УДК 338.459 И.А. Соколова, Л.Н. Горшкова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В статье рассматриваются проблемы субъектов малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве России. Представлены мероприятия кредитных организаций по расширению кредитования субъектов данных видов бизнеса.
Ключевые слова: финансовая поддержка, инвестирование, государственное регулирование, кредит.
I.A. Sokolova, L.N. Gorshkova
FINANCIAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
The problems of the small and medium business legal entities in Russian agriculture are considered in the article. Credit company activities on expansion of crediting the legal entities of these types of business are given.
Key words: financial support, investing, state regulation, credit.
В сельском хозяйстве России первостепенного внимания заслуживают вопросы обеспечения хозяйствующих субъектов финансовыми ресурсами. Экономическая ситуация в стране не могла не сказаться на финансовом обеспечении аграрного сектора: сократились государственные ассигнования, сохранился диспаритет цен между средствами производства и сельскохозяйственной продукцией, уменьшились объемы кредитов. Однако сельское хозяйство является той сферой деятельности, которая даже при благоприятных экономических условиях нуждается в поддержке государства, так как несет на себе важнейшие функции -обеспечение продовольственной безопасности страны. Кроме того, это обусловлено особенностями замедленного кругооборота производственных фондов в сельском хозяйстве, большим влиянием объективных условий на сезонные затраты и результаты производства.
Современные условия хозяйствования требуют нового подхода к организации финансового обеспечения аграрного сектора экономики как на уровне самих сельскохозяйственных предприятий, так и федеральных и местных органов государственного управления.
Несмотря на актуальность проблем АПК и необходимость развития системы финансового обеспечения сельского хозяйства, данная область знаний еще не до конца исследована. Имеющиеся теоретические разработки И. Буздалова, В. Добрынина, Г. Котова, А. Емельянова, И. Суслова посвящены отдельным ее элементам и не дают целостной картины.
Проблемы государственного регулирования аграрного сектора получили свое отражение в работах А. Гордеева, Е. Роговского, И. Ушачева, А. Тарасова, А. Шутькова и др.
Вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий исследуются в работах А. Хицкова, И. Масловой, М. Лишанского, М. Коробейникова, Р. Черний, А. Голованова, И. Полюбиной и др.
Но работ, посвященных комплексному исследованию проблем финансового обеспечения процесса воспроизводства в сельском хозяйстве, нет. Не получили решения вопросы, связанные с формированием механизма финансового обеспечения предприятий отрасли, не дано обоснование методических подходов к формированию оптимальной структуры источников финансовых ресурсов сельхозпроизводителей.
В истории нашего государства уже наблюдался процесс реформирования сельского хозяйства. В административно-плановой экономике Советского Союза было создано государственное сельское хозяйство с непосредственным государственным управлением, которое ранее не было известно в мировой практике. Сельскохозяйственные предприятия получали землю в бесплатное и бессрочное пользование, то есть земля передавалась им для сельскохозяйственного использования без финансовых обязательств (налога, арендной платы и других форм оплаты) на неопределенный срок. Уже из предоставленных им в пользование угодий предприятия выделяли участки для ведения сельскими жителями личного подсобного хозяйства (ЛПХ) -в среднем примерно по 20 соток. При этом часть земельного надела обычно располагалась в деревне, вблизи от дома, и была стабильной.
Государство выступало не только монопольным собственником земли, но оно централизованно распределяло ресурсы, что фиксировало отраслевую и региональную структуру аграрного сектора. В нем, как и в других отраслях народного хозяйства, существовало «фондовое снабжение».
Одновременно с плановым производственным заданием каждое предприятие получало плановую цифру разрешенной для него покупки почти всех средств производства: автомашин, сельхозтехники, удобрений, строительных материалов и прочего. Действовала система специализированных государственных снабженческих организаций.
Государство брало на себя и распределение произведенной сельскохозяйственной продукции, когда через систему государственных закупок основную ее часть закупали государственные ведомства по установленным ценам.
С переходом к рыночным методам хозяйствования стали использоваться стоимостные регуляторы экономики. В процессе либерализации цен и формирования новых условий хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий была решена проблема общего товарного дефицита, но со всей остротой стал проявляться дефицит денежных средств и финансовых ресурсов у производителей. Начавшая перестройка поглотила казалось бы стабильную инфраструктуру.
Постепенно на продовольственном рынке России сложилась ситуация, когда встал вопрос об обеспечении продовольственной безопасности страны. Правительство в своих документах делает упор на развитие в сельском хозяйстве малых форм бизнеса, полагая, что это они обеспечат занятость и самозанятость населения, сократят текучесть сельских кадров.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым 24 июля 2007 года.
К субъектам малого и среднего бизнеса относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. В законе даны параметры, по которым определяется принадлежность бизнеса к малому или среднему:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 %;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
В конце 2009 года число малых предприятий в РФ достигло 1602,5 тыс. (113 на 1000 человек населения), в них было занято 10247,5 тыс. человек, оборот составил 16873,1 млрд руб.
Стремление как самих сельхозпроизводителей к хозяйственной самостоятельности, так и поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства, отразились в показателях сельского хозяйства России (табл.1-2) [2].
Таблица 1
Производство основных продуктов растениеводства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
(в % от общего объема производства)*
Год Культура
Зерно Семя подсолнечника Сахарная свекла Картофель Овощи
2005 18,3 27,4 10,5 2,8 6,9
2010 21,9 26,4 10,9 5,5 11,4
* Включая индивидуальных предпринимателей.
Таблица 2
Производство основных продуктов животноводства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
(в % от общего объема производства)*
Год Г родукт
Скот и птица на убой (в живом весе) Молоко Яйца
2005 2,5 3,1 0,7
2010 3,3 4,7 0,8
* Включая индивидуальных предпринимателей.
Однако остаются серьезные проблемы, которые сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства. Среди них выделяются:
• недостаток собственных оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам;
• степень изношенности оборудования и нехватка средств для приобретения нового;
• недостаточное количество квалифицированных кадров;
• значительные затраты, связанные с сертификацией выпускаемой и разрабатываемой продукции, патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности;
• растущие расходы на потребляемые энергоносители, в том числе предварительная оплата за их поставку, что в свою очередь приводит к существенному росту себестоимости продукции и оказывает негативное воздействие на показатели эффективности деятельности всех видов предприятий.
Для преодоления этих препятствий и поддержки малого и среднего бизнеса в большинстве регионов РФ были приняты и успешно реализуются целевые программы.
В рамках такой программы в Красноярском крае в 2007-2008 гг. было организовано обучение для руководителей, специалистов и лиц, желающих создать предприятия малой формы. В 2010 году образовательные услуги предоставлены 990 предпринимателям, а за весь период действия программы переобучилось 1 975 предпринимателей края [3].
Красноярский край имеет хорошие показатели деятельности малых и средних предприятий (табл. 3) [4].
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, используется в крае 655,2 тыс. га (16,4 % общей площади сельскохозяйственных угодий). Основной отраслью специализации крестьянских (фермерских) хозяйств является растениеводство, оно занимает 84,7 % в структуре валовой продукции. По данным за 2009 год, в них было занято 201,0 тыс. человек, а суммарный оборот составил 242,3 млрд руб.
Таблица 3
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) ХОЗЯЙСТВАХ), тыс. т
1995 г. 2009 г.
Административная единица Зерно (в весе после доработки) Сахарная свекла (фабричная) Семена подсолнечника Скот и птица на убой (в убойном весе) о к о с; о )и к т о б а р о § О) ел Зе осл п е с е в (в Сахарная свекла (фабричная) - л лдсо а И 03 Т не ен 5 е О Скот и птица на убой (в убойном весе) о к о с; о
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Российская Федерация 3001,3 668,8 518,6 88,2 575,9 20320,3 2444,2 1862,0 200,8 1424,7
Сибирский федеральный округ 860,4 11,1 10,6 15,0 107,8 5227,0 110,0 98,7 33,4 188,0
Республика Алтай 1,7 - - 0,8 6,4 1,3 - - 3,8 4,9
Окончание табл. 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Республика Бурятия 9,8 - - 0,9 5,5 7,3 - - 1,0 7,5
Республика Тыва 7,3 - - 1,1 5,6 1,5 - - 0,3 2,1
Республика Хакасия 6,2 - - 0,2 2,1 27,8 - - 1,7 9,8
Алтайский край 265,9 11,1 10,5 2,5 24,3 1800,7 110,0 86,0 5,6 39,3
Забайкальский край 10,0 - - 1,2 7,9 20,7 - - 1,3 9,0
Красноярский край 75,9 - - 1,2 8,2 230,5 - - 1,1 6,3
Иркутская область 15,7 - - 1,3 7,9 199,3 - - 4,8 22,6
Кемеровская область 44,2 - - 0,7 4,3 678,5 - - 2,7 35,9
Новосибирская область 126,5 - 0,0 0,9 11,7 605,7 - 0,8 3,5 11,5
Омская область 267,9 - 0,1 3,6 19,1 1588,4 - 11,9 6,9 35,1
Томская область 29,3 - - 0,6 4,8 65,1 - - 0,6 4,1
У граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, содержится 43,0 % крупного рогатого скота, выращиваемого в крае (в том числе 47,0 % коров), 64,7 % свиней, 67,2 % овец и коз, выращивается 96,4 % картофеля и 97,5 % овощей.
Начиная с 2006 года, в Красноярском крае действуют целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Если в 2004 году было выделено из бюджета всего 10 млн руб. краевых средств, большая часть из которых не была освоена, а федеральные средства вообще не выделялись, то в 2010 году на поддержку бизнеса из обоих источников было направлено уже около 700 млн руб. Причём освоение краевых средств составило 99,9 %, что говорит о растущей вовлечённости малого и среднего предпринимательства в программы государственной поддержки.
Поддержка инфраструктуры субъектов малого и среднего бизнеса со стороны государства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких организаций.
Долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011-2013 годы (далее - ДЦГ) претерпела изменения по сравнению с ранее действовавшей программой, но в ней сохранились пять основных видов финансовой поддержки:
1. Субсидии вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности. При этом максимальный размер субсидии снижен до 300 тыс. руб. одному получателю. Уменьшение размера субсидии обусловлено новыми требованиями федерального правительства, которые исходят из предпосылки, что данную поддержку должны получить как можно больше начинающих предпринимателей. Однако органам местного самоуправления рекомендовано в рамках муниципальных программ установить предельные значения этого вида субсидии не ниже 500 тыс. руб.
2. Субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, возникающие в связи с выполнением требований, предъявляемых российскими кредитными организациями при заключении кредитных договоров к объему обеспечения возвратности кредитов.
3. Поддержка субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, занимающихся лесопереработкой, переработкой сельскохозяйственной продукции (кроме субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, являющихся субъектами агропромышленного комплекса), дикоросов, а также иными видами обрабатывающих производств.
4. Согласно ДЦП, отныне субъекты малого и среднего предпринимательства смогут получить из краевого бюджета субсидию на компенсацию части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, если эти мероприятия проводились за рубежом.
5. Субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам российских кредитных организаций и части лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателям, предоставляемым по договорам, заключенным в целях реализации инвестиционных проектов [5].
В последние годы процесс решения проблем кредитования сельхозпроизводителей сформировался и в нем определилось два сектора развития: банковский и внебанковский.
Учитывая специфику сельского хозяйства и финансовое состояние большинства хозяйств, банки стремятся предложить реальные условия кредитования: предлагают программы рефинансирования, упрощают процедуру перекредитования, расширяют перечень залогового имущества, снижают текущие ставки кредитования малого и среднего бизнеса, а государство со своей стороны предоставляет субсидии на возмещение части процентов по кредитам. Хотя банковский сектор для сельхозпроизводителей представлен в основном ОАО «Россельхозбанком». В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства с 1.01.2008 г. по 1.01.2011 он предоставил кредитов на сумму 925 млрд руб.
Фермер может получить кредит в банке строго на цели, определенные Федеральным законом №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Постановлением Правительства от 04.02.09 г. №90. Кроме того, фермер, как и любой гражданин, может получить потребительский кредит или оформить кредитную карту.
В «Россельхозбанке» в процессе кредитования появились нововведения: увеличился срок краткосрочных кредитов до двух лет (ранее был до одного года), для КФХ отменена единовременная комиссия за пролонгацию кредита, снято ограничение на приобретение техники импортного производства (но субсидии есть не по всем видам), планируется введение новых кредитных продуктов без залога.
Однако следует отметить малочисленность участников в банковском кредитовании, а также проблемы, которые возникают у фермеров из-за того, что средства на возмещение процентной ставки из бюджета не перечисляются вовремя [6].
Другой путь получения кредита - сельское корпоративное кредитование, которое развивается в трех специфических направлениях:
- кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК;
- кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- кредитование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
В этом сегменте заняты в основном два банка - «Россельхозбанк» и Сбербанк. Этот кредитный продукт имеет особенности: государственное субсидирование и четкие ограничения по объему кредита.
Внебанковский сектор представлен, прежде всего, кредитными кооперативами и иными микрофинан-совыми организациями. Для России этот сектор не нов - до начала Первой мировой войны в России насчитывалось около 20 тысяч учреждений мелкого кредита, которые кредитовали до 45 % самостоятельного сельского населения.
Кредитный кооператив - это добровольное объединение физических лиц, либо физических и юридических лиц с целью сбережения временно свободных денежных средств и с целью финансовой поддержки членов кооператива.
«Россельхозбанк» и Союз сельских кредитных кооперативов заключили соглашение, направленное на повышение доступности финансовых средств малому и среднему бизнесу в сельском хозяйстве. Банк в качестве ассоциированного члена в 2006-2009 гг. внес в паевые фонды 87 кооперативов в 35 регионах Российской Федерации 700 млн руб. [7].
В соответствии с государственными прогнозами в 2012 г. кредитная кооперация будет представлена 6000 кредитными кооперативами (для сравнения: в 2006 г. насчитывалось только 3000 кооперативов, из них 40 %
- сельских). Они будут обслуживать 2,5-3,0 млн членов и обладать активами на сумму свыше 3 млрд долл. США.
Отрасль должна представлять собой трехуровневую систему. В основе будут находиться кредитные кооперативы, предоставляющие широкий круг услуг непосредственно своим пайщикам. Сегодня разграничение в основном проводится между сельской кредитной кооперацией и потребительской кредитной кооперацией. Однако предполагается, что отрасль постепенно будет продвигаться к системе, институты которой будут подразделяться по профилю рисков. В свою очередь кредитные кооперативы будут обслуживаться кооперативами второго уровня, предоставляющими ряд финансовых услуг (например, управление наличностью или пулом ликвидности, кредитными линиями, пулом рисков) и услуги нефинансового характера (такие, как финансовый учет и отчетность, правовая поддержка, обучение, представительство и, возможно, дополнительный надзор). И третий уровень в системе - кооперативный банк, созданный при участии кооперативов второго уровня.
Сельскохозяйственная кредитная кооперация - форма самоорганизации населения, которая способна решать экономические задачи, участвовать в обеспечении занятости населения, создавать производственную и социальную инфраструктуру села.
В 2012 году в Красноярске будет создан гарантийный фонд «Центр поддержки малого и среднего предпринимательства», за счёт средств которого будут предоставляться поручительства по микрозаймам, привлекаемым в агентстве. Произойдут изменения в программе поддержки: к уже существующим 9 видам субсидий прибавится еще одна на возмещение части затрат, связанных с переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции в ходе осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Общий объём финансирования программных мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса за счёт средств краевого бюджета составляет 829 млн руб., в том числе в 2011 году - 253 млн руб. Планируется дополнительно привлечь из федерального бюджета на софинансирование приоритетных мероприятий не менее 1 млрд руб., в том числе до 350 млн руб. в 2011 году.
Реализация программ поддержки позволит к 2013 году увеличить долю занятых в малом и среднем бизнесе до 17,7 % с (сейчас 16,9 %), объём инвестиций в основной капитал малых предприятий увеличить до 11 млрд руб. ( сейчас 10 млрд ) [3].
Свою лепту в защите малого и среднего бизнеса на селе могло бы внести агрострахование, но оно все еще недостаточно востребовано и слабо используется как источник финансирования.
На пленарном заседании Всероссийского форума сельской интеллигенции В. Путин сказал: «Мы, безусловно, будем поддерживать все формы предпринимательства на селе, прежде всего, малый и средний бизнес... уже со следующего года начнет действовать программа для начинающих фермеров. Она предусматривает государственные гранты на создание хозяйств, а также долгосрочные кредиты. Будут развиваться переработка и инфраструктура сбыта сельхозпродукции, а также планируется стимулирование других отраслей - ремесел, народных промыслов, туризма, сферы услуг» [8].
Литература
1. www.difin.ru/19. 10. 2011.
2. Основные показатели сельского хозяйства в России. 2009//www. gks.ru.
3. Доклад заместителя губернатора Красноярского края - заместителя председателя Правительства
края А.А. Гнездилова о состоянии, перспективах развития и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае (апрель 2011 года)// www.smb24.ru.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 г. //www.infostat.ru.
5. www.uckpa.ru.
6. Рассчитаюсь с банком и уйду из фермеров //Агрострахование и кредитование. - 2011. - № 6. - С. 27.
7. Кредитование: новости //Аграрий плюс. - 2011. - № 8. - С. 42-43.
8. smp22.ru/content/news/fedeгal/general/m,01,12995.
УДК 338.43 (571.53) А.А. Колесняк
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
В статье исследовано влияние развития сельского хозяйства на природную среду и определены основные направления восстановления и повышения эффективности продовольственно-ресурсного потенциала в Байкальском регионе.
Ключевые слова: регион, экосистема, сельское хозяйство, животноводство, биоресурсный потенциал, природопользование.
A.A. Kolesnyak ECONOMIC ASPECTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AND AGRICULTURE DEVELOPMENT IN THE BAIKAL REGION
Agriculture development influence on the environment is researched and the basic directions for recovery and increase of food and resource potential in the Baikal region are determined in the article.
Key words: region, ecosystem, agriculture, cattle breeding, biological and resource potential, environmental management.
Стратегия устойчивого развития человечества предполагает поиск путей для совмещения интересов общества с задачей сохранения окружающей природной среды. Для каждой страны этот путь может быть разный. Единственное условие заключается в том, что все действия должны быть взаимосвязаны в одну общую стратегию сосуществования. Такие масштабные задачи должны быть апробированы на конкретных регионах с целью сохранения и повышения эффективности его продовольственно-ресурсного потенциала.
В этом отношении уникальную возможность представляет Байкальский регион, % территории которого занимает Республика Бурятия. Здесь расположено самое крупное в мире месторождение пресной воды объемом более 20 тыс. куб. км, существует уникальная экосистема флоры и фауны. Эти качества в сочета-