Научная статья на тему 'Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности'

Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3153
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / INTEGRATED REPORTING / ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ / REPORT / ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / CORPORATE REPORTING / ПРОЗРАЧНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ / TRANSPARENCY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калабихина И.Е., Волошин Д.А., Досиков В.С.

Предмет. Растущие потребности заинтересованных групп в прозрачности результатов деятельности компании позволяют рассматривать интегрированную отчетность в качестве приоритетной формы корпоративной отчетности. В условиях динамично изменяющейся конъюнктуры производства товаров и оказания услуг вопросы стабильности функционирования бизнеса, оптимальности построения бизнес-процессов, актуальности самой бизнес-идеи выходят на первый план. Иными словами, наиболее актуальными становятся вопросы не только максимизации прибыли, но и устойчивости бизнеса, сохранения вложенных инвестиций как таковых. Цели. Определение основных принципов построения интегрированной отчетности как неотъемлемой составляющей современной модели корпоративной отчетности. Методология. В настоящей работе с помощью методов анализа, синтеза, сравнения, группировки и обобщения представлены обзор и систематизация различных научных точек зрения в отношении проблемных аспектов формирования интегрированной отчетности. Область применения. Предложенные в статье подходы к построению интегрированной отчетности могут быть использованы в российских компаниях. Выводы. Повсеместно растущий интерес к интегрированной отчетности позволяет рассматривать ее в качестве принципиально нового уровня корпоративной отчетности. Обозначены типы капитала, используемые компанией при производстве товаров и услуг. Последнее акцентирует внимание на том, что в процессе создания стоимости продукта участвуют не только материальные блага, но и нематериальные активы, которые выходят на первый план (например, репутация компании, бренд продукции, прозрачность отчетности и уверенность заинтересованных пользователей в ее качестве и добросовестности). Социальная ответственность перед обществом предопределяет риски, которые несет компания перед государством, соответственно, необходимо корректно определять такого рода риски и отражать в интегрированной отчетности наряду с описанием ключевых бизнес-процессов деятельности компании. Определены концептуальные основы интегрированной отчетности: цели, задачи, условия для успешного внедрения. Определены основные направления развития корпоративной отчетности с учетом ключевых особенностей интегрированной отчетности. Показаны принципиальные различия между традиционной и интегрированной отчетностью. Выделены основные принципы построения интегрированной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated reporting as a new level of corporate reporting development

Importance As interested users demonstrate a higher need in transparency of corporate performance results, integrated reporting can be regarded as a priority format of corporate reporting. Business sustainability and preservation of investments take the frontline, rather than profit maximization. Objectives The research determines the main principles for integrated reporting as an integral part of a contemporary model of corporate reporting. Methods We overview and systematize various scientific stances on challenging and disputable aspects of integrated reporting, using methods of analysis, synthesis, comparison, grouping and generalization. Conclusions and Relevance Ever growing interest in integrated reporting allows considering it as an absolutely new level of corporate reporting. We indicate types of capital the company used to produce goods and services. Product value building involves tangible and intangible assets that start playing the prevailing role, i.e. corporate reputation, product brand, reporting transparency and confidence of interested users in its quality and integrity. Social responsibility outlines risks; the company is exposed to in relation to the State. Thus it is necessary to correctly identify such risks and reflect them in integrated reporting and describe key business processes. We articulated the conceptual framework of integrated reporting purpose, objectives, conditions for its successful implementation. We also determined areas for further development of integrated reporting, considering the main specifics of integrated reporting, displayed critical difference between conventional and integrated reporting, and identified basic principles for integrated reporting. The proposed approaches can be useful for the Russian companies.

Текст научной работы на тему «Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Социальная корпоративная отчетность

интегрированная отчетность как новый уровень

РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Ирина Евгеньевна КАЛАБИХИНА", Дмитрий Александрович ВОЛОшИНь*, Василий Станиславович ДОСИКОВс

2 доктор экономических наук, профессор кафедры народонаселения,

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация ikalabikhina@yandex.ru

ь кандидат экономических наук, заместитель финансового директора ООО «КОНЕКТ», Москва, Российская Федерация dima_msu@mail.ru

с кандидат экономических наук, директор научно-исследовательских проектов Центра экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика», Москва, Российская Федерация dosikov@mail.ru

* Ответственный автор

Аннотация

Предмет. Растущие потребности заинтересованных групп в прозрачности результатов деятельности компании позволяют рассматривать интегрированную отчетность в качестве приоритетной формы корпоративной отчетности. В условиях динамично изменяющейся конъюнктуры производства товаров и оказания услуг вопросы стабильности функционирования бизнеса, оптимальности построения бизнес-процессов, актуальности самой бизнес-идеи выходят на первый план. Иными словами, наиболее актуальными становятся вопросы не только максимизации прибыли, но и устойчивости бизнеса, сохранения вложенных инвестиций как таковых.

Цели. Определение основных принципов построения интегрированной отчетности как неотъемлемой составляющей современной модели корпоративной отчетности. Методология. В настоящей работе с помощью методов анализа, синтеза, сравнения, группировки и обобщения представлены обзор и систематизация различных научных точек зрения в отношении проблемных аспектов формирования интегрированной отчетности. Область применения. Предложенные в статье подходы к построению интегрированной отчетности могут быть использованы в российских компаниях.

Выводы. Повсеместно растущий интерес к интегрированной отчетности позволяет рассматривать ее в качестве принципиально нового уровня корпоративной отчетности. Обозначены типы капитала, используемые компанией при производстве товаров и услуг. Последнее акцентирует внимание на том, что в процессе создания стоимости продукта участвуют не только материальные блага, но и нематериальные активы, которые выходят на первый план (например, репутация компании, бренд продукции, прозрачность отчетности и уверенность заинтересованных пользователей в ее качестве и добросовестности). Социальная ответственность перед обществом предопределяет риски, которые несет компания перед государством, соответственно, необходимо корректно определять такого рода риски и отражать в интегрированной отчетности наряду с описанием ключевых бизнес-процессов деятельности компании. Определены концептуальные основы интегрированной отчетности: цели, задачи, условия для успешного внедрения. Определены основные направления развития корпоративной отчетности с учетом ключевых особенностей интегрированной отчетности. Показаны принципиальные различия между традиционной и интегрированной отчетностью. Выделены основные принципы построения интегрированной отчетности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Если Вам необходимо повысить доверие к собственной компании в долгосрочной перспективе, то Ваш выбор — интегрированная отчетность.

Джим Сингх (Jim Singh) финансовый директор Nestle

История статьи:

Принята 03.06.2015 Одобрена 22.09.2015

УДК 336.717

JEL: G01, G14, G15, G32, G34

Ключевые слова:

интегрированная отчетность, отчет об устойчивом развитии, отчетность в области устойчивого развития, прозрачность корпоративной отчетности

Глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., проявил порочную практику многих крупнейших компаний мира: превалирование корпоративных задач по максимизации финансово-экономических результатов компании в ущерб экономической, социальной стабильности и ответственности перед обществом; агрессивная и необоснованная модель риск-менеджмента в управлении активами компании и заемными средствами. Это поставило на повестку дня вопрос о необходимости построения новой экономической модели, которая будет способна в дальнейшем защитить сам бизнес и общество от такого рода кризисных явлений в финансовом и реальном секторе экономики, а также избежать конфликта интересов среди заинтересованных групп.

Один из ключевых пунктов критики современной модели корпоративной отчетности1 состоит в том, что в ней не уделяется достаточно внимания таким факторам развития компании, как риск-менеджмент, долгосрочная стратегия развития, надзор и устойчивость бизнес-модели компании.

Новая модель интегрированной отчетности рассматривается как возможность получения более полной картины деятельности рассматриваемой компании, которая отражает риски и возможности, при этом более логично связывает факторы «Environmental, Social and Governance» (ESG, экологические, социальные и государственные) и финансовые результаты компании. Отражение оценки менеджмента по поводу рисков занимает на сегодняшний день в интегрированной отчетности одну из самых ключевых позиций. Это во многом объясняется недавними глобальными финансовыми кризисными явлениями, которые были спровоцированы именно некорректным риск-менеджментом ведущих инвестиционных американских банков с Wall Street.

Как следствие, постоянно растущие требования со стороны групп заинтересованных пользователей отчетностью крупного бизнеса, а также кризисные

1 Корпоративная отчетность представляет собой систему

отчетов, которые обеспечивают достоверное и полное

представление пользователей об экономическом потенциале

и тенденциях развития компании в условиях постоянно

меняющейся рыночной среды. Основной целью подготовки корпоративной отчетности является объективное представление

об экономическом потенциале корпорации, стратегии развития и существенных рисках, обеспечивающей необходимую степень привлекательности в глазах инвесторов для устойчивого роста ее капитализации и способствующей минимизации конфликтов интересов у различных заинтересованных групп.

явления и внезапные банкротства одних из ведущих корпораций в своих отраслях. Все это неизбежно заставляет собственников и руководство компаний повышать уровень корпоративной отчетности, чтобы сохранить уверенность инвесторов в своей компании.

Отражение в корпоративной финансовой отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности группы компаний за отчетный период само по себе уже исторический, сложившийся факт, на основе которого представляется возможным оценить произошедшее, но трудно составить объективный и правдивый прогноз относительно перспектив устойчивого развития компании. Учитывая тот факт, что крупный бизнес все более существенно затрагивает многие стороны социальной и политической жизни общества, следует признать, что результаты, эффективность и устойчивость компаний — представителей крупного бизнеса способны оказывать существенное влияние на стабильность и уровень жизни в каждой стране, в которой они осуществляют свою деятельность.

В процессе своей деятельности бизнес способен использовать множество видов капитала. Цель интегрированного отчета — комплексно отразить все виды капитала, а не только финансовый капитал. Различные типы капитала, раскрываемые в интегрированной отчетности, представлены в табл. 1.

В этой связи появляется объективная необходимость не только в повышении прозрачности корпоративной отчетности, но также и в объективном, правдивом отражении деятельности, результатов и перспектив развития компании во взаимосвязи с государством (политические риски, социальная ответственность), окружающей средой (экологическая составляющая), постоянно изменяющимися условиями ведения бизнеса, к которым можно отнести: глобализацию и интеграционные процессы в мировой экономике, рост населения и постоянно растущий дефицит ресурсов, рост уровня загрязнения окружающей среды [1], а также дезинтеграционные явления, старение населения и трудовых ресурсов, интенсификацию миграционных потоков, в том числе нелегальных форм миграции, утечку умов, серьезные диспропорции в региональном демографическом и экономическом развитии, этнические и национальные конфликты.

Кроме того, изменение объективных условий, в которых осуществляют свою деятельность корпорации, оказывает на них огромное влияние,

Таблица 1

Типы капитала, используемые компанией

Тип капитала Определение

Финансовый (financial) Собственные и заемные средства компании, используемые для производства товаров и оказания услуг

Производственный (manufactured) Производственные физические объекты (в отличие от природных объектов), которые доступны организации для использования в целях производства товаров и оказания услуг (например: здания, оборудование, инфраструктура (дороги, мосты, порты и т.д.)

Человеческий (human) Навыки и опыт людей, их способности вводить новшества. Составляющие: — согласие и поддержка управлением компании этических ценностей (например, признание прав человека); — способность понимать и выполнять стратегию компании; — лояльность и мотивация к улучшениям, способности к лидерству и сотрудничеству

Интеллектуальный (intellectual) Нематериальные активы, которые предоставляют конкурентное преимущество: — интеллектуальная собственность (патенты, авторское право, программное обеспечение и т.д.); — бренд и репутация

Природный (natural) Природный капитал рассматривается с двух сторон: как необходимые ресурсы для производства товаров и оказания услуг и как влияние компании на природное окружение. Включает в себя: — воду, землю, минералы, ресурсы, леса; — биоразнообразие, здоровье экосистемы

Социальный (social) Институты и взаимоотношения внутри и между сообществами, группами акционеров и другие взаимосвязи. Составляющие: — общие ценности, поведение; — ключевые взаимоотношения, доверие, лояльность, которую компания выстраивает и старается поддерживать с покупателями, поставщиками и партнерами; — лицензии организации для осуществления деятельности

Источник: URL: http://ir.org.ru/.

в том числе и в подходе к организации своего бизнеса, формам и методам его функционирования. В таких условиях происходит изменение процесса создания и распределения добавочной стоимости производимого крупным бизнесом продукта, а также изменяются подходы к определению его стоимости. Можно сказать, что меняется сама бизнес-модель функционирования многих корпораций. Например, если в 1983 г. материальные активы (tangible assets) составляли 83% рыночной стоимости, то в 2009 г. эта цифра снизилась до 19%, при этом в отчетности

не находят должного отражения интеллектуальный

" 2 капитал, природный капитал и др.2

С одной стороны, МСФО стали общепризнанными стандартами финансовой отчетности во всем мире. Это позволило стандартизировать финансовую информацию о результатах деятельности компаний в большинстве стран мира. МСФО на сегодняшний день является важным средством коммуникации между компанией и широким кругом заинтересованных в данной информации пользователей. С другой

2 International Integrated Reporting Committee. URL: http://www. aicpa.org/Pages/default.aspx.

стороны, попытки решить назревшие проблемы сугубо в рамках МСФО зачастую приводят к росту отчетности в объеме, что неизбежно ведет к снижению ее информативности (заинтересованные группы пользователей не могут найти в ней ответов на интересующие их вопросы, например: Что будет с корпорацией (как изменится стоимость вложенных в нее инвестиций) в краткосрочной и долгосрочной перспективе при изменениях, которые происходят в финансовой, политической, социальной среде ее функционирования?3).

Справиться с указанными проблемами призвана именно интегрированная отчетность (ИО) — отчетность, которая включает в себя не только финансовую отчетность, но также и нефинансовую, что позволяет раскрыть представляемую финансовую информацию в выгодном свете для пользователя.

3 Nick Main, Eric Hespenheide. Integrated Reporting: the new big

picture. Deloitte Review. Iss. 10. 2012. URL: http://www.deloitte.

com/assets/DcomUnitedStates/Local%20Assets/Documents/

Detoitte%20Review/Deloitte%20Review%2010%20%20Summe

r%202012/US_deloittereview_Integrated_Reporting_The_New_

Big_Picture_Jan12.pdf.

Основополагающие цели и задачи интегрированной отчетности. Целью создания интегрированной отчетности4 является построение единой и всеобъемлющей концепции корпоративной отчетности, структурированной около стратегических задач компании, стандартов корпоративного управления и самой модели бизнеса. Интегрированная отчетность отражает способность организации создавать, а также поддерживать свою стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Ключевыми задачами внедрения концепции интегрированной отчетности являются:

1) отражение взаимосвязи между финансовыми факторами и факторами «ESG» при принятии решений, которые оказывают существенное влияние на долгосрочные результаты деятельности бизнеса благодаря отражению понятной и прозрачной связи между устойчивостью бизнеса и его экономической ценностью;

2) использование менеджментом компании не только финансовых показателей деятельности компании, но также и нефинансовых, что позволит, имея исчерпывающую картину происходящего, корректно и адекватно принимать решения и строить прогноз на будущее;

3) обеспечение формата отчетности по факторам «ESG» в рамках систематического их включения в процесс принятия управленческих и производственных решений;

4) удовлетворение информационных потребностей стратегических инвесторов посредством доказательного и логичного объяснения последствий принятия текущего управленческого решения (решений) в долгосрочной перспективе;

5) приоритет при построении системы ключевых показателей оценки результатов деятельности компании, который смещается в сторону

4 Интегрированная отчетность — это процесс, в результате которого организация представляет информацию в виде периодического интегрированного отчета о создании ценности на протяжении времени. Интегрированный отчет — это краткая информация о том, как стратегия, корпоративное управление, деятельность и перспективы организации в контексте внешней среды ведут к созданию ценности в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах (Nick Main, Eric Hespenheide. Integrated Reporting: the new big picture. Deloitte Review. Iss. 10. 2012. URL: http://www.deloitte. com/assets/DcomUnitedStates/Local%20Assets/Documents/ Deloitte%20Review/Deloitte%20Review%2010%20%20Summe r%202012/US_deloittereview_Integrated_Reporting_The_New_ Big_Picture_Jan12.pdf).

долгосрочных критериев, а не краткосрочных.

В формате интегрированной отчетности компания отчитывается по всем аспектам своей деятельности и презентует свои взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами. Ключевыми составляющими этого отчета являются стратегия и бизнес-модель компании. В отчете об устойчивом развитии компания описывает свои перспективы на будущее и механизмы, с помощью которых она будет стараться функционировать и достигать поставленных целей, а также объективные условия окружающей бизнес-среды. Таким образом, в интегрированной отчетности компания демонстрирует не только свои достижения и результаты за отчетный период, но и всю совокупность процессов по созданию стоимости бизнеса в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Такой подход к подготовке отчетности (отчета об устойчивом развитии) получил поддержку и на высоком политическом уровне: в Отчете Конференции ООН по устойчивому развитию, прошедшей в Рио де Жанейро 20-22 июня 2012 г., отмечено, что участники «осознают важность корпоративной отчетности по устойчивости и поддерживают компании, особенно публичные и крупные, в их усилиях по включению интегрированной информации по устойчивости в отчетный цикл в случае необходимости» (параграф № 47)5.

На сегодняшний день многие корпорации уже готовят отдельные отчеты, отражающие вопросы управления корпорациями, социальной и экологической ответственности. Это позволяет оценить, как корпорации влияют на общество и окружающую среду, и каковы их усилия в областях защиты окружающей среды, социальной сферы и подотчетности обществу (отчеты о социальной ответственности корпораций (corporate-social-responsibility reports), отчеты об устойчивости (sustainability reports).

Следует особо отметить, что публичная отчетность, которая отражает указанные аспекты хозяйственной деятельности по состоянию на текущее время, уже подготавливается компаниями различных секторов экономики. Даже крупные оборонно-промышленные холдинги, участвующие в реализации

5 Report of the United Nations Conference on Sustainable Development. A/CONF.216/XX — Rio de Janeiro, Brazil, 20-22 June 2012. URL: http://www.uncsd2012.org/content/documents/ 814UNCSD%20REP0RT%20final%20revs.pdf.

специальных программ и проектов в рамках выполнения государственного оборонного заказа, предпринимают попытки отразить в публичной отчетности вопросы социальной и экологической эффективности своей деятельности. Так, например, государственная корпорация «Ростех» в годовых отчетах систематически отражает такие аспекты своей деятельности, как участие в реализации социальных программ (жилищных, медицинских, образовательных), участие в реализации крупных социальных проектов, а также раскрывает во всех существенных аспектах деятельность своих дочерних предприятий и организаций по реализации социальной политики по соответствующим направлениям6.

Наличие интегрированной отчетности у контрагента является также весомым подспорьем при проведении процедуры Due Diligence7. В рамках интегрированной отчетности компания отчитывается по всем ключевым аспектам своей деятельности, раскрывает свои взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с акционерами. Основными составляющими интегрированной отчетности являются стратегия и бизнес-модель компании. Компания описывает механизмы и принципы своей работы, которые позволяют ей уверенно смотреть в будущее. Таким образом, в интегрированной отчетности предоставлены не только достижения и результаты за отчетный период компании, но и вся совокупность процессов по созданию стоимости бизнеса в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах. Все перечисленное позволяет иногда называть интегрированную отчетность «отчетом об устойчивом развитии». Это приобретает повышенное значение при организации сотрудничества со стратегическими инвесторами и западными партнерами компании. Важно отметить, что интегрированная отчетность в области нефинансовых показателей должна содержать не только оценку социальных и экологических

6 Годовой отчет государственной корпорации «Ростех» за 2013 г URL: http://rostec.ru/investors/reports (дата обращения: 14.07.2015).

7 Due Diligence (от англ. due diligence — должная добросовестность) — это процедура формирования объективной оценки об объекте предполагаемого инвестирования (контрагента). Состоит из комплексной проверки финансового состояния и положения на рынке, независимой оценки объекта инвестирования, всестороннего исследования деятельности компании, а также инвестиционных рисков. Обычно осуществляется перед началом покупки бизнеса, сделки по слиянию, поглощению, подписанием контрактного соглашения на совместное сотрудничество с выбираемой компанией.

эффектов на территории присутствия, но и оценку уровня поддержки социальных принципов развития внутри самой корпорации.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что интегрированная отчетность (отчет об устойчивом развитии) является новым уровнем корпоративной отчетности, который способен должным образом ответить на вызовы современной мировой экономики.

Разумеется, отражение нефинансовой информации связано с рядом трудностей, с такими как обеспечение полноты данных, соблюдение баланса между положительной и отрицательной информацией, необходимость постоянных улучшений. К тому же такой большой охват информации может сделать отчеты перегруженными (сложно выпускать одновременно краткие и полностью отражающие ситуацию отчеты).

Базисные принципы и требования по составлению интегрированной отчетности. Международный совет по интегрированной отчетности (МСИО) выделяет шесть основополагающих принципов построения интегрированной отчетности:

1. Стратегический фокус и ориентация на будущее. Интегрированная отчетность отражает стратегию организации и ее возможности по созданию и поддержанию стоимости в разных временных промежутках, по использованию капиталов и влиянию на них.

2. Связность информации. Интегрированная отчетность отражает связи между всеми компонентами, существенными для создания стоимости компании.

3. Реагирование и вовлечение стейкхолдеров. Интегрированный отчет должен удовлетворять потребности ключевых стейкхолдеров (акционеров) в необходимой информации, а также отражать взаимоотношения организации с ними.

4. Существенность и краткость.

5. Достоверность и полнота. Интегрированный отчет должен отражать все принципиальные вопросы (как позитивные, так и негативные) без существенных ошибок.

6. Сравнимость и постоянство. Интегрированный отчет должен отражать информацию таким образом, чтобы на ее основании можно было сравнивать организации на предмет того, насколько это существенно для собственной истории создания стоимости отчитывающейся компании.

Источник: Годовой отчет государственной корпорации «Ростех» за 2013 г. URL: http://rostec.ru/investors/reports (дата обращения: 14.07.2015); Что такое интегрированная отчетность? (от 27.12.2011). URL: http://bukhuchet.ru/2011/12/27/chto-takoe-integrirovannaya-otchetnost/.

Таблица 2

Сравнение интегрированной и традиционной отчетности

Критерий Обычная отчетность Интегрированная отчетность

Раскрытие Ограниченное раскрытие информации Большая прозрачность

Контроль за ресурсами Финансовая Все виды капитала

Структура Отрывочная Системная

Фокус На прошлом, финансы Прошлое и будущее, в кратко-, средне-, долгосрочной перспективе, взаимосвязь прошлого и будущего

Временные рамки Краткосрочный период Кратко-, средне-, долгосрочный периоды

Адаптивность Низкая, четкое следование правилам Высокая, реагирование на обстоятельства

Стиль изложения Избыточная, сложная информация Наиболее существенная информация

Также МСИО выделяет ключевые ориентировочные элементы содержания интегрированного отчета:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обзор организации и контекст деятельности: деятельность организации, ее окружение.

2. Управление (управленческая структура организации, т.е. как она поддерживает способность организации создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах).

3. Возможности и риски.

4. Стратегия и планы по распределению ресурсов.

5. Бизнес-модель (т.е. с помощью каких ключевых входов, действий по приросту стоимости и выходов компания планирует создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах).

6. Результаты деятельности.

7. Перспективы на будущее (т.е. с какими возможностями, задачами и факторами неопределенности может столкнуться организация, придерживаясь своей стратегии, и какие потенциальные последствия существуют для ее бизнес-модели и будущей результативности).

Таким образом, современные требования к корпоративной отчетности существенно изменились. Сравнение двух типов отчетности представлено в табл. 2.

Более 135 компаний и инвесторов по всему миру уже провели апробацию проекта концепции. Результаты апробации говорят сами за себя: 95% участников считают, что интегрированная отчетность дает более ясное представление о модели, 93% — что она помогает преодолеть обособленность, 95% читают, что интегрированная отчетность помогает директорам более правильно

определять ключевые показатели эффективности, требующие повышенного внимания с их стороны, а 93% считают, что в результате повышается качество сбора информации.

В Национальном регистре нефинансовых отчетов к 03.07.2015 имеются сведения о 151 компании, а также зарегистрировано 567 отчетов, выпущенных с 2000 г. К ним относятся:

— экологические отчеты (ЭО) — 51;

— социальные отчеты (СО) — 249;

— отчеты в области устойчивого развития (ОУР) — 186;

— интегрированные отчеты — 60;

— отраслевые отчеты — 228.

На взгляд авторов, необходимо учитывать при подготовке интегрированной отчетности наряду с политическими, социальными и финансовыми факторами развития среды, в которой функционируют компании, также и фактор развития высокотехнологичных инноваций (так называемый фактор нанотехнологий). Развитие новых материалов и технологий обработки существующих материалов, модернизация технологии процессов производства и т.п. могут приводить к тому, что деятельность, которую осуществляет корпорация на протяжении многих десятилетий, должна быть оперативно модернизирована или реструктурирована, в противном случае это может привести к прекращению существования компании. Например, показательна ситуация с мировым гигантом в производстве фотопленки

8 Национальный регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://рспп.рф/simplepage/157 (дата обращения 03.07.2015).

Kodak в связи с появлением и массовым замещением цифровыми фотоаппаратами пленочных. «Вслед за прекращением выпуска легендарной фотопленки Kodachrome, присутствовавшей на рынке более 70 лет, компания Kodak останавливает производство и другой продукции — цветной обращаемой фотопленки. Компания сообщает, что пошла на этот шаг по причине падения потребительского спроса и сложных производственных трудностей. Цифровая эра неумолимо наступает, даже самые убежденные профессионалы, приверженные пленке, переходят на современную фототехнику»9. «Некогда мощнейшая корпорация Kodak — на грани банкротства. Компания, чья камера побывала на Луне в руках Нила Армстронга, объявила о финансовой несостоятельности. За 15 лет ее рыночная капитализация снизилась с 31 млрд долл. до 150 млн долл. В настоящее время стоимость активов Kodak составляет чуть более 5 млрд долл. А задолженность — почти 7 млрд долл. Единственное, что осталось у Kodak, — около тысячи патентов и знаменитый бренд. Эти ценности и уйдут с молотка»10. И таких примеров можно привести множество.

Приятно, что проблема формирования и содержания интегрированной отчетности является дискуссионной и широко обсуждается не только международными специалистами, но также и российским бизнес-сообществом. Так была создана Российская региональная сеть (РСС) по интегрированной отчетности, которая ставит перед собой цель обсуждения и продвижения концепции интегрированной отчетности в Российской Федерации11. В качестве первоочередной задачи РСС определена подготовка рекомендаций для Международного совета по интегрированной отчетности (МСИО) по разработке стандарта интегрированной отчетности.

Практика и специфика составления интегрированной отчетности. В настоящее время еще не составлены общепринятые стандарты интегрированной отчетности, однако по этому вопросу имеется множество публикаций и руководств. Для подготовки нефинансовой отчетности часто используется Руководство по отчетности в области устойчивого

9 Конец эпохи. Кодак прекращает выпуск фотопленки. URL: http://techno.bigmir.net/technology/1516676-Konec-epohi--Kodak-prekracshaet-vypusk-fotoplenki.

10 Руководство по отчетности в области устойчивого развития. GRI 2000-2006.

11 URL: http://ir.org.ru/.

развития (Global Reporting Initiative, GRI). Система отчетности GRI предназначается для использования в качестве общепринятой системы отчетности в отношении экономических, экологических и социальных результатов деятельности организации. Система может быть использована организациями вне зависимости от их размера, принадлежности к отрасли и местоположения12.

Существует множество причин, по которым компании ведут отчет по устойчивому развитию. К ним можно отнести:

— глубокий анализ рисков и возможностей компании;

— улучшение бренда, репутации;

— определение связи между финансовыми и нефинансовыми показателями компании;

— влияние на долгосрочную позицию компании, стратегию, бизнес-план;

— раскрытие информации заинтересованным сторонам о влиянии воздействия устойчивого развития на природу, ожидания в отношении устойчивого развития;

— сравнение производительности внутри и между компаниями.

Система GRI предусматривает несколько уровней соответствия отчетности требованиям для отчетности в области устойчивого развития: от C до A+. Уровень устанавливается в зависимости от полноты раскрытия информации, наличия необходимых элементов отчета. При этом, для того чтобы получить уровень «+», отчетность должна пройти проверку третьей стороной.

Если проанализировать годовые отчеты российских компаний, занимающих первые двадцать позиций в рейтинге годовых отчетов «Эксперт-400» за 2014 г., то предоставляется возможным сделать вывод согласно структуре и направленности таких отчетов с точки зрения интегрированной отчетности: четырнадцать из восемнадцати проанализированных отчетов представляют собой «расширенный» вариант годового отчета.

Компании расширяют свои отчеты за счет включения следующей информации:

— обращений высших должностных лиц компании, директоров;

12 Руководство по отчетности в области устойчивого развития. GRI 2000-2006.; База GRI интегрированных отчетов. URL: www. database.globalreporting.org/search.

— истории, миссии и ценности компании;

— тенденции развития рынка;

— положения компании на рынках ценных бумаг;

— итогов деятельности компании за несколько прошлых лет;

— анализа результатов деятельности, их оценки высшим руководством компании;

— информации о системе управления и внутреннем контроле13 [1,2].

Такой «расширенный» вариант годового отчета раскрывает в среднем 50% показателей, необходимых для декларации отчетности уровню C3 (GRI версии G3, последняя версия — G4). Наиболее полно раскрываются показатели, которые описывают структуру компании, стратегии, сферу деятельности. Наименее полно отражаются информация о взаимодействии с заинтересованными сторонами и показатели результативности GRI.

На сегодняшний день в базе GRI уже зарегистрированы 103 российские компании и 223 интегрированных отчета. Очень малое количество отчетов имеет уровень «+», большинство имеет пометку «undeclared», т.е. отчетам не был присвоен какой-либо из уровней GRI, однако они отражают российский опыт в построении отчетов в области устойчивого развития или социальных отчетов. Среди компаний, чьи годовые отчеты приобрели уровень с «+» в 2012-2013 гг.:

— алмазодобывающая компания «Алроса» (A+);

— урановый холдинг «АРМЗ» (B+);

— «Московская объединенная электросетевая компания» (A+) и другие14.

Несмотря на то, что интегрированная отчетность достаточно новое явление, международные компании анализируют влияние внедрения интегрированной отчетности на деятельность компаний.

Так, KPMG ежегодно проводит исследование в области применения интегрированной отчетности на предмет определения мотивации компаний к составлению интегрированной отчетности15.

13 Отчет компании KPMG: Международный обзор сообщения корпоративной ответственности за 2011 год / KPMG International Survey of Corporate Responsibility Reporting 2011.

14 Сайт, посвященный интегрированной отчетности. URL: http://ir.org.ru/.

15 Отчет компании KPMG: Международный обзор сообщения корпоративной ответственности за 2011 год / KPMG International

Survey of Corporate Responsibility Reporting 2011.

В исследовании KPMG за 2011 г. приведены результаты опроса фирм G 250.

На рис. 1 показано, что первостепенное значение для фирм имеет возросшая важность корпоративной ответственности. Экономические факторы в виде экономии на издержках занимают всего лишь предпоследнее место, так как создание интегрированной отчетности требует от фирм существенного пересмотра собственной отчетности, а также трудоемкой долгой работы.

В России в 2013 г., по данным KPMG, 57% отчетов содержали данные о корпоративной ответственности предприятия, что является шагом к интегрированной отчетности. Для сравнения: в США этот показатель составил 83%, средний показатель по Европе — 71%.

Открытость информации свидетельствует о включении в отчет неудач и сложных проблем компаний. Статистика раскрытия неудач и проблем компании была получена на основе исследования отчетов 233 компаний, входящих в G250 (рис. 2).

Из представленных данных следует, что фирмы следуют естественному желанию показать данные отчетности в наиболее выгодном свете, скрывая неудачи и проблемы. Этот тренд негативно сказывается на прозрачности предоставляемой информации и может вызывать у пользователей финансовой информации завышенные представления о компании16 [3].

Также представляют интерес данные о рисках, которые компании включают в свои отчеты. Согласно этому же отчету KPMG за 2013 г., риски компании (в порядке от наиболее часто включаемых в отчет к менее) составляют:

— риск репутации — 53%;

— риск регулирования — 48%;

— конкурентный риск — 45%;

— физический риск — 38%;

— социальный риск — 36%;

— правовой риск — 21%.

В 19% отчетов риски не указаны.

Поскольку на сегодняшний день нет общепринятых

16 Бутниец Ф.Ф., Соколов Я.В., Панков Д.А., Горецкая Я.Л. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений специальности 7.050106 «Учет и аудит». Житомир: Рута, 2002. 660 с.; Доунс Д. Финансово-инвестиционный словарь / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. 585 с.

Рисунок 1

Причины выбора интегрированной отчетности

I Интеграция корпоративной ответственности в систему корпоративной отчетности

I Репутация и бренд

■ Инновации и обучение

□ Лидерство

□ Доступ к капиталу, увеличение акционерной стоимости

□ Экономические факторы (экономия издержек)

□ Следование общемировым трендам

Источник: Nick Main, Eric Hespenheide. Integrated Reporting: the new big picture // Deloitte Review. Iss. 10. 2012. URL: http://www. deloitte.com/assets/DcomUnitedStates/Local%20Assets/Documents/Deloitte%20Review/Deloitte%20Review%2010%20%20Summer %202012/US_deloittereview_Integrated_Reporting_The_New_Big_Picture_Jan12.pdf.

Рисунок 2

Раскрытие неудач. Раскрывает ли компания неудачи и вызовы, стоящие перед ней?

I Да, сбалансированное раскрытие неудач и успехов

■ Ограниченное раскрытие неудач и проблем

□ Никакого раскрытия неудач

%

Источник: Nick Main, Eric Hespenheide. Integrated Reporting: the new big picture // Deloitte Review. Iss. 10. 2012. URL: http://www. deloitte.com/assets/DcomUnitedStates/Local%20Assets/Documents/Deloitte%20Review/Deloitte%20Review%2010%20%20Summer %202012/US_deloittereview_Integrated_Reporting_The_New_Big_Picture_Jan12.pdf.

стандартов интегрированной отчетности, то исследования, проводимые различными компаниями о качестве этой отчетности, существенно различаются. Однако имеющиеся данные указывают на то, что интегрированная отчетность будет продолжать

развиваться и использоваться организациями по всему миру17. Одновременно с этим существует

17 Оценка бизнеса: учебник / Финансовая академия при Правительстве РФ; Ин-т профессиональной оценки / под

риск, что ввиду отсутствия единых стандартов и возможности независимой проверки корпорации будут использовать интегрированную отчетность для того, чтобы «приукрасить» себя в глазах инвесторов. Качество предоставляемой информации должно повышаться в сторону большей прозрачности, унифицированности (сопоставимости) и большей надежности.

Таким образом, повышенный интерес в бизнес-кругах и государства к интегрированной отчетности, использование performance statements, а также отчетов, отражающих социальную и экологическую ответственность бизнеса, свидетельствует о

ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 734 с.; Слепов В.А. и др. Финансовая политика компании : учеб. пособие. М.: Экономисть, 2005. 282 с.; Гарифуллин К.М., Каспина Р.Г., Михеева Е.В. Международные и внешнеэкономические аспекты бухгалтерского учета. Казань: КФЭИ, 1997. 152 с.

заинтересованности руководства компаний в повышении прозрачности результатов своих компаний в глазах пользователей такой отчетностью в условиях конкурентной борьбы за условия и минимизацию цены привлекаемых заемных средств. Это позволяет повысить уверенность инвесторов в устойчивом текущем положении компании и уверенно строить совместные планы на будущее18 [4]. Соответственно, это способствует повышению инвестиционной привлекательности и устойчивому развитию компании, а также положительно отражается на ее капитализации.

18 Домбровская Е.Н. Корпоративная отчетность и ее роль в управлении предприятиями с государственным участием // Модернизация экономики и управления: II Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей / под общ. ред. В.И. Бережного. 2014. С. 206— 209; Соловьёва О.В. Тенденции развития корпоративной отчетности: интегрированная отчетность // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 35. С. 2— 15.

Список литературы

1. Barth M.E., Clinch G., Shibano T. International Accounting Harmonization and Global Equity Markets // Journal of Accounting and Economics. 1999. Т. 26. № 1-3.

2. Anandarajan A., Kleinman G., Palmon D. Investors' Expectations and the Corporate Information Disclosure Gap: A Perspective // Research in Accounting Regulation. 2000. № 14.

3. Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности / под ред. В.Д. Новодворского. М.: Бухгалтерский учет. 2003. 272 с.

4. Домбровская Е.Н. Стейкхолдерский подход в учетно-информационном обеспечении управления государственными предприятиями // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 41. С. 14-24.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Corporate Social Accountability INTEGRATED REPORTING AS A NEW LEVEL OF CORPORATE REPORTING DEVELOPMENT Irina E. KALABIKHINAa, Dmitrii A. VOLOSHINb*, Vasilii S. DOSIKOVc

a Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation ikalabikhina@yandex.ru

b OOO CONECT, Moscow, Russian Federation dima_msu@mail.ru

c Open Economy Centre for Economic Research and Dissemination of Economic Information, Moscow, Russian Federation dosikov@mail.ru

* Corresponding author

Abstract

Importance As interested users demonstrate a higher need in transparency of corporate performance results, integrated reporting can be regarded as a priority format of corporate reporting. Business sustainability and preservation of investments take the frontline, rather than profit maximization.

Objectives The research determines the main principles for integrated reporting as an integral part of a contemporary model of corporate reporting.

Methods We overview and systematize various scientific stances on challenging and disputable aspects of integrated reporting, using methods of analysis, synthesis, comparison, grouping and generalization.

Conclusions and Relevance Ever growing interest in integrated reporting allows considering it as an absolutely new level of corporate reporting. We indicate types of capital the company used to produce goods and services. Product value building involves tangible and intangible assets that start playing the prevailing role, i.e. corporate reputation, product brand, reporting transparency and confidence of interested users in its quality and integrity. Social responsibility outlines risks; the company is exposed to in relation to the State. Thus it is necessary to correctly identify such risks and reflect them in integrated reporting and describe key business processes. We articulated the conceptual framework of integrated reporting — purpose, objectives, conditions for its successful implementation. We also determined areas for further development of integrated reporting, considering the main specifics of integrated reporting, displayed critical difference between conventional and integrated reporting, and identified basic principles for integrated reporting. The proposed approaches can be useful for the Russian companies.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Barth M.E., Clinch G., Shibano T. International Accounting Harmonization and Global Equity Markets.

Journal of Accounting and Economics, 1999, vol. 26, iss. 1-3.

2. Anandarajan A., Kleinman G., Palmon D. Investors' Expectations and the Corporate Information Disclosure Gap: A Perspective. Research in Accounting Regulation, 2000, no. 14.

3. Klinov N.N. Raskrytie informatsii v poyasneniyakh k bukhgalterskoi otchetnosti [Disclosures in notes to financial statements]. Moscow, Bukhgalterskii uchet Publ., 2003, 272 p.

4. Dombrovskaya E.N. [A stakeholder approach to accounting and information support in managing State-based enterprises]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika: materialy nauchnoi konferetsii [Proc. Sci. Conf. Economics and Contemporary Management: Theory and Practice]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2014, pp. 14-24.

Article history:

Received 3 June 2015 Accepted 22 September 2015

JEL classification: G01, G14, G15, G32, G34

Keywords: integrated reporting, sustainable development, report, corporate reporting, transparency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.