Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович

В статье анализируются на основе описания государственной системы подготовки кадров для системы образования в исторической ретроспективе основные тенденции подготовки педагогов в современных социальных условиях. Опираясь на цели и задачи вновь принятой Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, автор проводит сущностный анализ ключевых предпосылок к организации эффективного выстраивания данной системы и приоритетных направлений взаимодействия участников процесса подготовки педагогов. Также в статье рассматриваются важные предикторы личностного развития будущего учителя, формирования его внутренней позиции личности, основных профессиональных компетенций в ходе обучения в вузе и затрагиваются проблемы формирования личностных результатов высшего образования. В качестве основных тенденций обеспечения современных подходов к организации системы подготовки педагогов предлагаются обеспечение единых подходов к психолого-педагогической, методической и предметной составляющим обучения; разработка требований к базовой части содержания образования, условиям и результатам его реализации; обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования личности; совершенствование системы оценки качества подготовки учителей; внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически успешных обучающихся; включение системы подготовки учителей в решение вопросов цифровой трансформации экономики и другие. В статье анализируется возможность изменения вариантов образовательных траекторий подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN TEACHER TRAINING IN THE CONTEXT OF RAPIDLY CHANGING SOCIAL CHALLENGES

Based on the description of the state system of personnel training for the education system in a historical retrospective, the research analyzes the main trends in teacher training in current social conditions. Based on the goals and objectives of the newly adopted Concept of teacher training for the educational system for the period up to 2030, the author conducts an essential analysis of the key prerequisites for the organization of effective building of this system and the priority areas of interaction between participants during the training of teachers. The research also discusses important predictors of personal development of future teachers, studies the formation of personal internal positions, and basic professional competencies during university studies, and concerns the problems of forming personal results of higher education. The author proposes the main trends in providing contemporary to the organization of teacher training system. These trends include the provision of unified approaches to the psychological, pedagogical, methodological and subject components of training; the development of requirements for the basic part of the content of education, its conditions and the results of its implementation; the provision of unified approaches to the process of upbringing and the results of personality formation; the improvement of the system for assessing the quality of teacher training; the implementation of a system of measures to identify, select, and support pedagogically successful students; the inclusion of the teacher training system in addressing the digital transformation of the economy, and others. The research analyzes the possibility of changing the options of educational tracks for teacher training.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №3

В.С. Басюк

Современные тенденции подготовки педагогов

в условиях быстро меняющихся социальных вызовов1

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: bvs050@mail.ru)

В статье анализируются на основе описания государственной системы подготовки кадров для системы образования в исторической ретроспективе основные тенденции подготовки педагогов в современных социальных условиях. Опираясь на цели и задачи вновь принятой Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, автор проводит сущностный анализ ключевых предпосылок к организации эффективного выстраивания данной системы и приоритетных направлений взаимодействия участников процесса подготовки педагогов. Также в статье рассматриваются важные предикторы личностного развития будущего учителя, формирования его внутренней позиции личности, основных профессиональных компетенций в ходе обучения в вузе и затрагиваются проблемы формирования личностных результатов высшего образования. В качестве основных тенденций обеспечения современных подходов к организации системы подготовки педагогов предлагаются обеспечение единых подходов к психолого-педагогической, методической и предметной составляющим обучения; разработка требований к базовой части содержания образования, условиям и результатам его реализации; обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования личности; совершенствование системы оценки качества подготовки учителей; внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически успешных обучающихся; включение системы подготовки учителей в решение вопросов цифровой трансформации экономики и другие. В статье анализируется возможность изменения вариантов образовательных траекторий подготовки педагогов.

Ключевые слова: профессиональное развитие; подготовка педагогов; концепция подготовки педагогических кадров; внутренняя позиция личности; педагогические компетенции; посредническая функция педагога; оценка качества подготовки педагога.

Вопросы подготовки педагогов для государства всегда имеют важное значение, так как педагог исполняет важную социальную функцию передачи знаний и формирования умений и навыков молодого поколения — будущего нашего государства. Через новые знания, особое

1 Данная статья подготовлена в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

включенное общение учителя и ученика формируется внутренняя позиция личности как основа становления мировоззрения, гражданской идентичности, через приобретение учебных умений и навыков формируется функциональная грамотность как способность человека использовать приобретенные и приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных целей и задач, а также общения и социальных отношений. Особая миссия педагога — личностное развитие ребенка и подростка. Процесс формирования личности происходит через все аспекты образования: обучение и воспитание, формирование образовательной среды, окружающей школьника, и механизмы взаимодействия и общения педагога и обучающегося.

Еще родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, размышляя о вопросах педагогического воспитания, в своей статье «О педагогике» писал: «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию. Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием» [7, с. 399]. При этом философ особо отмечал, что воспитание как процесс является искусством, требующим постоянного совершенствования: «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание ...» [7, с. 404]. И далее, развивая мысль о этом важном процессе, он подчеркивал: «.воспитание есть искусство. <...> Как происхождение, так и дальнейшее развитие этого искусства бывает либо механическим, без плана, располагаемым по данным обстоятельствам, либо разумным» [7, с. 405]. Под разумным развитием философ предполагал в том числе правильную, то есть грамотную и эффективную, систему подготовки людей, занимающихся воспитанием детей и подростков, и постоянное их профессиональное развитие.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский полагал: «.влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [15, с. 29]. При этом ученый-педагог подчеркивал, что процесс подготовки педагога долговременный и требует особой организации («.искусство воспитания, как и искусство врачевания, требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки») [14, с. 276]. И именно вопросам воспитания многие известные ученые-педагоги отдают предпочтение в образовательном процессе, так как воспитание является основополагающим механизмом формирования личности обучающегося. При этом нельзя не учитывать, что на формирование личности школьника самое важное влияние имеет личность рядом находящегося педагога. Все, что окружает ребенка в периоды детства и отрочества, как в наиболее

сенситивные периоды для восприятия окружающей действительности и рефлексии происходящего в себе и вокруг себя, является предикторами формирования внутренней позиции личности.

Внутренняя позиция личности как психологический феномен определяет особое ценностное отношение индивида к себе, другим людям и окружающей его действительности. Она является предтечей и основанием для формирования индивидуальной системы ценностей человека, его мировоззрения и гражданской идентичности. Формирование внутренней позиции является одним из ключевых личностных результатов образования в школьный период.

Внутренняя позиция личности как важный фактор развития личности методологически раскрывается в научной школе академика РАО В.С. Мухиной. В научной школе продолжается разработка идей о развитии и бытии личности «в зависимости от трех сущностно значимых факторов: 1 — врожденные особенности (генотип)» [9, с 46—47, 320 — 368]; «2 — социальные условия» [9, с. 45—265]; «3 — внутренняя позиция самого развивающегося человека» [9, с. 315, 368, 537, 739, 793—832 и др.]. Два первых фактора обсуждались философами и психологами в течение многих лет. Внутренняя позиция как важнейший фактор развития рассматривается автором концепции и другими членами научной школы В.С. Мухиной в современных условиях. Раскрывая феномен внутренней позиции, В.С. Мухина исходит из того, что «человек является одновременно результатом своего генотипа и творцом собственного личностного развития на протяжении всей жизни. От активной позиции самого человека во многом зависит его реальный успех. <...> Если в начале развития ребенка поддерживает онтогенетически обусловленная сензитивность к воздействиям, высокая подражательность и обучаемость, то позже развитие будет определяться самосознанием и внутренней позицией самого человека» [9, с. 368]. При этом в организации образовательной деятельности для формирования внутренней позиции личности ученика важна правильно сформированная внутренняя позиция личности педагога как значимого для ребенка взрослого. Педагогическая составляющая внутренней позиции учителя начинает формироваться еще в период школьного обучения, а далее оттачивается и кристаллизуется при получении педагогической специальности. Ранее я уже отмечал: «Очевидно, что нельзя сформировать личность по заранее заданным параметрам, «лекалам», нужно помнить, что развитие в ребенке чувства личности и уникальных свойств личности — сложный, требующий постоянного внимания процесс» [1, с. 55]. Основной задачей профессионального обучения и получения педагогической специальности молодыми людьми является постижение общей и особой педагогической культуры, определение своей личностной и профессиональной самости, что крайне важно

для человека, несущего эту культуру другим людям в силу своих профессиональных компетенций.

Государственная система подготовки педагогических кадров имеет глубокую историю. Если обратиться почти к столетней истории становления советского государства, уже тогда руководство страны определяло государственные подходы к подготовке учителей и к их профессиональному развитию. Постановлением ЦК ВКП(б)1 от 8 марта 1929 года «О ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПЕДВУЗАХ И ПЕДТЕХНИ-КУМАХ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ» «ЦК поручил НКПросу2:

— продолжать улучшение материального положения педагогических учебных заведений...;

— улучшить постановку педагогических и в особенности социально-экономических дисциплин путем привлечения квалифицированных преподавателей...;

— разработать программы педагогических дисциплин.;

— озаботиться планомерной подготовкой будущих кадров профессуры и аспирантов.;

— отвести в учебном плане педвузов и педтехникумов достаточное место для изучения вопросов воспитания подрастающего поколения...;

— наряду с вопросами воспитания в школе внести в учебный план проработку методов внешкольного воспитания детей и подростков;

— озаботиться подготовкой улучшения постановки педагогической практики студентов.;

— улучшить постановку педвузов и педтехникумов и их отделений, готовящих педагогов для школ культурно-отсталых национальностей;

— провести в жизнь закрепление на известный срок на педагогическую работу оканчивающих педвузы и педтехникумы» [10, с. 418—419].

Кроме того, нормативным документом предписана необходимость тесного взаимодействия с органами власти на местах в решении определенных задач. Прошло сто лет, но основные целевые установки, задачи и проблемы организации системы педагогического образования актуальны и по сей день.

Подходы к развитию системы подготовки кадров для системы образования видоизменялись исходя из приоритетов развития общего образования, процессов ликвидации неграмотности, введения обязательного начального, далее основного и потом среднего общего образования.

1 ЦК ВКП(б) — Центральный Комитет Всероссийской коммунистической партии большевиков (1925—1952 гг.)

2 НКПрос — Народный комиссариат просвещения (1917—1946 гг.)

Сущностный анализ эволюционных изменений системы из-за политических и социальных факторов с 60-х годов прошлого столетия дан в статье академика РАО В.П. Борисенкова «Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров»[4].

Современный этап системы подготовки педагогов в нашей стране характеризуется серьезными, ключевыми изменениями как в стратегии, так и в тактике его осуществления. Свидетельством тому служит пристальное внимание руководства государства к вопросам подготовки педагогических кадров и к системе профессионального развития уже работающих педагогов. В своем послании Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей» [12]. В числе прочего говорилось о том, что будут выделены средства на капитальный ремонт и техническое оснащение вузов, занимающихся подготовкой педагогических кадров. По сути, было положено начало серьезной перезагрузке отечественной системы подготовки и повышения квалификации педагогов. Основными участниками этого процесса стали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Российская академия образования, педагогические вузы и классические университеты, реализующие программы подготовки и профессионального развития педагогов. В части построения национальной системы профессионального развития педагогических работников в эту работу активно включены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, региональные институты развития образования и повышения квалификации педагогических кадров, а также иные структуры, осуществляющие функции научно-методической поддержки и независимой оценки профессиональных компетенций педагогов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года №1688-р утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [13] (далее — Концепция).

Основные положения Концепции будут реализовываться в условиях быстро меняющихся социальных вызовов:

— потребности определения единых подходов к формированию российской гражданской идентичности;

— сохранения единства образовательного пространства в части реализации общеобразовательных программ;

— активного внедрения гибридных (очно-дистанционных) форматов реализации образовательных программ подготовки;

— реструктуризации системы предоставления высшего образования;

— развития трендов импортозамещения и интенсивного развития отечественных инженерных и 1Т-отраслей.

Целью Концепции является формирование современных, системных, подходов к подготовке педагогических кадров в стране в соответствии с национальными целями, направлениями научно-технологического развития и с учетом результатов современной научно-исследовательской деятельности в образовании.

Концепция как государственный среднесрочный стратегический документ построена на принципах осмысления роли педагога как ключевой фигуры для развития страны в будущем и для обеспечения качества всех уровней общего образования с сохранением единства образовательного пространства через единообразие требований и гарантий реализации вузами обучения по программам подготовки педагогических кадров при соблюдении автономии образовательных организаций, реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке педагогов для будущего нашей страны.

Приоритетными также являются принципы единой доступности качественной подготовки по педагогическим направлениям и специальностям во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной принадлежности, гарантирование совместной деятельности вузов и социальных партнеров — представителей работодателей — с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития регионов и муниципальных образований, а также реализуемых в них социальных проектов и программ. В системе подготовки педагогов важно взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, образовательных организаций, общественных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации.

Актуальными остаются принципы непрерывности и преемственности профессионального развития учителя, открытости и независимости оценки качества подготовки педагога в период его обучения в вузе.

Для достижения поставленной цели по итогам реализации мероприятий принятой Концепции должны будут обеспечены гарантии единых подходов к осуществлению методической, предметной и психолого-педагогической подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, определение единых требований к базовой части содержания педагогического образования, а также к результатам и условиям реализации, совершенствования системы оценки качества подготовки педагогов, обеспечения единых подходов к процессу воспитания и к результатам формирования личностных качеств будущих учителей. Реализация Концепции предусматривает внедрение национальной системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически

нацеленной молодежи. Данная система мер включает внедрение программ дополнительного образования и программ профессиональной ориентации школьников, которые хотят реализовываться в педагогической деятельности. Особое место в этом направлении занимает привлечение к получению педагогической специальности студентов и специалистов из других сфер, расширение подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющихся систем общего и дополнительного образования детей. Важнейшими векторами реализации утвержденной Концепции должны стать обеспечение включенности вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную среду; привлечение потенциальных работодателей в систему подготовки кадров для образования; включение системы подготовки педагогов в решение проблем цифровой трансформации экономики и социального взаимодействия и других.

Реализация амбициозных задач, закрепленных в утвержденной Концепции, предусматривает определение единого национального подхода к осуществлению основных направлений подготовки педагогов (предметная, методическая, психолого-педагогическая) через формирование общепрофессиональных, профессиональных и универсальных компетенций; переход на модульный принцип проектирования и реализации образовательных программ высшего образования всех уровней, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в формировании указанных компетенций; разработку и внедрение единых требований к организации и проведению всех видов практик для студентов педагогических направлений.

В последнее время ученые уделяют пристальное внимание формированию специальных педагогических компетенций. Нами педагогические компетенции рассматриваются «как комплекс универсальных навыков, обеспечивающих обмен знаниями и непрерывное обучение личности в течение жизни: умение ставить цели своего обучения, искать и создавать наиболее эффективные ресурсы, использовать и развивать опыт деятельности и построения отношений в целях самообразования. Поэтому они влияют на личностное развитие как мягкие надпрофессиональные умения, способные помогать человеку в условиях фундаментальной изменчивости настоящего, неопределенности и неоднозначности будущего». [6, с. 144] Для подготовки современного, профессионального учителя в вузе, реализующем педагогическое направление подготовки, необходимо учитывать основные принципы данной деятельности: принцип непрерывности и фундаментализации педагогического образования, принцип использования научных достижений в образовательном процессе, принцип воспитания социальной ответственности будущего педагога. Но, говоря о компетенциях, мы

понимаем, что для их формирования и развития нужны не только внешние регуляторы. Важным фактором здесь выступают внешние импульсы, а их источники являются глубоко личностными. Таковым источником является включенное взаимодействие педагога с обучающимся, что мы уже ранее отмечали: «Развитие компетенций учителя обусловлено диалогом с другой индивидуальностью, относительно ценностей и убеждений в компетентностной системе (и не только) учителя возникает вопрос к себе, своим внутренним профессиональным ориентирам, оживает конструкция компетенций и начинается часто совсем незаметная работа педагога с его внутренним профессиональным миром. Может ли быть источником такой динамики другой учитель или просто любой взрослый человек? В целом, конечно, но есть только один субъект школьной реальности, с которым учитель встречается ежедневно, и у него иной взгляд на учебный процесс, опыт, ценностные ориентации, то есть у него имеются все основания быть источником для продуктивного, развивающего диалога с учителем — это ученики» [6, с. 144—145].

Еще одной важной педагогической компетенцией в современных условиях является посредническая. В современных, стремительно развивающихся реалиях на школьника «обрушивается» большой, часто даже противоречивый поток информации. У современного педагога появляется посредническая функция, помогающая ребенку правильно ориентироваться в окружающей культуре, в социальной действительности и информации, получаемой из разных источников знаний. «Поэтому взрослому во взаимодействии с обучающимся необходимо занять позицию посредника, который не транслирует ученику культуру и поддерживает его при взаимодействии с ней в социуме, а организует акт встречи с культурой, делая при этом те или иные ее (культуры) элементы соответствующими ученику, имеющими для него смысл и ценность. Знания, культура, ценности не передаются ученику, не усваиваются им, они трансформируются в одно из измерений многомерного мира, превращая его в подлинное пространство жизни, в котором человек может существовать и действовать как суверенная личность, понимая смысл и ценность своих действий» [2, с. 86]. Формирование и поддержание культуры как особого социального статуса педагога остается одной из главных задач вузов, готовящих будущих педагогов. Этот статус формируется и благодаря особой культуре учителя (о которой пишу выше), создающейся предпочтительно уже в период его подготовки к педагогической деятельности.

Следующими важными направлениями реализации поставленных целей и задач обсуждаемой Концепции являются создание единой системы мониторинга качества программ подготовки педагогов с обязательным включением в нее объективных данных и мнения

работодателей, поддержка распространения сетевой формы реализации образовательных программ высшего педагогического образования, а также разработка механизма грантовой поддержки вузов в целях реализации академической мобильности обучающихся по педагогическим программам. Особый акцент делается на включении в программы подготовки учителей сквозной траектории формирования исследовательских компетенций, так необходимой педагогу в рамках требований государственных стандартов всех уровней общего образования по реализации проектной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений. Также необходимо подчеркнуть роль формирования исследовательских компетенций у студентов-педагогов в период реализации исследовательской компоненты через ее усиление в выпускных квалификационных работах всех уровней высшего образования.

Результатом совместной работы федеральных органов власти, определяющих государственную политику в сфере высшего педагогического образования, экспертных организаций и региональных органов власти, должно стать создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ высших учебных заведений, реализующих программы подготовки педагогических кадров и совершенствование инфраструктуры образовательных организаций, участников этого процесса, включая модернизацию учебно-производственной базы вузов.

Вопросы обеспечения единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, достижения личностных результатов в период обучения в вузе, а также подготовки будущего педагога к осуществлению воспитательной деятельности и взаимодействия с семьей школьника предусматривают разработку и внедрение в программы подготовки учителей дисциплин, направленных на воспитание студентов, приобщение их к культуре, истории России, на их самореализацию, на формирование у них компетенций для выполнения функций классного руководителя и вожатого, для организации деятельности детского, в том числе разновозрастного и поликультурного коллектива, организации творческой деятельности детей, работы с родителями, в целях решения задач инклюзивного образования и формирования опыта работы с обучающимися, имеющими особые потребности. Обучение в организациях высшего образования — особый период жизни молодого человека, когда активно происходят процессы поиска себя, формирования самости, (курсив мой — В.Б.) в том числе через личностное осмысление и достижение личностных результатов образования. Достижение личностных результатов подготовки будущих педагогов эффективно формируется через активное их привлечение к добровольческой, социально значимой деятельности, к вожатской работе, через формирование эффективной

воспитывающей среды организаций высшего образования, создающей условия для личностного и профессионального развития студентов, и формирование у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения. Именно в вузах при осуществлении педагогической подготовки важно вооружить будущего педагога современным инструментарием воспитательного взаимодействия, направленного на формирование у ребенка позитивных ценностных установок и личностных качеств. Выдающийся советский ученый и педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место» [8, с. 573]. Результатом этого должно стать профессиональное умение педагога при реализации воспитательной работы «организовать такую программу взаимодействия со средой образовательной организации, чтобы ребенок, благодаря системе условий, создаваемых школой, получал опыт и приобретал способность правильно, с точки зрения общественного и индивидуального блага, идентифицироваться с лучшим, обособляться, то есть отстаивать и культивировать в себе это лучшее, отчуждаться от худшего не только в себе, но и в окружающей его действительности» [3, с. 193].

Формирование общероссийской системы оценки качества обучения педагогов предполагается осуществлять через создание национальной системы оценки сформированности профессиональных компетенций студентов-выпускников в рамках государственной итоговой аттестации выпускников педагогических программ подготовки среднего профессионального и высшего образования (далее — ГИА), включая государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, предполагающей комплексную оценку результатов освоения программы обучения; через внедрение профессионального (демонстрационного) экзамена как одной из обязательных форм проведения ГИА; внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности, в том числе путем определения уровня соответствия студента требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; разработку механизмов учета результатов ГИА при аттестации педагогов и формировании индивидуального портфолио учителя, в том числе с использованием инструментария существующих информационных баз; формирование системы профессионально-общественной экспертизы качества и условий подготовки педагогов с привлечением ведущих профессионально-общественных ассоциаций и объединений работодателей. Важным инструментом в системе оценки качества подготовки станет мониторинг результатов освоения студентами-педагогами изучаемых

программ (в том числе в рамках промежуточной аттестации и с учетом академических свобод организаций высшего образования), предполагающий сравнительный анализ результатов общего и профессионального образования по всем уровням образования субъектов Российской Федерации, персонально ориентированного на мотивацию саморазвития студентов.

Решение задачи развития кадрового потенциала вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров, предусматривает два основных направления: развитие педагогической магистратуры, формирующей исследовательские компетенции в педагогической среде, и развитие аспирантуры и докторантуры, создаваемых на базе авторитетных научных школ российских организаций высшего образования и научных учреждений, ведущих педагогические исследования. Сегодня одним из важнейших направлений реструктуризации системы высшего образования является переосмысление вариантов построения программ подготовки специалистов, в том числе и по педагогическому профилю. Современные запросы экономики относительно гибкости подготовки кадров и адаптации их к запросам современного рынка труда сформировали необходимость построения различных траекторий подготовки специалистов через существующие уровни высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратуру. Выступая на расширенном заседании Совета Российского Союза ректоров, которое состоялось 2 июня 2022 года, Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков предложил расширить варианты построения программ для подготовки педагогов, отметив: «В значительной части педагогических вузов сегодня реализуется пятилетний бакалавриат с двумя профилями, потому что бакалавру можно бесплатно поступать в магистратуру, а специалисту нельзя. Давайте создадим равные условия. Сочетание хорошо знакомых форматов, уровней и практик можно сложить так, чтобы это соответствовало нашим интересам, отвечало на вызовы и позволило более динамично двигаться вперед» [5].

Второе направление связано с профессиональным развитием уже действующего профессорско-преподавательского состава, реализующего программы подготовки учителей, и осуществляется оно через повышение их квалификации по приоритетным направлениям развития науки и образования на базе ведущих экспертных и научных организаций, классических и педагогических университетов, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации данных программ, развитие академической мобильности профессорско-преподавательского состава и реализацию сетевых форматов повышения квалификации для молодых сотрудников вузов, вовлеченных в реализацию образовательных программ подготовки педагогических кадров.

Важнейшей задачей формирования непрерывной траектории подготовки педагогических кадров является развитие системы ранней профориентации на педагогическую профессию. Это возможно через внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически нацеленных подростков. Основным направлением деятельности в решении этой задачи является расширение реализации программ предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, заинтересованных в освоении педагогического мастерства, через массовое внедрение сети профильных классов (групп) психолого-педагогической направленности, реализацию программ методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах (группах), в том числе с использованием информационной и материально-технической базы вузов, и внедрение различных моделей организации таких классов, механизмов учета индивидуальных достижений выпускников психолого-педагогических классов, в том числе при поступлении на обучение по программе подготовки педагогических кадров. В создании системы профильных классов психолого-педагогической направленности последние два года многое сделано: подготовлена примерная образовательная программа по данному направлению, выпущены методические рекомендации и учебно-методическое пособие по организации данной деятельности [11]. Факультетом педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова ведется комплексная работа в субъектах Российской Федерации по созданию региональных моделей развития различных форм организации классов психолого-педагогической направленности.

Немаловажную роль в выявлении и сопровождении педагогически талантливой молодежи играет реализация общеобразовательными организациями проектов, направленных на приобретение школьниками первого педагогического опыта в виде участия в социальных проектах, в вожатской и волонтерской деятельности, в виде реального общения с детьми в рамках специально организованной школьной педагогической практики.

Решение задач привлечения к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширения подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющихся систем общего и дополнительного образования детей будет реализовано через формирование механизмов получения педагогического образования лицами, обучающимися по иным программам высшего образования, путем организации для них педагогической магистратуры, обеспечивающей подготовку педагогов с междисциплинарным компетентностным профилем. Успешный опыт реализации такой магистерской программы «Учитель профильной школы» есть на факультете педагогического образования МГУ имени

М.В. Ломоносова. Эффективно, на мой взгляд, и включение в образовательные программы бакалавриата и специалитета непедагогических направлений подготовки дисциплин, обеспечивающих формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам подготовки педагогов, в целях обеспечения их успешной педагогической деятельности. Для эффективной организации таких магистерских программ важно создание системы экспертизы и распространения опыта проектирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров по новым специальностям, в том числе за счет реализации сетевого сотрудничества.

Актуальным направлением в вопросах привлечения студентов непедагогических специальностей к обучению и дальнейшей работе в общеобразовательных организациях является разработка нормативной базы для проектирования и реализации образовательных программ профессионального образования всех уровней по программам подготовки учителей с соблюдением принципа преемственности и сокращения сроков обучения для сотрудников профессиональных образовательных организаций, развитие практики приема на обучение по программам подготовки педагогов выпускников общеобразовательных организаций, желающих получить высшее педагогическое образование на условиях договора о целевом обучении.

Выше уже отмечалось, что равноправными участниками реализации национальной системы подготовки педагогических кадров в стране становятся субъекты Российской Федерации. Они совместно с организациями высшего образования принимают активное участие в решении задачи обеспечения включенности вузов, реализующих программы педагогической подготовки, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечении потенциальных работодателей в систему подготовки педагогов для достижения высокого качества образования. Достижение данной задачи возможно через проведение широкомасштабных научных исследований, направленных на выявление потенциальных запросов рынка труда и сферы образования, а также лонгитюдных, популяционных психолого-педагогических исследований, направленных на выявление закономерностей развития современных детей, подростков и юношей. Кроме того, возможно создание при вузах советов партнеров (работодателей) управляющих советов с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в сфере труда и занятости, а также создание профессиональных общественных организаций, ассоциаций выпускников и профильных сообществ, в том числе в формате окружных и региональных образовательных кластеров. Это позволит определить

и внедрить единые механизмы формирования прогноза региональной кадровой потребности в педагогах и перечня востребованных образовательных программ их подготовки, совершенствовать механизмы формирования запроса (в соответствии с реальными потребностями субъектов Российской Федерации) на выделение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, даст возможность совершенствовать систему целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, в том числе обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также обеспечить закрепление в профессии начинающих педагогов через построение индивидуальных маршрутов совместно с образовательными организациями и работодателями постдипломного сопровождения.

Процессы активной цифровой трансформации экономики и социальных отношений, активное вхождение новых цифровых форматов, технологий и сервисов в пандемийный и постпандемийный периоды в современный образовательный процесс требует серьезного пересмотра и включения в систему подготовки педагогов новых административных и технологических решений, касающихся обновления образовательного процесса на всех уровнях образования. В части подготовки педагогов это прежде всего осуществимо через внедрение образовательных цифровых форматов и сервисов для формирования у студентов, обучающихся по программам педагогической подготовки, опыта освоения содержания образования в смешанном формате, проектирования и освоения цифровых образовательных ресурсов, других компонентов цифровой грамотности, активизацию применения в образовательных организациях электронной образовательной среды, включающей различные цифровые сервисы для обучающихся и преподавателей. Необходимо оперативное и активное включение в программы подготовки учителей цифрового контента (включая учебные пособия и тренажеры), средовых решений, используемых в современной цифровой школе, инструментов использования в профессиональной деятельности больших данных. Важно также конструирование и реализация новых магистерских программ, направленных на подготовку педагогов-проектировщиков технологических и содержательных цифровых решений для современной общеобразовательной организации. Важную работу в этом направлении проводит Университет Иннополис в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», обучая профессорско-преподавательский состав и управленческие команды вузов универсальным цифровым компетенциям.

Реализация плана мероприятий принятой Концепции и достижение поставленных целей и задач в построении современной системы

подготовки педагогических кадров, отвечающей запросам экономики, рынка труда, социальному заказу государства, общества и семьи, возможна только при научном осмыслении предложенных принципов и подходов и практической консолидации усилий всех участников, реализующих мероприятия предложенной системы.

Литература

1. Басюк В.С. Внутренняя позиция личности — важнейший фактор развития ребенка в период школьного детства // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С. 47—61.

2. Басюк В.С. Посредническая функция педагога как основа субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе // Развитие личности. 2019. № 4. С. 67—93.

3. Басюк В.С. Проблемы развития личности в школьной среде // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 191—197.

4. Борисенков В.П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 3 (122). С. 4—18.

5. Высказывание Министра науки и высшего образования Российской Федерации Фалькова В.Н. на расширенном заседании Совета Российского Союза ректоров в фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова (02.06.2022). // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).

6. Казакова Е.И., Басюк В.С., Врублевская Е.Г. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 143—154.

7. Кант И. О педагогике // Собр. соч.: в 8 т. / под ред. А.В. Гулыги. М.: Чо-ро, 1994. Т.8. С. 399—462.

8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С. Невская. — М.: ИТРК, 2003. — 736 с., илл.

9. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты.): 7-е изд., исправленное и дополненное. М., 2020. 1160 с.

10. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917 — 1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов и др. М.: «Педагогика», 1974. 560 с.

11. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. — Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. — 392 с.: ил.

12. Послание Президента Российской Федерации от 21.04.2022 г. б/н «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней

политики государства» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 10.08.2022).

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. №1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования за период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru (дата обращения: 10.08.2022).

14. Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой / Отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 688 с.

15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи 1857— 1861 гг. / Сост.: В.Я. Струминский. — М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — 659 с.

Сведения об авторе

Басюк Виктор Стефанович — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: bvs050@mail.ru

Current Trends in Teacher Training in the Context of Rapidly changing social challenges

V.S. Basyuk

Based on the description of the state system of personnel training for the education system in a historical retrospective, the research analyzes the main trends in teacher training in current social conditions. Based on the goals and objectives of the newly adopted Concept of teacher training for the educational system for the period up to 2030, the author conducts an essential analysis of the key prerequisites for the organization of effective building of this system and the priority areas of interaction between participants during the training of teachers. The research also discusses important predictors of personal development of future teachers, studies the formation of personal internal positions, and basic professional competencies during university studies, and concerns the problems of forming personal results of higher education. The author proposes the main trends in providing contemporary to the organization of teacher training system. These trends include the provision of unified approaches to the psychological, pedagogical, methodological and subject components of training; the development of requirements for the basic part of the content of education, its conditions and the results of its implementation; the provision of unified approaches to the process of upbringing and the results of personality formation; the improvement of the system for assessing the quality of teacher training; the implementation of a system of measures to identify, select, and support pedagogically successful students; the inclusion of the teacher training system in addressing the digital transformation of the economy, and others. The research analyzes the possibility of changing the options of educational tracks for teacher training.

Keywords: professional development; teacher training; the concept of teacher training; personal inner state; pedagogical competencies; intermediary function of a teacher; evaluating the quality of teacher training.

References

1. Basyuk V.S. The inner position of a personality as the most important factor in the development of a child during school childhood // Values and meanings. 2021. No. 6 (76). Pp. 47-61.

2. Basyuk V.S. The intermediary function of a teacher as the basis of subject-subject interaction in the educational process // Personality development. 2019. No. 4. Pp. 67-93.

3. Basyuk V.S. Problems of personality development in the school environment // World of Psychology. 2015. No. 3 (83). Pp. 191-197.

4. Borisenkov V.P. Quality of education and problems of teacher training // Education and science. 2015. No. 3 (122). Pp. 4-18.

5. Statement by the Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation Falkova V.N. at an expanded meeting of the Council of the Russian Union of Rectors in the Fundamental Library of Lomonosov Moscow State University (02.06.2022). // Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru (Accessed: 10.08.2022).

6. Kazakova E.I., Basyuk V.S., Vrublevskaya E.G. The problem of the development of schoolchildren pedagogical culture in the conditions of modernization of pedagogical education in Russia [Electronic resource] // Psychological and pedagogical research. 2019. Volume 11. No. 3. Pp. 143-154.

7. Kant I. About pedagogics // Collected works: in 8 vols. / Edited by A.V. Gulygi. M.: Choro, 1994. Vol.8. Pp. 399-462.

8. Makarenko A.S. Pedagogical poem / Comp., intro. art., note., comment. S. Nevsky. - M.: ITRK, 2003. - 736 p., fig.

9. Mukhina V.S. Personality: Myths and Reality (Alternative view. A systematic approach. Innovative aspects.): 7th ed., revised and supplemented. M., 2020. 1160 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Public education in the USSR. Secondary school. Collection of documents. 1917 - 1973 / Comp. A.A. Abakumov et al. M.: "Pedagogy", 1974. - 560 p.

11. Organization of the activities of psychological and pedagogical classes: an educational and methodological manual. — Moscow: Academy of the Ministry of Education of Russia, 2021. - 392 p.

12. Message of the President of the Russian Federation dated 21.04.2022 w/n «On the situation in the country and the main directions of domestic and foreign policy of the state» [Electronic resource] // President of Russia. URL: http:// www.kremlin.ru (Accessed: 10.08.2022).

13. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1688-r dated June 24, 2022 «The concept of training pedagogical personnel for the education system for the period up to 2030» [Electronic resource] // The Government of Russia. URL: http://government.ru (Accessed: 10.08.2022).

14. Ushinsky K.D. Russian school / Comp., preface, comment. V.O. Gusakova / Ed. O.A. Platonov. — M.: Institute of Russian Civilization, 2015. — 688 p.

15. Ushinsky K.D. Collected works. Vol. 2: Pedagogical articles 1857—1861 / Comp.: V.Ya. Struminsky. — M.-L.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1948. — 659 p.

About the Author

Basyuk Viktor Stefanovich — Doctor of Psychological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Educational Studies of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. Email: bvs050@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.