УДК 334.72:338.48:379.845:631
DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(3).384-391
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ФАКТОР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА
А. А. Федулин, Н. А. Платонова, О. Е. Лебедева
Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация
В статье обоснованы теоретико-методологические положения и разработаны научно-практические рекомендации по повышению эффективности функционирования зеленого туризма в предпринимательской среде. Установлено, что развитие зеленого туризма оказывает содействие системному решению организационно-экономических проблем, связанных с воспроизводством трудового потенциала, формированием новых направлений производства и реализации продукции, повышением занятости сельского населения, ростом доходов и улучшением его жизненного уровня. Разработана стратегия развития зеленого туризма, сущность которой состоит в изучении социально-экономических процессов, происходящих при взаимодействии отдельных элементов. Показано, что важную роль в становлении зеленого туризма должно играть государство, в частности, через регулирование вопросов, касающихся совершенствования нормативно-законодательной базы, обеспечения финансового стимулирования отрасли путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, внедрения льгот минимального налогообложения. Предложена стратегия развития зеленого туризма, которая включает экономические, социальные, организационные и экологические подсистемы в единое целое ради реализации поставленной цели. Разработаны социально-экономические мероприятия развития предпринимательства в зеленом туризме, которые направлены на сбалансированное объединение туристской и социальной инфраструктуры путем модернизации существующих и построения новых объектов коммунального и рекреационного назначения, а также развития технической и бытовой сфер.
Информация о статье
Дата поступления 18 февраля 2016 г. Дата принятия к печати 4 апреля 2016 г. Дата онлайн-размещения 10 июня 2016 г.
Ключевые слова
Предпринимательство; зеленый туризм; кризис; потенциал; занятость; рыночная среда
ENTREPRENEURIAL FACTOR
IN THE GREEN TOURISM DEVELOPMENT
Aleksandr A. Fedulin, Natalia A. Platonova, Olga E. Lebedeva
Russian State University of Tourism and Services Studies, Moscow, Russian Federation
Abstract
Article info
Received February 18, 2016 Accepted April 4, 2016 Available on-line June 10,2016
Keywords
Entrepreneurship; green tourism; crisis; potential; employment; market environment
This paper offers methodological propositions and develops scientific and practical recommendations to enhance the green tourism performance in the entrepreneurial environment. It is revealed that the green tourism development facilitates the system approach of addressing organizational and economic issues linked to the labor potential reproduction, manufacturing and selling new products, and enhancing rural employment, income and living standards. We have worked out a new strategy for the green tourism development which entails investigation of social and economic processes with an interplay between separate elements. It has been shown that the government should play an essential role in establishing green tourism, in particular, via regulation of the following issues: improvement of normative and legal frameworks; creation of financial incentives by attracting Russian and foreign investors; integration of tax benefits. In order to achieve the goal in view, the green tourism development strategy comprises economic, social, organizational and ecological subsystems. We have designed social and economic activities for the green tourism entrepreneurship aimed at balanced consolidation of tourist and social infrastructures by modernization of existing and construction of new utility and recreation facilities as well as by developing technical and household spheres.
© А. А. Федулин, Н. А. Платонова, О. Е. Лебедева, 2016
ISSN 1993-3541
Процессы социально-экономических трансформаций, происходящие в экономике Российской Федерации, предопределяют поиск новых нетрадиционных организационно-правовых форм предпринимательства, направленных на обеспечение экономического развития. Одним из приоритетных путей преодоления кризиса является активизация сельского населения к предпринимательской деятельности в непроизводственной сфере зеленого туризма.
Анализ литературных источников [1-6] позволил нам сформулировать определение понятия «зеленый туризм», который представляет собой хозяйственную деятельность в сфере туристских услуг, включающую предоставление места для проживания или нахождения туриста в природной среде (лесу, горах, сельской местности). Отличие между сельским и зеленым туризмом заключается в том, что зеленый туризм не привязывает туриста к нахождению в сельской местности.
Становление и развитие зеленого туризма оказывает содействие системному решению организационно-экономических проблем, связанных с воспроизводством трудового потенциала, формированием новых направлений производства и реализации продукции, повышением занятости сельского населения, ростом его доходов и улучшением жизненного уровня [1; 7; 8].
Обеспечение соответствующих условий стимулирования развития предпринимательства в системе развития зеленого туризма предусматривает разработку новых концептуальных подходов к созданию благоприятной рыночной среды. Это предопределяет необходимость научного обоснования специфики формирования экономических отношений в системе развития зеленого туризма как организационной формы предпринимательской деятельности, оказывающей содействие стабилизации экономики в стране.
Целью статьи является обоснование теоретико-методологических положений и разработка научно-практических рекомендаций по повышению эффективности функционирования зеленого туризма в предпринимательской среде.
Сельская местность имеет значительное историко-архитектурное наследие и культуру, располагает живописными ландшафтами и лечебно-рекреационными ресурсами, богата индивидуальным жилищным фондом [9; 10]. Вместе с тем для сельской местности актуальной становится проблема избытка предложения рабочей силы.
Учитывая отсутствие капиталовложений на создание новых рабочих мест в сельской местности, на общегосударственном уровне больше внимания следует уделять тем отраслям, которые не нуждаются в значительных средствах для своего развития. К таким сферам относится зеленый туризм, который позволяет решить проблему занятости сельского населения, улучшить его благосостояние, полнее использовать природный и историко-культурный потенциал сельской местности. Развитие зеленого туризма имеет реальную государственную перспективу и оказывает содействие улучшению социально-экономической ситуации в сельской местности.
Зеленый туризм выступает важным фактором стабильного динамического увеличения поступлений в бюджет, активизации развития многих отраслей экономики (транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство и т. д.). За счет сохранения этнографической самобытности он должен приобрести национальное значение [2; 11; 12]. Во-первых, зеленый туризм дает толчок для возрождения и развития традиционной культуры (народной архитектуры, искусства, промыслов — всего, что составляет местный колорит и наряду с природно-рек-реационными факторами является не менее привлекательным для отдыхающих). Во-вторых, жители урбанизированных территорий с массовой культурой имеют возможность познать настоящие российские традиции. В-третьих, этнокультура сельской местности рекламирует Россию, а также привлекает иностранных туристов. Формирование идеологии возрождения и развития всего спектра традиционной культуры (начиная от форм хозяйственных занятий к достояниям духовной сферы) поэтому необходимо рассматривать как предпосылку успешного развития отдыха в сельских этнографических районах, что будет благоприятно отражаться на индивидуальном отдыхе в этнографических районах Российской Федерации.
Сельское население в России способно получать реальные доходы в сфере зеленого туризма от таких видов деятельности, как обустройство туристских маршрутов; создание стоянок для туристов; работа гидом или экскурсоводом; транспортное обслуживание; егерская деятельность (охота, любительское и спортивное рыболовство); прокат туристского снаряжения; прием туристов; кулинарные услуги; подготовка культурных программ; народные промыслы; производство и реализация экологически чистых про-
ф
п ч
п *
о
о
о
а ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
м о
2
Z
ю
3
ы 8
Ы 9
дуктов питания. Кроме того, в создании интересного предложения владелец туристского ресурса должен заботиться о двух ключевых аспектах: материально-техническое качество (например, размеры и обустройство комнаты, оснащение ее бытовой техникой и гигиеническим узлом); эмоционально-абстрактное качество (уровень сервисного обслуживания отдыхающих).
Владельцы туристского ресурса должны сознавать ответственность, которую берут на себя, организовывая отдых. Ведь некачественное обслуживание может навсегда лишить клиента желания отдыхать в сельской местности [3; 13]. Турист, приезжающий в сельскую местность, желает осмотреть красивую природу, поэтому сельская община должна заботиться об отсутствии загрязнений, обеспечивать эстетичный вид домов, улиц, садов, общественных учреждений.
Одним из главных условий развития зеленого туризма являются условия проживания, которые гарантируют возможность удобного ночлега, соблюдение личной гигиены, наличие полноценного питания. Как правило, большинство отдыхающих жалуются на недостаток информации об отдыхе.
Чрезвычайно важными являются показатели качества проживания, такие как информационные знаки на дорогах и возле жилья, а также в самом здании. Необходимо довести до сознания жителей тот факт, что организация приема гостей будет оказывать содействие укреплению их индивидуальных хозяйств. При этом заинтересованные сельские жители будут больше проникаться проблемами сохранения сельских ландшафтов и чистоты окружающей среды.
Восприятие сельского отдыха обычным городским жителем сейчас колеблется в широком диапазоне: от полнейшего непринятия этой формы отдыха к огромному увлечению его экологичностью и экономичностью [14; 15]. Это свидетельствует лишь о неосведомленности значительной части туристов о такой форме отдыха. Определенный скептицизм к зеленому туризму со стороны городских жителей обусловлен тем, что некоторые жители еще тесно связаны с сельской местностью (посещение родственников, уход за жильем родителей, участие в сельскохозяйственных работах) и не воспринимают это как отдых. Однако существует категория людей, которая активно воспринимает идеи развития зеленого туризма.
В настоящее время горожане формируют следующие сегменты потенциальных потребителей:
- жители промышленных центров (через экологичность этой формы отдыха);
- четвертое поколение горожан (через экзотичность);
- любители народных традиций;
- люди с низким и средним уровнем доходов.
Другие исследования свидетельствуют, что среди потенциальных клиентов для отдыха имеются почитатели сентиментального туризма, особенно любители этнографического и экологического туризма.
Проведенные в последние годы с помощью массмедиа рекламные акции больше внимания обращали на привлекательные стороны сельской местности, чем на работу с определенными категориями горожан и технолого-экономические аспекты этого отдыха. Необходимо поэтому сделать разнообразными формы поиска приверженцев этого вида отдыха, как можно скорее создать механизм, который привлечет отдыхающих в сельскую местность.
Международный имидж зеленого туризма также неоднозначный. С одной стороны, Россия традиционно воспринимается как страна с богатым культурным наследием, прекрасными ландшафтами и гостеприимными хозяевами. С другой стороны, иностранных туристов не привлекают относительно низкий стандарт жилья и его плохая техническая обеспеченность, а также недостаточная обустроенность сельской местности и довольно ограниченный выбор досуга и возможностей активного отдыха. Однако тенденции последних лет свидетельствуют о том, что западные страны видят перспективу российского зеленого туризма на международном туристском рынке. Свидетельством этого может быть организационная и техническая помощь международных фондов.
Вместе с тем еще не до конца определен спрос на международном рынке. Въездному туризму препятствует незнание хозяевами иностранных языков; это хорошо иллюстрирует наше исследование, в результате которого 20 % опрошенных не знали ни одного иностранного языка. Для иностранных туристов также имеет значение владение информацией о том, насколько легальной является форма услуг, кто отвечает за качество приема, через кого можно организовать поездку, как функционирует хозяйственный механизм такого вида деятельности. От этого зависит, какое состояние зеленого туризма будет в будущем — легальное или нелегальное.
Учитывая современную ситуацию, необходимо проводить обучение владельцев
туристских ресурсов иностранным языкам и приемам обслуживания. Это существенная проблема, которая в настоящее время является препятствием для выхода зеленого туризма на международный рынок. В этом аспекте важно налаживание более тесного взаимовыгодного сотрудничества с турфирмами, которые могли бы оказать содействие активизации движения иностранных туристов в сельскую местность с целью кратковременного отдыха, ознакомления с традициями, участия в фестивалях и других мероприятиях.
При этом особенно важными являются вопросы продвижения в России самой идеи зеленого туризма. Целью разработки широкомасштабной программы должно стать повышение осведомленности населения об открывающихся возможностях в данной сфере и создание положительного отношения к этому виду отдыха. Прежде всего, должны быть задействованы такие виды маркетинговых коммуникаций, как PR-статьи, интервью, пресс-конференции, семинары, брифинги, телепередачи, вызывающие доверие и положительную реакцию. Следует также активизировать значение местной власти в поддержке целей зеленого туризма. Ведь каждый местный чиновник должен понимать, что зеленый туризм — это дополнительные деньги и улучшение инфраструктуры района, создание новых рабочих мест. Именно местные власти могут обеспечить предоставление налоговых льгот при получении государственных дотаций (из местных бюджетов) лицам, принимающим участие в оказании туристских услуг. Важной частью также должно стать эффективное воплощение в жизнь пилотных проектов в системе зеленого туризма. Наработанные стратегии развития зеленого туризма, как правило, нацелены на решение социально-экономических, экологических и
этнокультурных проблем сельских местностей, требуют четкого планирования на уровне районов и отдельных сельских общин.
Исследования показали, что нерешенной проблемой остается неопределенность правового статуса владельцев малых рекреационных комплексов, расположенных в сельской местности. Так, наблюдаются ситуации, когда до 80 % туристского бизнеса в малых городах и сельской местности управляется или контролируется городскими производителями, которые могут агрессивно вести себя по отношению к традиционной культуре, трудовой практике и архитектурным стилям. Например, развитие зеленого туризма в горных ландшафтах уже создает определенные проблемы. Привлекательные территории, как правило, очень чувствительны к туристским влияниям.
Для того, чтобы систематизировать отмеченный перечень проблем и преимуществ развития зеленого туризма на основе обобщения значительного массива фактической информации, был осуществлен SWOT-анализ состояния этого вида деятельности (табл.).
Проведенный анализ дал возможность объективно оценить возможности развития данного вида туризма и разработать эффективные меры по предотвращению возможных проблем. Учитывая результаты проведенного SWOT-анализа, можно рекомендовать предприятиям зеленого туризма провести унифицированную сертификацию жилья; разработать мероприятия для увеличения продолжительности пребывания отдыхающих; регулярно проводить тренинги для специалистов зеленого туризма; разработать пилотные проекты, которые позволят наглядно продемонстрировать пользу от зеленого туризма; централизовать систему резервирования мест.
SWOT-анализ проблем развития зеленого туризма
Сильные стороны Преимущественно чистая и безопасная окружающая среда; красивые виды, богатые флора и фауна; наличие рек, гор, озер, лесов; небольшая цена на проживание и питание; значительное количество индивидуальных операторов; сохраненные сельские традиции; гостеприимство населения Низкое качество ночлежной базы; проблемы с водоснабжением; незнание хозяевами иностранных языков; непривлекательный имидж России в глазах иностранцев; отсутствие системы резервирования мест; недостаточное размещение знаков туристских аттракций и маршрутов Слабые стороны
Угрозы Возникновение нестандартной ночлежной базы, которая будет уменьшать качество услуг; значительный уровень безработицы, что создает основу для увеличения преступности; соперничество и отсутствие координации между разными организациями, занимающимися продвижением зеленого туризма Развитие зеленого туризма обеспечит увеличение доходов сельских жителей; увеличится занятость населения, особенно женщин; приезд туристов будет оказывать благотворное влияние наразвитие сельской местности, а также лучшему сохранению исторических памятников; будут создаваться новые рабочие места в сфере обслуживания, медицины, транспортной сети Потенциальные возможности и выгоды
ф п ч
п *
о
о
о
а ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
м о
2 ,
Z
ю
О ы
09
ы
ы 9
В настоящее время в России формируется своеобразный туристский образ жизни, что создает потенциальные возможности для реализации предпринимательских основ сельских жителей и становится обнадеживающим фактором улучшения их жизненного уровня в будущем. С целью всестороннего изучения развития зеленого туризма в хозяйствах населения было проведено социологическое исследование, по результатам которого выявлены мотивы занятия предпринимательской деятельностью в сфере зеленого туризма (рис. 1). Установлено, что 68,3 % опрошенных основным мотивом своей предпринимательской инициативы в сфере зеленого туризма считают увеличение собственных доходов; 11,6 % — отсутствие других источников финансирования вследствие безработицы. Среди других мотивов, побуждающих к предпринимательской деятельности в сфере зеленого туризма, можно отметить недостаток общения, возможность реализации предпринимательских способностей, наличие соответствующего ресурсного потенциала и т. д.
Безработица 11,6-1
Другое 10,0
г Финансовая неустойчивость 10,1
Возможность увеличения доходов 68,3
Рис. 1. Мотивы занятия предпринимательской деятельностью в зеленом туризме, %
В ходе исследования было также проанализировано соотношение трех экономических составляющих развития зеленого туризма — цена, спрос и предложение. Практика показала, что формирование цен в сфере зеленого туризма осуществляется по инициативе собственника-предпринимателя под влиянием следующих факторов: соотношение спроса и предложения, ценовой дифференциации на рынке туристских услуг, конкуренции и т. д.
Характерной особенностью для сферы зеленого туризма является колебание цен, обусловленное сезонностью отдыха и наличием праздничных дней, поэтому стоимость услуг устанавливается в соответствии с поне-
сенными в это время затратами, в частности, прямыми затратами на покупку продуктов питания, затратами, связанными с рекламой, сбытом и др. Установлено, что зеленый туризм характеризуется сезонным спросом, поскольку основная загруженность хозяйств населения приходится на зимние и летные месяцы, хотя и усиливаются тенденции к ее увеличению и в период межсезонья. Предложение в сфере зеленого туризма также основывается на основных и дополнительных услугах. Все исследуемые хозяйства предлагают условия проживания, соответствующие имеющейся материальной базе (отдельный дом или специально переоборудованные комнаты для приема туристов). Особенно развита диверсификация дополнительных услуг, включающая автотранспортные, пешие, конные и другие экскурсии. Она предопределяет развитие разных видов спорта, в том числе экстремальных, оказывает содействие реализации продукции приусадебного сельского хозяйства.
Анализ предпринимательской деятельности в зеленом туризме позволил выявить положительные тенденции, касающиеся усиления участия государственных структур и общественных организаций в совершенствовании нормативно-правовой базы, что предусматривает разработку законов, проектов, утверждение распоряжений, постановлений и программ. Наличие туристских ресурсов и совокупность экономических, социальных, экологических особенностей предопределяют динамическое развитие зеленого туризма на основах предпринимательства. Для зеленого туризма характерна неравномерность его развития в разных районах. Наиболее эффективно зеленый туризм может развиваться в хозяйствах населения предгорной и горной территории, хотя его проявления наблюдаются и на равнинной территории.
Предпринимательская деятельность в зеленом туризме усложняется отсутствием достоверной статистической информации, что служит причиной расхождения в цифровых данных. По результатам исследований, в данной сфере наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности туристов. Этому способствует диверсификация туристских услуг и постепенная кооперация хозяйств населения, направленных на удовлетворение потребителей туристов.
В ходе исследования нами была разработана стратегия развития зеленого туризма, сущность которой заключается в изучении социально-экономических процессов, происходящих при взаимодействии отдельных
элементов. Эту стратегию можно рассматривать как систему, предусматривающую объединение экономических, социальных, организационных, экологических и других подсистем в единое целое для реализации поставленной цели (рис. 2).
Функционирование системы будет зависеть от каждой из ее подсистем, которые, выполняя свое целевое назначение, должны решать проблемы социальной сферы, в частности создавать соответствующие условия для повышения занятости жителей, улучшения их материального обеспечения. Организационная подсистема должна обеспечивать осуществление последовательности социально-экономических мероприятий, направленных на взаимосогласованность элементов всей системы, в частности социальных, экономических, экологических и др. Важнейшими направлениями организационной подсистемы может стать внедрение кластеризации и развитие предпринимательства в системе развития зеленого туризма.
Реализация стратегии развития зеленого туризма в предпринимательской среде должна осуществляться поэтапно, при этом обеспечивать постоянное развитие отрасли, ее экономическую стабильность и экологическую направленность.
Для повышения эффективности развития зеленого туризма в предпринимательской среде необходимо использовать кластеризацию, сущность которой заключается в объединении хозяйств населения и рыночных структурах, в частности торговых, финансовых, информационно-консультативных, сервисных, с целью достижения ими общих предпринимательских интересов. Кластеризация
зеленого туризма должна предусматривать добровольное объединение отдельных организационно-самостоятельных субъектов, взаимодействие которых обеспечивает си-нергетический эффект высвобождения их внутреннего потенциала, который направлен на достижение общей конечной цели.
Участниками объединения могут стать государственные и общественные организации, научно-исследовательские учреждения, вспомогательные субъекты бытовой сферы (такси, перевозчики, экскурсоводы), финансовые структуры, органы непосредственного влияния, информационно-консультативные центры, владельцы хозяйств как субъекты предпринимательской деятельности.
Кооперирование рыночных инфраструктурных формирований в сфере зеленого туризма дает его участникам возможность совместно решать вопрос социального, финансового, инвестиционного, информационного, экологического и других направлений. Внедрение кластеризации в сфере зеленого туризма как предпринимательской деятельности предусматривает достижение ими более высокого уровня экономической результативности развития по сравнению с индивидуальными результатами каждого из отдельных рыночных инфраструктурных формирований.
С целью повышения социально-экономической эффективности развития зеленого туризма нами также разработан комплекс организационно-экономических мероприятий, предусматривающих решение вопросов маркетингового направления путем сегментации туристского рынка и диверсификации услуг; налаживания системы информационно-кон-
Рис. 2. Стратегия развития зеленого туризма
Ф П ч
п *
о
о
о
а ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
ю о
2 Z
10 3
ы 8
Ы 9
сультативного обеспечения через организацию консалтинговых центров и эффективного использования Интернета, других средств распространения информации; создания разнообразия финансово-инвестиционных источников использования грантов; соблюдения требований экологической ориентации развития отрасли.
Таким образом, особое значение приобретает внедрение социально-экономических мероприятий, направленных на сбалансированное объединение туристской и социальной инфраструктуры путем модернизации существующих и построения новых объектов коммунального и рекреационного назначения, развития технической и бытовой сфер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедзир В. С. Организационно-правовая неопределенность функционирования сельского зеленого туризма / В. С. Бедзир // Региональная экономика и управление. — 2015. — № 2-1 (05). — С. 14-18.
2. Долгалева Л. М. Потенциал экологических ресурсов резерватов Забайкалья для развития «зеленого» туризма (на примере национального парка «Алханай») / Л. М. Долгалева, С. Ю. Гатауллина // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2014. — № 4 (31). — С. 71-79.
3. Николашин В. Н. Практика развития малого предпринимательства в сельской местности на основе экологического туризма / В. Н. Николашин // Научный вестник МГИИТ. — 2012. — № 5 (19). — С. 30-32.
4. Blangy S. Ecotourism in Europe: Two Views / S. Blangy, P. Hanneberg // The Ecotourism Society Newsletter. — 2005. — Vol. 5 (2). — P. 1-3.
5. Burgman M. A. Conservation Biology for the Australian Environment / M. A. Burgman, D. B. Lindenmaye. — Sydney : Surrey Beatty & Sons, 2009. — 196 p.
6. Catalogue of Exemplary Practices in Adventure Travel and Ecotourism / prepared by P. Wight and Associates on behalf of the Canadian Tourism Commission. — Ottawa, 2007. — 32 p.
7. Лебедева О. Е. Зарубежный опыт в системе туристского образования / О. Е. Лебедева // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики : сб. материалов 6-й Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 21 дек. 2014 г. — Махачкала : Апробация, 2014. — С. 37-38.
8. Лукомская О. И. Социально-ориентированный аспект развития сельского зеленого туризма / О. И. Лу-комская // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2015. — № 4 (8). — С. 104-107.
9. Савинов Ю. А. Основные факторы развития «зеленого туризма» в мировой экономике / Ю. А. Савинов, А. А. Уткин // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 12. — С. 45-60.
10. Хемероол Д. Ю. Сельский туризм как фактор развития туристической привлекательности региона на примере Республики Тыва / Д. Ю. Хемероол // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 11-2 (18). — С. 86-87.
11. Жилкова Ю. В. Динамическая модель модульного построения практического обучения студентов в высшем профессиональном образовании / Ю. В. Жилкова, З. В. Макаренко // Международный туризм и спорт. — 2013. — № 1. — С. 12-20.
12. Лебедев К. А. Развитие предприятий гостиничной сферы в новых условиях хозяйствования / К. А. Лебедев // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики : сб. материалов 6-й Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 21 дек. 2014 г. — Махачкала : Апробация, 2014. — С. 25-26.
13. Федулин А. А. Современное состояние и приоритетные направления развития туризма и туристского образования в России / А. А. Федулин // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2009. — № 4. — С. 70-75.
14. Караулова Н. М. Въездной туризм: проблема туристских формальностей / Н. М. Караулова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2015. — № 4. — С. 60-65.
15. Чернявая А. Л. Категоризация типов сельских усадеб как составная часть стратегического и инновационного развития предприятий зеленого туризма / А. Л. Чернявая // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2013. — № 2 (18). — С. 51-54.
REFERENCES
1. Bedzir V. S. Organizational and legal indetermination of rural green tourism functioning. Regionalnaya ekono-mika i upravlenie = Regional Economics and Management, 2015, no. 2-1 (05), pp. 14-18. (In Russian).
2. Dolgaleva L. M., Gataullina S. J. Transbaikal environmental reserve potential for the green tourism development (case study: Alkhanay National Park) Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya = Ecumene. Regional Studies Research, 2014, no. 4 (31), pp. 71-79. (In Russian).
3. Nikolashin V. N. The practice of small business in rural area based on environmental tourism. Nauchnyi vestnik MGIIT= Scientific bulletin of МGIIT, 2012, no. 5 (19), pp. 30-32. (In Russian).
4. Blangy S., Hanneberg P. Ecotourism in Europe: Two Views. The Ecotourism Society Newsletter, 2005, vol. 5 (2), pp. 1-3.
5. Burgman M. A., Lindenmayer D. B. Conservation Biology for the Australian Environment. Sydney, Surrey Beatty & Sons, 2009. 196 p.
6. Catalogue of Exemplary Practices in Adventure Travel and Ecotourism. Prepared by P. Wight and Associates on behalf of the Canadian Tourism Commission. Ottawa, 2007. 32 p.
7. Lebedeva O. E. International experience in the tourism education system. Ekonomicheskaya nauka v 21 veke: voprosy teorii i praktiki. Materialy 6-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Makhachkala, 21 dekabrya 2014 g. [Economics in the 21st century: issues of theory and practice. Materials of the 6th In-
ternational Research Conference, Makhachkala, December 21, 2014]. Makhachkala, Aprobatsiya Publ., 2014, pp. 37-38. (In Russian).
8. Lukomskaya O. I. Socially-oriented aspects of the development of rural green tourism. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya = Topical Economic and Management Issues, 2015, no. 4 (8), pp. 104-107. (In Russian).
9. Savinov Yu. A., Utkin A. A. Key factors in the development of green tourism in the global economy. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2013, no. 12, pp. 45-60. (In Russian).
10. Hemerool D. Yu. Rural tourism as a development factor of the tourist attractiveness (case study: Republic of Tyva). Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2013, no. 11-2 (18), pp. 86-87. (In Russian).
11. Zhilkova Yu. V., Makarenko Z. V. Dynamic model for the modular higher professional education. Mezhdunarodnyi turizm i sport = International Tourism and Sport, 2013, no. 1, pp. 12-20. (In Russian).
12. Lebedev K. A. Hotel business development under the new economic conditions. Ekonomicheskaya nauka v 21 veke: voprosy teorii i praktiki. Materialy 6-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Makhachkala, 21 dekabrya 2014 g. [Economics in the 21st century: issues of theory and practice. Materials of the 6th International Research Conference, Makhachkala, December 21, 2014]. Makhachkala, Aprobatsiya Publ., 2014, pp. 25-26. (In Russian).
13. Fedulin A. A. Modern state and priorities of tourism and tourist education in Russia. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: ^rrent Challenges, 2009, no. 4, pp. 70-75. (In Russian).
14. Karaulova N. M. Inbound tourism: issues of tourist formalities. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov = Economic and Humanitarian Researches of Regions, 2015, no. 4, pp. 60-65. (In Russian).
15. Chernyavaya A. L. Classification of rural estates as constituting part of strategic and innovative development of the green tourism companies. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki = Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics, 2013, no. 2 (18), pp. 51-54. (In Russian).
Информация об авторах
Федулин Александр Алексеевич — доктор исторических наук, профессор, ректор, Российский государственный университет туризма и сервиса, 141221, Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, 99, e-mail: [email protected].
Платонова Наталья Алексеевна — доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Российский государственный университет туризма и сервиса, 141221, Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, 99, e-mail: [email protected].
Лебедева Ольга Евгеньевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра туризма и гостиничного дела, Институт туризма и гостеприимства, Российский государственный университет туризма и сервиса, 125438, г. Москва, Кронштадтский бульвар, 32-А, e-mail: [email protected].
Authors
Aleksandr A. Fedulin — Doctor habil. (History), Associate Professor, Rector, Russian State University of Tourism and Services Studies, 99 Glavnaya St., Cher-kizovo, Puschkino, 141221, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Natalia A. Platonova — Doctor habil. (Economics), Associate Professor, Pro-Rector, Russian State University of Tourism and Services Studies, 99 Glavnaya St., Cherkizovo, Puschkino, 141221, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Olga E. Lebedeva — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Tourism and Hotel Business, Russian State University of Tourism and Services Studies, 32-A Kronstadt Bulvar, 125438, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Федулин А. А. Предпринимательский фактор в системе развития зеленого туризма / А. А. Федулин, Н. А. Платонова, О. Е. Лебедева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 384-391. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(3).384-391.
Reference to article
Fedulin A. A., Platonova N. A., Lebedeva O. E. Entrepreneurial factor in the green tourism development. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomi-cheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 384-391. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).384-391. (In Russian).