-рестроечными событиями в стране у многих российских граждан нарушилась система моральных принципов из-за утраты бывших идеалов. Взаимодействие человека с особыми жизненными обстоятельствами и составляет сегодня особую социальную ситуацию. Человек является не только объектом, но и субъектом взаимодействия с социумом.

Однако имеющие место фиксированные формы поведения (косность и персеверация) человека, неприятие нового путем принципа экономии энергии через механизм инерции всегда мешают вписаться в современность [3]. В.Я.

Семке рассматривает социальную адаптацию как процесс включения личности в новую социальную ситуацию, обусловленную изменившейся системой межличностных отношений. В процессе адаптации происходит определенная перестройка личности как результат тесного взаимодействия индивида со средой и динамического баланса с ней [4] .Такое формирование устойчивости контактов и расширение сферы общения в социуме в большей степени предполагает и способствует эффективной реализации человеческих возможностей. По мнению В. Я. Семке, адаптация предполагает большее участие в этом процессе окружающей среды, чем самого человека. Отчасти мы разделяем данную точку зрения, здраво полагая, что окружающий нас социум уже реактивно влияет на нас, не оставляя нам возможности вернуться к прежней системе.

Обнаженный нерв эпохи провоцирует общественные ломки, которые проявляются в индивидуальных кризисах. Сегодня налицо изменения сознания россиян. Изжившая себя система существования государства предполагает задать риторический вопрос - как быть наиболее приспособленным к данному времени? И за какие ценности приходится сегодня стоять? И что такое современные социальные нормы? Антагонизм между индивидом и его общественным окружением существовал и существует всегда. Мы разделяем точку зрения В.Франкла, по теории которого человек меньше всего продукт наследственности, а в большей степени - среды, следовательно, он всегда способен к преобразованию мира. Конечно, каждый новый общественный строй несет в себе метаморфозы сознания. Личность детерминирована в двояком смысле: с одной стороны ее поведение в целом обусловлено окружающим ее социумом, в то время как с другой - она сама на него воздействует. Следовательно, любой человек всегда и везде оказывается включенным в социальный контекст. На каждом этапе развития общества у людей появляется новый стиль жизни. Новая среда имеет свои особенности, поэтому люди действуют по новым схемам поведения. У них может появиться и новый смысл жизни.

Ментальность есть состояние национального духа, опирающееся на традиции. Ментальности нации всегда присущи определенные черты. Любая ментальность складывается под влиянием всевозможных обстоятельств. Российская ментальность имеет особый характер. Ее человечность составляет особый ментальный уровень. Однако Россия - страна многонациональная; населяющие ее нации всегда оказывали на

русских большое влияние, обогащая и питая ее своими соками. Духовной основой нации, корневой и нравственной ее системой является народ. На духовные и нравственные ее приоритеты реально влияет ментальное и культурное пространство. Современная Россия переживает и духовный кризис. В.В. Налимов полагает, что сегодня мы живем на «изломе культуры», когда прежние смыслы исчерпаны, а новые еще не рождены [5]. Автору статьи близка эта точка зрения, но сегодня нам интересны тенденции развития социальной среды в стране, которой предстоит функционировать в будущем. Ментальность содержит в себе традиционные ценности и формирует образ мира. По мере развития общества возрастает фактор приспособления к нему его членов. Г.Спенсер полагает, что общество развивается в процессе естественного отбора по универсальным законам эволюции. Согласны с его точкой зрения, которая объясняет факт выживания наиболее приспособленных к жизни индивидов, поскольку человеческая психика выступает инструментом приспособления организма к среде [6]. Следовательно, человек может и должен меняться вместе с изменениями окружающей его среды.

Сегодня не один философ задает себе вопрос - каково назначение человека в современном мире? И чем сегодня представлен культурный идеал эпохи? Х.Ортега-и-Гассет говорит о воплощении данного идеала, достижимого с помощью концентрации усилий передовых людей эпохи [7]. Вслед за Ортега-и-Гассетом Карл Ясперс возлагает на культурный фактор ответственность за создание нового общественного сознания [8]. Оба они полагают, что личность изменяется, «ломаясь» под влиянием социума. Мы отчасти согласны с теорией Ортега - и -Гассета: личность, так или иначе, растворяется в толпе, толпа «стирает» личность. Общественное сознание во многом формируется с помощью процесса воспитания. Сама национальная культура обогащается переработкой и ассимиляцией на почве лучших достижений отечественной и других культур. В данном случае происходит передача главных ценностей от поколения к поколению. Вековые традиции отнюдь не являются пережитком прошлого и результатом отсталости. Они представляют собой культурную основу. Полагаем, что в результате развала СССР произошла потеря самобытности, «откат назад» в культурном смысле и поход (во многом) по чуждому для нас пути. Поэтому изменился и ментальный состав страны. Состав менталитета формируют социально-экономические условия.

Сегодня появилась совершенно новая социальная структура общества.

Во времена существования СССР происходило противопоставление идей двух миров -капиталистического и социалистического, поэтому имело место и варьирование (и даже откровенное манипулирование) массовым сознанием. Психология масс, толпы, высокого руководства существовали отдельно. Естественно, была определенная «типажность» граждан. В Советском Союзе жили организованные массы. На сегодняшний момент произошла трансформация человеческого сознания, когда людям пришлось резко менять свои воззрения и стиль поведения. Распад Советского Союза, появление и развитие нового общественного строя во многом изменили ментальность его граждан. В XXI век Россия вступила в условиях экономического кризиса, который явился следствием системного кризиса. Назревает вопрос: в чем специфика России в мировом потоке цивилизации? По своим историческим характеристикам наша страна имеет уникальнейшую культуру. Основными факторами, породившими российскую культуру, были: ее географическое разнообразие между Востоком и Западом, а также - разнообразие этнических субкультур, носители которых проживали в тесном территориальном пространстве и сотрудничестве. В результате этого Россия создала свой особый конгломерат, состоящий из синтеза европейской и восточной культур, образующих свою неповторимую, особенную культуру.

Благодаря своему геополитическому нахождению, Россия является страной с выгодным стратегическим положением, являясь в одно и то же время и западной и восточной цивилизацией. В сегодняшнюю задачу развития страны входит достижение уровня современных цивилизаций. Русский менталитет формировался в течение многих столетий, включая в себя широту души, отвагу, физическую и моральную выносливость. Кроме того, он был «разбавлен» менталитетами входящих в состав России этносов. Древняя Русь уже в силу своего византийского воспитания в определенном смысле «была Европой», то есть обладала основными предпосылками европейского культурного развития. Это происходило в силу того, что Восток и Запад единой Европы не два инородных мира, а две половины одной и той же культуры, основанной на христианстве и античности. Эти культуры всегда были внутренне объединены великим духовным наследием, воспринимаемым по-разному, но не утратившим от этого единством.

После перестройки произошло заимствование западной популярной культуры (поп-культуры), которая существенно снизила критерии определения высокого и низкого. На сегодняшний день идет сознательный отказ от ценностных критериев практически во всех сферах, а в потребительском искусстве людьми движет чисто коммерческий интерес. Он прост и безыскусен и заключается в том, чтобы создать нечто, приносящее прибыль. На наш взгляд, сильную тревогу сегодня вызывает то, что антиценности потребительской культуры подрывают общественный порядок. Это наносит непоправимый вред российскому обществу, формируя низкий уровень массовой культуры. К большому сожалению, сегодня никто не несет ответственности за потребительское, аморальное отношение к культурным ценностям. И повсеместно существующая примитивизация культур, потребностей и вкусов готовит инверсию настоящих ценностей, навязывая свои упрощенные стереотипы.

Полагаем, что лишь настоящая культура способна расширять горизонты человеческого духа, формировать глубокое, гуманистически ориентированное самосознание. Пробуждая в человеке высокую духовность, истинная культура всемерно препятствует процессу дегуманизации. Любой же инородный опыт хорош лишь в том случае, когда он служит на благо процветания собственной нации, национальной культуры и укреплению духовных сил общества. Зададим риторический вопрос: каковы традиции российской культуры, и каковы нравственные основы россиян? С нашей точки зрения это то общее в характере россиян, что позволяло и позволяет им сохранить эстетическое и этическое достоинство. Но ведь в СССР выросло и жило поколение, выросшее и привыкшее к переменам сверху. Именно поэтому оно было вынуждено мыслить и жить по законам, спущенным сверху. Постперестроечные события потребовали от людей перестройки их сознания, ускорения мобильности и готовности к скорым изменениям в социуме.

Законы общества - это объединяющий его фундамент, на котором зиждется благополучие, либо неблагополучие нации. Несомненно, россияне имеют определенные черты конкретной нации, на которую влияют и другие нации. Поэтому, под влиянием обстоятельств подобного рода, ментальность россиян способна приобретать совершенно особый оттенок. Полагаем, что произошедшие в сознании россиян метаморфозы и помогают, и мешают им удачно вписаться в

современность. В первом случае, у определенной части российского населения в силу вступают приспособительные механизмы, в то время как у другой его части подобных механизмов не существует. Динамично происходящие перемены в стране приводят человека к переоценке прежних ценностей, переосмыслению жизненных целей и задач, неизбежно подводя его к адаптации к современности и формированию нового образа «Я». Следует сказать, что распад социалистической системы, гибель советской моностилистической культуры привели российское население к поиску новых культурных моделей и идеологических современных систем. Они призваны восстановить мир как новое упорядоченное целое.

По нашему мнению, высокий уровень реформирования общества всегда зависит оттого, насколько безболезненно населению удается адаптироваться к современной ситуации в стране. На данный феномен влияет и освоение нового поведенческого кода в процессе трансформации личности в новых условиях жизни в стране. Полагаем, что взаимоотношения личности и социальной среды и составляют динамическую основу развития нового общественного строя в России. Данный тандем характеризуется наличием объективных и субъективных обстоятельств, позволяющих личности вписаться в современный социум, осуществляя свои социогенные потребности. На наш взгляд, здесь особенно важен поиск возможных путей повышения приспособительных качеств населения к изменившемуся социальному строю в России. Естественно, что довольно большая часть ее населения имеет определенные стереотипы поведения, с трудом вписываясь в современность.

В процессе развития каждая эпоха предлагает свой собственный стереотип человеческого поведения [9]. Сегодня мы живем в стремительно изменяющемся и постоянно обновляющемся социуме. Особо актуальной в контексте этих перемен остается проблема соответствия социальных ценностей и ориентиров динамично развивающейся действительности. Конечно, глобализация есть непременное условие существования государства. Неотъемлемыми чертами цивилизованного общества являются свобода и автономия его членов. Переход из второго тысячелетия в третье сопровождается информационно-технической революцией. Модернизация современной России предполагает становление новой антропогенной культуры человека, истинными ценностями которого являются нравственность, ответственность, самостоятельность

и предприимчивость. Однако современный социальный строй в России кардинальным образом отличается от предшествующего. Считаем, что эти перемены во многом обусловлены отсутствием преемственности поколений. Если до перестроечных событий существовала общая идея построения государства, то сегодня наблюдается почти полное исчезновение преемственности. На наш взгляд, следует отметить повторение опыта событий 1917 года по пресечению памяти. В это время опыт предыдущих поколений был признан во многом крайне негативным. Новые поколения строили новое государство, совершенно отринув прежнее. Нынешнее молодое поколение считает опыт своих отцов и дедов позитивным в малой степени. В Советском Союзе революционное прошлое имело крайне позитивный пример для подрастающих поколений. Но сегодня этот пример уже воспринимается новыми поколениями как резко отрицательный.

Сейчас в России существует новая система ценностей, частично повлекшая за собой социально-культурную деградацию населения. На наш взгляд, типы строителей социалистического и капиталистического строя сходятся по ряду характеристик: герой дня должен был быть энергичным при социализме и креативным, предприимчивым при современном капитализме. С нашей точки зрения, данный феномен выражает определенную закономерность развития того или другого общественного строя в России, поскольку в обоих случаях имеют место конкретные черты национального характера россиян и их социальная принадлежность.

По нашему мнению, современная обстановка такова, что именно сегодня, как никогда прежде, необходима защита духовных ценностей России, поскольку страна нуждается в возрождении духовной культуры и традиций. Уже начат поиск утраченных ценностей, способных стать опорой грядущим поколениям. Современная «питательная среда» дает возможность по-новому взглянуть на перемены в стране. Считаем, что в России идет очередной цикл обновления, возрождающий интерес к корням русской истории. В понятие ментальности входят аспекты духовных, коммуникативных и эмоциональных особенностей личности. В жизни каждого этноса культура и язык представляют собой единое целое, которое и составляет «картину мира». С помощью языка осуществляется познание мира, именно в языке проявляется самосознание личности. Именно он хранит и передает информацию, управления человеческим поведением, имея прямое отношение к ментальности гово-

рящего на нем социума. Любая нация обладает своим собственным стилем мышления и стилем жизни. В языке же проявляется национальная форма культуры. Полагаем, глубоко верна мысль А.А. Степанова о том, что именно мышление, интеллект как часть структуры личности является тем элементом, который главным образом участвует в создании продуктов разного рода [10]. Мера цивилизованности любого государства определяется, прежде всего, его культурным развитием. Поэтому, магистральным путем развития человеческой цивилизации является ее бережное отношение и к собственному прошлому, и к восприятию ценностных элементов иных культур. Полагаем, что социальнопсихологическая среда способна менять человеческое мировоззрение. Культурный синтез, «всемирность истории», «схождение культур» предполагает, что универсализм как продукт европейского сознания тесно связан с формированием исторического мышления, с истолкованием человечества как реальной соборности [11].

После перестройки в России нарушился повседневный порядок. Определенная часть населения растерялась, у многих произошла ломка характера. Понадобились новые стереотипы поведения и общения. К новым моделям адаптивного поведения людей привело произошедшее крушение социалистического строя. Сегодня социабильность является необходимым атрибутом адаптивной эволюции человека. Она направлена на активное переустройство окружающего социума «под себя». Почти целый век бытует мнение что человек как существо социальное сам способен создать сферу разума -ноосферу, идею существования которой можно понять как проективное будущее человечества [12]. Воспроизводя «дух эпохи» и устремившись в будущее, человек с помощью своих мыслей и чувств иногда способен как бы «раздвинуть» ее. Сегодня предлагается целый ряд проектов о том, как нам обустроить Россию. Кроме того, здесь происходят определенные культурные изменения. На наш взгляд, они во многом обусловлены национальным характером россиян.

По определению Н. А. Бердяева, есть внутренняя связь между национальным характером и исторической судьбой государств [13]. Кроме того, национальный характер способен фиксировать определенные культурные отличия. Каждая нация обладает определенным уровнем духовности, которая формирует в человеке нравственно-этические начала, являясь одновременно качеством и процессом эволюционного развития человека. Сегодня изучение проблем мен-

тальности и категорий духовности как никогда прежде нуждается в философском осмыслении. Такой подход должен быть направлен на формирование механизмов дальнейшего развития духовности в современном российском социуме. Без этого невозможна последующая человеческая эволюция. Истинная духовность глубоко социальна по своей природе и не может мыслиться вне общества.

По мнению автора статьи, само стремление построить новое сильное демократическое сообщество, которое опирается на принципы свободы, социальной солидарности и социально ориентированного рынка, способно привести людей к новой системе социальных ценностей и новому типу человеческих отношений. Для этого люди должны постоянно, тесно и доброжелательно контактировать друг с другом. Онтологической основой общества является коммуникация. Демократия, провозглашенная в России, опирается на ее принципы. Но с точки зрения Ю.Хабермаса, демократия постиндустриального общества не способствует сплочению общества, поскольку ориентирована скорее на отдельных индивидов и [14].

Человек есть существо историческое и обладает не только социальной природой, но и духовностью [15]. К данному постулату нас подводит теория М.Барга, который полагает, что именно духовность способна помочь человеку познать окружающий мир и себя в нем. Таким образом, человеческая сущность выявляется каждый раз на очередном историческом срезе. Категория духовности является одной из самых распространенных в русской философской литературе, хотя четкого определения данной категории еще нет. Человеческая духовность проявляется в жизни и деятельности, но может и отсутствовать у целых слоев населения. Современный человек в России находится на распутье. Повержены или исчезают привычные нравственные опоры. Культурный слой населения -интеллигенция особенно страдает от падения нравственности. Сегодня в России сталкиваются два типа культуры - традиционалистский и про-грессистский [16]. Второй тип доминирует над первым, ломая устоявшиеся стереотипы и не располагая к духовности. Полагаем, что укореняющийся синтез современных индустриальных технологий с традиционными российскими ценностями сможет помочь людям выжить в подобных условиях.

Следует отметить, что социокультурные изменения, характерные не только для России, но и для всего мира в целом, логично привели к

необходимости смены философских ориентаций. Этими изменениями явились последствия «коммуникативной революции» в России: утрата перспективы устойчивого позитивного развития, глобализация и повышение социальной мобильности. Происходящие коренные преобразования в современной России предполагают поиск оптимальной модели развития общества и государства. Сегодняшняя глобализация утверждает, прежде всего, западноевропейские нормы жизни. Но глобальный процесс сталкивается с внутренним противостоянием локальных культур. И Россия обладает своим хронотопом (Евразия) и способна дать универсальные ресурсы для развития культуры любого типа. Следует отметить, что современная социальная жизнь характеризуется динамично развивающейся сетью взаимосвязей, воплощающихся глобализацией. Самобытность российской культуры несет в себе несмешанность и мозаичность различных этнических культур, сочетая в себе их цикличность и линейность. Но тогда отсюда следует, что сама идея прогресса несет определенную жертвенность для российской культуры.

Свыше двадцати лет назад тоталитарное общество прекратило свое существование, и пост-перестроечные события привели к почти полной смене ориентиров. Современная цивилизация, теряя чувство меры, почти целиком ориентирована на прагматизм и обладание материальными ценностями [17]. Отсюда следует, что современное состояние россиянина во многом связано с тотальным отчуждением и личностной деструкцией. На фоне осуществляемых в сегодняшней России преобразований происходит сильное нивелирование человеческой значимости. К сожалению, этому способствует новая ментальная среда. Сегодняшний россиянин нередко не видит нравственных императивов, забывая традиции отечественной культуры. Автор статьи считает, что только возвращение к духовным традициям сможет исправить современное положение дел в России. Духовность же может дать возможность сегодняшнему человеку выйти из глубокого нравственного кризиса и обновить современное общество.

Любая культура есть носитель особой души и определенной идеи. Полагаем, что идеи, доминирующие в обществе, в большой степени определяют его ментальность. В соответствии с достигнутым уровнем социально-исторической

практики, уровнем духовности и материального производства, научных знаний о мире каждая эпоха ставит и решает вопрос о смысле жизни по-новому. Кроме того, становление постинду-

стриального общества расставляет новые акценты в трансформации ментальности россиян. Процессы социального расслоения привели современное общество к изменению реалий и мировоззрения. Сегодня налицо метаморфозы ментальных процессов. Сегодня можно говорить о формировании новых реалий в современном историческом процессе в России. Своеобразие современной эпохи отражается в изменениях сегодняшнего дня, дающих определенное направление на развитие жизнеспособной цивилизации, альтернативной устаревшей и потерявшей работоспособность индустриальной системе. Очевидно, закономерность развития любого общественного строя и мудрость каждой исторической эпохи состоит отчасти в том, что, с точки зрения последующей цивилизации, чувства и действия людей не совсем понятны. И все же на момент построения, они могут заключать в себе определенную истину как степень нового витка общественного роста, как выражение и отражение живых и реальных общественных отношений.

Все это наводит нас на мысль, что намечающиеся тенденции развития державы имеют под собой вполне реальную почву. Сегодня человек сам способен креативно действовать, изменяя в лучшую сторону окружающий его мир. Развиваясь, любая система существует в процессе бытия, выступая при этом как целостная единица взаимодействия человека с миром. Любой универсум, состоящий из внешнего и внутреннего миров, находится в постоянном движении. По теории И.Пригожина, нестабильность универсума преодолевается с помощью сближения этих двух миров. Каждый раз человек живет в определенной среде, преодолевая гомеостаз, изменяя среду и создавая свой многомерный мир. Он делает «сказку былью», и она приобретает черты реальности [18].

По теории В.Франкла, духовность, свобода, ответственность должны составлять смысл человеческого существования. Ментальное пространство личности образуется как постоянное, так и постепенное упорядоченное обретение им новых измерений. Человек является открытой самоогрганизующейся системой, результатом эволюции. Бесконечное развитие есть способ его бытия. Каждый раз его деятельность имеет свое развитие, изменяя окружающий мир. Становление мира человека определяет становление определенного образа жизни. По своей природе человек сложная система, существо биосоциальное, а жизнь есть постоянный процесс чело-векообразования. Ментальное пространство личности понятие становящееся. Важно сохра-

нить динамический баланс взаимодействия среды и человека. Каждый человек сам строит свой уникальный мир. Этот мир и составляет собственно самость человека, его личностное «Я». Человек таков, каков его мир. Настоящие ценности способны превратить жизненный мир личности в действительность. В разумно простроенном обществе уникальность мира отдельной личности должна быть тождественна человеческому сообществу в целом. Лишь в этом случае может пойти процесс «динамического равновесия» человека со средой. Происходящий повсеместно процесс глобализации подводит к необходимости взаимодействия культур различных социумов. В современных условиях реформирования общественной жизни России необходимо глубокое социально-философское осмысление культурного наследия российского народа и бережное его сохранение.

Сделаем выводы: философское обращение к теме трансформации российской ментальности и новым тенденциям развития России глубоко актуально. Это аспект пока недостаточно исследован, хотя исключительно важен для современного познания мира, поскольку к нуждам эпохального развития страны относится защита ее духовных ценностей. Сегодня Россия находится на пути становления правового демократического государства. Современное российское общество переживает системный кризис, ведущий к преобразованию в новое системное качество. Поэтому изменения в убеждениях разных поколений, статусных групп, произошедшие на фоне структурной и институциональной перестройки, чреваты возможностями не только разрушения, но и возрождения общества на новой ценностно-смысловой, политической и духовной основе. Если социальные отношения в своем развитии нередко создают основу для разделения общества, то культура и фундаментальные социальные ценности становятся духовным источником и механизмом общественной интеграции. Современная Россия может развивать и сохранять свои самобытные национальные качества. Амплификация данного феномена способна привести к нравственным переменам в сознании россиян, обогащая и изменяя его в положительную сторону. Стандарты нового поколения обязаны содержать в себе истинные ценности, ведущие нацию к духовно-нравственному саморазвитию.

Практическая значимость данного исследования связана с поиском адекватных путей развития страны. Нас бесконечно волнует вопрос -изменилась ли нравственная основа современного человека? Полагаем, что историческая инди-

видуальность России имеет право на свой собственный путь развития. Изменение сознания предполагает очередную форму смены мышления. Каждое поколение способно выполнять собственную значимую роль на определенном отрезке времени и определенном этапе развития общества. Происходит вечное выяснение отношений человека с окружающим миром... Духовность же, по нашему мнению, может и должна помочь сегодняшнему человеку выйти из глубокого нравственного кризиса и обновить современное общество.

Литература

1. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

2. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях / СОЦИС. - 1994. - № 8-9. - с.3-15.

3. Залевский Г.В. «Принцип экономии» в объяснении психической ригидности // Сибирский психол. журнал. -

1996. - Вып. 3. - С. 21-23.

4. Семке В.Я. Валеологический аспект интегративной антропологии // Сибирский психол. журнал. - 1996. - Вып.

2. - С. 46-52.

5. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей. - 1989. - 288 с.

6. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. - СПб.,1900. - 183 с.

7. Ог1^а-ьОа88е1 J. Man and Crisis. - N.V; 1958. -1958. - 76 р.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

9. Гумилев Л.С. Этногенез и биосфера Земли. - М.,

2007. - 216 с.

10. Степанов А.А. Онтогносеологическая концепция авторитета: автореф. дис. А.А.Степанова док. филос.наук. -Томск, 2002. - 26 с.

11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М., 1993. - 350 с.

12. Вернадский В.И. Биосфера, Т.1. - Л. - 1926. - 192 с.

13. Бердяев Н. А. Судьба России. - Ростов-на-Дону,

1997. - 232 с.

14. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке / под.ред. - И.Т.Фролова, М.: Политиздат, 1991. С.196 - 206.

15. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. -М.: Мысль, 1987. - 348 с.

16. Чешев В.В. Духовность и постиндустриальное общество // Духовность. Образование. Культура. Материалы первых северских культурно-исторических чтений, посвященных Дням славянской культуры и письменности: Томск: Изд-во ТГУ, 1996. - 265 с.

17. Катунина Н. С. Роль универсалий культуры в современном обществе. Современные подходы в биомедицинской, клинической и психологической антропологии // Материалы всероссийской конференции с международным участием в 2-х частях // Часть I. Вопросы биомедицинской, клинической психологической антропологии: под ред. проф. Н.А.Корнетова. - Томск: Изд-во «Иван Федоров»,

2008. - С. 71-75.

18. Пригожин И. Р. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 1991. - №6. - С.46-57.

Антропянская Лилия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры немецкого языка института международных отношений и языковой коммуникации Томского политехнического университета, г. Томск, e-mail: [email protected]. Antropyanskaya Liliya Nikolayevna, candidate of psychological science, associate professor, department of german language, institute of international education and communication, Tomsk Polytechnic University, e-mail: [email protected].

УДК 321.172.12 © О.В. Лобцова

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА КОРРУПЦИИ

Рассмотрены различные подходы к пониманию коррупции и особенно как социально-политического явления. Определена необходимость установления взаимосвязи административных структур с институтами гражданского общества в противостоянии коррупции.

Ключевые слова: феномен, коррупция, определения, политическая категория, социально-политическая сфера, органы власти, гражданское общество.

O.V. Lobtsova

TO THE QUESTION OF THE UNDERSTANDING OF THE PHENOMENON OF CORRUPTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.