Научная статья на тему 'Современные тенденции развития массового отдыха'

Современные тенденции развития массового отдыха Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
354
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / TOURISM / TOURIST AND RECREATIONAL ZONE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Колесник Екатерина Львовна, Гришай Анна Владимировна, Булкин Андрей Николаевич

Рассматриваются современные тенденции развития рекреационного потенциала, раскрыто социологическое содержание тенденций развития кадрового менеджмента для индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Колесник Екатерина Львовна, Гришай Анна Владимировна, Булкин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in development of mass leisure

The paper discusses the current trends in development of recreational potential. The authors present the sociological contents of tendencies in development of personnel management for the hospitality industry.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития массового отдыха»

УДК 338.482:316 ББК 60.564.0 К 60

Е.Л. Колесник,

аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского социального института, г. Ставрополь, тел.: 8-928-812-35-01 e-mail: vngprof@bk.ru А.В. Гришай,

студентка Кубанского государственного аграрного университета, 8-918-757-10-12, email: grishay44@mail.ru А.Н. Булкин,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского государственного института имени Е.Р. Дашковой, г. Москва, тел.: 8-(499)-909-91-01

Современные тенденции развития массового отдыха

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются современные тенденции развития рекреационного потенциала, раскрыто социологическое содержание тенденций развития кадрового менеджмента для индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационная зона.

E.L. Kolesnik,

Post-graduate student of North-Caucasus Social Institute, Stavropol, ph.: 8-928-812-35-01 e-mail: vngprof@bk.ru A.V. Grishay,

Student of the Kuban State Agrarian University student at the Kuban State Agrarian University, 8-918-757-10-12, email: grishay44@mail.ru A.N. Bulkin,

Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Department of the Humanities and Natural Science Disciplines, Moscow State Institute named after E.P. Dashkova, Moscow, ph.: 8-(499)-909-91-01

Current trends in development of mass leisure

Abstract. The paper discusses the current trends in development of recreational potential. The authors present the sociological contents of tendencies in development of personnel management for the hospitality industry.

Keywords: tourism, tourist and recreational zone.

Масштабность содержания предположений о предметной области проблемы социологического анализа санаторно-курортного обслуживания населения и туризма позволяет выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательность предполагает наличие потребности в анализе существенных (классификационных) свойств объектов, а также выявление характера связей между отдельными (структурными) элементами изучаемого объекта. В свою очередь, объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени прочности связей взаимодействия, функциональных и причинноследственных зависимостей в исследуемых социальных процессах и явлениях [1].

Очевидно, что отдыхающих и туристов нельзя отнести к определенной, устойчивой социальной группе. В то же время массовый отдых и туризм сплачивают людей, формируют направленное стремление к сезонному, периодическому объединению. Социальные

взаимодействия по поводу организации и проведения отдыха, с некоторыми допущениями, могут быть отнесены к разновидностям сезонных миграций. Территориально и географически места проведения отпусков распределяются неравномерно. Летом и в начале осени пик посещений приходится на побережье российских морей (Черное, Азовское), постоянно возрастает популярность курортов региона Минеральных Вод. В период с осени до весны фанаты горного туризма и отдыха устремляются в Приэльбрусье. Масштабность таких перемещений позволяет определить их элементную базу в виде совокупности самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных, существующих долговременно или на протяжении сравнительно короткого срока.

Социальная группа как социокультурный элемент общества в современной социологии однозначно не определяется [2]. Большинство авторов понимают под социальной группой совокупность индивидов, вступающих в определенные взаимодействия и формирующих социальные отношения.

Специфическое различие во взаимоотношениях между индивидами, представляющими массив отдыхающих и нуждающихся в санаторно-курортном обслуживании, наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. В социологии первичными считаются такие группы, в которых социальные контакты основаны на личностном характере внутригрупповых взаимодействий. В таких группах отдыхающих (семья или дружеская компания) представители стремятся сделать социальные взаимоотношения более неформальными и максимально бесконфликтными.

Продукция предприятий рекреационной сферы чаще всего имеет вид нематериальных товаров, так как они представляют собой услуги. Для производства этих услуг необходим персонал. Существует мнение, что туристская отрасль сильно персонифицирована, поэтому важной функцией туризма является функция обеспечения занятости населения. Количественный рост кадров в туристской отрасли может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок. Технические средства облегчают деятельность, но не могут заменить личное общение с гостем. Туризм прямым или косвенным образом способствует занятости населения. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях, главным образом, в гостиничных, транспортных предприятиях и в турбюро. Туризм создает эффект занятости и в других отраслях экономики, поэтому говорят о косвенном эффекте в занятости населения.

Традиционно в рамках регионального аспекта важную роль играет функция сглаживания, проявляющаяся в том, что туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Для местных жителей таких регионов туризм представляет собой важный источник дополнительного дохода: он способствует выравниванию их доходов, так как эти доходы чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленным производством.

Функция сглаживания в туризме имеет также и международное значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе. Туризм перераспределяет доходы стран с индустриальным и сельскохозяйственным производством.

Считается, что проблемы защиты окружающей среды должны решаться после экономических. Однако в современных условиях сохранение целостности окружающей среды является важнейшей предпосылкой развития туризма, так как только первозданная природа привлекает туристов и способствует их полноценному отдыху. Разрушение окружающей среды рано или поздно приводит к исчезновению в регионе туризма как отрасли экономики. Следовательно, проблематику в развитии туризма можно определить следующим образом: с одной стороны, общество не может отказаться от туризма как от экономического фактора; с другой стороны, оно несет общую ответственность за разрушение

общего жизненного пространства. Предлагаются следующие пути решения данной проблемы:

1. На индивидуальном уровне - необходимость сохранения окружающей среды должна сознаваться каждым путешествующим, и соответственно должно быть изменено его отношение к этой среде.

2. На государственном уровне - должен получить развитие природосберегающий туризм. Это туризм, который стремится сохранить равновесие между окружающей средой, отдыхом и экономическим воспроизводством или между экологией, обществом и экономикой. Туризм, ориентирующийся на проблемы окружающего мира, - это такой тип туризма, при котором менеджмент систематически и целенаправленно культивирует критерий равновесия окружающего нас мира.

3. Процесс рекреативного мышления должен коснуться также и лиц, ответственных за туристскую деятельность. Чтобы туризм сохранился, задачи целенаправленной защиты окружающей среды должны стать важнее кратковременных интересов получения прибыли.

4. Политика должна содействовать сохранению окружающей среды.

В процессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают следующие разновидности культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей и культура обслуживания. Все культуры влияют одна на другую. Так, например, культура приезжих определяет их поведение, а вместе с тем и культуру отдыха. Культура отдыха, в свою очередь, зависит от культуры обслуживания. При этом то, как местные жители воспринимают приезжих, отражается на поведении гостей.

Степень общественного воздействия туризма на культуру местных жителей зависит от различных факторов. Главным среди них является возможность самоопределения местных жителей и их открытость по отношению к новым воздействиям. Следует ожидать, что в том регионе, где население имеет открытый способ мышления, а туризм при этом доминирует и утверждает чужую культуру, местная культура постепенно исчезнет, а первыми, кто быстро начнет впитывать чужую культуру, будут молодые люди. Так возникают эффекты идентификации и имитации. При этом идентификация означает внутреннюю передачу составных частей чужой культуры, имитация же проявляется во внешнем подражании отдельным видам поведения и элементам привнесенной культуры.

При оценке социальных эффектов туризма должна учитываться и структура населения региона. Речь идет об окраинных регионах, которых не коснулись стремительные преобразования. Те люди, которые стремились к предпринимательству и переменам в своей жизни, оставили эти окраинные регионы и переехали в центр, а то население, что осталось, не хочет изменений в своей жизни. Местные жители оказываются, таким образом, не подготовленными к общественным преобразованиям, возникающим в процессе развития туризма. Кроме того, эти преобразования не так четко выражены как преобразования, вызванные другими отраслями в центре страны. Облегчить психологическое изменение образа жизни и защитить идентичность местного населения сможет профессионализация культуры обслуживания. Это значит, что по отношению к гостям должна быть соблюдена духовная дистанция: они ведь всего лишь клиенты и им оказывается всего лишь профессиональная услуга [3].

Формирование политики массового отдыха и туризма является важным фактором социально-культурного развития социума. В условиях социально ориентированной рыночной экономики государство прямо или косвенно направляет развитие туризма. В целом, досуговая политика - это осознанная поддержка государством отрасли массового отдыха и формирование основных ее направлений путем воздействия на наиболее значимые составляющие.

Разумно организованный, доступный, а в значительной степени - престижный отдых сам по себе способен стать весомым фактором стабилизации жизни социума. Людям старших поколений важно сознавать, что их жизнь и здоровье ценны для государства не

менее чем их труд. Детский и подростковый массовый каникулярный отдых и санаторнокурортное лечение, гарантированные каждому, независимо от уровня доходов семьи, предотвращают риск потери целых поколений молодых людей. Взросление оказывается тесно связано и поддержано заботой государства не только об образовании и профессиональной ориентации молодежи, но и об организации отдыха и профилактического лечения (желательно с самого раннего детства). Идеальный характер подобных построений очевиден. Но то, что правильно звучит в социальной теории, имеет полное право и на воплощение в социальной практике.

Таким образом, между социальной сферой в стране посещения и системой туризма существует тесная взаимная связь. С одной стороны, для развития туризма в конкретной стране особое значение имеет общественный и экономический порядок в ней; с другой стороны, само это явление (туризм) обусловливает преобразования в общественных отношениях стран, осваиваемых туристами. Воздействие туризма на социальную сферу посещаемых стран может быть как положительным, так и отрицательным. Часто имеет место общая либерализация в обществе. Но больше различий существует между культурами, вступающими во взаимодействие: и чем меньше готова страна к приему больших туристских потоков, тем больше опасность того, что процесс внедрения чужой культуры отрицательно скажется на осваиваемой ими стране.

Примечания:

1. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Минск.: Новое знание, 2001. С. 63-65.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: Комитет по печати, 2006. С. 86-89.

3. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 138.

References:

1. Sokolova M.V History of tourism: a manual. M.: Masterstvo, 2007.

2. Birzhakov M.B. Introduction to tourism. SPb.: Gerda, 2008.

3. Sakun L.V Theory and practice of training of tourism sphere specialists in the developed countries of the world: a monograph. Krasnoyarsk: MAUP, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.