Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО СПОРТА В РФ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО СПОРТА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Корпоративный спорт / спортивные услуги / сфера услуг / цифровая трансформация в спорте / Corporate sports / sports services / service sector / digital transformation in sports

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Юрьевич Гришин, Павел Александрович Волков, Кристина Романовна Нифонтова

В статье подробно рассмотрены приоритетные направления трансформации индустрии спорта в новых экономических условиях. Отдельное внимание уделяется вопросам оценки ключевых тенденций формирования и развития системы корпоративного спорта в России, объединенных с точки зрения предметных областей управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CORPORATE SPORTS IN THE RUSSIA

The article examines in detail the priority directions of transformation of the sports industry in the new economic conditions. Special attention is paid to the issues of assessing key trends in the formation and development of the corporate sports system in Russia, combined from the point of view of subject areas of management.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО СПОРТА В РФ»

Гришин С.Ю., Волков П.А., Нифонтова К.Р.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО СПОРТА В РФ

Аннотация. В статье подробно рассмотрены приоритетные направления трансформации индустрии спорта в новых экономических условиях. Отдельное внимание уделяется вопросам оценки ключевых тенденций формирования и развития системы корпоративного спорта в России, объединенных с точки зрения предметных областей управления.

Ключевые слова. Корпоративный спорт, спортивные услуги, сфера услуг, цифровая трансформация в спорте.

Grishin S.Y., Volkov P.A., Nifontova K.R.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CORPORATE SPORTS IN THE RUSSIA

Abstract. The article examines in detail the priority directions of transformation of the sports industry in the new economic conditions. Special attention is paid to the issues of assessing key trends in the formation and development of the corporate sports system in Russia, combined from the point of view of subject areas of management.

Keyword. Corporate sports, sports services, service sector, digital transformation in sports.

Введение

Развитие евразийской интеграции и ее ключевая роль в трансформации российской экономики оказывают положительное влияние и на индустрию спорта [3]. Возможность формирования единых подходов к стратегическому развитию индустрии спорта в условиях цифровой экономики, использования унифицированных стандартов, определяющих организацию спортивной деятельности, проведение спортивных мероприятий и требования к самим участникам как профессионального, так и любительского уровня и другие важные направления совместного взаимодействия создают условия и предпосылки для роста и популяризации спорта и физической культуры в странах региона.

На этом фоне вполне обоснованным представляется идея проведения первых Игр ШОС, которые позволят активизировать сотрудничество в области спорта между ключевыми странами-участницами объединения [6]. Не менее интересной представляется инициатива о проведении еще одного объеди-

ГРНТИ 06.71.55 EDN RVVPSI

© Гришин С.Ю., Волков П.А., Нифонтова К.Р., 2023

Сергей Юрьевич Гришин - доктор экономических наук, проректор по социальной и воспитательной работе, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Павел Александрович Волков - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спорта Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург).

Кристина Романовна Нифонтова - стажер кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Гришин С.Ю.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 3032 (Russia, St. Petersburg, Griboyedov canal emb., 30-32). E-mail: svr@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 24.11.2023.

ненного спортивного мероприятия высокого уровня - Игр БРИКС, которое объединило бы представителей спорта высоких достижений из таких стран как Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР с возможностью привлечения и сторонних участников из числа дружественных России стран.

Материалы и методы

Следует признать, что приоритетными направлениями трансформации индустрии спорта в новых экономических условиях выступают:

• ориентация российского спорта на принципы суверенной экономики и технологической независимости его инфраструктурных объектов при одновременном продвижении и популяризации российского спорта, спортсменов и их достижений среди отечественной и зарубежной зрительской аудитории;

• формирование и модернизация существующих объектов спортивной инфраструктуры федерального и регионального уровня, которые могли бы быть задействованы в рамках проведения международных и межрегиональных спортивных мероприятий (например, Игры Дружбы, Игры ШОС, Игры БРИКС и т.д.);

• соблюдение баланса интересов между проведением крупных международных турниров и соревнований высокого класса и организацией двустороннего взаимодействия со странами - ключевыми партнёрами РФ на международной спортивной арене;

• необходимость повышения статуса чемпиона РФ и поднятие престижа российских спортсменов, принимающих участие не только в международных спортивных мероприятиях, но и в спортивных событиях российского уровня;

• обеспечение равновесия и признания тождественности и значимости приоритетов при проведении государственной политики поддержки и регулирования в области профессионального спорта и массового спорта и физической культуры. С позиции государства оба данных сектора должны иметь одинаковое значения в рамках стратегического развития индустрии спорта;

• одной из ключевых задач в области стратегического развития российского спорта должно стать повышение его конкурентоспособности как с точки зрения достижения высоких спортивных результатов и развития цифровой инфраструктуры спорта, так и в контексте популяризации и повышения его значимости для различных категорий и групп населения;

• усиление взаимосвязи между индустрией спорта и решением ключевых социальных проблем российского общества, в том числе улучшение демографических показателей, снижение уровня преступности в регионах страны, социализация детей и подростков, оказавшихся в трудном жизненном положении и т.д.;

• активное развитие системы корпоративного спорта как важной составляющей общественного здоровья страны.

Рассмотрим более подробно последний из представленных вариантов трансформации индустрии спорта в новых экономических условиях в РФ. Результаты и обсуждение

К числу ключевых тенденций формирования и развития системы корпоративного спорта в России, объединенных с точки зрения предметных областей управления, можно отнести нижеследующее: 1. Финансирование корпоративного спорта.

Первый блок проблем, естественно, связан с вопросами обеспечения устойчивости финансирования корпоративного спорта в кризисных условиях. В условиях высокого уровня неопределенности у любого предпринимателя возникает вопрос о снижении расходов на текущую деятельность и, к сожалению, затраты на корпоративный спорт представляют собой как раз одну из возможных областей условной экономии, принятие решений о сокращении расходов в рамках которой не выглядит опасно с точки зрения экономических перспектив развития бизнеса в будущем. С другой стороны, необходимо понимать, что даже в условиях кризиса поддержка корпоративного спорта весьма важна с точки зрения осуществления социальной политики на предприятии.

В связи с этим представляется целесообразным построение такой долгосрочной финансовой стратегии, которая бы учитывала значимость корпоративного спорта для бизнеса и предполагала бы наряду с использованием собственных средств на развитие инфраструктуры и кадров корпоративного спорта

176

Гришин С.Ю., Волков П.А., Нифонтова К.Р.

привлечение дополнительных финансовых вложений за счет реализации программ государственно-частного партнёрства и участия в конкурсно-грантовой деятельности, связанной с поддержкой любительского спорта и спорта высших достижений в нашей стране. Использование подобного рода механизмов позволило бы снять часть прямых затрат с предприятий на организацию спортивных мероприятий, а также уменьшить собственные расходы, связанные с внедрением и последующей эксплуатацией объектов спортивный инфраструктуры, которые представляет собой значительный объем долгосрочных вложений для любого предприятия.

2. Развитие инфраструктурного обеспечения корпоративного спорта.

Второй блок проблем тесно связан с предыдущим и затрагивает вопросы обеспечения достойного уровня спортивной инфраструктуры на предприятии. Одним из ключевых вариантов решения проблем в данной сфере должно стать обеспечение коллективного доступа к спортивной инфраструктуре для различных предприятий и организаций, расположенных в пределах определенной территории или муниципального округа. Отдельно необходимо отметить, что решение данного вопроса может происходить за счет кооперационных усилий между предприятиями в рамках сетевых объединений и развития кластерного взаимодействия.

Кластерная структура оптимально соответствует принципам и целям проведения корпоративной спортивной политики, так как наряду с одинаковым доступом к инфраструктуре всех участников объединения и созданием специализированных внутрикластерных фондов для ее поддержания на должном уровне и развития с точки зрения возможной модернизации, возможно проведение внутрикластерных соревнований между работниками тех организаций, которые составляют основу ядра кластера [4].

3. Подготовка кадров в сфере корпоративного спорта.

К сожалению, в России отсутствуют как образовательные, так и профессиональные стандарты в области формирования и развития кадрового потенциала в сфере корпоративного спорта, которые позволили бы подготовить конкретных специалистов, которые учитывали бы как современные тенденции в сфере профессионального и любительского спорта, а также понимали бы основы корпоративного социального управления и были бы способны проводить и осуществлять комплекс мероприятий в рамках взаимодействия между предпринимательскими структурами, их персоналом и другими стейкхолдерами внешней среды (органы государственной власти, СМИ и т.д.).

Решение данной проблемы находится в плоскости появления и разработки новых образовательных программ, которые бы соответствовали, прежде всего, уровню специализированного образования и были бы ориентированы, в том числе, на повышение квалификации и переподготовку уже существующих специалистов в сфере спорта, которые были бы способны к получению новых, в том числе цифровых, компетенций и навыков [5].

4. Повышение мотивации сотрудников предприятий для участия в корпоративном спорте.

Уровень данной проблематики конечно же уступает вышеперечисленным, однако, необходимо признать существование данной проблемы и необходимости принятия определенных мер на уровне каждого предприятия, направленных на ее успешное решение. В качестве организационно-экономического механизма решения заявленной проблемы следует признать необходимость учета корпоративного спорта в системе материального и нематериального стимулирования на предприятии, что позволило бы повысить долю работников, которые участвуют на постоянной основе в программах корпоративного спорта.

Использование инструментов мотивации, в данном случае, во многом зависит от финансовых возможностей самого предприятия. Однако, представляется целесообразной выработка единых методических подходов к мотивационной деятельности, с точки зрения последующего тиражирования и распространения на практике как определенных универсальных методов поддержки корпоративного спорта.

5. Популяризация корпоративного спорта и распространение лучших практик его организации.

Необходимо, чтобы информация о корпоративном спорте и программах, связанных с ним, была более доступна. Это достигается посредством, в том числе, привлечения органов управления в сфере спорта как на федеральном, так и на региональном уровне власти к распространению лучших практик организации корпоративного спорта, полученных спортивных и социальных достижений. Это, в свою очередь, должно способствовать повышению мотивации к участию в спортивных мероприятиях со стороны населения.

6. Необходимость выработки единой государственной политики в сфере корпоративного спорта.

Весьма важным моментом следует признать необходимость нормативно-правовой регламентации сферы корпоративного спорта, которая учитывала бы базовые положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] и ориентировалась бы на достижение целевых значений и показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года [2]. Данное нормативное регулирование должно затрагивать такие аспекты как контроль за организацией корпоративного спорта на предприятиях, решение хозяйственных споров относительно использования объектов спортивной инфраструктуры, обеспечение безопасности участников спортивных мероприятий и т.д. Заключение

Кроме вышеобозначенных тенденций развития системы корпоративного спорта в нашей стране следует отдельно отметить некоторые специфические аспекты его организации, в том числе: необходимость развития корпоративного спорта не только в условиях крупного бизнеса, как это можно наблюдать в современных российских условиях, но и применительно к особенностям малого и среднего предпринимательства; учет особенностей организации корпоративного спорта в различных природно-климатических зонах; проблематика развития корпоративного спорта в условиях моногородов, когда одно предприятие является ведущим и обеспечивает всю социальную инфраструктуру в городе, в том числе участвует в развитии общегородской системы поддержки проведения спортивных мероприятий; взаимодействие корпоративного спорта с системой спорта высших достижений и их взаимовлияние и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о необходимости выработки концептуальных подходов к практической реализации инициатив в области корпоративного спорта на основе оценки лучших практик отечественного и зарубежного опыта в данной сфере для комплексного и системного решения обозначенных выше тенденций.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3.

2. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года».

3. Гришин С.Ю. Трансформация российской социально-экономической системы в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 91-96.

4. Карпова Г.А., Гришин С.Ю., Песоцкая Е.В., Ткачев В.А. Управление туристскими дестинациями на принципах кластеризации. СПб., 2017. 153 с.

5. Максимцев И.А., Костин К.Б., Березовская А.А. Цифровая трансформация международных корпораций: повышение профессиональной квалификации // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 1. С. 689-704.

6. Максимцев ИА., Межевич Н.М. Уроки эволюции глобальной экономики и перспективы евразийской интеграции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.