Научная статья на тему 'Современные тенденции на рынке труда: проблемы трудоустройства выпускников'

Современные тенденции на рынке труда: проблемы трудоустройства выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВЫЙ ВОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадермятова Рушания Анвяровна

Рассматривается проблема трудоустройства выпускников, недостатки современных тенденций на рынке труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадермятова Рушания Анвяровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции на рынке труда: проблемы трудоустройства выпускников»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378 : 33

Р. А. КАДЕРМЯТОВА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

Рассматривается проблема трудоустройства выпускников, недостатки современных тенденций на рынке труда.

Ключевые слова: трудоустройство, рынок труда, образование, кадровый вопрос.

Энергичность, стремление к инновациям, уверенность в собственных силах, оптимистическое восприятие жизни - преимущество молодёжи. Вместе с тем молодые люди чрезвычайно уязвимы перед лицом житейских трудностей, не все из них психологически готовы к самостоятельным действиям, в том числе к поиску работы.

Трудоустройство данной категории граждан имеет определённую сложность, так как не все из них имеют профессию, а также стаж и опыт работы - то, что в первую очередь, требуют работодатели от кандидатов на замещение имеющихся у них вакансий.

Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможность применить свои знания, изучить особенности конкретного приложения этих знаний по специальности, что сказывается на общем уровне квалификации. В первую очередь это обусловлено с тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах не систематизирована, а разбросана по разным источникам.

Проблема кадрового вопроса и вопроса организаций системы поддержки трудоустройства и занятости молодых специалистов состоит в том, что вуз напрямую не заинтересован в реализации своего продукта - качественном трудоустройстве своих выпускников.

Выпускник, не нашедший работу7 по специальности, уже не может обратиться за помощью в своё учебное заведение, так как он его уже закончил. Студенты дневных отделений, желающие найти себе подработку, также выпадают из системы трудоустройства. Многие учебные заведения не заинтересованы в том, чтобы их студенты посвящали своё время ещё

Кадермятова Р. А., 2012

какому-либо виду деятельности, кроме учёбы.

Однако имеющиеся вакансии требуют от специалистов почти невозможного. Они должны обладать и широким спектром знаний в самых различных сферах, и быть достаточно специализированы в определённой области. Следует постоянно развиваться, иметь высокую мотивацию и приверженность своей фирме. Организации хотели бы нанимать на работу7 «готовых» специалистов, обладающих не только высшим образованием, но и опытом практической работы. Такой подход вполне оправдан с экономической точки зрения, однако в результате имеется большое количество выпускников, не находящих работу по специальности, и одновременно - существенное количество незаполненных вакансий [1].

Одна из главных проблем трудоустройства выпускников - это несоответствие уровня подготовки требованиям работодателей. У выпускников в свою очередь имеется неудовлетворённость предлагаемой работой, а именно, относительно невысоким уровнем заработной платы. В связи с этим молодые люди зачастую отказываются от трудоустройства по полученной специальности и, за неимением других предложений, устраиваются на более оплачиваемые вакансии или уезжают в другой город. Появляется разрыв между квалификацией людей и потребностями рынка в квалифицированных кадрах. Это обусловлено отставанием системы российского профессионального образования от спроса на рынке труда, с одной стороны, и быстрым «старением» приобретённых знаний с другой.

Очевидно, большинство работодателей интересует ещё один немаловажный вопрос - опыт работы. В рамках сложившейся проблемы необходимо активно «развивать молодёжную политику, в основе которой должна быть

положена идея взаимодеиствия государственных учреждений с учебными заведениями. Таким образом, партнёрство данного вида обеспечило бы студенту большой спектр возможностей: обучение в аспирантуре за счёт предприятия, возможность трудоустроиться ещё во время обучения, проходить производственную практику и одновременно стажироваться там.

Результаты исследований о средних предпочтениях респондентов в специалистах позволяют определить факторы и степень их значимости, учитываемые при трудоустройстве. Позиция стажа работы по специальности не является единственным фактором выбора претендента. Её влияние может перекрываться суммарным действием таких факторов, как профиль образования, статус вуза и результаты тестирования при приёме на работу. Во многих организациях также практикуется стажировка как выгодный обеим сторонам способ одновременного обучения и испытания претендента [3].

Есть и проблема нежелания или отсутствие возможности работать по специальности. Вчерашним студентам необходимо учитывать следующий момент. Если человек по образованию инженер-механик, то ему следует рассматривать не только предложения по данному профилю, но и другие позиции. Возьмём, к примеру, должность менеджера по продажам какого-либо оборудования. С одной стороны, данная работа не по специальности, а с другой -именно на этой начальной позиции человек сможет себя реализовать, раскрыть свой потенциал. Ведь специалист, который благодаря полученному образованию досконально разбирается в том, что продаёт, находится совершенно на ином уровне. Такие компетентные люди бывают очень успешны.

Избыточность предложений на рынке труда приводит к повышению требований со стороны работодателей к наёмному труду. Поэтому потребность в получении начального образования сокращается, в то время как получение высшего образования даёт шанс на возможное трудоустройство. Усиление конкуренции на рынке труда в настоящее время характеризует тот факт, что, например, в 50-е годы XX века на роль няни ребенка могла претендовать любая женщина предпенсионного возраста и не только, желающая заняться данным видом деятельности. В современных же условиях няня должна обладать педагогическим образованием, а это означает необходимость получения, как минимум, специально среднего образования. Можно приводить множество примеров, убеждающих в том, что в современных условиях участники производства должны обладать специальной

подготовкой для выполнения работ, традиционно относящихся к массовым профессиям, ослабление же массовой системы знаний усложняет процесс получения даже навыков в массовых профессиях.

Выявленные противоречия в социально-экономической сфере оказывают сильное давление на молодёжь как на демографическую группу. Низкая востребованность выпускников вузов, их неудовлетворённость своим материальным положением и статусом в обществе может спровоцировать их девиантное поведение и привести к крупным социально-политическим взрывам, как это случалось в истории целого ряда стран.

Сторонники теории человеческого капитала считают, что экономические выгоды образования могут быть самыми разнообразными по форме. Образование превращает человека в более производительного работника, оно развивает в нём предпринимательские эффекты, делает его более умелым организатором. Образование укорачивает временной интервал между открытиями и всеобщим применением, то есть оно сокращает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологии. Естественно, что люди с высоким образовательным уровнем быстрее реагируют на изменения в науке и технике, они первые внедряют нововведения в своей производительной и потребительской деятельности [2].

Надо отметить, что с точки зрения обеспеченности трудовыми ресурсами, Ульяновская область является относительно трудоизбыточной. Сокращение деятельности на крупных заводах Ульяновска привело к сокращению, как правило, высококвалифицированного персонала этих предприятий. Кроме того, Ульяновская область, имея возможность подготовки специалистов на базе ульяновских вузов, выполняет свою функцию по пополнению и замещению кадров. Однако значительная часть квалифицированных специалистов уезжает из области, получив образование. В регионе высококвалифицированная рабочая сила остаётся невостребованной. В структуре предлагаемых вакантных мест значительную долю занимают рабочие места, не требующие профессиональных навыков, или же требующие незначительной подготовки — повара, официантки. Таким образом, Ульяновская область выступает донором качественных ресурсов для других более успешных в экономическом плане регионов. Такой важный ресурс, как качественная рабочая сила, утрачивается областью, не принося никакого дохода.

Вопрос трудоустройства молодёжи остаётся одним из основных направлений работы городской службы занятости населения (таблица 1).

Таблица 1

Работа с выпускниками, обратившихся в ОГКУ Центр занятости населения

города Ульяновска в 2009-2012 годах

Выпускники Обратилось i Трудоустроено В т. ч. по специаль-ности Направлены на проф-обучение Приступили к стажировке Зарегистрированы в качестве безработных граждан Состоят на учёте в СЗ на конец отчётного периода

Выпускники 2009 года 2391 1220 434 67 1031 525 107

Выпускники 2010 года 1351 707 262 49 830 495 83

Выпускники 2011 года 702 354 179 30 403 303 41

Выпускники 2012 года 112 56 15 12 - 70 65

Большую часть выпускников учебных заведений профессионального образования города, состоящих на учёте в службе занятости, составляют специалисты экономического, юридического и социально-гуманитарного профиля.

Сложно найти работу выпускникам, специальности которых пользуются ограниченным спросом на рынке труда и могут быть востребованы только на одном-двух предприятиях города.

ОГКУ ЦЗН города Ульяновска в рамках «Программы поддержки занятости населения Ульяновской области» в 2009, 2010, 2011 годах, проводил работу по организации стажировки выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования. Основной целью стажировок выпускников профессиональных образовательных учреждений всех уровней являлось приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.

Таким образом, молодёжный российский рынок труда во многом ещё не приобрёл стабильную и обособленную структуру. Очевидно, что экономические сложности существенно изменили объём спроса на выпускников на рынке труда. Количество вакансий резко сократилось, многие крупные компании прекратили приём молодых специалистов. Но есть и положительные стороны сложившейся ситуации: выпускники стали чаще находить себя в небольших организациях, в государственном секторе, выросла потребность в рабочих специальностях.

Складывающиеся тенденции на региональных рынках труда и перспективы их развития требуют качественного обновления системы профессионального образования в целом, особенно в части формирования новых стандартов обучения, связанных с потребностями рынка труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Ендовицкий, Д. А. Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса / Д. А. Ендовицкий // Аккредитация в образовании. -

2009.-№33.- С. 34-36.

2. Морозова, Е. В. Деловые качества выпускников наиболее интересные работодателям / Е. В. Морозова // Аккредитация в образовании. -

2010.- №41.- С. 87.

3. Пугач, В. Ф. Трудоустройство выпускников российских вузов / В. Ф. Пугач, Е. А. Фёдорова // Высшее образование в России. -

2011.-№10.- С. 136- 146.

Кадермятова Рушания Анвяровна, ассистент кафедры «Управление персоналом», экономико-математический факулътету Ульяновский государственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.