Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СПОРТА РОССИИ'

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СПОРТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СПОРТЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИКА СПОРТА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ENTREPRENEURSHIP IN SPORTS / STATE GOVERNANCE / ECONOMIC FIGURES / ECONOMICS OF SPORT / STATISTIC CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Антон Александрович

Современная государственная политика России направлена на поддержку предпринимательской активности, а также на вовлечение населения в регулярные занятия физкультурой и спортом. Интеграция предпринимательства в систему государственного спорта способна обеспечить более высокий уровень практического использования современных рыночных инструментов в бюджетных спортивных организациях. Сотрудничество государственных спортивных организаций с предпринимателями в сфере спорта может способствовать устойчивому развитию экономики спорта, повышению эффективности продаж спортивных товаров и услуг, поиску практических комбинаций, направленных на извлечение прибыли в процессе реализации текущей спортивной деятельности. Государственный спорт России нуждается в механизмах развития частной предпринимательской инициативы. В статье автором даны рекомендации по совершенствованию организационных механизмов взаимодействия государственного сектора и частных предпринимательских структур, реализация которых позволит вывести спортивную экономику на новый уровень. Повышение уровня предпринимательской культуры в спортивной сфере наряду с ростом экономических и спортивных показателей в государственных спортивных организациях отвечает актуальным задачам, обозначенным в федеральных проектах «Популяризация предпринимательства» и «Спорт - норма жизни», которые входят в национальные проекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Демография».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP ROLE IN THE SYSTEM OF STATE SPORT IN RUSSIA

The current state policy of Russia orients to the support of entrepreneurial activity and involvement of the population into regular physical training and playing sports. Integration of entrepreneurship in the system of state sports can provide a higher level of practical use of available market tools in budget sport organizations. Collaboration of state sport organizations and entrepreneurs in the field of sports could promote sustainable development of sport economy, raise efficiency of sport goods sales and services and intensify the search for practical combinations aimed at gaining profits in the process of everyday sport activity. State sport in Russia needs mechanisms of developing private entrepreneurial initiative. The author gives recommendations for upgrading organizational mechanisms of interaction between the state sector and private business structures and their realization can raise sport economy to a new level. Improving the level of entrepreneurial culture in the sports field in line with the growth in economic and sport results in state sport organizations is relevant to the acute goals identified in the Federal projects ‘Entrepreneurship Popularization’ and ‘Sport is a Norm of Life’, which are included in the national projects ‘Small and Medium Business and Support of Individual Entrepreneurial Initiative’ and ‘Demography’.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СПОРТА РОССИИ»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

DOI: http: // dx. doi. org/10.21686/2413-2829-2020-4-129-142

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СПОРТА РОССИИ

А. А. Сергеев

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Современная государственная политика России направлена на поддержку предпринимательской активности, а также на вовлечение населения в регулярные занятия физкультурой и спортом. Интеграция предпринимательства в систему государственного спорта способна обеспечить более высокий уровень практического использования современных рыночных инструментов в бюджетных спортивных организациях. Сотрудничество государственных спортивных организаций с предпринимателями в сфере спорта может способствовать устойчивому развитию экономики спорта, повышению эффективности продаж спортивных товаров и услуг, поиску практических комбинаций, направленных на извлечение прибыли в процессе реализации текущей спортивной деятельности. Государственный спорт России нуждается в механизмах развития частной предпринимательской инициативы. В статье автором даны рекомендации по совершенствованию организационных механизмов взаимодействия государственного сектора и частных предпринимательских структур, реализация которых позволит вывести спортивную экономику на новый уровень. Повышение уровня предпринимательской культуры в спортивной сфере наряду с ростом экономических и спортивных показателей в государственных спортивных организациях отвечает актуальным задачам, обозначенным в федеральных проектах «Популяризация предпринимательства» и «Спорт - норма жизни», которые входят в национальные проекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Демография».

Ключевые слова: предпринимательство в спорте, государственное управление, экономические показатели, экономика спорта, статистический контроль.

ENTREPRENEURSHIP ROLE IN THE SYSTEM OF STATE SPORT IN RUSSIA

Anton A. Sergeev

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia

The current state policy of Russia orients to the support of entrepreneurial activity and involvement of the population into regular physical training and playing sports. Integration of entrepreneurship in the system of state sports can provide a higher level of practical use of available market tools in budget sport organizations. Collaboration of state sport organizations and entrepreneurs in the field of sports could promote sustainable development of sport economy, raise efficiency of sport goods sales and services and intensify the search for practical combinations aimed at gaining profits in the process of everyday sport activity. State sport in Russia needs mechanisms of developing private entrepreneurial initiative. The author gives recommendations for upgrading organizational mechanisms of interaction between the state sector and private business structures and their realization can raise sport economy to a new level. Improving the level of entrepreneurial culture in the sports field in line with the growth in economic and sport results in state sport organizations is relevant to the acute goals identified in the Federal projects 'Entrepreneurship Popularization' and 'Sport is a Norm of Life', which are included in the national projects 'Small and Medium Business and Support of Individual Entrepreneurial Initiative' and 'Demography'.

Keywords: entrepreneurship in sports, state governance, economic figures, economics of sport, statistic control.

На сегодняшний день российское общество определяет предпринимательскую деятельность как социально полезный фактор, способствующий устойчивому развитию экономики, стимулированию инновационных подходов в хозяйственной деятельности и самовыражению личности на основе достижений в созданном бизнесе.

В рыночной экономике основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами, которые осуществляют поиск и внедрение новых технологий, новых видов продукции с улучшенными потребительскими характеристиками. Решение нестандартных задач хозяйственного развития обеспечивается посредством реализации таких функций предпринимательства, как инновацион-ность, творчество, новаторство и готовность к риску [2. - С. 48].

Большинство государственных спортивных организаций используют устаревшие системы управления. Государственный спорт является обособленным институтом общественной жизни, в который с задержкой внедряются современные рыночные инструменты и бизнес-подходы. В первую очередь система нуждается в механизмах развития, инструментах статистического контроля, а также в инструментах маркетинга, направленных на привлечение и информирование потребительской аудитории и повышение зрелищно-сти спортивных мероприятий.

Отдельным блоком приоритетного консолидирования рыночного подхода в управлении государственным спортом выступают продажи. Формирование системы продаж на сегодняшний день является ключевым направлением развития в любой хозяйственной деятельности, нацеленной на рост коммерческих показателей и благосостояния хозяйствующего субъекта.

Также ценными методиками современной предпринимательской культуры являются инструменты организации времени, тайм-менеджмент, 1Т-решения и ди-

зайн. Все это может плодотворно способствовать реализации предпринимательского потенциала в государственных бюджетных учреждениях спортивной сферы.

Прежде всего государственные спортивные организации могут быть полезны предпринимательским структурам своими ресурсами в виде объектов спорта. В свою очередь предпринимательские структуры индустрии спорта будут полезны государственным спортивным организациям новаторским подходом и нацеленностью на коммерческий результат. Спортивные мероприятия с коммерческим подходом существенно отличаются от плановых, входящих в единый календарь спортивных мероприятий. Отличие заключается в подходах и приоритетах. Если в государственных спортивных организациях в первую очередь уделяется внимание развитию кадрового потенциала спортсменов, отбору и выявлению победителей, кандидатов в сборную команду, то в коммерческом подходе акцент делается на развлекательной и зрелищной составляющих с целью извлечения финансового дохода, который обеспечивают участники, зрители, спонсоры, рекламодатели и средства массовой информации, заинтересованные в трансляциях таких мероприятий.

В российском футболе можно наблюдать смешанный тип государственного и частного взаимодействия в организации спортивных мероприятий, который дает определенные результаты. Поскольку футбол является наиболее популярным и зрелищным видом спорта, то многие диспропорции нивелируются за счет доходов, покрывающих все возможные издержки, или, как минимум, стремятся к нулю по отношению к ним.

В футболе по сравнению с другими видами спорта предпринимательский потенциал развит гораздо лучше, что подтверждается телевизионными трансляциями, спонсорскими соглашениями, а также функционированием большого количества частных школ, лиг и турниров. Мировая практика доказывает, что футбол явля-

ется видом спорта, в котором частная форма собственности доминирует над государственной.

С точки зрения предпринимательской инициативы игровые виды спорта наиболее привлекательны по охвату потребительской аудитории. Однако имеется большое количество видов спорта (в основном индивидуальных), подход к организации которых не позволяет достигать высоких коммерческих доходов. Ввиду специфики и сложности восприятия правил вида спорта, а также отсутствия хорошо упакованных маркетинговых кампаний общественный спрос на потребление данных видов спорта как зрелища существует лишь в узкой вовлеченной группе любителей и специалистов. Отсюда отсутствие должного уровня зрелищности, посещаемости, спонсорских интересов и спроса на трансляции. Как правило, эти виды спорта входят в программу Олимпийских игр и в зону интересов государственной политики, а также федераций по данным видам спорта и, соответственно, Олимпийского комитета.

Критерии, влияющие на популярность вида спорта, складываются из таких составляющих, как инфраструктура, количество телезрителей, количество профессиональных лиг по всему миру, телевизионные контракты, спонсорские контракты, средняя зарплата спортсмена, количество представленных стран, активность в социальных сетях, освещение в спортивных СМИ, актуальность в течение года, ген-дерное равенство, доступность для широких масс [7]

Система государственного спорта России направлена на управление любительскими видами спорта. Как правило, любительский спорт не рассматривается с точки зрения извлечения коммерческой выгоды. Однако в России сложилась специфическая ситуация, в которой присутствует конфликт интересов для участников спортивной деятельности, а именно для бизнеса, государства и спорта. Традиционно спорт поддерживается за счет государ-

ственного финансирования, спортивная система потребляет бюджетные средства на обеспечение спортивно-тренировочной деятельности. Представители спортивного бизнеса еще не сформировали надежных капитальных ресурсов, способствующих осуществлению независимой предпринимательской инициативы в спортивной сфере.

В интересах спорта способствовать обеспечению подготовки кадрового потенциала и, как следствие, достижению высоких результатов. Частные коммерческие школы и клубы уступают по уровню качества физического воспитания как услуги, а также не могут конкурировать в ценообразовании, так как в бюджетных учреждениях спортом занимаются бесплатно.

Государство является собственником большинства спортивных объектов, а также имеет господствующее влияние в решении стратегических конъюнктурных вопросов и в то же время ставит перед бюджетными спортивными организациями задачи по реализации предпринимательского потенциала и привлечению бизнеса. Арендные ставки не соответствуют рыночной логике. Зачастую бюджетные и казенные организации осуществляют финансовые транзакции в рамках бюджетной системы, по сути, платежи осуществляются от одной государственной организации на счет другой.

Таким образом, государство выступает в виде предпринимательской структуры. При данном подходе развитие частного предпринимательства в спорте России практически невозможно.

С большой долей вероятности популярность спорта в существенной степени зависит от способности отдельных видов спорта генерировать финансовые доходы для дальнейшего распределения в целях эффективного их развития.

Спортивная система в США в большей степени действует независимо от государственного управления. Результаты спорта высших достижений не требуют отдель-

ных доказательств, доля занимающихся массовым спортом охватывает подавляющую часть населения, коммерческие успехи профессионального спорта отличаются очень высокими показателями. Это все при том, что олимпийское движение не является ключевым фактором развития спорта в США.

В России, напротив, спорт нацелен на участие и победы в Олимпийских играх. Большое количество спортивных школ, училищ олимпийского резерва с детства воспитывают спортсменов с прицелом на олимпийские победы. Экономические аспекты достижений спортивными организациями не рассматриваются в принципе.

Вероятно, российский подход к управлению спортом эффективен с точки зрения спортивных достижений, но он крайне неэффективен с точки зрения экономики. В современной России отсутствует самобытная культура потребления спорта на всех уровнях. Более того россияне предпочитают наблюдать за трансляциями западных продуктов спортивной индустрии. Западный спорт является по-настоящему предпринимательским. Даже физическое воспитание в США осуществляется на платной основе, лишь только для самых одаренных появляется привилегия тренироваться и выступать на соревнованиях бесплатно. Российский бюджет обеспечивает спортивно-тренировочный процесс исходя из другой логики. Принято считать, что спортсмену нужно помочь раскрыться, после чего у него появляется привилегия получать заработную плату и различные премии из бюджета.

В российском спорте часто встречается феномен психологических установок спортсмена в виде того, что он осуществляет спортивную деятельность не для себя, а для тренера, клуба, страны и т. д., тренеры заставляют спортсменов тренироваться усерднее и показывать результаты, так как от этого зависит величина их заработных ставок. Безусловно, может появиться утверждение, что в России низкий уровень реальных доходов населения и для многих

спорт является социальным лифтом, а также источником физического здоровья и воспитания личности. Да, подобные утверждения имеют свою логику, более того, они идеализируют подход к управлению спортом ради возвышенных целей, оставляя в стороне материальные аспекты. Но на примерах других стран можно наблюдать иной подход, где материальное обеспечение и самоокупаемость не препятствуют высоким спортивным результатам.

В итоге российские спортсмены после завершения своей карьеры, когда прошел их пик не только физического, но и интеллектуального развития для овладения науками, которые могут способствовать личностному росту и благосостоянию, остаются ни с чем, кроме памяти и последствий спортивной жизни в виде физических и психологических травм и зачастую отсутствия необходимых материальных ресурсов. Ведь не всем суждено стать выдающимися чемпионами, многие проходят спортивную жизнь лишь на подступах к высоким результатам, а после завершения спортивной карьеры интерес к бывшим спортсменам существенно снижается.

В опубликованной в Интернете статье приводится рейтинг самых доходных спортивных лиг [9]:

1. Национальная футбольная лига (NFL):

- США: американский футбол - доход 13 млрд долларов.

2. Главная лига бейсбола (MLB):

- США/Канада: бейсбол - доход 9,5 млрд долларов.

3. Английская премьер-лига (Premier League):

- Англия/Уэльс: европейский футбол -доход 5,3 млрд долларов.

4. Национальная баскетбольная ассоциация (NBA):

- США/Канада: баскетбол - доход 4,8 млрд долларов.

5. Национальная Хоккейная Лига (NHL):

- США/Канада: хоккей - доход 3,7 млрд долларов.

6. Бундеслига (Bundesliga):

- Германия: европейский футбол - доход 2,8 млрд долларов.

7. Примера Дивисьон (La Liga):

- Испания: европейский футбол - доход 2,2 млрд долларов.

8. Серия А (Serie A):

- Италия: европейский футбол - доход 1,9 млрд долларов.

9. Лига 1 (Ligue 1):

- Франция/Монако: европейский футбол - доход 1,5 млрд долларов.

10. Ниппонская профессиональная бейсбольная лига (Nippon Prof. Baseball):

- Япония: бейсбол - доход 1,1 млрд долларов.

Как видно, в списке отсутствуют спортивные лиги Российской Федерации. Совокупный доход клубов Российской футбольной премьер-лиги в 2018 г. составил 59,4 млрд рублей [4], по курсу Банка России на дату обращения (10 февраля 2020 г.) эта сумма эквивалентна 936,9 тыс. долларов, что в процентном соотношении составляет 85,2% от дохода Ниппонской профессиональной бейсбольной лиги (10-е место), а по отношению к первому месту в рейтинге Национальной футбольной лиги (NFL) - 7,2%. Таким образом, самая жизнеспособная лига в российском спорте заметно отстает на мировом рынке спортивной индустрии, в других видах спорта этот разрыв существенно больше.

Показатели наглядно иллюстрируют, что экономика спорта в России неконкурентоспособна на международном рынке индустрии спорта. Следует отметить и тот факт, что самые успешные лиги не представляют олимпийские виды спорта (американский футбол, бейсбол) и в целом не являются популярными в мире. В основном они вызывают интерес на внутреннем рынке. Многие западные клубы превосходят по доходам Российскую футбольную премьер-лигу в несколько раз.

Топ-10 самых дорогих спортивных клубов мира выглядит следующим образом:

1. «Даллас Коубойс» (американский футбол) - 5 млрд долларов.

2. «Нью-Йорк Янкис» (бейсбол) -4,6 млрд долларов.

3. «Реал» (Мадрид) (футбол) - 4,24 млрд долларов.

4. «Барселона» (футбол) - 4,02 млрд долларов.

5. «Нью-Йорк Никс» (баскетбол) -4 млрд долларов.

6. «Манчестер Юнайтед» (футбол) -3,81 млрд долларов.

7. «Нью-Инглэнд Пэтриотс» (американский футбол) - 3,8 млрд долларов.

8. «Лос-Анджелес Лейкерс» (баскетбол) - 3,7 млрд долларов.

9. «Голден Стэйт Уорриорс» (баскетбол) - 3,5 млрд долларов.

10. «Нью-Йорк Джаянтс» (американский футбол) - 3,3 млрд долларов [10].

По данным различных спортивных обозревателей, самым успешным в финансовом отношении среди российских спортивных клубов на 2019 г. является «Зенит». Бюджет клуба составляет приблизительно 12,5 млрд рублей (197 млн долларов). Спонсоры клуба - «Газпром» и его дочерние компании, 50% активов клуба принадлежат государству.

В связи с вышеизложенным предпринимательский импульс способен повлиять на уровень коммерческого потенциала государственных организаций в сфере спорта и на развитие спорта в целом. Апробация новых методов и подходов в реализации коммерческих проектов в системе государственного спорта совместно с предпринимательским сообществом отвечает целям, определенным в федеральных проектах «Спорт - норма жизни»1 и «Популяризация предпринимательства»2.

В свою очередь спортивная система может существенно обогатить предпринимательский опыт и предоставить интересные возможности для реализации предпринимательских проектов, связанных со спортом.

1 URL: https:||www.minsport.gov.ru|2019|doc| Pas-port-federalnogo-proekta.pdf

2 URL: https:||www.economy.gov.ru|material|file| e7e59700963c19cbee46ae3327ca27f7|passport_FD5.pdf

Система государственного спорта России направлена на обеспечение и подготовку спортсменов высших достижений, а также на развитие и организацию массового спорта, вовлечение представителей общества в регулярные занятия физической культурой по специально разработанным государственным стандартам и нормативам.

Основа российского спорта была сформирована в Советском Союзе. Советский спорт был сильно развит и гармоничен в системе социалистических ценностей, идеально вписывался в общественный строй советского общества, о чем свидетельствуют результаты советского спорта высших достижений, а также интеграция физической культуры в трудовую, образовательную и оздоровительную системы социалистического общества.

Коммунистическая парадигма отвергала идею свободного рынка, а предпринимательские инициативы носили противозаконный характер [3]. В этом отношении советский, а теперь уже российский спорт существенно уступает развитым западным странам, в которых гораздо раньше научились рассматривать спорт как прибыльную сферу экономики, способную приносить финансовый доход и коммерческие ценности наряду с высокими спортивными показателями и социально полезными факторами, положительно влияющими на демографию.

Помимо спортивных достижений и оздоровительных факторов, спорт в России несет функцию педагогического воспитания. Представители науки в сфере физической культуры и спорта определяют термин «физическое воспитание» как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма, формирование двигательных умений и навыков человека. Основоположником научной системы физического воспитания в России является русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лес-гафт (1837-1909). Он базировал педагогику физического воспитания на таких науках,

как анатомия, физиология и психология [8. - С. 55-57].

Культура педагогического воспитания посредством спортивной деятельности прочно вошла в основу общего обязательного образования в России. Спорт играет огромную роль в российском обществе как система устоявшихся ценностей, которые влияют на демографию, самосознание людей, здоровье нации, качественный досуг и общественную инициативу. Однако предпринимательству в спорте российское общество не уделяло должного внимания, оставляя второстепенными экономические аспекты в формировании системы спорта России.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», разработаны национальные программы, представляющие приоритетное значение развития ключевых отраслей экономики. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» входит в перечень национальных проектов, реализуемых правительством России. На реализацию данного проекта по развитию предпринимательства правительство выделило 478 152,88 млрд рублей, сроки реализации -2018-2024 гг.1

Развитие физической культуры и спорта входит в раздел паспорта национального проекта «Демография» в составе федерального проекта «Спорт - норма жизни». Основные задачи данного проекта - увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; совершенствование материально-технической базы спортивной инфраструктуры; подготовка кадрового резерва для осуществления деятельности в области спорта, а также реализация программы ГТО. На реализацию федерального проек-

1 ЦКЬ: http://static.government.ru/media/files/ qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf

та правительство выделило 150 021,4 млн рублей, сроки реализации - 2019-2024 гг.1

На основе конкурсного отбора, организованного Министерством спорта Российской Федерации, планируется оказание грантовой поддержки некоммерческим организациям, реализующим проекты в сферах физической культуры (включая адаптивную физическую культуру), массового спорта и спортивного резерва. Во взаимодействии с ВСФО «Трудовые резервы» и Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства будет обеспечено создание сети физкуль-турно-спортивных клубов на базе про-мышленно-производственных предприятий и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере физической культуры и спорта.

25 июля 2018 г. Министерство спорта Российской Федерации и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства подписали соглашение о взаимодействии организаций в области поддержки малого и среднего бизнеса в сфере физической культуры и спорта. Стороны займутся реализацией совместных мероприятий, направленных на популяризацию института предпринимательства, создание условий для занятий спортом для всех категорий населения.

Поставленные задачи в национальных проектах по развитию предпринимательства, а также физической культуры и спорта нуждаются в инструментах и механизмах, способных объединить эти отрасли в единую движущую силу созидания эффективных экономических процессов и предпринимательства в спорте. Государственная система российского спорта способна генерировать доходы в рамках спортивных элементов, формирующих общую систему спорта как полноценную экономическую отрасль. За последнее десятилетие Российское государство доказало компетентность в подготовке и проведении

1 ЦКЬ: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn-- р1а1/ир1оа^ ib1ock/c24/Utverzhdennyy_pasport_FP_Sport_norma_ zhizni.pdf

крупнейших мировых спортивных форумов, а также в реализации программ, направленных на развитие спортивной инфраструктуры. Несмотря на вышеперечисленные действия и положительные изменения в спортивной сфере, в отрасли существует серьезная проблема - низкий уровень современной предпринимательской культуры.

Согласно глобальному индексу предпринимательства GEI, составленному на основе исследований Института глобального развития предпринимательства (GEDI), Россия занимает 78-е место в мировом и 35-е место в европейском рейтинге стран по совокупности предпосылок, способствующих предпринимательской деятельности. По данным исследований, уровень предпринимательской культуры в нашей стране имеют лишь 25% позитивных тенденций, способствующих развитию предпринимательства [4].

Предпринимательская культура складывается главным образом из социально-политических предпосылок внутри страны, которые включают в себя готовность общества к инновациям, стремление производить и успешно реализовывать новые продукты и процессы, выходящие на новые рынки и территории.

Определяющую роль в формировании предпринимательской культуры играют:

- человеческий капитал;

- отношение общества к предпринимателям;

- общий уровень образования, способствующий ведению бизнеса;

- возможность обмена опытом;

- позитивное восприятие риска;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- технологии и политическая поддержка.

Если концентрировать внимание на спортивной сфере, в особенности на системе государственного спорта, то с высокой долей вероятности уровень интеграции предпринимательской культуры в отрасль, базирующийся на вышеприведенных индикаторах, также является крайне

низким по сравнению с более успешными в этом отношении странами.

Несмотря на то, что правительством России поощряется предпринимательская инициатива в бюджетных организациях и ставится задача реализации предпринимательского потенциала, в государственных организациях редко можно встретить работников, отличающихся личностными характеристиками, которые присущи предпринимателям. Государственным служащим сложно воспроизводить коммерческие ценности на основе риска, вложенных средств и новых подходов.

Как правило, административно-хозяйственная деятельность в бюджетных учреждениях ведется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. Основная цель расходования - фактическое приобретение товаров, работ и услуг, направленных на поддержание текущих процессов в организации.

Расходы, осуществляемые предпринимателями, как правило, направлены на процессы, которые принесут доходы, в процентном соотношении превышающие расходы, и, следовательно, на прибыль, так как это одна из приоритетных целей предпринимательской деятельности. В этом состоит существенное различие в подходе при осуществлении целевой деятельности между работниками бюджетных организаций и предпринимателями. Поскольку первые тратят деньги, принадлежащие государству, а вторые - свои собственные, то отношение к эффективности деятельности в корне различается.

В данной связи формулируется проблема о ментальном различии работников бюджетной сферы, которые формируют кадровый состав подавляющего большинства организаций государственного спорта России, с представителями формирующегося предпринимательского сообщества.

Так как основные ресурсы спортивной инфраструктуры принадлежат государству, а предпринимательские инициативы в спорте находятся в начальной стадии становления, подавляющая часть пред-

принимателей в сфере спорта, стремится обслуживать государственный сектор. Ввиду концентрации ресурсов в государственной собственности и дефицита капитала в предпринимательских структурах спорта существует дисбаланс, влияющий на качество развития спорта с точки зрения экономической эффективности. Для осуществления экспериментальных проектов в спорте предпринимателям необходимы материально-техническая база и соответствующая инфраструктура. Арендные ставки, предоставляемые спортивными объектами, находящимися в государственной собственности, имеют сложную структуру индикаторов, сопровождаются бюрократическими барьерами и требованиями. Спорт, как и многие отрасли советского наследия, является масштабной и сложной централизованной структурой, ввиду чего переход к рыночным отношениям без потери качества, которое было присуще отрасли в советское время, сопровождается сложным процессом становления спорта как коммерчески успешного продукта.

К сожалению, в нашей стране не развит институт частной собственности, что не может не влиять на развитие спорта с точки зрения прибыльности отдельных лиг, команд, клубов и других частных спортивных организаций. Для реализации предпринимательского потенциала у предпринимателя должно быть право на ошибку ввиду высоких арендных ставок, предоставляемых спортивными сооружениями, а также бюрократических стандартов, следовать которым на начальной стадии становления предпринимателя не представляется возможным. Предпринимательству в спорте отведена роль обслуживать государственный спорт посредством торговых отношений.

Таким образом, в российской действительности подавляющая часть предпринимателей, задействованных в сфере спорта, по мнению австрийского исследователя Йозефа Шумпетера, не воспроизводит

свою главную функцию - новаторства и инноваций.

Создание новых подходов, товаров и услуг в спорте невозможно без реальной поддержки собственников инфраструктурных ресурсов, исполнительной власти и предпринимательской инициативы.

Согласно Всероссийскому реестру объектов спорта, в государственной собственности находятся 1 453 спортивных объек-та1. В число этих объектов входят стадионы, спортивные залы, игровые поля, физкультурно-оздоровительные центры, а также детско-юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва, добровольные общества содействия армии и другие специальные сооружения для спорта.

Объекты, входящие в реестр, уполномочены проводить официальные соревнования, входящие в единый календарный план, утвержденный на уровне Министерства спорта Российской Федерации. Следует отметить высокую вероятность неструктурированности и отсутствия регулярного обновления статистических данных, находящихся в открытом доступе на официальном сайте Минспорта России и относящихся к спортивной инфраструктуре государственного спорта. Последнее обновление данных проводилось в январе 2017 г. При скачивании статистических файлов происходит ошибка чтения формата, что свидетельствует об отсутствии должного внимания и низкой степени ответственности касательно показателей, иллюстрирующих статистический учет объектов спорта, который может стать базисом для научного исследования и экономического развития системы государственного спорта России.

Также следует отметить отсутствие данных об объектах спорта, не вошедших в реестр. Каждый спортивный объект может быть подвергнуть критическому анализу с точки зрения экономических показателей и впоследствии стать проектом предпри-

1 URL: http:// sport-register.ru/

нимательского воздействия с целью улучшения коммерческих показателей.

Отсутствие обновляемых структурированных статистических данных существенно ослабляет функцию контроля и мониторинга динамики экономического развития системы государственного спорта России.

К относительно структурированным статистическим данным в сфере спортивной инфраструктуры можно отнести информацию, представленную в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2018 г. № 1520-р «Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года». Согласно представленным данным из двенадцати построенных и реконструированных стадионов с целью проведения на них чемпионата мира по футболу 2018 г. одиннадцать являются собственностью государства, и лишь один стадион «Спартак» находится в частной собственности. Его строительство было осуществлено обществом с ограниченной ответственностью «Стадион Спартак» за счет внебюджетных источников (таблица).

В целях обеспечения эффективного управления собственникам стадионов необходимо разработать и утвердить предусматривающие многофункциональное использование стадионов бизнес-планы их операционной деятельности, которые в обязательном порядке должны содержать целевые показатели по доходам от использования стадионов и контрольные показатели по расходам на их эксплуатацию.

С большой долей вероятности бизнес-план, разработанный государственной структурой, будет существенно отличаться от бизнес-плана, разработанного предпринимательскими структурами. Отношение к собственности и ожидания личного вознаграждения от полученных доходов спортивного объекта у предпринимателя существенно выше, а следовательно, выше и мотивация создавать новые подходы с целью максимизации прибыли.

Перечень стадионов чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. для использования

в постсоревновательный период*

Текущий собственник стадиона (планируемый собственник стадиона)

Наименование объекта Планируемое использование стадиона

Стадион «Волгоград Арена» на 45 000 посадочных мест, Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, д. 76 Российская Федерация (Волгоградская область) Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Ротор-Волгоград»; иное использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Екатеринбург Арена» на 35 000 посадочных мест, Екатеринбург, ул. Репина, д. 5 Российская Федерация (Свердловская область) Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Урал»; иное использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Казань Арена» на 45 000 посадочных мест, Казань, ул. Чистопольская Республика Татарстан Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Рубин»; иное использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Калининград» на 35 000 посадочных мест, Калининград, Солнечный бульвар Российская Федерация (Калининградская область) Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Балтика»; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Нижний Новгород» на 45 000 посадочных мест, Нижний Новгород, в квартале ул. Бетан-кура, набережная р. Волги, ул. Должанская, ул. Самаркандская Российская Федерация (Нижегородская область) Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Нижний Новгород»; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Ростов Арена» на 45 000 посадочных мест, Ростов-на-Дону, в левобережной зоне Российская Федерация (Ростовская область) Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Ростов»; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Самара Арена» на 45 000 посадочных мест, Самара, в границах ул. Московское шоссе, Ракитовское шоссе, Волжское шоссе, Ташкентская, Демократическая Российская Федерация (Самарская область) Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Крылья Советов»; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Мордовия Арена» на 45 000 посадочных мест, Саранск, в районе ул. Волгоградская Российская Федерация (Республика Мордовия) Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Мордовия»; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Лужники» на 81 000 посадочных мест, Москва Москва Проведение матчей национальной сборной команды Российской Федерации по футболу, матчей Российского футбольного союза (финала Кубка России, матча за Суперкубок России, товарищеских матчей сборных команд России по футболу), проведение клубных матчей; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Спартак» на 45 000 посадочных мест, Москва, Волоколамское шоссе, владение 67 Общество с ограниченной ответственностью «Стадион «Спартак» Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Спартак»; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Санкт-Петербург» на 68 000 посадочных мест, Санкт-Петербург, Крестовский остров, Южная дорога, д. 25 Санкт-Петербург Проведение спортивных мероприятий футбольного клуба «Зенит»; использование стадиона как многофункционального объекта

Стадион «Фишт» на 45 000 посадочных мест, Сочи Краснодарский край Резервный стадион одной или нескольких футбольных команд для проведения матчей чемпионата России по футболу и матчей Кубка России; использование стадиона как многофункционального объекта

* Источник: http://static.government.ru/media/files/OWImhFu670JwOs4OQf0BynQOuhwrJSW8.pdf

Реализация совместных спортивных мероприятий, входящих в единый календарный план, утвержденный Министерством спорта Российской Федерации, с представителями предпринимательского сообщества может способствовать повышению степени вовлеченности общества в любительский спорт на муниципальном и далее на более масштабном уровне. Взаимная интеграция даст опыт и необходимые предпосылки для дальнейшего развития системы государственного спорта с точки зрения экономических факторов. Предприниматели получат доступ к государственным объектам спорта с минимальными издержками и возможностью реализо-вывать практические комбинации, направленные на извлечение прибыли от осуществления спортивных проектов на всех уровнях спортивной деятельности. В этом случае государственные спортивные организации будут иметь возможность быть в тренде современных рыночных инструментов, а также получать практический опыт создания спортивных событий не только с точки зрения бюрократических стандартов, но и творческого подхода с возможным последующим финансовым вознаграждением, привлечением более широкой аудитории и повышением зре-лищности государственного спорта за счет реализации новых идей.

В России есть примеры эволюционного развития успешных проектов в спорте, имеющих признаки предпринимательской инициативы, однако они используют в качестве организационно-правовой формы статус всероссийских общественных организаций, как, например, Любительская футбольная лига (ЛФЛ), основанная в 2000 г. Данная лига выстраивала стратегию развития на базе муниципальных государственных объектов и школ, организовывая любительские турниры по футболу с регулярными взносами за участие. На сегодняшний день она имеет федеральные масштабы, получая регулярный доход. Однако статус ЛФЛ в виде общественной организации, основной целью которой не

является извлечение финансовой прибыли, не позволяет относить эту организацию к предпринимательским структурам, имея при этом все признаки, соответствующие предпринимательству, и, как результат, устойчивые темпы роста экономических показателей.

Данный опыт осуществления спортивных проектов отражает специфику поведения экономических субъектов в спорте России в роли общественных организаций. Подобные примеры позволяют выдвинуть гипотезу о готовности предпринимательства в спорте отражать полную сущность предпринимательской деятельности, каковой она является на самом деле, открыто реализовывать деятельность, направленную на извлечение прибыли, как приоритетную.

В Российской Федерации подавляющее большинство спортивных сооружений и организаций находятся в собственности у государственной и муниципальной власти. Эта тенденция замедляет экономический рост спортивной индустрии.

К недостаткам государственной собственности в спортивной экономике относятся:

- низкий уровень конкуренции и монополизация рынка спортивных услуг;

- наличие административно-правовых барьеров для частных предпринимателей;

- унитарная структура управления;

- низкая рентабельность спортивной экономики вследствие неэффективной структуры управления;

- высокий уровень коррупции.

При этом даже в странах с высоким уровнем развития экономики, таких как Франция, Германия, Швеция, Австралия, Нидерланды, сохраняется государственная собственность, которая выполняет базовую роль и способствует развитию отраслей, подверженных влиянию финансового и политического кризиса.

Очевидно, что для развития спортивной индустрии, как и многих других монополизированных отраслей, необходимо расширение частной инициативы. Однако

спортивная индустрия во многих странах мира функционирует за счет широкой государственной поддержки.

Из этого следует ряд мероприятий по стимулированию развития спортивной экономики, представленный на рисунке.

Рис. Предложения по реформированию спортивной экономики, направленные на развитие частной инициативы

Создание прозрачной системы стимулирования частного бизнеса в спорте подразумевает организацию административно-правовых режимов для спортивного бизнеса. Это может быть реализовано адресно и точечно по различным субъектам Федерации, где ощущается замедление в развитии спортивной индустрии. Создание, например, зоны экономического благоприятствования в различных регионах поможет решить проблему неравномерности развития спортивной экономики.

Сама система прозрачного стимулирования подразумевает внедрение конкурсных основ при проведении различных мероприятий, а также общественный контроль в виде общественных организаций, осуществляющих мониторинг системы стимулирования частного бизнеса в спорте.

Снижение административных барьеров для создания спортивных организаций подразумевает создание особого режима регистрации спортивных организаций, которые не только производят полезные для экономики услуги, но и могут служить инструментом реализации политики государства по поддержанию здорового образа жизни. На этом основании возможна реализация мер по упрощению процедуры регистрации спортивных организаций.

Поддержка конкуренции на спортивном рынке, противодействие монополизации отрасли могут достигаться за счет перераспределения, направленного на малый и средний бизнес. Данное перераспределение может достигаться только в том случае, если спортивный бизнес будет рентабельным для малых и средних предприятий, а не только крупных компаний. Создание

условий повышения рентабельности для малого и среднего бизнеса позволит избежать монополизации рынка.

Государственные субсидии и помощь частным предпринимателям могут оказываться прямым и косвенным образом. Государственные инвестиции и льготные кредитные режимы являются прямыми инструментами финансирования. Снижение налоговой нагрузки и субсидирование смежных отраслей снизят себестоимость и повысят рентабельность спортивного бизнеса.

Создание некоммерческих фондов поддержки и развития спорта позволит закрепить поддержку спортивной индустрии на государственном уровне, усилить пропаганду здорового образа жизни и оказать широ-

кую информационную поддержку предпринимателям в сфере спорта.

Передача части спортивных объектов в частную собственность на конкурсной основе -финальный этап. Приватизация спортивных объектов может проходить только после выполнения предложенных выше мероприятий. Это создаст прозрачную среду формирования частной собственности в спорте.

Реализация данных мероприятий позволит вывести спортивную экономику на новый уровень, а также будет способствовать не только развитию спорта больших достижений, но и формированию локальных и региональных спортивных проектов.

Список литературы

1. Андрюхин Е. А. Предпринимательская деятельность населения СССР в 50-80-е гг. XX в. - Курск, 2011.

2. Бочарова О. Н. Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. -№ 11 (033). - С. 48-51.

3. Воронин С. Э. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. -С. 14-15.

4. Какие профессиональные спортивные лиги генерят наибольший доход? - URL: https://www.s-bc.ru/news/kakie-professional-nye-sportivnye-ligi-generyat-naibol-shij-dohod.html (дата обращения: 26.01.2020).

5. Комплексное исследование экономики российского футбола - сезон 2019/2020. -URL: https://premierliga.ru/ netcat_files/86/58/PwC_RPL_Research_Season_19_20.pdfod.html (дата обращения: 10.02.2020).

6. Подписано соглашение о взаимодействии Министерства спорта России и Корпорации МСП в сфере физической культуры и спорта. - URL: https://www.minsport.gov.ru/ press-centre/news/32359/

7. Самые дорогие клубы мира по рейтингу Forbes на 2019 год. - URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/imyself/2528860.html (дата обращения: 10.02.2020).

8. Симонкина Ю. С., Иохвидов В. М. Петр Францевич Лесгафт - основоположник физического образования // Актуальные задачи педагогики : материалы Международной научной конференции. - Чита : Молодой ученый, 2011. - С. 55-57.

9. 25 самых популярных видов спорта. - URL: https://bookmakersbase.com/25-samyh-populyarnyh-vidov-sporta/ (дата обращения: 20.01.2020).

10. Zoltän J. А, Läszlö S., Ainsley L. The Global Entrepreneurship Index. GEDI, 2018. - URL: https://thegedi.org/global-entrepreneurship-and-development-index/ (дата обращения: 20.11.2019).

References

1. Andryukhin E. A. Predprinimatelskaya deyatelnost naseleniya SSSR v 50-80-e gg. XX v. [Entrepreneurial Activity of the Population of the USSR in the 50-80s. 20th century]. Kursk, 2011. (In Russ.).

2. Bocharova O. N. Predprinimatelstvo kak faktor innovatsionnogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki [Entrepreneurship as a Factor in the Innovative Development of the Russian Economy]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socio-Economic Phenomena and Processes], 2011, No. 11 (033), pp. 48-51. (In Russ.).

3. Voronin S. E. Organizatsionno-pravovye formy fizkulturnykh organizatsiy v sovremennykh usloviyakh [Organizational and Legal Forms of Physical Education Organizations in Modern Conditions]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, No. 4, pp. 14-15. (In Russ.).

4. Kakie professionalnye sportivnye ligi generyat naibolshiy dokhod? [Which Professional Sports Leagues Generate the Most Revenue?] (In Russ.). Available at: https://www.s-bc.ru/news/kakie-professional-nye-sportivnye-ligi-generyat-naibol-shij-dohod.html (accessed 26.01.2020).

5. Kompleksnoe issledovanie ekonomiki rossiyskogo futbola - sezon 2019/2020 [A Comprehensive Study of the Economics of Russian Football - Season 2019/2020] (In Russ.). Available at: https://premierliga.ru/netcat_files/86/58/PwC_RPL_Research_Season_19_20. pdfod.html (accessed 10.02.2020).

6. Podpisano soglashenie o vzaimodeystvii Ministerstva sporta Rossii i Korporatsii MSP v sfere fizicheskoy kultury i sporta [An Agreement was Signed on Cooperation between the Ministry of Sports of Russia and the SME Corporation in the Field of Physical Education and Sports]. (In Russ.). Available at: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/32359/

7. Samye dorogie kluby mira po reytingu Forbes na 2019 god [The Most Expensive Clubs in the World by Forbes Rating for 2019]. (In Russ.). Available at: https:// www.sports.ru/tribuna/blogs/imyself/2528860.html (accessed 10.02.2020).

8. Simonkina Yu. S., Iokhvidov V. M. Petr Frantsevich Lesgaft - osnovopolozhnik fizicheskogo obrazovaniya [Petr Frantsevich Lesgaft - the Founder of Physical Education]. Aktualnye zadachi pedagogiki, materialy Mezhdunarod-noy nauchnoy konferentsii [Actual Problems of Pedagogy, materials of the International Scientific Conference]. Chita, Publishing House Young Scientist, 2011, pp. 55-57. (In Russ.).

9. 25 samykh populyarnykh vidov sporta [25 Most Popular Sports]. (In Russ.). Available at: https://bookmakersbase.com/25-samyh-populyarnyh-vidov-sporta/ (accessed 20.01.2020).

10. Zoltan J. A., Laszlo S., Ainsley L. The Global Entrepreneurship Index. GEDI, 2018. Available at: https://thegedi.org/global-entrepreneurship-and-development-index/ (accessed 20.11.2019).

Сведения об авторе

Антон Александрович Сергеев

аспирант кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Information about the author

Anton A. Sergeev

Post-Graduate Student of the Department for Entrepreneurship and Logistics of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.