Научная статья на тему 'Анализ текущего состояния развития сельского туризма в Краснодарском крае'

Анализ текущего состояния развития сельского туризма в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1685
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / АГРОТУРИЗМ / РЕГИОН / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / RURAL TOURISM / AGRICULTURAL TOURISM / REGION / KRASNODAR REGION / LEGISLATION / REGIONAL GOVERNANCE / MUNICIPAL MANAGEMENT / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кещян Надежда Асоевна, Балабанова Анна Олеговна

В статье анализируется региональное управление развитием сельского туризма в Краснодарском крае, способы его реализации, выделяются основные направления государственного и муниципального регулирования развития сельского туризма. Изучается нормотворческая деятельность региональной власти в сфере поддержки развития сельского туризма, а также региональные и муниципальные целевые программы. Рассматривается, как реализуется направление поддержки научных исследований в сфере сельского туризма и подготовки кадров. Определяется тип государственной политики Краснодарского края в сфере сельского туризма. Анализируются результаты опроса, который проводился летом 2016 г. среди гостей города Сочи. Результаты опроса показали, что 57% респондентов знакомы с этим направлением туризма, и только 63% из этой части респондентов слышали об объектах сельского туризма в Краснодарском крае, среди которых в основном винные туры, рыбалка и экскурсии на пасеку. Остальные 43% не смогли ответить на вопрос, что такое сельский туризм. В статье отмечается, что ситуация, когда большая часть населения не знакома с концепцией сельского туризма или не до конца понимает возможности и виды такого отдыха, негативно влияет на процесс развития туризма. Это затрудняет сбыт и, соответственно, развитие сельского туризма в регионе. Отмечается роль наличия доступной, понятной информации об объектах сельского туризма, а также недостаток сведений по реализованным проектам региональными и муниципальными властями, включая созданные инструменты, что могло бы оказать существенное влияние на качественный рост данного рынка. Необходимым решением для развития сельского туризма станет создание интерактивной информационной площадки, ориентированной на всех участников этого процесса, которое может быть реализовано в рамках региональной целевой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION

ThearticleexaminesregionalmanagementofdevelopmentofruraltourismintheKrasnodarregion,theways ofitsimplementation,outlinesthemaindirectionsofstateandmunicipalregulationofdevelopmentofrural tourism. Authors study normative work of the regional authorities in the sphere of support of rural tourism development, and regional and municipal target programs. The article discusses how to implement support forscientificresearchinthefieldofruraltourismandtraining.Theydeterminethetypeofthestatepolicyof Krasnodarregioninthefieldofruraltourism.Theauthorsanalyzetheresultsofasurveywhichwasconducted inthesummerof2016amongtheguestsofSochi.Theresultsofthesurveyshowsthat57%ofrespondentsgot familiarwiththisdirectionoftravel,andonly63%ofthispartoftherespondentsheardabouttheobjectsofruraltourismintheKrasnodarregion,mainlywinetours,fishingandexcursionstotheapiary.Others43%were unabletoanswerthequestion,whatisruraltourism.Thearticlenotesthatthesituation,whenthemajorityof thepopulationunfamiliarwiththeconceptofruraltourismordoesnotunderstandthecapabilitiesandtypes ofthisrestaffectstheprocessoftourismdevelopment.Thiscomplicatesthesalesandthusthedevelopmentof ruraltourismintheregion.Theauthorsnotetheroleoftheavailabilityofclearinformationabouttheobjects ofruraltourism,aswellaslackofinformationonimplementedprojectsbyregionalandmunicipalauthorities, includingtoolsthatcouldhaveasignificantimpactonthegrowthofthismarket.Theessentialsolutionforthe developmentofruraltourismwillbethecreationofaninteractiveinformationplatformfocusedonallparticipantsinthisprocessthatcanbeimplementedintheframeworkoftheregionaltargetprogram.

Текст научной работы на тему «Анализ текущего состояния развития сельского туризма в Краснодарском крае»

УДК 33 Р01: 10.22412/1993-7768-11-1-2

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Кещян Надежда Асоевна*, кандидат экономических наук, доцент кафедры административного управления и региональной экономики, [email protected],

Балабанова Анна Олеговна*, преподаватель кафедры административного управления и региональной экономики, [email protected],

*ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Российская Федерация

В статье анализируется региональное управление развитием сельского туризма в Краснодарском крае, способы его реализации, выделяются основные направления государственного и муниципального регулирования развития сельского туризма. Изучается нормотворческая деятельность региональной власти в сфере поддержки развития сельского туризма, а также региональные и муниципальные целевые программы. Рассматривается, как реализуется направление поддержки научных исследований в сфере сельского туризма и подготовки кадров. Определяется тип государственной политики Краснодарского края в сфере сельского туризма. Анализируются результаты опроса, который проводился летом 2016 г. среди гостей города Сочи. Результаты опроса показали, что 57% респондентов знакомы с этим направлением туризма, и только 63% из этой части респондентов слышали об объектах сельского туризма в Краснодарском крае, среди которых в основном винные туры, рыбалка и экскурсии на пасеку. Остальные 43% не смогли ответить на вопрос, что такое сельский туризм. В статье отмечается, что ситуация, когда большая часть населения не знакома с концепцией сельского туризма или не до конца понимает возможности и виды такого отдыха, негативно влияет на процесс развития туризма. Это затрудняет сбыт и, соответственно, развитие сельского туризма в регионе. Отмечается роль наличия доступной, понятной информации об объектах сельского туризма, а также недостаток сведений по реализованным проектам региональными и муниципальными властями, включая созданные инструменты, что могло бы оказать существенное влияние на качественный рост данного рынка. Необходимым решением для развития сельского туризма станет создание интерактивной информационной площадки, ориентированной на всех участников этого процесса, которое может быть реализовано в рамках региональной целевой программы.

Ключевые слова: сельский туризм, агротуризм, регион, Краснодарский край, законодательство, система регионального управления, муниципальное управление, сельское хозяйство

Сложившаяся нестабильная международная ситуация, санкции, международный терроризм, увеличившаяся нестабильность во многих туристических регионах создают условия для изменения рынка туризма. Закрытие популярных направлений отдыха создает спрос. Отечественным туроператорам и индустрии все больше внимания приходится уделять поиску альтернативных предложений для удовлетворения возникшего спроса. Особенно важно использовать эту ситуацию для внутреннего туризма: она может стать хорошим фактором для развития существующих и открытия новых направлений [6].

Такой альтернативой может стать сельский туризм, набирающий все большую актуальность как в мире, так и в России. Для развития сельского туризма в России есть все необходимые ресурсы: живописные пейзажи, чистый воздух, экология, натуральная еда, многонациональ-ность, богатая культура, традиции, тысячелетняя история и мн. др. И ускоряющийся ритм жизни людей, особенно городского населения, создает мотивацию, которая будет проста и понятна для любого: убежать от суеты в очищающую тишину, восстановить силы, приобщиться к естественным условиям жизни и питания [5].

Государственная и муниципальная власть является важным участником процесса развития территории, и в особенности развития индустрии туризма. У региональной администрации есть ресурсы, возможности для стратегического комплексного управления данной сферой на уровне всего региона, без которого устойчивое развитие туризма и его сфер невозможно.

Исследование А. В. Трухачева концепций и моделей развития сельского туризма за рубежом показало, что успешность развития сельского туризма в этих регионах значительно зависело от тех усилий, которые предпринимали государственные и региональные органы регулирования, а также субъекты местного самоуправления. Соответственно, процессы государственного и муниципального управления развитием сельского туризма представляются важным предметом для исследования [17].

Объектом исследования статьи является государственное и муниципальное управление развитием сельского туризма Краснодарского края. Цель исследования — проведение анализа государственного и муниципального управления развитием сельского туризма на территории Краснодарского края и определение направлений повышения эффективности.

Названное направление в своих трудах рассматривали следующие авторы: Ю.А. Шолин, К.А. Кутимская, Е.В. Плотникова, И.В. Илясо-ва, А.С. Власова и др. Перечисленные исследователи выделяют следующие основные направления государственного и муниципального регулирования развития сельского туризма:

1) создание и совершенствование правового и нормативного обеспечения деятельности в сфере сельского туризма;

2) поддержка и развитие рекламного и информационного обеспечения сельского туризма и продвижение его на рынках;

3) развитие и поддержка научных исследований в сфере сельского туризма;

4) развитие инфраструктуры для сельского туризма, проведение анализа объектов средств размещения и инфраструктуры, а также разработка инвестиционных проектов для развития и реконструкции и строительство объектов туристской индустрии;

5) улучшение механизмов финансирования процессов развития сельского туризма с использованием целевых программ, средств региональных и местных бюджетов, внебюджетных средств, а также привлечение организаций;

6) подготовка кадров для сферы сельского туризма;

7) активное развитие международных и межрегиональных связей в сфере сельского туризма, установление контактов с международными туристскими организациями, общественными объединениями, а также административных связей на государственном и муниципальном уровне.

Каждое из вышеперечисленных направлений является актуальной проблемой для развития сельского туризма. К примеру, А.Н. Полухина в числе проблем, которые мешают развитию сельского туризма, выделяет отсутствие кадров, персонала, отвечающего требованиям предприятий в области сельского туризма [14].

В рассматриваемом регионе имеется большой опыт работы в сфере туризма и многообразие ресурсов. В Краснодарском крае есть два южных тёплых моря, много рек, горы со снежными зимними склонами, развивающееся сельское хозяйство, которое с учетом климата также позволяет увеличивать его разнообразие. С каждым годом край привлекает всё больше туристов. В 2015 году регион являлся абсолютным лидером по числу туристских прибытий [1]. По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, курорты в 2015 г. посетило более 14 млн человек, тогда как в 2014 г. это число было 13,8 млн. Налоговые отчисления от предприятий отрасли по итогам 2015 г. составили 5,8 млрд рублей, темп роста по отношению к 2014 г. составил 104,4%1.

Край является туристским и сельскохозяйственным центром России и имеет для развития сельского (аграрного) туризма необходимые ресурсы: теплый климат, близость морей, разнообразная местность [2].

Существует множество определений сельского туризма, и согласно «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», сельский (аграрный) туризм — «это комплексная сфера социально-экономической деятельности, ориентированная на создание дополнительного источника дохода для жителей сельской местности, и выполняющая следующие важные социально-экономические функции [12]:

- создание привлекательных рабочих мест, в том числе для сельской молодежи и женщин;

- обустройство сельских территорий;

1 Сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. http://min.kurortkuban.ru/. (дата обращения: 28.10.2016).

- комплексное использование природных и культурных потенциалов сельских территорий»2.

Указанный термин упоминается лишь в некоторых ГОСТах и внесен отдельной поправкой в Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В 2014 году в Закон Краснодарского края «О туристской деятельности в Краснодарском крае» было введено понятие «сельский (аграрный) туризм» и внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий для развития сельского (аграрного) туризма.

Согласно закону Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 938-К3 «О туристской деятельности в Краснодарском крае», «сельский (аграрный) туризм — это вид туризма, ориенти-

рованный на использование природных, культурно-исторических и сельскохозяйственных ресурсов сельских территорий, осуществляемый в целях отдыха, ознакомления с сельскохозяйственным производством и участия в сельскохозяйственной деятельности»2.

Субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют деятельность в сфере агро-туризма, могут использовать различную систему налогообложения:

- общую систему налогообложения;

- упрощенную систему налогообложения, в том числе на основе патента;

- льготные налоговые режимы, в том числе единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Таблица 1

Перечень мероприятий программы «Развитие органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуризма в Краснодарском крае на 2013—2016 годы»

Table 1

The list of activities of the program «Development of organic farming, ecological food production and agro-tourism in Krasnodar region for 2013—2016»

Наименование показателя Объем финансирования, тыс. рублей

Субсидирование части затрат, но не более 50 % фактически понесенньи затрат на создание в Краснодарском крае центра развития агротуризма, всего 2000,0

Субсидирование части затрат (30 %) на обустройство и инженерно-техническое обеспечение на территории сельских поселений природных объектов — потенциальных объектов туристского показа, организацию туристских маршрутов с учетом сезонности и социальной направленности, всего 13500,0

Проведение обучения субъектов малого предпринимательства в сфере органического земледелия и производства экологических продуктов питания и по организации туристского бизнеса в сельской местности (агротуризма), всего 2000,0

Создание демонстрационной площадки для обучения субъектов малого предпринимательства в сфере развития агротуризма, всего 6000,0

Проведение мероприятий по информированию населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края об органическом земледелии, производстве и потреблении экологических пищевых продуктов, всего 5000,0

Проведение рекламных мероприятий, участие в выставках, ярмарках, конкурсах, информационное и издательское обеспечение в целях развития органического земледелия, производства и потребления экологических пищевых продуктов и агротуризма в Краснодарском крае, всего 3500,0

Всего по направлению развития агротуризма 32000,0

Доля средств финансирования по направлению развития агротуризма 25%

Всего по программе 130500.0

2 Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/. (дата обращения: 28.10.2016).

3 Сайт Законодательного собрания Краснодарского края. http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d&nd=921022892&prevDoc=921026667, (дата обращения: 28.10.2016).

Необходимо иметь в виду: если субъект является сельскохозяйственным производителем, основным видом хозяйственной деятельности должно оставаться производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Соответственно, деятельность в сфере сельского туризма, как и остальные виды несельскохозяйственной деятельности, не может являться для них основной. Иначе субъект теряет статус сельскохозяйственного производителя [11]. Но отдельной системы налогообложения для таких субъектов не разработано, как и системы льгот.

Последние годы сельскому туризму региональными властями стало уделяться больше внимания. Вносятся поправки в законодательство края, сельский туризм как вид деятельности учитывается в различных подзаконных актах, проводятся выставки, конкурсы.

В 2012 году Законодательным собранием Краснодарского края была предложена долгосрочная краевая целевая программа «Развитие органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуриз-ма в Краснодарском крае на 2013—2016 годы». Целью программы было создание условий для устойчивого развития органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуризма как одного из приоритетных направлений развития малых форм хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства и туристско-рекреационного потенциала Краснодарского края. Перечень мероприятий и объем финансирования представлен в таблице 1.

Одними из целевых показателей программы были следующие мероприятия:

• стимулирование создания малыми формами хозяйствования объектов агротуризма — 20 единиц;

• поддержка и обеспечение образцовых объектов для туристского показа — 50 единиц;

• разработка маршрутов — 15.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий администрацией региона позволило привлечь внимание к развитию сельского туризма на территории края.

Перечисленные выше показатели к 2016 г. были достигнуты. Но до сих пор не реализованы следующие мероприятия:

- не создан единый центр развития агроту-ризма в Краснодарском крае;

- нет единой организованной сети объектов сельского туризма (агротуризма) на территории края.

Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края совместно с краснодарским региональным институтом агробизнеса ДПО ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ были разработаны «Методические рекомендации по созданию и развитию КФХ с перспективами агротуризма» [16].

В 2016 году разрабатывается концепция «Развития сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае на 2016—2020 годы». Целью реализации данной концепции является повышение уровня и качества жизни людей, проживающих на сельских территориях Краснодарского края, создание дополнительных долгосрочных источников дохода для жителей села по месту их проживания. Эта же концепция определяет основную цель региональной политики в области сельского туризма — создание в Краснодарском крае современного эффективного доходного сектора сельского туризма, основываясь на эффективном использовании имеющихся ресурсов сельской местности с условием сохранения, сбережения и устойчивого воспроизводства, максимального участия сельских жителей в этом процессе.

Эта концепция включает в себя все вышеописанные направления в деятельности государственной и муниципальной власти, важные для развития сельского туризма в Краснодарском крае. Но начался уже четвертый квартал 2016 г., а концепция еще не утверждена. Как уже говорилось, не реализовываются и этапы концепции, как и идея создания единого краевого ресурсного центра развития сельского (аграрного) туризма.

Но при этом вносятся поправки в региональные нормативные правовые документы, где сельский туризм учитывается как вид деятельности сельскохозяйственных предприятий, особенно это важно для системы финансирования и поддержки.

К примеру, сельский туризм как вид деятельности включен министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в регламент № 352 от 2 сентября 2016 г. Этот регламент определяет услуги по предоставлению субсидий малым формам хозяйствования в АПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Кроме закрепления сельского туризма как туристического направления, в крае также поддерживается [8]:

- проведение конкурсов на звание лучшего объекта сельского туризма;

- проведение выставок, ярмарок сельского туризма;

- реализация государственных, частных и общественных программ развития;

- деятельность общественных объединений и организаций.

Так, при поддержке министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Законодательного Собрания края, совместно с министерством курортов и туризма ежегодно проводится краевой конкурс «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае» по четырём номинациям:

- лучшие малые объекты;

- лучшие средние объекты;

- лучшие крупные объекты;

- лучшие инвестиционные проекты в сфере сельского (аграрного) туризма.

Победители конкурса награждаются грантами в форме субсидий на цели развития объектов сельского (аграрного) туризма4.

Для развития отрасли сельского туризма и привлечения к ней внимания каждый год с 2015 г. стала организовываться Кубанская выставка-ярмарка «АгроТУР». Ярмарка посвящена сельскому туризму, участвуют в ней предприятия сельского (аграрного) туризма, представляются объекты народного промысла, функционирующие на территории Краснодарского края. В рамках ярмарки организуются информационные и показательные туры по объектам туристского показа для туроператоров и турагентств, а также представителей СМИ5.

28 мая 2016 г. в столице региона была проведена вторая кубанская выставка-ярмарка, посвященная сельскому туризму «АгроТур — 2016». На выставке представители ведомства сообщили, что в 2015 г. объекты агротуризма Краснодарского края посетили 500 тыс. человек, а за 4 месяца 2016 г. количество посетителей составило 55 тыс. Было отмечено, что среди посетителей объектов сельского туризма в Краснодарском крае растет спрос со стороны гостей региона6.

4 Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 апреля 2014 г № 1021-П «О краевом конкурсе «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае».

5 Официальный сайт администрации Краснодарского края. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/316240/ (дата обращения: 28.10.2016).

6 Пресс-служба администрации Краснодарского края: http://krasnodar.ru/content/2/show/317426/. (дата обращения:

28.10.2016).

На территории края при поддержке краевого министерства ведет свою деятельность АНО «Агентство развития сельских инициатив». Данное сотрудничество дало толчок для разработки и реализации программ развития сельского туризма. Примером является местный проект «РЯОсело Кубань» краснодарского этапа 8-й межрегиональной экспедиции проекта «Агро-ЭкоТуризм России».

Наиболее активную деятельность в сфере развития сельского туризма ведут органы муниципальной власти Крымского района.

Ведет деятельность Краснодарская краевая общественная организация «Содействие возрождению села». Власти Краснодарского края воспользовались возможностями программы «Парк Юга России» и реализовали два этапа программы для развития сельского (аграрного) туризма. Программа ориентирована на улучшение взаимодействия органов власти и общественных объединений [3].

Была создана автономная некоммерческая организация «Центр развития экологического туризма в Крымском районе». Она оказывает помощь в создании и организации деятельности объектов сельского (аграрного) туризма, а также содействие в создании и продвижении агротуров на рынок туристских услуг, помогает формировать новые турпрограммы и маршруты7.

С 2005 года по настоящее время на территории Крымского района разрабатываются и апробируются:

- различные методы и технологии развития сельского (аграрного — на базе хозяйств сельхозпроизводителей) туризма, с учётом всех уникаль-ностей потенциала ресурсов пилотных территорий;

- муниципальные программы, направленные на создание новых технологий эффективного использования ресурсов сельских территорий и повышение привлекательности сельской местности с целью создания условий для получения дополнительного источника доходов сельскими жителями;

- программы комплексного развития сельского туризма территорий, включая инвестиционное развитие, позволяют динамично развивать, наряду с аграрными, и несельскохозяйственные виды деятельности;

- геоэкологические карты некоторых районов с наиболее благоприятными зонами, сфор-

7 Сайт администрации МО Крымский район. http://krymsk-region. ru/novosti/otdykhaem_v_krymskom_rayone/. (дата обращения: 28.10.2016).

мированы инвестиционные площадки для развития сельского (аграрного) туризма, среди них успешно реализованные проекты «Лефкадия» и «Природный парк «Пещеры и терренкуры Холодного ущелья»;

- методы и технологии развития военно-исторического туризма с организацией услуг отдыха и питания на объектах сельского туризма в рамках реализации межрайонного исследовательского проекта «Гражданское образование учащейся молодежи средствами краеведения и туризма»;

- проекты, направленные на активизацию участия социальных групп населения в развитии разнопланового туризма, способствующие эффективному использованию всего комплекса туристского потенциала сельских территорий Крымского района;

- проекты разноплановых маршрутов, охватывающих природный, историко-культурный и сельскохозяйственный ресурс сельских территорий Крымского района, готовятся технологи-

ческие паспорта маршрутов для представления на рынке услуг [15].

Развивается и направление подготовки кадров для сферы сельского туризма: администрацией Краснодарского края проводятся обучающие семинары. Так, в августе 2014 г. министерством края было организовано проведение обучающего семинара для малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края в области развития сельскохозяйственного производства. Тема семинара — «Развитие агротуризма в малых формах хозяйствования на территории Краснодарского края».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Администрацией края проводятся семинары, посвящённые развитию сельского туризма, для муниципальных и районных руководителей, но темы семинаров раскрываются поверхностно. За результативностью мероприятий, их системностью и возможным развитием данной деятельности никто не следит, нет единой системы показателей эффективности.

Типы государственной политики развития сельского туризма за рубежом

State policy types of development of rural tourism abroad

Таблица 2

Table 2

Особенности типов государственной политики Государственная политика в сфере сельского туризма

Активного типа Умеренного типа Пассивного типа

Наличие базы стратегических документов развития сельского туризма Концепция, стратегия и программа развития сельского туризма Стратегия или программа (дорожная карта) развития сельского туризма Сельский туризм упоминается в планах мероприятий стратегических документов развития туризма и/или сельского хозяйства

Наличие специальной нормативно-правовой базы развития сельского туризма Да, в т.ч. в области качества, налогообложения и т.д. Нет Нет

Межведомственное взаимодействие Сформированы устойчивые и эффективные механизмы Разработаны отдельные устойчивые и эффективные механизмы Механизмы межведомственного взаимодействия разрабатываются в рамках отдельных мероприятий

Межотраслевые интеграционные процессы Активно задействованы и связывают сельский туризм с разнообразными отраслями и видами деятельности Интеграционные процессы связывают сельский туризм с некоторыми отраслями и видами деятельности Интеграционные процессы, как правило, реализуются в рамках туристской индустрии и индустрии развлечений

Координация используемого инструментария Всего инструментария на всех уровнях государственного регулирования Отдельных инструментов в рамках отдельных проектов и/или мероприятий Нет

Поддержка научных исследований в сфере сельского туризма осуществляется в общем порядке, нет направленных грантов или проектов.

Внимание руководства региона к развитию сельского туризма как значимого для края является значительным положительным фактором для его развития, что сопровождается разработкой правового обеспечения данной сферы в регионе [9]. Но вся описанная выше деятельность региональной власти зачастую носит или временный, или локальный характер, отсутствует системность и доступность для широких кругов пользователей.

Для характеристики регионального управления сельским туризмом в Краснодарском крае воспользуемся анализом управленческих концепций развития сельского туризма за рубежом А. В. Трухачева.

Автор сравнил организационные механизмы регулирования сельского туризма на различных уровнях, а также состав функций государственной политики в сфере сельского туризма, что позволило выделить три типа государственной политики развития сельского туризма. Типы государственной политики автор различает по составу, объему предпринимаемых мер и уровню активности государственных органов власти. В соответствии с приведенными типами государственной политики в сфере сельского туризма определим, к какому типу можно отнести политику Краснодарского края (таблица 2, с. 18) [17].

Проведенный выше анализ имеющихся нормативно-правовых документов, касающихся сельского туризма, позволяет отнести политику края к пассивному типу. Разрабатываются проекты стратегических документов развития сельского туризма, но утверждение и принятие их затягивается. К этому типу политики относится и отсутствие специальной нормативно-правовой базы развития сельского туризма, в том числе в области качества, налогообложения и так далее.

Но постепенно политика Краснодарского края в области развития сельского туризма приближается к умеренному типу: создаются отдельные инструменты в рамках отдельных проектов и/или мероприятий, развиваются межотраслевые интеграционные процессы, в межведомственном взаимодействии появляются отдельные устойчивые и эффективные механизмы.

В рамках работы летом 2016 г. был проведён опрос среди гостей города Сочи. В опросе приняли участие 170 респондентов в возрасте от 18 до 52 лет. Целью исследования было проанализировать информированность гостей, приехав-

ших на отдых в Краснодарский край, о наличии такого альтернативного вида отдыха на территории края, как сельский туризм. При проведении опроса 57% респондентов ответили, что знакомы с данным направлением туризма. Чаще всего респонденты определяли сельский туризм как туризм в сельской местности, проживание в сельской местности с участием в сельскохозяйственных работах и ознакомлением с местными обычаями и культурой. И только 63% из этих респондентов слышали об объектах сельского туризма в Краснодарском крае, среди которых называли в основном винные туры, рыбалку и экскурсии на пасеку. Остальные 43% не смогли ответить на вопрос: «Что, по вашему мнению, является сельским туризмом?».

Результаты исследования позволяют отметить, что большая часть населения еще не знакома с концепцией сельского туризма или не до конца понимает возможности и виды указанного вида отдыха. Это затрудняет сбыт и развитие сельского туризма в регионе, соответственно, необходима активная информационная работа.

Наличие доступной, понятной информации об объектах сельского туризма является актуальной проблемой для региона. Имеется мало доступной информация по проектам, реализованным региональными и муниципальными властями, созданным ими инструментам, что могло бы оказать существенное влияние на рост данного рынка. Соответственно, большинство проектов так и остается локальными и недолговечными.

Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что региональная администрация Краснодарского края уделяет внимание и осуществляет меры для развития сельского туризма. Аграрный туризм в регионе курируют комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма, министерство курортов и туризма Краснодарского края и министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Создаются и работают общественные объединения и организации, совместно с представителями власти разрабатываются программы и проекты развития. Но все эти мероприятия не охватывают всю территорию, носят временный характер, информация малодоступна и не структурирована. Политика региональной власти только начинает переходить от пассивного типа к умеренному типу. Но, как показывает опыт других стран и регионов страны, для развития сельского туризма необходим активный тип политики.

Региональной власти для развития сельского туризма в Краснодарском крае необходимо комплексное управление по всем указанным выше направлениям, что позволит активизировать всех участников рынка, создать необходимые инструменты и кадры. Но все это потребует времени и ресурсов.

Наиболее весомой проблемой для развития сельского туризма в Краснодарском края является плохая информированность участников рынка: как объектов туризма, так и потенциальных туристов. Сложившуюся ситуацию можно решить за счёт создания интерактивной информационной площадки, ориентированной на всех участников этого процесса. К примеру, это можно реализовать в рамках региональной целевой программы. Необходимо активнее включать сельский туризм в программу территориального маркетинга края.

Для развития сельского туризма в Краснодарском крае имеются довольно благоприят-

ные условия, наличие необходимых ресурсов, сельскохозяйственная база, широкий перечень различных видов сельскохозяйственных производств и фермерских хозяйств, есть также институты развития туризма на уровне власти и возрастающий спрос на новые виды туризма со стороны рынка. Но для ускорения роста и устойчивого развития данного вида туризма необходимо внедрить комплексное управление на уровне всего региона, создать систему информирования для улучшения понимания сельского туризма как комплексной сферы социально-экономической деятельности органами местного самоуправления, туристским бизнесом, общественными организациями и сельскими жителями [13, С. 24.]. Необходимо организовать постоянную систему экономической и информационной поддержки сельских жителей, решивших развивать сельский туризм, и систему информирования потребителей, а также доступных и современных инструментов продвижения и продаж.

Список литературы

1. Keschyan N. Effect of climate on the tourism and necessity of research. European Journal of Socialand Human Sciences. 2014. № 4 (4). pp. 190-195.

2. Абряндина В.В. Развитие туризма на сельских территориях регионов России. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. № 3 (20). С. 95-98.

3. Абряндина В.В., Здоров М.А. Существующие подходы к разработке региональных программ развития туризма сельских территорий. Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 358-361.

4. Алгафри М.А., Мохаммад М.А. Перспективные виды туризма в России. Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 164-166.

5. БалабановаА.О. Важность сельского туризма в формировании новых форм хозяйственных отношений в регионе. SochiJournalofEconomy. 2013. № 4-1 (27). С. 23-25.

6. Голубчиков С.Н., Хетогурова В.Ш., Брюханов Г.А. Экономический кризис и развитие рекреацион-но-туристского комплекса // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 41-47.

7. Зубрелина О.А., Назоренко О.В., Рубан Д.А. Состояния агропромышленного комплекса, предпосылки развития сельского туризма в регионах России // Финансы и кредит. 2016. № 36 (708). С. 50-64.

8. Илясова И.В., Власова А.С. Туризм как направление развития сельских территорий Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 899-904.

9. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Развитие сельского туризма в Республике Карелия, трансграничное сетевое взаимодействие.Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. 2015. 88 с.

10. Колесникова Н.В., Шевченко В.И., Колесников Н.Г. Об индикаторах для информационно-аналитической системы мониторинга экономики туризма в регионе // Научно-образовательная информационная среда XXI века. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2014. С. 108-111.

11. Кутимская К.А. Политика в сфере аграрного туризма в Краснодарском крае: состояние и перспективы // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2016. № 23. С. 69-74.

12. Маркина Е.Д. Анализ основных народно-хозяйственных функций сельских территорий ЮФО. Проблемы развития АПК региона. 2016. Т 26. № 2 (26). С. 122-125.

13. ОлейникО.С. Туризм как фактор устойчивого развития региона. Системное управление. 2016. № 2 (31).

14. Полухина А.Н. Сельский туризм как инновационный подход модернизации региональной экономики // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. № 1. С. 47—50.

15. Плотникова Е.В. Основные тенденции развития малого предпринимательства в Крымском районе Краснодарского края // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 9. С. 43—48.

16. Савицкий О.Г. Развитие сельского туризма на примере Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 279—282.

17. ТрухачевА.В. Концепция и модели развития сельского туризма за рубежом // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 7 (68). С. 34-40.

18. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Мифы о сервисе // Сервис plus. 2010. № 1. С. 3-13.

19. Федулин А.А. Инвестиции в человеческий капитал — путь развития профессионального образования в сфере сервиса и туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 4. С. 79—82.

20. Kortunov V., Fedulin A. A critical analysis of the impact of elecommunications on the worldview of Russian society // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т 15. № 10. С. 1389—1395.

21. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Сервис в историческом и философском осмыслении. М.: Российский гос. ун-т туризма и сервиса, 2010.

22. Nature-based tourism in Russia / Caldito L.A., Dimanche F., Mazina A., Fedulin A., Vetitnev A., Apukhtin A., Kruzhkov D., Kurbanov E., Pecheritsa E., Sakharchuk E., Sharafanova E., Romanova G., Alexanyanc G., Tatarskikh Iu., Belosluttseva L., Smit N., Kryukova O., Vapnyarskaya O., Ilkevich S., Kharitonova T. etc. TEMPUS Project "NETOUR: Network for Excellence in Tourism through Organization and Universities in Russia" / Project Co-funded by the European Union. Spain, 2015.

23. Федулин А.А., Сахарчук Е.С. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 49—55.

REGIONAL MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION

Nadezhda A. Keshchyan, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Associate professor, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Anna O. Balabanova, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract.

The article examines regional management of development of rural tourism in the Krasnodar region, the ways of its implementation, outlines the main directions of state and municipal regulation of development of rural tourism. Authors study normative work of the regional authorities in the sphere of support of rural tourism development, and regional and municipal target programs. The article discusses how to implement support for scientific research in the field of rural tourism and training. They determine the type of the state policy of Krasnodar region in the field of rural tourism. The authors analyze the results of a survey which was conducted in the summer of 2016 among the guests of Sochi. The results of the survey shows that 57% of respondents got familiar with this direction of travel, and only 63% of this part of the respondents heard about the objects of rural tourism in the Krasnodar region, mainly wine tours, fishing and excursions to the apiary. Others 43% were unable to answer the question, what is rural tourism. The article notes that the situation, when the majority of the population unfamiliar with the concept of rural tourism or does not understand the capabilities and types of this rest affects the process of tourism development. This complicates the sales and thus the development of rural tourism in the region. The authors note the role of the availability of clear information about the objects of rural tourism, as well as lack of information on implemented projects by regional and municipal authorities, including tools that could have a significant impact on the growth of this market. The essential solution for the

development of rural tourism will be the creation of an interactive information platform focused on all participants in this process that can be implemented in the framework of the regional target program.

Keywords: rural tourism, agricultural tourism, region, Krasnodar region, legislation, regional governance, municipal management, agriculture

References:

1. Keschyan N., Effect of climate on the tourism and necessity of research. European Journal of Socialand Human Sciences, no. 4 (4), 2014, pp. 190-195.

2. Abryandina V. V., Development of tourism in rural territories of the Russian regions. Ekonomika, trud, uprav-lenie v sel'skom hozyajstve, no. 3 (20), 2014, pp. 95-98. (In Russ).

3. Abryandina V. V., Zdorov M.A., Existing approaches to the development of regional programs of development of tourism in rural areas. Ekonomika i predprinimatel'stvo, no. 12-2 (53-2), 2014, pp. 358-361. (In Russ).

4. Algafri M.A., MokhammadM.A., Perspective views of tourism in Russia. Ekonomika i predprinimatel'stvo, no. 5 (70), 2016, pp. 164-166. (In Russ).

5. Balabanova A.O., Importance of Rural Tourism for the Formation of New Forms of Economic Relations in the Region, Sochi Journal of Economy, no. 4-1 (27), 2013, pp. 23-25. (In Russ).

6. Golubchikov S.N., Khetogurova V. Sh., Bryukhanov G.A., The economic crisis as incentive to the development of the recreational and tourist complex in Northern Moscow Region. Sovremennye problemy servisa i turizma, vol. 9, no. 2, 2015, pp. 41-47. (In Russ).

7. Zubrelina O.A., Nazorenko O. V., Ruban D.A., The state of agro-industrial complex as a precondition for rural tourism development in Russian regions: experience in financial and statistical assessment. Finansy i kredit, no. 36 (708), 2016, no. 50-64. (In Russ).

8. IlyasovaI.V., VlasovaA.S., Development of suburban territories in a zone of influence of the large city: experience of the city of Krasnodar. Ekonomika i predprinimatel'stvo, no. 8 (73), 2016, pp. 899-904. (In Russ)

9. Kirilina V.M., Kolesnikova N. V., Kolesnikov N.G., Development of rural tourism in the Republic of Karelia, cross-border networking. Petrozavodsk: Izdatel'stvo PetrGU, 2015, 88p. (In Russ).

10. Kolesnikova N.V., Shevchenko V.I., KolesnikovN.G., Indicators for the information-analytical system of monitoring of the Economics of tourism in the region. Proceedings of the VIII International scientific-practical conference "Scientific and educational information environment of the XXI century". Petrozavodsk, 2014, pp. 108-111. (In Russ).

11. Kutimskaya K.A., Policy in the sphere of agricultural tourism in the Krasnodar region: status and prospects. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika, no. 23, 2016, pp. 69-74. (In Russ).

12. Markina E.D., Analysis of the main economic functions of rural territories of the southern Federal district. Problemy razvitiya APK regiona, vol. 26, no. 2 (26), 2016, pp. 122-125. (In Russ).

13. Oleinik O.S., Tourism as a factor of sustainable development of the region. Sistemnoe upravlenie, no. 2 (31), 2016. (In Russ).

14. Polukhina A.N., Rural tourism as an innovative approach of modernization of regional economy. Aktual'nye problemy ekonomiki, sotsiologii i prava, no. 1, 2016, pp. 47-50. (In Russ).

15. PlotnikovaE.V., The main trends of development of small entrepreneurship in the Crimean district of Krasnodar region. Sotsial'no-ekonomicheskie issledovaniya, gumanitarnye nauki i yurisprudentsiya: teoriya i praktika, no. 9, 2016, pp. 43-48. (In Russ).

16. Savitskii O.G., Development of rural tourism on the example of Krasnodar Krai: condition, problems, prospects. Molodoi uchenyi, no. 20, 2015, no. 279-282. (In Russ).

17. Trukhachev A. V., Foreign concepts and development models of rural tourism. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 10, no. 7 (68), 2016, pp. 34-40. (In Russ).

24. Fedulin A.A., Bagdasaryan V.E., Myths about service. Servis plus, no. 1, 2010, pp. 3-13. (In Russ).

25. Fedulin A.A., Investments into Human Capital Assets - Way to Developing Professional Education in Service and Tourism. Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 4, 2008, pp. 79-82. (In Russ).

26. Kortunov V., Fedulin A., A critical analysis of the impact of elecommunications on the worldview of Russian society. Middle East Journal of Scientific Research, vol. 15, no. 10, 2013, pp. 1389-1395.

27. Fedulin A.A., Bagdasaryan V.E., Service in historical and philosophical comprehension. . Moscow: Russian State University of Tourism and Service, 2010.

28. Nature-based tourism in Russia / Caldito L.A., Dimanche F., Mazina A., Fedulin A., Vetitnev A., Apukhtin A., Kruzhkov D., Kurbanov E., Pecheritsa E., Sakharchuk E., Sharafanova E., Romanova G., Alexanyanc G., Tatarskikh Iu., Belosluttseva L., Smit N., Kryukova O., Vapnyarskaya O., Ilkevich S., Kharitonova T. etc. TEMPUS Project «NETOUR: Network for Excellence in Tourism through Organization and Universities in Russia» / Project Co-funded by the European Union. Spain, 2015.

29. Fedulin A.A., Sakharchuk E.S., Moscow regional education cluster in tourism and service. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol. 8, no. 2, 2014, pp. 49—55. (In Russ).

Кещян Н.А., Балабанова А.О. Анализ текущего состояния развития сельского туризма в Краснодарском крае// Сервис plus. Т. 11. 2017. № 1. С. 13-23 . DOI: 10.22412/1993-7768-11-1-2. Дата поступления: 01.11.2016.

Keshchyan N.A., Balabanova A.O., Regional management of development of rural tourism in the Krasnodar region. Servis plus, Vol. 11, no.1, 2017, pp. 13-23 (In Russ). DOI: 10.22412/1993-7768-11-1-2. Received on 01 November 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.