Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К ОСВОЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОФЕССИЙ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К ОСВОЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОФЕССИЙ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / АГЕНТСКИЙ БИЗНЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПОРТИВНОГО АГЕНТА / COMMERCIALIZATION OF SPORTS / PROFESSIONAL SPORTS / AGENT BUSINESS / PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A SPORTS AGENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Починкин Александр Владимирович, Димитров Ирина Леонидовна, Яковлев Роман Сергеевич, Поздеева Светлана Николаевна

В статье раскрываются особенности агентской деятельности в сфере профессионального спорта, обосновывается важность владения определенными профессиональными компетенциями для качественного результата деятельности спортивного агента, определена степень готовности выпускников физкультурного вуза к овладению этой профессией. Процесс подготовки данного профиля специалистов крайне важен для спорта в период его активной коммерциализации. Вузы, которые ведут подготовку по данному профилю, должны учитывать это при составлении учебных планов. Формирование профессиональных компетенций обучающихся следует осуществлять на основе требований спортивного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Починкин Александр Владимирович, Димитров Ирина Леонидовна, Яковлев Роман Сергеевич, Поздеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF GRADUATES OF PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROFESSIONS IN THE SPHERE OF SPORTS MANAGEMENT

The article reveals the features of the agency activities in the field of professional sports, it substantiates the importance of owning certain professional competencies for the qualitative result of the activities of the sports agent, and it determines the degree of readiness of the graduates of the sports school for mastering this profession. The process of preparing this profile of specialists is extremely important for sports during the period of its active commercialization. Universities that conduct training in this profile should take this into account when drawing up curricula. The formation of professional competencies of students should be based on the requirements of the sports labor market.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К ОСВОЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОФЕССИЙ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Гагонин, С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока : дис. ... д-ра пед. наук / Гагонин Сергей Георгиевич. - Санкт-Петербург, 1998. - 336 с.

2. Постол, О. Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : дис. ... канд. пед. наук / Постол Ольга Львовна. - Хабаровск, 2004. - 198 с.

3. Щадилова, И.С. Комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» / И.С. Щадилова, Г.А. Смирнова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 358-362.

REFERENCES

1. Gagonin, S.G. (1998), Development of the theory and practice of physical culture by generalizing the experience of martial arts of the East, dissertation, St. Petersburg.

2. Postol, O.L. (2004), Methodology for the improvement of female students in higher education classes in physical education with the use of traditional and non-traditional means, dissertation, Khabarovsk.

3. Schadilova, I.S. and Smirnova, G.A. (2020), "Comprehensive approach to physical education of students in the classes "Physical culture" and "Elective courses in physical culture"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 358-362.

Контактная информация: OLP1881@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2020

УДК 796.077.5

ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К ОСВОЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОФЕССИЙ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Александр Владимирович Починкин, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Леонидовна Димитров, кандидат экономических наук, доцент, Роман Сергеевич Яковлев, соискатель, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Светлана Николаевна Поздеева, кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация

В статье раскрываются особенности агентской деятельности в сфере профессионального спорта, обосновывается важность владения определенными профессиональными компетенциями для качественного результата деятельности спортивного агента, определена степень готовности выпускников физкультурного вуза к овладению этой профессией. Процесс подготовки данного профиля специалистов крайне важен для спорта в период его активной коммерциализации. Вузы, которые ведут подготовку по данному профилю, должны учитывать это при составлении учебных планов. Формирование профессиональных компетенций обучающихся следует осуществлять на основе требований спортивного рынка труда.

Ключевые слова: коммерциализация спорта, профессиональный спорт, агентский бизнес, профессиональные компетенции спортивного агента.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p357-362

READINESS OF GRADUATES OF PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROFESSIONS IN THE SPHERE OF SPORTS MANAGEMENT

Alexander Vladimirovich Pochinkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Irina Le-onidovna Dimitrov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Roman Sergeevich

Yakovlev, the competitor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Svetlana Nikolaevna Pozdeeva, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract

The article reveals the features of the agency activities in the field of professional sports, it substantiates the importance of owning certain professional competencies for the qualitative result of the activities of the sports agent, and it determines the degree of readiness of the graduates of the sports school for mastering this profession. The process of preparing this profile of specialists is extremely important for sports during the period of its active commercialization. Universities that conduct training in this profile should take this into account when drawing up curricula. The formation of professional competencies of students should be based on the requirements of the sports labor market.

Keywords: commercialization of sports, professional sports, agent business, professional competencies of a sports agent.

ВВЕДЕНИЕ

Произошедшие в течение ряда последних десятилетий реформы общественной жизни в Российской Федерации способствовали трансформации управленческих отношений в сфере спорта, отдельные виды которого по сути дела превратились в бизнес. В первую очередь к таким видам спорта следует отнести футбол, хоккей, баскетбол, теннис, бокс и некоторые другие.

Реформы породили потребность в новых профессиях, сопровождавших карьеру профессионального спортсмена. Появились спортивные юристы, менеджеры и, конечно, спортивные агенты, которые во многом определяют образ современного российского профессионального спорта.

Практика профессионального спорта свидетельствует о важности этого вида деятельности для успешного продвижения и позиционирования спортсмена на спортивном рынке труда. Дело в том, что у атлета, выступающего на высоком уровне, практически нет возможности вникать во все тонкости контракта, который он заключает с работодателем. Ему объективно необходим специалист, который хорошо разбирается в решении юридических, коммерческих и даже бытовых вопросах, связанных с карьерой спортсмена. Главные вопросы - это трансферт из клуба в клуб, смена места жительства, поиск нового места работы и многое другое. Учитывая изменения, произошедшие в процессе развития профессионального спорта, в России появляются инновационные профессии, ранее не имевшиеся на рынке труда и в сфере спортивного менеджмента. К такой профессии следует отнести профессию спортивного агента. К с тем с этой профессией, которая существует де-факто, есть определенные нерешенные вопросы де-юро.

Это - молодая профессия. И отчасти, наверное, поэтому в нашей стране в федеральном и региональных законодательных актах юридического термина, связанного с агентской деятельностью в профессиональном спорте до сих пор нет. Но причина, может быть, заключаться в другом. Она может быть связана с тем, что деятельность спортивного агента является не до конца решенным вопросом с юридической точки зрения и в ведущих международных спортивных организациях.

С 2011 года ФИФА отказалась от термина «спортивный агент», который был ранее в официальных документах этой федерации, заменив его термином «посредник». Но в других международных федерациях по видам спорта термин «спортивный агент» существует (хоккей, легкая атлетика, баскетбол).

Из каких же специалистов формируется корпус спортивных агентов? Как правило, специалистами спортивного агентирования становятся юристы, бывшие тренеры, менеджеры и спортсмены, а также родственники атлета, которые берут на себя обязанности помощи своему родственнику во время его спортивной карьеры. По сути дела спортивная карьера спортсмена-члена семьи становится «семейным бизнесом», а заработанные

деньги, причем немалые, не расходуются на сторону.

Но такое положение дел не может устраивать все субъекты профессионального спорта. Квалифицированные спортивные агенты нужны не только атлету, но и клубам, с которыми ведутся переговоры и заключаются контракты, тренерам, которые формируют составы команд, бизнесменам, готовым вложить деньги в перспективного спортсмена. Спортивный агент-профессионал своего дела должен не только много знать и разбираться в нюансах этого вида деятельности, но обладать определенными профессиональными компетенциями. Но дает ли физкультурный вуз такое образование? Ответу на этот вопрос и посвящено проведенное исследование.

Цель исследования - определить готовность выпускников физкультурного вуза профиль «Менеджмент организации» к овладению этой профессией.

Задачи исследования: 1. Сформировать профессиональные компетенции спортивного агента. 2. Оценить степень подготовки выпускников физкультурного вуза к овладению профессией спортивного агента.

Методы исследования: 1. Исследование научных работ посвященных организации деятельности в профессиональном спорте; 2. Метод сравнения и сопоставления; 3. Методы опроса (беседы, анкетирование).

Объект исследования - спортивный менеджмент, связанный со спортивным агентированием.

Предмет исследования - готовность выпускников физкультурного вуза к овладению профессией спортивного агента.

Рабочая гипотеза - современная система подготовки бакалавров в физкультурном вузе не учитывает появление инновационных профессий в сфере спортивного менеджмента.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы становления и реализации агентской деятельности в России были выявлены в результате интервьюирования специалистов профессионального спорта. 12 специалистов и 3 спортивных агента были опрошены на этом этапе исследования.

Второй этап позволил выявить мнение и определить самооценку по готовности выпускников физкультурного вуза по направлению подготовки «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» к овладению этой профессией.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На спортивном рынке первой причиной появления спортивного агентирования явилась коммерциализация спорта. Именно она способствовала появлению нового взгляда на спорт и на его атрибуты, в том числе и на спортсменов как на товар. Развитие трансфертного рынка явилось второй причиной появления профессии спортивного агента, т.к. спортсмены становятся объектом купли-продажи на этом рынке. Таким образом, востребованность спортивных агентов как профессионалов реализующих определенные функции на рынке становится очевидной. Спортивные клубы платят за подбор перспективного спортсмена, в свою очередь атлеты благодаря агентам находят выгодные условия для реализации своим возможностей.

Исключение из Олимпийской Хартии параграфа о статусе спортсмена - олимпийца как любителя, которое принято МОК, также оказало влияние на толчок в развитии коммерциализации мирового спорта. Лишь немногие международные спортивные федерации не приняли решение о допуске профессиональных спортсменов к Олимпийским играм, большинство же поддержало решение МОК и допустило спортсменов к соревнованиям.

Клубный футбол в Европе и в мире становится бизнесом крупных корпораций, и этому подтверждение прошедший Чемпионат мира по футболу 2018 года. Если раньше на

Чемпионатах мира по футболу лучшие игроки мира распределялись по большому количеству сборных команд, то в 2018 году на главный турнир четырёхлетия приехали лучшие европейские клубы практически полным составом, игроки которых выступали за сборные разных стран. Более 10 футболистов делегировали в сборные разных стран 9 клубов. Это были такие клубы, как: «Манчестер Сити», «Реал», «Барселона», «Бавария», «Ювентус», «ПСЖ», «Манчестер Юнайтед», «Челси» и «Тоттенхэм».

Отбирая лучших атлетов, за их трансферт устанавливают спортивные клубы значительные суммы, которыми располагают и способны платить только они друг другу. В этих условиях профессия спортивного агента не только стала востребованной, но и весьма прибыльной.

С ростом вознаграждения спортсменов объективно выросли и заработки спортивных агентов, что привело к повышению престижа этой профессии, но, с другой стороны, и к росту квалификационных требований к спортивным агентам. Существующая практика вознаграждения спортивных агентов отдана на откуп национальным отдельным федерациям по видам спорта, которые устанавливают соответствующие регламенты, а также в праве вносить коррекцию в вопросы аккредитации, определения порядка и последовательности их деятельности и оформления лицензии.

Например, максимальный размер вознаграждения спортивного агента в футболе за одного игрока составляет десять процентов согласно регламенту РФС. Сумма вознаграждения не может превышать пять процентов, если игрок не достиг совершеннолетия. Размер агентского вознаграждения не ограничивается регламентом РФС и определяется в пользу агента менеджментом клуба. Не менее 5% с контракта игрока установлен размер вознаграждения в российском хоккее.

Что входит в реестр основных функций спортивного агента? Беседы с профессионалами этого бизнеса, изучение специальной литературы позволили найти ответ на этот вопрос. Установлено, что к основным направлениям агентской деятельности следует отнести:

- знание и понимание тенденций развития спортивного «трансфертного» рынка,

- работа скаута по поиску молодых перспективных атлетов,

- сотрудничество с клубами, которые заинтересованы в приобретении новых спортсменов,

- подготовка на профессиональной основе юридических контрактов со всеми лицами, а именно рекламодателями и спонсорами каждой из сторон - спортсмена и клуба,

- страхование спортсмена,

- урегулирование всех вопросов которые возникают у атлета - финансовых и юридических,

- персональная и финансовая поддержка спортивным агентом спортсмена.

Кроме сказанного выше спортивный агент, как правило, занимается юридическим

сопровождением трансфертной сделки, составление контракта между спортсменом и работодателем. Отдельные агенты берут на себя «повышенные обязательства», заключающиеся в организации РЯ-сопровождения деятельности спортсмена, планировании карьеры спортсмена, решение бытовых вопросов после окончание спортивной карьеры.

Профессия спортивного агента, новая и развивающаяся, ведь спортивный бизнес появился в середине прошлого века. В тот момент появилось первое спортивное агентство. В наши дни количество подобных агентств превышает несколько сотен, а самые крупные из них имеют представительства во многих странах мира. Вместе с тем, спортивный агент, который заслужил уважение со стороны коллег, - это настоящий профессионал и поэтому их не так уж и много. Для примера скажем, что в Европе работают немного более 8 тысяч агентов в более чем 30 видах спорта. В Российской Федерации в 2017 году официально действовало свыше 400 агентов. В процессе бесед со специалистами профессионального спорта было установлено, что в первое десятилетия становле-

ния современной России функции спортивных агентов в нашем спорте взяли на себя иностранцы, открывшие для себя новый большой рынок. В настоящее время конкуренцию иностранным спортивным агентам оказывают отечественные специалисты, которые многому научились у своих нынешних конкурентов. В настоящее время изменился вектор работы агентов со спортсменами: он направлен не только на трудоустройство российских спортсменов в зарубежные клубы, но и на заключение контрактов российских клубов с зарубежными спортсменами. Агенты работают с различного уровня спортсменами: с титулованными «звездами», игроками среднего уровня и перспективной молодежью.

Условием работы спортивного агента является наличие лицензии. Но, согласно установленной практики, без лицензии агентирование в спорте могут осуществлять родственники спортсмена, его личный юрист или адвокат. Агентский договор регламентирует отношения между спортсменом и агентом. Его особенностью является то, что агент должен информировать обо всех расходах спортсмена.

Развитие спортивного агентирования во многом ограничивают весьма высокие требования к этой профессии, хотя стать спортивным агентом мечтают многие. Их привлекают престиж профессии и высокие заработки профессионалов этого бизнеса.

Исследование констатирует, что профессиональные компетенции спортивного агента многогранны и предполагают знание юридических и экономических наук, спортивной психологии и профильных дисциплин вуза физической культуры. Результаты исследования указывают на то, что в состав профессиональных компетенций спортивного агента должны входить компетенции в области юридических наук, менеджмента, спортивной психологии, теории и методики спортивной тренировки и многие другие, имеющие отношение к профессиональной деятельности спортсмена.

Но главное, надо досконально знать специфику спортивной деятельности атлета. Это знание уставов спортивных организаций, положений о соревнованиях, регламенты, особенности трансфертных переходов, международную практику заключения и расторжения контрактов, решения, которые принимают международная и национальная федерации по видам спорта. И, конечно, требуется владеть иностранными языками, прежде всего, английским. Профессиональное обучение даст возможность подготовить высококвалифицированного специалиста в области спортивного агентирования. Отсутствие в России программ профессиональной подготовки или переподготовки специалистов в области спортивного агентирования не всегда благоприятно сказывается на деятельности агента.

Решая задачи исследования, мы посчитали логичным определить готовность выпускников МГАФК, оканчивающих направление подготовки «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» к этой профессии. Анкетирование было проведено за месяц до окончания обучения в Академии. Нас интересовало отношение студентов к профессии спортивного агента и насколько они, согласно их самооценке, были готовы избрать эту профессию в будущем.

Результаты исследования говорят о том, что выпускники осознают сложность этого вида деятельности в сфере спортивного менеджмента и понимают трудности на пути овладения профессией спортивного агента. Вместе с тем, установлено, что спортивное агентирование привлекательно для респондентов (80% положительных ответов). Студенты, ответившие положительно на этот вопрос, сообщили, что, если будет такая реальная возможность заняться спортивным агентированием, то они бы приложили максимум усилий, что овладеть этой профессией. 20% респондентов предпочли другие направления будущей деятельности или не смогли дать четкий ответ.

Респонденты практические единодушно высказали мнение, что для того, чтобы стать спортивным агентом надо получить обширные знания по разным дисциплинам, при этом особое внимание должно быть уделено следующим направлениям менеджмента:

- психология установления контактов и введение переговоров - 63% ответов,

- правовые основы спортивного агентирования - 94%,

- организация трансфертных сделок - 91%,

- организация брендинга атлета - 100%.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании материалов исследования были определены проблемы, спортивного агентирования в России. К этим проблемам следует отнести:

- противоречие между потребностью в отечественных квалифицированных спортивных агентах и сложившейся практикой спортивного агентирования в российском профессиональном спорте,

- противоречие между существующей практикой подготовки менеджеров в системе физкультурного образования и требованиями к профессии спортивного агента.

В настоящее время студенты не получают в должном объеме необходимых знаний для этой профессии. Выявленные в ходе исследования профессиональные компетенции спортивного агента могут быть использованы для формирования программы подготовки спортивных агентов в физкультурном вузе на факультативной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Sphere of Physical Education and Sports as a Business Object / A.V. Pochinkin, N.A. Prodanova, I.L. Dimitrov, S.V. Viseiko, V.A. Zaitsev, S.N. Pozdeeva // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Volume 24, Issue 8. - P. 4772-4777.

REFERENCES

1. Pochinkin, A.V., Prodanova, N.A., Dimitrov, I.L., Viseiko, S.V., Zaitsev, V.A. and Pozdeeva, S.N. (2020), "Sphere of Physical Education and Sports as a Business Object", International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Volume 24, Issue 8, pp. 4772-4777.

Контактная информация: avpo4inkin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2020

УДК 796.011.3

САМОИЗОЛЯЦИЯ ДОМА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МИНУТЫ ЮНОШЕЙ - СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗОВ Г. ТЮМЕНИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Николай Яковлевич Прокопьев, доктор медицинских наук, профессор, Алексей Михайлович Дуров, доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный университет; Евгений Алексеевич Семизоров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Светлана Ивановна Хромина, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Тюменский индустриальный университет; Динар Сабитович Речапов, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет

Аннотация

Пандемия коронавируса COVID-19 внесла существенные изменения в привычный образ жизни каждого человека нашей страны, в том числе студентов. В связи с решением Правительства РФ о введении на территории нашей страны режима самоизоляции, все студенты переведены на дистанционную форму обучения, что существенно изменило их уровень двигательной активности. В связи с тем, что индивидуальная минута (ИМ) как показатель функционального состояния организма человека в условиях вынужденной самоизоляции недостаточно освещен в доступной литературе, было проведено её изучение у 41 студента трех профильных вузов г. Тюмени. Изучение ИМ выполнено по Халбергу в течение недели в 8, 12, 16 и 20 часов. Установлено, что в условиях само-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.