Научная статья на тему 'Перспективы трансформации российского менталитета в постиндустриальную эпоху'

Перспективы трансформации российского менталитета в постиндустриальную эпоху Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
997
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропогенная реальность / диалог культур / ценностные ориентации / глобализация / система ценностей / антропогенная культура / стержневые изменения / социальный универсум / социальная востребованность / ментальное пространство / переходная эпоха / anthropogenic reality / the dialogue of culture / valuable orientations / globalization / value system / anthropogenic culture / core change / social universe / social necessity / mental space / social well-being

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антропянская Лилия Николаевна

Рассматриваются стержневые изменения в общественном устройстве России, социальная роль человека в современном социуме, его ментальные характеристики. Сделан вывод о том, что современное российское общество способствует возникновению и развитию новой антропогенной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is about the social role of a man in the modern world, the orientation of the personality, his new mental features and also the core changes in the social order in Russia.

Текст научной работы на тему «Перспективы трансформации российского менталитета в постиндустриальную эпоху»

УДК 101.1:316. 613+141.333

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Л.Н. Антропянская

Томский политехнический университет E-mail: antropyanskaya@mail.ru

Рассматриваются стержневые изменения в общественном устройстве России, социальная роль человека в современном социуме, его ментальные характеристики. Сделан вывод о том, что современное российское общество способствует возникновению и развитию новой антропогенной культурыi.

Ключевые слова:

Антропогенная реальность, диалог культур, ценностные ориентации, глобализация, система ценностей, антропогенная культура, стержневы/е изменения, социальный универсум, социальная востребованность, ментальное пространство, переходная эпоха.

Key words:

Anthropogenic reality, the dialogue of culture, valuable orientations, globalization, value system, anthropogenic culture, core change, social universe, social necessity, mental space, social well-being.

Смена событий в современной России представляет живой интерес для всей земной цивилизации. Процессы глобализации пронизывают все сферы деятельности страны. Сегодня вектор ее развития сильно повернут в сторону Запада. Во многом это связано с тем, что в России происходит очень быстрое изменение слоев общества. Не одно столетие она федерировала в себе и вокруг себя разные страны и народы в мощный стратегический блок. Именно в качестве континентальной империи Россия участвовала в мировой политике и отстаивала свои национальные и цивилизационные интересы. Постперестроечные же события привели к потере российской «имперскости». Полагаем, что исчезновение этого масштаба значимости серьезно повлияло на духовную и культурную системы ценностей, достаточно долго существовавших в России. Этот факт произвел обесценивание и развенчание всей национальной идеологии, оживлявшей многие поколения многонационального народа и дававшей силы и энергию для подвигов, созидания, борьбы. Учитывая национальную самоидентификацию русских (а также и других народов России) удар, наносимый по их самосознанию, может оказаться настолько сильным, что русские (равно, как и другие российские народы) могут потерять силы и не утвердить новую трансформацию своей идентичности. На наш взгляд, это может повести к умалению исторической миссии России.

Отметим, что сегодня сильно изменилось государственно-патриотическое сознание россиян. Полагаем, трудно сказать - трагическая ли случайность изменила ход истории России, либо это закономерный итог отсутствия серьезного развития экономики в последние годы существования СССР. Однако в результате постперестроечных событий мы заплатили слишком высокую цену за общественные перемены. После развала СССР ценности оказались во многом диаметрально противоположными. В итоге произошло изменение морали общества и падение уровня нравственности его чле-

нов. А главное - изменилось отношение к связующим историческим моментам. В сегодняшнем открытом обществе они рассматриваются совершенно под другим углом зрения. У членов современного социума развиваются другие потребности и намечаются новые тенденции развития. С началом перестройки пошло формирование нового образа жизни, перспектива развития и уровни свободы которого еще недостаточно определены. С нашей точки зрения, этот процесс не имеет пока достаточно рационального объяснения.

Продолжается постперестроечная эпоха, меняется российский менталитет. Каковы же перспективы его трансформации? Современная ситуация в России имеет мало аналогов. В XXI в. страна вступила в условиях системного общественного кризиса. Однако уже в конце XX в. стали очевидными тенденции развития социальной и природной среды, которой предстояло функционировать в будущем. Новая антропогенная реальность современной России во многом изменила ее прежнюю структуру, что повлекло за собой появление и новой ментальности. Следует сказать, что на сегодняшний день представление о социальном пространстве как полностью консолидированном на основе единой идеологии и разделяемых большинством людей ценностей пока не констатируется [1, 2]. Россия - страна многонациональная. На наш взгляд, возможность образования новой парадигмы культурных отношений открывает сегодня уникальные возможности формирования постсоветской идентичности в полиэтническом сообществе. При этом существует вполне реальная возможность выйти на более высокий уровень межнациональных отношений, чтобы стал возможным диалог культур. Национальную уникальность в России (равным образом и в других странах) можно охарактеризовать многими факторами: образом жизни, традициями, национальным характером. Национальный характер определяется совокупностью уникальных черт, существующих

в каждой культуре, которые представлены в определенных стереотипных реакциях и закреплены в особых установках и ценностных ориентациях [3].

Ментальность россиян представляет собой особый тип сознания. Природные черты характера россиянина трансформируются сегодня под влиянием социального универсума и изменившихся условий жизни. На настоящий момент, включенность человека в процесс глобализации предлагает развитие открытой и саморазвивающейся автономной личности. При этом имеется в виду, что процессы глобализации не должны разрушать национальные традиции. Российский менталитет имеет совершенно особые корни. В менталитете россиян государственность генетически закреплена в экономике. Русская экономическая мысль во все времена существенно отличалась от западной. Сознание россиянина несет в себе целостность этого процесса и имеет первостепенную духовно-нравственную и культурную значимость. Однако в западной цивилизации заключается ряд элементов, разрушающих эту целостность. Именно в этом мы видим внутренний и внешний конфликт бывшей и имеющейся российских культур. Однако в процессе преобразования сегодняшнего культурного «сплава» мы отмечаем и положительный момент формирования антропогенной культуры новой России.

Сегодня в России формируется образ нового времени и новой ментальности его членов. В этом «виноваты» конкретные социальные обстоятельства, всегда формирующие людей своего времени. Ломка культурных традиций и противоречия в обществе привели к тому, что нравственные ценности во многом кардинально поменялись. Поскольку Россия пережила историческое социальное потрясение, и произошло реальное изменение среды, оказались совершенно необходимыми новые формы идейно-эстетического воспитания. Сегодня появились совершенно новые ценности, процесс развития которых происходит очень быстро. Этого властно требует новое время. Анализ исторического процесса в России показал, что сегодня меняется само восприятие жизни и система моральных ценностей. Мы соглашаемся с мнением А.Г. Здраво-мыслова, что стержневые изменения в государстве всегда чреваты появлением новой системы ценностей [4]. Появляется новая антропогенная реальность, образуется новая антропогенная культура. Новая мораль изменяет взаимоотношения людей. При смене форм своего бытия люди изменяют старое сознание. Российская перестройка повлекла за собой столкновение эпох и ломку рамок. Началось помещение вещей в новый ряд, в новые отношения и целевые сцепления. Следовательно, сегодня жизненно необходимо понимание новой ментальности.

В Советском Союзе существовала общенациональная идея, предполагавшая отстаивание убеждений, построение бесклассового общества. Эта идея имела огромное психологическое воздействие на массы. Она содержала определенный запас памяти, переходящей из поколения в поколения.

Русская натура, складывающаяся исподволь, накапливала эту память. СССР была страной мультина-циональной. Считаем, что нравственные оценки людей данного времени были неизмеримо выше сегодняшних. Но уже в 70-х гг. прошлого века появилось ощутимое расслоение наций. В начале 90-х гг. прошлого столетия произошло уже сильнейшее расслоение социума. Полагаем, что крайне сложны жизнеощущения человека, попавшего в новый мир, поскольку налицо очередное разрушение традиционного уклада жизни. Люди, перестраивающие жизнь, всегда производят пересмотр основ нравственности.

После развала СССР нарушились законы сцепления, так как произошло изменение слоев общества. В результате - люди потеряли общий язык. Сегодня снова происходит смена вех. В результате произошедших стержневых изменений в народном сознании произошел сдвиг. Люди уверовали в абсолютную силу материальных ценностей. Так называемый характер народа способен трансформироваться в зависимости от общественных процессов. На этот раз XX в. своей социальной диффузией очень быстро разглядел прагматическое, утилитарное отношение верхов к жизни, и в России началась кардинальная перестройка. Происходило планомерное и быстрое обличение недавнего социалистического социума. Оптимистическая советская идеология разрушилась до основания, что повлекло за собой беспомощность и неприкаянность прежних слоев - их «падение в цене». В то же время Россия всегда была общинной страной, важную роль в которой играла интеллигенция. Постперестроечный процесс во многом оскорблял передовую интеллигенцию, понимавшую, что достойно ответить на вызовы времени нация может, лишь опираясь на самобытность, глубокое знание и понимание своей истории. Для этого необходимо извлекать из нее верные уроки, развивая те высокие нравственные качества, которые определили историческую роль русского народа в спасении мировой цивилизации от фашизма.

Ментальность есть внутренняя суть народа, нации. Это состояние духа, опирающееся на традиции. Менталитет есть совокупность мировоззренческих представлений, характерных как для отдельной личности, так и для целого народа [5]. Понятие менталитета содержит в себе устойчивую совокупность двух компонентов: образов мыслей и действий людей. Формированию новой идентичности способствуют происходящие духовные преобразования в России. По теории М. Хайдеггера человек всегда настроен на открытость миру [6]. М. Хайдеггер называет язык «домом бытия», с помощью которого человек способен устанавливать отношения с себе подобными. Кроме того, язык - это не только средство связи между людьми, но и форма мышления. Это социальный код, память и наследие человечества -мост между разными цивилизациями и этносами. Язык формирует нацию. Он всегда отражает социокультурную среду [7].

Любой народ старается сберечь свою национальную культуру, менталитет, традиции и язык. Полагаем, что в современных условиях глобализации проблема сохранения национальных культур становится актуальной для всех этносов, населяющих Россию. Интересен феномен возникновения человека «нового типа» и возможностей его устройства в новом российском обществе. Мы согласны с мнением В.А. Колычева, что каждый раз время властно требует от человека определенных изменений, поскольку появляется новая система ценностей, в результате природные черты характера трансформируются под влиянием окружающего мира и изменившихся условий жизни [8]. Сегодня человек вынужден приспосабливаться к новому образу жизни, привыкая к сложности и изменчивости окружающих явлений и необходимости вести себя более активно и самостоятельно. Кризисный период всегда чреват катастрофическими изменениями самой общественной структуры. Полагаем, что, прежде всего, необходима сохранность личностного ядра социума, которое и есть сокровище духовного развития нации. Человечность русской природы, тип и характер всегда составляли особый уровень ментальности. На наш взгляд, прежде всего, россиянина губит отсутствие духовности. Духовная основа нации, корневая и нравственная ее система есть народ. Именно эта система способна продолжать и развивать лучшие традиции нации, и питая ее соками своей истории и генезиса. Нужно помнить и о том, что Россия - страна многонациональная, впитавшая в себя ментальность других этносов и обогащенная ими.

Сегодня меняется само восприятие жизни и система моральных ценностей. Однако Россия страна специфической ментальности и принимает любые перемены в основном сверху. Именно так происходило формирование общественного мнения в СССР. Но нравственные законы заключены внутри человека. Отсюда следует, что необходимо формировать позитивное сознание членов нового социума, так как отказ от нравственных понятий может повести к возможной техногенной катастрофе. Мы полагаем, что страна нуждается в восстановлении нормальных отношений между поколениями для того, чтобы продолжалась закономерная стадия развития, исключающая грубое нарушение хронологии. Произошедшее сегодня изменение слоев общества и базисных ценностей провоцирует вопрос: какие слои общества сегодня лучше адаптируется к современным условиям? И насколько сильна новая система ценностей? Однако ни образ времен, ни опыт предыдущих поколений не могут помочь нам ответить на этот вопрос. В постперестроечной России быстро произошли изменение структур и подмена ценностей. На наш взгляд, на настоящий момент у нас нет объединяющей идеи. Основная масса людей уже исповедует (либо вынуждена это сделать) другую мораль, поскольку произошла ломка традиций и поменялась идеология. Для россиянина всегда был важен его внутрен-

ний ценз. Риторический вопрос - ради чего жить -был самым важным для российского интеллигента. В России идея часто управляла людьми, национальный характер россиянина требовал отстаивать историческую миссию российского народа.

Сегодняшнее мировое сообщество беспрестанно глобализируется. Полагаем, что современной тенденцией его дальнейшего развития является движение от культуры замкнутого социума к культуре открытого, высокомобильного, толерантного сообщества индивидуумов, способных к широкомасштабной коммуникации. Это будет настоящий прорыв к новой антропогенной реальности российского социума. Современная российская история находится в стадии своего нового становления. Изменились ритмы жизни человека нашего времени. Современные процессы, происходящие в обществе, проходят под знаком информационно - коммуникационных инноваций, существенно меняющих облик современного мира и человека в нем. Полагаем, однако, что проблемы нравственности определенного социума суть проблемы его культурного развития. В понятие культуры входит анализ обычаев и этнических признаков, представляя собой систему ценностей и идей, во многом различающихся между собой по их роли в жизни и организации того или иного общества. На наш взгляд, само изучение феномена человеческой ментальности определенной страны и эпохи дело чрезвычайно сложное и недостаточно исследованное. В целях обретения свободы личность должна иметь свой собственный ориентир и большой духовный потенциал. Автор статьи полагает, что значимая роль на новом этапе развития общества каждый раз отводится определенному поколению на определенном отрезке времени и под эгидой определенной идеи.

Есть мнение, что современная картина мира характеризуется возникновением новых форм и идеалов, выступающих в качестве ценностных смыслов. На этом фоне образуются новые целостные системы, новые подходы к жизни и культуре [9]. По своим историческим характеристикам Россия имеет уникальную культуру, состоящую из сплава множества культур народов, населяющих страну. Происходящая в мировом сообществе глобальная интеграция все более ориентируется на гуманистический смысл человеческого существования. Автор статьи придерживается мнения, что в период развития информационного общества возникает необходимость формирования и развития его новой антропогенной культуры. Для дальнейшего сохранения человеческой цивилизации и достижения совместных гуманных целей и задач должна существовать высокая духовность. Именно она и призвана создавать новую тонкую (и, в то же время, прочную) антропогенную культуру, которая содержит в себе духовное преображение человека. Данный феномен представляет собой одну из важнейших задач сегодняшней России. Судьба России как витальной цивилизации актуализируется сегодня в воссоздании синтеза особого типа, в котором тра-

диция служит не только фундаментом, но и ориентиром для пролонгированного поиска в будущем.

За века своего существования Россия создала свой особый конгломерат. Это синтез европейской и восточной культур, образующий свою неповторимую, особенную культуру. Сегодня принято считать, что проблемы нравственности современного социума во многом отличаются от таковых предыдущих поколений. Отчасти разделяя это мнение, полагаем, однако, что сама направленность личности и её ментальные характеристики действительно могут изменяться на всём протяжении человеческой жизни. Сегодня растет социальный статус интеллигенции, и россиян снова волнуют проблемы нравственности и переоценки ценностей. Новый социальный универсум необыкновенно сложен и противоречив, а социальное развитие личности складывается из множества социальных изменений. В настоящий момент проблема развития личности в России вновь имеет уникальное значение, так как напрямую связана с другой проблемой - проблемой адаптации человека к современным социально-экономическим условиям. Непреходящее значение сегодня вновь приобретает понятие интеллигентности. Оно является мерой человеческого воспитания и его культуры. Становление новой культуры в новом социальном универсуме современной России снова ставит в центр нового человека (со старыми, проверенными временем принципами), истинными ценностями которой являются нравственность, ответственность и самостоятельность решений и действий (и лишь затем -предприимчивость).

С точки зрения современной философской антропологии - культура есть образ жизни народа. Подчиняясь законам глобализации, сегодняшнее общество особенно глубоко впитывает в себе элементы разнообразных культур мира. На наш взгляд, изучение социокультурной составляющей имеет важнейшее значение в вопросе воспитания новых поколений россиян. Развитие рыночных отношений не может искоренить симпатию разных наций друг к другу. В данном случае в ряде вопросов состязательность уступает место солидарности членов нового сообщества. В этом феномене важную роль способна играть современная интеллигенция. Она призвана играть главенствующую роль в формировании нравственных позиций современного социума, его культурного начала. Культура является средой обитания людей, которую они организовывают, развивают и наполняют новыми знаниями и технологиями. Любая культура транслирует, хранит и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. Считаем, что процесс образования цивилизационно-культурных изменений общественного сознания происходит постепенно.

Каждая культура, эпоха имеет свои эталоны, этические нормы, выражает свои идеалы, которые опираются на культурные ценности. Здесь вступает в силу внутренний мир социума и национальный характер. Сегодняшняя система ценностей подвер-

глась самой простейшей трансформации. Она во многом инверсирована, поскольку произошла культурная примитивизация потребностей, вкусов и ценностей. На наш взгляд, сохранение вековых традиций отнюдь не является пережитком прошлого. Это не есть результат отсталости общества. Данные традиции должны представлять собой основу современной культуры, передачу главных духовных ценностей от одного поколения к другому. Однако на сегодняшний момент происходит серьезный поворот в сознании россиян, своеобразный трансфер их ментальности [10]. Духовная культура россиян теснейшим образом связана с национальным языком как средством выражения культуры и ее носителем.

Сам процесс становления личности и вовлечения ее в мир культуры предполагает постоянное стремление к идеалу. Отношения личности с социумом всегда исторически переменчивы, однако социум и сам заинтересован в развитии личности. Развиваясь сама, личность развивает общество, и наоборот. Культура общества создаёт личность. Основным двигателем культурного развития определенного социума являются его рафинированный слой - интеллигенция. Ей доверен высокий исторический смысл поиска новых идей и стратегий их воплощения. Сегодня российская интеллигенция как никогда прежде заинтересована в возрождении культурных традиций и их дальнейшего развития. В данный аспект входят общечеловеческие ценности, духовно-нравственное воспитание и образование, они и порождают самое дорогое в человеке - его внутреннюю свободу и желание творить добро. После революционных событий 1917 г. в стране была нарушена система социальных связей и отношений, в результате которой сильно пострадала российская интеллигенция. В постперестроечные времена она утратила свою почетную функцию просветителя народных масс. В результате этого произошла ломка ее собственной социальной структуры: интеллигенция внутренне распалась на ряд слоев. Полагаем, все же, что на фоне происходящих в современном социуме перемен, в перспективе нашу интеллигенцию ждет обновление, отвечающее новому времени с его новыми условиями и потребностями.

Стержневые изменения, произошедшие в стране, обострили ситуацию внутреннего напряжения и противоречивости, которая (в известной степени и рамках) совершенно естественна и необходима для развития и совершенствования самой личности. На наш взгляд, сегодня формирование духовно-нравственной личности на фоне постоянно изменяющегося образа мира и стремительно меняющегося социума в России как никогда ранее возможно только в диалоге культур. И это шаг различных социумов навстречу друг другу в пространстве глобализации. Полагаем, что социальная роль нашего современника отличается от таковой предыдущих поколений, поскольку современному человеку доверена роль коммуни-

катора с открытым глобальным пространством современного социума. Он обязан не пропустить очередную новую стадию развития мира, новый момент времени. С нашей точки зрения в настоящий момент необходим переход на новый уровень понимания. В переходную эпоху наш современник должен играть новую роль в социальном универсуме, обладая социальной востребованностью на фоне нового ментального пространства. Новая эпоха выковывает новый характер, и в этом сегодня очистительный момент кризиса, обогащающий нравственную картину мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропянская Л.Н. Проблема гуманистического развития общества на фоне ментальных изменений личности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 14. -С. 69-73.

2. Антропянская Л.Н. Ментальные изменения личности в новых российских социальных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды VI Междунар. научно-практ. конф. -Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - С. 285-288.

3. Сысоева Л.С. Антропологический образ культуры и его поиски на рубеже тысячелетий // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - № 3. - С. 72-74.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект Пресс, 1994. - 316 с.

5. Ахатова Б.А. Особенности этнического мировидения через призму языкового сознания // Язык и идентичность: Матер. Междунар. конф. - Алматы, 2006. - С. 23-27.

В качестве выводов отметим: человеческие ценности всегда отражаются в процессах мышления. Нравственные же ценности детерминируют поведение человека, обеспечивая смысл его жизни. С нашей точки зрения, персонифицированные ценности способны изменять отношение человека к собственному развитию, определяя новые перспективы личностного преобразования. Последние происходят не только на индивидуальном уровне, но ведут к гуманистической трансформации российского менталитета на фоне современной постиндустриальной эпохи.

6. Хайдеггер М. Время картины мира // под ред. П.С. Гуревича. -М.: Наука, 1986. - 267 с.

7. Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Наука, 1990. - 168 с.

8. Колычев В.А. Проблема переоценки ценностей в современной России. - М.: Наука, 1996. - 169 с.

9. Клочко В.Е. Самоорганизация в психических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - 174 с.

10. Волканова О.С. К вопросу о соотношении национальной и массовой культуры в современном мире // Социогуманитар-ный вестник. - 2008. - № 2. - С. 56-59.

Поступила 18.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.