Научная статья на тему 'Современные тенденции развития классификации объектов туристской индустрии'

Современные тенденции развития классификации объектов туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туризм / туристская деятельность / аккредитация / классификация / качество / оценка соответствия / классификатор / tourism / tourism activities / accreditation / classification / quality / conformity assessment / classifier

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плешаков Станислав Михайлович, Чигвинцева Ксения Аркадьевна

Цель: исследование современных тенденций в развитии классификации объектов туристской индустрии. Методы: в данной статье авторы используют аналитический, сравнительный, статистический методы, а также метод теории обработки информации, которые позволяют установить способы достижения поставленной задачи. Результаты: проведен анализ деятельности организаций, осуществляющих классификацию объектов туризма, определены функции Росаккредитации в области туризма и гостиничного бизнеса, структурированы требования к организациям, классифицирующим объекты туристской индустрии и выявлены перспективные направления развития в их деятельности. Выводы: авторы видят перспективу в развитии организаций объектов туристской деятельности и туристской индустрии в целом путем разработки национального стандарта, устанавливающего требования к классификаторам объектов туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плешаков Станислав Михайлович, Чигвинцева Ксения Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CLASSIFICATION OF OBJECTS OF THE TOURISM INDUSTRY

Purpose: study of current trends in the development of classification of objects of the tourism industry. Methods: in this article, the authors use analytical, comparative, statistical methods, as well as the method of information processing theory, which allow us to establish ways to achieve the task. Results: an analysis of the activities of organizations that classify tourism objects was carried out, the functions of the Federal Accreditation Agency in the field of tourism and hotel business were determined, the requirements for organizations that classify objects of the tourism industry were structured, and promising directions for development in their activities were identified. Conclusions: the authors see prospects in the development of organizations of tourism facilities and the tourism industry as a whole by developing a national standard establishing requirements for classifiers of tourism industry facilities.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития классификации объектов туристской индустрии»

Современные тенденции развития классификации объектов туристской индустрии

Плешаков Станислав Михайлович,

аспирант, кафедра «Теоретическая и прикладная метрология», ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева» E-mail: pleshakov_sm@mail.ru

Чигвинцева Ксения Аркадьевна,

студент магистратуры, кафедра «Строительные материалы и технологии», Петербургский государственный университет Путей Сообщения им. Александра I E-mail: kseniyachig@gmail.com

Цель: исследование современных тенденций в развитии классификации объектов туристской индустрии. Методы: в данной статье авторы используют аналитический, сравнительный, статистический методы, а также метод теории обработки информации, которые позволяют установить способы достижения поставленной задачи. Результаты: проведен анализ деятельности организаций, осуществляющих классификацию объектов туризма, определены функции Росаккредитации в области туризма и гостиничного бизнеса, структурированы требования к организациям, классифицирующим объекты туристской индустрии и выявлены перспективные направления развития в их деятельности. Выводы: авторы видят перспективу в развитии организаций объектов туристской деятельности и туристской индустрии в целом путем разработки национального стандарта, устанавливающего требования к классификаторам объектов туристской индустрии.

Ключевые слова: туризм; туристская деятельность; аккредитация; классификация; качество; оценка соответствия; классификатор.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 132-Ф3, ФЗ № 132-ФЗ) [7] под туризмом понимаются выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, религиозных и иных целях, но без ведения оплачиваемой деятельности. Туризм позволяет сменить привычную для человека обстановку, зарядиться положительными эмоциями и впечатлениями, узнать и увидеть для себя что-то новое для повышения работоспособности и исключения эмоционального выгорания, что для современного человека имеет очень важное значение.

Отправиться на отдых можно в разных направлениях: север или юг, запад или восток, и на разный срок: на выходные, на неделю или на целый месяц. Можно путешествовать за границей или по своей стране, открывать что-то необычное и интересное для себя в знакомых местах и поднимать дух патриотизма.

Туризм предоставляет разным странам возможность не только морально-духовного развития населения путем знакомства с природой, культурой, религией и обычаями страны, но за счет получения доходов от туристической индустрии улучшать состояние окружающей среды, сохранять и развивать достопримечательности своей страны. Для некоторых стран и городов доход от туристической деятельности является основным.

Ранее Россия уступала иностранным государствам по уровню развития туристической сферы, так как не соответствовала запросам населения в части соотношения «цена - качество предоставляемых услуг и условия проживания», но в 2020 году в связи с пандемией из-за распространения ко-ронавируса SARS-CoV-2 многие государства закрыли свои границы, и гражданам стало проблематично выезжать за пределы своих стран. Это послужило толчком для развития в России сферы внутреннего туризма: начали появляться новые гостиницы, опирающиеся на европейские стандарты, с комфортными номерами, питанием по системе «шведский стол» и различными развлекательными программами.

После окончания пандемии границы были открыты, и многие граждане России вернулись к путешествиям за рубеж, снижая спрос на отечественный туризм. Но на сегодняшний день в связи с обострением политической обстановки в мире вновь наблюдается рост спроса на внутренний туризм.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

о.

е

Процветание туризма в определенном регионе, а также рост привлекательности предоставляемых туристических услуг напрямую зависит как от наличия в регионе развитой туристской индустрии, так и от динамики ее прогресса.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 132-Ф3 [7] под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент-скую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Среди объектов туристской индустрии выделяются гостиницы и иные объекты размещения, горнолыжные трасы и пляжи, в отношении которых Федеральным законом № 132-Ф3 [7] вводится такой инструмент, как классификация. Целью классификации является повышение привлекательности и конкурентоспособности объектов туристской индустрии, увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, а также стабильное развитие отрасли в целом за счет повышения доверия потребителей к предоставляемой информации.

Статья 1 Федерального закона № 132-Ф3 [7] определяет понятие «классификация» следующим образом (рис. 1).

Федеральный закон № 132-ФЭ определяет:

I

Классификация гостиниц

Кл ас с иф икацией горнолыжных трасс и пляжей

Отнесение гостиниц к определенным категориям, установленным положением о

классификации гостиниц, утвержденным Правительством

Российской Федерации, на основании оценки соответствия гостиниц и предоставляемых в них гостиничных услуг требованиям, установленным этим положением

Отнесение горнолыжных трасс, пляжей к определенным категориям, установленным правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на основании оценки соответствия горнолыжных трасс, пляжей требованиям, установленным этими правилами

Рис. 1. Определение понятия «классификация»

Согласно сведениям из Реестров в сфере туризма, размещенных в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://fsa.gov.ru/ use-of-technology/elektronnye-reestry/ [10], на сегодняшний день на территории Российской Федерации зарегистрировано:

- почти 23 тысячи классифицированных гостиниц и иных средств размещения;

- 199 классифицированных пляжей;

- 502 классифицированных горнолыжных трасс.

Ниже, на рисунках 2-4, представлено распределение указанных выше объектов классификации по категориям и уровням сложности.

Рис. 2. Распределение классифицированных гостиниц и иных средств размещения по категориям

1 Синий флаг (1 категория) 1 Зеленый флаг (2 категория) Желтый флаг (3 категория)

Рис. 3. Распределение классифицированных пляжей по категориям

Рис. 4. Распределение классифицированных горнолыжных трасс по уровням

В целях актуализации обязательных требований, предъявляемых к объектам классификации, повышения качества оказания туристических услуг и доверия к ним со стороны потребителя, а также повышения прозрачности деятельности туристской индустрии, различные организации и ведомства с постоянной периодичностью проводят в отношении туристических объектов разного рода исследования ожиданий и требований потребителей.

Так, например, на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://fsa.gov.ru/press-center/news/18708/ [11] предоставлены результаты опроса потребителей о важности услуг и сервисов гостиниц (рис. 5-7).

Результаты указанного опроса наглядно показывают, что потребители ожидают от гостиниц комфортного размещения и предоставления дополнительных услуг, а также ухоженной прилегающей территории и художественного оформления холлов.

Следует отметить, что уровень ожиданий и требований, предъявляемых потребителями к объектам туристской индустрии, постоянно растет.

Рис. 5. Количество респондентов, высказавшихся «за» необходимость удобств, предоставляемых гостиницами и иными средствами размещения

Рис. 6. Количество респондентов, высказавших пожелания к гостиницам

Рис. 7. Наименее востребованные удобства, предоставляемые гостиницами и иными средствами размещения

Действующие на сегодняшний день обязательные требования, предъявляемые к гостиницам и иным средствам размещения, а также к горнолыжным трассам и пляжам, установлены Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 [3], и Правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, утвержденными приказом Ростуризма от 08.09.2020 № 287-Пр-20 [5] (рис. 8-10).

Рис. 9. Требования, предъявляемые к горнолыжным трассам

Обязательные требования к пляжам

обеспечение безопасности пляжей информирование посетителей

обеспечение пляжей объектами санитарно-гигиенического назначения предлагаемые дополнительные услуги

Рис. 8. Требования, предъявляемые к гостиницам и иным средствам размещения

Рис. 10. Требования, предъявляемые к пляжам

Анализ обязательных требований, предъявляемых к объектам туристской индустрии, подлежащим классификации, позволяет выделить три основные группы:

1) требования к объектам, выражающиеся в форме технических характеристик, в том числе требующих проведения измерений;

2) требования к наличию у объектов конкретных свойств и/или оснащения;

3) требования к наличию услуг и качеству их оказания, выражающиеся в требованиях к обслуживающему персоналу, а также в объеме и качестве информации, доводимой до потребителя туристических услуг.

Таким образом, классификация объектов туристской индустрии (далее - классификация) является мощным стимулирующим фактором для создания здоровой конкуренции в сфере туристической индустрии и, как следствие, стимулом для постоянного улучшения уровня сервиса и профессиональной подготовки персонала. С одной стороны, классификация позволяет продемонстрировать принадлежность объекта к определенному сегменту рынка и информировать потребителя об уровне сервиса, уровне инфраструктуры и других возможностях объекта, с другой стороны для потребителя услуг классификация означает прозрачность, информированность и однозначность в оценке объектов туристской индустрии, что повышает уровень доверия потребителей к результатам классификации.

Необходимо отметить, что классификация основывается на экспертной оценке соблюдения предъявляемых к объекту требований.

Классификация включает экспертную документарную оценку и выездную оценку. Выездная оценка проходит в несколько этапов: оценка объекта на соответствие категории (проверка наличия ос-

о о 00 О"

"О О"

оп А

о. в

новных услуг и оснащения), балльная оценка объекта (проверка качественного состояния здания и оснащения), балльная оценка персонала и иных дополнительных элементов. По результатам оценки оформляются протоколы и акты оценки, на основании которых принимается решение о присвоении объекту определенной категории или уровня сложности, а также оформляется и выдается свидетельство, подтверждающее успешное прохождение классификации.

Говоря о классификации, как явлении, нельзя не провести прямую аналогию с такими понятиями, как оценка и подтверждение соответствия.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) [8]:

- под оценкой соответствия понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

- под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Статьей 20 Федерального закона № 184-ФЗ [8] установлено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и сертификации.

Таким образом, поскольку целью классификации является обеспечение безопасности и качества объектов для потребителей, а также предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение путем предоставления необходимой и достоверной информации об объекте, можно обоснованно считать классификацию не только одной из форм оценки соответствия, но и наряду с сертификацией и декларированием - третьей формой подтверждения соответствия.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 184-ФЗ [8] целями подтверждения соответствия являются:

- удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров;

- содействие приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Рассмотрим способы обеспечения надежности и прозрачности классификации, как формы оценки (подтверждения) соответствия, исходя из тех функций в сфере туризма, которыми обладают государственные органы.

8 августа 2023 г. Президент РФ Владимир Путин подписал указ № 588 «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» [12], в соответствии с которым Минэкономразвития России передало Федеральной службе по аккредитации (далее -Росаккредитация) ряд функций в сфере туризма (рис. 11).

государственных услуг по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию

ведение перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, и единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс.

осуществление федерального государственного контроля [надзора) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей

Рис. 11. Функции Росаккредитации в сфере туризма

В данной статье остановим свое внимание на функции Россакредитации по оказанию государственных услуг по аккредитации организаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 132-ФЗ [7], с Положением о классификации гостиниц [3] и Правилами классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей [5] классификацию осуществляют специально уполномоченные организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

В соответствии с пунктом 3 Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, утвержденных постановлением Правительства Рф от 03.12.2020 № 2000 (далее - Правила аккредитации) [4], под аккредитацией организации понимается подтверждение Министерством экономического развития Российской Федерации (в соответствии с указом Президента РФ № 588 [12] полномочия по аккредитации с 08.08.2023 переданы Федеральной службе по аккредитации) соответствия организации требованиям к организациям, осуществляющим классификацию объектов туристской индустрии, являющееся официальным свидетельством компетентности организации в осуществлении деятельности по классификации объектов туристской индустрии.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Реестре аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, размещенном на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://fsa.gov.ru/use-of-tech-по1оду/ elektronnye-reestryy/reestr-akkreditovannykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-klassifikatsiyu-

gostinits-gornolyzhnykh/ [13], на сегодняшний день в России аккредитованы и имеют действующий статус аккредитации 229 организаций.

Попробуем разобраться в основополагающих принципах деятельности Росаккредитации, а также спрогнозировать тенденции в оказании государственных услуг по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, под руководством этой службы.

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») - современный институт, который успешно применяется многих странах мира. В России национальная система аккредитации (НСА) в качестве единого государственного института появилась в 2011 году с изданием указа Президента РФ от 24.01.2011 № 86 [14].

Развитие НСА является одним из решающих факторов в развитии экономики России, а также улучшении качества жизни граждан. Целью аккредитации является обеспечение доверия бизнеса, государства и общества к результатам оценки (подтверждения) соответствия продукции и услуг требованиям безопасности.

Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, в сферу деятельности которого входят: формирование единой национальной системы аккредитации и осуществление контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Росаккредитация использует свои полномочия напрямую и через Национальный институт Росаккредитации. Из рис. 12 видно, что национальная система аккредитации объединяет большое количество участников, самыми многочисленными из которых являются аккредитованные лица.

Рис. 12. Структурная схема участников НСА в РФ

Росаккредитация стремится строить свою работу на принципах информационной открытости и подотчетности, обеспечивает возможность участия всех заинтересованных сторон в принятии ключевых для национальной системы аккредитации решений. Помимо основных функций Росаккре-дитации можно выделить регулярное проведение мероприятий, направленных на информирование о результатах своей деятельности всех заинтересованных лиц, что способствует установлению согласованной работы между всеми участниками национальной системы аккредитации.

Для успешного исполнения своих полномочий Росаккредитация активно взаимодействует с профессиональным сообществом: организациями

и экспертами по классификации, гостиницами, отраслевыми ассоциациями и представителями регионов. Специально созданная профильная рабочая группа в ходе дискуссий и исследования сферы выявляет основные проблемные зоны в классификации и разрабатывает меры по улучшению.

Инфраструктура доверия в национальной системе аккредитации обеспечивает доверие к результатам деятельности организаций, осуществляющих оценку (подтверждение) соответствия, а также создает условия для исследования различных сфер деятельности, выявления основных проблемных зон и проработки мер по улучшению функционирования системы аккредитации.

Чтобы получить признание для осуществления деятельности по подтверждению (оценке) соответствия в определенной области, организация должна быть обеспечена помещениями, оборудованием и персоналом, а также иметь функционирующую систему менеджмента, соответствующую всем установленным требованиям. Аккредитованные лица должны подтверждать свое соответствие критериям аккредитации и регулярно проходить процедуру подтверждения компетентности. Оценка соответствия аккредитованных лиц установленным требованиям осуществляется экспертами по аккредитации и техническими экспертами, компетентность которых подтверждена Росаккре-дитацией.

По мнению авторов, основополагающими элементами рассматриваемой инфраструктуры доверия являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- открытость, доступность и актуальность информации об аккредитованном лице и результатах его деятельности, которая размещается на электронных сервисах, обеспечивающих доступ к указанной информации в режиме реального времени;

- компетентность, уровень которой должен постоянно подтверждаться, как аккредитованных лиц, осуществляющих деятельность по оценке (подтверждению) соответствия, так и экспертов по аккредитации;

- наличие эффективных механизмов пресечения нарушения обязательных требований при проведении работ по оценке (подтверждению) соответствия.

Доверие к результатам деятельности организаций, аккредитованных в национальной системе аккредитации, прежде всего, достигается за счет того, что Росаккредитация, осуществляя объективную оценку материально-технической оснащенности, компетентности персонала, системы менеджмента, а также результатов деятельности аккредитованных лиц, выступает в качестве гаранта добросовестности их деятельности.

Требования к материально-технической оснащенности, компетентности персонала, системе менеджмента, а также к деятельности аккредитованных лиц различных видов установлены «Критериями аккредитации и перечнем документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя,

о о 00 О"

"О О"

аккредитованного лица критериям аккредитации», утвержденными приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 (далее - Критерии аккредитации) [1].

Проанализируем действующие на сегодняшний день Правила аккредитации, устанавливающие требования к организациям, осуществляющим классификацию объектов туристской индустрии (рис. 13).

Рис. 13. Требования, предъявляемые к классификаторам туристских объектов

Как видно на представленном рисунке, существующие требования к аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, ограничиваются требованиями к компетентности специалистов по клас-

сификации и к наличию сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В качестве примера рассмотрим перечень требований, предъявляемых к органам по обязательной сертификации продукции, установленные Критериями аккредитации [1] (рис. 14).

наличие у работнике® органа по сертификации, участвующих б выполнении работ по подтверждению соответствия соответствующего образования

у работников органа по сертификации опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции, не менее трех лет

Наличие в штате органа по сертификации продукции работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, работающих на основе трудового договора в составе одного органа по сертификации продукции, сведения о которых включаются в реестр

Наличие не менее трех работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, должны

работать в органе по сертификации продукции в штаге по основному месту работы

Наличие в штате аккредитованного органа по сертификации необходимого количества

работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, для выполнения всех работ в отношении объема (количества) сертификатов соответствия, выдаваемых (выданных) органом по сертификации за период времен

Наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации

Наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия

Наличие у органа по сертификации продукции нормативных правовых актов, документов по стандартизации я иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия

Наличие у органа по сертификации продукции сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего установленные сведения

Наличие е документе (документах) системы менеджмента качества органа по сертификации продукции системы управления документацией (правил документооборота).

Рис. 14. Требования, предъявляемые к органам по сертификации продукции

Даже при поверхностном ознакомлении с двумя представленными перечнями без погружения в суть самих требований, можно сразу отметить, что к организациям, аккредитованным в национальной системе аккредитации, предъявляются требования более высокого порядка. В результате „ чего доверие к результатам деятельности, приве-х денного в качестве примера, органа по обязатель-& ной сертификации продукции более высокого по-сЗ рядка.

о

^ При этом, авторы хотят отметить, что деятель-^ ность организаций, осуществляющих классифика-

цию объектов туристской индустрии, по своей сути очень схожа с деятельностью органов по сертификации продукции.

Кроме того, по мнению авторов, было бы вполне логичным назвать такой вид аккредитованного лица, как организация, осуществляющая классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, органом по классификации.

С учетом того, что требования, установленные Критериями аккредитации [1] к различным видам аккредитованных лиц, имеют схожую структуру, можно спрогнозировать, что критерии аккредита-

ции органов по классификации будут также состоять из трех основных групп требований: оснащенность, персонал, система менеджмента.

Таблица 1. Сравнение требований, предъявляемых к органу по обязательной сертификации продукции и организации, осуществляющей классификацию гостиницы

Окончание

Орган по сертификации продукции Организация, осуществляющая классификацию гостиниц

Требования к персоналу:

1) Наличие у работников, участвующих в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия: образования / опыта / навыков и профессиональных знаний:

да да

2) Минимальное количество работников, участвующих в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия:

3 1

3) Наличие в штате необходимого количества работников, участвующих в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия, достаточного для выполнения всех выполненных работ с учетом осуществления всех обязательных процедур:

да не установлено

4) Количество дополнительных работников:

не установлено 1

5) Возможность работать параллельно в нескольких аккредитованных лицах:

нет да

Требования к материально-технической оснащенности (помещения, оборудование, технические средства и иные материальные ресурсы):

да не установлено

Наличие нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия и их соблюдение:

да не установлено

Наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

да да

Требование к наличию и функционированию системы менеджмента:

да не установлено

Информация об аккредитации:

Уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц Аттестат аккредитации

Срок действия аккредитации:

Бессрочно 3 года

Подтверждение компетентности:

через первый год осуществления деятельности, каждые два года и каждые пять лет после аккредитации не установлено

Раскрытие информации о результатах деятельности:

Реестр сертификатов соответствия Реестр классифицированных объектов

Орган по сертификации продукции Организация, осуществляющая классификацию гостиниц

Административная ответственность за нарушение требований при осуществлении деятельности:

статьи 14.47 и 14.60 КоАП РФ не установлена

Для наглядности сравним действующие основные требования, предъявляемые к органу по обязательной сертификации продукции и к организации, осуществляющей классификацию гостиниц (табл. 1).

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: существующие на сегодняшний день требования к организациям, осуществляющим классификацию объектов туристской индустрии, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и не могут обеспечить надлежащий уровень надежности и прозрачности классификации, как для органа государственного контроля (надзора), так и для заказчиков услуг по классификации.

Передача Росаккредитации функций по аккредитации и государственному контролю за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, однозначно является позитивным явлением для туристской отрасли в целом, поскольку национальная система аккредитации сможет обеспечить достаточный уровень доверия потребителя к результатам классификации. Логичным и разумным действием на текущий момент является оперативное внесение дополнений в действующие Критерии аккредитации в части установления требований к новому типу аккредитованного лица: классификаторы объектов туристской индустрии. Дополнения должны обеспечить объективную и всестороннюю оценку классификаторов, чтобы результаты их деятельности можно было с уверенностью считать достоверными.

Вопрос о разработке национального стандарта, устанавливающего требования к деятельности органов по классификации объектов туристской индустрии, является весьма актуальным и перспективным. Это позволит установить регламентированные и прозрачные требования к данному виду деятельности и расширять область аккредитации на новые виды туристских объектов.

Литература

1. Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (с изменениями на 23 января 2023 года)» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. -2020. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О федеральной службе по аккредитации» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 2011. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 2020. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2020 г. № 2000 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. -2020. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

5. Приказ Федерального агентства по туризму от 08 сентября 2020 г. № 287-Пр-20 «Об утверждении Правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 2020. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 2013. -№ 52 (ч. I). - Ст. 6977. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

7. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. -1996. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 2002. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

9. Министерство экономического развития Российской Федерации - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации: [сайт]. - URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 11.11.2023);

10. ФГИС Росаккредитации. - Текст: электронный ресурс: [сайт]. - URL https://fsa.gov.ru/ use-of-technology/elektronnye-reestry/ (дата обращения: 10.11.2023).

11. Сайт Росаккредитации. - Текст: электронный ресурс: [сайт]. - URL https:// fsa.gov.ru/

press-center/news/18708/ (дата обращения: 10.11.2023);

12. Указ Президента РФ от 08 августа 2023 г. № 588 «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 2023. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке;

13. ФГИС Росаккредитации. - Текст: электронный ресурс: [сайт]. - URL https:// fsa.gov.ru/use-of-technology/elektronnye-reestryy/reestr-akkreditovannykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-klassifikatsiyu-gostinits-gornolyzhnykh/ (дата обращения: 10.11.2023);

14. Указ Президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 2023. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CLASSIFICATION OF OBJECTS OF THE TOURISM INDUSTRY

Pleshakov S.M., Chigvintseva K.A.

D.I. Mendeleev All-Russian Research Institute of Metrology; St. Petersburg State University of Railway named after Alexander I

Purpose: study of current trends in the development of classification of objects of the tourism industry. Methods: in this article, the authors use analytical, comparative, statistical methods, as well as the method of information processing theory, which allow us to establish ways to achieve the task. Results: an analysis of the activities of organizations that classify tourism objects was carried out, the functions of the Federal Accreditation Agency in the field of tourism and hotel business were determined, the requirements for organizations that classify objects of the tourism industry were structured, and promising directions for development in their activities were identified. Conclusions: the authors see prospects in the development of organizations of tourism facilities and the tourism industry as a whole by developing a national standard establishing requirements for classifiers of tourism industry facilities.

Keywords: tourism; tourism activities; accreditation; classification; quality; conformity assessment; classifier.

References

1. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated October 26, 2020 No. 707 "On approval of accreditation criteria and the list of documents confirming the compliance of the applicant, accredited person with the accreditation criteria (as amended on January 23, 2023)" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2020. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

2. Decree of the Government of the Russian Federation of October 17, 2011 No. 845 "On the Federal Accreditation Service" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2011. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

3. Decree of the Government of the Russian Federation of November 18, 2020 No. 1860 "On approval of the Regulations on the classification of hotels" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2020. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 3, 2020 No. 2000 "On approval of the Rules for the accreditation of organizations that carry out the classification of hotels, the classification of ski slopes, and the classification of beaches" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Fed-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eration. - 2020. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". -Access mode: by subscription;

5. Order of the Federal Agency for Tourism dated September 8, 2020 No. 287-Pr-20 "On approval of the Rules for the classification of ski slopes, classification of beaches" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2020. -Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

6. Federal Law of December 28, 2013 No. 412-FZ "On accreditation in the national accreditation system" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2013. -No. 52 (Part I). - St. 6977. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

7. Federal Law of November 24, 1996 No. 132-FZ "On the fundamentals of tourism activities in the Russian Federation" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1996. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

8. Federal Law of December 27, 2002 No. 184-FZ "On Technical Regulation" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2002. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

9. Ministry of Economic Development of the Russian Federation -Text: electronic // Electronic fund of legal and regulatory - tech-

nical documentation: [site]. - URL: https://www.economy.gov. ru/ (access date: 11/11/2023);

10. FSIS of RosAccreditation. - Text: electronic resource: [website]. - URL https://fsa.gov.ru/use-of-technology/elektronnye-reestry/ (access date: 11/10/2023).

11. Website of the Russian Accreditation Agency. - Text: electronic resource: [website]. - URL https:// fsa.gov.ru/press-center/ news/18708/ (access date: 11/10/2023);

12. Decree of the President of the Russian Federation of August 8, 2023 No. 588 "On improving public administration in the field of tourism and tourism activities" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2023. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". - Access mode: by subscription;

13. FSIS of the Russian Accreditation Service. - Text: electronic resource: [website]. - URL https://fsa.gov.ru/use-of-tech-nology/elektronnye-reestryy/reestr-akkreditovannykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-klassifikatsiyu-gostinits-gornolyzhnykh/ (date of access: 11/10/2023);

14. Decree of the President of the Russian Federation of January 24, 2011 No. 86 "On a unified national accreditation system" [Text]: official. text // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2023. - Text: electronic // SPS "Consultant Plus". -Access mode: by subscription.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.