УДК 331.538
Филимоненко Ирина Владимировна Filimonenko Irina Vladimirovna
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга Института управления бизнес-процессами и экономики
Сибирского федерального университета
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ СДВИГАМИ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РОСТА
PhD in Economics, Assistant Professor, Head of the Marketing Subdepartment, Institute of Business Management and Economics, Siberian Federal University
A SYSTEM OF STRUCTURAL SHIFT MANAGEMENT OF THE LOCAL MARKETS FOR ENSURING SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье рассматривается возможность обеспечения устойчивости экономического роста региона за счет управления структурными сдвигами локальных рынков (продукции, профессиональных кадров, услуг профессионального образования). Обоснована необходимость разработки многоуровневой системы управления взаимосвязанным развитием локальных рынков. Основными подсистемами управления являются: прогнозирование сбалансированных изменений локальных рынков; мониторинг текущего спроса рынка профессиональных кадров; механизмы управления структурными сдвигами локальных рынков.
Ключевые слова:
устойчивость экономического роста, сбалансированное развитие, локальные рынки, структурные сдвиги, подсистемы управления, прогнозирование, мониторинг, механизмы управления.
Summary:
The article discusses the possibility of ensuring the sustainable development of a regional economy by structural shift management of the local markets (production, human resources, vocational education). The author substantiates the need for development of a multi-level system of the local markets’ coherent growth. The main management subsystems are: prognostication of balanced changes of the local markets, monitoring of current demand on the human resources market, mechanisms of structural shift control of the local markets.
Keywords:
sustainability of economic growth, balanced development, local markets, structural changes, management subsystem, prognosis, monitoring, control mechanisms.
В соответствии с новой социально-экономической политикой РФ до 2020 г. в качестве приоритетной задачи определен выход «на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества» [1]. Как целевой ориентир обозначено новое качество экономического роста при условии достижения ежегодных темпов роста не менее 5 %. Декомпозиция стратегических целей развития РФ на региональный уровень позволяет выделить задачу достижения устойчивости роста региональных экономических систем (далее - РЭС) как приоритетную в условиях создания технологического и научного потенциалов перехода к инновационному развитию. Обеспечивающими условиями являются:
а) внедрение в экономику ресурсосберегающих и природоохранных технологий, повышающих конкурентоспособность продукции, расширяющих внутренний спрос региона;
б) развитие инновационной деятельности и диффузия достижений НТП в экономику для увеличения размеров регионального спроса (внутреннего, внешнего), изменения структуры экспорта;
в) обеспечение квалифицированными кадрами экономики региона и перераспределение трудовых ресурсов между секторами экономики и экономическими территориями для достижения сбалансированного развития;
г) достижение соответствия структуры подготовки профессиональных кадров потребностям экономики для преодоления дисбалансов спроса и предложения на региональном рынке труда.
Актуализация внимания на управление структурными сдвигами вызвана их возникновением в связи с активизацией процессов модернизации экономики и распространения инноваций в подсистемах РЭС: воспроизводственной (изменяются пропорции выпуска за счет увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособных и/или инновационных видов продукции, технологий и услуг) и рыночной (изменяется структура спроса и предложения на локальных рынках продукции, профессиональных кадров, услуг профессионального образования).
Результаты исследования характера взаимосвязи и возможностей диагностики структурных сдвигов воспроизводственной и рыночной подсистемах РЭС приводят к выводу о необходимости моделирования экономического развития региона с учетом структурных сдвигов локальных рынков. Во-первых, характер структурных сдвигов воспроизводственной подсистемы РЭС в условиях открытости национальной экономики и формирования потенциала инновационного развития - производный от изменений на локальных рынках. Во-вторых, диагностика структурных сдвигов локальных рынков, базируясь на цикле взаимосвязанного развития спроса и предложения различных видов рынков, позволяет прогнозировать сбалансированные пропорции в элементах воспроизводственной подсистемы РЭС [2; 3]. В связи с этим для достижения сбалансированного развития РЭС необходима научно-обоснованная система управления структурными сдвигами, позволяющая диагностировать изменения на локальных рынках продукции и профессиональных кадров, заблаговременно передавать их в региональную систему профессиональной подготовки, тем самым обеспечивая принципы интеграционного развития в системе базовых локальных рынков региона.
Необходимость разработки системы управления структурными сдвигами как факторами роста РЭС объясняется несколькими причинами:
- во-первых, недостаточно эффективной системой мониторинга и прогнозирования экономического развития региона во взаимосвязи со структурными сдвигами локальных рынков продукции, профессиональных кадров и профессионального образования;
- во-вторых, отсутствием механизмов взаимодействия административных структур власти, бизнеса, учебных заведений профессионального образования и населения регионов по вопросам прогнозирования кадровой потребности экономики (с учетом формирования перспективных рынков профессиональных кадров) и мониторинга трудоустройства выпускников по профессии (специальности);
- в-третьих, отсутствием инструментов регулирования баланса спроса и предложения на региональных рынках профессиональных кадров и регламентов формирования контрольных цифр приема на подготовку кадров по уровням образования (высшее, среднее, начальное).
Базируясь на концепции перехода РЭС от устойчивого экономического роста к инновационному развитию [4], принципах системности и интеграции, процесс управления структурными сдвигами в экономике региона, с нашей точки зрения, должен разрабатываться по нескольким уровням в соответствии с особенностями регионального управления:
- стратегическим характером проблемы экономического роста, согласно которому целесообразно выделять стратегический и операционный уровни управления;
- сложившейся структурой управления РЭС, в соответствии с которой выделяют уровень региона и уровень управления муниципальных образований.
В соответствии со стратегическим характером проблемы к подсистемам управления структурными сдвигами локальных рынков относятся: подсистема прогнозирования сбалансированных изменений на локальных рынках (стратегический уровень); подсистема мониторинга текущего спроса рынка профессиональных кадров и текущего предложения рынка профессионального образования (операционный уровень); подсистема обеспечивающих механизмов (рисунок 1).
На стратегическом уровне управления структурными сдвигами рассматривается временной промежуток - до 10 лет, в течение которого предполагается допустимым изменение структур экономики, занятости, образования. На данном уровне управления выстраиваются среднесрочные прогнозы развития экономики (от 3-х до 5-и лет) с учетом жизненного цикла инвестиционных и инновационных проектов как ключевых факторов структурных сдвигов локальных рынков, мультипликативных эффектов, формирования в экономике локальных рынков, обладающих региональной полезностью. Также формируются и уточняются долгосрочные прогнозы (от 5-и до 10-и лет) развития региональной экономики, в том числе отраслевые прогнозы. Это дает основание для оценки структурных сдвигов в экономике региональной системы (на локальных рынках продукции) с помощью выделения сегментов экономики (по ВЭД) с типовым характером изменений в результате различной интенсивности процессов модернизации и диффузии инноваций в региональной системе. На базе долгосрочных прогнозов развития сегментов экономики выстраиваются прогнозы кадровой потребности с учетом формирования в экономике региона перспективных рынков профессиональных кадров (в связи с модернизацией экономики и диффузией инноваций), формируются контрольные цифры подготовки профессиональных кадров по уровням образования и укрупненным группам специальностей.
Мун щипальаый уровень Региона> ьный уровень Региональный уровень
(экономика МО/группы МО) (ВЭД) (экономика региона)
Используемые
сокращения:
ВЭД - вид
экономической
деятельности;
ЛРП - локальный рынок продукции;
ИП - инвестиционный проект;
ИП(ФУ)
инвестиционный проект федерального уровня;
ПРПК- перспективный рынок
профессиональных
кадров;
МО - муниципальное образование;
КП - кадровая потребность;
СЭР - социально-
экономическое
развитие;
БЧ, ВЧ, ИЧ - части локального рынка базовая, вариативная, инновационная ПКС - матрица профессиональноквалификационного соответствия
Рисунок 1 - Система управления взаимосвязанным и согласованным развитием базовых локальных рынков [5]
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 1)
Операционный уровень управления структурными сдвигами региональной экономики позволяет уточнить структуру занятости по ВЭД, уровням образования, профессиям и квалификациям на основе изучения тенденций рынка труда и мониторинга трудоустройства молодых специалистов (выпускников региональной системы профессионального образования). Информационным обеспечением операционного уровня управления структурными сдвигами РЭС является мониторинг текущего спроса на профессиональные кадры (по уровням образования, направлениям подготовки кадров, профессиям, квалификациям) и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Целью организации мониторинга является создание единого информационного поля для разработки и корректировки прогнозов кадровой потребности экономики региона (краткосрочное планирование до 1 года). На основе накопленной информации и эвристических методов прогнозирования сроком не более 3-х лет определяются текущие и потенциальные расхождения в существующей и перспективной структурах занятости и образования. Это позволит своевременно вносить изменения в результаты стратегического уровня моделирования структурных сдвигов региональной экономики с целью обеспечения максимально возможного соответствия прогнозных значений реальным тенденциям развития.
Формирование механизмов управления структурными сдвигами в экономике региона на рынках труда и образования, с нашей точки зрения, должно базироваться на принципах интеграции и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества региональных органов власти (Министерства экономики, Министерства образования, Агентства труда и занятости), представителей бизнеса и образовательных учреждений. Мы считаем, что основными направлениями разрабатываемого механизма следует считать:
- формирование процессов взаимодействия и распределения многоуровневой системы ответственности (власть-бизнес-образовательные учреждения-население) за развитие и оптимизацию спроса и предложения на локальных рынках региона;
- разработка системы инструментов регулирования спроса и предложения на локальных рынках региона;
- разработка технологии мониторинга системы локальных рынков РЭС.
Согласно второму взаимодополняющему подходу (сложившейся структуре управления РЭС) для формирования взаимосвязанной многоуровневой системы прогнозирования и мониторинга структурных изменений локальных рынков необходимо выделение двух уровней управления:
Региональный. Объектами управления являются отраслевая структура экономики (по ВЭД), структура регионального рынка профессиональных кадров (по ВЭД, уровням подготовки, профессиям), структура регионального рынка услуг профессионального образования (по уровням и направлениям подготовки, специальностям). Инструменты управления регионального уровня -прогноз социально-экономического развития региона на дальнесрочную перспективу (5-10 лет); комплексные программы краткосрочного и среднесрочного социально-экономического развития региона (на год, 3-5 лет); схемы регионального планирования; отраслевые программы развития. Определяются сценарные варианты структурных сдвигов региональных рынков (профессиональных кадров, профессионального образования) для достижения программных показателей развития экономики с учетом сегментирования региональной экономики (по ВЭД) в соответствии с изменением состояния факторов роста (темпами модернизации и диффузии инноваций).
Муниципальный. Объектом управления муниципального уровня является совокупность отношений, связанных с производством и хозяйственной деятельностью экономических агентов на территории муниципального образования, или, другими словами, - часть экономики региона (или вида экономической деятельности) как производственно-хозяйственной системы, ограниченной пространственными границами МО. Инструменты управления муниципального уровня -прогноз социально-экономического развития МО на среднесрочную перспективу (до 5 лет); схемы районного планирования; местные целевые программы. Диагностируются структурные сдвиги локальных рынков продукции (по ВЭД), профессиональных кадров (по ВЭД, уровням подготовки, профессиям и квалификациям) на основе программных показателей муниципального развития с учетом изменения ключевых факторов роста МО (уровня использования потенциалов (трудового, производственного, научно-технического), сложившейся структурой производства и торговли, ускорения процессов модернизации и внедрения инноваций).
Взаимосвязь структурных сдвигов локальных рынков на региональном и муниципальном уровнях управления обеспечивается за счет различного порядка прогнозирования, устанавливаемого для различных типов локальных рынков («сверху-вниз»; «снизу-вверх»).
Для управления структурными сдвигами на локальных рынках продукции целесообразно использовать следующий порядок по принципу «снизу-вверх». На муниципальном уровне устанавливаются первичные оценки изменений структуры выпуска продукции на основе определения локальных рынков, обладающих региональной полезностью, и оценка темпов роста объемов выпуска по ВЭД, составляющим экономику данного МО. На региональном уровне интегрируются показатели роста по каждому ВЭД и экономике региональной системы в целом, определяется
измененная структура экономики, которая впоследствии учитывается при формировании программ СЭР, Целевых программ развития трудовых ресурсов региона, Стратегий инновационного развития и других документов, определяющих программные показатели экономического роста и требуемую численность занятых в экономике региона. С учетом оценки мультипликативных эффектов развития уточняются плановые объемы производства по всем ВЭД региона.
Управление структурными сдвигами локальных рынков продукции заключается в потенциальной возможности диагностики изменений (объемов выпуска товарной номенклатуры) и вариации их значений в соответствии с целевыми параметрами экономического развития региональной системы, в том числе по МО и ВЭД.
Для управления структурными сдвигами на локальных рынках профессиональных кадров, с нашей точки зрения, целесообразно использовать иной порядок управления в соответствии с принципом «сверху-вниз». Это обусловлено, с одной стороны, приоритетом структурных изменений в подсистеме «Экономика» РЭС в целях обеспечения сбалансированности структурных сдвигов базовых локальных рынков как необходимого условия устойчивости роста РЭС. С другой стороны, - необходимостью достижения баланса изменений в величине и структуре кадровой потребности экономики на региональном и муниципальном уровнях:
- на региональном уровне - определяется ежегодная потребность экономики региона в профессиональных кадрах для достижения программных показателей экономического роста, которая распределяется по ВЭД, уровням образования и квалификациям с учетом плановых объемов выпуска товаров и услуг (рисунок 1);
- на муниципальном уровне (для отдельного МО или группы МО) - по каждому ВЭД на основе пространственной структуры размещения оцениваются прогнозные величины ежегодной потребности в профессиональных кадрах (по уровням образования, квалификациям).
Управление структурными сдвигами локальных рынков профессиональных кадров заключается в своевременной диагностике возникновения перспективных рынков профессиональных кадров по отраслям (по ВЭД) экономики и МО региональной системы в соответствии с интенсивностью процессов модернизации и диффузии инноваций, определении их величины и качественного состава (по уровням образования, квалификациям).
Для управления (оценка изменений, формирование контрольных цифр приема) структурными сдвигами на локальных рынках услуг профессионального образования, мы считаем, следует исходить из 2-х показателей: сложившихся нормативов трудоустройства профессиональных кадров (по ВЭД в соответствии с традиционным уровнем технологий) и скоростью их изменения, определяемой интенсивностью процессов модернизации экономики и диффузии инноваций. В связи с этим, будем использовать порядок управления структурными сдвигами на локальных рынках услуг профессионального образования в соответствии с принципом «снизу вверх»:
- на муниципальном уровне (для группы МО) - на основе распределения компонент кадровой потребности по ВЭД, уровням образования, 28 УГС с использованием матрицы нормативов трудоустройства (профессионально-квалификационного соответствия - ПКС), оцениваются прогнозные величины ежегодной потребности в профессиональных кадрах (по уровням образования, укрупненным группам специальностей, квалификациям);
- на региональном уровне - определяется интегрированная величина кадровой потребности для ВЭД (по уровням и направлениям подготовки) и, как результат, структура регионального рынка профессионального образования по уровням подготовки и укрупненным группам специальностей (рисунок 1).
Таким образом, с нашей точки зрения, предлагаемый подход к управлению структурными сдвигами локальных рынков позволит достичь максимального соответствия между изменениями потребностей экономики, предложениями рынков профессиональных кадров и услуг профессионального образования как необходимого условия устойчивости при переходе РЭС к инновационному развитию.
Ссылки:
1. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. URL: http://kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf (дата обращения: 23.12.2013).
2. Филимоненко И.В. Локальные рынки как региональные факторы инновационного роста // Инновационный потенциал, состояние и тенденции развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, политологии, юриспруденции, психологии, экологии, медицине, филологии, философии, социологии, технике, физике, математике: сб. науч. ст. Междунар., заочн., науч.-практ. конф. 30-31 октября 2013 г. СПб., 2013. С. 428-431.
3. Филимоненко И.В. Мультиаспектная роль локальных рынков в экономическом развитии региона // Стратегия устойчивого развития регионов России: сб. мат-лов XVII Всерос. науч.-практ. конф. 11 ноября 2013 г. Новосибирск, 2013. С. 52-58.
4. Там же.
5. Васильева З.А., Филимоненко И.В. Проблемы моделирования кадровой потребности региональной экономики // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2012. № 4. С. 46-57.