Научная статья на тему 'Современные тенденции развития метода проектных технологий в школе и вузе'

Современные тенденции развития метода проектных технологий в школе и вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / PROJECT METHOD / PROJECT TECHNOLOGY / INTERACTIVE METHOD / PROJECTS TYPOLOGY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Мария Евгеньевна, Попова Нина Васильевна

Рассматривается методология проектного метода обучения иностранному языку с точки зрения классификации проектов, их целей, принципов, задач и этапов. Проанализирована научная литература последнего десятилетия для определения типологии проектов, и на этой базе разработана универсальная типологическая таблица. Проанализированы 25 учебных проектов, используемых преподавателями в рамках школьного и вузовского образования. Выявлены тенденции тематического варьирования форматов проекта и недостаточного использования актуальных в настоящее время информационных технологий. Определены основные преимущества и недостатки, присутствующие в большинстве проанализированных проектов. Представлены сведения по наиболее репрезентативным проектам, где они рассмотрены с точки зрения типологии и наиболее актуальных признаков, таких как способ оценивания участников проектов, форма мониторинга, включение проектной деятельности в современные учебно-методические комплексы и т.д. Предложена инновационная модель междисциплинарного вузовского проекта для магистрантов технических направлений, которая реализована в лингводидактическом аппарате авторского учебного пособия. Предлагается применение широкого спектра информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): от традиционных и локальных (Microsoft Office, MOODLE) до самых передовых (социальные сети, например, Instagram, профессиональные программы, например, AutoCAD). Предлагаемый интерактивный проект имеет с периодическую отчетность, завершается созданием физического продукта, потенциально применимого в их профессиональной сфере, с последующей защитой проекта в конце семестра. Доказана актуальность этой модели на основе анализа всех преимуществ и недостатков рассмотренных проектов. Инновационность проекта способствует повышению внутренней мотивации учащихся и его эффективности в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезенцева Мария Евгеньевна, Попова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern tendencies of project method technologies development in school and university education

The methodology of the project method of teaching a foreign language is examined from the point of view of the classification of projects, their goals, principles, objectives and stages. The critical literature of the last decade for determining the typology of projects is analyzed, and on this basis a universal typological table is developed. 25 educational projects used by teachers in the framework of school and university education are analyzed. The trends of thematic variation of the project formats and the insufficient use of currently relevant information technologies have been identified. The main advantages and disadvantages present in most of the analyzed projects are identified. Information is presented on the most representative projects, where they are examined from the point of view of typology and the most relevant features, such as the method of evaluating project participants, the form of monitoring, the inclusion of project activities in modern teaching and methodological complexes, etc. An innovative model of an interdisciplinary university project for undergraduates in technical areas is proposed, which is implemented in the author’s textbook. It is proposed to use a wide range of information and communication technologies (ICT): from traditional and local (Microsoft Office, MOODLE) to the most advanced (social networks, such as Instagram, professional programs, such as AutoCAD). An interactive project with periodic reporting is proposed, at the end of which project teams create a physical product that is potentially applicable in their professional field, with subsequent defense of the project at the end of the semester. The relevance of this model is proved on the basis of the analysis of all the advantages and disadvantages of the projects under consideration. The innovativeness of the project helps to enhance the internal motivation of students and its effectiveness in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития метода проектных технологий в школе и вузе»

Теория и методика обучения и воспитания

DOI: 10.18721/JHSS.10406 УДК: 378

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ М^. Мезенцева, Н.В. Попова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Рассматривается методология проектного метода обучения иностранному языку с точки зрения классификации проектов, их целей, принципов, задач и этапов. Проанализирована научная литература последнего десятилетия для определения типологии проектов, и на этой базе разработана универсальная типологическая таблица. Проанализированы 25 учебных проектов, используемых преподавателями в рамках школьного и вузовского образования. Выявлены тенденции тематического варьирования форматов проекта и недостаточного использования актуальных в настоящее время информационных технологий. Определены основные преимущества и недостатки, присутствующие в большинстве проанализированных проектов. Представлены сведения по наиболее репрезентативным проектам, где они рассмотрены с точки зрения типологии и наиболее актуальных признаков, таких как способ оценивания участников проектов, форма мониторинга, включение проектной деятельности в современные учебно-методические комплексы и т.д. Предложена инновационная модель междисциплинарного вузовского проекта для магистрантов технических направлений, которая реализована в лингводидактическом аппарате авторского учебного пособия. Предлагается применение широкого спектра информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): от традиционных и локальных (Microsoft Office, MOODLE) до самых передовых (социальные сети, например, In-stagram, профессиональные программы, например, AutoCAD). Предлагаемый интерактивный проект имеет с периодическую отчетность, завершается созданием физического продукта, потенциально применимого в их профессиональной сфере, с последующей защитой проекта в конце семестра. Доказана актуальность этой модели на основе анализа всех преимуществ и недостатков рассмотренных проектов. Инновационность проекта способствует повышению внутренней мотивации учащихся и его эффективности в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: проектный метод, проектная технология, ИКТ, типология проектов, обучение иностранному языку, учебный проект

Ссылка при цитировании: Мезенцева М.Е., Попова Н.В. Современные тенденции развития метода проектных технологий в школе и вузе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 4. С. 56-68. DOI: 10.18721/JHSS.10406

Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://creative-commons.org/licenses/by-nc/4.0/)

MODERN TENDENCIES OF PROJECT METHOD TECHNOLOGIES DEVELOPMENT IN SCHOOL AND UNIVERSITY EDUCATION M.E. Mezentseva, N.V. Popova

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation

The methodology of the project method of teaching a foreign language is examined from the point of view of the classification of projects, their goals, principles, objectives and stages. The critical literature of the last decade for determining the typology of projects is analyzed, and on this basis a universal typological table is developed. 25 educational projects used by teachers in the framework of school and university education are analyzed. The trends of thematic variation of the project formats and the insufficient use of currently relevant information technologies have been identified. The main advantages

and disadvantages present in most of the analyzed projects are identified. Information is presented on the most representative projects, where they are examined from the point of view of typology and the most relevant features, such as the method of evaluating project participants, the form of monitoring, the inclusion of project activities in modern teaching and methodological complexes, etc. An innovative model of an interdisciplinary university project for undergraduates in technical areas is proposed, which is implemented in the author's textbook. It is proposed to use a wide range of information and communication technologies (ICT): from traditional and local (Microsoft Office, MOODLE) to the most advanced (social networks, such as Instagram, professional programs, such as AutoCAD). An interactive project with periodic reporting is proposed, at the end of which project teams create a physical product that is potentially applicable in their professional field, with subsequent defense of the project at the end of the semester. The relevance of this model is proved on the basis of the analysis of all the advantages and disadvantages of the projects under consideration. The innovativeness of the project helps to enhance the internal motivation of students and its effectiveness in teaching a foreign language.

Keywords: project method, project technology, ICT, project typology, teaching a foreign language, educational project

Citation: M.E. Mezentseva, N.V Popova, Modern tendencies of project method technologies development in school and university education, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 10 (4) (2019) 56-68. DOI: 10.18721/JHSS.10406

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/)

Введение

На сегодняшний день мы наблюдаем активные преобразования в образовании, обусловленные изменениями в современном мире стремительно развивающихся технологий. Традиционные методы обучения постепенно теряют свою актуальность, и на смену им приходят инновационные подходы. Преподавателям необходимо идти в ногу со временем и адаптировать свои методы обучения под запросы современного студента XXI века, который, в свою очередь, претерпел серьезные психологические и внутренние изменения в сравнении со студентами прошлого века.

Одним из таких изменений общего характера является изменение когнитивного стиля усвоения информации, а, следовательно, и мышления, которое современные исследователи называют «клиповым» [1, 2]. Молодые люди отличаются гиперактивностью, большой потребностью к новизне, меньшими толерантностью и терпением, склонностью к повышенной конфликтности, что является характеристиками «клиповости» - то есть склонности человека воспринимать мир через короткие яркие образы [3, с.73]. Студенты ориентированы на восприятие информации дозированно, малыми порциями, через множество, возможно, даже не связанных между собой событий. При этом они не заинтересованы в составлении целостной картины, им важно быть в курсе всего, что непосредственно происходит на данный момент, даже если информация будет поверхностна.

Развитие такого образа мышления связано

необходимостью воспринимать растущий изо дня в день информационный поток, доступ к которому обеспечивают современные технологии. Клиповое мышление способствует развитию умения многозадачности и быстрой обучаемости у студентов, что превалирует в их учебной деятельности. Им больше неинтересны учебные пособия, которые предлагают длительное пошаговое изучение необходимых по программе дисциплины тем. Напротив, молодые люди стремятся к активной деятельности - действиям, которые смогут полностью занять их разум [3].

В связи с данной проблемой, следует говорить об инновационных методах обучения, особенно интерактивных, которые предлагают взаимодействие на занятиях в формате «преподаватель-студент», «студент-студент», «информационные технологии - студент». Одним из передовых интерактивных методов, применяемых в сфере образования, является метод проектов [4, 5, 6]. Его история уходит к 20-м годам XX века, когда американский психолог и педагог Дж. Дьюи и его последователь У.Х. Кил-патрик предположили, что «обучение должно строится через целесообразную деятельность, на активной основе и личной заинтересованности ученика в приобретении знаний, которые могут быть использованы на практике» [7, с.191]. Помимо Дж. Дьюи и У.Х. Килпатрика, признанными педагогами, занимающимися применения метода проектов являются Георг Кершенштейнер (Германия), Мария Монтес-сори (Италия) и А. С. Макаренко (Россия) [7,

4].

Широкое использование информационных технологий в современном мире требует их включения в рамки образовательного процесса, и именно проектный метод может успешно скомбинировать их использование в межличностной коммуникации студентов.

Цель нашего исследования проанализировать современные тенденции в практическом применении проектного метода в процессе обучения иностранным языкам и представить актуальную модель современного проекта.

Задачи исследования:

выявление целей, принципов, типологии и этапов проектов в современной методике преподавания иностранных языков;

сборианализматериаловобапробированных учебных проектах по иностранному языку;

выявление современных тенденций в проектной деятельности;

выявление наиболее эффективных проектов в результате сравнительного анализа методической литературы;

позиционирование модели современного проекта.

Новизна исследования заключается в проведении подробного анализа актуальных разработок в области проектных методов за последние десять лет и в создании актуальной модели современного проекта. Мы обработали опубликованные данные по 25 учебным проектам, отобрали наиболее подробно описанные, выявили их преимущества и недостатки, что привнесет существенный вклад в разработку будущих авторских проектов по обучению иностранным языкам студентов вузов.

Методология проектной деятельности. В современной науке существует множество подходов к определению метода проектов, рассматривая его с точки зрения метода, технологии и формы обучения. Например, М.Ю. Бухаркина предлагает следующее определение: метод проектов — это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [8, с.188]. Г. А. Диденко предлагает другое определение: «метод проектов — это организованная самостоятельная работа обучающихся, выполненная под руководством преподавателя и направленная на создание информационных объектов средствами информационных сетевых технологий» [9,

с. 34]. При определении понятия «метод проектов» авторы обычно делают акцент на самостоятельной работе учащихся и определенном практико-ориентированном продукте проектной деятельности. Мы придерживаемся позиции, что проектный метод — это совокупность самостоятельных действий учащихся, координируемых преподавателем, направленных на реализацию практического результата и предполагающие развитие познавательных навыков учащихся, развитие его творческого потенциала и получение практико-ориентированного опыта.

Говоря о целях проектной деятельности, мы руководствуемся предложенной классификацией А.Н. Дахина:

- развитие творческого потенциала студентов через решение поставленных задач обучения;

- совершенствование учебно-исследовательских умений;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

- активное использование совокупности междисциплинарных знаний для реализации определенных универсальных действий [9].

Мы полагаем, что совершенствование учебно-исследовательских умений в совокупности с самостоятельностью, побуждаемой проектной деятельностью — это цель, которая является основополагающей при применении проектного метода. В настоящий момент существует тенденция, при которой очное обучение постепенно уступает место дистанционному, которое будет предполагать исключительно самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся. Эти умения необходимо формировать на стадии высшего образования уже сегодня, чтобы выпускники имели представление о том, как продолжать свое обучение вне вуза.

Что касается требований к использованию метода проектов, мы следуем позиции Е.С. По-лат [10]:

- постановка исследовательской и творческой задачи, которая подразумевает использование интегрированного знания и учебно-научного исследования для ее решения;

- значимость полученных результатов с точки зрения теории, практики и познания;

- варьирование форм работы студентов от самостоятельной, индивидуальной, до групповой;

- обязательное использование исследовательских методов.

Однако считаем, что основным требовани-

ем к организации метода проектов является четкая постановка задач и определение практической значимости результатов, так как у учащихся должна быть точная установка на то, к чему они должны прийти в ходе своей работы и по каким критериями их будут оценивать. Мы считаем, что одним из требований к использованию метода проектов сегодня также является применение информационных электронных ресурсов в ходе работы, так как информационная грамотность —это один из основополагающих критериев при приеме на работу высококвалифицированных кандидатов.

К классификации типов проектов существует множество разных подходов, предложенных различными исследователями [10, 11, 12, 13]. Мы обобщили основные из них в таблице 1 .

В литературе встречаются также другие критерии классификации, такие как «классификация по результатам проекта», куда входят различные форматы представления результатов, например, презентация, доклад, видеофильм, статья, газета и т.д. Также встречается «классификация по характеру решаемой проблемы»: реальный, моделирующий реальные условия, основанный на интересах учащихся и т.д. [7, с.191].

Работа над проектом предполагает прохождение основных этапов. В методической литературе наблюдаются расхождения в названиях этих этапов, однако их количество и выполняемые действия остаются примерно

одинаковыми. Основные этапы проекта представлены ниже.

1. Организационно-подготовительный этап считается самым важным с точки зрения успешности проекта. Здесь необходимо дать правильную установку на выполнение каждого последующего этапа проекта. Преподавателю необходимо спланировать весь проект в рамках заданной темы, выдвинуть идею и побудить студентов обсудить эту идею для выдвижения ими своего аргументированного мнения.

2. Организационный этап, на котором происходит формирование учебных групп, выбор лидера группы, распределение ролей и заданий среди участников группы, а также вся учебная и исследовательская деятельность по осуществлению проекта.

3. Завершающий этап, в который, в зависимости от проекта, могут входить мероприятия, направленные на промежуточный контроль, а также непосредственно презентация результатов проекта в той или иной форме, и подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок [11].

Обзор учебных проектов, разработанных за последние 10 лет

В процессе нашего исследования мы ознакомились с рядом проектов, предложенных отечественными преподавателями, направленных на изучение иностранного языка в рамках школьного и вузовского образования [1, 4, 5, 7, 8, 11, 14—30]. Наша задача была проследить

Классификация типов учебных проектов Classification of types of training projects

Таблица 1.

Типологический признак Тип проекта

Характер доминирующей деятельности Исследовательские, поисковые, творческие, игровые, практико-ориентированные, творческие, информационные, конструкторские, ознакомительно-ориентировочные,

Предметно-содержательная область Предметные (монопредметные), междисциплинарные

Характер координации проекта Непосредственные/явные (жесткий, гибкий), скрытый (имитирующие участника проекта)

Характер контактов Внутренние (Класс/группа, школа/вуз, город, регион, страна), международные

Количество участников проекта Индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый

Продолжительность проекта Краткосрочный (на одно занятие), средней продолжительности, долгосрочные

Способ отбора информации Исследовательские (работа с библиотечными ресурсами), текстовые (безличные источники), корреспондентские (письма, факсы, телефонные звонки), личные и т.д.

за общими тенденциями в использовании проектных технологий на занятиях и выявить общие закономерности на пути к развитию проектных технологий за последние годы.

Нужно сказать, что, судя по информации, предоставленной в различных изданиях педагогических журналов и в журналах, занимающихся вопросами методики преподавания, тема проектных технологий и проектной деятельности встречается довольно часто. Согласно электронной библиотеке научных публикаций еИЬгагу, за последние 10 лет было опубликовано больше 11 тысяч (11481) работ посвященным вопросам проектных методом. Это признак того, что метод широко используется на практике, помимо того, что изучается с теоретической точки зрения.

В фокусе нашего исследования были как проекты, применяемые в школе, так и те, что применяются преподавателями в вузах. Мы считаем такой анализ целесообразным, так как нашей задачей было получить представление об успешности и широте применении данного метода образовательных целях, а также его особенностях как технологии, вне зависимости от аудитории

Представим краткое изложение некоторых из проанализированных нами проектов по освоению иностранного языка в школе и вузе. Следует отметить, что все проекты являются междисциплинарными, групповыми, с гибким характером координации, с учетом использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Краткая информация о содержании проектов представлена в таблице 2.

Таким образом, мы представили лишь несколько из проанализированных нами междисциплинарных проектов [31], связанных с профессиональной деятельностью обучающихся, опубликованных в научных журналах за последние годы. Мы также ознакомились с рядом проектов, которые базируются на методе веб-квестов [8, 20, 21, 22], на игровом методе, например, деловой игре [16], на методе сценариев [23] и др. В основном мы видим применение методов ролевой игры, где учащихся ставят в имитированные профессиональные условия и предлагают разыграть определенные диалоги/сценки или даже найти решения конкретной проблемы, как это происходит в случае с кейс-методом.

Мы наблюдаем тенденцию тематического варьирования формата проектов, в зависимости от курса, темы и уровня подготовленности студентов. Если говорить об обучающей цен-

ности проектной деятельности, то публикации, которые мы имели возможность рассмотреть, представляют проекты с положительным и относительно низким результатами. Однако в каждом примере проекта с низким результатом мы видим рекомендации и предложения усовершенствования данного мероприятия для достижения набольшей его эффективности. Таким образом, преподаватели — организаторы таких проектов говорят о том, что помимо развлекательной составляющей, проект должен предполагать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, что непосредственно предполагает обучающую ценность.

В качестве следующей тенденции мы выделяем недостаточное использование актуальных в настоящее время информационных технологий, о чем косвенно говорит регулярное появление слайдов Power Point на финальном этапе презентации. Очень редко можно наблюдать использование каких-либо иных информационных средств помимо поисковых ресурсов.

Нам было важно оценить не только содержание и идею проектов, но также грамотность их презентации в научных публикациях. Мы пришли к выводу, что коллеги, которые активно применяют метод проектов в работе, прекрасно понимают концепцию данного подхода, умеют грамотно охарактеризовать и описать предложенную структуру проекта. Мы убеждены, что преподаватели успешно справляются с задачей внедрения инновационных методов в свою непосредственную работу, чем мотивируют своих учащихся.

Однако были выявлены общие недостатки большинства рассмотренных работ:

- наблюдается недостаточное количество мониторинговых мероприятий — таких, как отчетные презентации или доклады. Этот аспект является крайне важным, особенно в случае с долгосрочными проектами, для своевременного и поступательного их выполнения. Важно проверять ход работы, ее слаженность и эффективность;

- творческие проекты часто не предполагают ограниченный список ресурсов для использования и нахождения информации, однако мы считаем, что важно дать студентам хотя бы несколько ссылок, которые будут служить им примером того, что и где можно найти, а также информацию какого рода можно использовать.

- использование примитивных ИКТ для сопровождения и презентации проектов. В большинстве рассмотренных проектов, авторы предлагают пользоваться сетью Интернет для поиска информации и Power Point для создания

Таблица 2.

Характеристика наиболее репрезентативных проектов Description of the most representative projects

1) Проект Сургутсковой Г.А [14] 2) Проект Сургутсковой ГА [14] 3) Проект Е.С. Симоненко [7]

Название Съемка фильма — презентация «Филиал ЮУрГУ» (2017) Заключение контракта (2017) Типы предприятий, их структура, особенности и принцип работы (2018)

Характер деятельности Творческий, практико-ориентированный проект Игровой проект Практико-ориентированный, информационный проект

Презентация Фильм-презентация Деловая переписка Презентация Power Point

Мониторинг Однократный Периодический, удаленный Не представлен

икт Поисковые системы, видео порталы, видео редакторы Поисковые системы Поисковые системы, Power Point

4) Проект Черкасовой А. И. [11] 5) Проект Фатуевой CA. [15] 6) Проект Сельвесюка H.JI. [16]

Название Die Marchen Bruder Jacob und Wilhelm Grimm (2018) TED (2018) Особенности испанской рекламы в сфере индустрии красоты и рекомендации по повышению ее эффективности (2018)

Характер деятельности Информационно-поисковый проект Информационно-поисковый, практико-ориентированный Информационно-поисковый, практико-ориентированный

Презентация Сообщение, реферат, постановка сказки, рисунки Сообщение, презентация Презентация Power Point

Мониторинг Не описан Не описан Не описан

ИКТ Поисковые системы Поисковые системы Поисковые системы, Power Point

7) Проект Рожновой ЕА. и Симаковой С.М. [17] 8) Проект Богдановой Н.В. и Курлаповой КИ. [18] 9) Проект Никитенко O.A. [19]

Название Russian Brands (2019) Тандем (2018) Проект «Заявка на грант» (2012)

Характер деятельности Информационно-творческий Информационно-творческий Практико-ориентированный

Презентация Презентация Power Point Конференция, отчет, презентация Презентация Power Point

Мониторинг Не описан Не описан Периодический

ИКТ Поисковые системы Поисковые системы, мессенджеры, видео-коммуникация Поисковые системы, Power Point

слайдов на этапе реализации. Мы не заметили разнообразия информационных средств, однако считаем, что умение применять популярные и прогрессивные информационные средства наравне с обучающими платформами и локальными сетями — это необходимость в обучении.

- только в одном проекте Никитенко О.А. [19] мы увидели разработанный алгоритм оценивания проекта. Мы считаем, что этот аспект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— один из основополагающих, так как проектная работа предполагает большой объем различных видов деятельности, требующих адекватной оценки. Соответственно, оценивание должно происходить исходя из структуры и содержания проектного задания. Необходимо разработать критерии оценивания, с которыми студенты будут ознакомлены заранее. Так Никитенко О.А. в своем проекте предложила оценивать проект по двум компонентам — непосредственной оценке за проект (одна на проектную группу) и коэффициента участия каждого студента, который выставляется менеджером группы.

- только один проект (Никитенко О.А.) [19] входит в структуру учебного пособия, что косвенно свидетельствует о произвольности в использовании данной технологии в учебном процессе. Это противоречит современным стандартам образования ФГОС, во многих из которых указано на необходимость формирования проектной компетенции обучающихся. Проект в учебном пособии Никитенко О.А. организован таким образом, что на каждом занятии студенты получают очередную информацию по проектному заданию по написанию заявки на получение условного гранта и научно-деловой документации, а также руководство к действиям для выполнения этих заданий. Эти задания логично связаны с грамматическими, лексическими и коммуникативными упражнениями, представленными в самом учебном пособии.

Отметим, что указанные выше проекты выполняются, как правило, в качестве дополнения к основному учебнику или учебному пособию определенного уровня подготовки. Только один проект «Заявка на грант» включен в пособия для магистрантов технического и гуманитарного профилей [19], и только в этом проекте предложена система оценивания,

которая заключается в том, что оценка проектной деятельности каждого студента проектной группы состоит из двух компонентов

— непосредственной оценки за проект (одна на проектную группу) и коэффициента участия каждого студента, который выставляется ме-

неджером группы за то, какой вклад каждый из студентов внес в успех проекта

В процессе анализа, мы выявили следующие сходные признаки вышеописанных проектов:

1. Они все подчиняются стандартной системе этапов — везде присутствуют организационно-подготовительный период, этап, на котором происходит само выполнение проекта и финальный — завершающий, представленный в виде презентации результатов. Иногда проект дробится на еще несколько дополнительных этапов, однако, на наш взгляд, они выделяются условно, и все равно подчиняются вышеописанной организации.

2. Акцент делается на индивидуальной, групповой и самостоятельной работе студентов. Практически во всех рассмотренных проектах мы наблюдали все формы работы обучающихся.

3. В 20 из 25 изученных работ выбор темы, обусловлен направлением подготовки студентов: студенты выполняют проект, связанный с их будущей профессиональной деятельностью.

4. Во всех проектах акцентируется наглядное представлении результата. В большинстве проектов, как минимум, одним из элементов предоставления финальных результатов была презентация Power Point, однако встречались и такие визуальные решения как фильмы, газеты, плакаты и т.д.

5. Творческая составляющая выходит на передний план. В 23 из 25 проектов подразумевали активную творческую вовлеченность учащихся, что обогащало мероприятия с точки зрения наполненности и индивидуальности.

6. Во всех проектах использование иностранного языка происходило в условиях реального общения. Если говорить о проектах в рамках дисциплин, связанных с преподаванием иностранных языков, то освоение межкультурной коммуникации всегда являлось первостепенной задачей.

Все авторы проектов выделяют следующие положительные черты данного метода:

- направленность на будущую профессиональную деятельность обучаемых, а значит приобретение знаний, умений, навыков, связанных с этой деятельностью;

- достижение практического результата;

- ориентация на интересы студентов;

эффективность работы с эмоциональным,

мотивационным, языковым барьерами;

- качественная организация самостоятельной работы студентов;

- формирование следующих навыков и умений: исследовательских (анализ, синтез, обоб-

щение), поисковое чтение, планирование целей и задач, применение знаний на практике в различных ситуациях, самоанализ и рефлексия, презентация результатов своей деятельности.

Модель современного вузовского проекта по обучению иностранному языку

Проанализировав основные характеристики описанных в литературе учебных, мы считаем важным представить модель проекта по обучению иностранному языку студентов технических направлений. Мы имеем в виду проект, который служит дополнительным средством повышения внутренней мотивации студентов к изучению дисциплины, а также позволяет им создать на выходе готовый продукт, который возможно применить в их сфере профессиональной деятельности.

Для создания модели современного проекта мы учитываем все существующие тенденции, принимая во внимание преимущества рассмотренных проектов, и доработаем их недостатки. Наша модель основана на реализованном учебном проекте, интегрированном в учебный курс по иностранному языку через учебное пособие М.Е. Мезенцева Project English for Mechanical Engineers (СПб., 2019), все задания в котором подчинены логике построения проекта. Читая тексты, выполняя задания на письмо, слушая аудио и просматривая видео, студенты выполняют подготовительную работу для реализации каждого из этапов проекта. Таким образом, после прохождения каждого урока пособия студенты располагают почти готовым материалом для защиты на отчетном мероприятии.

К реализованной в указанном пособии проектной методике прилагается подробное руководство по ее воплощению, способное помочь студентам и преподавателю на всех этапах реализации проектной деятельности. Поскольку большинство заданий в пособии построены таким образом, что не требуют дополнительного участия преподавателя в их выполнении, предлагаемая проектная методика удовлетворяет требованию уменьшения аудиторных часов и увеличения часов на самостоятельную работу.

Проект является междисциплинарным и выполняется в тесном сотрудничестве с преподавателями профессиональных дисциплин для создания продукта, максимально готового к выходу на рынок. Помимо совершенствования компетенции

иноязычной коммуникации, проект удовлетворяет требованиям ФГОС++3 по формированию универсальных компетенций УК1-, УК2-, УК3-, УК4-, УК6- для уровня магистратуры.

Проект реализуется в группах, для которых разработана четкая система оценивания каждого участника команды, таким образом, может быть оценен вклад каждого из студентов. Студентам обеспечивается дополнительная мотивация активно участвовать в процессе работы. Проект долгосрочный (1 семестр), однако имеет промежуточную отчетность (один раз в У недели), что позволяет отслеживать эффективность работы команды, направление развития проекта, а также корректировать при необходимости.

Проект предполагает применение передовыхинформационных технологий, вчем заключается его основная инновационность. Платформой реализации проекта является Inйagram - социальная сеть, располагающая определенными явными преимуществами по сравнению с любыми учебными программами. Во-первых, это ее простой и наглядный интерфейс, что позволяет за кратчайшее время оценить работу команды. Во-вторых, нужно отметить ее практическую ориентированность. На сегодняшний день Inйagram широко используется в качестве маркетингового инструмента, что дает студентам возможность непосредственно работать с потенциально-заинтересованной в их проекте аудиторией. Электронные ресурсы для реализации проекта расположены на локальной платформе университета МОО-БЬБ. На рисунке представлена модель предлагаемого проекта.

Проект завершается командной защитой достигнутых результатов. Проведение этого мероприятия может проходить с привлечением экспертов, представителей индустрии, которым данный проект может быть потенциально интересен. Студенты должны понимать, что презентация своего проекта на защите может открыть перед ними дополнительные профессиональные возможности своей реализации.

Все перечисленные особенности представленной модели проекта делают ее инновационной и прогрессивной. Мы считаем, что данная модель обладает гибкостью и может быть адаптирована для различных условий, например младших или старших курсов, а также для студентов разного уровня владения иностранным языком.

Поисковые системы (google/yandex/mail...)

Социальные сети (Instagram)

Презентация (Power Point/Google Slides/Prezi)

Локальные платформы университета (Moodle)

Технические платформы для создания продукта

(3d max/Google SketchUP/Autodesk...)

Модель проекта с учетом использования современных информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ)

Project model taking into account the use of modern information and communication technologies (ICT)

Выводы

Гибкость и разносторонность метода проектов делает его универсальным инструментом в работе современных педагогов. Это не значит, что он должен полностью прийти на смену всем остальным практическим аспектам обучения иностранному языку, лабораторным и практическим работам. Для осуществления проектной деятельности у обучающихся уже должен быть уровень определенной подготовленности [32], и на сегодняшний день мы имеем многочисленные примеры учебно-методических комплексов, обязательно включающих в себя раздел проектирования [19]. Метод проектов позволяет эффективно следовать принципам индивидуально-личностного подхода, работать с актуальным аутентичным материалом, имеющим смысловую и содержательную ценность для будущих профессионалов, что делает его достаточно инновационным.

Обзор литературы показал, что при достаточной степени вариативности предложенных проектов в них наблюдается недостаточное использование актуальных в настоящее время информационных технологий. Существенным недостатком большинства описанных проектов является то, что они не включены в состав

учебных пособий для обеспечения регулярности проведения проектной деятельности. С учетом неоднократной повторяемости указанных особенностей учебного проектирования их можно считать современными тенденциями обучения иностранному языку в вузе.

На наш взгляд, важным наблюдением стало также то, что современные преподаватели открыты к инновациям и интерактивным вариациям учебного процесса и многие уже широко применяют проектный метод на практике, получая положительные результаты. Более того, многие готовы открыто делиться своими находками и мыслями с коллегами, чтобы развивать это направление преподавания иностранного языка.

Предложенная модель проекта по иностранному языку, созданная с учетом проанализированных нами тенденций, преимуществ и недостатков описанных в литературе проектов, акцентирует применение самых современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональном контексте.

Данная модель проекта удовлетворяет запросу современного уровня вузовского образования и способна удовлетворить задачи подготовки и воспитания конкурентоспособного специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Некоторые Вопросы методики преподавания в вуз. 2017. Т. 6. аспекты применения метода проектов в контек- №20. С 29-36. DOI: 10/18720/HUM/ISSN 2227-сте обучения межкультурной коммуникации. // 8591/20/3

2. Kogan M.S., Gavrilova A.V., Nesterov S.

Training Engineering Students for Understanding Special Subjects in English: The Role of the Online Component in the Experimental ESP Course/ 2018 IV International Conference on Information Technologies in Engineering Education (Inforino), Moscow, Russia, 2018. Pp. 1-6. DOI: 10.1109/ INFORINO.2018.8581837

3. Езиев А.М., Накохова Д.Х., Напсо М.Д. Социально-психологические особенности современной молодежи // Вопросы обучения и воспитания. Педагогика. Республика Карелия. 2018. №10. С. 70-75.

4. Pecore, J.L. From Kilpatrick's project method to project-based learning. In M.Y. Eryaman & B.C. Bruce (Eds), International Handbook of Progressive Education. New York: Peter Lang 2015. Pp. 155-171. DOI 10.3726/978-1-4539-1522-6

5. Bolsunovskaya L.M., Phillips C., Korotchenko T.V., Matveenko I.A., Strelnikova A.B., Ulyanova O.S. Project-based method in teaching foreign language for specific purposes. Procedia-Social and Behavioral Sciences 215 (2015), 176-180. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.633

6. Zemlinskaia T.Ye. The Project Method As A Learning Strategy Of Developing Professional competences. 18th PCSF 2018 — Professional Culture of the Specialist of the Future. Vl 8 РР. 1408-1419 DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.02.150

7. Симоненко Е.С. Метод проектов в практике преподавания русского языка как иностранного в вузах Китая для студентов технических специальностей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, №3 (28). С. 191-197.

8. Диденко Г.А., Степанова О.А. Опыт реализации метода проектов в вузе средствами облачных технологий. // Современные наукоемкие технологии. 2018. №8. С. 187-191.

9. Дахин А.Н. Проекты образования и образование через проекты // Педагогика. 2016. №2. С. 3—8.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для сутд. Высш. Учеб. Зеведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. — 3-е изд., испр и доп. М.: Академия, 2008. — 272 с.

11. Черкасова А.И. Метод проектов как эффективное обучение школьников немецкому языку // Сборник статей по материалам межвузовской студенческой научно-практической конференции. Актуальные проблемы общей теории языка, перевода, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков. Москва, 05-06 февраля 2018 г. Саранск, С. 72-76.

12. Knoll M. Project Method. Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy, Publisher: Sage, Editors: D.C. Phillips. 2014. Pp.665-669.

13. Zhylkybay G., Magzhan S., Suinzhanova Z., Balaubekov M., Adiyeva P. The effectiveness of using the project method in the teaching process. // Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2014. № 143. Pp. 621-624. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.07.448

14. Сургутскова Г.А. Применение метода проектов в рамках иноязычной подготовки бакалавров технических направлений // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, № 6 URL: https// mir-nauki.com/PDF/07PDMN617.pdf (дата обращения: 08.09.2019).

15. Фатуева С.А. Оптимизация процесса обучения иностранному языку магистрантов технического вуза очно-заочной формы обучения // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. №4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN418.pdf (дата обращения: 08.09.2019).

16. Сельвесюк Н.Л. Использование инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам на примере обучения испанскому языку // Интернет-журнал «Мир Науки», 2018, №3, URL: https://mir-nauki. com/PDF/27PDMN318.pdf (дата обращения: 08.09.2019).

17. Рожнова Е.А., Симакова С.М. Использование метода проектов в интерактивном обучении студентов иностранному языку в техническом вузе //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. Самара: 2018. № 1(37). С. 141146.

18. Богданова Н.В., Курлапова К.И. Межкультурная коммуникация в рамках тандем-проектов международного межвузовского сотрудничества // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. №24. С. 53-64. DOI: 10/18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.6

19. Никитенко О.А. Учебный грантовый проект как разновидность проектной деятельности в обучении иностранному языку магистрантов технического профиля [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электрон. науч. изд. (науч.-пед. интер-нет-журн.) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2012. Сент., ART 1859. URL: http://www. emissia.org/offline/2012/1859.htm (дата обращения: 20.08.2019).

20. Серова Н.Ю. Организация работы над веб-квестом в процессе обучения иностранному языку //Иностранные языки в школе. 2018. №10. С. 27-32.

21. Ильина В.Ю. Веб-квест как одна из технологий организации самостоятельной работы по

иностранному языку в неязыковом вузе (опыт внедрения на компьютерных направлениях подготовки) // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59 (1). С. 167-170.

22. Айядин С. Вебквесты как инструменты обучения иностранным языкам. Обучения языкам с помощью информационных средств. 29 (4). C. 765-778. DOI: 10.1080/09588221.2015.1061019

23. Литовская Е.В. Использование метода сценариев при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2018. №10. С. 45-48.

24. Баранов А.В. Проектная деятельность компьютерного моделирования в физическом практикуме технического университета: организация, требования, критерии оценки // Инновации в образовании. 2016. №10. С. 158-170.

25. Бтемирова Р.И. Метод проектов в условиях современного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. С. 217.

26. Миронова Т.П., Чечиль А.П. Проектная деятельность как путь повышения мотивации к изучению французского языка // Иностранные языки в школе. 2016. №12. С. 51-55.

27. Насиханова А.З., Давыдова Л.Н. Междисциплинарный образовательный проект как средство формирования иноязычной компетенции у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. №2, С. 62-66. DOI: 10.20339/AM.2-18.062

Статья поступила в редакцию 09.09.2019

28. Пушкарева Е.А. Формирование деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности у будущих бакалавров в области инженерного дела, технологий и технических наук с применением электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=27407 (дата обращения: 09.03.2019).

29. Юрьева Л.В., Кошкин Д.А. Опыт применения коммуникативных методик на занятиях English for special purposes в техническом вузе. // Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. 2017. №2 (43). С. 201-203.

30. Гордеев К.С., Жидков А.А. Метод проектов как способ формирования компетенции будущего педагога профессионального обучения. // Международный студенческий научный вестник. 2018. №2. С.73.

31. Khalyapina L., Almazova N., Popova N. Models of interdisciplinary coordination in higher education area of Russia.In L. G. Chova, A. L. Martínez, & I. C. Torres (Eds.), ICERI 2017 Proceedings: 10th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Spain: ICERI. 2017. Pp.780-785. DOI: 10.21125/iceri.2017.0287

32. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. №4. С. 104.

REFERENCES

[1] T.Ye. Zemlinskaia, N.G. Fersman, Nekotorye aspekty primeneniya metoda proektov v kontekste obucheniya mezhkul'turnoj kommunikacii [Some issues of using the project method in teaching crosscultural communication.]. Scientific JournalTeaching Methodology in Higher Education. 6 (2) (2017) 29-36 (2017). [In Rus.]. DOI: 10.18720/ HUM/ISSN 2227-8591.20.3

[2] M.S. Kogan, A.V. Gavrilova, S. Nesterov, Training Engineering Students for Understanding Special Subjects in English: The Role of the Online Component in the Experimental ESP Course/ 2018 IV International Conference on Information Technologies in Engineering Education (Inforino), Moscow, Russia, 2018, pp. 1-6. DOI: 10.1109/ INF0RIN0.2018.8581837

[3] A.M. Eziev, D.H. Nakohova, M.D. Napso, Sotsialno-psikhologicheskiye osobennosti sovremennoi molodezhi [Social-psychological peculiarities of generations in modern conditions]. Pedagogics. Karelia. 10 (2018) 70-75.

[4] J.L. Pecore, From Kilpatrick's project method to project-based learning. In M.Y Eryaman & B.C. Bruce (Eds), International Handbook of Progressive Education. New York: Peter Lang. 2015. Pp. 155-171. DOI: 10.3726/978-1-4539-1522-6

[5] L.M. Bolsunovskaya, C. Phillips, T.V. Korotchenko, I.A. Matveenko, A.B. Strelnikova, O.S. Ulyanova, Project-based method in teaching foreign language for specific purposes. Procedia-Social and Behavioral Sciences 215. (2015) 176-180. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.633

[6] T.Ye Zemlinskaia, The Project Method As A Learning Strategy Of Developing Professional competences. 18th PCSF 2018 — Professional Culture of the Specialist of the Future. l (8) (2018) 1408-1419. DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.02.150

[7] E.S. Simonenko, Metod projektov v praktike prepodavaniya russkogo yazika kak inostrannogo v vuzakh Kitaya dlya studentov tekhnicheskih spetsialnostei [ Project method for technical major students in Russian Teaching as a Second Language

in Chinese universities]. Izvestiya Zapadnogo Gosudarstvennogo Universiteta. Economics, Sociology, Management. 8 (3) (28) (2018) 191-197.

[8] G.A. Didenko, O.A. Stepnova, Opit realizatsii metoda projektov v vuze sredstvami oblachnikh tekhnologii [The experience of Implementation of the project method in higher education with the means of cloud technologies]. Sovremenniye naukoyomkiye tehnologii. 8 (2018) 187-191.

[9] A.N. Dahin, Projekti obrazovaniya i obrazovaniye cherez projekti [Educational projects and education b means of projects] Pedagogics. 2 (2016) 3-8.

[10] E.S. Polat, Noviye pedagogicheskiye i informatsionniye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and informational technologies in education system]. Textbook for higher learning institutions students. Moscow. Akademia. 2008.

[11] A.I. Cherkasova, Metod projektov kak effektivnoye obucheniye shkolnikov nemetskomu yaziku [Project method as an effective way of German language teaching] Proceedings of student conference Urgent issues of general language theory, interpretation, intercultural communication and language teaching. Moscow. Saransk. (2018) 72-76.

[12] M. Knoll, Project Method. Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy, Publisher: Sage, Editors: D.C. Phillips. (2014) 665-669.

[13] G. Zhylkybay, S. Magzhan, Z. Suinzhanova, M. Balaubekov, P. Adiyeva, The effectiveness of using the project method in the teaching process. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 143 (2014) 621-624. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.07.448

[14] G.A. Surgutskova, Primeneniye metoda projektov v ramkakh inojazichnoi podgotovki bakalavrov tekhnicheskikh napravlenii [Application of the project method in the framework of foreign language training of bachelors of technical directions]. World of science. Pedagogy and psychology. 5 (6) (2017). URL: https//mir-nauki.com/PDF/07PDMN617. pdf. (accessed 08.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] S.A. Fatueva, Optimizatsiya protsessa obucheniya inostrannomu yaziku magistrantov tekhnicheskogo vuza ochno-zaochnoi formi obucheniya [Optimization of teaching a foreign language to part-time master students of the linguistics University]. World of Science. Pedagogy and psychology. 4 (6) (2018) URL: https://mir-nauki. com/PDF/57PDMN418.pdf (accessed 08.09.2019).

[16] N.L. Selvesyuk, Ispolzovaniye innovatsionnih technologiy v protsesse obucheniya inostrannim yazikam na primere obucheniya ispanskomu yaziku [The use of new technologies in teaching foreign languages on the basis of teaching Spanish]. World of Science. Pedagogy and psychology. 3 (6) (2018). URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN318.pdf

[17] E.A. Rozhnova, S.M. Simakova, Ispolzovaniye

metoda projektov v interaktivnom obuchenii studentov inostrannomu yaziku v tekhnicheskom vuze [Project method application for teaching English in a technical university]. Vëstnik Samara State Technical University. Psichologo-pedagogical sciences. Samara. 1 (37) (2018) 141-146.

[18] N.V. Bogdanova, K.I. Kurlapova, Mezhkultunaya kommunikatsiya v ramkakh tandem-projektov mezdunarodnogo mezhvuzovskogo sotrudnichestva [Intercultural communication within tandem-project in universities collaboration] Teaching Methodology in Higher Education. 7 (24) (2018) 53-64.

[19] O.A. Nikitenko, Uchebniy Grantoviy projekt kak raznovidnost projektnoi deyatelnosti v obuchenii inostrannomu yaziku magistrantov tekhnicheskogo profilya [Grant project as a type of project method in foreign language teaching to Master students] The Emissia. Offline. St. Petersburg. 2012. Letters. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1859.htm (accessed: 20.08.2019).

[20] N.Yu. Serova, Organizatsiya raboti nad Web-questom [Arrangement pf webquest activitie in foreign language teaching]. Foreign languages at school. 10 (2018) 27-32.

[21] V.Yu. Iliyina, Webquest kak odna iz tekhnologiy organizatsii samostoyatelnoi raboti po inostrannomu yaziku v neyazikovom vuze [Webquest as one of the individual work organisation technologies in foreign language learning in technical University] Problemi sovremennogo pedagogicheskogo obrasovaniya. 59 (1) (2018) 167-170.

[22] S. Aydin, WebQuests as language-learning tools. Computer Assisted Language Learning. 29 (4) 765-778. DOI: 10.1080/09588221.2015.1061019

[23] E.V. Lignovskaya, Ispolzovaniye metoda stsenariev pri obuchenii professionalno-orientirovannomu inostrannomu yaziku [Scenario method for teaching professional foreign language]. Foreign languages at school. 10 (2018) 45-48.

[24] A.V. Baranov, Projektnaya deyatelnost kompyuternogo modelirovaniya v fizicheskom praktikume tekhnicheskogo universiteta: organizatsiya, trebovaniya, kriterii otsenki. [The project activity of computer modeling in the physics practicum of the Technical University: organization, requirements, evaluation criteria]. Innovatsii v obrazovanii. 10 (2016) 158-170.

[25] R.I. Btemirova, Metod pryektov v usloviyakh sovremennogo visshego obrazovaniya [Method of projects in the modern higher education]. 3 (2016) 217.

[26] T.P. Mironova, A.P. Chechil, Projektnaya deyatelnost kak put povisheniya motivatsii k izucheniyu frantsuzskogo yazika [Project technology as a motivation boosting tool for French learning]. Foreign languages at school. 12 (2016) 51-55.

[27] A.Z. Nasihanova, L.N. Davidova,

Mezhdistsiplinarniy obrazovatelniy projekt kak sredstvo formirovniya inoyazichnoi kompetentsii studentov [Interdisciplinary educational project as a tool for students' language competence formation]. Alma mater. 2 (2018) 62-66. DOI: 10.20339/AM.2-18.062.

[28] E.A. Pushkareva, Formirovaniye delovoi inoyazichnoi kommunikativnoi kompetentsii v sfere professionalnoi deyatelnosti u budushikh bakalavrov v oblasti inzhenernogo dela, tekhnologiy I tekhnicheskich nauk s primeneniem elektronnogo obucheniya [Building the business foreign language communicative competence in the sphere of professional activity bachelors in the field of engineering, technologies and sciences using e-learning]. Modern issues of science and education. 1 (2018). URL: //science-education.ru/ru/article/ view?id=27407 (accessed: 09.03.2019).

[29] L.V. Yurieva, D.A. Koshkin, Opit primeneniya kommunikativnikh metodik na zanyatiyah

Received 09.09.2019

English for special purposes v tekhnicheskom vuze [Kommunicative methodics application experience at ESP classes at technical university]. Scientific notices. E-journal of Kursk university. 2 (43) (2017) 201-203.

[30] K.S. Gordeev, A.A. Zhidkov, Metod projektov kak sposob formirovaniya kompetentsii budushchego pedagoga professionalnogo obucheniya. [Method of projects as a way of forming competence of future teachers of vocational training]. Mezdunarodnii studencheskii nauchnii vestnik. 2 (2018) 73.

[31] L. Khalyapina, N. Almazova, N. Popova, Models of interdisciplinary coordination in higher education area of Russia.In L.G. Chova, A.L. Martinez, & I.C. Torres (Eds.), ICERI 2017 Proceedings: 10th International Conference of Education, Research and Innovation. (2017) 780-785. Seville, Spain: ICERI DOI: 10.21125/iceri.2017.0287

[32] O.S. Kudinova, L.G. Skulmovskaya, Projektnaya deyatelnost v vuze kak osnova innovatsii. [Project activities in the university as a basis of innovation]. 4 (2018) 104.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS

Мезенцева Мария Евгеньевна Mezentseva Maria E.

E-mail: mezentseva1992@mail.ru

Попова Нина Васильевна Popova Nina V.

E-mail: ninavaspo@mail.ru

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.