Орлова Л. Н., докт. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова», профессор базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России,
Г. Москва, [email protected]
Ильин А. Б., канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики конкуренции, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, [email protected] Остроухов С. А., аспирант кафедры предпринимательства и логистики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», ведущий специалист АО «Военторг», г. Москва, [email protected]
Индустрия спорта: государственное регулирование, предпринимательская деятельность или государственно-частное партнерство
В статье представлена авторская позиция относительно необходимости государственного вмешательства в сферу спорта и ее регулирования. Поскольку современный спорт — это не только социальное явление, но и экономическое, его развитие затрагивает интересы всех социально-экономических групп населения. Для ответа на вопрос, нужно ли государственное регулирование в спорте и в индустрии спорта, авторами проведен ряд исследований: статистический анализ (изучен опыт других стран), экономико-статистическое (проведен анализ статистической информации) и эмпирическое (проведен опрос общественного мнения) исследования. На примере автомобильного спорта показаны особенности взаимодействия государственных и частных структур в индустрии спорта. В статье приведено обоснование необходимости вмешательства государства в деятельность спортивных организаций, исходя из определения спорта и как бизнеса, и как физической деятельности и культуры.
Ключевые слова: предпринимательство в спорте, конкурентоспособность спортивных организаций, эффективное управление, спортивный менеджмент, риски предпринимательской деятельности.
Введение
В современных рыночных условиях спортивные организации призваны решать не только социально ориентированные, но и экономические задачи. Необходимость реализации предпринимательских инициатив в спорте подчеркивается как в программных правительственных документах, так и на уровне хозяйствующих субъектов в лице руководителей спортивных организаций. Разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта за-
явлена как задача Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Однако данный временной лаг все дальше отодвигает спорт от комфортных условий существования. Негативный контур спорта в виде допинг-скандалов, отстранения Российской Федерации от участия в Зимних Олимпийских играх 2018 г. вносит тревожное звено в мотивацию спортсменов и развитие профессиональных атлетов в детско-юношеских школах. Последние, в свою очередь, не живут, а выживают. Ключевой вопрос, который авторы ставят в данной статье: необходимо ли российскому спорту государ-
ственное влияние, или он полностью должен стать коммерческим?
Развитие индустрии спорта в России и иностранных государствах свидетельствует как о государственном регулировании спорта, так и о его коммерциализации. Имеется в этих отношениях и золотая середина — государственно-частное партнерство. Экс-председатель Международного олимпийского комитета Ж. Рогге заявляет о необходимости взаимодействия спорта и коммерческих компаний, подчеркивая, что при дополнительных источниках финансирования спорт становится более независимым. Соответственно, при абсолютном государственном финансировании спорт становится зависимым. Кроме того, в данной ситуации отсутствует вход в отрасль для предпринимательских структур.
Получается, что развивать бизнес-сектор экономики спорта все-таки необходимо с целью недопущения негативной тенденции сокращения количества профессиональных клубов, спортивных школ олимпийского резерва, специалистов в индустрии спорта.
Методология исследования
Целью представленного исследования является обоснование необходимости и выделение пределов достаточности государственного регулирования предпринимательской деятельности в индустрии спорта.
При проведении исследования использовались следующие методы: методы систематизации, анализа и синтеза, конкретизации и обобщения, метод аналогий, сравнительный анализ, методы группировки и классификации; методы сбора информации, наблюдения, метод экспертных оценок, опросы, графические и табличные методы. Основными информационными источниками работы послужили материалы Федеральной службы государственной статистики, материалы международных организаций, федеральные и региональные акты Российской Федерации правового характера.
Тематика исследования потребовала ознакомления с достаточно широким кругом вопросов, включающих как теоретико-методологические, так и практические аспекты экономико-управленческого характера, связанные с развитием и регулированием предпринимательства в сфере спорта. Развитие теорий спортивного предпринимательства освещается в работах ряда известных исследователей, к числу которых относятся труды В. В. Галкина, В. А. Лед-нева, И. В. Солнцева, В. И. Маршева. Вопросам регулирования индустрии спорта, предпринимательской деятельности посвящены труды С. В. Алексеева, С. В. Алтухова, В. В. Сараева, С. А. Квасцова.
Результаты исследования
В традиционном понимании спорт — это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанные на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. К началу XX века спортивное движение глубоко дифференцировалось и стало выступать в форме различных направлений. В научной литературе приведено достаточно много классификаций спорта по различным признакам. Например, деление спорта на массовый, профессиональный и спорт высших достижений позволяет определять целевые установки и критерии оценки эффективности, основные функции, особенности контингента занимающихся, специфику материального обеспечения. Согласно федеральному законодательству в отдельные категории также выделяется студенческий и школьный спорт, армейско-служебный спорт, спорт инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и т. д. Сформировано в настоящее время и представление о системе видов спорта. Под видом спорта понимается часть спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя специальные поря-
док, среду занятий, используемый инвентарь, программу спортивных соревнований. В настоящее время в России зарегистрировано около 130 видов спорта, которые включены во Всероссийский реестр видов спорта. Для сравнения уровня достигнутых результатов как одной спортивной дисциплины, так и между различными видами спорта используется Единая всероссийская спортивная классификация1.
Необходимо отметить, что спорт как социально-экономическое явление представляет собой совокупность большого количества спортивных организаций и организаций индустрии спорта2. В таблице 1 приведены данные об общем количестве спортивных клубов при организациях и предприятиях различных секторов экономики в России.
В таблице 1 показано, что больше всего граждан занимается в фитнес-клубах — около 4 млн человек, что составляет 53,8% от общего числа населения, занимающегося в спортивных клубах. В спортивных клубах при общеобразовательных организациях — около 1,7 млн человек, что составляет 22,6%, в спортивных клубах по месту жительства — более 1,1 млн человек, или 14,8%, в спортивных клубах при предприятиях, учреждениях, организациях занимается более 614 тыс. человек, или 8,3%, и в спортивных клубах при учреждениях и организациях адаптивной физической культуры и спорта — 37,7 тыс. человек, или 0,5%. Больше всего спортивных клубов действует при образовательных орга-
1 Положение о Единой всероссийской спортивной классификации. Утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. № 108.
2 Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурно-спортивная организация определена как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
низациях — 10 тыс., или 41,3% от общего их числа.
В настоящее время можно проследить явную тенденцию возрастания интереса к спорту как неотъемлемой части жизни общества. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения3, за последние несколько лет усиливается интерес к спорту и физической культуре, доля россиян, позитивно оценивающих ситуацию, выросла с 42 до 59%. Позитивные оценки дает в основном молодое поколение россиян (70% респондентов), что не может не вызывать оптимизма. Спортом с той или иной периодичностью занимается половина опрошенных россиян (рис. 1). При этом доля населения Российской Федерации, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Российской Федерации в возрасте от 3 до 79 лет составляет 32% (согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» от 30.03.2017).
Функционированию спортивных организаций сопутствует ряд положительных и отрицательных тенденций, определяющих особенности развития современного общества. Увеличивающийся спрос на спортивные услуги в связи с возрастающим желанием населения заботиться о своем здоровье и поддерживать физическую форму приводит к росту количества спортивных организаций, что, в свою очередь, приводит к возрастанию конкуренции на рынке спортивной индустрии.
Рассмотрение спортивных организаций как предпринимательских структур обусловлено особенностями развития современного общества. Изначально основной целью деятельности спортивных организаций выступала качественная подготовка спортсменов. Еще в преддверии Олимпий-
3 Материалы сайта Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid = 113837.
Таблица 1. Количество организаций, осуществляющих спортивно-оздоровительную деятельность в России
Table 1. The number of organizations engaged in sports activities in Russia
Наименование учреждения 2016 г., кол-во ед. 2015 г., кол-во ед. Темп прироста, %
Всего спортивных клубов 24213 21817 +11
в том числе: спортивные клубы при общеобразовательных организациях 9387 7522 +24,8
спортивные клубы при образовательных организациях профессионального образования 304 229 +32,8
спортивные клубы при образовательных организациях высшего образования 312 302 +3,3
спортивные клубы при предприятиях, учреждениях, организациях 1794 1860 -3,5
фитнес-клубы 6069 5355 +13,3
физкультурно-спортивные клубы при учреждениях и организациях по месту жительства 6009 6158 -2,4
физкультурно-спортивные клубы при учреждениях и организациях адаптивной физической культуры и спорта 338 391 -13,6
Рис. 1. Структурная характеристика спортивной активности населения Fig. 1. Structural characteristics of s public involvement into sports activity
ских игр в Пекине, отмечая «ряд последних достижений российских спортсменов», Д. Медведев представил тезис о том, что «развитие спорта высших достижений автоматически приводит к развитию физической культуры, просто потому, что люди становятся более здоровыми. А что еще нужно государству?»4.
Однако недостаток внешнего финансирования, как правило, бюджетного, и расширение возможностей получения доходов не только за счет создания материального продукта повлекли за собой переориентацию целей спортивных организаций, расширение направлений деятельности. Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» сочетание государственного регулирования и саморегулирования рассматривается как основной принцип правового регулирования организаций спортивной индустрии, что обеспечивает возможность устойчивого развития хозяйствующих субъектов.
Согласно российскому законодательству, спортивные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью. Государство предоставляет право реализации предпринимательских возможностей посредством частичного коммерческого использования спортивных сооружений, проведения тренингов и мастер-классов, продажи сувенирной продукции, организации спортивно-массовых мероприятий, привлечения спонсоров и др., где основными преимуществами, создающими конкурентный перевес, выступают имидж и деловая репутация субъекта. Таким образом, возможность ведения предпринимательской, т. е. инициативной и рискованной деятельности, приносящей доход, позволяет спортивным организациям дополнительно решать ряд задач как социальной, так и экономической направленности.
4 Дмитрий Медведев: Наши спортсмены покажут себя на Олимпиаде! // Комсомольская правда. 22.05.2008. URL: http://kp.ru/online/news/92124.
Несмотря на то, что у спорта и бизнеса схожие цели: победить в условиях конкуренции, завоевать уважение и самореализоваться — необходимо отметить, что возможность получения предпринимательского дохода в спортивной индустрии реализуется в настоящее время очень слабо. Доля доходов россиян от предпринимательской деятельности в общей структуре денежных доходов населения в 2016 г. упала до рекордно низкого уровня — 7,8%. Такого показателя не наблюдалось, начиная с 1995 г. Эта тенденция распространяется и на спортивные организации, которые по разным причинам не используют свой предпринимательский потенциал. Особенности функционирования спортивных организаций в современных условиях представлены на рис. 2 и в табл. 2.
Определение возможностей ведения предпринимательской деятельности, однако, не решает все экономические проблемы спортивных организаций и требует государственного вмешательства и поддержки. Дискуссии по этому вопросу ведутся на всех уровнях, рассматривается и необходимость вмешательства или невмешательства государства в деятельность спортивных организаций.
России необходим кардинально новый подход к финансированию спорта с целью его развития в условиях добросовестной конкуренции для вовлечения в занятия спортом и роста зрительской аудитории. Мировой опыт показывает, что сегодня существует три модели5 управления спортом:
• европейская модель — главная роль при регулировании отрасли спорта отводится некоммерческим организациям (автономия спорта);
5 Согласно научным докладам В. И. Маршева, С. В. Алтухова, В. И. Агеева в рамках круглого стола «Спорт в России и в мире. Определение точки равновесия интересов государства, общества и бизнеса в спортивной отрасли» / МГУ им. М. В. Ломоносова, 25 февраля 2016 г.
Таблица 2. Возможности реализации предпринимательских инициатив различными субъектами спорта
Table 2. Feasibility of entrepreneurial initiatives to different sport entities
Субъекты спорта (согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») Основная цель Организационно-правовая форма. Возможности ведения предпринимательской деятельности
Физкультурно-спортивные организации (физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, физкультурно-спор-тивные клубы и их объединения, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги) Тренировочная, соревновательная, физкультурная и воспитательная деятельность Коммерческие и некоммерческие организации, предусмотрены различные организационно-правовые формы. Существуют возможности по ведению предпринимательской деятельности: продажа билетов на мероприятия, использование имущества, продажа товаров с символикой организации и т. п.)
Спортивные федерации Организация и проведение чемпионатов, первенств, кубков; разработка регламента соревнований, контроль деятельности спортивных организаций Общественная организация. Возможности ведения предпринимательской деятельности заключаются в распоряжении правами на использование символики спортивных сборных команд и трансляции спортивных соревнований
Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта Тренировочная, физкультурная и воспитательная деятельность Некоммерческие организации. Возможности ведения предпринимательской деятельности — использование имущества, продажа товаров с символикой организации
Научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта Реализация инноваций в области физической культуры и спорта Некоммерческие организации различных организационно-правовых форм. Возможности ведения предпринимательской деятельности — коммерциализация полученных результатов интеллектуальной деятельности
Олимпийский комитет России, Паралимпийский комитет России, Сурдолимпийский комитет России, Специальная олимпиада России Пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях Общественное объединение, союз. Возможности ведения предпринимательской деятельности — распоряжение исключительными правами на олимпийскую эмблему Олимпийского комитета России, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику, права на трансляции
Федеральные и региональные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта Институциональное содействие развитию физической культуры и спорта Ведение предпринимательской деятельности не предусмотрено
Граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта Развитие физической культуры и спорта Ведение предпринимательской деятельности ограничено
Преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг, как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности осуществляемой в целях физического воспитания населения
Правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России
Децентрализация управления, многообразие организационно-правовых форм спортивных организаций
Возникновение конкуренции спортивных организаций, свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта
Рис. 2. Особенности развития спортивных организаций как предпринимательских структур Fig. 2. Development peculiarities of sports organizations as business structures
• американская модель — спорт как частно-предпринимательская сфера;
• китайская модель — спорт полностью находится в руках государства (финансирование, контроль, надзор и т. д.).
В Российской Федерации этот вопрос пока системно не решен, что отражается и в реализуемых программных документах, и в объемах финансирования спорта (рис. 3).
700 000 000
600 000 000
500 000 000
£ 400 000 000
3 300 000 000 н
200 000 000 100 000 000 0
В таблице 3 представлено обоснование необходимости вмешательства государства в деятельность спортивных организаций, исходя из классификации спорта как бизнеса: как массового и как элитарного.
В рамках ответа на вопрос: «Нужно ли российскому спорту государственное влияние, или он полностью должен стать коммерческим?», авторами было проведено анкетное обследование возможностей ве-
Массовый спорт Спорт высших достижений
Рис. 3. Бюджетное финансирование спорта Fig. 3. Budgetary financing of sport
Табл. 3. Необходимость вмешательства государства в развитие спорта Fig. 3. The necessity of the state intervention in the development of sport
Вид спорта Примеры спортивных организаций Необходимость и обоснованность вмешательства государства
Профессиональный спорт (спорт как бизнес) Профессиональные клубы (футбольные, хоккейные, баскетбольные клубы и т. п.) Не требуется государственное вмешательство, зрелищ-ность и популярность данных видов спорта обеспечивают предпринимательский успех
Элитарный спорт (является атрибутом принадлежности спортсмена к «высшему свету») Парусный спорт, конный спорт, поло, гольф, крикет и т. п. Отсутствует необходимость вмешательства государства, данные виды спорта развиваются на спонсорской основе и личном материальном участии спортсменов
Массовый спорт Организации, осуществляющие подготовку профессиональных спортсменов и пропаганду здорового образа жизни Необходима мощная государственная поддержка. Организации данного сектора не в состоянии самостоятельно находить источники финансирования. Их основная цель — подготовка профессиональных кадров
дения предпринимательской деятельности спортивными организациями и выявлены мнения респондентов (руководителей спортивных организаций, профессиональных спортсменов, политиков и общественных деятелей, представителей научной среды) относительно необходимости государственной поддержки и государственного регулирования спортивной сферы.
На вопросы о необходимости государственной поддержки и государственного регулирования деятельности спортивных организаций 81% опрошенных ответили, что государственная поддержка необходима, а 86% респондентов считают, что государственное регулирование способствует развитию спортивных организаций и обеспечивает баланс интересов (рис. 4-5).
81,00%
19,00%
0%
да,
способствует развитию спортивных организаций
нет,
затормаживает развитие спортивных организаций
обеспечивает соблюдение баланса интересов
Рис. 4. Результаты анкетирования по вопросу: «Необходима ли государственная поддержка
спортивных организаций?» Fig. 4. Survey findings on the question «Is there a need for state support of sports organizations?»
да, способствует развитию спортивных организаций
нет, затормаживает развитие спортивных организаций
обеспечивает соблюдение баланса интересов
Рис. 5. Результаты анкетирования по вопросу: «Необходимо ли государственное регулирование деятельности спортивных организаций?»
Fig. 5. Survey findings on the question «Whether state regulation of activities of sport organizations is needed?»
Таким образом, регулирование индустрии спорта в России осуществляется, казалось бы, по китайской модели и предполагает государственное финансирование, в том числе крупных инфраструктурных объектов: стадионов к чемпионату мира по футболу, Олимпийского парка в Сочи, автодрома «Сочи Автодром» — единственного в России автодрома, способного принимать этап автомобильных гонок «Формула-1». Обычно проведение Гран-при «Формулы-1» финансируют государственные структуры, заинтересованные в продвижении страны или региона на международной арене: так обстоят дела в ОАЭ, Сингапуре, Азербайджане, Мексике и России. Количество государственных инвестиций в строительство автодрома в Сочи оценивается в 13,1 млрд руб.6 бюджетных средств без учета ежегодных затрат на проведение Гран-при России. Изначально основные расходы на Гран-при России обеспечивались за счет бюджета Краснодарского края — в 2014-2015 гг. на проведение этапа гонок в Сочи регион
6 Кубань просит правительство РФ забрать у неё трассу Ф-1 и вернуть затраты. URL: http://www. championat.com/auto/news-2278922-kuban-prosit-pravitelstvo-rf-zabrat-u-nejo-trassu-f-1-i-vemut-zatraty.html.
потратил 8,6 млрд руб. В мае 2016 года компания ЛУКОЙЛ инвестировала 2 млрд руб. в проведение гонки Гран-при России. Зимой 2017 года титульным спонсором Гран-при России «Формулы-1» стала группа ВТБ. Актуальная стоимость автодрома составляет около 83-90 млн долл. (с учетом двух лет эксплуатации и убыточности проекта). Непокрытый убыток «Центра «Омега» на конец 2016 г. составлял 21,8 млрд руб., как следует из отчетности компании, хотя в 2016 г. она получила чистую прибыль 8,5 млрд руб. Доходность автодрома зависит от выручки от продажи билетов и спонсорской помощи минус затраты на амортизацию. Продажа билетов для 55 тыс. зрителей на три дня соревнований приносит максимум 10 млн долл.
В то же время автомобильный спорт с точки зрения подготовки спортсменов никак не финансируется государством. Программой развития, продвигающей российских спортсменов на международную арену, является SMP Racing (СМП Банк). Программа целенаправленно настроена на выявление лучших пилотов в России и их прогресс. Благодаря программе, в частности, команда Williams «Формулы-1» сделала выбор на се-
зон 2018 г. в пользу россиянина С. Сиротки-на в качестве основного пилота британской команды. Это уже пример частного финансирования спорта.
Заключение
Существующие проблемы функционирования спортивных организаций проявляются и через внешние угрозы, и через внутренние слабости. Реалии современного мира вынуждают спортивные организации задумываться не только о спортивных достижениях, но и об экономических составляющих этих процессов. Развитие предпринимательских инициатив способствует, с одной стороны, увеличению многообразия организационно-правовых форм спортивных организаций, расширению спектра спортивных и физкультурных услуг, повышению их качества и возможности получения предпринимательского дохода. С другой стороны, порождаются сопутствующие риски, требующие обоснованных экономических подходов к принятию управленческих решений. Таким образом, на наш взгляд, оптимальным решением будет формирование сбалансированной модели государственного вмешательства в развитие физической культуры и спорта — отказ от регламентации и финансирования спорта как бизнеса, и необходимость государственной поддержки массового спорта.
Список литературы
1. Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес. М.: КНОРУС, 2006. — 320 с.
2. ГуттманА. Капитализм, протестантизм и современный спорт // Логос. 2013. № 5. С. 2-42.
3. Гапонова С. Н., Рац В. С. Социально-экономическая ответственность предпринимателей // Вопросы новой экономики. 2013. № 1 (25). С. 71-74.
4. Солнцев И. В. Нематериальные активы спортивного клуба: структура и особенности оценки // Вестник финансового университета. 2015. № 1. С. 112-117.
5. Леднев В. А. Конкуренция в спорте: новые тренды и закономерности развития // Современная конкуренция, 2012. № 6 (36). С. 83-87.
6. Леднев В. А., Первушина Е. А. Тенденции развития студенческого спорта в России // Экономические науки. 2016. № 141. С. 38-44.
7. Квасцов С. А. Необходимость признания в качестве специфических объектов нематериальные активы, созданные в некоммерческих организациях при осуществлении спортивной подготовки в рамках выполнения государственного задания // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 4-1. С. 96-102.
8. Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организаций и проведение физкультурных и спортивных мероприятий / под ред. П. В. Крашенникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 687 с.
9. Кокоулина О. В., Галинский Д. В. Совершенствование системы мотивации в спортивных клубах // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013. № 2. С. 166-171.
10. Кокоулина О. П., Копылова Н. Е, Ефремова Н. Г., Зайцев В. А. Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 22-24.
11. Орлова Л. Н, Остроухов С. А. Предпринимательство в спорте или как формируется конкурентоспособность спортивных организаций // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 3. С. 405-416.
12. Ильин А. Б. «Формула 1» как международная предпринимательская структура и ее влияние на развитие национальных экономик: монография. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. — 276 с.
References
1. Galkin V. V. Jekonomika sporta i sportivnyjbiznes [Sports economics and sports business]. Moscow, KNORUS, 2006, 320 p.
2. Guttman, A. Kapitalizm, protestantizm isovremennyjsport [Capitalism, Protestantism and modern sport]. Logos, 2013, no. 5, pp. 2-42.
3. Gaponova S. N., Rac V. S. Social'no-jekonomicheskaja ot-vetstvennost' predprinimatelej [Socio-economic responsibility of business]. Voprosy novoj jekonomiki, 2013, no. 1 (25), pp. 71-74.
4. Solncev I. V. Nematerial'nye aktivy sportivnogo kluba: struktura i osobennosti ocenki [Intangible assets of a sports club: structure and evaluation peculiarities]. Vest-nik finansovogo universiteta, 2015, no. 1, pp. 112-117.
5. Lednev V. A. Konkurencija v sporte: novye trendy i zako-nomernosti razvitija [Competition in sport: new trends and development patterns]. Journal of Modern Competition, 2012, no. 6 (36), pp. 83-87.
6. Lednev V. A., Pervushina E. A. Tendencii razvitija stu-dencheskogo sporta v Rossii [Trends in the development of student sport in Russia]. Jekonomicheskie nauki, 2016, no. 141, pp. 38-44.
7. Kvascov S. A. Neobhodimost' priznanija v kachestve specificheskih ob'ektov nematerial'nye aktivy, sozdan-nye v nekommercheskih organizacijah pri osushhestvlenii sportivnoj podgotovki v ramkah vypolnenija gosudarstven-nogo zadanija [The need for recognition of intangible assets created in non-profit organizations in the implementation of athletic training under the state order as specific objects]. Izvestija Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 4-1, pp. 96-102.
8. Alekseev S. V. Sportivnyj menedzhment. Regulirovanie organizacij i provedenie fizkul'turnyh i sportivnyh meropri-jatij [Sports management. Regulation of organizations and
10.
holding of sports events]. Pod red. P. V. Krashennikova. Moscow, JuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2015, 687 p. Kokoulina O. V., Galinskij D. V. Sovershenstvovanie sistemy motivacii v sportivnyh klubah [Improving the system of motivation in sports clubs] // Infrastrukturnye otrasli jekonomiki: problemy i perspektivy razvitija, 2013, no. 2, pp. 166-171. Kokoulina O. P., Kopylova N. E., Efremova N. G., Za-jcev V. A. Povyshenie zainteresovannosti studentov v za-nyatiyah fizicheskoj kul'turoj [Increase students interest in the lessons of physical culture]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury, 2017, no. 9, pp. 22-24.
11.
12.
Orlova L. N., Ostrouhov S. A. Predprinimatel'stvo vsporte ili kak formiruetsja konkurentosposobnost' sportivnyh or-ganizacij [Entrepreneurship in sport or how a competitive power of sports organisations is created]. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2017, vol. 18, no. 3, pp. 405-416. Il'in A. B. «Formula 1» kak mezhdunarodnaja predprinimatel'skaja struktura i ee vlijanie na razvitie nacional'nyh jekonomik: monografija [«Formula One» as a global business structure and its influence on the development of national economies: a monograph]. Moscow, FGBOU VO «RJeU im. G. V. Plehanova», 2017, 276 p.
L. Orlova, Plekhanov Russian University of Economics, Department of Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
A. Ilin, Department of Competition Theory and Practice Moscow University of Finance and Industry «Synergy», Moscow, Russia, [email protected]
S. Ostroukhov, Department of Entrepreneurship and Logistics Plekhanov Russian University of Economics, JSC Voentorg, Moscow, Russia, [email protected]
Sports industry: state regulation, entrepreneurship or public-private partnership
The paper focuses on the authors' views on the relevance of the state intervention the need for state intervention and regulation in the sport sector. Whereas modern sport is not only a social but also an economic phenomenon, its development, affects the interests of all socio-economic groups. To answer the question whether the state regulation in sport and in the sports industry is needed, the authors conducted a number of studies: comparative (other countries' experience has been studied), economics and statistics (the analysis of statistical information has been carried out) and empirical (a public-opinion poll has been held). Drawing on the example of auto racing the features of the interaction between the public and private entities in the sports industry are demonstrated. The paper justifies the need of the state intervention in sports organizations performance by reference to the definitions of sport as business and physical activity and culture.
Keywords: entrepreneurship in sport, competitive power of sports organizations, efficient administration, sports management, business risks.
About authors:
L. Orlova, Dr of Economics, Associate Professor; A. Ilin, PhD in Economics, Assistant Professor; S. Ostroukhov, Postgraduate student, Chief specialist
For citation:
Orlova L., Ilin A., Ostroukhov S. Sports industry: state regulation, entrepreneurship or public-private partnership. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 2 (68) - 3 (69), pp. 115-125 (in Russian, abstr. in English).
9.