Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СПОРТА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СПОРТА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
874
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНИЕ В СПОРТЕ / ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / РАЗВИТИЕ СПОРТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прохоров Иван Юрьевич

В статье рассматриваются ключевые аспекты, которые отличают управленцев, занятых в сфере спорта на территории Российской Федерации. Автор рассматривает подходы к определению спортивного менеджмента, историю развития этого термина, проблемы, с которыми сталкивается сфера на сегодняшний день. Особое внимание автор сосредоточил на основных целях, принципах работы менеджеров в сфере спорта и аспектах, которые необходимо принимать в расчет HR-специалисту, осуществляющему работу в учреждениях спорта.The article discusses the key aspects that distinguish managers engaged in the field of sports in the territory of the Russian Federation. The author examines approaches to the definition of sports management, the history of the development of this term, the problems faced by the sphere today. The author focused special attention on the main goals, principles of work of managers in the field of sports and aspects that need to be taken into account by an HR specialist working in sports institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Прохоров Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СПОРТА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА»

УДК 316

Социологические науки

Прохоров Иван Юрьевич, магистр 2-го курса, направление подготовки -управление персоналом, кафедра управления персоналом и кадровой политики

РГСУ, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СПОРТА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые аспекты, которые отличают управленцев, занятых в сфере спорта на территории Российской Федерации. Автор рассматривает подходы к определению спортивного менеджмента, историю развития этого термина, проблемы, с которыми сталкивается сфера на сегодняшний день. Особое внимание автор сосредоточил на основных целях, принципах работы менеджеров в сфере спорта и аспектах, которые необходимо принимать в расчет HR-специалисту, осуществляющему работу в учреждениях спорта.

Ключевые слова: Спортивный менеджмент, массовый спорт, спортивный менеджер, управление в спорте, подбор персонала, развитие спорта.

Annotation: The article discusses the key aspects that distinguish managers engaged in the field of sports in the territory of the Russian Federation. The author examines approaches to the definition of sports management, the history of the development of this term, the problems faced by the sphere today. The author focused special attention on the main goals, principles of work of managers in the field of sports and aspects that need to be taken into account by an HR specialist working in sports institutions.

Keywords: Sports management, mass sports, sports manager, sports management, recruitment, sports development.

Сфера профессионального спорта включается в себя гораздо больше отраслей и специфических функций, чем может показаться на первый взгляд. По мере того, как меняется и преобразуется институт спорта массовых достижений, меняется и система управления, необходимая для успешного функционирования и развития сферы в целом и организаций, входящих в ее состав, в частности.

По мнению Ибрагимова Э. Э. и Яковенко И. М., рост количества и разнообразия специализированных спортивных сооружений, популяризация спортивного туризма и приключенческих путешествий, быстрое развитие глобализации спорта и предоставление связанных со спортом товаров и услуг для различных сегментов рынка способствует продолжающемуся и всестороннему совершенствованию спортивной индустрии. Подобная положительная тенденция дает возможность делать прогноз о том, что спортивная индустрия и дальше будет входить в число крупнейших и самых разнообразных отраслей в стране, тем самым сохраняя возможности карьерного роста в будущем [6].

Говоря о структуре спорта высоких достижений, целесообразно сказать, что данная сфера представляет собой социально-культурную деятельность, совокупность видов спорта, сложившихся в форме соревнований и специальной подготовки к их проведению и участию в них не только со стороны самих атлетов, но и большего числа людей, ответственных за их реализацию [9].

Спорт входит в структуру современного общества и обретает внутри нее универсальное значение: интеграция в жизнь идей здорового образа жизни начинается на самых ранних ступенях развития человека и сопровождает его как во время взросления, так и во взрослом возрасте (обучение, карьера и т. д.).

В мировую социально-политическую систему в качестве его элементов входят различные спортивные объединения. К их числу относятся национальные спортивные организаций (далее - НСО) и международные спортивные объединения (далее - МСО). На сегодняшний день в мире можно

насчитать свыше двух сотен международных спортивных объединений. Внутри этих объединений создано огромное количество разнообразных организаций, которые отличаются друг от друга в зависимости от территориального местоположения, вида спорта, возраста спортсменов, их профессиональной, корпоративной или любительской направленности и многих других аспектов.

В зависимости от своего масштаба и направленности, подобные организации и спортивные объединения выполняют широкий диапазон функций.

Помимо организации спортивных мероприятий и непосредственной подготовки атлетов силами тренеров, специалисты таких организаций занимаются всесторонним развитием спортивной индустрии, популяризации идей здорового образа жизни среди различных категорий населения, профилактике заболеваний за счет занятий спортом, благотворительностью, контролем за соблюдением международного законодательства в сфере спорта (в том числе, в части вопросов, касающихся использования допинга у спортсменов), развитием волонтерского движения и др.

Принимая во внимание многообразие организаций в сфере спорта и совокупное число функций, реализуемых внутри них, сложившиеся здесь управленческие подходы обладают особенными, характерными чертами.

В соответствии с определением, использованным в работе Кокоулиной О.П., посвященной менеджменту в спорте: «Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в рыночных условиях. Происходит это путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов» [3].

Управление, как процесс, в первую очередь, представляет собой умственный труд. Этот труд осуществляется профессиональными менеджерами и требует от них максимальной концентрации, способности производить обработку и анализ полученной из вне информации и непосредственную

интеграцию полученных данных в систему управления процессами внутри конкретной организации. Рассматривая управленческие процессы в сфере спорта необходимо учитывать их специфику.

Актуальность направления «спортивный менеджмент» возрастает с каждым годом. В соответствии с исследованиями Безруких А. Д. и Казанцева Е. М., спортивный менеджмент прошел несколько этапов своего развития. На каждом этапе он существенным образом видоизменял свою структуру. По мнению исследователей, текущий подход к определению спортивного менеджмента сильно отличается от того понятия, что было заложено внутри него первоначально [1].

Подобные перемены, прежде всего, связаны и с изменениями масштабов спортивной инфраструктуры (соревнований становится больше, видов спорта тоже, количество объектов спортивного назначения также постоянно возрастает). Все перечисленные аспекты влекут за собой и структурные перемены в сфере менеджмента и маркетинга. Подходы к подбору персонала и организации управленческой системы должны учитывать особенности времени и общественного развития.

Важный момент, который необходимо учитывать, подходя к данному вопросу, заключается в двойственности понятия спорта и физической культуры. С одной стороны, спорт - это социальное явление. С другой -обширный бизнес-институт, который охватывает общественную жизнь со всех сторон. В первую очередь потому, что в работе этой системы задействовано большое количество специалистов.

В подтверждение этому, можно рассмотреть результаты одного из отчетов Министерства спорта Российской Федерации. Отчет о результативности деятельности Министерства был составлен по итогам 20182019 гг. В соответствии с данными, например, подготовку спортивного резерва на территории нашей страны осуществляет 5171 организация.

Общая численность специалистов, которые работают в системе физической культуры и спорта в Российской Федерации, составляет свыше трех

с половиной миллионов сотрудников [1].

По мнению Обожиной Д.А., менеджмент является не только отдельным видом профессиональной деятельности, включающим в себя совокупность механизмов и принципов управления спортивной и околоспортивной отраслями. Он является, также важнейшим компонентом функционирования спорта в жестких условиях рыночной экономики. Это становится возможным благодаря рациональному использованию и применению имеющихся в его компетенциях средств, ресурсов и информации.

Спортивный менеджмент представляет собой стремительно развивающуюся область. Данная область охватывает молодежный и элитный спорт, общественное и организационное развитие, бизнес и предпринимательство, здоровье и благополучие, а также то, как спорт может способствовать позитивным социальным изменениям в обществе.

Исходя из этого, все больше спортивных организаций на сегодняшний день испытывают растущую потребность в привлечении на работу высокопрофессиональных управленцев.

В обществе бытую ошибочное мнение о том, что управленческие роли в спортивной сфере ограничиваются специалистами, осуществляющими тренерских функции в отношении профессиональных спортсменов. Это утверждение несет в себе объективный характер, но только с одной стороны.

Деятельность таких профессионалов, действительно, масштабна. Они тренируют спортсменов разных возрастов, разрабатывают образовательные и мотивационные программы для атлетов, организуют соревнования, участвуют в стажировке молодых тренеров и др. Но помимо этих специалистов, в сфере спорта задействовано еще много представителей управленческого звена, перед каждым из которых стоят свои задачи.

По мнению Давыдовой Е. Ю., применительно к управлению в сфере спорта, особое внимание управленческого состава должно быть сосредоточено на организации и проведений соревнований [2]. В рамках этого необходимо совершить следующие действия:

1. Определить управленческую структуру всех вовлеченных в процесс сотрудников.

2. Назначить главного, его заместителей, ответственных лиц, где каждый будет отвечать за конкретные задачи внутри процесса. Подготовка спортивного мероприятия состоит из большого числа этапов, как непосредственно во время соревнований, так и на этапе предварительной подготовки и проведения аналитических работ после их завершения.

3. На каждом из этих этапов у сотрудников должно быть четкое понимание, что представляет собой их зона ответственности.

По мнению Починкина А.В., к компетенциям, характеризующим профессиональные навыки таких специалистов относятся способность заниматься управлением спортивных мероприятий на различных уровнях (как небольшие, так и крупные мероприятия), опыт в организации коммерческих турниров.

Специалист, занимающий управленческую должность в сфере спорта, должен обладать способностью организовать команду, расставить внутри нее сотрудников в соответствии с их умениями и навыками. Еще одна неотъемлемая черта - способность стратегически мыслить и разрабатывать стратегию развития, как для отдельного спортсмена, так и команды в целом. Не забывая при этом, взаимодействовать с болельщиками, стейкхолдерами во внешней среде, спонсорами, партнерами и другими организациями, от решений которых зависит функционирование спортивной организации, где он осуществляет свою трудовую деятельность [5].

Таким образом, основная задача, которая стоит перед менеджерами сферы физической культуры и спорта, заключается в создании условий для перспектив роста и развития спортивных организаций и клубов.

Чтобы решить эту задачу, менеджерам целесообразно придерживаться ряда специфических принципов. К числу таких принципов относятся:

- Всесторонний анализ социально-экономической ситуации в каждом регионе страны;

- Подбор персонала достаточно высокой квалификации и правильная его расстановка внутри коллектива, которая позволит учесть профессиональные и личностные компетенции конкретного сотрудника;

- Прогноз ожидаемого уровня прибыли;

- Способность выявить причины, препятствующие получению прибыли в результате деятельности предприятия, относящегося к сфере спорта.

Главная цель спортивного менеджмента, если рассматривать его как целостную систему, обеспечить функционирование всех спортивных организаций в рамках условий международного и российского рынка, которые сложились в настоящий момент. Мир постоянно меняется. На развитие индустрии влияет большое число факторов. Одним из самых серьезных испытаний, повлиявших на общественную жизнь, стала пандемия коронавируса.

Безусловно, спортивная сфера не могла не отреагировать на вынужденные перемены. Многие мероприятия были отменены или перенесены на неопределенный срок. Однако, даже несмотря на это, многие спортивные управленцы смогли найти решение и в таких сложных условиях. Примером, подтверждающим этим слова, являются онлайн-соревнования, которые в период 2020-2021 гг. охватили не только сферу массового спорта, но и корпоративного.

Так торговая сеть «Пятерочка», магазины которой расположены во всех регионах России, благодаря слаженным решениям управленческого звена, смогла провести свои ежегодные соревнования сотрудников в полностью удаленном формате. Для сотрудников и всех желающих торговая сеть совместно с благотворительным фондом Алексея Немова запустила спортивный онлайн-марафон в пользу детей-спортсменов с особенностями развития. Каждая тысяча пройденных шагов конвертировалась в один рубль.

Участие в марафоне приняло свыше двадцати тысяч сотрудников магазинов и других подразделений «Пятерочки». За все время онлайн-соревнований они прошли путь в 1 100 000 000 шагов [7]. Подобная

инициатива свидетельствует о том, как спортивный менеджмент успешно обобщил в себе современный маркетинговый опыт, призывающий оперативно реагировать на общественные изменения.

Определить цель - начальный этап процесса управления в сфере физической культуры и спорта, по своему содержанию она характеризует не стихийное, а целенаправленное воздействие. Что требует от специалистов, занятых в данной сфере, развития навыка всестороннего планирования и прогнозирования. Одним из инструментов, способных помочь специалистам справиться с этой задачей выступает «дерево целей», которое широко используется в практике управления в сфере массового спорта.

Здесь можно проследить тесную взаимосвязь между типичными управленческими знаниями и навыками с теми механизмами, которые используют в своей деятельности спортивные тренеры. Подобного рода профессионалы обладают отличным стратегическим мышлением, которое способно найти эффективное отражение и в управленческой среде.

Проблема, с которой часто сталкиваются организации в сфере спорта -недостаточное число специалистов, обладающих необходимым числом знаний, умений и навыков в менеджменте. Чаще всего, это бывшие спортсмены, которые после завершения спортивной карьеры были вынуждены оперативно переквалифицироваться. При этом всесторонней подготовки и повышения квалификации они не успевают сделать или не видят в этом острой необходимости. По словам проректора по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Адели Павлова: «Острая нехватка кадров наблюдается по всей стране» [8]. Несмотря на это, схожие аспекты в профессиональных навыках управленцев и спортсменов, при должной систематической работе способны оказать положительное влияние не только на развитие конкретных специалистов, но и на существующие подходы к управлению в сфере спорта.

Объединяя усилия специалистов и совершенствуя конкретные

профессиональные и личностные компетенции при помощи таких инструментов как коучинг, мастер-классы и другие мотивационно-образовательные программы, станет возможным устранить существующие проблемы нехватки компетентных кадров и создать условия для построения более эффективной системы управления в сфере спорта на территории Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Безруких А.Д., Казанцев Е.М., Ёлгина М.В., Мальцева М.В. Специфика современного менеджмента как системы в области физической культуры и спорта. Наука и образование сегодня, № 5 (40), 2019, С. 43-44.

2. Давыдова Е. Ю. Основные функции менеджмента на примере спортивных соревнований Санкт-Петербурга. Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, № 50, 2018, С. 13-25.

3. Кокоулина О.П. Менеджмент в спорте / О.П. Кокулина // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. -№38. - С. 41-44.

4. Обожина Д. А. Управление физкультурно-спортивной организацией: учеб.пособие / Д. А. Обожина; М-во образования и науки Рос.

5. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие / А. В. Починкин — «Спорт», 2016. - 278 с.

6. Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма: материалы V Международной научно -практической конференции, п. Форос, г. Ялта, Республика Крым, 23-24 мая 2020г. -Симферополь, 2020. - 474 с.

7. «Пятерочка» провела спортивные соревнования в уникальном формате. URL: https://hr-tv.ru/articles/pjaterochka-provela-sportivnye-sorevnovanija-v-unikalnom-onlajn-formate.html (дата обращения: 05.01.2022).

8. Управляй и властвуй. О нехватке управленческих кадров в сфере спорта. URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/08/06/2021/60bf2e6e9a79475d0d93eeee

(дата обращения: 29.12.2021).

9. Физическая культура студентов: сборник научных трудов 69-й Санкт-Петербургской межвузовской научно-практической конференции высших учебных заведений России «Физическая культура студентов»: в 2 ч. Ч. 2. / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб.: [б.и.], 2020. — 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.