РАЗДЕЛ I. СОСТОЯНИЕ
И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Алексеева И. В.,
д. э. н., доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»
Осипова Р. Г.,
студентка 5 курса УЭФ ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 657
Аннотация
В данной статье была проанализирована практика раскрытия информации крупнейшими компаниями России. Проведен анализ оценки современного состояния сферы корпоративной отчетности. Выделены признаки корпоративной отчетности. Изучены основные направления совершенствования подходов к составлению корпоративной отчетности.
Ключевые слова
Корпоративная отчетность, подходы, отчетность в области устойчивого развития, направления.
Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейк-холдеров служит корпоративная отчетность, представляемая самими компаниями. Улучшение качества корпоративной отчетности становится для компаний необходимым условием лидерства в конкурентной борьбе.
В современном мире крупным компаниям для управления недостаточно данных только бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим возникает необходимость в дополнительных источниках информации. Та-
ким источником и явилась система корпоративной отчетности. В России это понятие появилось сравнительно недавно, поэтому рассмотрим современный опыт и тенденции развития корпоративной отчетности, который накопили такие компании.
В ходе изучения официальных сайтов компаний в сети Интернет, системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК.Интерфакс) [8], рэнкинга рейтингового агентства «Эксперт» («Топ-400 крупнейших компаний России») [9] была проанализирована практика раскрытия информации
50 крупнейшими по капитализации компаниями России, такими как: Газпром, Роснефть, Сбербанк России, Нефтяная компания «Лукойл», ГМК «Норильский никель», ТНК-ВР, Нова ТЭК, Сургутнефтегаз, Уралкалий, Ростелеком, Северсталь, Татнефть, ПК «Балтика» и многими другими, ценные бумаги которых котируются на открытом рынке (по состоянию на 1 сентября 2011 г.). Совокупная выручка этих организаций за 2010 г. составила 18,2 трлн руб., что сформировало 40,3 % внутреннего валового продукта РФ. Таким образом, можно констатировать факт, что отчетность данных компаний во многом оп-
По отраслевой принадлежности компании распределились следующим образом: 22 % - электроэнергетический сектор, 18 % - нефтяная и нефтегазовая промышленность, 12 % - черная металлургия, 10 % - банки, 8 % - химическая
ределяет облик сферы раскрытия информации в России. В то же время компании, достигшие наибольшей капитализации на рынке, предположительно, должны использовать наиболее хорошо зарекомендовавшие себя в мире практики формирования и представления отчетности.
По региональному местоположению 40 % компаний зарегистрировано в Москве, 14 % - в Санкт-Петербурге, 6 % - в Красноярском крае, 6 % - в Тюменской области, 4 % - в Республике Башкортостан, 4 % - в Свердловской области и 26 % в других регионах страны (рис. 1).
>ай сть
и нефтехимическая промышленность, 6 % - цветная металлургия, 4 % - промышленность драгоценных металлов и алмазов, 4 % - телекоммуникации и связь и 16 % - другие отрасли (рис. 2).
Рисунок 1 - Характеристика выборки по региональному признаку
компаний-респондентов
Рисунок 2 - Характеристика выборки по отраслям
Основываясь на данных исследования, можно охарактеризовать степень готовности публичных компаний в нашей стране к применению требований Федерального закона 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности». Так, 68 % исследуемых организаций в 2010 г. уже составляли годовую финансовую отчетность, основываясь на Международных стандартах финансовой отчетности, 20 % использовали стандарты US GAAP и 12 % ограничивались составлением сводной бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Следовательно, можно подтвердить наличие некоторых проблем с переходом трети круп-
нейших публичных компаний РФ на составление консолидированной отчетности по МСФО, которые заключались в необходимости быстрого осуществления больших финансовых вложений в трансформирование своих учетных систем в соответствии с международными стандартами.
Распределение аудиторов, проводивших аудит годовой финансовой отчетности исследуемых компаний, выглядит следующим образом: 28 % -KPMG, 22 % - Price waterhouse Coopers, 18 % - Ernst & Young, 14 % -Deloitte & Touche, 4 % - ООО «Росэкс-пертиза» и 14 % - другие аудиторские компании (рис. 3).
Рисунок 3 - Аудиторские фирмы, осуществляющие аудит корпоративной отчетности компаний в выборке
Вполне достоверной представляется гипотеза о том, что размер привлекаемых для проведения аудита компаний влияет на соответствие качества представления раскрываемой информации западным стандартам.
Необходимо отметить, что 50 крупнейших компаний России имеют официальные сайты в сети Интернет. Одним из аспектов оценки качества корпоративного раскрытия информации можно считать наличие разделов, раскрывающих позиции компании в сфере защиты окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления. У 68 % рассматриваемых организаций на страницах официального представительства показаны все три эти раздела. У 32 % отсутствует один из вопросов: экология или социальная ответственность. Причем следует под-
черкнуть, что у всех компаний в той или иной степени раскрыта информация о корпоративном управлении и присутствует постоянно пополняемый раздел новостей компании. Таким образом, можно утверждать о наличии у всех крупнейших российских публичных компаний признаков перехода к раскрытию информации на непрекращающейся основе, а не только в даты подведения итогов отчетных периодов.
За последние годы произошли существенные изменения в практике представления корпоративных годовых отчетов. Анализируя динамику раскрытия информации в подобной форме, можно отметить следующий темп: в 1998 г. только одна из исследуемых компаний представляла данный отчет, в 2001 г. - уже 11, в 2004 г. - 22, в 2007 г. - 45, а к 2010 г. - 48 компаний (рис. 4).
Рисунок 4 - Динамика представления корпоративной отчетности в форме годовых корпоративных отчетов
Стремительность роста количества общедоступных корпоративных отчетов отражает тенденцию усиления понимания менеджментом отечественных компаний важности привлечения инвестиционных ресурсов с открытого фондового рынка для успешного осуществления бизнеса. В то же время можно говорить об усилении корпоративной культуры компаний вследствие приобретения частным корпоративным сектором опыта хозяйственной деятельности в постсоветский период.
Другой важной тенденцией в сфере раскрытия корпоративной информации в России является рост количества представляемых компаниями отчетов в области устойчивого развития.
В отечественной практике наиболее употребляемым является термин «социальный отчет», однако также встречаются примеры представления отчетов по экологии, по корпоративной социальной ответственности и отчетов в области устойчивого развития. В целях настоящего исследования все эти виды отчетности объединены в единую группу раскрытия информации. В итоге можно оценить динамику количества компаний, представляющих данные сведения. В 2001 г. только 1 компания осуществляла такое раскрытие, в 2004 г. их количество выросло до 8, в 2007 г. оно составило 17, а в 2010 г. - 26 (рис. 5).
Рисунок 5 - Динамика представления корпоративной отчетности в форме годовых
социальных отчетов
Таким образом, 52 % крупнейших российских компаний представляют в дополнение к годовому отчету отдельный социальный отчет, раскрывающий ЭСКУ-показатели.
Еще одним важным аспектом модификации корпоративного раскрытия представляется изменение структуры годовых отчетов.
В настоящее время 81 % российских корпоративных отчетов, рассмотренных в исследовании, содержит признаки изменения отчетности в направлении составления интегрированной отчетности. К таким признакам можно отнести: выделение в структуре годового отчета разделов, посвященных ЭСКУ-показателям; выделение отдельного раздела с ключевыми показателями эффективности деятельности компании, который в большинстве случаев размещается в начале отчета; красочное оформление отчетов; стремление к взаимоувязке показателей через таблицы сопоставления данных. Иногда практикуется представление информации о миссии, стратегии компании и данных о рисках.
Чтобы провести сравнительный анализ качества раскрытия корпоративной информации между компаниями, необходимо разработать инструментарий соответствующих аналитических показателей.
Таким образом, важным аспектом улучшения качества раскрытия отчетной информации в настоящее время в мире выступает не только стимулирование компании со стороны стейкхолде-ров, но и усиление регулирования данного вопроса со стороны государств. В Дании и Франции, например, были приняты законы, обязывающие включать в годовой отчет информацию о программах корпоративной ответственности. В Великобритании управляющие пенсионными фондами должны раскрывать сведения о том, как они использовали подходы корпоративной социальной ответственности при принятии своих инвестиционных решений. Также интересны законодательные инициативы в Малайзии. Главная фондовая биржа этого государства обязала все публичные компании, находящиеся в ее листинге, отчитываться по программам
корпоративной социальной ответственности. Правительство этого государства ввело налоговые и иные инициативы, связанные с ЭСКУ- деятельностью [10]. Проведенный анализ оценки современного состояния сферы корпоративной отчетности Российской Федерации наглядно доказывает применение крупными российскими компаниями элементов корпоративной отчетности.
Большое внимание при исследовании вопросов, связанных с корпоративной отчетностью, уделяется формированию единообразного понимания терминов в этой сфере. Понятийный аппарат развивается в направлении большей детализации, что позволяет создавать новые классификации и применять их для подробного изучения моментов формирования, представления, анализа и аудита данных о компании. В этом проявляется возрастающая специализация научных знаний и происходящее углубление знаний человечества об экономической природе функционирования компаний.
Однако в настоящее время научное обоснование и нормативное регулирование вопросов представления корпоративной отчетности разработано еще недостаточно.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать комплексное определение корпоративной отчетности как системы отчетов, представляемых корпорациями, характеризующейся следующими признаками:
- включает в себя совокупность финансовых и нефинансовых, системных и несистемных показателей, итоговой и плановой информации, сведений об объектах, процессах, операциях;
- отражает прозрачность (транспарентность) деятельности корпорации;
- используется широкими группами стейкхолдеров и предоставляется им для принятия управленческих решений, что зависит от степени достоверности и полноты данных об эконо-
мическом потенциале, тенденциях показателей, перспективах устойчивого развития.
Финансовая отчетность корпораций традиционно является основным средством коммуникации между ними и широким кругом заинтересованных в данной информации пользователей. Мировое сообщество достигло больших успехов в стандартизации информации, представляемой в финансовой отчетности, и практически общепринятыми мировыми стандартами являются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (International Financial Reporting Standards - IFRS). Согласно официальному сайту Совета по Международным стандартами финансовой отчетности (International Accounting Standards Board - IASB) начиная с 2001 г. почти 120 стран мира требуют или разрешают использовать МСФО для составления финансовой отчетности компаний.
Однако в последнее время много говорится о том, что сложившаяся практика предоставления информации в финансовой отчетности является неудовлетворительной. Сами разработчики МСФО признают, что информация в финансовой отчетности общего назначения не может удовлетворить всех информационных потребностей пользователей. Это связано с тем, что все большее изменение претерпевают условия функционирования бизнеса, что обусловлено экологическими, социальными и иными проблемами. Зарубежные специалисты отмечают, что с момента создания действующей модели отчетности произошли существенные изменения в способах ведения бизнеса, формах создания бизнесом стоимости и среде его функционирования, причем данные процессы взаимосвязаны и отражают такие тенденции, как: глобализация, растущая политическая активность в ответ на финансовые, управленческие и иные кризисы, повышение
ожиданий общества в части прозрачности корпорации и их подотчетности, существующий и прогнозируемый дефицит ресурсов, рост численности населения, необходимость заботы об окружающей среде.
В ответ на эти изменения в настоящее время многие корпорации готовят отдельные отчеты, отражающие вопросы управления корпорациями, социальной и экологической ответственности, что позволяет оценить, как корпорации влияют на общество и окружающую среду и каковы их усилия в областях защиты окружающей среды, социальной сферы и подотчетности обществу. Такие отчеты получили название отчетов о социальной ответственности корпораций или отчетов об устойчивости.
В настоящее время в мире наибольшее признание получили Руководства по отчетности об устойчивости, которые были разработаны и выпущены организацией «Инициатива по глобальной отчетности». В 2013 г. была выпущена новая версия руководств -G4 Sustainability Reporting Guidelines. Однако и эти руководства не являются обязательными для применения, и проблема стандартизации представления информации об устойчивости остается открытой.
Несмотря на улучшение ситуации с аналитической ценностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, нельзя не отметить тот факт, что такие внешние влияния компании, как экологическое воздействие, социальные программы не находят в формах отчетности должного отражения. В то же время широкий круг заинтересованных сторон запрашивают эту информацию и включают ее в свой базовый набор требований к раскрытию. Ко всему прочему отражение нефинансовых данных в отчетности позволяет аналитикам оценивать не только экономическую эффективность и устойчивость компании, но и
проводить анализ ее деятельности в контексте устойчивого развития.
Корпоративный отчет охватывает большой объем различной информации, которая позволяет пользователям сделать вывод о результатах и перспективах развития компании, влиянии деятельности на окружающую среду и общество и объективно оценить эти результаты и перспективы в более широком контексте устойчивости развития общества в целом. Однако следует согласиться с мнением ряда зарубежных специалистов, что при том количестве вопросов, которые должны быть отражены в корпоративном отчете согласно Концепции, основной проблемой будет являться краткость отчета.
В последнее время, в особенности за рубежом, наблюдается всплеск интереса к формированию новых видов отчетности. Со стороны компаний важным направлением модификации отчетности является расширенное представление информации по экологии, социальной сфере и корпоративному управлению (ЭСКУ). К данной категории можно отнести следующие виды раскрытий:
- отчетность в области устойчивого развития, предлагаемую Глобальной инициативой по отчетности (ОЯ1);
- отчетность по корпоративной социальной ответственности (СБЯ);
- отчетность по корпоративному управлению (ЮНКТАД ООН);
- интегрированную отчетность, предложенную Международным комитетом по интегрированной отчетности (11ЯС).
Тем не менее внедрение новых отчетных практик сталкивается с определенными проблемами. В первую очередь это связано с механизмами использования ЭСКУ-показателей в процессе принятия инвестиционных решений. Можно выделить четыре подхода, сформировавшихся в практической деятельности инвесторов, применяю-
щих принципы ответственного инвестирования.
Отрицательный отбор по ЭСКУ-критериям предполагает исключение из инвестиционного портфеля эмитентов из определенных отраслей экономики (табачной, алкогольной и др.).
При положительном ЭСКУ-отборе большее внимание уделяется рейтингам, составленным на основе отчетности с показателями устойчивости.
Часть инвесторов практикует вовлечение самих экономических субъектов в процесс диалога по раскрытию определенной информации.
Наиболее сложным вариантом считается включение ЭСКУ-показателей в существующие модели оценки финансовой стоимости компании.
Сегодня одной из основных проблем полноценного внедрения ЭСКУ-факторов в инвестиционный процесс является переоценка значения первых двух подходов при недостаточном использовании двух последних.
Практические методы расчетов и монетарной оценки компаний становятся все более сложными и многообразными. Инвесторы могут оценивать финансовую отдачу различных ЭСКУ-факторов с точки зрения изменения денежных потоков или воздействия на прибыль, стоимость капитала и активов. Таким образом, они сосредоточиваются на ЭСКУ-факторах и показателях, связанных с конкурентоспособностью и возможностью устойчивого создания компанией стоимости, которые, в свою очередь, дают возможность оценить будущие финансовые результаты. Проблемы, связанные с использованием ЭСКУ-информации, остаются главным образом потому, что многие инвесторы считают данную сферу слишком сложной, с трудноформулируемыми способами финансовой оценки и интегрирования в процесс принятия инвестиционных решений. Этот аспект усиливается
также из-за противоречий и недостатков в раскрытии ЭСКУ-информации компаниями. В результате часть инвесторов не воспринимают использование ЭСКУ-факторов в инвестиционном процессе всерьез, в большей степени декларируя приверженность принципам ответственного инвестирования для улучшения собственного имиджа.
Одним из аспектов оценки качества корпоративного раскрытия информации можно считать наличие разделов, раскрывающих позиции компании в сфере защиты окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления.
В настоящее время достаточно распространенным является представление о том, что корпоративная отчетность не требует заверения внешним аудитором. В то же время с такой точкой зрения трудно согласиться, учитывая значительный интерес, который вызывают нефинансовые показатели у стейкхолдеров. Достаточно важным является предоставление таким заинтересованным сторонам соответствующей гарантии достоверности ЭСКУ-показателей, раскрываемых компаниями. Для этого необходимо проведение внешнего аудита корпоративной отчетности, который, в свою очередь, позволит с большей уверенностью относиться к указанным значениям показателей и строить на их основе модели оценки экономической стоимости компаний.
Основным направлением совершенствования подходов к составлению корпоративной отчетности станет формирование компаниями интегрированных отчетов, сочетающих финансовые данные, полученные на основе актуарных расчетов, с ЭСКУ-показателями. Формат такой отчетности должен обладать всеми необходимыми качествами для активного использования стейкхол-дерами.
Таким образом, современные тенденции развития корпоративной отчет-
ности в условиях устойчивого развития экономики заключаются в:
- росте количества представляемых компаниями отчетов раскрытия корпоративной информации в области устойчивого развития;
- модификации корпоративного раскрытия изменения структуры годовых корпоративных отчетов;
- единообразии понятийного аппарата корпоративной отчетности в направлении большей детализации;
- развитии нормативного регулирования формирования корпоративной отчетности;
- разработке и составлении компаниями корпоративных интегрированных отчетов.
Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности в России в настоящее время имеют ряд ограничений. Это выступает серьезным препятствием для внедрения передовых практик корпоративной отчетности. Однако Правительство Российской Федерации и отечественные законодательные и нормотворческие органы предприняли ряд конструктивных шагов по приближению отечественной практики отчетности к мировым стандартам. Сложившаяся ситуация дает возможность рассчитывать на дальнейшее улучшение условий в данной сфере в нашей стране, что будет способствовать повышению прозрачности деятельности и инвестиционной привлекательности российских компаний.
Библиографический список
1. Булыга Р. П., Мельник М. В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития : моногр. / под ред. Р. П. Булы-ги. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 264 с.
2. Ветрова И. Ф. Корпоративная отчетность организаций АПК : дисс. канд. эконом. наук : 08.00.12 / Финансовая акад. при Правительстве РФ. - М., 2005. - 228 с.
3. Гетьман В. Г. XXXVI Конгресс Европейской ассоциации бухгалтеров // Международный бухгалтерский учет. -2013. - № 27.
4. Карасева Л. МСФО - достижения и перспективы развития // Корпоративная финансовая отчетность: международные стандарты. - 2012. - № 6. -С. 25-32.
5. Каспина Р. Г. Концепция формирования корпоративной отчетности // Аналитическое и контрольное обеспечение управления инновационным развитием: сборник научных трудов / под ред. В. И. Бариленко, М. В. Мельник. -М. : Финансовый университет, 2012. -188 с.
6. Рожнова О. В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 15.
7. Фомин М. В. Особенности позиционирования и аудита корпоративной отчетности : автореф. на соискание степени кандидата экономических наук : 08.00.12 / Финансовая акад. при Правительстве РФ. - М., 2013. - 25 с.
8. http://www.spark-interfax.ru/ Front/Index.aspx.
9. http://raexpert.ru.
10. http://www.csrdigest.com/2010/ 01/tales-of-two-countries.
11. IF AC «Investor Demand for Environmental, Social, and Governance Disclosures: Implications for Professional Accountants in Business» (February 6, 2012). - URL : http://www.ifac.org/ publications-resources/investor-demand-environmental-social-and-governance-disclosures.