работоспособности / Н.А. Фудин, А.А. Хадарцев, Ю.И. Бузиашвили, С.В. Чернышев // Академический журнал Западной Сибири. - 2015. - Том 11. - № 3 (58). - С. 71-72
8. Lysova, E.P. Correction of morphofunctional state of basketball and volleyball players, aged 17-20, at the stage of sports perfection using external counterpulsation technique / E.P. Lysova, P.K. Lysov., V.S. Spasova // Университетский спорт: здоровье и процветание нации : материалы VI международной конференции студентов и молодых ученых, 25-27 апреля 2016 г. - Малаховка, 2016. - С. 48-50.
REFERENCES
1. Biryukov, A.A. (2004), Therapeutic massage: textbook for students, publishing center "Academy", Moscow.
2. Garbusenko, S.A., Malakhov, V.V., Sergienko, I.V., Saidova, M.A., Kukharchuk, V.V. and Belenkov Yu.N. (2008), "Method of external counterpulsation in the treatment of patients with heart failure", Enhanced external counterpulsation, collection of articles, volume III, Publishing House medical company ALIMPEX, Tomsk, 2008, pp. 5-14.
3. Lysov, P.K., Lashchinina, E.V. and Lysova, E.P. (2010) "Somatometric features of athletes of a number of specializations at stages of sports perfection and the highest sports skill", Morphology, No. 4, pp. 116.
4. Lysov, P.K., and Lysova E.P. (2011), "Prevention of cardiovascular diseases and correction of morphofunctional state of athletes of macrosomal body type using the method of external counterpulsation", Scientific notes of St. Petersburg state medical University Acad. I. P. Pavlova, Volume XVIII, No. 2, pp. 8384.
5. Lysova, E.P. and Lysov, A.P. (2016), "Justification of a complex of means of recovery of working capacity of volleyball players of high qualification in the competitive period", proceedings of the XXXVI scientific-methodical conference of faculty and scientific staff, graduate students and applicants of the MSAPE, collection of materials of scientific research, Malakhovka, pp. 91-95.
6. Lysova, I.A. and Volkov A.V. (2017), "Volleyball as a means of health promotion", Modern approaches in the preparation of basketball and volleyball players, Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation 5-7 October 2016, Moscow State Academy of physical education, Malakhovka, pp. 180-189.
7. Fudin, N.A., Hadartsev, A.A., Buziashvili, Yu.I. and Chernyshev, S.V. (2015), "External counterpulsation as a means of restoring and improving sports performance", Academic journal of Western Siberia, Vol. 11, No. 3 (58), pp. 71-72.
8. Lysova, E.P., Lysov P.K., and Spasova, V.S. (2016), "Correction of morphofunctional state of basketball and volleyball players, aged 17-20, at the stage of sports perfection using external counterpulsation technique ", University sport: health and prosperity of the nation: proceedings of the VI international conference of students and young scientists, 25-27April 2016, Malakhovka, pp. 48-50.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2019
УДК 796.3
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СПОРТА
Анна Валентиновна Мазурина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Алпацкая, кандидат педагогических наук, доцент, Олег Евграфович Лихачев, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер РСФСР, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматриваются основные тенденции современного этапа развития профессионального спорта в мире и обусловленные этими изменениями требования к специалистам, осуществляющим подготовку отдельных спортсменов и спортивных команд в спортивных играх. Анализируется современное состояние и соответствие уровня подготовки специалистов для работы в современном коммерческом профессиональном спорте в стране. Рассматриваются особенности и основные
направления подготовки специалистов, осуществляющих подготовку спортсменов в профессиональном спорте с учетом сложившихся условий в нашей стране.
Ключевые слова: современный профессиональный спорт, особенности работы специалистов в игровых видах спорта; подготовка и лицензирование специалистов в профессиональном спорте.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.175-180
TO THE PROBLEM OF TRAINING SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND COMMERCIALIZATION OF PROFESSIONAL SPORTS
Anna Valentinovna Mazurina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena
Vladimirovna Alpatskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Evgrafovich Likhachev, the candidate of pedagogical sciences, professor, honored trainer of Russian, The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Abstract
The article examines the main trends of the modern stage of professional sports development in the world and the associated changes in the requirements for specialists who train individual athletes and sports teams in sports games. The current state and the level of training of specialists to work in modern commercial professional sports in the country is analyzed. The main areas of training of specialists who train athletes in professional sports, taking into account the prevailing conditions in our country, are offered.
Keywords: modern professional sports, features of professionals in gaming sports, training and licensing of professionals in professional sports.
ВВЕДЕНИЕ
Современный профессиональный спорт быстрыми шагами коммерциализируется и становится спортом без границ. Это привело к созданию многочисленных коммерческих профессиональных лиг по футболу, хоккею, баскетболу и другим игровым видам спорта. Дополнительным стимулом развития в этом направлении послужил допуск профессиональных спортсменов к олимпийским играм, к участию в которых они ранее не допускались. Олимпийские игры 1988 года в г. Сеуле явились той точкой отсчета, началом современного этапа развития мирового профессионального спорта. То, что ранее определялось как спорт высших достижений, олимпийский и профессиональный спорт закономерно объединились в понятии коммерческий профессиональный спорт. Понятие же любительский спорт было исключено из олимпийской хартии [1, 3].
Профессиональный спорт приобрел характер современного шоу-бизнеса, своего рода спортивного театра, при этом сохраняя основное отличие от других видов зрелищной индустрии соревновательный характер действия, происходящего на спортивной площадке этой своеобразной спортивной сцене. Соответственно, команды в этих видах спорта стали интернациональными, состоящими из спортсменов и тренеров различных стран [5,7]
Цель работы. Анализ современного состояния и тенденций подготовки и переподготовки специалистов для работы в профессиональных спортивных командах в Российской Федерации за рубежом.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рынок коммерческого спорта повлек за собой необходимость подготовки соответствующих специалистов. В российской прессе часто разгораются дискуссии о необходимости ограничения количества иностранных спортсменов-легионеров в российских командах, но в то же время острому дефициту, соответствующим образом подготовленных российских специалистов: тренеров, менеджеров, скаутов и других специалистов, т.е. тех, которые организуют работу в клубах, спортивных командах уделяется недостаточно внимания [6].
Одним из показателей наличия в стране специалистов соответствующего уровня подготовленности является приглашение их на работу в зарубежные профессиональные спортивные команды. А таких российских специалистов практически нет. И в тоже время во всех ведущих спортивных российских командах по футболу, баскетболу и других игровых видах спорта число зарубежных специалистов неуклонно растет.
Это объясняется тем, что условия, принципы и обязанности тренеров и менеджеров в профессиональных командах, спортивных федерациях значительно отличаются от условий функционирования любительского спорта или так называемого «полупрофессионального» спорта долгое время существовавшего в бывшем СССР, когда для того, чтобы оплачивать труд спортсменов приходилось устраивать их на различные фиктивные должности [2, 3, 7].
Необходимо понимать, что подготовка профессиональных отечественных тренеров даже более важная задача, чем подготовка профессиональных спортсменов. Это объясняется, во-первых, тем, что от тренеров, специалистов во многом зависит прогресс игрока, рост его мастерства и эффективности команды в целом.
Во-вторых, необходимо учитывать, что зарубежные тренеры-легионеры приглашаются в команды с определенными задачами. Например, с ними подписывается трудовой контракт и ставится задача занять определенное место в чемпионате страны, или первенстве профессиональной Евролиги. Причем необходимо учитывать, что какими игроками отечественными или зарубежными легионерами ему этого удастся добиться для руководства команды клуба не имеет принципиального значения.
Довольно часто приходится наблюдать, как например в баскетболе, на площадке борются 4-5 легионеров, а наши баскетболисты, даже члены сборной команды страны, «дружно» наблюдают за ходом борьбы со скамейки запасных и появляются на площадке в так называемое «бросовое» время, когда результат игры предрешен или, когда возникает необходимость дать передышку уставшим легионерам. Ни о каком росте мастерства наших спортсменов в этом случае говорить не приходится. Получается, что, приглашая иностранных специалистов в команды, мы тем самым затрудняем, замедляем рост мастерства российских спортсменов [4].
Результаты участия сборных команд нашей страны тренеров-легионеров клубных команд не интересуют, так как у них достижение высоких результатов российских команд не входит в условия контракта. Отсюда и такой «прогресс» наших сборных команд страны в игровых видах спорта, в которых работают слишком много иностранных тренеров. Обвинять легионеров-тренеров в этом случае нельзя. Они выполняют условия контракта так, как в случае неудачного выступления их просто уволят даже до истечения срока контракта, и они останутся без работы.
Нельзя не учитывать и такое положение, что опыта подготовки специалистов для классического коммерческого профессионального спорта в нашей стране практически нет. Имеется ввиду профессионального коммерческого спорта, который существует в странах с рыночной экономикой и который представляет определенный вид шоу-бизнеса. У нас весь профессиональный спорт до недавнего времени, представлял своеобразную, да и сейчас представляет в значительной степени, что-то в виде государственной малоэффективной псевдокоммерческой отрасли, которая хотя и получает из бюджета значительные деньги, но функционирование которой крайне малоэффективно. Подтверждением этого явились недавние кризисные события, произошедшие с российским спортом на международной арене. Кроме того, необходимо учитывать, что в стране бюджетных средств хронически не хватает, следствием чего уровень жизни свыше 20 миллионов российских граждан, по данным статистики опустился ниже уровня бедности.
Особенности современного профессионального спорта накладывают новые требования к процессу подготовки специалистов. Вроде бы совсем недавно во времени игры в баскетболе на скамейке запасных находились два тренера, а теперь присутствует как
минимум пять и все имеют свои обязанности: старший тренер, помощник тренера, тренер по физической подготовке или индивидуальной подготовке, тренер - аналитик, тренер по тактике нападения и тренер по защитным действиям, массажисты, врач травматолог и др. Тренеры помимо общей подготовки овладевают дополнительно какой-то узкой специализацией.
На первое место выходит требования знания английского языка. Только в этом случае тренер и специалист может рассчитывать на приглашение на работу в профессиональную команду, т.к. практически все команды состоят из спортсменов различных национальностей и общение с ними возможно только на английском языке. Странно, конечно, когда на первенство страны даже российские тренеры вынуждены проводить установки на игру, давать указания в минутные перерывы, при заменах игроков и т.д. на английском языке. Непривычно, но что делать, не будут же руководители клубов раскошеливаться еще и на переводчиков.
Знания английского языка, особенностей зарубежного профессионального спорта, международного спортивного законодательства по своему виду спорта, психологии общения со спортивными звездами, обладающими высоким уровнем профессионализма и финансового состояния и межнациональными командами-коллективами, укомплектованными спортсменами различных национальностей - все это обязательное требование к тренерам профессиональных команд.
Такая программе дополнительной подготовки обязательно должна сопровождаться краткой стажировкой, при какой-либо коммерческой профессиональной команде, клубе. Стажер, образно говоря, должен не только прослушать преподавателей, но и потрогать, попробовать коммерческую работу, пообщаться со специалистами, уже имеющими опыт работы в коммерческой сфере.
Если мы хотим иметь достаточное количество квалифицированных, знающих тренеров, то практически в каждой команде должна быть предусмотрена должность тренера-стажера. Каждому слушателю, должен быть предложена на его выбор индивидуальная программа стажировки в профессиональной команде с подробным описанием заданий с обязательной последующей защитой дипломного проекта по одной из проблем своего профессионального вида спорта.
В перспективе в данном учебном заведении (школе профессиональных тренеров) может быть и должна быть группа студентов, которая проходит обучение на английском языке. Это позволит приглашать не только российских, но и зарубежных студентов. В этом случае учебное заведение сможет не только зарабатывать за счет иностранных студентов, но отбирать перспективных зарубежных студентов для работы в нашей стране, а также устанавливать более тесные связи между российскими и зарубежными студентами. Естественно, авторитет такого учебного заведения значительно повысится не только в России, но и за рубежом.
Еще одна острая проблема. Подготовка тренеров для получения тренерской лицензии, позволяющей работать с профессиональными командами, будет успешной, если удастся пригласить на обучения молодых людей, желающих и мечтающих достичь успеха в этой трудной профессии тренера. Здесь следует учитывать две категории кандидатов на обучение. Это молодые люди с высшим образованием не обязательно профильным, но в случае отсутствия такого такие люди должны пройти переподготовку на факультетах дополнительного образования при вузах по физической культуре и только потом пройти обучение на специализированных тренерских курсах профессиональной подготовки.
Вторую группу могут составить кандидаты из профессиональных спортсменов, закончивших спортивную карьеру, имеющих спортивный стаж не менее 8-10 лет и звание мастера спорта. В таком случае они освобождаются от платы за обучение, имеют первоочередное право на зачисление по конкурсу, как на факультет переподготовки, так и, собственно, на тренерские курсы. Кроме того, эти льготы распространяются на спортсменов,
которым пришлось закончить досрочно спортивную карьеру в результате травмы, или еще какого-то несчастного случая. Причем этот пункт должен быть внесен в страховой полис профессионального спортсмена при заключении контракта. Финансирование подготовки в этом случае оплачивается клубом или федерацией по виду спорта.
ВЫВОДЫ
1. Для успешной адаптации к современным, сложным социально-экономическим условиям функционирования профессионального спорта необходимо иметь с одной стороны хорошую базовую подготовку на уровне выпускника вуза по физической культуры и спорту, с другой стороны, обладать высокой профессиональной подготовкой и овладеть хотя бы одной узкой специализацией по методике подготовки в избранном виде спорта.
2. Система обучения должна быть четко ориентирована на овладение на достаточно высоком уровне профессиональным английским языком с учетом специфики избранного вида спорта, знанием международного законодательства в избранном виде спорта, знаниями и навыками работы со спортсменами высокого уровня и особенностями функционирования команд укомплектованных спортсменами различных национальностей.
3. Одним из факторов, определяющих успешность подготовки специалистов для профессионального спорта, является привлечение к получению этой специальности профессиональных спортсменов, заканчивающих спортивную карьеру, т.к. они уже имеют высокий уровень спортивной подготовленности и обширный опыт выступления в профессиональном спорте.
Ограниченный объем статьи не позволяет детально рассмотреть большинство проблем подготовки специалистов для профессионального спорта. Для успешного их решения необходим коллективный разум опытных специалистов разных специализаций, но обязательно имеющих опыт работы в этой в этом виде спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональный спорт / С.И. Гуськов, В.Н. Платонов, М.М. Линец, Б.Н. Юшко. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 391 с.
2. Игровые виды спорта в России. О состоянии дел в игровых видах спорта в Российской Федерации (материалы «круглого стола», 16 октября 1997 г.). - Москва : [б. и.], 1997. - 62 с.
3. Котов, А.В. Организационно-управленческие и экономические аспекты становления профессионального спорта в России / А.В. Котов // На рубеже XXI века. Год 1999-й. Научный альманах. Том I. - Малаховка, 1999. - С. 193-200
4. Кущенко, С.В. Организационно-методические аспекты управления профессиональным баскетбольным клубом (на примере ПБК ЦСКА) / С.В. Кущенко, Л.В. Костикова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 61-63.
5. Лихачев, О.Е. Современные проблемы профессионального баскетбола в Российской Федерации / О.Е. Лихачев, А.В. Мазурина, Р.Г. Ганиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 103-110.
6. Переверзин, И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов / И. Переверзин, Ф. Суслов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 57-61.
7. Починкин, А.В. Трансформация организационно-правовых форм профессиональных клубов как один из аспектов формирования российской модели профессионального коммерческого спорта / А.В. Починкин // Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава МГАФК. Выпуск III. - Малаховка, 2005. - С. 141-148.
REFERENCES
1. Guskov S.I., Platonov V.N., Linets M.M. and Yushko, B.N. (2000), Professional Sport, Olympic Literature, Kiev.
2. Gaming sports in Russia, On the state of gaming sports in the Russian Federation (round table materials, October 16, 1997), Moscow.
3. Kotov A.V. (1999), "Organizational-management and economic aspects of the formation of professional sports in Russia", At the turn of the 21st century. Year 1999. Scientific Almanac, Volume I, Malakhovka, pp.193-200.
4. Kushchenko, S.V. and Kostikova, L.V. (2005), "Organizational and methodical aspects of the management of a professional basketball club (using the example of PBC CSKA)", Theory and practice of physical culture, No.11, pp, 61-63.
5. Likhachev, O.E., Mazurina, A.V. and R.G. Ganiev (2014), "Contemporary problems of professional basketball in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 103-110.
6. Pereverzin I. and Suslov, F. (2002), "On the structure of modern sport of higher achievements and socio-legal status of -professional athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 57-61.
7. Pochinkin, A.V. (2005), "Transformation of organizational and legal forms of professional clubs as one of the aspects of the formation of the Russian model of professional commercial sports", Materials of the scientific conference of the faculty of the IGAFC, Issue III, Malakhovka, pp. 141-148.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2019
УДК 796.42
АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ПАРАЛИМПИЙСКОЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ 2019
Сергей Иванович Мануйлов, Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул; Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, тренер-преподаватель, Спортивная школа олимпийского резерва №1 Центрального района, Санкт-Петербург
Аннотация
В ноябре 2019 в г. Дубае (ОАЭ), состоялся Чемпионат мира по паралимпийской легкой атлетике. Анализ результатов данного форума особо важен перед Паралимпийскими играми-2020, которые должны пройти через 300 дней после окончания данного Чемпионата. Сборная команда России сумела выиграть на данном форуме 41 медаль, 10 из которых - золотые. Итогом выступления стало 6 общекомандное место. Необходимо отметить, что участие в данных соревнованиях стало первым опытом после вынужденного трехлетнего перерыва. Необходимо констатировать стремительно возросшую конкуренцию и уровень результатов практически во всех соревновательных дисциплинах, о чем свидетельствует установление 58 рекордов мира.
Ключевые слова: паралимпийская лёгкая атлетика, атлеты с нарушением зрения, атлеты с поражением ОДА, атлеты с интеллектуальными нарушениями, анализ выступления.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.180-183
ANALYSIS OF PERFORMANCE OF RUSSIAN NATIONAL TEAM IN WORLD PARA ATHLETICS WORLD CHAMPIONSHIP 2019
Sergey Ivanovich Manuilov, the honored coach of Russia, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Altai State Pedagogical University, Barnaul; Igor Nikolaevich Voroshin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, coach, Sports School of Olympic Reserve №1 of
Central district, St.-Petersburg
Abstract
In November 2019 in Dubai (UAE) there was the Para Athletics World Championship 2019. Analysis of the results of these competitions is of great importance before the Paralympic Games 2020, which will be in three hundred days after World Championship - the first half of September 2020. In this material we made the analysis of national team performance at this competition. The Russian national team won 41 medals at this competition, including 10 gold medals. The result of the performance was the 6th team place. The competition was distinguished by high results, as evidenced by the setting up of 58 world records.