Научная статья на тему 'Современные тенденции развития корпоративной отчетности в условиях устойчивого развития экономики'

Современные тенденции развития корпоративной отчетности в условиях устойчивого развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПОДХОДЫ / ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ / CORPORATE REPORTING / APPROACHES / REPORTING ON SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева И. В., Осипова Р. Г.

В данной статье была проанализирована практика раскрытия информации крупнейшими компаниями России. Проведен анализ оценки современного состояния сферы корпоративной отчетности. Выделены признаки корпоративной отчетности. Изучены основные направления совершенствования подходов к составлению корпоративной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers information disclosure practices implemented by Russia's largest companies. It also conducts the current corporate reporting review, points the marks of group reporting and investigates the main directions for corporate reporting approaches improvement.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития корпоративной отчетности в условиях устойчивого развития экономики»

РАЗДЕЛ I. СОСТОЯНИЕ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Алексеева И. В.,

д. э. н., доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

Осипова Р. Г.,

студентка 5 курса УЭФ ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 657

Аннотация

В данной статье была проанализирована практика раскрытия информации крупнейшими компаниями России. Проведен анализ оценки современного состояния сферы корпоративной отчетности. Выделены признаки корпоративной отчетности. Изучены основные направления совершенствования подходов к составлению корпоративной отчетности.

Ключевые слова

Корпоративная отчетность, подходы, отчетность в области устойчивого развития, направления.

Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейк-холдеров служит корпоративная отчетность, представляемая самими компаниями. Улучшение качества корпоративной отчетности становится для компаний необходимым условием лидерства в конкурентной борьбе.

В современном мире крупным компаниям для управления недостаточно данных только бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим возникает необходимость в дополнительных источниках информации. Та-

ким источником и явилась система корпоративной отчетности. В России это понятие появилось сравнительно недавно, поэтому рассмотрим современный опыт и тенденции развития корпоративной отчетности, который накопили такие компании.

В ходе изучения официальных сайтов компаний в сети Интернет, системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК.Интерфакс) [8], рэнкинга рейтингового агентства «Эксперт» («Топ-400 крупнейших компаний России») [9] была проанализирована практика раскрытия информации

50 крупнейшими по капитализации компаниями России, такими как: Газпром, Роснефть, Сбербанк России, Нефтяная компания «Лукойл», ГМК «Норильский никель», ТНК-ВР, Нова ТЭК, Сургутнефтегаз, Уралкалий, Ростелеком, Северсталь, Татнефть, ПК «Балтика» и многими другими, ценные бумаги которых котируются на открытом рынке (по состоянию на 1 сентября 2011 г.). Совокупная выручка этих организаций за 2010 г. составила 18,2 трлн руб., что сформировало 40,3 % внутреннего валового продукта РФ. Таким образом, можно констатировать факт, что отчетность данных компаний во многом оп-

По отраслевой принадлежности компании распределились следующим образом: 22 % - электроэнергетический сектор, 18 % - нефтяная и нефтегазовая промышленность, 12 % - черная металлургия, 10 % - банки, 8 % - химическая

ределяет облик сферы раскрытия информации в России. В то же время компании, достигшие наибольшей капитализации на рынке, предположительно, должны использовать наиболее хорошо зарекомендовавшие себя в мире практики формирования и представления отчетности.

По региональному местоположению 40 % компаний зарегистрировано в Москве, 14 % - в Санкт-Петербурге, 6 % - в Красноярском крае, 6 % - в Тюменской области, 4 % - в Республике Башкортостан, 4 % - в Свердловской области и 26 % в других регионах страны (рис. 1).

>ай сть

и нефтехимическая промышленность, 6 % - цветная металлургия, 4 % - промышленность драгоценных металлов и алмазов, 4 % - телекоммуникации и связь и 16 % - другие отрасли (рис. 2).

Рисунок 1 - Характеристика выборки по региональному признаку

компаний-респондентов

Рисунок 2 - Характеристика выборки по отраслям

Основываясь на данных исследования, можно охарактеризовать степень готовности публичных компаний в нашей стране к применению требований Федерального закона 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности». Так, 68 % исследуемых организаций в 2010 г. уже составляли годовую финансовую отчетность, основываясь на Международных стандартах финансовой отчетности, 20 % использовали стандарты US GAAP и 12 % ограничивались составлением сводной бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Следовательно, можно подтвердить наличие некоторых проблем с переходом трети круп-

нейших публичных компаний РФ на составление консолидированной отчетности по МСФО, которые заключались в необходимости быстрого осуществления больших финансовых вложений в трансформирование своих учетных систем в соответствии с международными стандартами.

Распределение аудиторов, проводивших аудит годовой финансовой отчетности исследуемых компаний, выглядит следующим образом: 28 % -KPMG, 22 % - Price waterhouse Coopers, 18 % - Ernst & Young, 14 % -Deloitte & Touche, 4 % - ООО «Росэкс-пертиза» и 14 % - другие аудиторские компании (рис. 3).

Рисунок 3 - Аудиторские фирмы, осуществляющие аудит корпоративной отчетности компаний в выборке

Вполне достоверной представляется гипотеза о том, что размер привлекаемых для проведения аудита компаний влияет на соответствие качества представления раскрываемой информации западным стандартам.

Необходимо отметить, что 50 крупнейших компаний России имеют официальные сайты в сети Интернет. Одним из аспектов оценки качества корпоративного раскрытия информации можно считать наличие разделов, раскрывающих позиции компании в сфере защиты окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления. У 68 % рассматриваемых организаций на страницах официального представительства показаны все три эти раздела. У 32 % отсутствует один из вопросов: экология или социальная ответственность. Причем следует под-

черкнуть, что у всех компаний в той или иной степени раскрыта информация о корпоративном управлении и присутствует постоянно пополняемый раздел новостей компании. Таким образом, можно утверждать о наличии у всех крупнейших российских публичных компаний признаков перехода к раскрытию информации на непрекращающейся основе, а не только в даты подведения итогов отчетных периодов.

За последние годы произошли существенные изменения в практике представления корпоративных годовых отчетов. Анализируя динамику раскрытия информации в подобной форме, можно отметить следующий темп: в 1998 г. только одна из исследуемых компаний представляла данный отчет, в 2001 г. - уже 11, в 2004 г. - 22, в 2007 г. - 45, а к 2010 г. - 48 компаний (рис. 4).

Рисунок 4 - Динамика представления корпоративной отчетности в форме годовых корпоративных отчетов

Стремительность роста количества общедоступных корпоративных отчетов отражает тенденцию усиления понимания менеджментом отечественных компаний важности привлечения инвестиционных ресурсов с открытого фондового рынка для успешного осуществления бизнеса. В то же время можно говорить об усилении корпоративной культуры компаний вследствие приобретения частным корпоративным сектором опыта хозяйственной деятельности в постсоветский период.

Другой важной тенденцией в сфере раскрытия корпоративной информации в России является рост количества представляемых компаниями отчетов в области устойчивого развития.

В отечественной практике наиболее употребляемым является термин «социальный отчет», однако также встречаются примеры представления отчетов по экологии, по корпоративной социальной ответственности и отчетов в области устойчивого развития. В целях настоящего исследования все эти виды отчетности объединены в единую группу раскрытия информации. В итоге можно оценить динамику количества компаний, представляющих данные сведения. В 2001 г. только 1 компания осуществляла такое раскрытие, в 2004 г. их количество выросло до 8, в 2007 г. оно составило 17, а в 2010 г. - 26 (рис. 5).

Рисунок 5 - Динамика представления корпоративной отчетности в форме годовых

социальных отчетов

Таким образом, 52 % крупнейших российских компаний представляют в дополнение к годовому отчету отдельный социальный отчет, раскрывающий ЭСКУ-показатели.

Еще одним важным аспектом модификации корпоративного раскрытия представляется изменение структуры годовых отчетов.

В настоящее время 81 % российских корпоративных отчетов, рассмотренных в исследовании, содержит признаки изменения отчетности в направлении составления интегрированной отчетности. К таким признакам можно отнести: выделение в структуре годового отчета разделов, посвященных ЭСКУ-показателям; выделение отдельного раздела с ключевыми показателями эффективности деятельности компании, который в большинстве случаев размещается в начале отчета; красочное оформление отчетов; стремление к взаимоувязке показателей через таблицы сопоставления данных. Иногда практикуется представление информации о миссии, стратегии компании и данных о рисках.

Чтобы провести сравнительный анализ качества раскрытия корпоративной информации между компаниями, необходимо разработать инструментарий соответствующих аналитических показателей.

Таким образом, важным аспектом улучшения качества раскрытия отчетной информации в настоящее время в мире выступает не только стимулирование компании со стороны стейкхолде-ров, но и усиление регулирования данного вопроса со стороны государств. В Дании и Франции, например, были приняты законы, обязывающие включать в годовой отчет информацию о программах корпоративной ответственности. В Великобритании управляющие пенсионными фондами должны раскрывать сведения о том, как они использовали подходы корпоративной социальной ответственности при принятии своих инвестиционных решений. Также интересны законодательные инициативы в Малайзии. Главная фондовая биржа этого государства обязала все публичные компании, находящиеся в ее листинге, отчитываться по программам

корпоративной социальной ответственности. Правительство этого государства ввело налоговые и иные инициативы, связанные с ЭСКУ- деятельностью [10]. Проведенный анализ оценки современного состояния сферы корпоративной отчетности Российской Федерации наглядно доказывает применение крупными российскими компаниями элементов корпоративной отчетности.

Большое внимание при исследовании вопросов, связанных с корпоративной отчетностью, уделяется формированию единообразного понимания терминов в этой сфере. Понятийный аппарат развивается в направлении большей детализации, что позволяет создавать новые классификации и применять их для подробного изучения моментов формирования, представления, анализа и аудита данных о компании. В этом проявляется возрастающая специализация научных знаний и происходящее углубление знаний человечества об экономической природе функционирования компаний.

Однако в настоящее время научное обоснование и нормативное регулирование вопросов представления корпоративной отчетности разработано еще недостаточно.

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать комплексное определение корпоративной отчетности как системы отчетов, представляемых корпорациями, характеризующейся следующими признаками:

- включает в себя совокупность финансовых и нефинансовых, системных и несистемных показателей, итоговой и плановой информации, сведений об объектах, процессах, операциях;

- отражает прозрачность (транспарентность) деятельности корпорации;

- используется широкими группами стейкхолдеров и предоставляется им для принятия управленческих решений, что зависит от степени достоверности и полноты данных об эконо-

мическом потенциале, тенденциях показателей, перспективах устойчивого развития.

Финансовая отчетность корпораций традиционно является основным средством коммуникации между ними и широким кругом заинтересованных в данной информации пользователей. Мировое сообщество достигло больших успехов в стандартизации информации, представляемой в финансовой отчетности, и практически общепринятыми мировыми стандартами являются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (International Financial Reporting Standards - IFRS). Согласно официальному сайту Совета по Международным стандартами финансовой отчетности (International Accounting Standards Board - IASB) начиная с 2001 г. почти 120 стран мира требуют или разрешают использовать МСФО для составления финансовой отчетности компаний.

Однако в последнее время много говорится о том, что сложившаяся практика предоставления информации в финансовой отчетности является неудовлетворительной. Сами разработчики МСФО признают, что информация в финансовой отчетности общего назначения не может удовлетворить всех информационных потребностей пользователей. Это связано с тем, что все большее изменение претерпевают условия функционирования бизнеса, что обусловлено экологическими, социальными и иными проблемами. Зарубежные специалисты отмечают, что с момента создания действующей модели отчетности произошли существенные изменения в способах ведения бизнеса, формах создания бизнесом стоимости и среде его функционирования, причем данные процессы взаимосвязаны и отражают такие тенденции, как: глобализация, растущая политическая активность в ответ на финансовые, управленческие и иные кризисы, повышение

ожиданий общества в части прозрачности корпорации и их подотчетности, существующий и прогнозируемый дефицит ресурсов, рост численности населения, необходимость заботы об окружающей среде.

В ответ на эти изменения в настоящее время многие корпорации готовят отдельные отчеты, отражающие вопросы управления корпорациями, социальной и экологической ответственности, что позволяет оценить, как корпорации влияют на общество и окружающую среду и каковы их усилия в областях защиты окружающей среды, социальной сферы и подотчетности обществу. Такие отчеты получили название отчетов о социальной ответственности корпораций или отчетов об устойчивости.

В настоящее время в мире наибольшее признание получили Руководства по отчетности об устойчивости, которые были разработаны и выпущены организацией «Инициатива по глобальной отчетности». В 2013 г. была выпущена новая версия руководств -G4 Sustainability Reporting Guidelines. Однако и эти руководства не являются обязательными для применения, и проблема стандартизации представления информации об устойчивости остается открытой.

Несмотря на улучшение ситуации с аналитической ценностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, нельзя не отметить тот факт, что такие внешние влияния компании, как экологическое воздействие, социальные программы не находят в формах отчетности должного отражения. В то же время широкий круг заинтересованных сторон запрашивают эту информацию и включают ее в свой базовый набор требований к раскрытию. Ко всему прочему отражение нефинансовых данных в отчетности позволяет аналитикам оценивать не только экономическую эффективность и устойчивость компании, но и

проводить анализ ее деятельности в контексте устойчивого развития.

Корпоративный отчет охватывает большой объем различной информации, которая позволяет пользователям сделать вывод о результатах и перспективах развития компании, влиянии деятельности на окружающую среду и общество и объективно оценить эти результаты и перспективы в более широком контексте устойчивости развития общества в целом. Однако следует согласиться с мнением ряда зарубежных специалистов, что при том количестве вопросов, которые должны быть отражены в корпоративном отчете согласно Концепции, основной проблемой будет являться краткость отчета.

В последнее время, в особенности за рубежом, наблюдается всплеск интереса к формированию новых видов отчетности. Со стороны компаний важным направлением модификации отчетности является расширенное представление информации по экологии, социальной сфере и корпоративному управлению (ЭСКУ). К данной категории можно отнести следующие виды раскрытий:

- отчетность в области устойчивого развития, предлагаемую Глобальной инициативой по отчетности (ОЯ1);

- отчетность по корпоративной социальной ответственности (СБЯ);

- отчетность по корпоративному управлению (ЮНКТАД ООН);

- интегрированную отчетность, предложенную Международным комитетом по интегрированной отчетности (11ЯС).

Тем не менее внедрение новых отчетных практик сталкивается с определенными проблемами. В первую очередь это связано с механизмами использования ЭСКУ-показателей в процессе принятия инвестиционных решений. Можно выделить четыре подхода, сформировавшихся в практической деятельности инвесторов, применяю-

щих принципы ответственного инвестирования.

Отрицательный отбор по ЭСКУ-критериям предполагает исключение из инвестиционного портфеля эмитентов из определенных отраслей экономики (табачной, алкогольной и др.).

При положительном ЭСКУ-отборе большее внимание уделяется рейтингам, составленным на основе отчетности с показателями устойчивости.

Часть инвесторов практикует вовлечение самих экономических субъектов в процесс диалога по раскрытию определенной информации.

Наиболее сложным вариантом считается включение ЭСКУ-показателей в существующие модели оценки финансовой стоимости компании.

Сегодня одной из основных проблем полноценного внедрения ЭСКУ-факторов в инвестиционный процесс является переоценка значения первых двух подходов при недостаточном использовании двух последних.

Практические методы расчетов и монетарной оценки компаний становятся все более сложными и многообразными. Инвесторы могут оценивать финансовую отдачу различных ЭСКУ-факторов с точки зрения изменения денежных потоков или воздействия на прибыль, стоимость капитала и активов. Таким образом, они сосредоточиваются на ЭСКУ-факторах и показателях, связанных с конкурентоспособностью и возможностью устойчивого создания компанией стоимости, которые, в свою очередь, дают возможность оценить будущие финансовые результаты. Проблемы, связанные с использованием ЭСКУ-информации, остаются главным образом потому, что многие инвесторы считают данную сферу слишком сложной, с трудноформулируемыми способами финансовой оценки и интегрирования в процесс принятия инвестиционных решений. Этот аспект усиливается

также из-за противоречий и недостатков в раскрытии ЭСКУ-информации компаниями. В результате часть инвесторов не воспринимают использование ЭСКУ-факторов в инвестиционном процессе всерьез, в большей степени декларируя приверженность принципам ответственного инвестирования для улучшения собственного имиджа.

Одним из аспектов оценки качества корпоративного раскрытия информации можно считать наличие разделов, раскрывающих позиции компании в сфере защиты окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления.

В настоящее время достаточно распространенным является представление о том, что корпоративная отчетность не требует заверения внешним аудитором. В то же время с такой точкой зрения трудно согласиться, учитывая значительный интерес, который вызывают нефинансовые показатели у стейкхолдеров. Достаточно важным является предоставление таким заинтересованным сторонам соответствующей гарантии достоверности ЭСКУ-показателей, раскрываемых компаниями. Для этого необходимо проведение внешнего аудита корпоративной отчетности, который, в свою очередь, позволит с большей уверенностью относиться к указанным значениям показателей и строить на их основе модели оценки экономической стоимости компаний.

Основным направлением совершенствования подходов к составлению корпоративной отчетности станет формирование компаниями интегрированных отчетов, сочетающих финансовые данные, полученные на основе актуарных расчетов, с ЭСКУ-показателями. Формат такой отчетности должен обладать всеми необходимыми качествами для активного использования стейкхол-дерами.

Таким образом, современные тенденции развития корпоративной отчет-

ности в условиях устойчивого развития экономики заключаются в:

- росте количества представляемых компаниями отчетов раскрытия корпоративной информации в области устойчивого развития;

- модификации корпоративного раскрытия изменения структуры годовых корпоративных отчетов;

- единообразии понятийного аппарата корпоративной отчетности в направлении большей детализации;

- развитии нормативного регулирования формирования корпоративной отчетности;

- разработке и составлении компаниями корпоративных интегрированных отчетов.

Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности в России в настоящее время имеют ряд ограничений. Это выступает серьезным препятствием для внедрения передовых практик корпоративной отчетности. Однако Правительство Российской Федерации и отечественные законодательные и нормотворческие органы предприняли ряд конструктивных шагов по приближению отечественной практики отчетности к мировым стандартам. Сложившаяся ситуация дает возможность рассчитывать на дальнейшее улучшение условий в данной сфере в нашей стране, что будет способствовать повышению прозрачности деятельности и инвестиционной привлекательности российских компаний.

Библиографический список

1. Булыга Р. П., Мельник М. В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития : моногр. / под ред. Р. П. Булы-ги. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 264 с.

2. Ветрова И. Ф. Корпоративная отчетность организаций АПК : дисс. канд. эконом. наук : 08.00.12 / Финансовая акад. при Правительстве РФ. - М., 2005. - 228 с.

3. Гетьман В. Г. XXXVI Конгресс Европейской ассоциации бухгалтеров // Международный бухгалтерский учет. -2013. - № 27.

4. Карасева Л. МСФО - достижения и перспективы развития // Корпоративная финансовая отчетность: международные стандарты. - 2012. - № 6. -С. 25-32.

5. Каспина Р. Г. Концепция формирования корпоративной отчетности // Аналитическое и контрольное обеспечение управления инновационным развитием: сборник научных трудов / под ред. В. И. Бариленко, М. В. Мельник. -М. : Финансовый университет, 2012. -188 с.

6. Рожнова О. В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 15.

7. Фомин М. В. Особенности позиционирования и аудита корпоративной отчетности : автореф. на соискание степени кандидата экономических наук : 08.00.12 / Финансовая акад. при Правительстве РФ. - М., 2013. - 25 с.

8. http://www.spark-interfax.ru/ Front/Index.aspx.

9. http://raexpert.ru.

10. http://www.csrdigest.com/2010/ 01/tales-of-two-countries.

11. IF AC «Investor Demand for Environmental, Social, and Governance Disclosures: Implications for Professional Accountants in Business» (February 6, 2012). - URL : http://www.ifac.org/ publications-resources/investor-demand-environmental-social-and-governance-disclosures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.