Научная статья на тему 'Проблематика агентской деятельности в спорте'

Проблематика агентской деятельности в спорте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1857
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / PROFESSIONAL SPORT / АГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ / SPORTS AGENT / СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНА / AGENT'S WORK / SPORTSMAN'S SUPPORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубов А. М.

В статье представлены результаты анализа проблем агентской деятельности в сфере профессионального спорта. Выделенные функции профессиональной деятельности спортивного агента раскрывают такие значимые направления подготовки как юридическое, научно-методическое, медико-биологическое, психологическое сопровождение спортсмена, консалтинговые услуги и рекламное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of analysis of professional sports agents work problems. The author singles out certain functions of the sports agents professional activity and dwells upon significant areas of sports agents training, such as legal, scientifical & methodical, medical & biological, psychological support of a sportsman, consulting and advertising services.

Текст научной работы на тему «Проблематика агентской деятельности в спорте»

ПРОБЛЕМАТИКА АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ

А. М. Дубов

Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблем агентской деятельности в сфере профессионального спорта. Выделенные функции профессиональной деятельности спортивного агента раскрывают такие значимые направления подготовки как юридическое, научно-методическое, медико-биологическое, психологическое сопровождение спортсмена, консалтинговые услуги и рекламное обеспечение.

Ключевые слова: профессиональный спорт, агентская деятельность, спортивный агент, сопровождение спортсмена.

Summary. The article presents the results of analysis of professional sports agent's work problems. The author singles out certain functions of the sports agent's professional activity and dwells upon significant areas of sports agents' training, such as legal, scientifical & methodical, medical & biological, psychological support of a sportsman, consulting and advertising services.

Ф #

Keywords: professional sport, agent's work, sports agent, sportsman's support.

Радикальные преобразования в социально-экономической жизни и государственно-политической организации страны обусловили существенные изменения социально-культурной деятельности российского общества, включая сферу физической культуры, национальную систему физического воспитания. В результате перехода к рыночным отношениям, а также в силу объективных закономерностей развития самого спорта начиная с 90-х гг. ХХ в. идет активный процесс становления и развития российской модели профессионального коммерческого спорта. Эти реформы дали импульс для смены приоритетов в структуре спортивного движения, способствовали созданию предпосы-

лок для превращения профессионального спорта в отрасль зрелищной индустрии, живущей по законам бизнеса. 97 Расширилось проявление коммерческих функций спорта. Соревнования, спортсмены, тренеры получили высокую рыночную стоимость.

Реформы затронули все стороны деятельности профессиональных спортивных организаций: правовое положение, трудовые отношения со спортсменами, организационную структуру, при этом изменились не только источники финансирования, но и место самого профессионального спорта в системе общественных ценностей в пользу коммерческого спорта. То, что некоторое время назад было неприемлемо, сегодня никого не удивляет. Например, отно-

98

сительно высокие заработки профессионалов и суммы, выплачиваемые за трансфер того или иного спортсмена. Что касается трансформации организационной структуры профессионального спорта, то она выразилось в создании профессиональных спортивных объединений, юридически самостоятельных федераций, лиг по видам спорта, изменении статуса профессиональных клубов. Принципиально новым стало и появление спонсорской поддержки со стороны крупных, в том числе иностранных компаний.

Современный мировой спорт - это:

• вид профессиональной трудовой деятельности (в первую очередь для спортсменов и тренеров);

• бизнес (для спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и прочих СМИ);

• эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спонсоров);

• возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании;

• социальное явление с пристальным вниманием общества к результатам.

Прошедшие в Ванкувере Олимпийские игры показали несостоятельность системы подготовки спортсменов в России. Запас прочности, заложенный еще в советский период, ныне иссяк. Устарели методики организации процесса подготовки спортсмена, в том числе требует пересмотра структура кадрового обеспечения в сфере спорта высших достижений. В связи с этим вопрос реформирования всей системы физической культуры и спорта, назревавший уже давно, встал сейчас, в преддверии Олимпиад в Лондоне-2012 и

Сочи-2014, как никогда остро, на что было обращено внимание руководителей страны.

Одной из важнейших задач деятельности специалиста в области физической культуры и спорта является воспитание спортсмена. В этом процессе принимают участие тренеры, педагоги, родители, специалисты физкультурно-спортивных организаций, спортивные менеджеры. Но одна из сторон, участвующих в этом процессе во всем мире, в нашей стране остается в тени. Речь идет о спортивных агентах.

Важная проблема всего российского спорта заключается в том, что спортсмен-юниор не может самостоятельно адаптироваться в профессиональном спорте или просто теряется. Происходит это по разным причинам: неспособность переносить физические нагрузки в профессиональном спорте, недостаточная психологическая подготовленность молодого спортсмена к борьбе за место в основном составе и т.д. Но есть и трудности, связанные с взрослением: после подписания первого профессионального контракта в возрасте 16-18 лет у молодого человека в связи с постоянными доходами нередко выходят на первый план сугубо меркантильные интересы (дискотеки, развлечения, нездоровый образ жизни и т.д.). Родители желают добра своему ребенку, но уровень их профессиональной компетентности, проявляющийся в теоретико-методи-че ской и орга ни за ци он но-пра кти ческой сферах деятельности, не соответствует требованиям современного спорта. Именно поэтому спортсмену необходим агент, который поможет оградить спортсмена от необдуманных поступков, поддержать психологически, помочь с выбором места тру-

ф

доустройства, где спортсмену будет легче адаптироваться к профессиональному спорту, в том числе и в физическом плане.

Появление спортивных агентов историки относят к 1925 г., когда футболист Р. Грендж нанял К. Пайла для того чтобы он представлял его интересы. В 1960 г. американец Марк Мак-Кормак создал агентство IMG, ныне могущественную империю, представляющую интересы сотен выдающихся спортсменов. Сегодня все крупные заокеанские агентства имеют свои представительства на других континентах.

Нет сомнений, что сегодня агентская деятельность - неотъемлемая и необходимая часть профессионального спорта. В России агентская деятельность развивается достаточно быстро, ведь, если вспомнить, пять лет назад у нас почти не было агентов. Постепенно отношения между клубом и спортсменом становятся более профессиональными и цивилизованными.

Приводим определение профессии агент, данное по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Базовая группа 3429 включает в себя «прочий торгово-коммерческий персонал, не входящий в другие базовые группы» составной группы 342 «Средний персонал торгово-коммерческой деятельности и услуг». Слово агент (лат. «действующий») означает лицо, действующее по поручению кого-либо, то есть уполномоченный. По существу, спортивный агент (adviser) - это человек, ведущий переговоры об условиях контракта спортсмена, оказывающий ему юридические, коммерческие, бытовые, консалтинговые и иные услуги и получающий за это вознаграждение.

Их обязанности могут включать:

• реализацию коммерческих и транспортных услуг, получение информации о продажах и ведение переговоров;

• организацию заключения контрактов о выступлениях артистов и спортсменов, ведение переговоров, разъяснение условий контракта и обеспечение их соблюдения;

• заключение контрактов от имени клиента об издании книг, постановке пьес, исполнении музыкальных произведений, их записи и продаже музыкальной продукции;

• выполнение родственных обязанностей;

• руководство другими работниками.

Таким образом, спортивный агент реализует функции продюсера, топ-менеджера, личного администратора и коммерческого директора, который заботится о том, чтобы спортсмен мог полностью сосредоточиться на тренировочном процессе и соревнованиях. Уровень нагрузок и конкуренции в современном спорте настолько велик, что профессиональный спортсмен просто не в состоянии отвлекаться на бытовые и коммерческие проблемы. За него это делают доверенные лица. Например, однажды суперзвезда мирового хоккея Сергей Федоров в интервью признался, что не особенно вникает в нюансы будущего контракта, это прерогатива его агента. Задача агента -помогать профессиональному спортсмену принимать эффективные решения, учитывая все особенности того или иного спорта как бизнеса.

Одна из основных задач агента состоит в том, чтобы обеспечивать карьерный рост игрока и его финансовое благополучие, а это сложно, так как

99

100

агент - посредник между спортсменом и, как правило, двумя работодателями.

Помимо всего прочего, агент должен быть для своего спортсмена еще и воспитателем. Дело в том, что у многих современных спортсменов недостаточно развита мотивационная сфера личности и волевая регуляция деятельности. Часто это выражается в том, что, заключив приличный контракт, некоторые перестают к чему-либо стремиться и готовы быть запасными. Вот почему агент должен постоянно внушать спортсмену мысль о том, что только настоящий труд на тренировках поможет ему достичь спортивных вершин, что именно на них всегда надо делать немного больше, чем сказал тренер, что нет ничего предосудительного в том, чтобы начинать с малого, потому что малое при должном отношении к делу почти наверняка превратится в большое.

В агентской деятельности существенную роль играет учет возрастного фактора, поскольку существуют различия в сопровождении спортсмена в разные периоды его карьеры. Говоря о детско-юношеском спорте, основной упор стоит делать на контроле здоровья и физиологического состояния спортсмена. При переходе из детско-юношеского спорта во взрослый и подписании первого профессионального контракта стоит обращать внимание на психологическую поддержку спортсмена, оберегать его от различных необдуманных поступков при неослабном контроле физического состояния. А вот при работе с взрослыми спортсменами на первый план выходит юридическое, экономическое сопровождение и консалтинг, так как к 25 годам спортсмен способен самостоятельно отслеживать и адекватно оценивать собственное функ-

циональное состояние. К этому времени у спортсмена, как правило, уже появляется семья, и его интересует юридически грамотно составленный контракт с максимальной экономической выгодой (это касается и трудовых договоров, и спонсорских контрактов) для обеспечения достойных условий существования для своей семьи.

Таким образом, основными функциями деятельности спортивного агента, на наш, взгляд являются:

1. Юридическое сопровождение. Главная функция - составление контракта между спортсменом и работодателем. Работодатель всегда стремится составить контракт в свою пользу. Иногда руководители клубов негативно относятся к работе агентов, так как неопытными и молодыми проще управлять, когда у него нет помощника. В Англии, например, футбольный контракт состоит не менее чем на 20-30 листах, в то время как у нас на 4-5. Один из важнейших компонентов - это представительство интересов спортсмена в арбитражной инстанции.

2. Психологическое сопровождение. Одна из задач - мотивировать спортсмена, ибо только в этом случае у него будет происходить карьерный рост.

3. Научно-методическое сопровождение и планирование карьеры. Агент должен разбираться в нюансах того вида спорта, каким занимается его клиент, отслеживать, на какой вектор ориентируются тренеры и руководители команд. Важный момент: будучи лидером в клубе рангом ниже, можно организовать переход спортсмена в более сильный клуб на более выгодные финансовые условия (казалось бы, все от этого в выигрыше), но там может возникнуть ситуация, что игровое вре-

ф

ф

мя будет значительно сокращено и соответственно будет временно утрачена спортивная форма спортсмена, а в прежний клуб уже могут и не позвать, так как место уже занято. И выигрышная ситуация оборачивается резким карьерным спадом. То есть агент должен планировать карьеру спортсмена, осознавать его потенциальный уровень, понимать, на каком этапе своей карьеры тот находится. Представлять, в каком клубе и когда тот должен оказаться, а в каком - не должен оказаться ни при каких обстоятельствах.

4. Медико-биологическое сопровождение. Одним из важнейших факторов при трудоустройстве спортсмена являются медицинские показатели. Не секрет, что наша восстановительная медицина отстает от зарубежной. Здесь агент должен контролировать все, что связано со здоровьем спортсмена и его восстановлением. Неотъемлемой составляющей здесь является страхование жизни и здоровья спортсмена.

5. Экономическое сопровождение. Агент должен разбираться в экономических реалиях, чтобы подсказать спортсмену, куда грамотно вложить заработанные деньги и в дальнейшем управлять капиталом.

6. Консалтинг. Требуется оградить спортсмена и его семью от бытовых вопросов. Сюда включается снабжение экипировкой, организация отдыха и т.д. В отношении молодых спортсменов, иногда требуется серьезный бытовой контроль, так как при получении хорошей заработной платы могут появляться различные негативные соблазны.

7. Подготовка спортсмена к жизни после окончание карьеры. Сюда, по нашему мнению, следует отнести помощь в получение спортсменом образования; поскольку спортивный век

недолог, то с самого начала необходимо озаботиться пенсионным страхованием; при достаточно высоких заработках спортсменов это не является серьезной финансовой проблемой.

8. Public Relations. Как и в любом другом бизнесе, правильно проработанный медиа-план является залогом коммерческого успеха.

Для успешного осуществления этих функций агент должен обладать обширными профессиональными связями. Вследствие того, что спортивному агенту приходится иметь дело с различными участниками системы физической культуры и спорта (непосредственно со спортсменами и их родителями, тренерами, руководителями спортивных организаций и т.д.), он обязательно должен быть отличным психологом. Профессионально важные качества спортивного агента: порядочность, честность и образованность.

Выбор агента - ответственный шаг. За талантливых детей между агентами существует серьезная конкуренция. Некоторые агенты, работая в связке с тренером, начинают шантажировать спортсмена: необходимо подписать 101 контракт для твоей будущей карьеры. Доходит до того, что согласие спортсмена выбивается обманом и хитростью или попросту покупается. Подходить к вопросу выбора агента надо очень серьезно. В первую очередь, родители и игроки должны определить уровень профессионализма потенциального агента. О репутации агента говорят его нынешние клиенты, выигранные им дела и послужной список. Другой аспект - образование агента. Очень многие люди в агентском бизнесе случайны. Важно понять, как человек попал в агентский бизнес, знает ли он тот вид спорта, в котором работает,

102

сколько лет в нем проработал. И поскольку эта тема непосредственно касается жизни, безусловно, надо выбирать человека, с которым элементарно приятно общаться: порядочного, честного, воспитанного.

Основные проблемы в процессе агентской деятельности, в том числе по опросам специалистов, заключаются в следующем:

• Отсутствие законодательной базы и четкой системы лицензирования агентской деятельности. На данном этапе развития системы физической культуры и спорта спортивный агент, не имеющий лицензии, может осуществлять свою деятельность по обычной доверенности от спортсмена. Отсюда вытекают и отсутствие контроля за агентской деятельностью, и недополучение бюджетом налоговых поступлений и др.

• Разовость действий агента, то есть, подписав контракт между спортсменом и работодателем и получив свои комиссионные, агент прекращает дальнейшее сопровождение спортсмена. В дальнейшем этот агент выходит на спортсмена при возможности подписания следующего контракта или переподписания ныне действующего.

• Агенты проводят работу только с наиболее перспективными спортсменами уровня сборных команд России, в связи с чем основная группа спортсменов остается без должного сопровождения, способного вывести спортсмена на качественно новый конкурентный уровень.

• Отсутствие должного образования агентов, в том числе незнание иностранных языков, так как по роду своей деятельности агентам приходится сталкиваться с иностранными клубами, скаутами, менеджерами и др.; незнание нормативно-правовых актов и т.д.

• Сугубо меркантильные интересы подавляющего числа ныне действующих спортивных агентов. Одна из серьезных проблем современной системы заключения контрактов между спортсменом и работодателем - это система двойного вознаграждения, когда агент получает комиссионные и от спортсмена, и от клуба. Такая ситуация приводит к неоправданному раздуванию бюджета спортивной организации, что особенно актуально в свете нынешней сложной финансовой ситуации в стране и в мире.

• «Кастовость».

В итоге можно сделать следующие выводы. Необходимо:

• четкое правовое регулирование агентской деятельности;

• междисциплинарное образование специалистов в области агентской деятельности, включающее правовые, психологические, спортивные, медицинские (в том числе страхование) и экономические составляющие, а также обязательное знание иностранного языка;

• создавать атмосферу нетерпимости в обществе к непрофессиональным агентам.

Учитывая актуальность специальной подготовки спортивных агентов и в свете выявленных проблем агентской деятельности в сфере физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет вводит в программы обучения педагогов по физической культуре и менеджеров соответствующие дисциплины. При подготовке бакалавров педагогического образования по профилю физическая культура в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами в вариативную часть вводится курс лекций «Агентская деятельность в спорте». Он позволит в дальнейшем углубить инте-

ф

ресующую нас подготовку в рамках магистратуры. Бакалавры педагогического образования получают профессиональную подготовку в области педагогики, психологии, теории и методики физической культуры и спорта, правоведения, менеджмента, что в сочетании с новыми курсами позволит сформировать профессиональные компетенции, в первую очередь в детско-юношеском спорте. Московский педагогический государственный университет открыл также другую образовательную программу, которая позволит готовить специалистов в области агентской деятельности. Это магистерская программа «Спортивный менеджмент», которая, помимо решения практических вопросов, позволит сформировать навыки научно-исследовательской деятельности в вопросах сопровождения спортсмена. Введена и профильная программа повышения квалификации работающих специалистов в области агентской деятельности в спорте. Таким образом, введение этих образовательных программ позволяет выстроить целостную систему подготовки специалистов в агентской деятельности в спорте.

СПИСОК ИТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. В. Спортивное право России: Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. - 671 с.

2. Гуськов С. И. Игра называется деньги. -М.: Полиграфсервис, 1997. - 210 с.

3. Гуськов С. И. Профессиональный спорт и российская действительность // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М.: ВНИИФК, 2000.

- С. 66-85.

4. Гуськов С. И., Платонов В. Н., Линец М. М., Юшко Б. Н. Профессиональный спорт.

- Киев: Олимпийская литература, 2000.

- 391 с.

5. Жолдак В. И., Сейранов С. Г. Менеджмент.

- М.: Советский спорт, 1999. - 528 с.

6. Кущенко С. В., Костикова Л. В. Организационно-методические аспекты управления профессиональным баскетбольным клубом // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. -С. 61-63.

7. Михно Л. В., Винокуров Б. Н., Марьяно-вич А. Т. Основы хоккейного менеджмента. - СПб: «Издательство Диан», 2004. - 352 с.

8. Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Физкультура и спорт», 2006. - 464 с.

9. Положение об агентах Российской Федерации Баскетбола [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www basket.ru.

10. Положения об аккредитации хоккейных агентов при Профсоюзе Игроков Континентальной Хоккейной Лиги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.khlptu.ru.

11. Починкин А. В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: монография - М.: Советский спорт, 2006. - 216 с.

12. Прокопец М. А., Рогачев Д. И. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах.

- М.: Новая юстиция, 2009. - 424 с.

13. Регламент по агентской деятельности |Ud Российского Футбольного Союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.rfs.ru.

14. СарсанияК. Нелегкое агентское счастье // Индустрия футбола. - 2008. - № 8.

- С. 30-33.

15. Трудовой кодекс Российской Федерации.

16. Уловистова Н. В. Трудовые отношения в профессиональном спорте: комментарий юриста. - М.: Советский спорт, 2004. - 128 с.

17. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с изм., внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 313-ФЗ.

18. Шааф Ф. Спортивный маркетинг: пер. с англ. - М.: Филинъ, 1998. - 464 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.