Научная статья на тему 'Функции туризма в социально-экономической структуре общества'

Функции туризма в социально-экономической структуре общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1676
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURISM / SPATIAL ENVIRONMENT / INTERNATIONAL STYLE / FUNCTIONS OF TOURISM / THE IMPACT OF TOURISM / THE TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шарафиева Д. Р.

Туризм явление сложное и многопрофильное. При развитых формах он, оказывает сильное влияние как на самого человека, так и на многие области его жизни организацию труда и отдыха, экономическое и социальное развитие, преобразовывает среду в регионе, в котором развивается. В настоящее время туризм рассматривается как предмет научного изучения, со своим понятийным аппаратом, функциями и сферой воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Шарафиева Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of tourism in socio-economic structure of society

Tourism is multi-functional phenomenon. It has an active influence on person as well as upon all spheres of his life, society, work organization and leisure, economic and social development, transform environment in the developed region. The impact of tourism is complex and can be either positive or negative. In areas with developed tourism sphere we can observe society changing there is a reorientation of the workforce in occupations related to tourism activities. Tourism is the conductor of cultural expansion. With the growing needs of people in traveling, the volume of tourism industry grows as a set of enterprises, institutions and organizations to ensure the production and consumption of goods and services for tourists. Therefore, rapidly growing social and economic role of tourism in human life. Tourism has a various influence on lives of local people, their material and spiritual activities, the system of values, social behavior and interests. For the world community for a long period tourism has been one of the most profitable and rapidly growing industries. The positive impact of tourism on the economy of the state occurs in case of comprehensive development of tourism. At present, tourism is considered as a subject of scientific study, with its conceptual set, functions and scope of influence.

Текст научной работы на тему «Функции туризма в социально-экономической структуре общества»

УДК 711.4-168 (470.41)

Шарафиева Д.Р. - аспирант

E-mail: sharafieva_dilya@mail.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Функции туризма в социально-экономической структуре общества Аннотация

Туризм - явление сложное и многопрофильное. При развитых формах он, оказывает сильное влияние как на самого человека, так и на многие области его жизни - организацию труда и отдыха, экономическое и социальное развитие, преобразовывает среду в регионе, в котором развивается. В настоящее время туризм рассматривается как предмет научного изучения, со своим понятийным аппаратом, функциями и сферой воздействия.

Ключевые слова: туризм, пространственная среда, интернациональный стиль, функции туризма, влияние туризма, туристическая индустрия.

Введение

Туризм - это сфера деятельности человека, не просто связанная с путешествиями людей, а выполняющая ряд функций социального, экономического, политического, культурного характера, которые проявляются как на уровне отдельного социума, так и на уровне общества в целом.

Туризм содействует укреплению здоровья человека, восстановлению работоспособности и повышению производительности труда.

Современный туризм также оказывает влияние на экологическую политику государств: сохраняются ценные рекреационные ресурсы путем принятия специальных законодательных актов, создаются сети национальных парков, природных и культурных заповедников и других охраняемых территорий и объектов. Благодаря туризму заметно повышается экологическое сознание населения, улучшается общее природное состояние региона и страны.

I. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности

«Туризм - путь к миру» лозунг Международного года туризма, объявленного ООН (1967 г.)

Туризм - это перемещение больших масс людей в достаточно короткие отрезки времени, важный элемент экономики многих государств, обеспечивающий занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление валюты и др. Туризм основан на использовании местных туристских ресурсов, приносящих данной местности или государству доход.

Наибольшую долю занимают туры выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры.

Коренным словом для термина «туризм» стало французское слово «тур», которое в переводе означает «поездка», «прогулка». В настоящее время в международном туризме слово «тур» подразумевает туристское путешествие с заранее спланированными параметрами (сроки, маршрут, набор услуг).

В международном туризмоведении туризм называют социальным феноменом*.

* Социальный (от лат. ■уос/я/лу - общественный) - относящийся к жизни общества. Феномен (нем. рИапотеп - являющийся) - трактуется в двух значениях:

1) философское понятие, синоним явления, данного нам в опыте чувственного познания;

2) необычное, редкое явление; исключительный факт, человек.

По мере формирования социальных наук учение о «социальном феномене» туризма приобретает более сложную структуру. Большинство ученых анализируют узкие аспекты туризма, такие как: территориальная организация, экономические механизмы,

психологические мотивации [1-5].

Изучение туристической деятельности началось с экономической дисциплины, в которой оно зародилось, а затем охватило практически все науки.

Социологи (среди них выделяют исследования Кнебеля и Фостера) выявили теоретическую и практическую значимость туристских исследований. Психологи Ризон и Фабер занимались вопросом изучения психологии туристической деятельности. Интерес к туристической деятельности рос, знания накапливались, складываясь в наследие. Так сформировался точный прототип данной области знаний.

Были и противники массового туризма. В основном это были представители консервативных взглядов. Более серьезная критика возникла в экономической среде; она показала, что реальный доход по линии туризма иногда оказывается ниже ожидаемого уровня, а утечка капитала зачастую сводит на нет планируемые экономические преимущества в области туристской индустрии. «Методом мозгового штурма» в ряде наук было изучено негативное влияние туризма на внеэкономические сферы: исследования Смита в антропологии содержат анализ конкретных ситуаций, региональные работы Финни и Уотсона, социолога де Кадта. В экологии были подняты проблемы сохранения природного наследия, развития парков и концепция предельно допустимого уровня нагрузки на туристские объекты. Дальнейшее изучение темы отдыха нашло отражение в работах Коэна.

Расцвет туризма как предмета научного познания был отмечен в 70-х гг., когда ученые осознали важность этой темы как объекта изучения; в это время начали проводиться соответствующие научные встречи.

Важность темы туризма росла, что подтверждалось публикациями в научных журналах: «Журнал туристских исследований» (Journal of Travel Research, 1962), «Туристское Ревю» (Tourist Review, 1946), «Анализ туристских исследований» (Annals of Tourism Research, 1973), «Исследования в области рекреалогии» (Tourism Recreation Research, 1977), «Менеджмент туризма» (Tourism Management, 1980), «Журнал туристского анализа» (The Journal of Tourism Studies, 1990). В процессе становления туризма как науки возросло количество тематической литературы, библиографических списков, издание письменных первоисточников, имеющих отношение к туризму. Кроме этого, стало популярно изучение темы туризма в качестве научных исследований.

Определенные области туризма становятся предметом научного осмысления наук. Например, с исторической точки зрения динамика развития курортных зон впервые была рассмотрена Плогом, позже экономистами и географами. Географы и экологи изучили проблему предельно допустимых антропогенных нагрузок, после чего вопрос воздействия туризма на окружающую среду был раскрыт в работах ученых и публикациях в прессе.

Природа самого туризма, его связь с жизнедеятельностью человека отражались в фундаментальных работах в области социологии и антропологии. Первые труды на эту тему появились в 70-х гг.: антрополог Тернер с вопросом обрядов и паломничества, социолог Шикжентмихали с анализом туристских потоков. Маккенелл провел общенаучный анализ туристских потоков с антропологической, социологической и семиотической точек зрения. Граберн посвятил свое исследование изучению туризма на стыке культур в свете распространяющейся экспансии между Северной Америкой и Европой.

Для социальных наук остаются открытыми два вопроса. Первый заключается в изучении воздействия туризма на общество и рост социальных потребностей, возникающих из-за развития туризма. Второй - связан с изучением смены наших представлений о туризме, его функциях и социальной роли. Этим начинают серьезно заниматься психология и социология. В то же время появляется множество других проблем.

II. Туризм как фактор преобразований в пространственной среде

В современном мире туризм сочетает в себе много сфер жизнедеятельности человека и оказывает влияние как на самого человека, так и на все области его жизни и на жизнь общества в целом, осуществляя познавательную функцию. В местах с развитой сферой туризма

наблюдается изменение в обществе - идет переориентация рабочей силы в профессии, связанные с туристической деятельностью. Это, в свою очередь, влечет потребность в квалифицированных кадрах (гиды, переводчики, экскурсоводы) и необходимость создания учреждений по подготовке таких специалистов. Создание подобных образовательных организаций влечет за собой изменение среды. Появляются университеты, центры обслуживания, происходит преобразование территорий и структуры поселений в целом.

Туризм

Изменение среды

' ' \ У

Изменение в обществе

Изменение в обществе

Изменение среды

Рис. 1. Влияние туризма на преобразования в пространственной среде

Туристические потоки в любом случае приводят к изменениям в местных сообществах, в их среде проживания и окружении. Это, прежде всего, связано с тем, что туристы и отдыхающие предъявляют особые требования к местам отдыха, их разнообразию и обустроенности, наличию туристических точек и маршрутов. Имеется в виду развитие и изменение городской среды, которая тесно связана с туристическим обслуживанием.

Отдыхающие и туристы, пребывающие в городе в течение кратковременного срока, воспринимают среду как отличную от повседневной. В данном случае город редко воспринимается целостно. Внимание уделяется курортным и самым интересным местам, значимыми являются детали.

Облик туристических городов сильно меняется для того, чтобы удовлетворить потребности туристов: строятся новые и современные объекты инфраструктуры,

туристические места, гостиницы и рестораны, прокладываются новые и расширяются старые дороги. Все большее внимание в планировке городов уделяется созданию мест отдыха, разработке пешеходных прогулочных маршрутов по историческим улицам городов, а также преобразованию действующих сооружений в направлении сочетания парков, скверов, набережных с общественными объектами для отдыха жителей и туристов.

Поездив по разным городам мира - Барселоне, Праге, сообщество в целом и представители властной элиты увидели, что одним из основных ресурсов туризма является сохранение и бережное отношение к историческому прошлому, восстановление исторической среды. Происходит просвещение общества путем туризма.

На сегодняшний день в г. Казани идет программа пешеходных прогулок для руководства города по историческому центру города. В ходе экскурсий Президент Татарстана осматривает городские здания, имеющие историческую ценность. Многие из таких зданий в центре Казани уже подверглись сносу, теперь на их месте возводятся высотные дома, что значительно нарушает исторический облик столицы.

Создана целая система «фильтров» проектных разработок, которая тщательно проверяет их на предмет противоречия воссозданию среды в центре города. Повторной проверке подвергаются уже выданные разрешения на строительство и при необходимости пересматриваются проекты возводимых зданий, а также приостанавливается строительство домов, не соответствующих архитектурному облику окружающей застройки.

В центральной части Казани историко-культурные памятники были переданы меценатам и инвесторам для восстановления и приведения их в порядок. Регулярно проводятся аукционы, на которых исторические здания продаются за символическую стоимость, но с условием полной реконструкции. Уже сегодня на многих объектах развернулись реставрационные работы, которые планируют завершить к Универсиаде 2013 года.

Все мероприятия, проводимые совместно с руководством города, являются Алгоритмом по воссозданию и сохранению наследия республиканского и федерального значения. В ожидании туристов, в преддверии Универсиады 2013 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года, создается привлекательная среда в историческом центре города.

Республика Татарстан имеет большой потенциал для развития рекреационнотуристической деятельности на своей территории. Для организации туристической деятельности предлагается идея создания концепции природно-рекреационных парковых дорог как трасс туризма.

В рамках дипломных и диссертационных исследований на кафедре градостроительства КГАСУ, на примере организации краткосрочного отдыха в США и Канаде, разработаны проектные предложения парковых дорог (Верхнеуслонский и Лаишевский парквей), которые были заложены в Схемы территориального планирования районов. Организация подобных маршрутов повлечет за собой формирование крупных центров отдыха в границах агломераций для проведения уикэндов (якорные объекты).

На сегодняшний день в Республике Татарстан идет активное развитие Казанской агломерации и строительство сети дорог, связывающих отдельные населенные пункты, улучшается покрытие. Подобные работы ведутся без всякого учета туристических потоков, проходящих по этим территориям. Если объединить статистические данные по формированию мест отдыха в пригородной зоне республики, маршруты парковых дорог и вести работу целенаправленно, улучшится связь отдаленных населенных пунктов с Казанью, с другой стороны, расширятся возможности для развития туризма.

Подобное развитие туризма и преобразования пригородных территорий в целом, как отрасли городского бизнеса, может обеспечить Республике Татарстан значительные конкурентные преимущества в преддверии масштабных мероприятий и приезда большого количества туристов и гостей.

Не так давно городу был представлен проект застройки квартала Б (участок близ станции метро «Суконная слобода», ограниченный улицами Павлюхина, Луковского, Островского, Тихомирнова) в исторической части города Казани, разработанный мастерской главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо (рис. 2). Проект представляет собой систему застройки, которая не формирует дворовых пространств. Здания ставятся в строгом геометрическом порядке, перемежаясь открытыми пространствами. Это пример характерной для европейской архитектуры геометрической композиции (интернациональный стиль) с использованием мотивов фрактальной геометрии и современной интерпретацией популярного в градостроительстве модернизма.

Если взглянуть на квартал сверху, то можно увидеть плотную сетку «зданий-кварталов», разделенных только широкими автодорогами. В качестве альтернативы отсутствующим дворовым пространствам предусмотрен общерайонный сад, предлагаемый сквер около Театра кукол «Экият», в который жители прилегающих жилых домов могут пойти, к примеру, на прогулку со своими детьми, с собакой или на утреннюю пробежку. Как правило, общерайонный сад открыт для всех посетителей, но включает в себя различные спортивные площадки, доступ к которым имеют не все, а только люди, проживающие в этом районе.

Рассмотрев проект, можно уловить сходство между ним и проектом высотного комплекса домов на Лейк Шор Драйв в Чикаго, построенных в середине прошлого века по проекту архитектора Мис Ван дер Роэ. В основу планировки этого комплекса легла идея жизни на колесах, полной автомобилизации. Предполагалось, что жилье будет необходимо людям фактически только для вечернего и ночного пребывания, а остальная их жизнь будет проходить в пространстве города, в автомобиле, поэтому дворы были практически сведены к минимуму, под комплексом предусмотрена многоэтажная парковка, а плотность жителей в этих зданиях достигает больших величин.

Возможность подобного применения зарубежного опыта появилась отчасти благодаря популяризации туризма. Руководство города, совершая рабочие и туристические визиты в разные страны, обращает свое внимание на удачные градостроительные особенности той или иной культуры и заимствует ее, применяя к совершенствованию г. Казани. Привлечение западных образцов для создания объектов на территории города - явный пример культурной экспансии.

Если раньше основными методами экспансии культур являлись современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино, то сегодня не менее важным способом распространения новых тенденций и проводником культур является туризм, со своей обширной географией и разнообразием.

Вид на квартал Б по ул. Островского „ _ „ ттт _ „ тт

г г Вид на Лейк Шор Драив в Чикаго

в г. Казани г ^

План квартала Б в г. Казани

Лейк Шор Драйв в Чикаго

Рис. 2. Сравнительный анализ домов в Лейк Шор Драйв (Чикаго) и проекта застройки квартала Б (г. Казань)

III. Функции туризма

Любая деятельность, которую придумывает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию [6]:

1. Познавательная функция. Познание - процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; понимание закономерностей окружающего мира, законов природы и общества; совокупность знаний и опыта.

2. Воспитательная функция. Туризм играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Интересные и содержательные экскурсионные программы и маршруты расширяют кругозор ребенка, формируют его мировоззрение. В Японии все школьники в организованном порядке путешествуют по своей стране, это не только обогащает познания о родном крае, но и воспитывает патриотические чувства к Родине. Похожие экскурсионные программы были и в отечественной практике, и их поддержка со стороны правительства и науки является первоочередной в кругу задач развития туризма.

3. Оздоровительная функция восстанавливает силы и внутренние резервы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и при выполнении текущих бытовых обязанностей. Оздоровительный эффект дифференцируется на профилактический (характерный для большинства современных видов отдыха и туризма) и лечебный (известный еще с древних времен).

4. Социально-коммуникативная функция позволяет участникам путешествия общаться в неформальной обстановке без учета социального положения и субординации, возраста, гражданства и других признаков, различающих людей.

5. Спортивная функция. Туризм - естественный вид спорта, нагрузки в нем легко дозируются. Человечество располагает разнообразными спортивными программами, но только

туризм обладает всеми необходимыми составляющими здоровья: связь с природой, смена обстановки, эмоционально-психологическая разгрузка, повышение физической активности.

6-7. Эстетическая и эмоционально-психологическая функции. Под эстетической функцией туризма предполагается возможность наслаждаться природой, творчеством архитекторов и художников. Эстетическая функция взаимосвязана с эмоционально-психической функцией. Получая эстетическое удовольствие, человек снимает напряжение и усталость, приобретает положительные эмоции от общения с людьми и посещения туристских мест.

8. Творческая функция. Огромным творческим потенциалом туристского путешествия является то, что его участники, отвлекаясь от будничных бытовых мелочей, выходят за рамки стандартного, стереотипного существования, у них появляется возможность сосредоточиться над решением новых проблем.

9. Паломническая функция. Паломники (наряду с торговцами) являются первыми путешественниками, у которых есть точная цель перемещения во времени и пространстве. Паломники воплощают начало классического туризма.

10. Выравнивающая функция. Туризм все более активно способствует развитию отдаленных, малонаселенных регионов.

С ростом потребности людей в путешествиях растет в объемах и индустрия туризма как комплекс предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают производство и потребление товаров и услуг для туристов. Поэтому быстрыми темпами растет социально-экономическая роль туризма в жизни человечества.

IV. Влияние туризма на жизнь общества

Туризм в разной степени воздействует на жизнь общества, его интересы, материальную и духовную деятельность, общественное поведение, систему ценностей.

Характер взаимоотношений между туристами и местным населением определяется тем, что и те, и другие являются носителями разных культур, связь между ними происходит в тот момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает, и имеет временный характер.

Влияние туризма на жизнь местного населения может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные стороны воздействия туризма:

• создание рабочих мест, рост доходов, вследствие чего происходит повышение уровня жизни;

• ускоряются социальные и культурные процессы, процесс урбанизации и развития городских служб, инфраструктуры и культурных организаций;

• возрождаются местные культурные ценности, развивается народное творчество, традиции, обычаи, народные ремесла;

• повышается спрос на сельскохозяйственную продукцию и товары местного производства;

• наряду с охраной и восстановлением местных памятников культуры, происходит возрождение местной культурной жизни, повышается привлекательность региона.

Туризм способствует развитию местных предприятий:

• объекты культуры и развлечения (выставки, музеи, кинобизнес, шоу-бизнес, мемориальные комплексы и памятники), которые через налогообложение приносят доход региону и местному населению;

• предприятия по изготовлению сувениров, специального туристского снаряжения и народного промысла (продукция этих предприятий во всем мире направлена на туристов);

• транспортные предприятия и местные фирмы (пункты проката автомобилей, использование автобусов под экскурсии, общественный транспорт, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма).

Отрицательные стороны:

• возрастание неквалифицированного труда;

• «эрозия» семьи (легкое отношение молодежи к жизни, разводы);

• коммерциализация культуры;

• рост числа отклонений от общественных норм поведения (проституция, алкоголизм, хулиганство);

• потеря уникальности туристского направления;

• конфликты между туристами и местными жителями;

• воздействие туризма на окружающую среду.

В свою очередь, воздействие туризма на окружающую среду также может быть положительным и негативным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под негативным воздействием туризма понимается:

• усиление антропогенного пресса, замусоривание природных территорий;

• вследствие работы развлекательных заведений в ночное время возникает дополнительный шум;

• туристы пренебрежительно относятся к окружающей среде, вследствие чего происходит уничтожение местной и дикой фауны;

• вандалами разрушаются исторические памятники.

Положительное воздействие туристической деятельности:

• на территории мест отдыха поддерживается чистота;

• присвоение лесным территориям статуса национальных парков и заповедников;

• сохранение лесов, охрана берегов и рифов.

Большинства негативных воздействий можно избежать путем системного планирования развития туризма и внедрения современных методов управления этим процессом (усиление контроля над использованием территорий и ресурсов, проведение политики просвещения местного населения), а также путем определения критериев его наиболее эффективных направлений, которые являются основой для выбора и последовательного их развития.

V. Влияние индустрии туризма на экономику страны

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, оздоровительного, познавательного, развлекательного, делового, спортивного и организаций иного назначения, осуществляющих деятельность туристических агентов и операторов, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия владеет обширной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономики.

Сегодня туризм является одной из наиболее прибыльных и развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение. Развитие туризма способствует созданию рабочих мест; увеличению дохода и значительному росту уровня жизни местного населения; положительному изменению инфраструктуры туристических центров, отраслей, связанных с производством туристических услуг, активизирует развитие культуры.

Положительное воздействие туризма на экономику происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, не превращая экономику страны в экономику услуг. Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

Заключение

Изучение влияния туризма с научной точки зрения с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. Туризм стал объектом изучения социологов, экономистов, глобалистов. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Проблема изучения воздействия туризма и его функций в жизни общества не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются

различные организации - Лига Наций, Организация Объединенных Наций, Всемирная Туристская Организация, Организация Экономического Сотрудничества и Развития.

Туризм сегодня является высокодоходной и динамично развивающейся отраслью экономики. Воздействие туризма имеет сложный характер и может быть как положительным, так и отрицательным. Трудно оценить и точно выявить все возможные социальные воздействия туризма. Его развитие на региональном уровне во многом определяет структуру доходов местных бюджетов, в которые туризм мог бы приносить значительный вклад. Туристская отрасль, занимая немаловажное место в обществе, принимает на себя важнейшие социальные функции: восстановление

психофизиологических ресурсов общества; содействие трудоспособности человека и рациональному использованию свободного времени; обеспечение занятости населения и роста его доходов; направленность на поддержание и восстановление рекреации регионов.

Облик туристических городов сильно меняется для того, чтобы удовлетворить потребности туристов. В городской планировке и благоустройстве все большее внимание уделяется созданию мест отдыха, разработке пешеходных прогулочных маршрутов по историческим улицам городов, которые напрямую связаны с влиянием туризма. Адаптировав опыт США к условиям РФ и РТ, опираясь на советский опыт организации автомобильного туризма, ландшафтные, технические ресурсы пригородной зоны, появилась возможность решения проблемы организации краткосрочного отдыха населения Казанской агломерации путем создания на территориях пригородных зон парковых дорог.

Сегодня туризм стал составной частью стратегических концепций экономического и социального развития. Лишь единичные страны не рекламируют себя как туристические центры. Туризм пытались и пытаются развивать страны, имеющие совершенно различные экономики и политические системы. Став товаром, выраженным в услуге, туризм приобрел общемировую значимость, играя немаловажную роль в процессе формирования «глобального мирового порядка».

Список литературы

1. Глазычев В.Л. Город без границ. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 400 с.

2. Имре Перени. Город, человек, окружающая среда. Проблемы рекреации в градостроительстве. - Будапешт: Академия наук Венгрии, 1981.

3. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

4. Лобанов Ю.Н. Отдых и архитектура. Будущее и настоящее. - Л.: Стройиздат, Ленинг. отд-ние, 1982. - 200 с.

5. Наймарк ИИ, Шаринова Л.Б., Хорунова О.Г. Места отдыха и туризма. Зарубежный опыт // Реферативный сборник. - Киев, 1970.

6. Туристическая деятельность и ее социальные функции в жизни человека. URL: http://www.kazatur.narod.ni/mut/7.HTML (дата обращения: 16.09.2012).

7. Экспансия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396782#sel=5:1,5:26 (дата обращения: 16.09.2012).

Sharafieva D.R. - post-graduate student E-mail: sharafieva_dilya@mail.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Functions of tourism in socio-economic structure of society Resume

Tourism - is multi-functional phenomenon. It has an active influence on person as well as upon all spheres of his life, society, work organization and leisure, economic and social development, transform environment in the developed region. The impact of tourism is complex and can be either positive or negative.

In areas with developed tourism sphere we can observe society changing - there is a reorientation of the workforce in occupations related to tourism activities. Tourism is the conductor of cultural expansion.

With the growing needs of people in traveling, the volume of tourism industry grows as a set of enterprises, institutions and organizations to ensure the production and consumption of goods and services for tourists. Therefore, rapidly growing social and economic role of tourism in human life.

Tourism has a various influence on lives of local people, their material and spiritual activities, the system of values, social behavior and interests.

For the world community for a long period tourism has been one of the most profitable and rapidly growing industries. The positive impact of tourism on the economy of the state occurs in case of comprehensive development of tourism.

At present, tourism is considered as a subject of scientific study, with its conceptual set, functions and scope of influence.

Keywords: tourism, spatial environment, international style, functions of tourism, the impact of tourism, the tourism industry.

References

1. Glazichev V.L. City without borders. - M.: Publishing house «Territoria budushchego», 2011. (Series «Universitetskaya biblioteka Alexandra Pogorelskogo»). - 400 p.

2. Imre Pereni. City, people, environment. The problems of recreation in urban development. - Budapest: Hungarian Academy of Sciences Publishing House, 1981.

3. Kvartalnov V.A. Tourism. - M.: Financy i Statistica, 2002. - 320 p.

4. Lobanov Yu.N. Recreation and architecture. Future and Present. - L.: Stroiizdat, Lening. Department, 1982. - 200 p.

5. Naimark 1.1., Sharinova L.B., Horunova O.G. Recreation and Tourism. Foreign experience // Abstract book. - Kiev, 1970.

6. Tourist activities and social functions in human life. URL: http://www.kazatur.narod.ni/mut/7.HTML (reference date: 16.09.2012).

7. Expansion. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396782#sel=5:1,5:26 (reference date: 16.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.