Научная статья на тему 'Развитие методики формирования корпоративной отчетности в коммерческих организациях'

Развитие методики формирования корпоративной отчетности в коммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1090
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СORPORATE REPORTING / СИСТЕМА / SYSTEM / АУДИТ / AUDIT / ЭТАПЫ / STAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Р.Г.

Рассмотрены основные этапы формирования корпоративной отчетности, проанализированы методики формирования корпоративной отчетности, предлагаемые различными учеными. В результате разработана авторская методика формирования корпоративной отчетности коммерческими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of the formation of corporate reporting are considered, methods of forming corporate reporting, proposed by various scientists, are analyzed. On the basis of the conducted research, the authored methodology of formation of corporate reporting by commercial organizations was developed.

Текст научной работы на тему «Развитие методики формирования корпоративной отчетности в коммерческих организациях»

rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicatio ns/catalog/doc_1265196018516.

Bibliographic list

1. The concept of Development of viticulture and winemaking in the Russian Federation for the period 2016-2020 years and the planning period until 2025 [Electronic resource]. - Access mode: http://kbvw.ru/images/docs/koncepciya170 62016.pdf.

2. Simonova-Khitrova M. Yu. Modern trends in the global wine industry and wine market // Vestnik of MGIMO-University. - 2015. - № 6. - P. 266-273.

3. Usenko L. N., Udalova Z. V. Revival of the wine industry as one of the promising directions of development of agrarian and industrial complex of Russia // Accounting and statistics. - 2017. - № 3. -P. 75-82.

4. Usenko L. N., Udalova Z. V. Development of productive capacities of wine-making subcomplex: import substitution, competitiveness // Ostrowskie reading.. - 2017. - № 1. - P. 295-300.

5. Area, gross harvest and yield of fruit and grape plantations in the Russian Federation: Bulletin on the state of agriculture [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_main/rosstat/ru/statistics/publications/cat alog/doc_1265196018516.

УДК 657

Осипова Р. Г.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

Рассмотрены основные этапы формирования корпоративной отчетности, проанализированы методики ее формирования, предлагаемые различными учеными. В результате разработана авторская методика формирования корпоративной отчетности коммерческими организациями.

Ключевые слова

Корпоративная отчетность, система, аудит, этапы.

JEL: M41

Osipova R. G.

DEVELOPMENT OF THE METHOD OF FORMING CORPORATE REPORTING

IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Abstract

The main stages of the formation of corporate reporting are considered, methods of forming corporate reporting, proposed by various scientists, are analyzed. On the basis of the conducted research, the authored methodology of formation of corporate reporting by commercial organizations was developed.

Keywords

Corporate reporting, system, audit, stages.

Введение. В настоящее время вопросы формирования корпоративной отчетности обсуждаются в контексте устойчивого социально-экономического развития общества, а также бережного и эффективного использования природных ресурсов. Необходимым условием повышения доверия к бизнесу со стороны заинтересованных лиц становится информационная открытость организации, а публичная корпоративная отчетность является одним из ключевых инструментов ее достижения. От качества корпоративной отчетности зависит имидж коммерческих организаций, их положение в отрасли, инвестиционная привлекательность, отношение государственных и налоговых органов, клиентов, а также дальнейшее развитие. Грамотно составленная и раскрытая корпоративная отчетность, учитывающая всю необходимую информацию, влияет на качество принимаемых управленческих решений. Чем более точным будет учет и анализ рассматриваемых показателей коммерческой организации, тем реальнее будет выявить возможности её роста и развития. В этих условиях особую актуальность приобретает анализ современных методик формирования корпоративной отчетности коммерческими организациями.

Методы и результаты. Понятие корпоративной отчетности еще не устоялось, и нет однозначного его определения. Под корпоративной отчетностью понимаем комплексную, синтезированную отчетность, которая аккумулирует и раскрывает всю информацию о финансово-экономическом положении коммерческой организации и нефинансовые показатели ее деятельности в текущей и долгосрочной перспективе и позволяет улучшить инвестиционную привлекательность и позиции на рынке, а также

укрепить доверие заинтересованных пользователей. В этой связи разработка и применение оптимальной методики формирования корпоративной отчетности коммерческих организаций приобретает как теоретический, так и практический интерес.

Корпоративной отчетности свойственны следующие свойства:

- «допущение различных форм представления (текстовое, табличное, графическое, аудиовизуальное);

- отсутствие единых форм, возможность представления как в печатном, так и в электронном виде;

- определенная периодичность (элементом системы корпоративной отчетности также может быть непрерывное представление существенных аспектов деятельности корпорацией)» [1].

В настоящее время нет единой методики формирования корпоративной отчетности, поэтому коммерческие организации составляют такую отчетность исходя из собственного видения, понимания, необходимости и возможности.

Как полагает П. А. Куцык, система корпоративного учета должна быть построена на организационной структуре объединения, предусматривающей включение отчётов по различным направлениям диверсификации деятельности и уровням детализации сведений, и на совокупности показателей, по которым есть запросы, что предполагает формирование отчётов по различным наборам, а также аналитических таблиц, которые расшифровывают наиболее существенные показатели.

В связи с этим приведем в таблице 1 обзор современных авторских методик составления корпоративной отчетности коммерческими организациями.

Таблица 1 - Современные авторские методики формирования корпоративной отчетности коммерческими организациями

Автор Суть методики

Куцык П. А. Методика формирования корпоративной отчетности включает следующую последовательность действий. 1. Диагностику информационного обеспечения управления. 2. Диагностику учётной системы предприятия. 3. Проектирование системы интегрированного учёта и отчётности. 4. Внедрение системы интегрированного учёта и отчётности. 5. Контроль и анализ работы системы. 6. Доработку системы интегрированного учёта и отчётности [2]

Каспина Р. Г. Действия по составлению корпоративной отчетности: 1. Совету директоров следует признавать приоритетность и первостепен-ность финансового отчета и отчетности для акционеров. 2. Аудитор должен смотреть на совет директоров как на клиента. 3. Совет директоров и его аудиторский комитет вправе ожидать, а аудитор должен представлять описание реального состояния корпоративной отчетности компании [3]

Шарафетдино-ва А. И. Методика составления корпоративной отчетности включает в себя следующие этапы: 1 этап - подготовительный. На данном этапе разрабатывается концепция корпоративного отчета, составляется перечень основных показателей и индикаторов, формируются требования к разделам и приложениям отчета. 2 этап - формирование корпоративной отчетности. На данном этапе предусматривается проведение семинаров и тренингов для составителей, оцениваются индикаторы, заполняются разделы. 3 этап - согласование и экспертиза. На данном этапе согласуется отчет и его аудит в корпорации, осуществляется внешний нефинансовый аудит, получается общественное заверение. 4 этап - представление отчетности [4]

Фомин М. В. Методика формирования корпоративной отчетности предполагает следующее: 1. Разработку концепции корпоративного отчета, составление перечня ключевых индикаторов и показателей, формирование требований к содержанию разделов и приложений. 2. Составление корпоративной отчетность: семинары и тренинги для составителей, оценку индикаторов, содержательное наполнение разделов. 3. Согласование и экспертизу: согласование отчета и его аудит внутри корпорации, внешний нефинансовый аудит, общественное заверение. 4. Представление отчетности: размещение на сайте, в СМИ, продвижение среди целевых групп заинтересованных сторон, участие в конкурсах публичной отчетности [5]

Чистякова Ю. Е. Составление методики корпоративной отчетности происходит в следующей последовательности: 1. Интерпретация показателей корпоративной отчетности. 2. Обсуждение возможностей и рисков, включая те, которые являются результатом основных направлений деятельности; выполняются на основании разработанной системы сбалансированных показателей. 3. Сравнение фактической деятельности с раскрытыми ранее возможностями, рисками, бюджетами и планами управления; выполняется на основании аналитической оценки финансово-хозяйственной деятельности. 4. Сопоставление данных с целями и стратегией компании. 5. Принятие управленческого решения [6]

Таким образом, проведенный анализ современной практики составления корпоративной отчетности свидетельствует об отсутствии системного подхода к ее составлению. Нет рекомендаций и нормативного регулирования на законодательном уровне, нет примеров внутренних регламентов и нефинансовых показателей, которые следует раскрывать в корпоративной отчетности коммерческой организации. Каждый из ученых приводит свою последовательность действий для формирования корпоративной отчетности. На это оказывают влияние различные факторы:

- формы собственности;

- масштабы деятельности коммерческой организации;

- организационная структура;

- портфель видов деятельности;

- учетно-аналитическое обеспечение коммерческой организации.

В связи с этим приведем собственную методику формирования корпоративной отчетности, которая представлена на рисунке 1.

Первый этап «Принятие решения о составлении корпоративной отчетности» предполагает принятие решения о составление корпоративной отчетности, которое осуществляется советом директоров. Целью составления корпоративной отчетности является формирование достоверной, качественной и полной информации для принятия управленческих решений и выход компании на международный уровень.

На втором этапе «Разработка концепции формирования корпоративной отчетности» необходимо изучить концепции, отражающие существенные стороны корпоративной отчетности, принципы подготовки корпоративной отчетности, ее структурные элементы.

К основным концепциям при составлении корпоративной отчетности относят:

- фондовую концепцию;

- нормативно-правовую;

- концепцию наращения капитала.

Фондовая концепция акцентирует внимание на значимости взаимосвязи деловых партнеров в рамках коммерческой организации, на вовлечении капитала лиц, самостоятельно не занимающихся предпринимательской деятельностью, что актуально и практически применимо при формировании корпоративной отчетности.

Нормативно-правовая концепция. Современная корпоративная отчетность сформировалась в результате длительной истории совершенствования отчетных практик. Основой корпоративной отчетности является современная модель МСФО, берущая начало в английских разработках Х1Х-ХХ вв. Однако в настоящее время научное обоснование и нормативное регулирование вопросов представления корпоративной отчетности разработано еще недостаточно.

Концепция наращения капитала. Корпоративная отчетность должна удовлетворять интересы наиболее широкого круга лиц, что позволит сохранять и наращивать номинальный и реальный рисковый (венчурный) финансовый капитал. При данном подходе компании заинтересованы осуществлять большее раскрытие информации и через подобный механизм наращивать свою капитализацию.

На третьем этапе «Сбор финансовой и нефинансовой информации для составления корпоративной отчетности» необходимо использовать практические подходы к отчетности в области устойчивого развития и обеспечивать в то же время все принципы качества корпоративной отчетности: уместность, существенность, правдивость, достоверность, надежность, сопоставимость, своевременность, нейтральность и прозрачность. Только при общей уместности, существенности, правдивости, достоверности, надежности, сопоставимости, своевременности, нейтральности и прозрачности информации корпоративная отчетность будет защищать права и интересы заинтересованных пользова-

телей. Именно эти принципы делают полезной корпоративную отчетность для большинства инвесторов, кредиторов и других пользователей. А одним из главных способов обеспечения достоверной и существенной информации является профессиональное суждение бухгалтера, понимаемое как независи-

мое суждение специалиста в области бухгалтерского учета относительно объектов учета, способов формирования отчетности, основанное на специальных знаниях, опыте специалиста, сложившейся практике отражения хозяйственных операций в условиях неопределенности.

Рисунок 1 - Методика формирования корпоративной отчетности коммерческими организациями

Корпоративная отчетность может быть представлена различными моделями. Первая модель - традиционный годовой отчет, включающий отдельные элементы информации об устойчивом развитии. Вторая модель - комбинированный годовой отчет, содержащий как годовой отчет, так и отчет об устойчивом развитии либо тематические отчеты. Третья модель - интегрированный отчет [7].

В настоящее время для составления корпоративной отчетности необходим сбор как финансовой, так и нефинансовой информации в виде различных отчетов. Особая роль отводится бухгалтерской финансовой отчетности, которая подразделяется на индивидуальную бухгалтерскую отчетность (составленную отдельными организациями) и консолидированную финансовую отчетность (формируется группой организации). Однако сейчас помимо бухгалтерской отчетности необходимо формирование дополнительной отчетности, которая будет содержать финансовую и нефинансовую отчетность.

Прогнозная отчетность, по мнению Е. В. Никифоровой является дополнительным источником информации, которая характеризует инвестиционную привлекательность экономического субъекта для потенциальных инвесторов [8]. Раскрывается информация о воздействиях организации, как положительных, так и отрицательных, на окружающую среду, на общество и экономику, а также об управлении этими существенными воздействиями.

Управленческая отчетность представляет собой единую систему взаимосвязанных показателей об имущественном и о финансовом положении предприятия, а также о результатах хозяйственной деятельности, составленную по установленным формам. Она носит внутренний характер, т. е. раскрывает условия и результаты функционирования структурных подразделений пред-

приятия, отдельных направлений его деятельности, а также финансовые итоги работы региональных подразделений [8].

Для решения задач собственного устойчивого развития необходимо инициативное включение в управленческую отчетность сведений финансового и нефинансового характера о реализации стратегии предприятия, достижении стратегических целей и задач, т.е. формирование стратегической управленческой отчетности. Использование руководством предприятия данных стратегической отчетности позволит принимать во внимание не только реальные, но и предполагаемые внешние стратегические факторы и определять их влияние на деятельность предприятия.

В настоящее время одним из способов информирования пользователей об экономическом, социальном и экологическом направлениях развития организации является отчет об устойчивом развитии организации (нефинансовый отчет, социальный). В дополнение к финансовой информации нефинансовая решает многие проблемы и дополняет корпоративную отчетность.

На четвертом этапе «Составление корпоративной отчетности и анализ ее показателей» необходимо составить саму корпоративную отчетность по внутренним регламентам (учетная политика в целях формирования корпоративной отчетности коммерческой организации, положения по корпоративной отчетности) и формам отчетности, разработанным и утвержденным самой коммерческой организацией. На наш взгляд, корпоративная отчетность должна включать следующие формы отчетности: бухгалтерский баланс (статический, динамический и другие виды балансов); отчет о финансовых результатах; отчет о стоимости компании; отчет о рисках.

Также необходимо раскрытие информации:

- о сделках с миноритарными акционерами (размер пакета акций ко-

торых не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией), внутрикорпоративных сделках и сделках с заинтересованными лицами;

- о корпоративном управлении;

- об уставных документах компании (Устав, внутренние положения и т. п.);

- о социальной политике и о защите окружающей среды (отчеты).

Последним этапом «Представление и публикация корпоративной отчетности всем заинтересованным пользователям» является представление и публикация корпоративной отчетности всем заинтересованным пользователям. Корпоративная отчетность должна отличаться ясностью, краткостью, точностью. Средства представления корпоративной отчетности всем заинтересованным пользователям могут быть как традиционными, так и инновационными. К числу традиционных относится представление на общем собрании собственников организации в составе годового отчета, публикация в официальной прессе и издание многотиражных брошюр и буклетов. К инновациям в форме подачи информации о корпоративном управлении следует отнести размещение корпоративной отчетности в сети Интернет.

В формировании корпоративной отчетности принимают участие все сотрудники компании, т. к. сбалансированная система показателей, отражающая стратегию деятельности компании, разрабатывается на основании мнения каждого работника.

Помимо того что отчетность должна быть составлена, она еще должна быть представлена в доступной и понятной форме всем заинтересованным лицам. Пресс-конференциями, презентациями и рассылкой корпоративной отчетности по Интернету занимаются, в случае необходимости, специально созданные отделы по связям с пользователями корпоративной отчетности.

Заключение. Таким образом, корпоративная отчетность - это комплекс отчетов, содержащий достаточно полную информацию о результатах деятельности организации, перспективных планах ее развития, позволяющий вести диалог с заинтересованными сторонами и укрепить их доверие. Достоверность корпоративной отчетности должна регулярно подтверждаться системой внутреннего контроля корпорации и независимыми аудиторами. Методика формирования корпоративной отчетности пока находятся в стадии апробации и недостаточно разработана. Это означает, что проблемных вопросов для дискуссий в отношении методики формирования корпоративной отчетности в ближайшее время будет еще немало. Достаточно большое количество опубликованных работ на эту тему показывает, что интерес к различным аспектам формирования корпоративной отчетности значителен.

Библиографический список

1. Алексеева И. В. Современные подходы к формированию корпоративной отчетности // Академический вестник. - 2014. - № 1 (27). - С. 13-21.

2. Куцык П. А. Разработка внутренней корпоративной отчетности // Проблемы современной науки. - 2013. -№ 10-11. - С. 93-103.

3. Каспина Р. Г. Система формирования корпоративной отчетности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 5. -С. 16.

4. Шарафетдинова А. И. Формирование, представление и аудит корпоративной отчетности // Научный альманах. - 2016. - № 10-1 (24). - С. 343-346.

5. Фомин М. В. Совершенствование подходов к формированию корпоративной отчетности // Аудитор. - 2012. -№ 8. - С. 32-37.

6. Чистякова Ю. Е. Сбалансированная система показателей как основа формирования корпоративной отчетно-

сти // Экономические науки. - 2010. -№ 8. - С. 193-197.

7. Бобровская Т. В. Корпоративная отчетность: современные требования и модели // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. статей. - СПб., 2016. - Ч. 1. - С. 128-133.

8. Никифорова Е. В. Формирование прогнозной финансовой отчётности -основной источник информации об устойчивом развитии экономического субъекта // Вестник СамГУПС. - 2014. -№ 2. - С. 94-98.

Bibliographic list

1. Alekseeva I. V. Modern Approaches to the Formation of Corporate Reporting // Akademicheskii vestnik. -2014. - № 1 (27). - P. 13-21.

2. Kutsyk P. A. The development of internal corporate reporting // Problems of modern science. - 2013. - № 10-11. -P. 93-103.

3. Kaspina R. G. The system of formation of corporate reporting // Bulletin

of the Orenburg State University. - 2004. -№ 5. - P. 16.

4. Sharafetdinova A. I. Formation, presentation and audit of corporate reporting // Scientific almanac. - 2016. - № 10-1 (24). - P. 343-346.

5. Fomin M. V. Perfection of approaches to the formation of corporate reporting // Auditor. - 2012. - № 8. - P. 32-37.

6. Chistyakova Yu. E. Balanced Scorecard as the Basis for the Formation of Corporate Reporting // Economic Sciences. -2010. - № 8. - P. 193-197.

7. Bobrovskaya T. V. Corporate reporting: modern requirements and models // Modern management: problems and perspectives: collected papers. - SPb., 2016. - Part I. - P. 128-133.

8. Nikiforova E. V. The formation of predictive financial statements is the main source of information on the sustainable development of the economic entity // Issue of SamSUWC. - 2014. - № 2. -P. 94-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.