ных белков включая мясные, молочные продукты и яйца — 8%. Рыбные продукты могут быть использованы как лечебные, лечебно-профилактические, диетические [3]. Следовательно, существует устойчивый рынок сбыта произведенной продукции, который в первую очередь включает Алтайский край и соседние регионы.
Проведённые исследования позволяют утверждать, что природно-климатический и водный потенциал Алтайского края позволяет развивать аквакультуру, создавать фермерские хозяйства современного типа, во-первых, рыбоводные, в которых рыбоводство сочетается с птицеводством и агротуризмом, во-вторых, по производству пресноводных ракообразных.
Агротуризм является одним из перспективных направлений государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В Алтайском крае он признан одним из ведущих направлений, разработана ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 гг. [4]. Программа предоставляет возможность К(Ф)Х включаться в выполнение этой программы, получать необходимые субсидии. Наиболее перспективным направлением туризма для К(Ф)Х будет являться семейный туризм и туризм для рыбаков, предлагающий в качестве основной услуги организацию рыбалки на фермерских прудах.
Дополнительным видом деятельности может служить развитие промысла или ремесла, связанного с производством су-
венирной продукции. По программе социально-экономического развития Алтайского края число туристов должно увеличиться с 1 млн человек в год до 3 млн человек, поэтому создание уникальной продукции позволит выйти на принципиально новый сегмент рынка.
Таким образом, использование сочетания двух конкурентных стратегий (стратегии дифференциации продукции и стратегии концентрации на узком сегменте на основе дифференциации) направлено на создание многоотраслевого К(Ф)Х, более устойчивого к влиянию внешних факторов и нацеленного на более полное использование внутренних факторов.
Библиографический список
1. Материалы сайта Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края: http://www.agro.altai.ru.
2. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 20082012 годы» / Постановление Администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 г. № 48 // Справочно-информационная система «Гарант».
3. Правительственный вестник. Электронный ресурс. http://national.invur.ru/ index.php?id=785.
4. Постановление Администрации Алтайского края от 12.03.2009 г. № 88 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 годы.
+ + +
УДК 346.26:911.373(571.13) В.В. Пецевич
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: финансовое предпринимательство, расширение кредитования, кредиторская задолженность, национальный проект, залоговый фонд, земельное ипотечное кредитование, сельская кредитная кооперация, финансовые вложения, аграрный капитал.
Вопрос кредитования аграрной России отрасли имеет специфическую историческую, социальную роль, особенно в разрезе регионов как федеративных единиц единой национальной экономики. Вступление в силу ПНП «Развитие АПК» должно было привести к перелому, стать векто-
ром ускоренного развития отрасли при росте эффективности аграрного производства в целом. Современное состояние сельского хозяйства можно представить общим поступательным расширением развития финансового предпринимательства в сельской местности. Вектор аграрного сектора в период 2000-2008 гг. в определенной степени можно охарактеризовать как подъем, коррелирующий с фазой роста национальной экономики. Валовый региональный продукт Омской области за период 2003-2007 гг. показал удвоение и в
2007 г. составил 301802,7 млн руб. [1]. За указанный период времени доля инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций области увеличился с
1580,4 млн руб. в 2004 г. до 2640,9 млн руб. в 2008 г., что закрепило долю в 5% от инвестиций в основной капитал всех предприятий региона в том же 2008 г. [2]. Несмотря на то что доля прибыльных организаций в сельском хозяйстве региона в
2008 г. составила только 22,2%, начиная с
2006 г. средний ежегодный рост сальдированного финансового результата предприятий отрасли составлял до 948 млн руб.
[2]. По оценкам специалистов объем ссуд российских банков сельхозтоваропроизводителям составлял 103,7 млрд руб. в
2004 г., а в 2008 г. — до 720 млрд руб.
[3]. Однако в последнее время положительные тенденции были ограничены не только за счет сохраняющейся неблагоприятной конъюнктурой аграрной отрасли относительно промышленного сектора, фундаментальный характер которой так и не был преодолен, но и по причине глобального экономического кризиса. В соответствии с данными статистики в 2009 г. численность субъектов сельскохозяйственной деятельности снизилась на 9,83%, при этом в фермерском секторе показатель составил 15,2%. Это сказалось на увеличении кредиторской задолженности областных предприятий аграрной отрасли в части кредитов банкам в с 3082,7 млн руб. в 2005 г. до 5985,2 млн руб. в
2008 г. [2]. На данный момент времени отсутствуют статистические показатели
2009 г., однако с учетом кризисных явлений в региональной и национальной экономике страны можно смело предположить о росте показателя.
Значительным трендом в рамках развития рынка финансового предпринимательства в сельской местности нужно признать расширение участия со стороны профильной коммерческой структуры — ОАО
«Россельхозбанк». Вступление в силу в
2005 г. национального проекта «Развитие АПК» определило законодательную и финансовую основы развития мощного государственного института кредитования в Омской области. Выгодные условия среднесрочного предоставления ссудного капитала, значительное субсидирование процентных ставок со стороны государства, решение залогового вопроса без прямого риска заемщика и конкретные кредитные линии выступили мгновенным и мощным фактором передела структуры рынка финансового предпринимательства в отрасли региона. Только в 2007 и 2008 гг. омским филиалом ОАО «Россельхозбанк» выдано, соответственно, 1,7 и 4 млрд руб. кредитной поддержки. Это составило более 80% рынка агарного кредитования в области [4, 5]. Непосредственно деятельность именно ОАО «РоссельхозБанка» в ощутимой доле замедлила и процесс углубления поляризованного, очагового развития мелкого агарного производства. В Омской области в 2008 г. банком выдано 3436 кредита подсобным хозяйствам в общем объеме почти 500 млн руб. [6]. Кризисный 2009 г. по информации ОАО «Россельхозбанка» не стал исключением — темпы кредитования сохранены. По официальным данным, ОАО «Россельхозбанк» за первые 9 месяцев 2009 г. выдано 230 млрд руб. в виде 86 тыс. ед. кредитов, в сравнении с 2008 г. кредитование полевых работ возросло в среднем на 60%. Увеличение кредитного портфеля банка за период составило около 25% [7].
Определены положительные сдвиги в области обеспечения ссудного капитала. Несмотря на положительную динамику роста имущественной базы предприятий отрасли, изношенные здания и сооружения, оборудование и установки не формируют ни нужное количество, ни требуемое качество залоговой базы. В Омской области только за период 2006-
2009 гг. прирост имущества предприятий агарной отрасли составил до 142%, в то время как аналогичный показатель всех предприятий области составил до 176%. Тем не менее рост залогового фонда отрасли остается недостаточным для сопоставления с уровнем заемной активности субъектов сельской местности, что выражается в рассмотренном выше увеличении кредиторской задолженности предприятий АПК. В настоящее время проблема усугубляется кризисными явления-
ми экономики. В данной связи необходимо говорить о постепенном развитии кредитования на беззалоговой основе, а также расширении земельно-ипотечного кредитования. По самым скромным оценкам, в условиях цивилизованного рынка земельный фонд страны может обеспечить приток в аграрную экономику только на основе залога земель более 2 трлн руб. долгосрочных стратегических кредитов [8, с. 7]. Однако развитие земельного залога как минимум туманно, что связано с отсутствием эффективной системы государственного регулирования земельных отношений, отсутствием регламентов постановки участков на кадастровый учет, регистрации прав и сделок, методики единой кадастровой оценки, отсутствия финансирования планово-карто-графичес-ких работ и т.д. Тем не менее в Омской области только Омский филиал ОАО «Россельхозбанка» по состоянию на конец 2008 г. выдал 65 млн руб. по 17 земельно-ипотечным кредитам. Данный показатель обусловил первое место в Сибирском федеральном округе, т.к. именно омские кредитные эксперты смогли первыми освоить юридические тонкости в оформлении документов на землю, которые у 95% владельцев оформлены в ненадлежащем порядке. Широкомасштабное развитие инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования станет возможным исключительно в условиях эффективности и законченности законодательного института земельных отношений, в том числе и в Омской области.
Положительная динамика развития сельского хозяйства последних лет определила тенденцию постепенного повышения уровня развития кооперации в сельской местности. Создание системы многоуровневых кредитных кооперативов с привлечением сельхозтоваротоваропроиз-водителей, предприятий перерабатывающей и обслуживающих сфер предполагает участие в них более крупных предприятий, большую степень концентрации денежного капитала, что значительно повышает интенсификацию и эффективность агропромышленного производства. Так, в Омской области на основании областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации» создан областной кредитный потребительский кооператив второго уровня «Прииртышье». Он способствовал созданию 17 сельских кредитных и 5 потребительских кооперативов в области. Однако ре-
сурсная база основной части сельской кредитной кооперации не может обеспечить колоссальный спрос со стороны территориальных субъектов хозяйствования. Начинает свое развитие финансовое предпринимательство в сотрудничестве с кредитной сельской кооперацией. Этому содействовало принятие федеральных и региональных законодательных актов в сфере развития сельской кооперации, а также установление большого количества рабочих контактов созданных и создаваемых кредитных кооперативов с функционирующими территориальными коммерческими банками. В Российской Федерации функции гарантийных фондов осуществляют Федеральный фонд поддержки предпринимательства, региональные и муниципальные фонды. Все они являются основными элементами государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса в России. На территории Омской области в этой связи действует Постановление правительства Омской области «Об областном залоговом фонде стимулирования кредитования малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»». На начало 2008 г. банковской системой России было выдано 1304 кредита потребительским кооперативам и 501 банковский продукт предоставлен кредитным кооперативам. Согласно данным областного управления статистики в период 2005-2008 гг. в Омской области число производственных кооперативов снизилось с 374 до 314, количество потребительских кооперативов увеличилось с 1247 до 1376 единиц. Лидером кредитования потребительских кооперативов является омский филиал ОАО «Россельхозбанк»: в 2008 г. отделением было выдано финансовой помощи в размере 19 млн руб.
Текущие статистические данные указывает на практически полное отсутствие капитала в форме ценных бумаг в секторе аграрного предпринимательства до
2004 г. В сущности, не в России, не в Омской области нет системы срочного финансирования, обеспечиваемой по средствам ценных бумаг, которая гарантировала бы будущие прибыли. Не определен и главный интегратор инновационного процесса, способный привести эту систему в действие. К причинам чрезвычайно медленного вовлечения финансовых инструментов в процесс финансирования деятельности субъектов местного хозяйствования можно отнести следующие:
• высокая степень трудоемкости веде-
ния сельскохозяйственной деятельности, обуславливающая безальтернативную
специализацию;
• низкий уровень технического и информационного обеспечения сельской местности в аспекте управления финансовыми инструментами;
• низкий уровень профессионализма основного числа сотрудников субъектов местного хозяйствования в сфере рынка ценных бумаг и прочих финансовых инструментов.
В период после 2004 г. наблюдался медленный рост областного показателя операций с ценными бумагами и финансовыми вложениями. За период 2005-
2008 гг. предприятиями отрасли было продано ценных бумаг и финансовых вложений на 65,2, 110,7, 21,4 и 26,3 млн руб. соответственно, что составило лишь
0,1; 1,7; 0,3 и 0,7% аналогичных показателей по области в целом. Однако при приобретении финансовых активов можно наблюдать положительную тенденцию. Так за период с 2005 по 2008 гг. суммы увеличиваются: 280,8, 552,4, 915,2 и
967,4 млн руб. соответственно. Таким образом, доля отрасли в общих показателях региона в 2008 г. составила 5,8%. В связи с этим можно предположить, что общий фон увеличения инвестиций в аграрную отрасль как по Российской Федерации в целом, так и в Омской области способствует не только приливу финансовых ресурсов в дотационную сферу национальной экономики, но и дополнительно сопровождается повышением финансовой грамотности местных кадров, разрывает стереотипы отчужденности сельского хозяйства от национального рынка и ценных бумаг.
Можно подытожить, что основной тенденцией развития финансового предпринимательства в сельской местности последних 5-7 лет можно считать значительное расширение объемов, во многом спровоцированной вступлением в силу в
2005 г. Национального проекта приоритетного характера «Развитие АПК». Внутри данного тренда находится и Омская область. Встает вопрос о долгосрочной эффективности данного кредитного портфеля для отрасли. Особую важность рассматриваемый вопрос приобретает в свете текущего финансового кризиса. Внутренний спрос на финансовые ресурсы отрасли можно представить функцией:
F = (х, у, z),
где х — институциональный уровень дота-ционности отрасли, дополнительно обусловленный неудовлетворительной финансовой поддержкой государства и диспаритетом цен;
у — фактор «инвестиционного голода» хозяйствующих субъектов сельской местности вследствие недоступности банковских продуктов в период 1991-2002 гг.;
z — выгодность условий кредитования аграрной сферы. Частичное упование на возможные реструктуризацию и либерализацию условий кредитования со стороны государства при крупных отрицательных отраслевых сдвигах и т.д.
Верхний экстремум такой функции в современных реалиях развития отрасли автор считает опасным для сельской местности. В условиях продолжающейся противоречивости законодательного регулирования различных сфер аграрной отрасли, земельного законодательства, сохранения диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, при неэффективных мерах государственных интервент-ных закупок стоит ожидать скорого достижения высокого уровня закредитованно-сти сельской местности. Освоенные масштабы кредитования не компенсированы в нужной степени законодательным и инфраструктурным обеспечением. От объемов кредитования отстают и меры земельного, кадастрового реформирования законодательства, и система страхования рисков аграрного производства. Так, по официальным данным ОАО «Россельхозбанк» за первые 9 месяцев 2009 г. доля просроченных кредитов выросла на 30 и составила 2,9% [9]. Впрочем, исходя из реалий эти цифры кажутся заниженными. К тому же не сбалансированы параметры возможностей региональных систем — ресурсная база национального проекта и развитая филиальная сеть уравнивают инвестиционную емкость разных по уровню развития регионов. В условиях отраслевых потрясений это может привести к резкому усугублению амплитуды разности развития регионов из-за дифференциации деловой и профессиональной активности региональных, муниципальных властей. Это станет ударом не только для отрасли, экономики страны, но и значительно исказит вектор местных реформ, когда местные бюджетные процессы не смогут самостоятельно формировать доходную часть. Подобные масштабы инвестиций в отрасль не несут в себе рыночной функциональности в рамках национальной экономики, если не подготовлена инфраструктурная среда.
В современных условиях требуется эффективная, оперативная работа по комплексному совершенствованию законодательства Омской области в аграрной отрасли, расширению земельно-ипотеч-ного кредитования. Необходимы к разработке региональные методы привлечения не «чужого отрасли» капитала, а постоянного «собственно аграрного капитала», который бы обслуживал нужды субъектов местного хозяйствования на постоянной основе. Этот капитал должен иметь отраслевую характеристику и не должен вымывать трудовой и финансовый потенциал аграрного секторе в сторону промышленно-финансового направления. На взгляд автора это возможно в случае разработки новых, эффективных механизмов кредитования вертикальной структуры сельских кооперативов, особенно кредитных. Таких эффективных программ сегодня не существует. Дополнительным направлением можно рассматривать создание условий формирования системы обращения ценных бумаг как дополнительного источника финансирования деятельности субъектов местного хозяйствования. Подобные меры позволят снизить системные риски отрасли, повысить финансовую и технологическую автономность аграрного сектора. Участие государства в регулировании отношений аграрных субъектов и отрасли не ставится
под сомнение, однако мировои опыт указывает на необходимость повышения ры-ночности внутренней природы хозяИства при общих регулирующих и контролирующих функциях государственной власти.
Библиографический список
1. Омский областной статистический ежегодник. — Омск, 2008. — Ч. 2.
2. Омский областной статистический ежегодник. — Омск, 2009. — Ч. 2.
3. Трушин Ю.В. ОАО Россельхозбанк в
2007 году / Ю.В. Трушин // Агрокредит. — 2008. — № 1. — С. 3.
4. Шадрина И.Н. Россельхозбанк — итоги и перспективы / И.Н. Шадрина // Бизнес Курс. — 2008. — №8. — С. 5.
5. Шадрина И.Н. Россельхозбанк — стабильное развитие / И.Н. Шадрина // Бизнес Курс. — 2009. — № 10. — С. 51.
6. Информационный бюллетень Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк». — 2009. — № 3. — С. 1.
7. Официальный электронный ресурс http: / / www .rshb.ru/ press/interview /31930/.
8. Скребков Д.М. Роль гарантийных фондов в развитии системы потребительских кооперативов / Д.М. Скребков // Российское предпринимательство. — 2008. — № 7 (2). — С. 104-107.
9. Официальный электронный ресурс http: / / www .rshb.ru/ press/interview /31927/.
+ + +
УДК 338.43
А.С. Пудовиков
МЕТОДИКА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ РЕГРЕССИОННОЙ МОДЕЛИ
Ключевые слова: адаптивно-регрессионная модель, множественная регрессия, прибыль в зерновой отрасли, реализация зерна, районы Курганской области.
Повышение эффективности зернового хозяйства Курганской области определяется сложным взаимодействием системы экономических, организационных, технико-технологических и других внешних и внутренних факторов, которые прямо или
косвенно оказывают значительное негативное или позитивное влияние на все основные параметры его развития. При наметившемся росте производства зерна экономические показатели развития зернового хозяйства по-прежнему остаются неустойчивыми вследствие опережающего увеличения издержек над доходами зерновой отрасли, продолжающегося разрушения ее производственного потенциала, ухудшения качества зерна, нестабильного функционирования зернового рынка.