Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
952
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / ВНУТРИГОРОДСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Тамара Сергеевна

В статье проанализированы современные тенденции развития органов исполнительной власти в контексте проводимой административной реформы в системе публичного управления Российской Федерации. Определены основные направления изменений и трансформационных процессов, затрагивающих взаимодействие органов исполнительной власти на ее различных уровнях. Рассмотрены вопросы, связанные с нормативно-законодательным регулированием деятельности органов исполнительной власти в контексте Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», основанного на принципе единства системы публичной власти. Выделены и проанализированы тенденции публичного управления, связанного с повышением взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления. Рассмотрены вопросы, связанные с оптимизацией процесса организации и деятельности органов государственной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; процессами перераспределения и разграничений компетенций и полномочий органов публичной власти в контексте реформирования территориальной организации власти на принципах социальной и экономической целесообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EXECUTIVE BODIES IN THE CONTEXT OF REFORMING THE PUBLIC AUTHORITY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes current trends in the development of executive authorities in the context of the ongoing administrative reform in the public administration system of Russian Federation. The main directions of changes and transformational processes affecting the interaction of executive authorities at its various levels are determined. Issues related to the normative-legislative regulation of the activities of executive authorities in the context of the Federal Law «On the General Principles of Organization of Public Power in the Subjects of Russian Federation» based on the principle of unity of the public power system are considered. The tendencies of public administration associated with an increase in the interaction of executive authorities with local governments are identified and analyzed. Issues related to: optimization of the process of organization and activities of public authorities with local governments; processes of redistribution and differentiation of competences and powers of public authorities in the context of reforming the territorial organization of power on the principles of social and economic expediency.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 351

Мальцева Тамара Сергеевна,

заместитель руководителя Аппарата Совета министров Республики Крым,

начальник Главного управления по обеспечению деятельности Председателя Совета министров Республики Крым

г. Симферополь, Российская Федерация.

Maltseva Tamara Sergeevna,

Deputy Chief of Staff of the Council of Ministers of the Republic of Crimea,

Head of the Main Directorate for Ensuring the Activities of the Chairman of the Council of Ministers of the Republic of Crimea

Simferopol, Russian Federation.

власти в КЫНТеКСДЕЕРЕИбОРМБРОВАния системы публичной

власти субъектов российской федерации

current trends in the development of executive bodies in the context of reforming the public authority system

of the russian federation

В статье проанализированы современные тенденции развития органов исполнительной власти в контексте проводимой административной реформы в системе публичного управления Российской Федерации.

Определены основные направления изменений и трансформационных процессов, затрагивающих взаимодействие органов исполнительной власти на ее различных уровнях. Рассмотрены вопросы, связанные с нормативно-законодательным регулированием деятельности органов исполнительной власти в контексте Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», основанного на принципе единства системы публичной власти.

Выделены и проанализированы тенденции публичного управления, связанного с повышением взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления.

Рассмотрены вопросы, связанные с оптимизацией процесса организации и деятельности органов государственной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; процессами перераспределения и разграничений компетенций и полномочий органов публичной власти в контексте реформирования территориальной организации власти на принципах социальной и экономической целесообразности.

Ключевые слова, институциональная модель государственного управления, муниципальное образование, муниципальный округ, городской округ, внутригородская территория, публичная власть, местное самоуправление, орган государственной исполнительной власти, исполнительная власть.

The article analyzes current trends in the development of executive authorities in the context of the ongoing administrative reform in the public administration system of Russian Federation.

The main directions of changes and transformational processes affecting the interaction of executive authorities at its various levels are determined. Issues related to the normative-legislative regulation of the activities of executive authorities in the context of the Federal Law «On the General Principles of Organization of Public Power in the Subjects of Russian Federation» based on the principle of unity of the public power system are considered.

The tendencies of public administration associated with an increase in the interaction of executive authorities with local governments are identified and analyzed.

Issues related to, optimization of the process of organization and activities of public authorities with local governments; processes of redistribution and differentiation of competences and powers of public authorities in the context of reforming the territorial organization of power on the principles of social and economic expediency.

Keywords: institutional model of public administration, municipal formation, municipal district, urban district, intracity territory, public authority, local self-government, state executive authority, executive authority.

179

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации происходят трансформационные процессы, связанные с проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации Конституционной реформой, которая затрагивает как деятельность органов власти, так и принципы организации системы публичной власти. В частности, согласно части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации публичная власть на всей территории страны формируется из органов местного самоуправления и органов государственной власти. Именно эти органы должны взаимодействовать между собой для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Особая роль в системе публичной власти отводится Президенту Российской Федерации, который в соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.

Происходящие в Российской Федерации процессы, связанные с политическим и международным давлением как на Правительство Российской Федерации, так и на ее граждан, показали, что от эффективности деятельности органов исполнительной власти зависит экономическое, политическое и социальное благополучие отдельно взятых субъектов Российской Федерации и страны в целом. Однако следует отметить, что существующая в настоящее временя система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не способна в полной мере обеспечить соблюдение основных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В современных условиях с целью создания эффективной и действенной исполнительной власти необходимо провести ряд реформ, направленных на совершенствование существующей системы публичной власти. Реформы должны касаться как деятельности органов государственной власти, так и непосредственно форм самоорганизации граждан, которая в настоящее время представлена на уровне субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа и изучения положений правового регулирования современной системы органов власти, формирующих публичную власть в Российской Федерации, сформулировать предложения по дальнейшим направлениям совершенствования административно-правовых основ реформирования органов исполнительной власти. РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с конституционными основами единства публичной власти ФЗ 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов публичной власти на территориях субъектов Российской Федерации. В частности, федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации, и в совокупности являются органами, входящими в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации. Закрепляются принципы деятельности указанных органов, к которым относятся обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; верховенство Конституции Российской Федерации; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения разграничения полномочий; признание и гарантированность местного самоуправления.

На основе принципа единства системы публичной власти статья 6 ФЗ 414 определяет основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления.

На наш взгляд, введение в действие указанного закона с последующим утверждением Государственной Думой Российской Федерации проекта федерального закона N 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» позволит выстроить на уровне субъектов Российской Федерации эффективную модель взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

180

Проведя анализ научных публикаций, среди которых следует выделить авторов Ефремову А.Р. [1], Мусаева Г.М. [2], Суворову А.К. [3], Зубарева А.А. [4], Занко Т.А. [11], Сметанко А.В. [12, 13, 14] а также рассмотрев основные положения нормативно-законодательный базы Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что система органов исполнительной власти строится на ряде основополагающих принципов, что с одной стороны позволяет сбалансировать деятельность органов государственной исполнительной власти, а с другой — повысить эффективность деятельности как отдельно взятых служащих, так и систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В основе построения эффективной системы должны находиться принципы разделения властей, самостоятельности, автономности, легитимности, гласности, законности и публичности.

Указом Президента Российской Федерации № 824 [5] взят курс на проведение административной реформы, направленной на повышение эффективности государственного управления и публичной власти посредством модернизации системы федеральных органов исполнительной власти. Частично данный процесс завершен принятием Указа Президента Российской Федерации № 314 [6], которым созданы предпосылки для формирования правовых основ в части функционального разделения органов исполнительной власти.

Для поддержания баланса интересов федерации и ее субъектов исполнительная власть «осуществляется органами, объединенными в единую систему, при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются компетенцией, свидетельствующей о достаточно широкой самостоятельности субъектов Российской Федерации, а между органами государственной власти Федерации и ее субъектов складываются отношения взаимодействия и вместе с тем иерархической подчиненности» [7].

Рассматривая основные принципы организации деятельности органов исполнительной власти следует обратиться к высказыванию Занко Т.А., который отмечает следующее: «Разобщенность и необоснованное разнообразие, положенные в основу организации единой системы публичной власти, недопустимы и бесперспективны, не отражают реального положения вещей — поскольку в регионах Российской Федерации все же больше сходств, чем различий» [11, с. 19]. Приведенное автором определение показывает на необходимость оптимизации деятельности органов исполнительной власти, посредством дальнейшей проводимой политикой Правительством Российской Федерации в части создания единой системы публичной власти.

С целью построения вертикально-интегрированной и системно-структурированной организации деятельности органов государственной исполнительной власти на различных уровнях должна проводиться взвешенная политика разграничения полномочий, направленных на координацию центров ответственности между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Следует отметить, что в настоящее время система органов исполнительной власти в Российской Федерации формируется на основе принципов федерализма и согласно статье 77 Конституции Российской Федерации образуется только в пределах ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Именно в рамках закрепленных конституцией пределов и полномочий субъекты Российской Федерации, представленные правительством, министерством, ведомством и комитетом, находятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 314 в отношениях иерархической подчиненности с федеральными органами исполнительной власти, которые представлены двухуровневой структурой: руководящие органы (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации); органы государственной администрации (министерства, комитеты, ведомства).

Представленная двухуровневая структура имела определённые недостатки, которые были устранены в процессе обсуждения и принятия ФЗ-414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [8], в котором согласно части 2 статьи 4 систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Именно данный подход позволил провести закрепление правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а именно: выс-

181

шее должностное лицо субъекта признается обязательным органом публичной власти; осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте Российской Федерации; определяет систему и структуру органов исполнительных органов субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно замещает государственную должность.

Наряду с этим высшее должностное лицо наделено следующими правами:

• формирует высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (правительство субъекта Российской Федерации) и принимает решение о его отставке;

• вправе самостоятельно возглавить высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации либо, если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

• вправе ввести отдельную должность председателя высшего исполнительного органа. Указанная должность является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Председатель высшего исполнительного органа назначается и освобождается от должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения единства публичной власти в субъектах Российской Федерации в систему органов исполнительной власти входят: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, иные исполнительные органы субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут участвовать федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации. Данное положение корреспондирует с конституционными нормами о возможности участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления и предопределяется функциональным единством органов публичной власти.

Особое внимание следует обратить на то, что в субъектах федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы. Тем самым происходит усложнение и, по сути, укрупнение иерархической структуры, не позволяющей в короткие сроки принимать самостоятельные, рациональные и эффективные решения.

Наряду с федеральными органами исполнительной власти субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в пределах своих территорий создавать органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. В частности субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно устанавливать систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и нормативными-правовыми актами (законами).

Несмотря на столь широкие права, которыми наделены органы исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации остается множество административных и юридических проблем, которые требуют определенных трансформаций в сфере нормотворческой деятельности Российской Федерации.

В частности, в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения для исключения некорректного истолкования на местах соответствующих норм Конституции Российской Федерации и основополагающих федеральных законов необходимо провести пересмотр и повсеместное укрупнение сообразно сферам, в которых они осуществляются.

Особое внимание должно быть уделено разработке механизмов, нацеленных на соблюдение Конституции Российской Федерации, в части возможности участия органов государственной власти в процессе формирования органов местного самоуправления. Только такой подход позволит достичь синергетического эффекта, направленного на единство системы публичной власти, а именно: глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Необходимость указанных трансформаций обусловлена тем, что в настоящее временя на различных уровнях публичного управления отсутствует четко выстроенная система, позволяющая осуществлять эффективную координацию и взаимодействие между органами государственной

182

власти и органами исполнительной власти — в городах федерального значения, а также на иных территориях (в частности, на федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации). С целью координации и упорядочения действий, а также принципов взаимодействия органов публичной власти в субъектах Российской Федерации статьями 59 и 60 ФЗ 414 предусмотрена возможность специального регулирования в границах соответствующих территорий.

Выделение данного подхода напрямую связано с утвержденными в Федеральном законе № 131-Ф3 принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации. Несмотря на принятие указанного закона, в судебной и административной практике остается множество нерешенных вопросов, связанных с одной стороны с экономическим развитием территорий, а с другой — взаимодействие органов власти, осуществляющих координацию деятельности органов местного самоуправления на местах, с органами государственной исполнительной власти. Несмотря на наличие возникших вопросов, именно принятие указанного нормативного акта дало определенный импульс в развитии нормотворческой деятельности и совершенствованию нормативно-законодательной базы Российской Федерации и территориальной трансформации муниципалитетов в регионах. Последующие изменения, внесенные в ФЗ № 131 в 2019 году, вводят новый вид муниципальных образований — муниципальный округ.

Именно с этого периода начинается процесс формирования объективных предпосылок перехода субъектов Российской Федерации с двухуровневой модели местного самоуправления на одноуровневую. В частности, для субъектов Российской Федерации, где сохранилась двухуровневая модель местного самоуправления, предусмотрен переходный период до 1 января 2028 года. Данный переход предполагает, что субъекты Российской Федерации при условии согласия населения, выраженного представительными органами поселений и муниципальных районов, должны провести преобразования, направленные на объединение существующих муниципальных образований в муниципальные округа. При этом следует отметить, что до момента приведения территориальной организации местного самоуправления в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальные районы и поселения продолжат функционировать в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 [9].

Введение в действие Федерального закона № 131-Ф3 сформировало определённые юридические предпосылки к проведению реформы, направленной на территориальную организацию местного самоуправления. Дальнейшее проведение конституционной реформы 2020 года выводит местное самоуправление в Российской Федерации на третий уровень публичной власти. После принятия в 2021 году Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в 2023 году предполагается прекращение действия норм Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти регионов». Наряду с этим в Государственную Думу Федеральным Собранием Российской Федерации на рассмотрение поступил законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Данный законопроект, с нашей точки зрения, должен быть синхронизирован с ранее принятым ФЗ № 414-ФЗ, что позволит устранить юридические нестыковки в деятельности и организации органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровне публичной власти.

На наш взгляд, наибольший интерес представляет проект ФЗ № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [10], который должен дать четкую формулировку понятия «местное самоуправление» в системе одноуровневой модели самоуправления в субъектах Российской Федерации. Именно принятие законопроекта за основу позволит провести реформу территориальной организации местного самоуправления путем выделения следующих видов муниципальных образований:

1) городской округ;

2) муниципальный округ;

3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.

Предложенные виды муниципальных образований предполагают реализацию концепции единства системы публичной власти, заложенную в Конституции Российской Федерации в 2021 году.

183

С позиции государственного управления укрупнение муниципальных образований позволит провести централизацию выделения, использования и последующего контроля за освоением выделяемых ресурсов, что позволит соблюдать траекторию, направленную на разграничение полномочий между органами исполнительной власти и бюджетной обеспеченностью муниципалитетов. Такой вектор позволяет отойти от двухуровневой модели и решить актуальный вопрос, связанный с организацией местного самоуправления в контексте существующей территориальной привязки. Другими словами, переход на одноуровневую модель местного самоуправления может быть мотивирован тем, что для организации местной власти приоритетом должна выступать не территория, а привязка к населению. Данный подход позволит, с одной стороны, равномерно распределять собственные доходы, а также дотации, выделяемые правительством Российской Федерации, а с другой — осуществлять передачу поселениями своих полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов. Такой подход к построению государственной системы характеризуется переходом от публично-правовой концепции к управленческой, а после принятия ФЗ № 40361-8 местное самоуправление будет трансформировано из демократического института в институт технократический, что в свою очередь позволит провести согласование и последующую регламентацию общих и функциональных полномочий органов местного самоуправления. В частности, муниципальное образование не будет являться административно-территориальной единицей, а из нормативно-законодательных актов будут выведены такие понятия, как «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления», механизм «наделения статусом муниципального образования». В последствии будут исключены такие формы осуществления местного самоуправления, как конференция граждан (собрание делегатов), правотворческая инициатива граждан.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что в Российской Федерации формируется новая институциональная модель государственного управления, которая включает в себя отраслевую горизонталь и территориальную вертикаль, позволяющие проводить разграничение полномочий между уровнями публичной власти за счет достижения обеспечения соответствующими финансовым и материальными ресурсами. ВЫВОДЫ

На наш взгляд, с учетом проводимых конституционной и административной реформ в Российской Федерации нет большой разницы между тем, как будет называться центральный орган исполнительной власти (государственный комитет, государственная комиссия, государственное агентство или государственная инспекция). Само по себе переименование соответствующих центральных органов исполнительной власти не будет означать, что проводимые реформы эффективны и позволяют выстроить прозрачную и эффективную систему публичной власти в Российской Федерации. Поэтому проводимые реформы, связанные с рассмотрением и последующим принятием законов в сфере публичной власти, принципов организации и взаимодействия органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления, должны обеспечить формирование действенной и экономически эффективной системы органов власти в Российской Федерации. Именно данный подход в процессе разработки и реализации основных положений действующих и принимаемых законов должен воплотить в практическое поле конституционно закрепленные права, свободы и законные интересы гражданина и человека, а также выстроить иерархически слаженную структуру взаимодействия органов исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимова А.Р. Структура и полномочия органов исполнительной власти Республики Крым по Конституции 1998 г. и Конституции 2014 г.: сравнительно-правовой анализ / А.Р. Ефимова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам XXXVIII международной студенческой научно-практической конференции — 2018. — N° 2 (38). — С. 34-36.

2. Мусаева Г.М. Проблемы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Республики Дагестан) / Г.М. Мусаева // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. — 2017. — Т. 32. №> 2. — С. 57-63.

3. Суворова А.К. Признаки и принципы органов исполнительной власти / А.К. Суворова // Наукосфера. — 2021. — №> 2-1. — С. 230-233.

184

4. Зубарев A.A. Повышение эффективности деятельности исполнительных органов власти на основе реализации связей с общественностью I A.A. Зубарев II Государство и общество в современной политике: Сборник научных статей по материалам S-ой Международной научно-практической конференции, Воронеж, 04 декабря 2020 года. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. — С. 155-15S.

5. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N S24 II Собрание законодательства Российской Федерации. — 2S июля 2003 г. — N 30. — ст. 3046.

6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 (с изменениями и дополнениями от 20 ноября 2020 г. N 119) II Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 марта 2004 г. — N° 11. — Ст. 945.

I. Ибрагимов Ü.A. Исполнительная власть и государственное управление: проблемы соотношения I Ü.A. Ибрагимов II Право, история, педагогика и современность: Сборник статей II Международной научно-нрактической конференции, Пенза, 29-30 января 2021 года I Межотраслевой научно-информационный центр. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. — С. 194-199.

S. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ruIdocumentI cons_doc_LAW_4040Т0I(дата обращения: 15.03.2022).

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ruI documentIcons_doc_LAW_44511I (дата обращения: 15.03.2022).

10. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: Проект федерального закона N 40361-S (внесен сенатором РФ A. A. Клишасом, депутатом ГД П.В. Крашенинниковым) (принят в первом чтении 25.01.2022) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: base.garant.ru/ТТ224618I (дата обращения: 15.03.2022).

II. Занко T.A. Особенности построения систем и структур органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации I T. A. Занко II Государственная служба. — 2021. — № 4. — С. 14-19.

12. Сметанко A3. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере инвестиционной деятельности в Республике Крым I A3. Сметанко, Е.Л. Кулякина II Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2011. — № 4 (41). — С. 119-121.

13. Сметанко A3. Особенности процесса формирования структуры и функционирования органов исполнительной власти Республики Крым I A3. Сметанко II Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 21 мая 2021 года I ФГЛОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» — Симферополь, 2021. — С. 339-342.

14. Сметанко A. В. Политико-правовые условия формирования органов исполнительной власти Республики Крым I A3. Сметанко II Лктуальные проблемы учета, контроля и государственного управления в системе обеспечения устойчивого развития экономики: Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь, 22 октября 2021 года I Ф^ОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» — Симферополь, 2021. — С. 34S-350.

SPtSOKLTTERATURY

1. Yefimova A.R. Struktura i polnomochiya organov ispolnitel'noy vlasti Respubliki Krym po Konstitutsii 199S g. i Konstitutsii 2014 g.: sravnitel'no-pravovoy analiz I A.R. Yefimova II Nauchnoye soobshchestvo studentov: mezhdistsiplinarnyye issledovaniya. Sbornik statey po materialam XXXVIII mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii — 201S. — № 2 (3S). — S. 34-36.

2. Musayeva G.M. Problemy organizatsii i deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti subeyektov RF (na primere Respubliki Dagestan) I G.M. Musayeva II Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennyye nauki. — 2011. — T. 32. № 2. — S. 51-63.

3. Suvorova A.K. Priznaki i printsipy organov ispolnitel'noy vlasti I A.K. Suvorova II Naukosfera. — 2021. — № 2-1. — S. 230-233.

4. Zubarev A.A. Povysheniye effektivnosti deyatel'nosti ispolnitel'nykh organov vlasti na osnove realizatsii svyazey s obshchestvennost'yu I A.A. Zubarev II Gosudarstvo i obshchestvo v sovremennoy politike: Sbornik nauchnykh statey po materialam S-oy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Voronezh, 04 dekabrya 2020 goda. — Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskiy tsentr «Nauchnaya kniga», 2021. — S. 155-15S.

5. O merakh po provedeniyu administrativnoy reformy v 2003-2004 godakh: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 23 iyulya 2003 g. N S24 II Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 2S iyulya 2003 g. — N 30. — st. 3046.

lSS

6. O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 marta 2004 g. N 314 (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 20 noyabrya 2020 g. N 719) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 15 marta 2004 g. — № 11. — St. 945.

7. Ibragimov O.A. Ispolnitel'naya vlast' i gosudarstvennoye upravleniye: problemy sootnosheniya / O.A. Ibragimov // Pravo, istoriya, pedagogika i sovremennost': Sbornik statey II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Penza, 29-30 yanvarya 2021 goda / Mezhotraslevoy nauchno-informatsionnyy tsentr. — Penza: Penzenskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2021. — S. 194-199.

8. Ob obshchikh printsipakh organizatsii publichnoy vlasti v sub'yektakh Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 21.12.2021 № 414-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_404070/(data obrashcheniya: 15.03.2022).

9. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 30.12.2021) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/ (data obrashcheniya: 15.03.2022).

10. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v yedinoy sisteme publichnoy vlasti: Proyekt federal'nogo zakona N 40361-8 (vnesen senatorom RF A.A. Klishasom, deputatom GD P.V Krasheninnikovym) (prinyat v pervom chtenii 25.01.2022) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/77224618/ (data obrashcheniya: 15.03.2022).

11. Zanko T.A. Osobennosti postroyeniya sistem i struktur organov ispolnitel'noy vlasti subeyektov Rossiyskoy Federatsii / T.A. Zanko // Gosudarstvennaya sluzhba. — 2021. — № 4. — S. 14-19.

12. Smetanko A.V. Sovershenstvovaniye normativno-pravovogo regulirovaniya otnosheniy v sfere investitsionnoy deyatel'nosti v Respublike Krym / A.V Smetanko, Ye.L. Kulyakina // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 4 (41). — S. 119-127.

13. Smetanko A.V. Osobennosti protsessa formirovaniya struktury i funktsionirovaniya organov ispolnitel'noy vlasti Respubliki Krym / A.V Smetanko // Problemy i perspektivy razvitiya sistemy ucheta, audita i gosudarstvennogo upravleniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: materialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Simferopol', 27 maya 2021 goda / FGAOU VO «Krymskiy federal'nyy universitet im VI. Vernadskogo» — Simferopol', 2021. — S. 339-342.

14. Smetanko A. V Politiko-pravovyye usloviya formirovaniya organov ispolnitel'noy vlasti Respubliki Krym / A.V. Smetanko // Aktual'nyye problemy ucheta, kontrolya i gosudarstvennogo upravleniya v sisteme obespecheniya ustoychivogo razvitiya ekonomiki: Tezisy dokladov I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, Simferopol', 22 oktyabrya 2021 goda / FGAOU VO ««Krymskiy federal'nyy universitet im. VI. Vernadskogo» — Simferopol', 2021. — S. 348-350.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 28 марта 2022 года Статья одобрена к печати 5 апреля 2022 года

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.