СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивушкин А.С.
Ивушкин Александр Сергеевич - адвокат, Палата адвокатов, г. Москвы
Аннотация: в статье анализируются причины медленного развития конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации в 1991-2022 гг. Автор указывает на пробелы в законодательстве, которые не позволили в полном объеме применить принцип разделения властей по всей территории страны, что, в итоге, привело к отмене конституционных (уставных) судов в 2023 г. В работе содержится сравнительный анализ конституционных советов и конституционных (уставных) судов с точки зрения эффективности защиты социально-экономических прав граждан.
Ключевые слова: конституционные (уставные) суды, конституционные советы, конституционная юстиция, разделение властей.
Конституционное правосудие новейшего периода истории России является важным институтом демократизации деятельности всех уровней власти. Основной закон РФ опирается на один из главных демократических принципов - принцип разделения властей, выполнение которого способствует созданию и совершенствованию системы сдержек и противовесов. Нарушение социально-экономических прав человека нередко происходит потому, что нормативные акты, различных организаций и предприятий могут не соответствовать нормативным актам министерств и ведомств федерального и регионального уровня, которые так же, в свою очередь, могут выходить за рамки конституционности. Создание Конституционного Суда РФ имело большое значение для обеспечения соблюдения законности и защиты прав и свобод граждан. Для выполнения тех же функций на уровне субъектов федерации в 1991 г. были созданы конституционные (уставные) суды, которые в отличие от федеральных судов, входили в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что процесс формирования конституционной юстиции по всей стране шел крайне медленно. Еще в начале века Ж.И. Овсепян справедливо отмечала, что, «начиная с 1990-1991 гг. в Российской Федерации идет вялотекущий, встречающий сильную оппозицию во многих субъектах Основной причиной отсутствия в субъектах Российской Федерации региональных органов конституционного контроля, как правило, называют нехватку необходимых финансовых ресурсов в бюджетах (особенно в «дотационных» регионах)».[1].
На наш взгляд, причины неразвитости этого процесса связаны не только с финансовыми проблемам регионов. Можно согласиться с Д.А. Колесниковым, который считает, что они коренятся в отсутствии «надлежащего общероссийского законодательного регулирования» деятельности конституционных (уставных) судов. [2]. Конституция РФ не обязала субъекты создавать на своей территории Конституционные (уставные) суды, хотя и не отрицала возможность их формирования, с учетом финансовых возможностей и целесообразности их создания. Такая неопределенность неизбежно приводила к тому, что органы законодательного контроля фактически были поставлены в зависимость от тех, кого они контролировали как в плане их создания, так и в вопросах организации и финансирования. Поэтому неудивительно, что за все время их существования с 1991 по 2023 г.г. в разные годы действовало лишь 20 из 56 продекларированных различными субъектами РФ. «Конституционной нормой, препятствующей образованию органов конституционной юстиции в субъектах РФ, стала норма об отнесении судоустройства к исключительному ведению Российской Федерации. Именно она послужила сдерживающим фактором в учреждении конституционных и уставных судов и стала аргументом противников их создания в субъектах РФ».[3]. Весь период их существования была заметна тенденция к сокращению штата конституционных (уставных) судов, полномочий, а также к полному их устранению, что и произошло в Бурятии (в 2013 г. из-за отсутствия финансирования) и в Челябинской области (в 2014 г. из-за неугодного местным властям решения о транспортном налоге для пенсионеров).
В то же время деятельность конституционных (уставных) судов по соблюдению и укреплению законности высоко оценивается научной общественностью. Приводятся весомые аргументы. «Во-первых, решением конституционного (уставного) суда нормативный правовой акт признается утратившим силу, т. е. исчезает необходимость в дальнейшем его отменять. Во-вторых, это решение не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно. В -третьих, решением конституционных (уставных) судов на органы и должностных лиц может быть возложена обязанность устранить выявленный в ходе судебного конституционного контроля пробел в правовом регулировании»
Возможность оспорить конституционность того или иного закона субъекта, а также, к примеру, нормативного правового акта органа местного самоуправления значительно повышала роль конституционной юстиции на местах.[4,5,6]
Между тем, отдельные авторы научных статей предлагали вообще отменить конституционную юстицию в регионах, передав ее полномочия судам среднего звена. [7].
По нашему мнению, это делать нельзя, только конституционные (уставные) суды имеют полномочия по толкованию конституций (уставов) соответствующих субъектов Российской Федерации.
С поправками в Конституцию, предложенными Президентом в начале 2020 г., в ней появилась новая категория - «единство публичной власти», которая позволит обеспечить максимально возможное взаимодействие всех уровней власти. Это давно назревший запрос общества, который теперь реализуется на конституционном уровне, чтобы впоследствии не остаться простой декларацией. Однако, в новой редакции в ст. 118 Конституции РФ приведен список судов в государстве, но конституционные и уставные суды в нем не указаны.
В ноябре 2020 г. Госдума фактически одобрила ликвидацию конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Это произошло довольно неожиданно, без широкого обсуждения с регионами, хотя в истории конституционной юстиции Российской Федерации было немало примеров активной и эффективной работы конституционных (уставных) судов (Конституционный суд Республики Саха (Я), Уставной суд Свердловской области и др.). Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ предписано упразднить данные суды до 1 января 2023 г., что впоследствии и было сделано.
Вместо упраздненных конституционных (уставных) судов субъекты РФ могут создавать конституционные советы при региональных законодательных органах. Как справедливо отмечают авторы Гошуляк В.В. и Портнова Е.В. «по своей юридической природе и предназначению данные советы не являются судебными органами и в этой связи не могут влиять на процессы, связанные с правовой охраной конституций и уставов субъектов РФ и обеспечением их высшей юридической силы в системе законодательства субъектов РФ, в той мере, как это делали конституционные и уставные суды».[8]. Те же авторы делают вывод, что в субъектах РФ наметился переход от конституционного правосудия в сторону внесудебных форм правовой охраны их учредительных актов.[8]. Разделяя эту точку зрения, мы также считаем, что это приведет к безвозвратной утрате, ряда преимуществ судебных решений конституционных (уставных) судов по контролю за соответствием нормативных актов основным законам страны и региона, о которых говорилось выше. Исключение специализированного контроля, проводимого конституционными (уставными) судами, по нашему мнению, существенно уменьшает самостоятельность субъекта федерации и, как следствие этого, ослабляет федерализм в федеративном государстве.
Итак, мы видим, что процесс формирования судебной власти в российских регионах далек от завершенности и требует серьезного регулирования со стороны федерального законодательства. Однако, эти обстоятельства нисколько не уменьшают роль конституционных (уставных) судов, которые в тех субъектах, где они существовали, дополняли систему конституционного контроля, эффективно противостояли нарушению закона, и тем самым участвовали в реализации конституционного права граждан на судебную защиту своих социально-экономических прав.
Список литературы
1. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.) /Ж.И. Овсепян. - М.: МарТ, 2001. - С. 6.
2. Колесников Д.А. Роль практики конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в защите и развитии социальных прав человека и гражданина / Д.А. Колесников // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 5. - С. 63.
3. Синцов Г.В. Учреждение конституционного (уставного) суда как условие организационной реализации конституции (устава) субъекта Российской Федерации. / Г.В. Синцов // Наука. Общество. Государство. - 2013. - № 4. - С. 109-116 и др.
4. См.: Пантелеев В.Ю. Некоторые вопросы совершенствования законодательства о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации / В.Ю. Пантелеев // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 7. - С. 47-50.
5. Гошуляк В. В., Портнова Е. В. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации: что взамен? // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 2. С.49.