Современные тенденции развития познавательного интереса бакалавров технического Вуза к иностранному языку
Волкова Светлана Леонидовна,
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный Морской технический университет
E-mail: svetlanavolkova2008@yandex.ru
Цапаева Юлия Александровна,
старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: piglusha@mail.ru
Целью работы является выявление зависимости результативности обучения иностранному языку бакалавров технического университета от уровня развития их познавательного интереса к данному учебному предмету с учетом современных тенденций его развития. Задачей исследования является обоснование целесообразности развития познавательного интереса к иностранному языку для повышения качества знаний обучающихся. Гипотеза исследования состоит в том, что предполагаемое возрастание познавательного интереса бакалавров технического университета к изучению иностранного языка будет способствовать дальнейшей оптимизации данного образовательного процесса. Методы исследования: методы анализа научно-педагогической литературы, методы обобщения педагогического опыта, методы сбора данных и их систематизации. Результаты исследования показали, что развитие познавательного интереса бакалавров неязыкового вуза к иностранному языку в современной образовательной среде способствует повышению эффективности обучения данному учебному предмету.
Ключевые слова: иностранный язык; интерес; мотивация; процесс обучения; развитие познавательного интереса, учебная деятельность, современные тенденции развития.
Логическое становление ценностных устремлений, запросов, необходимых потребностей и целей бакалавра высшего учебного заведения, являющегося самостоятельной личностью в роли субъекта учебного процесса в ситуации актуальной образовательной среды находится в непосредственной зависимости от социально-экономической и политической обстановки в Российской Федерации и за рубежом, а также от современных культурных и лингвострановедческих реалий.
Сейчас происходит формирование потребностей общества в глубоком знании иностранного, особенно английского языка, необходимого средства коммуникации, например, не только в профессиональной деятельности будущих инженеров, но и для выяснения стратегических планов различных стран. В связи с этим именно в наши дни происходит формирование социально востребованного заказа на особенно практическое глубокое знание иностранного (английского приоритетно) языка гражданами нашей страны, то есть в качестве приоритетных направлений иноязычного образования можно отметить повышение статуса иностранного языка, успешная мотивация и функциональная направленность его освоения. В настоящем контексте определенно значима в процессе изучения иностранного языка устойчивая мотивация обучающихся к овладению данным предметом образовательного плана, поскольку главенствующим мотивом учебной деятельности, который точно соответствует природе мышления людей и при этом направляет личность бакалавра на освоение способами познания и знаниями является именно познавательный интерес к овладению этой дисциплиной.
Считаем важным ответить на закономерно возникающий вопрос о важности познавательного интереса, то есть в связи с чем он представляется настолько значимым для процесса обучения иностранным языкам, как, впрочем, и для изучения любого другого предмета учебного плана. Это связано с тем, что в данном исследовании изучаются студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, то есть находящиеся по шкале возрастной периодизации ещё в юношеском возрасте; а в этом возрасте в основе профессионального самоопределения будущих сотрудников многопрофильных производств превалируют именно познавательные интересы, происходящие из потребности личностной ориентации в действительности и являющиеся движущей силой и источником вдохновения для получения новых знаний для бакалавров как полноправных участников учебной деятельно-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см о см
сти. Это происходит, так как интерес к познанию, в данном случае иностранного языка как предмета гуманитарного цикла, является одной из составляющих, ускоряющих механизмы восприятия и овладения иноязычной речью посредством активации познавательной деятельности.
Познавательный интерес, являясь неоспоримым стимулом в развитии важных личностных качеств будущих бакалавров, необходимых для изучения любого иностранного языка (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие) является непосредственно связанным с успешными усилиями в преодолении препятствий в процессе обучения [1].
В целом познавательный интерес (по материалам результатов исследований, проведённых по изучению особенностей его становления, формирования и развития) может быть охарактеризован по проявлению на всех упомянутых этапах таких характерных черт как позитивного эмоционального отношения к деятельности, присутствием когнитивной составляющей данного отношения, а также существованием конкретного мотива, исходящего непосредственно от деятельности как таковой. Все несоответствия между прежними представлениями обучающихся о главных задачах процесса обучения, которые были сформированы у них ещё до обучения в университете и актуальными требованиями, способствующими совершенствованию учебно-познавательной деятельности учащихся, истоки которых находятся в особенностях затруднённой адаптации бакалавров к условиям их обучения в новом для них типе образовательного учреждения: в высшем учебном заведении, все эти противоречия разрешимы посредством активного применения познавательного интереса в ходе освоения учебного материала. По причине того, что профессиональный интерес обучающихся определяет удовлетворение стремления к определённому виду профессий и роду деятельности. Именно из базового познавательного интереса, на основе которого прогрессирует система представлений и сведений о будущей профессии у бакалавров технического университета происходит становление направленного профессионального интереса, на что при обучении в техническом высшем учебном университете обращается колоссальное внимание ввиду его тесной взаимосвязи с реализацией потребностей по глубокому изучению целенаправленно выбранной профессии [2].
При условии наличия у обучающихся в техническом вузе основополагающего познавательного интереса, на фоне которого совершенствуется у них блок представлений и знаний о будущей профессиональной деятельности трудно представить становление устойчивого профессионального интереса в современных условиях, поскольку он совместно с сознанием, способностями, мировоззрением, а также профессиональным эталоном предопределяет вектор личности и становится главным компонентом на протяжении всего об-
учения. Дополнительным бонусом является то, что в результате планомерного прохождения данного процесса создаются важные предпосылки и условия, благоприятствующие развитию познавательного интереса к различным предметам учебного плана технического интереса к иностранному языку. Это представляется нам чрезвычайно важным, потому что если при изучении основ технических наук ведущим выступает интерес к их теоретическим положениям, методологии и роли в жизни общества, интерес же к истории идей области точных наук направлен и на персоналии, отстаивавшие научные убеждения, то для полной синхронизации изучаемого материала, изучаемые темы на иностранном языке должны также непременно быть связаны с этими фактами, что способствует к тому же возникновению и закреплению логически прочных межпредметных связей [3].
Таким образом, чрезвычайно актуальным являются вопросы возникновения и формирования у обучающихся, в нашем случае у бакалавров технического университета, познавательного интереса к учебной деятельности, в частном случае, к изучению иностранного (английского) языка. Современные исследования на данную тему в области педагогики и педагогической психологии предлагают для этого изначально находить в педагогическом процессе стороны и явления окружающей жизни, способные заинтересовать бакалавров технических высших учебных заведений, чтобы инициировать и перманентно поддерживать у них активное состояние заинтересованности научными и моральными ценностями, а также окружающими явлениями и предметами. Далее необходимо целенаправленно сформировывать интерес как неотъемлемое свойство личности, соответствующее и способствующее всецело как ее целостному развитию, так и творческой активности [6].
Теория обучения и воспитания учащихся высших учебных заведений в соответствии с современной образовательной концепцией высшей школы показывает насколько важно, чтобы педагогический процесс всемерно способствовал осознанному формированию познавательного интереса. Это связано с тем, что успешное решение психолого-педагогической задачи безусловного принятия бакалаврами содержания любого предмета учебного плана технического университета, в том числе иностранного языка по причине заинтересованности им как неотъемлемой составляющей учебно-познавательной деятельности возможно при условии, что содержание обучения учитывает личностные интересы и потребности обучающихся [2].
Должным образом обоснованное и направленное целеполагание очень важно для надлежащего становления и формирования познавательных интересов и познавательной учебной деятельности бакалавров, обучающихся в технических университетах Российской Федерации. При этом обязательным является факт непосредственной передачи преподавателем студентам полного понима-
ния значения, ценности и цели изучения учебных предметов и для личной, и для общественной активной жизни [4].
Так как познавательный интерес к любому изучаемому предмету проходит этапы своего развития в зависимости от ориентированности на содержание учебных предметов, организации учебной деятельности и целей обучения, нельзя не отметить приоритетность сути предмета, его содержания в ситуации планомерного и целенаправленного формирования и развития познавательного интереса. При этом интерес подразумевается истинным, если он максимально связан с активной деятельностью и самостоятельностью бакалавров высшего технического учебного заведения.
Понимание важности принятия во внимание наличия познавательного интереса к любому учебному предмету (особенно в этом отношении нас интересует, как уже упоминалось ранее, иностранный, а конкретнее, английский язык) подразумевает упоминание таких этапов его становления, как формирование и развитие внешних (поведение, манеры и личностные качества бакалавра, находящегося в процессе изучения дисциплин, определенных учебным планом) и внутренних его аспектов (собственно метод преподавания подходящий для оптимального, то есть максимально легкого понимания предлагаемого материала.
Нельзя оставить без внимания то, что для развития познавательного интереса к иностранному (английскому языку) чрезвычайно важна наглядность [6]. При условии ясности и простоты восприятия бакалаврами высшего технического учебного заведения нового материала по изучаемому предмету и ассоциативном совпадении представлений их сознания на данную тему с большим количеством паттернов нового материала, познавательный интерес формируется намного эффективнее. Личную заинтересованность обучающихся в конечном результате обязательно следует также упомянуть в ряду важных факторов, способствующих становлению и развитию познавательного интереса к учебным дисциплинам обучения по программе бакалавриата к иностранному языку.
Как правило, учебная программа по иностранному языку в технических университетах предполагает достаточно ограниченное количество учебных часов, отведённых на данную дисциплину гуманитарного цикла и в связи с этим возникает проблема эффективного формирования и развития познавательного интереса в существующих реалиях образовательного процесса, которая может быть решена за счет интенсификации обучения данному учебному предмету посредством выполнения творческих заданий с привлечением дополнительных материалов по английскому языку, в подготовке и участии во внутри и межвузовских студенческих конференциях по иностранным языкам, для чего требуется также умение учащихся бакалавриата самостоятельно и креативно выполнять задания
Порой познавательный интерес первокурсников является ещё рандомным и частично неустой-
чивым; более прочным он становится в процессе обучения и дифференциации по сферам знаний. Это связано с такой их характеристикой, как ненасыщаемость: чем более они могут быть реализованы, тем становятся более направленными и устойчивыми; то есть чем больше интересных фактов узнают бакалавры об изучаемом предмете, тем сильнее у них желание и потребность в получении новой информации. Активность бакалавров, обучающихся в техническом университете, в процессе познавательной деятельности, по которой делаются выводы о проявлении познавательного интереса, обычно характеризуется устойчивостью, интенсивностью, самостоятельностью выводов, выявленных причинных связей и обобщений, сделанных ими; желанием бакалавров обменяться с преподавателями и сокурсниками интересными научными данными и фактами, узнанными ими вне основных занятий по предмету; участием обучающихся по собственному побуждению в разборе,исправлениях и дополнениях ответов одногруппников. Современные тенденции становления, формирования и развития познавательного интереса в педагогике и педагогической психологии основаны на том, что он является главной предпосылкой и источником непрерывного совершенствования процесса обучения предмету. в том числе иностранному (английскому) языку.
Согласно психолого-педагогическим характеристикам возрастной периодизации, бакалавры находятся в позднем юношеском возрасте, границы которого от 18 до 21 года. В этом возрасте мотивы учения связаны с особенностями выбранной профессии; обучающимся свойственны ярко выраженные мотивы, связанные с самообразованием, интерес к способам конспектирования, работе с онлайн справочниками и словарями, а также к способам конспектирования и работе с вторичными источниками информации. Профессиональное самоопределение обучающихся в техническом университете значительно влияет на их познавательные интересы. В процессе исследования было выявлено значительное повышение у бакалавров экспериментальных групп познавательного интереса к иностранному языку и осознание ими важности его изучения при общем снижении трудности усвоения этого предмета по сравнению с бакалаврами технического же университета из контрольных групп, что показывает валидность современных тенденций развития познавательного интереса бакалавров технического университета к иностранному языку, а именно английскому языку.
В двадцатых годах XXI века повсеместно используются инновационные технологии в образовании, например, применяется LMS Moodle, Microsoft Teams в процессе обучения иностранным языкам, что полностью соответствует тенденциям современного образования и способствует возрастанию уровня познавательного интереса к данной дисциплине учебной программы бакалавров высших учебных технических заведений, что в итоге
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
о с
U
см о см
приводит к обязательной оптимизации учебного процесса.
Целесообразно повсеместное комплексное взаимосвязанное применение под педагогическим руководством преподавателя всех средств, видов и форм работы(куда входят факультативы по предмету, кружки, так называемые English Clubs, тематические вечера и обучающие игры на иностранном языке, научные студенческие кон-ференции)способствующих становлению, формированию и развитию познавательного интереса бакалавров технического университета к иностранным языкам, направленное на достижение повышения его уровня, что, в свою очередь, закономерно способствует положительной динамике и результативности успешной реализации образовательных задач в этой области, что может быть отражено соответствующими стандартными показателями.
Проведённые исследования показывают, что после применения в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе всего комплекса средств педагогического руководства становлением познавательного интереса бакалавров к данному учебному предмету значительно улучшилось отношение бакалавров к иностранному языку (на 46% у бакалавров экспериментальных групп) параллельно с повышением на 57% их интереса к этому учебному предмету. Как следствие было выявлено также увеличение процента осознания обучающимися экспериментальных групп важности дисциплины «Иностранный язык» и ее изучения на 60%, на 49% понизилась трудность усвоения иностранного языка у них же, а качество знаний бакалавров технического высшего учебного учреждения, принимавших участие в педагогическом эксперименте, повысилось на 43% при достижении ими стопроцентной успеваемости, что показывает несомненную целесообразность применения данного актуального подхода для обучения иностранному (английскому) языку будущих инженеров.
Считаем необходимым отметить, что при обращении должного внимания преподавателем в процессе обучения иностранному языку в техническом университете на современные тенденции развития познавательного интереса к данному учебному предмету и применении их в повседневной педагогической деятельности, интерес к английскому языку у бакалавров неязыковых вузов значительно усиливается. что находит своё выражение в стремлении выпускников изучать и другие языки, представляясь необходимой предпосылкой для полноценного участия бакалавров технических вузов в межкультурной коммуникации.
Литература
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие /
М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 512 с.
2. Волкова С.Л. Становление познавательного интереса обучающихся к иностранному языку: монография / С.Л. Волкова. - СПб.: ЛИТОН, 2010. - 172 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2009. -227 с.
4. Колкова М.К. Языковое образование в вузе: методическое пособие / М.К. Колкова. - СПб.: КАРО, 2005. - 160 с.
5. Разуваева, Т.Н. Теоретическая модель педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / Т.Н. Разуваева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 18 (113). - С. 300-306. -ISSN 2075-4574.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: монография / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF BACHELOR DEGREE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES IN A FOREIGN LANGUAGE
Volkova S.L., Tsapaeva Yu.A.
St. Petersburg State Marine Technical University, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
The aim of the work is to identify the dependence of the effectiveness of teaching a foreign language to Bachelors of a technical university on the level of development of their cognitive interest in this academic subject under modern taking into account modern trends of its development. The objective of the study is to substantiate the expediency of cognitive interest in a foreign language development in order to increase the quality of students' knowledge. The hypothesis of the study is that the expected increase in the cognitive interest of bachelors of a technical university in the study of a foreign language will contribute to the optimization of this educational process. Research methods: methods of analysis of scientific and pedagogical literature, methods of generalization of pedagogical experience, methods of data collection and their systematization. The results of the study showed that the development of the cognitive interest of bachelors of a non-linguistic university in a foreign language in the modern educational environment contributes to an increase in the effectiveness of teaching this academic subject.
Keywords: foreign language; interest; motivation; learning process; development of cognitive interest, learning activities, modern development trends.
References
1. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogy and psychology of higher school: textbook / M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov on the Don: Phoenix, 2016. - 512 p.
2. Volkova S. L. Formation of cognitive interest of students in a foreign language: monograph / S.L. Volkova. - St. Petersburg: LITON, 2010. - 172 p.
3. Zimnaya I.A. Pedagogical psychology: textbook for universities / I.A. Zimnaya. - M.: Logos, 2009. - 227 p.
4. Kolkova M.K. Language education in higher education: a methodological guide / M.K. Kolkova. - St. Petersburg: KARO, 2005. - 160 p.
5. Razuvaeva T. N. Theoretical model of the pedagogical collective as a subject of the innovative activity/ T. N Razuvaeva // Nauch-nye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Humanities. - 2011. -№ 18 (113) pp. 300-306.
6. Shchukina G.I. Activation of cognitive activity of students in the educational process: monograph / G.I. Shchukina. - M.: Enlightenment, 2009. - 160 p.