УДК 796.06
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)
Дмитрий Геннадьевич Степыко, доцент, Дарья Владимировна Грачева, преподаватель, Денис Сергеевич Александров, преподаватель, Джавид Аллахверди оглы Фарза-лиев, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва; Анастасия Андреевна Голова, специалист, Центр спортивной подготовки
сборных команд России, Москва
Аннотация
В статье рассмотрены направления экономического развития профессионального спорта в России. Методы исследования. Анализ научной и научно-методической литературы, статистический метод, метод социально-экономического прогнозирования, метод имитационного моделирования. Результаты исследования. Предложены методы по разработке целевых комплексных программ и нормативных документов по развитию профессионального спорта в России. Методы основаны на рыночных принципах в сочетании с государственным регулированием, что является основой построения эффективной модели финансового обеспечения профессионального спорта.
Ключевые слова: финансирование, диверсификация, профессиональный спорт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p375-381
DIVERSIFICATION OF FINANCING OF PROFESSIONAL SPORTS IN RUSSIA (ON
THE EXAMPLE OF FOOTBALL)
Dmitry Gennadyevich Stepyko, the senior lecturer, Daria Vladimirovna Gracheva, the teacher, Denis Sergeevich Alexandrov, the teacher, Javid Allahverdi ogly Farzaliev, the
teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Anastasia Andreevna Golova, the specialist, Center for Sports Training of Russian National Teams, Moscow
Abstract
The article considers the directions of economic development of professional sports in Russia. Research methods. Analysis of the scientific and scientific-methodical literature, statistical method, socio-economic forecasting method, and simulation-modeling method have all been used. The results of the study. Methods are proposed for developing targeted comprehensive programs and regulatory documents for the development of professional sports in Russia. The methods are based on the market principles in combination with the state regulation, which is the basis for constructing the effective model of the financial support for professional sports.
Keywords: financing, diversification, professional sports.
ВВЕДЕНИЕ
Финансирование спорта, безусловно, является одним из ключевых вопросов политики нашего государства. Однако только ли на государственные средства можно полагаться в развитии профессионального спорта? Например, в рамках футбола правила УЕФА по лицензированию футбольных клубов говорят о том, что финансовая модель, не подкрепленная коммерческими доходами, не жизнеспособна, а футбольные клубы не должны финансироваться из средств бюджетов региональных и местных уровней. Нарушение данных правил грозит санкциями вплоть до исключения команд из турниров, проводимых под эгидой данной организации. Этим обосновывается необходимость выстраивать стратегию по финансированию спорта в соответствии с требованиями времени. Однако низкая степень законодательного регулирования и стимулирования деловой активности в сфере профессионального спорта ведет к его разбалансированности и неэффективности управления. Рассмотрим возможные варианты, связанные с профессионализацией спорта высших достижений и его коммерциализацией.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На данный момент существует несколько способов финансирования профессионального спорта, а именно:
1 бюджетные источники финансирования;
2 использование средств спонсоров, меценатов;
3 собственная деятельность клуба/команды при поддержке других источников.
В Российской Федерации основное финансирование осуществляется из средств государственного бюджета или с помощью крупных спонсоров, в то время как процесс развития коммерческого спорта на внебюджетной основе в таких условиях не может реализоваться в полной мере. А ведь именно активные болельщики, зрители и неравнодушные к спорту люди, являясь потребителями конечного продукта, могут составлять основу экономики данной отрасти, что сделает спорт независимым от факторов и рисков, связанных со схемами бюджетного финансирования распространенными, в том числе в России. Личный выбор каждого отдельного человека - оплачивать ли платный спортивный канал, покупать ли сувенирную продукцию и ходить ли на стадион заставляет клубы вести жёсткую конкуренцию за этот ресурс, повышая свою эффективность и соревновательную зрелищность соревнований.
Примерами доходов от коммерческой деятельности могут быть: доходы от продажи билетов в клубный музей, сувенирной продукции, клубной атрибутики (мерчандайзинг), еды и напитков, проведения конференций, лотерей, рекламных объявлений на бортах по периметру стадиона, арены, участие в имиджевых проектах, таких как съемки фильма. С точки зрения потребителей, мерчандайзинг позволяет тем, кто живет на другом континенте и не может посещать соревнования, ассоциировать себя с международными брендами и демонстрировать свою приверженность. Широта географического охвата свидетельствует о том, что продажа прав на телетрансляции в сочетании с качественным мерчандайзингом является одним из наиболее эффективных подходов к получению доходов от аудитории болельщиков, проживающих в других регионах. Помимо этих источников, доходы могут поступать от продажи прав на регистрацию спортсмена, доходы от таких операций как субсидии из бюджета региона, благотворительные взносы, арендная плата, дивиденды [1].
Однако полагаться полностью на доходы от коммерческой деятельности в спорте тоже не стоит. Так, например, в чемпионатах Италии и Франции большая доля доходов клубов приходится на денежные средства, полученные от медиа-структур, что делает их зависимыми от данного источника дохода. Негативные последствия банкротства крупной медиа-корпорации «Кирх-Групп» в 2002 году ощутили на себе в первую очередь профессиональные футбольные клубы итальянской лиги, долги которых к началу 2004 года достигли громадной суммы в 700 млн. евро, а общий оборот снизился с 1,3 до 1,1 млрд. евро. Около двух сотен футболистов оказались безработными, остальным спортсменам резко сократили зарплаты, несколько популярных клубов были объявлены банкротами и прекратили выступления в большом спорте [2].
Таким образом, сбалансированность поступлений является главным условием финансовой устойчивости клубов. Выделим несколько аспектов применения многоканального механизма финансирования профессионального спорта в России.
Механизм многоканального финансирования в основном используется непосредственно субъектами профессионального спорта (национальные профессиональные спортивные лиги, профессиональные спортивные клубы, общероссийские спортивные федерации), при этом его отдельные элементы могут быть использованы органами власти.
Многоканальное финансирование профессионального спорта подразумевает использование следующих разнообразных источников (рисунок 1). Если говорить о государственных средствах, то их использование является необходимым в тех видах спорта, где уже сложились профессиональные отношения, но еще не сформированы взаимовыгодные отношения со спонсорами на основании расширения зрительской аудитории.
Средства спонсоров и партнеров, привлекаемых в качестве равноправных
Средства, полученные от продажи прав ТВ и Интернет трансляций спортивных соревнований
Средства от образовательной деятельности
Средства от продажи билетов, абонементов, сдачи в аренду У1Р-лож на стадионе
Рисунок 1 - Источники финансирования профессионального спорта
Как правило, это либо индивидуальные виды спорта, либо те популярные виды спорта, которые не имеют чётко выраженного продукта в виде спортивного зрелища - легкая атлетика, лыжные гонки, велосипедный спорт. Заметим, что в России, помимо бюджетных средств, активно проводится политика привлечения спонсоров. И если в первой половине 90-х гг. спонсорами отечественного спорта были в основном иностранные компании, то на данный момент поддержку профессиональным клубам и федерациям оказывают крупные российские компании, как правило, монополисты на своем рынке, например, «Ростелеком», Пивоваренная компания «Балтика», «Аэрофлот Российские авиалинии» и другие организации, в том числе государственные корпорации. Для вовлечения во взаимовыгодные экономические отношения представителей легкой и пищевой промышленности, производителей одежды и оборудования предлагается предусмотреть налоговые льготы для компаний-спонсоров субъектов профессионального спорта.
Примерами предпринимательской деятельности профессиональных спортивных клубов и лиг могут быть спортивные музеи, детские спортивные лагеря, экскурсии по стадиону. В то же время образовательная деятельность может проводиться в рамках реализации программ дополнительного образования для тренеров, руководителей, медицинских и технических работников, специалистов РЯ и работы со зрителями, спортивных арбитров.
Несмотря на то, что финансирование из бюджета государства стало неотъемлемым атрибутом профессионального спорта, а спонсорские вложения государственных корпораций и аналогичных компаний составляют весомую часть бюджета команд, уровень развития профессионального коммерческого спорта в России невысок. В подтверждение данного тезиса в таблице 1 представлены результаты проведенного телеканалом «360» с участием известных спортсменов (Динияра Билялетдинова, Дмитрия Хохлова и др.) интервью, в котором эксперты поделились мнением о том, чего не хватает нашей индустрии спорта и каково их отношение к коммерциализации профессионального спорта [3]. Таким образом, необходимость реформирования индустрии профессионального спорта признаётся на различных уровнях. Рассмотрим направления возможных решений вопроса диверсификации финансирования, которая позволяет снизить зависимость успеха и самого существования клуба/команды/лиги от бюджетных средств в той или иной форме.
Средства федерального, регионального и муниципальных бюджетов
Средства государственных спонсоров и партнеров
Средства от предпринимательской деятельности профессиональных спортивных клубов и лиг
Средства от продажи прав на спортсменов при переходе их из одного клуба в другой
Таблица 1 - Факторы развития коммерческой привлекательности профессионального спорта_
Развитие профессионального спорта
Положительные факторы Отрицательные факторы
Индустрия спорта строится на том, что за игры готовы платить не только зрители, но и частные компании, что составляет значительную часть дохода В России преобладающее бюджетное финансирование профессионального спорта препятствует формированию самоокупаемых клубов
Распространена практика продажи или аренды конкретных игроков зарубежным клубам Ряд факторов создаёт условия повышенного спроса на футболистов с российским гражданством
Отсутствие многочисленных согласований и разрешений со стороны органов власти Административное регулирование осуществляется посредством управления активами большинства клубов
Международные спортивные достижения оцениваются достойно Достижения на международном уровне носят эпизодический бессистемный характер
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКАНАЛЬНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ
По нашему мнению, одним из ключевых предложений, которое способно повысить уровень профессионального спорта является создание Наблюдательного совета, в состав которого войдут представители спортивной общественности и государственных корпораций. Основу управленческого воздействия такого совета составят решения об адресном выделении средств финансирования субъектам профессионального спорта на конкурсной основе в случае, если финансирование идет из средств государственных корпораций (рисунок 2).
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ совет по профессиональному спорту R России
Представители гос. корпораций
Координация финансирования
Профессиональные спортивные лиги
Профессиональные спортивные клубы
Рисунок 2 - Рекомендуемые направления работы наблюдательного совета по профессиональному спорту в
России
Отметим, что правила финансового «fair play» - это положения, утвержденные УЕФА с целью финансового оздоровления футбольной индустрии, суть которых заключается в следующем [4]:
- сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной;
- снизить инфляционный эффект, давление на зарплаты и трансферные расходы клубов;
- поощрить здоровую конкуренцию между клубами в финансовой области;
- способствовать долгосрочным инвестициям в детско-юношеский футбол и развитие спортивной инфраструктуры;
- сделать европейские клубы стабильнее в долгосрочной перспективе;
- содействовать своевременному погашению задолженностей клубами.
С введением данного правила команды могут тратить не больше тех сумм, что сами в состоянии заработать. Каждый клуб, который выходит в европейские кубки, должен получить от УЕФА лицензию [5].
Деятельность вышеуказанного совета неотъемлемо связана с созданием общего Фонда поддержки по финансированию субъектов профессионального спорта. Фонд следует создавать в том случае, если клуб / лига соответствует определенным критериям эффективности и привлекает, например, от 30 до 50% денежных средств за счет собственной коммерческой деятельности (рисунок 3).
Поддержка на основании спортивного и международного критерия
Сборные команды России по видам спорта / Спортивные федерации
Рисунок 3 - Рекомендуемая деятельность Российского Фонда поддержки профессионального спорта
В основу деятельности наблюдательного совета и фонда поддержки субъектов профессионального спорта могут лечь механизмы определения спортивной (рейтинг международных спортивных федераций, национальные и международные достижения) и экономической (рентабельность, экономические риски) эффективности деятельности субъектов профессионального спорта. Для нормализации экономических отношений в профессиональном спорте предлагается максимизировать «потолок» заработной платы профессиональных спортсменов (футболистов) на основе индексации средней заработной плане по субъекту РФ, в котором располагается клуб. Отметим, что данное предложение видится обязательным правилом для клубов, пользующихся преимущественно (до 90% денежных средств) государственной поддержкой или поддержкой государственных корпораций.
При введении лимита заработных плат в случае возникновении оттока востребованных спортсменов в зарубежные лиги и чемпионаты, необходима трансформация денежных средств из фонда текущего потребления (на выплату заработных плат «сегодня») в развитие системы подготовки спортивного резерва и молодежного спорта.
Для повышения эффективности привлечения молодых спортсменов следует направлять часть денежных средств на развитие служб клубов и лиг, осуществляющих поиск перспективных спортсменов в других странах мира, с целью формирования положительного торгового баланса клубов.
Одним из элементов по созданию условий развития многоканального финансирования может стать увеличение зрительской аудитории через выделение билетов и абонементов из билетного фонда профессионального спортивного клуба или лиги для детей, проживающих на территории региона, где располагаются клубы, в размере от 5-30% заполняемости стадиона. При этом, за счет возможного использования пластиковой карты (абонемента), фиксируется динамика посещаемости, формируется поведение болельщика. Данная социальная нагрузка клуба или лиги учитывается и поощряется со стороны государства (согласно объемам предоставляемых билетов / абонементов).
ВЫВОДЫ
Поскольку профессиональный спорт является значительным по объему вкладываемых денежных средств, следует отдельно сформировать предложения по снижению
финансовой нагрузки на органы государственной власти и государственные корпорации. Рассмотрим предложения на примере футбола, однако аналогичные рекомендации можно применить и к другим командным видам спорта.
1 Создание закрытой профессиональной спортивной лиги для профессиональных футбольных клубов по принципу критериев (инфраструктуры, академии, финансового менеджмента) через механизм лицензирования клубов. То есть переход клубов из российских профессиональных футбольных лиг возможен исключительно при соответствии социально-экономических условий региона, в котором располагается клуб. Таким образом, вместо спортивного критерия (занятого места) должен использоваться социально-экономический критерий.
2 Создание фарм-лиги (на основе российских профессиональных футбольных лиг) для того, чтобы создать систему подготовки спортсменов-профессионалов, которые потом переходят в топ-клубы.
3 Использование системы «плей-офф», в том числе увеличение количества матчей в течение спортивного сезона.
4 Привлечение в российские профессиональные футбольные лиги зарубежных клубов (прежде всего из стран Союзного государства) в качестве участников при условии выполнения ими лицензионных требований и расширения квоты на участие в международных соревнованиях, курируемых УЕФА.
Для повышения зрелищности национальных чемпионатов и выхода на зарубежные рынки следует рекомендовать клубам и лигам участие в имиджевых турах и соревнованиях в других странах в межсезонье с целью расширения рынка сбыта спортивно-зрелищных услуг, продвижения бренда и спортивных событий (матчей, чемпионата) среди иностранной аудитории.
Таким образом, на сегодняшний момент для нашей страны актуальным является поиск альтернативных источников финансирования и новых форм совместного участия государства и частного капитала в вопросе развития индустрии профессионального спорта, при которых достигается повышение эффективности использования бюджетных средств и обеспечивается сочетание интересов государства и бизнеса, что в конечном счете скажется на снижении степени риска потери финансовой устойчивости субъектов профессионального спорта и позволит более сбалансированно прогрессировать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» / С.В. Алексеев. - Москва : Советский спорт, 2013. - 517 с.
2. Воробьев, А.И. Использование ренкинговых моделей для оценки уровня развития футбола в странах ФИФА / А.И. Воробьев, И.В. Солнцев, Н.А. Осокин // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2016. - № 2 (86). - С. 69-76.
3. Телеканал «360». Индустрия спорта в России. - URL : https://360tv.ru/news/tekst/industriya-sporta-vrossii/ (дата обращения: 07.11.2019).
4. Финансирование в футбольных клубах. - URL : https://studopedia.net/5_27019_finansirovanie-v-futbolnih-klubah.html (дата обращения: 07.11.2019).
5. Чугреев, В. Л. Краудфандинг - социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования / В. Л. Чугреев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 4 (28). - С. 190-196.
REFERENCES
1. Alekseev S.V. (2013), Legal basis of professional activity in sports: a textbook for university students in the field ofpreparation 034300 "Physical education", Soviet Sport, Moscow.
2. Vorobiev A.I., Solntsev I.V., Osokin N.A. (2016), "The use of ranking models to assess the level of development of football in FIFA countries", Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics, No. 2 (86), pp. 69-76.
3. Channel "360" (2019), "The sports industry in Russia", available at: https://360tv.ru/news/tekst/industriya-sporta-vrossii/ (accessed: 7 November 2019).
4. Studopedia.net (2013), "Financing in football clubs", available at: https://studope-dia.net/5_27019_finansirovanie-v-futbolnih-klubah.html (accessed: 7 November 2019).
5. Chugreev V.L. (2013), "Crowdfunding - social technology of collective financing: foreign experience of use", Economic and social changes: facts, trends, forecast, No. 4 (28), pp. 190-196.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2020
УДК 796.011
СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ И БАРЬЕРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Владислав Иванович Столяров, доктор философских наук, профессор, Федеральный
научный центр физической культуры и спорта, г. Москва; Михаил Михайлович Орешкин, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Юрьевич Баринов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (Университет), г. Москва
Аннотация
В статье анализируются субъективные факторы мотивации и барьеров физкультурно-спор-тивной активности населения. Цель исследования - определить влияние на физкультурно-спортив-ную активность населения ориентации людей на те или иные ценности занятий физкультурой и снор-том, оценки личностной значимости этих занятий. Предполагается, что с этими субъективными факторами мотивации связаны существенные социальные барьеры физкультурно-снортивной активности населения. Методика и организация исследования - теоретический анализ проблемы с исноль-зованием эмпирической социологической информации.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы следующие основные положения.
1. Центральное место в структуре субъективных факторов мотивации физкультурно-снор-тивной активности занимает ценностное отношение человека к этой активности - оценка ее личностной значимости, полезности, ориентация на определенные ее ценности.
2. Определенные группы населения в качестве главной ценности физкультурно-спортивной активности могут признавать:
• высокие спортивные достижения, победы, которые обеспечивают не только самореализацию, но также (в последующем) успешную карьеру, финансовое благополучие на основе снорта как профессиональной деятельности;
• возможность существенной позитивной коррекции физического состояния - прежде всего здоровья;
• возможность в непринужденной атмосфере физкультурно-двигательной активности и дружеского спортивного соперничества, при отсутствии жестко нормативной регламентации отдохнуть, «разрядиться», развлечься, получить положительные эмоции, удовольствие, пообщаться с друзьями, с природой и т. д.
3. Приоритетная ориентация определенной грунны людей на одну из этих ценностей онре-деляет уровень их мотивации на физкультурно-спортивную активность, а вместе с тем значимые социальные барьеры этой активности.
Выводы. Результаты анализа субъективных факторов мотивации и барьеров физкультурно-снортивной активности населения важно учитывать нри определении стратегии и конкретных унрав-ленческих решений повышения данной активности и ее социокультурного значения.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная активность населения, ценностные ориентации; мотивация.