- облегчение механизмов заимствования на фондовых рынках.
В-пятых, необходимость восстановления государственных правовых и управленческих инструментов промышленной политики. Здесь основную роль играет введение специальных гибких налоговых механизмов и режимов, системная перенастройка таможенного и валютного регулирования в интересах национального развития, усиление механизма регулирования естественных монополий, согласования тарифов с издержками обрабатывающей промышленности, восстановление госзаказа на подготовку кадров, законодательное упорядочение процедур формирования и исполнения целевых программ и госзакупок.
В-шестых, на современном этапе экономического развития страны остро встает необходимость обеспечения национальной безопасности, самодостаточности и устойчивости развития страны. Предлагается ввести в практику государственного управления стратегического планирования, законодательно закрепить миссии (функции) государства в виде его ответственности за национальную безопасность и стратегии устойчивого развития, создать соответствующие устойчивые органы государственного управления, создать механизм согласования федеральных, государственных интересов с интересами рыночных субъектов промышленной деятельности, регионов, нормативное определение базовых (стратегических) отраслей и видов деятельности и продукции, необходимых для самодостаточности страны.
Список литературы:
1. Офицеров А., Дектерёв В. По итогам круглого стола в Госдуме по проблемам оборонно-промышленного комплекса // Правда. - 2010.
2. О представлении уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г.: письмо Минэкономразвития РФ от 26.05.08 г. № 6980-АК/ДОЗ // Рос. газ. - 2008. - 5 июня. - С. 24-25.
3. Васильев С. Нужен закон о промышленной политике // Торгово-промышленные ведомости. - 2008. - Июль. - № 15-16 (392).
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В РЕГИОНЕ
© Исламиев Р.Р.*
Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса,
г. Пермь
В статье рассматриваются основные формы и тенденции развития кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств в Пермском крае.
* Доцент кафедры Менеджмента и прикладных информационных технологий, кандидат экономических наук.
В условиях перехода к рыночным отношениям идёт поиск наиболее эффективных форм организации управления сельскохозяйственного производства. В системе экономических преобразований в аграрном секторе важное значение приобретают кооперативные формы хозяйствования во всем многообразии, являющиеся наиболее адекватными зарождающейся многоукладной экономике, новым товарно-денежным отношениям в условиях перехода к рынку.
Сельскохозяйственная кооперация занимает особое место в решении задач защиты интересов крестьянства в условиях конкуренции. Она действует через антимонопольные экономические рычаги в сферах производства, переработки сельхозпродукции, оказания производственно-технических и других услуг селу.
В системе экономических преобразований в аграрном секторе важное значение приобретают кооперативные формы хозяйствования. Сельскохозяйственная кооперация - это форма совместной хозяйственной деятельности товаропроизводителей в одном или разных, но взаимосвязанных процессах труда и производства в целях удовлетворения социальных и экономических интересов, которые трудно или невозможно достичь при индивидуальной деятельности.
Кооперативные формирования в АПК позволяют эффективнее организовывать производственный процесс, сократить издержки, гарантировать сбыт, предоставить материальную защиту товаропроизводителям. Сельскохозяйственная кооперация способствует налаживанию систем закупок, переработки, торговли, материально-технического и финансового обслуживания сельских товаропроизводителей. Тем самым проводится оперативное регулирование функционирования всего процесса в аграрной сфере [2, с. 18-19].
Сельскохозяйственная кооперация - неразрывный спутник мелкотоварного производства. Деятельность личных подсобных и крестьянских хозяйств доказала, что в современных условиях они могут эффективные функционировать только сообща, кооперируя свои материально-технические и трудовые ресурсы и сохраняя при этом полную юридическую самостоятельность.
В 2010 г. на долю сельскохозяйственных производственных кооперативов в Пермском крае приходилось 13 % производства продукции сельскохозяйственных организаций, в которых было сосредоточено 15 % посевных площадей, 9-16 % поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз. Сельскохозяйственными кооперативами в 2010 г. было произведено от 13 до 19 % основных продуктов растениеводства, 11-17 % - животноводства.
В отличие от сельскохозяйственных производственных кооперативов сельскохозяйственные потребительские кооперативы, целью которых является обслуживание и кредитное обеспечение сельхоз товаропроизводителей на выгодных для них условиях, начинают только формироваться. Потребительские кооперативы в сегодняшних условиях выполняют важную социально-экономическую функцию, осуществляя закупки излишков сельхозпродукции в хозяйствах населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, у других мелких товаропроизводителей, оказывая услуги сельским товаропроизводителям и
населению, снабжал их предметами первой необходимости, перерабатывая закупленную продукцию и возвращал денежные средства за закупаемую продукцию сельским жителям, создавал, таким образом, новые рабочие места, снижая уровень безработицы, обеспечивал доход сельским труженикам.
Эффективное развитие рыночных отношений в агропромышленном производстве обусловлено хорошо отлаженной системой сбыта сельхозпродукции и обеспечения ее производителей средствами производства, другими видами обслуживания. В этой системе важная роли принадлежит закупочно-сбытовой кооперации с организацией кооперативных предприятий по переработке продукции растениеводства и животноводства Особенно актуальной становится организация сбытовых кооперативов сейчас, когда сложившаяся ранее государственная система закупочной сельскохозяйственной продукции находится в кризисном состоянии [1, с. 37-39].
Среди сельскохозяйственных потребительских кооперативов наибольшее распространение получают перерабатывающие кооперативы, которые в 2010 г. функционировали в 12 районах края. На них приходилось более 60 % общего объема выпуска продукции и услуг обследованных кооперативов.
Сбытовые кооперативы, созданные с участие сельхозтоваропроизводителей, не получили пока широкого распространения. В 2010 г. они действовали в восьми районах, на их долю приходилось 19% общего объема выпуска продукции и услуг обследованных кооперативов. Наибольшее количество этих кооперативов насчитывалось в Пермском районе - 10 (занимающихся в основном сбытом зерна и скота), Суксунском - 8 (сбыт овощей, картофеля и скота), Бардымском районе - 5 (главным образом, по сбыту картофеля).
Обслуживающие сельхозпроизводителей кооперативы в 2010 г. имелись в 9 районах края, на их долю приходилось 16 % от общего объема выпуска продукции и услуг обследованных кооперативов. Наибольшим спросом со стороны пользовались транспортные услуги (9 % заказов поступило от членов кооператива), ремонтные (17% от членов кооператива), а строительно-монтажные услуги полностью оказывались кооперативами на сторону.
Сельскохозяйственные кредитные кооперативы в 2010 г. имелись в 3 районах Пермского края. При этом следует отметить, что многие из них находились в стадии формирования и практически никакой деятельности не вели, интенсивно кредитные кооперативы развивались в Пермском районе, на долю которой приходилось 48 % всех обследованных кредитных кооперативов и 64 % суммы предоставленных ими кредитов.
И, тем не менее, сельскохозяйственная потребительская кооперация, хотя и крайне медленно, но все же начинает свое движение в агропромышленном комплексе. Так, например, в Бардымском районе на баз молочного завода был создан кооператив «Молоко». Его учредителями сталь несколько сельскохозяйственных предприятий. На переработку молок поступает не только от учредителей кооператива, но и от фермерских хозяйств и хозяйств населения. Производимая продукция реализуется самостоятельно, причем
69 % выручки передается товаропроизводителям, 20 % идет на покрытие затрат кооператива [5, с. 34-35].
На практике объединения крестьянских (фермерских) хозяйств могут создаваться двумя путями: во-первых, путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств, и, во-вторых, при преобразовании колхозов и совхозов по решению их коллективов. В Законе сказано, что такие объединения действуют на основании уставов, утверждаемых их участниками, имеют прав юридического лица и подлежат государственной регистрации в местных органах самоуправления в порядке, установленном для предприятий.
Различные подходы к организации и деятельности ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ сложились в силу гибкости данной формы хозяйствования, позволяющей в каждом конкретном случае создавать ту или иную ее модель, наиболее полно отвечающую конкретным условиям хозяйствования. При формировании перспективных моделей развития ассоциаций (союзов) крестьянских (фермерских) хозяйств важно учитывать в каждом конкретном случае природно-экономические условия региона, сложившуюся производственную и социальную инфраструктуру.
Результаты первых лет работы показали, что объединения крестьянских (фермерских) хозяйств являются перспективной организационной формой и заслуживают распространения интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями.
Таким образом, устойчивое развитие фермерства немыслимо без кооперирования фермерских хозяйств, как между собой, так и с другими сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, осуществляющими заготовки, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сервисное обслуживание крестьянских хозяйств.
Среди основных причин, которые влияют на стремление кооперированию можно назвать следующие: недостаточность материальных и финансовых средств, непомерно высокие цены на основные и оборотные средства, малоземелье крестьян, невысокая квалификация фермеров, отсутствие развитой производственной инфраструктуры, недостаточная государственная поддержка и низкий уровень на продукцию сельского хозяйства, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся составной частью всего аграрного производства, способствует решению общих задач, стоящих перед этой сферой экономики и в этом своем качестве по существу не отличается от других составных частей аграрного производства - государственных, кооперативных, акционерных в структуре производств продукции на их долю приходится 16 %.
Основной проблемой фермерских хозяйств является дефицит денежных средств, дефицит земли и низкая техническая оснащенность. В настоящее время на одно крестьянское хозяйство края приходится в среднем 0,8 тракторов, 0,2 комбайнов, 0,3 грузовых автомобилей. В большинстве крестьян-
ских хозяйств производство осуществляется своими силами. В среднем на одно хозяйство приходится 3,6 человек, нагрузка пашни на 1 работника 32,8 гектаров. Рабочая сила - единственный ресурс, которым крестьянские хозяйства обладают в избытке [3, с. 17-18].
Сбыт произведенной продукции - одна из основных проблем фермерских хозяйств. В целом условия формирования крестьянских хозяйств неблагоприятны для повышения их товарности. Дополнительные трудности создаются неразвитостью инфраструктуры сбыта, отсутствием государственного регулирования в этой области. Необходимость создания собственной перерабатывающей базы ощущает большинство фермеров. Но возможности для развития перерабатывающих производств у многих фермерских хозяйств нет.
Основными направлениями в повышении экономической устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств являются: либо укрупнение существующих хозяйств на базе аренды земли, с концентрацией трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, либо развития их кооперации и интеграции в системе АПК [4, с. 46].
Среди основных причин, которые влияют на стремление кооперированию можно назвать следующие: недостаточность материальных и финансовых средств, непомерно высокие цены на основные и оборотные средства, малоземелье крестьян, невысокая квалификация фермеров, отсутствие развитой производственной инфраструктуры, недостаточная государственная поддержка, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Наиболее распространенной формой межфермерской кооперации, и самой простой, является объединение нескольких, компактно-расположенных крестьянских (фермерских) хозяйств для указания друг другу услуг при выполнении механизированных работ, обмена инвентарем и другими средствами производства, совместного приобретения и использования техники.
Список литературы:
1. Баклаженко Г.А. Развитие интеграционных процессов в АПК на основе трансформации собственности / Г.А. Баклаженко // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 2. - С. 37-39.
2. Дворкин Б.З. Развитие кооперации и интеграции в АПК / Б.З. Двор-кин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 12. - С. 18-19.
3. Куликов И.М. Кооперация и интеграция агропромышленных предприятий в условиях рынка / И.М. Куликов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 5. - С. 17-18.
4. Мартынов В.Д. Фермерская кооперация. - М.: Знание, 2010. - 144 с.
5. Пермский край в цифрах, 2010: краткий стат. сб. / Террит. орган Федеральной службы гос. статистики по Перм. краю. - Пермь, 2010. - 176 с.