Научная статья на тему 'Современные тенденции на рынке труда сквозь призму развития уровней профессионального образования'

Современные тенденции на рынке труда сквозь призму развития уровней профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LABOR MARKET / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелихов В. Ю., Соседов Г. А.

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка труда сквозь призму модернизации профессионального образования. Авторами использовались как аналитические отчеты, так и иные материалы, характеризующие уровни развития профессионального образования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелихов В. Ю., Соседов Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern tendencies of the labor market through the prism of development of professional education levels

In the article the basic tendencies of development of a labor market through a prism of modernization of professional education are considered. The authors used both analytical reports and other materials characterizing levels of development of professional education in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции на рынке труда сквозь призму развития уровней профессионального образования»

На наш взгляд, необходимо на регулярной основе оценивать уровень образования, достигнутый разными группами населения и работников, а также отслеживать динамику показателей эффективности инвестиций в образование граждан. Это позволит установить зависимость результатов производства, уровня качества жизни населения от столь важного фактора, каким является образование. Очевидно, что такие исследования возможны только при наличии детальных статистических данных, которыми Россия, как и Тамбовская область, не располагают.

1. Социально-экономическое положение Тамбовской области: стат. сб. Территориального органа Федеральной службы гос. статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2007.

2. Статистический ежегодник: стат. сб. Территориального органа Федеральной службы гос. статистики по Тамбовской области. Тамбов,

2008.

Поступила в редакцию 10.06.2009 г.

Drobyshyeva V.V. Estimation of efficiency of the investments into education as an important element of system of management of the quality of life. In the article the technique of an estimation of efficiency of the investments in education, preparation and retraining of manpower is offered and realized. The parameters are grouped in order of branches of economy and in dynamics that allows analyzing dependence of the work price of the graduates of higher educational establishments on the form of training on a certain speciality, and also other factors rendering influence on a standard of living of the population.

Key words: investments into education; efficiency estimation; quality of a manpower; interdependence of indicators.

УДК 33

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА СКВОЗЬ ПРИЗМУ РАЗВИТИЯ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© В.Ю. Мелихов, Г.А. Соседов

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка труда сквозь призму модернизации профессионального образования. Авторами использовались как аналитические отчеты, так и иные материалы, характеризующие уровни развития профессионального образования в современной России. Ключевые слова: рынок труда; профессиональное образование.

В Российской Федерации в последние годы успешно реализовывалась программа развития профессионального образования. И сегодня вполне очевидным является осознание того, что важным стимулов выхода из мирового экономического кризиса является развитие высокотехнологического производства на основе современной научно-технической модернизации сферы образования.

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка труда сквозь призму модернизации профессионального образования. Авторами использовались как аналитические отчеты, так и иные материалы, характеризующие уровни развития профессионального образования в современной России.

В ходе разработки долгосрочного научно-технологического прогноза несколько тысяч экспертов из научных учреждений и

крупных частных и государственных компаний сформировали общую оценку перспектив технологической модернизации и технологического развития секторов российской экономики.

Такая оценка, основанная на характеристиках научно-технического потенциала и технологических стартовых условий, позволила распределить указанные секторы российской экономики по трем основным группам:

1) секторы, в которых имеются возможности сохранения лидирующих позиций либо технологического прорыва и занятия значимой доли на мировом рынке;

2) секторы, в которых сохраняется примерный технологический паритет;

3) секторы, характеризующиеся отставанием от мирового уровня, во многих случаях значительным.

Особенностью научно-технологического развития экономики России в условиях перехода к инновационному сценарию развития страны является необходимость решения одновременно задачи и резкого сокращения существующего разрыва в уровне технологического развития экономики в целом и создания условий для обеспечения опережающего прорывного развития в тех секторах, которые определяют ее будущую специализацию в мировом хозяйстве. Успешное решение двух этих задач в процессе технологической модернизации и технологического развития напрямую связано с концентрацией ресурсов на действительно приоритетных направлениях, обеспечивающих либо реализацию особенно важных, конкретно для нашей страны, приоритетов развития, либо реализацию имеющихся технологических заделов. В основу научно-технологической политики государства положен ограниченный перечень стратегических приоритетов в контексте обеспечения устойчивой технологической безопасности страны и технологического лидерства по отдельным направлениям [1].

Долгосрочный прогноз также показывает, что одной из основных системных проблем развития практически для каждой из российских отраслей является кадровая составляющая. В разрезе отраслей кадровая проблема заключается не в нехватке кадров, а в их недостаточной квалификации. Эти и будущие проблемы кадрового обеспечения устойчивого развития нашей страны в по-слекризисный период могут быть решены только через опережающую подготовку. В рамках долгосрочного прогноза сформированы основные контуры организации мониторинга потребности высокотехнологичных и базовых отраслей экономики Российской Федерации в трудовых ресурсах на основе сопоставительного анализа результатов прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и отраслевых стратегий развития.

В посткризисный период, когда ситуация потребует инициирования инноваций, освоения современных, а порой и революционно новых технологических процессов, разработки и существенного обновления выпускаемых видов продукции, изучения и прогнозирования спроса на продукцию предприятия, эффективного продвижения ее на рынок, де-

фицит квалификации становится критическим фактором. Причем модернизация производства и внедрение новых технологий ставят неотложные задачи перед всеми уровнями профессионального образования.

Поэтому формирование новых рынков труда требует трансформации государственного профессионального образования по всем уровням подготовки с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, долгосрочного прогноза научно-технологического развития и отраслевых прогнозов. Для этого необходимо:

1) оперативно перейти на двухуровневую систему подготовки инженерных кадров. При этом фундаментальной основой образовательных программ бакалавриата должно стать научно-технологическое ядро современных и перспективных инновационных технологий. Профессиональные компетенции бакалавров необходимо формировать за счет прикладной части образовательных программ. В то же время междисциплинарные и мультидисциплинарные научные направления, дающие сегодня самые значительные научные и коммерческие результаты, должны составить основу магистерского образования;

2) за основу содержания программ профессионального образования необходимо принять выявленные в долгосрочных социально-экономических и научно-технологических прогнозах новые социальные, экономические и технологические возможности, результаты перспективных фундаментальных и прикладных исследований, а также требования и запросы работодателей, что позволит обеспечить необходимый кадровый потенциал для развития базовых и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Вполне очевидно, что к приоритетам среднесрочной политики Правительство РФ относит радикальное повышение инновационной активности в экономике, формирование «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации отечественной промышленности. Для этого необходимы соответствующие ме-

ры и ориентация к переходу на шестой технологический уклад.

Государство со своей стороны, несмотря на кризис, намерено стимулировать инновации в экономике через реализацию «технологичных» федеральных целевых программ, расходы на которые будут либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены. В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 г., но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства [2].

Сегодня особое значение имеет разработка профессионально-квалификационных требований к кадрам с профессиональным образованием для перспективных рынков труда, которые должны соответствовать возросшим требованиям технологического уровня экономики в посткризисный период. Эти требования обычно формируются работодателями и должны соответствовать возросшим требованиям технологического уровня экономики в посткризисный период. Проблема соответствия подготавливаемых системой образования специалистов современным требованиям экономики решается через федеральные образовательные стандарты нового поколения. В ходе реформы образования сгенерирован новый подход, когда квалификация выпускника определяется не как признание пройденного курса обучения, а как признание результата - полученной совокупности знаний и умений соответствовать стандартным квалификационным требованиям, предъявляемым к рабочему месту (деловая или профессиональная компетенция работника).

По мнению властных структур, вновь вводимые образовательные стандарты соответствуют требованиям со стороны профессиональных сообществ, поскольку разрабатывались с их участием и, как минимум, не уступают современному международному уровню.

Сложившаяся вследствие мирового экономического кризиса ситуация с рецессией экономики РФ повлекла за собой значительное сокращение рабочих мест. Эту нехватку кадров в экономике, в первую очередь в перспективных ее отраслях, следует компенсировать за счет проведения дополнительной

опережающей подготовки и переподготовки кадров, которые попадут на рынок труда из-за сокращения.

Российская экономика в 2009 г. находится в фазе острых кризисных явлений, повлекших за собой значительный спад производства. Согласно существующим экспертным оценкам, в 2010-2012 гг. экономика перейдет к фазам стабилизации и роста с выходом в 2013 г. на траекторию инновационного развития, предусмотренного «КДР-2020». Обновленная экономика потребует соответствующего количественного и качественного кадрового обеспечения для перспективных рынков труда.

Ежегодная дополнительная потребность экономики в кадрах для компенсации естественно-возрастного выбытия составляет

1894 тыс. человек. Выпуск системы образования в 2012 г. будет не полностью удовлетворять текущие дополнительные потребности рынка труда (для компенсации естественно-возрастного выбытия) в специалистах с высшим профессиональным образованием по 19 УГС, со средним профобразованием -по 21 УГС, с начальным профессиональным образованием - по 18 УГС. Неудовлетворенные потребности экономики вследствие дисбаланса подготовки по УГС для ВПО, СПО и НПО составляют величину 674 тыс. человек. Следовательно, для компенсации естественно-возрастного выбытия необходимо будет переподготовить для обеспечения потребностей рынка труда 674 тыс. человек [3].

Примечательно, что за последние годы принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Введена контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональном образованием. Определен временный порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, созданы специализированные подразделения по работе с выпускниками. Выпускникам, попавшим в критическую ситуацию с трудоустройством и получившим статус безработных, государственная служба занятости оказывает помощь в трудоустройстве, переподготовке, профориентации, а также психологическую поддержку, используя различные программы.

В соответствии с постановлением совместной коллегии Минобразования России и Минтруда России утверждена и реализуется Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учебных заведений профессионального образования.

Практика работы ряда территорий показывает, что утверждение контрольных показателей приема учащихся (студентов) в учебные заведения профессионального образования за счет средств федерального бюджета должно осуществляться исходя из подтверждения их потребности и предварительного согласования с местной администрацией и органами по вопросам занятости. Подобным образом должна происходить процедура принятия решений при открытии новых учебных заведений и открытии учебными заведениями подготовки кадров по новым профессиям и специальностям.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основой повышения потенциала трудоустройства выпускников является высокий уровень их профессиональной подготовки и конкурентоспособности на рынке труда. В этой связи необходимо ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, которые должны стать основой для создания нового поколения государственных образовательных стандартов, обеспечить расширение профиля подготовки и освоение смежных профессий.

На основании вышеизложенного и с учетом практики совместной работы служб занятости, органов образования и учебных заведений можно предложить следующие основные элементы механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования:

- организация мониторинга и прогнозирования развития региональных рынков труда, определение потребности в кадрах, обоснование объемов и структуры их подготовки в соответствующих учебных заведениях;

- создание в регионах единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребуемых и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;

- постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;

- периодическое информирование молодежи, высвобождаемых работников, незанятого населения, учебных заведений, работодателей о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы;

- налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, а также развитие контрактной системы подготовки молодых специалистов;

- совместная деятельность служб занятости и органов образования по приведению структуры, объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях в соответствии с потребностями экономики регионов;

- обеспечение высокого уровня подготовки и переподготовки кадров в учреждениях профессионального образования и непосредственно на производстве как важнейшего условия повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

- развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации населения, в т. ч. молодежи, создание в учебных заведениях служб маркетинга и трудоустройства выпускников;

- организация, при необходимости, профессиональной переподготовки незанятого населения и выпускников, испытывающих трудности в трудоустройстве.

Реализация данного механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволит учебным заведениям повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодых специалистов, вносить свой вклад в развитие человеческих ресурсов [2].

В настоящее время задача развития кадрового потенциала приобретает общегосударственный характер. При этом развитие начального профессионального и среднего профессионального образования обеспечит не только увеличение числа работников соответствующего уровня квалификации,

сколько формирование нового уровня профессиональной деятельности. Для экономики будущего необходим работник нового типа, владеющий не только суммой профессио-

нальных навыков, но также способностями к выстраиванию системы оптимальных социальных коммуникаций, формированию собственной профессиональной карьеры (образование в течение всей жизни). Такие целевые ориентиры определены и в Федеральной государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 году»:

- становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

- развитие интегрированных инновационных программ (интеграция образование-производство);

- обновление типологии образовательных программ и учреждений, обеспечение правовой основы функционирования «ресурсных центров», «центров квалификаций»;

- формирование национальной квалификационной структуры, обновление макетов государственных образовательных стандартов.

Но необходимо прямо признать, что достижение этих целевых ориентиров осложняется следующими факторами.

Во-первых, в системе профессионального образования доминирует высшая школа. Получение высшего образования выпускника общеобразовательной школы становится весьма доступным, особенно с учетом второго ключевого фактора - демографической ситуации.

Наличие высшего профессионального образования рассматривается как основной критерий успешности молодого человека. При этом нередко общество не нуждается в таком количестве подготовки специалистов с высшим образованием. Следовательно, государство теряет дважды: тратит денежные средства на подготовку невостребованного специалиста, а затем переучивает его на рабочие профессии [4].

Во-вторых, проблема набора, формирования контингента в учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования. Работодатели высказывают недовольство объемами подготовки по рабочим профессиям, считая, что решение данного вопроса является исключительно компетенцией государства.

В-третьих, не представляется возможным связать все уровни профессионального образования в республике в единую систему подготовки востребованных кадров при отсутствии государственного заказа (задания) с учетом прогнозной потребности. При достаточно развитой сети учреждений профессионального образования нет плановой системы подготовки кадров, адекватной потребностям республики, местным рынкам труда (с учетом особенностей расположения и некоторой изолированности республики).

В настоящее время ситуация складывается таким образом, что объемы и структура подготовки специалистов в основном подчинены интересам образовательных учреждений, в т. ч. и с целью заработать денежные средства. Как иначе можно рассматривать ситуацию по подготовке кадров экономического и юридического профиля?

Вполне очевидно, что необходимо принять нормативные правовые акты, предусматривающие механизм обязательного согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

- вопросов создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

- объемов и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в федеральных вузах.

Также необходимо предоставить субъектам Российской Федерации полномочия по оперативному реагированию на жалобы и обращения граждан и организаций по вопросам деятельности федеральных учреждений образования, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации. Необходимо продолжить процесс регионализации профессионального образования, с передачей федеральных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Тем более что предоставление начального, среднего и дополнительного профессионального образования является компетенцией субъекта Российской Федерации [4].

Рынок профессионального образования тесно связан с рынком труда. В профессиональном образовании есть учебные места, где люди приобретают определенную сумму

знаний в какой-то профессиональной области, т. е. квалификацию. Диплом является подтверждением этой квалификации в соответствии с образовательным стандартом. Попросту говоря, диплом указывает на то, что его владелец «в принципе» может работать в рамках этой профессиональной сферы - обладает соответствующим стандарту набором знаний и умений [2].

Когда мы говорим о том, что нужно, чтобы получаемая профессия соответствовала рынку труда, мы имеем в виду наличие рабочих мест по данной профессии. Однако сложное взаимодействие между рынком труда и рынком профессионального образования вовсе не означает, что образование не нужно. Несмотря на то, что сегодня планирование и построение пожизненной профессиональной карьеры в рамках одной профессии или специальности затруднено (а может быть, и благодаря этому), именно образование оказывается ключом к успешному карьерному развитию.

Предварительные итоги проведенного исследования показывают значение учета основных тенденций развития рынка труда и влияния на эти процессы уровней развития профессионального образования.

1. Тенденции на рынке труда в условиях влияния на экономику России мирового кризиса и роль системы профессионального образования в кадровом обеспечении перспективных рынков труда в посткризисный период / Гуртов В.А. [и др.] // Аналитический докл. на Всерос. науч.-практ. конф. Петрозаводск,

2009.

2. Кязимов К. Рынок труда и профессиональное образование. URL: http://www.pmuc.ru/jomal/ number21/. Загл. с экрана.

3. URL: http://ww.jobsmarket.ru/

4. Стругинская Н.Л. Модернизация профессионального образования в регионе: сближение интересов рынка труда и образования. URL: http://www.komiedu.ru/event/index.php. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 23.06.2009 г.

Melikhov V.U., Sosedov G.A. Modern tendencies of the labor market through the prism of development of professional education levels. In the article the basic tendencies of development of a labor market through a prism of modernization of professional education are considered. The authors used both analytical reports and other materials characterizing levels of development of professional education in modern Russia.

Key words: labor market; professional education.

УДК 330.191.6+330.012.22

ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© С.В. Павлов

В статье показано развитие экономической мысли в области исследования территориальноорганизованных экономических систем. Дано определение понятию «территориально-организованная экономическая система», определены основные характеристики и выделены составные элементы территориально-организованных экономических систем. Приведены основные отличительные черты современных исследований в области изучения территориального разделения экономического пространства.

Ключевые слова: территориально-организованная экономическая система; территориальное разделение экономического пространства; региональная экономика; теории территориального разделения экономических систем.

Под территориально-организованными экономическими системами (ТОЭС) понимается взаимосвязанное сочетание элементов природного, производственного, демографического, социального и институционального характера, целенаправленно функционирующих на определенной территории.

В составе ТОЭС можно выделить следующие подсистемы: производственную,

населения и его расселения, социальную, природно-ресурсную, производственную,

социальную. Между данными подсистемами устанавливаются многочисленные экономические, социальные, информационные и дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.