Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Использованные источники:

1Л. Абалкин « О национально-государственных интересах России» 2Официальный сайт МЧС Республики Башкортостан: http: //www.02 .mchs .gov.ru/

3 Официальный сайт МВД Республики Башкортостан: http://02.mvd.ru/ 4Официальный сайт министерства здравоохранения Республики Башкортостан: http://mzrb.bashmed.ru/

Артамонов В.В, к.ю.н. преподаватель, доцент кафедра Трудового права ФГБОУ ВПО «Воронежский Государственный Университет» Россия, г. Воронеж СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Демографическим процессам в стране уделяется пристальное внимание. Об этом свидетельствует принятие Указа Президента РФ от 09.10.07 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025г.» в документе определено, что демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. В тоже время отмечается, что основной причиной низкой продолжительности жизни населения в РФ является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего чиста умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80% из них - мужчины (продолжительность жизни в РФ с 1992г. составляет у мужчин 60,6г, у женщин 73,1г). При этом смертность превышает рождаемость. На рождаемость отрицательно влияют, среди прочего, тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

8 [СЗ РФ. 2007. №42. ст. 5009]

Решение задачи по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья.

Решение задачи по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально-значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя: внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм; разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя: реализацию комплексных мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, с целью обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе: создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к их трудовой деятельности; организацию системы повышения их квалификации переобучения профессиям, востребованным на рынке труда; расширения использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей.

Разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места. Реализацию демографической политики на период до 2025г предполагается осуществлять путем дальнейшего совершенствования законодательства, в том числе, в сфере трудовых отношений.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ приказом от 23.10.08 №586 утвердило программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010гг.9 Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения. Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий , призванных обеспечить решение основных задач в области охраны труда.

В ней определенно, что основой системы управления профессиональными рисками должна стать оценка условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных

9[ Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. №1]

факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляется мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.

Приказом от 17.02.10 №91 Минздравсоцразвития РФ было утверждено Положение о проведении общероссийского мониторинга условий охраны труда10. В нем определены цели и основные объекты мониторинга и что он проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ с участием Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ и иных органов и организаций в пределах их компетенции.

Распоряжением Правительства РФ от 10.03.11 №367-р утвержден план мероприятий по реализации в 2011-215гг Концепции демографической политики РФ на период до 2025г.11 Пункт 15 указанного Плана предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве. Пункт 16 - подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан; к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей.

Приказом от 14.02.12 № 125 Минздравсоцразвития РФ утвержден комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве на 2012-2015гг12, включающий в себя: 1) совершенствование информационной системы о состояний условий труда и профессиональных рисках; 2) формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 3) совершенствование трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками; 4) совершенствование системы нормативов в области охраны труда; 5) внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда; 6) совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников; 7) повышение качества обучения в области охраны труда; 8) повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; 9) организационные мероприятия.

Указом президента РФ №636 от 21.05.2012г «О структуре

13

федеральных органов исполнительной власти» Министерство

10[ Приказ Минздравсоцразвития России от 17.02.10 №91 « О проведении общероссийского мониторинга] условий охраны труда» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. №4

11 [СЗ РФ. 2011. №12. ст. 1655]

12 [СПС «Консультант Плюс». ]

13 [СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754]_

здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в: Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (в введении которого функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, условий и охраны труда).

Главной задачей новой системой управления охраной труда является переход от регулирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда.14 В соответствии с п.2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявление вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем на основании договора гражданско-правового характера.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ от 28.12.13 №426-ФЗ «О социальной оценке условий труда»15, который устанавливает правовые и организационные основы порядка проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и общественность участников специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда - является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Утверждена методика ее проведения.

Использованные источники:

1.Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. №1

2.Приказ Минздравсоцразвития России от 17.02.10 №91 «О проведении общероссийского мониторинга] условий охраны труда» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. №4

3. СЗ РФ. 2011. №12. ст. 1655

4. СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754

5. СЗ РФ. 2007. №42. ст. 5009

6. СЗ РФ. 30.12.13, № 52. Ст. 6991

7. См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н « Об утверждении Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда»//Российская газета 24.06.11

14 [См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н « Об утверждении Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда»//Российская газета 24.06.11. ]

15 [СЗ РФ. 30.12.13, № 52. Ст. 6991]_

8. СПС «Консультант Плюс».

Артюхова А. В. студент 3го курса Институт международного бизнеса и экономики

Николаева А. А. ассистент кафедра «Финансы и налоги» Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса Россия, г. Владивосток ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕЖИМА: СПЕЦИАЛЬНОГО И

ОБЩЕГО

Предпринимательская деятельность вправе называться основой экономики. Ведь при правильном распределении доходов от предпринимательской деятельности с помощью инструментов налогообложения обеспечивается нормальная жизнедеятельность государства в целом.[1]

В настоящее время в зависимости от действующего на предприятии режима налогообложения определяются и уплачиваемые самим предприятием налоги. Поэтому предприятию так важно определиться с этим моментом.

Возможность добровольно выбрать налоговый режим предоставляется всем предприятиям: предоставить соответствующее заявление организация может в определенные сроки в территориальный налоговый орган по месту своей регистрации.

Законодательно в РФ установлены два вида налоговых режимов — это специальный и общий (ОСНО). Рассмотрим подробнее действующие налоговые режимы и исчисляемые в связи с этим налоги.[2]

В начале предпринимательской деятельности в организации автоматически вводится в действие общий налоговый режим, если конечно же предприятием не выбрано иное. Общий налоговый режим является основным режимом для налогообложения как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц различных форм собственности.

При ведении общего налогового режима, налогоплательщики должны в обязательном порядке вести налоговый и бухгалтерский учет. Данные этих учетов должны быть предоставлены в налоговый орган по месту регистрации предприятия в установленный срок.

При применении общего налогового режима предприятие должно уплачивать следующие налоги:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на имущество организаций;

• налог на добавленную стоимость;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.