Научная статья на тему 'Современные тенденции подготовки студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе'

Современные тенденции подготовки студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ГОТОВНОСТЬ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / САМОДИАГНОСТИКА / PREPARATION OF STUDENTS / READINESS TO TEACH THE SUBJECT “WORLD AROUND US” / PERSONAL COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / ACTIVITY COMPONENT / SELF-DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета окружающий мир. Проанализирована сущность понятия «подготовка». Данный феномен рассмотрен во взаимосвязи с термином «готовность», являющимся целью ключевого понятия. Выделены и обоснованы структурные компоненты готовности студентов (личностный компонент, когнитивный и деятельностный компоненты) к преподаванию окружающего мира в начальной школе. Особое внимание автор уделяет раскрытию содержания компонентов готовности обучающихся к реализации предметной области окружающий мир в начальной школе. Автор подчеркивает, что целью решения рассматриваемой проблемы является формирование у студентов умение осуществлять самодиагностику, которая в последствии, положительно влияет на развитие их самосознания. Именно самодиагностика способствует получению информации о самом себе и служит основой формирования самосознания, которое выражается в становлении его «Я-концепции». У будущих учителей с позитивным самоотношением значительно легче сформировать необходимые компетенции, они открыты для всего нового. Автор подчеркивает, что в первую очередь необходимо сформировать у студентов положительное отношение к себе как личности, а затем на этой основе формировать позитивное отношение к выбранной профессии. В процессе становления когнитивного компонента готовности к преподаванию предмета окружающий мир, по мнению автора, необходимо уделить внимание повышению уровня психолого-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов и формированию у них профессионального мастерства. В статье излагаются взгляды на ключевые моменты становления деятельностного компонента готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию окружающего мира через овладение методами, формами и технологиями, позволяющими реализовать данную дисциплину на практике.The article deals with the problem of professional training of future primary school teachers to teach the subject “World around us”. The concept "training" is analyzed. This phenomenon is viewed with the term "readiness" which is the purpose of the key concept. The structural components of students' readiness (personal component, cognitive and activity components) for teaching the subject “World around us” in primary school are identified and justified. The author pays special attention to the explaining the content of the components of students ' readiness to realization the subject area of “World around us” in primary school. The author emphasizes that the aim of solving this problem is to develop students ' ability to perform self-diagnosis which subsequently has a positive effect on the development of their self-consciousness. It is self-diagnostics that helps to obtain information about oneself and serves as the basis for the formation of self-consciousness which is expressed in the formation of its "I-concept". It is much easier for future teachers with a positive self-attitude to form the necessary competencies. The author emphasizes that first of all it is necessary to form a positive attitude to students as a person, and then on this basis to form a positive attitude to the chosen profession. In the process of formation of the cognitive component of readiness to teach the subject the world around, according to the author, it is necessary to pay attention to improving the level of psychological and pedagogical training of future primary school teachers and the formation of their professional skills. The article presents views on the key moments of the formation of the activity component of the readiness of future primary school teachers to teach “World around us” through the mastery of methods, forms and technologies that allow realizing this discipline in practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции подготовки студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Наталья Михайловна Жданова

г. Шадринск

Современные тенденции подготовки студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета окружающий мир. Проанализирована сущность понятия «подготовка». Данный феномен рассмотрен во взаимосвязи с термином «готовность», являющимся целью ключевого понятия. Выделены и обоснованы структурные компоненты готовности студентов (личностный компонент, когнитивный и деятельностный компоненты) к преподаванию окружающего мира в начальной школе. Особое внимание автор уделяет раскрытию содержания компонентов готовности обучающихся к реализации предметной области окружающий мир в начальной школе. Автор подчеркивает, что целью решения рассматриваемой проблемы является формирование у студентов умение осуществлять самодиагностику, которая в последствии, положительно влияет на развитие их самосознания. Именно самодиагностика способствует получению информации о самом себе и служит основой формирования самосознания, которое выражается в становлении его «Я-концепции». У будущих учителей с позитивным самоотношением значительно легче сформировать необходимые компетенции, они открыты для всего нового. Автор подчеркивает, что в первую очередь необходимо сформировать у студентов положительное отношение к себе как личности, а затем на этой основе формировать позитивное отношение к выбранной профессии. В процессе становления когнитивного компонента готовности к преподаванию предмета окружающий мир, по мнению автора, необходимо уделить внимание повышению уровня психолого-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов и формированию у них профессионального мастерства. В статье излагаются взгляды на ключевые моменты становления деятельностного компонента готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию окружающего мира через овладение методами, формами и технологиями, позволяющими реализовать данную дисциплину на практике.

Ключевые слова: подготовка студентов, готовность к преподаванию предмета окружающий мир, личностный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, самодиагностика.

Natalia Mikhailovna Zhdanova

Shadrinsk

Modern tendencies in preparing students for teaching the subject "World around us" in primary school

The article deals with the problem of professional training of future primary school teachers to teach the subject "World around us". The concept "training" is analyzed. This phenomenon is viewed with the term "readiness" which is the purpose of the key concept. The structural components of students' readiness (personal component, cognitive and activity components) for teaching the subject "World around us" in primary school are identified and justified. The author pays special attention to the explaining the content of the components of students ' readiness to realization the subject area of "World around us" in primary school. The author emphasizes that the aim of solving this problem is to develop students ' ability to perform self-diagnosis which subsequently has a positive effect on the development of their self-consciousness. It is self-diagnostics that helps to obtain information about oneself and serves as the basis for the formation of self-consciousness which is expressed in the formation of its "I-concept". It is much easier for future teachers with a positive self-attitude to form the necessary competencies. The author emphasizes that first of all it is necessary to form a positive attitude to students as a person, and then on this basis to form a positive attitude to the chosen profession. In the process of formation of the cognitive component of readiness to teach the subject the world around, according to the author, it is necessary to pay attention to improving the level of psychological and pedagogical training of future primary school teachers and the formation of their professional skills. The article presents views on the key moments of the formation of the activity component of the readiness of future primary school teachers to teach "World around us" through the mastery of methods, forms and technologies that allow realizing this discipline in practice.

Keywords: preparation of students, readiness to teach the subject "World around us", personal component, cognitive component, activity component, self-diagnosis.

Современное общество, ориентируясь на технологический прогресс, требует от образовательных учреждений осуществлять подготовку высокообразованных, конкурентноспособных и гибко мыслящих профессионалов.

Важнейшая тенденция школы будущего определяется тем, что подготовка студентов в современном педагогическом вузе приобретает новые ориентиры, предполагая осуществление обучения в вузе на основе системного, интегративно-деятельностного, полидисциплинарного и технологического подходов [1].

Психологи определяют процесс подготовки как системное явление, результатом которого выступает готовность [4].

Анализ рассматриваемого феномена в профессиональной педагогике, позволяет нам утверждать, что это не что иное как система обучения будущих педагогов, целью которой является ускоренное приобретение студентами навыков, позволяющих выпускникам выполнить деятельность определенного вида [3, С.223].

Опираясь на психо лого-педагогические исследования, считаем правомерным, выделить сле-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020

PEDAGOGICAL SCIENCES

дующие структурные компоненты готовности студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе:

1) личностный компонент включает внутренние и внешние личностные изменения будущих учителей начальных классов в ходе обучения в вузе;

2) когнитивный компонент определяет происходящие изменения в интеллектуальной составляющей личности;

3) деятельностный компонент предполагает владение будущими учителями начальных классов методами, формами и технологиями преподавания предмета окружающий мир.

Становление личностного компонента готовности студентов к преподаванию интегративного предмета окружающий мир в начальной школе проектируется и реализуется на основе интереса обучающихся к профессиональной деятельности; мотивах осуществления будущей профессии (В.А. Сластенин [5]). Данный компонент позволяет формировать профессионально необходимые качества личности педагога. С целью решения данной проблемы необходимо развивать у студентов умение осуществлять самодиагностику, которая в последствии, положительно влияет на развитие их самосознания. Именно смодиагностика способствует получению информации о самом себе и служит основой формирования самосознания, которое выражается в становлении его «Я-концепции». У будущих учителей с позитивным самоотношением значительно легче сформировать необходимые компетенции. Данных студенты открыты для всего нового. По нашему мнению, в первую очередь необходимо сформировать у студентов положительное отношение к себе как личности, а затем на этой основе формировать позитивное отношение к выбранной профессии.

Таких студентов отличает уверенность в своих силах, удовлетворенность будущей профессиональной деятельностью, стремление к самореализации, гуманные отношения с младшими школьниками. Очень важно, что такие будущие учителя способны формировать у учащихся начальных классов положительную «Я-концепцию». Напротив, студенты с негативным самоотношением испытывают чувство незащищенности. Они сосредоточены на защите своего «Я», неадекватно воспринимают окружающих сквозь призму своих тревог, предъявляют к ним повышенные требования, использует авторитарный стиль как средство психологической защиты. В ходе преподавания дисциплин методического характера необходимо не только познакомить с методикой преподавания предмета окружающий мир, но и научить будущих учителей начальных классов видеть и оценивать свои личностно значимые качества, сравнивать «себя сегодняшнего» с «собой вчерашним» [2]. В процессе формирования личностного компонента готовности студентов к преподаванию предмета

окружающий мир необходимо учитывать индивидуально-психические свойства, темперамент и задатки обучающихся, их ценностные ориентации, мировоззрение, доминирующую мотивацию деятельности и поведения.

Становление когнитивного компонента готовности студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе включает обеспечение обучающихся знаниями предметного характера, позволяющими осуществлять образовательную деятельность в данной предметной области. Необходимым условием развития данного компонента является не только усвоение знаний, но и их актуализация, предполагающая переход от возможности к действительности.

В процессе подготовки студентов к преподаванию предмета окружающий мир происходит актуализация психолого-педагогических и методических знаний, через их адаптацию в практико-ориентированной деятельности (выполнение проектов, разработке конспектов, проведении фрагментов уроков). Именно в данном случае знания переходят из скрытого состояния в действующее. Актуализация, необходимых студентам теоретических и методических знаний для преподавания предмета окружающий мир протекает в процессе профессиональной подготовки в ходе изучения дисциплин: «Методика преподавания предмета Окружающий мир», «Методика обучения и воспитания младших школьников», «Использование ТРИЗ-технологии в обучении младших школьников».

Вышеназванные дисциплины позволяют студентам более глубоко познакомиться с целями, задачами, содержанием методами, формами, технологиями преподавания окружающего мира в начальных классах, а также способствуют повышению качества подготовки квалифицированных специалистов.

Важная роль в изучении дисциплин методического характера отводиться цели, которая направлена на совершенствование компетенций будущих учителей начальных классов.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) создание оптимальных условий, способствующих формированию ценностного отношения к выбранной профессии;

2) использование активных и интерактивных методов и приемов преподавания, инновационных педагогических технологий;

3) реализация подготовки студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе на основе системного, интегративно-деятельностного, полидисциплинарного и технологического подходов).

В процессе становления когнитивного компонента готовности к преподаванию предмета окружающий мир необходимо уделить внимание повышению уровня психолого-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов и их профессионального мастерства, принятие студен-

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тами ценностных установок. Преподавателю необходимо добиться осмысленного усвоения студентами методических и специальных знаний. Своевременное знакомство с инновационными технологиями и достижениями в области методики обучения учащихся начальных классов позволит сформировать не только методический фундамент выбранной профессии, но и устойчивый интерес к предстоящей педагогической деятельности. Технологический аспект рассматриваемого компонента готовности будущих учителей начальных классов предполагает повышение уровня знаний методики и техники преподавания окружающего мира в современной начальной школе и включает знания о методах и средствах реализации данной дисциплины, о способах внедрения методических рекомендаций в практику, с целью его преобразования, о критериях и показателях оценки результативности педагогической деятельности [2, С.115].

Деятельностный компонент готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию окружающего мира предполагает владение методами, формами и технологиями, позволяющими реализовать данную дисциплину на практике. Данный компонент неразрывно связан с личностным и когнитивным компонентами. Если у студента сформирована положительная мотивация к самому себе, к выбранной профессии, у него заложен крепкий фундамент теоретических и методических знаний, то ему будет легко осуществлять практическую профессионально-педагогическую деятельность. Именно деятельностный компонент позволяет формировать способность применять на практике уже имеющиеся умения и навыки, с целью расширения опыта преподавания окружающего мира в начальной школе.

Становление деятельностного компонента готовности студентов к преподаванию дисциплины окружающий мир предполагает использование имеющихся психолого-педагогических, методических, специальных умений, необходимых для реализации в начальной школе вышеназванной предметной области.

Включение студентов в предпрофессиональ-ную педагогическую деятельность осуществляется через их непосредственное участие в таких мероприятиях как педагогические олимпиады, педагогические веб-квесты, научные конференции, проектная деятельность, симпозиумы, круглые столы, научные лаборатории, проблемные группы. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Педагогические олимпиады представляют собой творческое соревнование будущих учителей

начальных классов, позволяющее выявить уровень подготовки к преподаванию предмета окружающий мир. Чаще всего данное мероприятие проводиться в рамках Недели науки на факультете. Для участия привлекаются студенты 2-4 курса. Выполняя конкурсные задания обучающиеся, применяют знания, умения и навыки полученные, в ходе изучения педагогических и методических дисциплин. Данная форма включает в себя теоретический и практический этапы. В ходе теоретического этапа участникам олимпиады предлагается составить фрагмента урока окружающего мира и разработать конспект внеурочного мероприятия экологической направленности, с использованием педагогических технологий (ТРКМ, ТРИЗ-технологии, проектная деятельность), написать эссе. Практический этап предполагает участие команд в конкурсах творческого характера. Педагогические олимпиады являются эффективной формой становления интереса к будущей профессии и способствуют формированию готовности к преподаванию предмета окружающий мир.

Большим потенциалом в подготовке студентов к преподаванию окружающего мира в начальной школе обладает анализ педагогических ситуаций. Данный метод рассматривается как способ показа и анализа путей преодоления противоречий, возникающих в тех или иных педагогических ситуациях, или создание самой ситуации на уроках окружающего мира, в которые включается будущий учитель начальных классов и ему необходимо реально сделать правильный педагогический выбор и совершить соответствующие действия.

В процессе подготовки студентов к преподаванию окружающего мира осуществляется написание статей методического характера. Кроме того, будущие учителя начальных классов принимают участие в научных конференциях, конгрессах, симпозиумах, форумах, круглых столах и т.д. Участвуя в подобных мероприятиях, студенты выступают с докладами, публикуют статьи, а также принимают участие в обсуждении материалов на сайте организаторов конференции, симпозиума или форума. Студенты третьего и четвертого курса принимают активное участие в работе проблемной группы «Актуальные вопросы преподавания окружающего мира в начальной школе».

Формирование личностного, когнитивного и деятельностного компонентов подготовки студентов к преподаванию предмета окружающий мир необходимо осуществлять в системе, так как каждый компонент способствует формированию готовности обучающихся к преподаванию данной предметной области в начальной школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки [Текст] : монография / Н.В. Ипполитова [и др.]. - Шадринск : ШГПИ, 2010. - 244 с.

2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 527 с.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

4. Психология [Текст] : словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

6. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В.А. Мижериков ; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

REFERENCES

1. Ippolitova N.V., et al. Razvitie lichnosti budushhego pedagoga v kontekste professional'noj podgotovki: monografija [Tekst] [The development of the future teacher personality in the context of professional training]. Shadrinsk: ShGPI, 2010. 244 p.

2. Leont'ev A.N. Problemy razvitija psihiki [Tekst] [Problems of psyche development]. Moscow: Izd-vo MGU, 1981. 584 p.

3. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2003. 527 p.

4. Petrovskogo A.V. (eds.) Psihologija: slovar' [Psychology]. Moscow: Politizdat, 1990. 494 p.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics]. In Slastenin V.A. (ed.). Moscow: Akademija, 2002. 576 p.

6. Mizherikov V.A. (eds.). Slovar'-spravochnik po pedagogike [Dictionary of pedagogy]. Moscow: TC Sfera, 2004. 448 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.М. Жданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nat.jdanova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6714-6002.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.M. Zhdanova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nat.jdanova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6714-6002.

УДК 376

Юлия Александровна Каляева

г. Челябинск

Ритмопластика как средство двигательного развития детей с умственной отсталостью

Статья посвящена вопросам формирования двигательных умений младших школьников с умственной отсталостью. Произведен теоретический анализ форм и методов физического воспитания умственно отсталых детей. На основе изученных теоретических данных автором был проведен самостоятельный практический анализ уровня сформированности двигательной сферы младших школьников с нарушением интеллекта в образовательном учреждении и на его основе разработана методика с применением ритмопластики на уроках лечебно-физической культуры для данной категории детей, которая способствует формированию статической и динамической координации, улучшает ритмику организма, развивает произвольность, помогает сосредоточиться. В итоге это способствует развитию двигательной сферы детей, которая позитивно влияет на физическое и интеллектуальное развитие, на последующую социальную и профессиональную адаптацию.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, двигательная сфера, ритмопластика, статическая и динамическая координация, координация движений, переключаемость, темп, ритм.

Julia Alexandrovna Kalyaeva

Chelyabinsk

Rhythmoplasty as a means of motor development of mentally retarded children

The article is devoted to the formation of motor skills of mentally retarded primary school children. The theoretical analysis of forms and methods of physical education of mentally retarded children is made. On the study of theoretical data the author has carried out an independent practical analysis of the level of motor skills development of mentally retarded children in an educational institution and on its basis the author has worked out the system with the use of rhythmoplasty on the lessons of medical physical culture for children of this category, which promotes the formation of static and dynamic coordination, improve rhythm of the body, develops the arbitrariness, helps to focus. As a result, the system contributes the development of the children's motor sphere which has a positive effect on physical and intellectual development, on subsequent social and professional adaptation.

Keywords: mental retardation, motor sphere, rhythmoplasty, static and dynamic coordination, movement coordination, tempo, rhythm.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.