ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И ИХ НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
М. А. КЛИМОВА,
кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению
С1 сентября 2011 г. действует новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее — Порядок № 342н).
Аттестация представляет собой процедуру оценки условий труда на рабочих местах, предусмотренную ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Обязаны проводить аттестацию всех рабочих мест раз в пять лет все без исключения работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе малые и непроизводственные предприятия, а также индивидуальные предприниматели.
Следует обратить внимание, что аттестации подлежат именно все рабочие места, а не только производственников или тех, чья работа относится к тяжелой, вредной, опасной.
Проведение аттестации осуществляется работодателем при участии специализированной организации.
Непосредственного участия в аттестационной комиссии бухгалтер не принимает, но для бухгалтерии сам факт проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (равно как и непроведения), а также ее результаты очень важны.
Результаты аттестации используются в разнообразных целях (для организации мер по охране труда,
для подготовки статистической отчетности по труду и т. п.), но для бухгалтерии главное, что согласно п. 3 Порядка № 342н именно результатами аттестации с 1 сентября 2011 г. обосновываются:
— установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
— подготовка контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
— санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
— обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фактически начиная с 1 сентября 2011 г. расходы на перечисленные выше цели нельзя считать обоснованными, если аттестации не проведена.
Вслед за постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной
продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» Порядок N° 342н прямо называет проведение аттестации условием назначения «вредникам» ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда. По результатам аттестации, решая, кому именно из работников (по профессиям, должностям) причитаются дополнительные отпуска, нужно руководствоваться нормами постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжаться должен не менее 7 календарных дней.
Этим же сотрудникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю — и повышенная оплата труда — не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (см. постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, Типовой перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях полиграфической промышленности, утвержденных приказом Госкомтруда СССР от 03.10.86 № 389/22-80).
Порядок № 342н (п. 3) увязывает решение вопросов обеспечения работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты с результатами работы аттестационной комиссии.
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для полиграфического производства и книжной торговли утверждены согласно приложению 6 к постановлению Минтруда России от 16.12.1997 № 63 (ред. от 16.03.2010). Для обоснования расходов на выдачу спецодежды, а тем более — сверх установленных типовых норм — нужно заключение аттестационной комиссии.
Пункты 29 — 35 Порядка № 342н описывают механизм оценки обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, и мы видим,
что такая оценка проводится только специалистами аттестующей организации, а по ее результатам оформляется протокол.
Но результаты аттестации гарантируют только предусмотренный нормативными актами минимум средств индивидуальной защиты, а если работодатель хочет установить собственные нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, он может это сделать с учетом ст. 221 ТК РФ. Расходы на такую спецодежду можно будет списать в налоговом учете, не облагая при этом ни НДФЛ, ни страховыми взносами, так как она не является доходом работников (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, письма Минфина Россииот 29.07.2010 № 03-03-06/1/493, от 04.04.2007 № 03-03-06/1/214).
Расходы на медосмотры и санитарно-бытовое, а также лечебно-профилактическое обслуживание работников, осуществляемые в соответствии с требованиями ст. 213 и 223 ТК РФ, приказа Минз-дравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (ред. от 16.05.2005) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)», должны быть также подкреплены результатами аттестации. В рамках такого обслуживания работников можно списать затраты на оборудование санитарно-бытовых помещений, помещений для приема пищи, помещений для оказания медицинской помощи, комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; аптечек и др. В налоговом учете такие расходы относят в состав прочих по статье «Расходы на обеспечение нормальных условий труда» (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, многие затраты страхователя, часть из которых он финансирует за счет средств ФСС, обосновываются начиная с 1 сентября 2011 г. и только в результате аттестации рабочих мест по условиям труда.
Кроме того, расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний так-
же поставлен в зависимость от результатов и самого факта проведения или непроведения аттестации.
На практике страхователь ощутит это начиная с расчетного периода 2012 г.
Издательская и полиграфическая деятельность отнесены к первому классу профессионального риска (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.12.2006 № 857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска», постановление Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска») и тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний для таких страхователей составляет 0,2 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных (Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ (с изм. от 08.12.2010) «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).
Однако ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 % страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска. Размер надбавки (скидки) рассчитывает по специальной методике орган ФСС.
При этом в п. 2 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ оговорено, что страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя. Надбавки к страховым тарифам уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении.
На основании подп. 18 п. 2 ст. 17 этого же документа в обязанности страхователя входит сообщение страховщику обо всех известных обстоятельствах,
имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в частности о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
Законодатели собираются с 2012 г. установить правила определения размера скидки или надбавки к страховому тарифу по итогам работы страхователя за три года с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию (см. законопроект № 544585-5).
Следуя п. 39 Порядка № 342н, при отнесении условий труда на рабочем месте к вредным работодателем незамедлительно должен быть разработан и реализован комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.
Еще одно требование Порядка № 342н: в результате аттестации наименования должностей (профессий) сотрудников должны быть приведены в соответствие с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Это новшество, предусмотренное п. 3 Порядка № 342н, важно в первую очередь для тех работодателей, у которых часть работников занята на вредных, тяжелых и опасных работах, дающих право на повышенную оплату труда, сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска и досрочное назначение пенсии и другие гарантии и компенсации, так как нормативные документы, на основании которых применяются эти льготы, увязывают их использование с соответствующим наименованием профессий (см., в частности, ст. 92, 94, 117, 147 ТК РФ, ст. 27, 27.1, 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» и др.).
Порядок № 342н подробно регламентирует процедуры организации и проведения аттестации, требует привлекать для проведения работ только аккредитованные аттестационные организации (см. также приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (с изм. от 10 сентября 2010 г.)).
Согласно п. 8 Порядка № 342н сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Новый документ уточняет, что этот срок отсчиты-вается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
При этом, если аттестация была проведена до 01.09.2011, ее результаты действительны до истечения пятилетнего срока (п. 3 Порядка № 342н).
В межаттестационный период тоже могут возникнуть обстоятельства, требующие проведения дополнительных работ, без которых расходы снова будут под вопросом. Так, с учетом пп. 47 и 48 Порядка № 342н внеплановая аттестация проводится:
— в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
— в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
— в случае замены производственного оборудования;
— при изменении технологического процесса;
— при изменении средств коллективной защиты.
Для бухгалтерии также имеет значение наличие в организации документов, которыми положено оформлять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. К ним разд. V Порядка № 342н относит:
— утвержденный отчет аттестационной комиссии;
— приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
— перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
— карты аттестации рабочего места по условиям труда;
— сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
— сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
— протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
— сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
— протоколы заседаний аттестационной комиссии;
— заключение (я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
— предписание (я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка № 342н (при наличии).
Пункт 45 Порядка № 342н предписывает работодателю в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Список литературы
1. Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: приказ Минз-дравсоцразвития России от 26.04. 2011 № 342н.
2. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 09.12.2010).
3. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
4. Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда: постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.
5. Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день: постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
6. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований) : приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (ред. от 16.05.2005).
7. Письмо Минфина России от 29.07.2010 № 0303-06/1/493.
8. Письмо Минфина России от 04.04.2007 № 0303-06/1/214) .
9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
* * *