УДК /UDC 37.062
DOI 10.54509/22203036_2024_3_74 EDN WVTCMM
Зникина Людмила Степановна
доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово
Понамарева Елена Владимировна
методист центра профориентации, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» им. А. М. Тулеева, г. Кемерово
Znikina Lyudmila S.
Doctor of Pedagogy Sciences, Candidate of Philology Sciences, Professor, Professor of Foreign Languages Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Ponamareva Elena V.
Methodologist of the Career Guidance Center, A. M. Tuleyev Kuzbass Regional Institute of Professional Improvement, Kemerovo
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT THE CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS
Аннотация. Представленная статья посвящена аналитическому обобщению современных взглядов исследователей на содержание и задачи профориен-тационной работы с обучающимися. Акцентируются вопросы, связанные с изменяющимися потребностями экономики и, соответственно, квалификационными требованиями к работникам. Авторы рассматривают эту тему с позиций общей характеристики профессиональной ориентации, ранней профориентации, школьной профориентации и образовательной профориентации. Отмечено, что вопросы профориен-тационной деятельности и формирования у субъектов образовательного процесса представлений о будущей профессии являются многогранной проблемой и требуют междисциплинарных комплексных подходов. В работе приводятся нормативные и методические документы, определяющие основные тенденции развития профориентационной деятельности образовательных организаций; раскрываются проблемные зоны по актуализации профориентационной работы с обучающимися.
Abstract. The presented article is devoted to the analytical generalization of modern views of researchers on the content and tasks of career guidance work with students. The issues related to the changing needs of the economy and, accordingly, the qualification requirements for employees are emphasized. The authors consider this topic from the standpoint of the general characteristics of professional orientation, early career guidance, school career guidance and
educational career guidance. It is noted that the issues of career guidance and the formation of ideas about the future profession among the subjects of the educational process are a multifaceted problem and require interdisciplinary integrated approaches. The paper provides normative and methodological documents defining the main trends in the development of career guidance activities of educational organizations; reveals problem areas for updating career guidance work with students.
Ключевые слова: профориентационная работа с обучающимися, профориентация, ранняя профориентация, школьная профориентация, образовательная профориентация, подготовка педагогов к профориентационной работе.
Keywords: career guidance work with students, career guidance, early career guidance, school career guidance, educational career guidance, teacher training for career guidance work.
Введение
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается постоянно растущий интерес к вопросам профориентации и профессионального самоопределения обучающихся. Отправной точкой вывода профориентации на новый уровень развития послужило заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина, сделанное в ходе послания Федеральному собранию 1 марта 2018 г., о необходимости выстраивания совре-
менной профориентации, в которой «школы, университеты, научные коллективы, успешные компании должны стать партнерами» [1]. В РФ в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» начались комплексные изменения в области профориентационной работы с молодежью.
На федеральном уровне были приняты решения о реализации профориентационных проектов, направленных на содействие профессиональному самоопределению обучающихся с учетом потребностей экономики страны и регионов, подготовку высококвалифицированных кадров для современных предприятий. В этот комплекс вошел проект «Школа Минпросвещения России», цель которого - создание условий для получения качественного образования всеми российскими школьниками на основе реализации пяти «магистральных направлений». Одним из этих направлений был определен запуск ресурсов для профориентационной работы [2].
Необходимость систематизации профориентационной работы со школьниками в масштабах всей страны, интегрированной с процессами обучения и воспитания, подтвердил министр просвещения Российской Федерации С. С. Кравцов, выступая на форуме «Билет в будущее» в марте 2022 г.: «Подчеркну, что профориентация имеет колоссальный воспитательный потенциал. Благодаря профессионализму и активной позиции педагогов-навигаторов формируется интерес к выбору будущей профессии. Она дает молодежи возможность увидеть свое место в будущем страны, внести личный вклад в развитие науки, промышленности, экономики» [3].
Актуальность настоящей работы состоит в возросшей значимости профориентационной работы с обучающимися и оценке потенциала образовательных учреждений в этой деятельности.
Целью статьи является выявление современных тенденций развития профориентационной работы с обучающимися, обоснование значимости этой работы в связи с возрастающими требованиями к обеспеченности высококвалифицированными кадрами отечественного рынка труда. Задачей статьи является аналитическое обобщение научных взглядов исследователей по проблемам профориентационной работы, описание современных практик этого направления, рассмотрение понятийного поля терминов «ранняя профориентация», «школьная профориентация» и «образовательная профориентация».
Научную новизну статьи представляет попытка анализа условий, в которых должны быть реализованы
намеченные планы и стратегии профориентационной работы, отвечающие современным запросам рынка труда, в том числе и на региональном уровне.
Полученные результаты определяют перспективность исследования данного вопроса, а именно - могут быть использованы на практике при подготовке педагогов к проведению профориентационной работы с обучающимися в процессе дополнительного профессионального образования.
Методология
Вопросы профориентационной деятельности образовательных учреждений, значимости формирования у субъектов образовательного процесса представлений о будущей профессии являются многогранной проблемой и требуют междисциплинарных комплексных подходов к решению поставленных задач с позиций педагогики, педагогической психологии, социологии, региональной экономики, социальной философии.
Методологической основой аналитического изучения проблем профориентационной работы явились исследования Л. С. Выготского, который рассматривал профориентацию с позиций воспитания в социально обусловленном процессе [4].
Авторы опирались также на работы ведущих исследователей по этому направлению: А. Д. Троешестова и О. В. Васильева (о смещении профориентационной работы в регионах от школ в многопрофильные университеты) [5]; О. С. Пестерниковой (профориентацион-ная работа в школах — «реклама» вузов для привлечения абитуриентов) [6]; М. П. Нечаева и С. Л. Фроловой (профориентация — это условия для интеллектуального, эстетического, физического развития личности) [7]; В. Н. Пронькина, Д. А. Махотина (возможность решения вопросов социализации и формирования общих ценностей обучающихся) [8] и др.
Выводы и предложения авторов статьи опираются также на опыт работы методистов центра профориентации Кузбасского регионального института развития профессионального образования им. А. М. Тулеева.
Результаты
Заинтересованность различных субъектов (органов власти, образовательных организаций, школ, работодателей, родителей и самих учащихся) в результатах профориентационной работы находит свое подтверждение во многих научных исследованиях и практико-ориенти-рованных разработках. При изучении основных направлений профориентационной работы мы обращались к идеям Л. С. Выготского о воспитании, что позволило нам рассматривать профориентацию как социально
обусловленный процесс, формирующий «в человеке нравственные качества, актуальные в обществе» [4], в котором первичным элементом выступает ранняя профориентационная работа с детьми и подростками.
С 2018 г. в РФ реализуется национальный проект «Образование», ориентированный на комплексные структурные изменения в области профориентационной работы с молодежью, выраженные в постановке проблемной цели, разработке содержательного наполнения проектов профориентационной тематики, уточнении субъектов их реализации. Несомненная актуальность профориентационного минимума в масштабах страны определена как долгосрочными, так и острыми «вызовами времени», предъявляющими особые требования к работнику и возможностям самоопределения человека в динамично меняющейся и слабо предсказуемой социально-профессиональной среде. Независимо от того, как будут развиваться события в средне- и долгосрочной перспективе, любой путь развития российской экономики требует формирования системы подготовки мотивированных мобильных работников, имеющих различный профиль, уровень и тип квалификации (профессиональной или полипрофессиональной).
Одним из важнейших направлений в профориентационной работе стал проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», ориентированный на школьников 6-11-х классов. Уникальность проекта заключается в комплексной диагностике навыков с помощью тестирования и погружения в профессию посредством практических мероприятий, в том числе в ведущих компаниях страны. Проект «Билет в будущее» реализуется Министерством просвещения России в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в национальный проект «Образование». Планируется, что более миллиона школьников станут участниками проекта [9].
Важным ориентиром в развитии профориентации признано укрепление связки всех уровней образования - от школы до вуза, которые, как отметил В. В. Путин в Послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 г., «должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей». Это необходимо для того, чтобы «сегодняшние подростки стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. На это направлен новый национальный проект "Кадры"» [3].
Именно на этапе реализации проектов в «единой логике» возникли первые трудности, связанные с распределением воспитательного, методического и профессионально ориентированного участия исполнителей в достижении поставленной цели. Причем оказа-
лось, что многое определяется самим понятием «профессиональная ориентация».
В отечественной педагогической науке термины «профессиональная ориентация» и «профориентация» рассматриваются исследователями как синонимы, основной характеристикой которых является системность.
Под «профессиональной ориентацией» или «профориентацией» понимается:
- система мероприятий по подготовке к профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер);
- система воспитательной и образовательной работы в школах (Л. А. Йовайша);
- система взаимосвязанных компонентов: профессиональное просвещение, профессиональные консультации, профессиональная психодиагностика и адаптация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональное воспитание (Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко);
- система научно-практической и научно-методической деятельности различных государственных, корпоративных и общественных институтов (Н. Ф. Родичев, Л. Н. Куртеева, С. А. Осадчева) [10-12].
Существуют и другие интерпретации: И. А. Фирсова определяет профессиональную ориентацию как «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретически и практически знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [13, с. 5].
Проведя анализ понятийного поля «профессиональная ориентация», мы сделали вывод о том, что данный феномен обладает рядом особых признаков, а именно:
- профориентация представляет собой совокупность мер или мероприятий, организуемых педагогами в рамках специальной деятельности школ;
- профориентация обеспечивается разноуровневой постановкой задач профориентации в зависимости от согласованности интересов разных субъектов, в том числе с учетом возраста контингента;
- на начальном этапе - выявление социальных нужд в тех или иных профессиях - с одной стороны, и потребностей потенциальных трудящихся в профессиях - с другой;
- следующий этап - определение соответствия потенциала профориентируемых видам труда и обеспечение психолого-педагогического сопровождения процедуры выбора будущей профессии;
- завершающий шаг - своевременное привлечение и закрепление профориентируемых к месту работы. Решение этих задач ложится на вузы и работодателей.
Согласимся с исследователями, что профориентация - это «совокупность (либо комплекс) мер или мероприятий, ориентированных на выявление потребностей общества в различных профессиях и способностей индивидов к соответствующим видам деятельности, а также выявление социальных нужд в тех или иных профессиях у потенциальных трудящихся, определение соответствия потенциала профориентируемых видам труда и обеспечение психолого-педагогического сопровождения процедуры выбора будущей профессии, своевременного привлечения и закрепления профориентируемых к месту работы и т.д.» [14, с. 85].
На кого же в первую очередь возлагается ответственность за решение поставленных задач? Ряд исследователей отмечает [6; 15], что объединяющим звеном в этой деятельности должен взять на себя вуз, проф-ориентационная работа которого связана, с одной стороны, с взаимодействием со школами вплоть до этапа приема абитуриентов в вуз, с другой - с взаимодействием с работодателями, которые ждут от вуза высококвалифицированных специалистов. В рамках вуза профориентационная работа может реали-зовываться на нескольких уровнях: уровне вуза, института/факультета, кафедры, отдельной образовательной программы. Согласованные действия субъектов профориентации призваны стать залогом успешного профессионального самоопределения учащихся [15].
Этого же мнения придерживаются А. Д. Троешес-това и О. В. Васильева, чьи работы свидетельствуют о неспособности школ в современных условиях в одиночку решать задачу по подготовке квалифицированных специалистов для предприятий в регионах. Поэтому«центр тяжести» профориентационной работы в регионах постепенно смещается от школ в многопрофильные университеты [5].
Придерживаясь позиции приоритетной роли вузов в профориентации школьников, О. С. Пестерникова отмечает также, что непосредственно профориентационная работа может выступать средством пиара. Это позволяет вузу привлечь новых студентов и увеличить количество заявок на поступление, ведь «чем лучше старшеклассники осведомлены о вузе, тем больше шансов, что они выберут именно его для поступления». Кроме того, профориентационная работа «позволяет вузу укрепить свою репутацию и авторитет в глазах общественности. Если вуз показывает свои результаты деятельности, делится опытом, сотрудничает с различными организациями, это показывает, что он не только предоставляет качественное образование, но и заботится о своих студентах и своей репутации» [6, с. 80].
Более широко понятие профориентации рассматривают В. Н. Пронькин, Д. А. Махотин, В. В. Кинелева и Н. Ф. Родичев, представляя ее как аспект социализации и формирования общих ценностей, которые необходимо решать уже в школе. Опираясь на результаты исследований, подтверждающих, что человек усваивает нормы поведения, ценности общества, в котором живет, через наблюдение за поведением и традициями этого общества, они отметили, что этот же механизм действует при приобретении и профессиональных знаний, умений и навыков, а также погружении в профессиональную среду. Данный механизм можно с успехом использовать и для формирования системы ценностей молодежи - через передачу ценностей труда и профессиональной деятельности в процессе профориентационной деятельности. В данном случае речь идет о непосредственном воспитании, рассматриваемом как воспитательный потенциал личности, связанный с возможностями и ресурсами личности и/или педагогической системы, которые при определенных педагогических условиях в школе или вузе могут стать источником их развития, самоопределения и самосовершенствования [8].
Некоторые исследователи возлагают проблемы профориентационной работы на консультационные практики, выделяя психологический фактор отсроченного влияния результатов профориентационной работы (профессионального выбора) на физическое и психологическое состояние человека. В частности, на это указывают Н. С. Пряжников и М. В. Белоусов в своей работе, посвященной феномену профессионального выгорания личности специалиста в процессе профес-сиогенеза. Указываются факторы выгорания, связанные с жизнью человека, когда нереализованные цели, неоправданные ожидания или просто травмы детства «не дают ему покоя, иногда побуждая его как-то компенсировать все это в последующих жизненных выборах и соответствующих действиях. С одной стороны, это может в чем-то успокоить человека, помочь ему обрести внутреннее равновесие, но, с другой стороны, чаще дезориентирует его, порождая неоправданные (или давно уже морально устаревшие) невротические ожидания, провоцирующие ошибочные карьерные и жизненные выборы». На взгляд исследователей, эта практика еще недостаточно освоена в российских организациях, хотя имеется определенный зарубежный опыт [16].
Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать вывод, что большинство исследователей склонны считать, что «центр тяжести» профориентационной работы должен возлагаться на школы.
В этой связи считаем целесообразным рассмотреть понятия «ранняя профориентация», «школьная профориентация» и «образовательная профориентация», так как именно этими терминами обозначают область «общей» профориентации обучающихся.
В настоящее время в нормативных документах федерального и регионального уровней и научно-педагогической литературе нет единства в понимании термина «ранняя профориентация». Г. В. Резапкина, отмечая противоречивость мнений о ранней профориентации, пишет: «У ранней профориентации достаточно сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы - ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать. Противники представляют себе школьников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые, которые озабочены судьбами отечественной экономики» [17, с. 208]. Так, известный ученый в области психологии М. В. Вечер утверждает, что «ранняя профориентация может воплощать простую, но в чем-то ключевую идею: чем раньше, тем лучше» [18, с. 108]. Опираясь на многолетний опыт, она утверждает, что ранняя профориентация является уникальным фундаментом, объединяющим всех участников образовательного процесса. На его основе закладываются базовые социальные и метапредметные умения и навыки, открываются перспективы для выявления способностей и разностороннего развития личности.
Целевые ориентиры и содержание деятельности напрямую зависят от того возраста обучающихся, который закладывается в понятие «ранняя профориентация». В настоящее время наиболее распространенными вариантами возраста для «старта» профориентационной деятельности являются: 3 года, 7 лет (1-й класс) и 12 лет (6-й класс). Так, федеральный проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» ориентирован на школьников, начиная с 6-го класса [9], тогда как целевая аудитория долгосрочного межведомственного профориентационного проекта «Сто дорог - одна моя», реализуемого в Кемеровской области - Кузбассе, - учащиеся 1-11-х классов. Цель этого проекта - совершенствование профориентационной работы по реализации личностного и профессионального потенциалов обучающихся, обеспечению их профессиональной успешности в какой-либо сфере деятельности.
Непреложным условием успешности ранней профориентации выступает обязательный учет особенностей возрастного развития на каждом этапе детства (дошкольном, младшем школьном, раннем подрост-
ковом). Поэтому программа ранней профориентации должна выстраиваться на методологической основе личностно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию [10].
Если понятие «ранняя профориентация» связано с возрастом обучающихся, то понятие «школьная профориентация» ограничивается локализацией участников профориентационной работы. В современной научно-педагогической литературе практически не встречается определение данного термина. И. С. Сергеев под школьной профориентацией предлагает считать широкую группу подходов и моделей организации профориентационной работы со школьниками, реализуемых полностью или частично в пространстве образовательного процесса школы. Однако ученый считает, что термин не является общепринятым научным, но довольно широко применяется в научном образовательном сообществе при описании различных аспектов профориентационной работы со школьниками [7].
С течением времени, когда быстро изменяются социально-экономические условия в стране, также быстро происходят изменения в профессиональной ориентации: меняются целевые ориентиры, пересматривается содержание, определяются актуальные средства, разрабатываются новые подходы и т.д. Характерными особенностями настоящего времени М. В. Вечер называет то, что становится сложнее прогнозировать образовательный маршрут личности с учетом меняющихся иерархий профессиональных, надпрофессиональ-ных и универсальных жизненных умений и навыков. Поэтому задача психолого-педагогического и родительского сообществ заключается в фасилитации (способствовании) [19], а не жестком навязывании детям какой-то предопределенной траектории профессионального будущего с учетом жизненного опыта, психологические компоненты которого, включающие нравственные и социокультурные ценности, не оспариваются, но их роль в новых жизненных ситуациях может меняться [15].
Понятие «образовательная профориентация» более объемное, чем ранняя и школьная профориентация. Оно было введено в 2022 г. И. С. Сергеевым [20]. Первые подходы в рамках образовательной парадигмы начали формироваться в середине XX века. Один из таких подходов - воспитательный - нашел отражение в идее трудового воспитания, которое необходимо начинать с раннего возраста, формируя ценностно-смысловые основы для последующего профессионального выбора. При этом само трудовое воспитание понималось достаточно упрощенно: приучение детей к труду.
В настоящее время образовательная профориентация как педагогическая категория еще формируется,
единого понятия, отличного от других видов профориентации, в исследованиях нет. В основном образовательная профориентация представлена комплексом программ и проектов, включенных в массовую образовательную практику и направленных на формирование у обучающихся знаний, умений, компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного социально-профессионального самоопределения.
Итак, в качестве социального института, который может наиболее результативно осуществлять проф-ориентационную работу с обучающимися, большинство исследователей рассматривает общеобразовательную школу.
Однако в настоящее время существует «дефицит ресурсов», затрудняющий реализацию профориен-тационной работы с обучающимися в условных рамках профориентации, рассмотренных выше - ранней, школьной или образовательной. Особенно это касается школ. Еще раз сошлемся на И. С. Сергеева, отмечающего «отсутствие специально отведенного времени и места в школьном образовательном процессе, а также подготовленного специалиста для осуществления такой работы. Также можно констатировать нехватку обоснованных научно-методических средств. Система социального партнерства работодателей и организаций профессионального образования остается ненастроенной. Участие родителей, которые на практике нередко обладают «решающим голосом» при формировании их детьми своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, не предусмотрено в явном виде и может вступать в противоречие с профориентационной работой, проводимой в общеобразовательной организации, а в ряде случаев носить деструктивный характер» [20, с. 117].
Для работы с вышеуказанными проблемами, как показывает проведенный анализ научно-педагогических источников, наилучшей практикой считается так называемый дуальный подход, то есть сочетание в рамках школьной программы мероприятий по выстраиванию карьеры с опытом работы на реальных рабочих местах. Такой подход позволяет разобраться с выбором профессии и критически оценить связь между образованием и будущей работой [21].
Сформулируем авторское видение преодоления некоторых проблемных зон профориентационной работы через следующие принципы:
- принцип моделирования - разработка научно обоснованного содержательного наполнения проф-ориентационной работы с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- принцип регионализации - обогащение опытом региональных, муниципальных и школьных практик профессиональной ориентации обучающихся;
- принцип профессиональной поддержки - реализация программ повышения квалификации педагогов школ и других специалистов, осуществляющих проф-ориентационную деятельность в образовательных организациях;
- принцип системности - привлечение в профориен-тационную работу школ организаций высшего образования, работодателей, центров занятости населения;
- принцип индивидуальности и дифференциации -разработка и реализация профориентационных программ, предусматривающих поддержку обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз отметить, что в XXI веке проблема профориентации обучающихся вошла в число важнейших государственных проблем, поскольку в условиях современной экономики значительно возросли требования к содержанию и качеству профессиональной подготовки специалистов, которые напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения школьников [7].
Основные идеи и тенденции профориентационной работы с обучающимися не являются чем-то новым и неизученным, но в связи с некоторым «затуханием» их реализации в последнее время обозначены как особо актуальные. К ним относятся такие ориентиры в совместной деятельности педагогов, психологов, социологов, как ранняя профориентация, школьная профориентация, образовательная профориентация. Реализация педагогического потенциала именно этих направлений в ходе исследования представлена как актуальная тенденция развития профориентацион-ной работы с обучающимися.
Объединяющая идея представленных тенденций состоит в том, что профориентацией необходимо начинать заниматься как можно раньше.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что в настоящее время значение проф-ориентационной работы с молодежью приобретает все большую значимость. И это связано в первую очередь с глубинными изменениями в экономическом развитии страны и регионов, требующих решения задач в подготовке высококвалифицированных кадров. Знакомство с современными исследованиями в данной области подтвердило, что вопросы профориентационной деятельности образовательных учреждений являются
многогранной проблемой и требуют междисциплинарных комплексных подходов к решению поставленных задач с позиций педагогики, педагогической психологии, социологии, региональной экономики, социальной философии.
Анализ показал, что заявленная проблема рассматривается исследователями с позиций разных направлений профориентационной работы, которые обозначены в педагогических трудах как ранняя профориентация, школьная профориентация и образовательная профориентация. Реализация педагогического потенциала именно этих направлений в ходе исследования представлена как актуальная тенденция развития профориентационной работы с обучающимися.
Исследование подтвердило, что в организации профориентационной работы существуют значительные проблемные зоны, а именно в сложившейся социально-экономической реальности в результатах профориентационной работы заинтересованы различные субъекты - органы власти, организации профессионального образования, школа, работодатели, но «центр тяжести» в решении профориентационных задач по-прежнему остается на образовательных школах. Это, безусловно, требует от педагогов наличия определенных компетенций, разработки необходимого методического обеспечения к осуществлению профориентационной работы с обучающимися. Поскольку школы в одиночку не могут эффективно осуществлять профориентацию обучающихся, необходимо объединение усилий всех заинтересованных субъектов.
Авторами сделано предложение о целесообразности осуществления методического и психолого-педагогического обеспечения подготовки педагогов к этому виду деятельности в организациях дополнительного профессионального образования.
Литература
1. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71788764/#review (дата обращения: 10.07.2024).
2. Проект «Школа Минпросвещения России» : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://smp.edu.ru/ (дата обращения: 10.07.2024).
3. Кравцов С. Профориентация имеет колоссальный воспитательный потенциал [Электронный ресурс] // сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/press/6195/ sergey-kravcov-proforientaciya-imeet-kolossalnyy-vospitatelnyy-potencial/ (дата обращения: 10.07.2024).
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, Астрель, Люкс, 2005. 671 с.
5. Троешестова Д. А., Васильева О. В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодежи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 125-131.
6. Пестерникова О. С. Профориентационная работа вуза со старшими школьниками как средство PR // Научный альманах. 2023. № 5-1. С. 78-80.
7. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. Т. 16. № 2. 2017. С. 9-16.
8. Пронькин В. Н., Махотин Д. А., Кинелева В. В., Роди-чев Н. Ф. Воспитательный потенциал профориентации: взгляд нового поколения // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 3 (50). С. 97-115.
9. Министерство просвещения Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://edu. gov.ru/national-project/projects/success/ (дата обращения: 28.02.2024).
10. Зеер Э. Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3-4. С. 30-36.
11. Йоваша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников М. : Педагогика, 1983. 129 с.
12. Родичев Н. Ф., Куртеева Л. Н., Осадчева С. А. Гармонизация представлений о воспитании и профессиональной ориентации // Известия Российской академии образования. 2022. № 3. С. 108-123.
13. Фирсова И. А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы Финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 4-7.
14. Разливинских И. Н., Стерхова Н. С., Милованова Л. А. Анализ понятийного поля проблемы организации профориен-тационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 74-83.
15. Прохоров А. В. Университет как субъект профориентационной работы со школьниками // Вестник Тамбовского университета. 2020. Т. 25. № 187. С. 15-20.
16. Пряжников Н. С., Белоусов М. В. Феномен профессионального выгорания личности специалиста в процессе профес-сиогенеза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3 (64). С. 76-86.
17. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М. : Генезис, 2005. 208 с.
18. Вечер М. В. Психологические аспекты ранней профориентации обучающихся с разными стартовыми возможностями // Научное мнение. 2023. № 3. С. 106-112.
19. Турчин А. С., Дьячков А. А. Педагогическая психология : учебное пособие (для курсантов). СПб. : Изд-во СПВИ войск национальной гвардии, 2020. 102 с.
20. Сергеев И. С. Профориентационный минимум: противоречия и дефициты как источник развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 4. С. 111-130.
21. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. 2016. № 2. С. 62-64.
Reference
1. Poslanie Prezidenta RF V. V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF ot 1 marta 2018 g. [Message of the President to the Federal Assembly 02.29.2024]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71788764/#review (accessed 10.07.2024). (In Russian).
2. Proekt "Shkola Minprosveshhenija Rossii". Oficial'nyj sajt [The project "School of the Ministry of Education of Russia". Official website]. URL: https://smp.edu.ru/. (accessed 10.07.2024). (In Russian).
3. Kravcov S. Proforientacija imeet kolossal'nyj vospitatel'nyj potencial [Career guidance has enormous educational potential. Website of the Ministry of Education of Russia]. URL: https://edu.gov. ru/press/6195/sergey-kravcov-proforientaciya-imeet-kolossalnyy-vospitatelnyy-potencial. (accessed 10.07.2024). (In Russian).
4. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija [Educational psychology]. Moscow, 2005, 671 p. (In Russian).
5. Troeshestova D. A., Vasil'eva O. V. Sistema professional'noj orien-tacii uchashhihsja, privlechenija i soprovozhdenija talantlivoj molodezhi v universitete [The system of professional orientation of students, attraction and support of talented youth at the university]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 7, pp. 125-131. (In Russian).
6. Pesternikova O. S. Proforientacionnaja rabota vuza so starshimi shkol'nikami kak sredstvo PR [Vocational guidance work of the university with high school students as a means of PR]. Nauchnyj al'manah, 2023, no. 5 (1), pp. 78-80. (In Russian).
7. Nechaev M. P., Frolova S. L. Sovremennoe osmyslenie problem proforientacii obuchajushhihsja [Modern understanding of the problems of vocational guidance of students]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal GAUDEAMUS, 2017, vol. 16, no. 2, pp. 9-16. (In Russian).
8. Pron'kin V. N., Mahotin D. A., Kineleva V. V., Rodi-chev N. F. Vospitatel'nyj potencial proforientacii: vzgljad novogo pokolenija [The educational potential of career guidance: a new generation's view]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2022, no. 3 (50), pp. 97-115. (In Russian).
9. Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt [Ministry of Education of the Russian Federation. Official website]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/suc-cess/. (accessed 28.02.2024). (In Russian).
10. Zeer Je. F. Sodejstvie professional'nomu samoopredeleniju obu-chajushhihsja v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovi-jah [Promotion of professional self-determination of students in modern socio-economic conditions]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, 2013, no. 3-4, pp. 30-36. (In Russian).
11. Jovasha L. A. Problemy professional'noj orientacii shkol'nikov [Problems of professional orientation of schoolchildren]. Moscow, 1983, 129 p. (In Russian).
12. Rodichev N. F., Kurteeva L. N., Osadcheva S. A. Garmonizacija predstavlenij o vospitanii i professional'noj orientacii [Harmonization of ideas about education and professional orienta-
УДК/UDC 376.545
DOI10.54509/22203036_2024_3_81
EDN ZXKNDE
Щербинина Ольга Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома
Грушецкая Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома
tion]. Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija, 2022, no. 3, pp. 108-123. (In Russian).
13. Firsova I. A. Proforientacionnaja rabota v sisteme razvitija obrazovanija: opyt raboty Finansovogo universiteta [Career guidance work in the education development system: the experience of a Financial University]. Upravlencheskie nauki v sovremennom mire, 2015, vol. 2, no. 1, pp. 4-7. (In Russian).
14. Razlivinskih I. N., Sterhova N. S., Milovanova L. A. Analiz pon-jatijnogo polja problemy organizacii proforientacionnoj raboty s uchashhimisja mladshih klassov obshheobrazovatel'nyh shkol [Analysis of the conceptual field of the problem of the organization of career guidance work with primary school students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2022, no. 4, pp. 74-83. (In Russian).
15. Prohorov A. V. Universitet kak sub#ekt proforientacionnoj raboty so shkol'nikami [The University as a subject of career guidance work with schoolchildren]. Vestnik Tambovskogo universiteta, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 15-20. (In Russian).
16. Prjazhnikov N. S., Belousov M. V. Fenomen professional'nogo vygoranija lichnosti specialista v processe professiogeneza [The phenomenon of professional burnout of a specialist's personality in the process of occupational genesis]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija, 2023, no. 3 (64), pp. 76-86. (In Russian).
17. Rezapkina G. V. Psihologija i vybor professii [Psychology and the choice of profession]. Moscow, 2005, 208 p. (In Russian).
18. Vecher M. V. Psihologicheskie aspekty rannej proforientacii obuchajushhihsja s raznymi startovymi vozmozhnostjami [Psychological aspects of early career guidance for students with different starting opportunities]. Nauchnoe mnenie, 2023, no. 3, pp. 106-112. (In Russian).
19. Turchin A. S., D'jachkov A. A. Pedagogicheskaja psihologija. Uchebnoe posobie (dlja kursantov) [Pedagogical psychology. Textbook (for cadets)]. Saint Petersburg, 2020, 102 p. (In Russian).
20. Sergeev I. S. Proforientacionnyj minimum: protivorechija i deficity kak istochnik razvitija [Vocational guidance minimum: contradictions and deficits as a source of development]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2023, vol. 11, no. 4, pp. 111-130. (In Russian).
21. Sidakova L. V. Sushhnost' i osnovnye priznaki dual'noj modeli obu-chenija [The essence and main features of the dual learning model]. Obrazovanie i vospitanie, 2016, no. 2, pp. 62-64. (In Russian).
Shcherbinina Olga S.
Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Kostroma State University, Kostroma
Grushetskaya Irina N.
Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Kostroma State University, Kostroma