Современные тенденции молодежной занятости
Леднева Светлана Анатольевна,
к.психол.н., доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Шичкин Игорь Алексеевич
к.э.н., доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
В статье анализируются современные тенденции молодежной занятости в мире. Выявлены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в процессе реализации собственного трудового потенциала. Охарактеризовано влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на развитие молодежной занятости и отмечается необходимость принятия срочных, безотлагательных мер, благодаря которым молодые люди не пострадают от серьезных и длительных последствий пандемии. В исследовании подчеркивается роль современных цифровых технологий и развития новых, гибких форм занятости в контексте обеспечения оплачиваемой занятости молодежи. Отмечая связь молодежной безработицы с состоянием и развитием мировой экономики, авторы формулируют рекомендации, направленные на содействие молодежной занятости, как со стороны государства, так и представителей крупного и среднего бизнеса. В процессе реализации активной политики занятости, государство и бизнес могут способствовать минимизации негативных эффектов пандемии и разрешению ключевых проблем молодежи.
Ключевые слова: молодежная занятость, безработица, пре-каризация занятости, рынок труда, неформальная занятость, крайняя и умеренная бедность, цифровые технологии, пандемия COVID-19.
В условиях стремительного роста мирового населения на фоне технологического прогресса, автоматизации и роботизации наблюдается сокращение спроса на труд молодежи в реальном секторе экономики. Занятость молодых специалистов приобретает все более нестабильный и неустойчивый характер. Повышается доля неформальной занятости молодежи. Несмотря на активное внедрение и использование информационных технологий во всех сферах профессиональной деятельности, обеспечивающих развитие новых, гибких форм занятости, характер работы быстро изменяется. Современные реалии рынка труда стимулируют молодежь к непрерывному обучению, по мере возможности инвестируя в развитие собственных навыков. В противном случае молодые люди неизбежно сталкиваются с рядом трудностей и проблем, связанных с реализацией собственного трудового потенциала и обеспечением желаемого уровня жизни [1].
В качестве ключевой проблемы молодых специалистов, главным образом, не имеющих практического опыта работы, выступает отсутствие возможности оплачиваемой занятости и приложения своего труда. В 2019 г. в мире насчитывалось около 1,3 миллиарда молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, в том числе занято из них около 497 миллионов или 40% [3]. Между тем, почти 68 миллионов молодых людей в 2019 г. классифицировались как безработные, поскольку не имели оплачиваемой занятости, активно искали работу и готовы были к ней приступить. Уровень молодежной безработицы в 2019 г. в мире по данным МОТ оценивался в 13% (рис. 1).
млн чел.
Потенциальная рабочая сила Безработные Занятые
¡, но получающие образование Молодежь, не относящаяся к рабочей силе Молодые люди в возрасте 15-24 года I
41
■ 68
1000 1200
1273
1400
429
509
735
Рис. 1. Основные показатели молодежной занятости в мире, 2019 г.
Низкий показатель безработицы среди молодежи за последнее десятилетие зафиксирован в 2007 году - 11,5%. Данное значение наблюдалось перед мировым финансовым кризисом, а в период с 2008 по 2010 гг. этот показатель вырос с 12,2 до 13%. Глубокую озабоченность вызывает тот факт, что уровень безработицы в мире не снизился после глобального спада. По мере того как экономика начала восстанавливаться,
уровень безработицы среди молодежи оставался на уровне около 13%. Это отчасти вызвано неспособностью мировых экономик вернуться к высоким темпам экономического роста и низким потенциалом правительств в рамках организации скоординированных политических усилий и активных программ на рынке труда, призванных облегчить переход от учебы к работе как для молодых людей, чей переходный период был отложен из-за экономического спада, так и для недавних выпускников образовательных учреждений.
На фоне относительно стабильного уровня молодежной безработицы в мире на протяжении последнего десятилетия, наблюдались значительные региональные дифференциации как по масштабам, так и по темпам роста. Наиболее интенсивное увеличение безработицы произошло в Латинской Америке и Карибском бассейне, где совокупный уровень безработицы среди молодежи вырос с 13,6% в 2014 г. до более чем 18% в 2017 г. Данное значение обусловлено высоким уровнем молодежной безработицы в Аргентине и Бразилии, где эти показатели в 2017 г. составили 24,7% и 30,5% соответственно. Снижение безработицы среди молодежи в Мексике в 2017 г. до уровня менее 7% отчасти нивелировало аномально высокие значения безработицы в Аргентине и Бразилии [3].
В Российской Федерации экономический рост в последнее десятилетие был весьма неустойчивым. Позитивная динамика в экономике упала с 4,3% в 2011 г. до отрицательного значения в -0,2% в 2016 г., а безработица среди молодежи снизилась с 18,7% в 2009 г. до 14,1% в 2014 г., но выросла до 16,3% в 2017 г.
Особенности молодежной безработицы в Российской Федерации в целом корреспондируют с аналогичными тенденциями в соседних регионах. Так в Центральной Азии безработица среди молодежи составляла 14,8% в 2012 г. и, выросла до 16,5% в 2017 г., в то время как в Восточной Европе наблюдается небольшое снижение до 16% в 2017 г. Данные свидетельствуют о том, что на Украине самый высокий уровень (23,3%) молодежной безработицы в Восточной Европе, между тем, наиболее высокое значение (29%) безработицы среди молодежи в Центральной Азии в 2017 г. зафиксировано в Грузии.
Невысокие показатели молодежной безработицы в Восточной и Южной Азии обусловлены относительно низкими значениями данного показателя в крупнейших экономиках мира - Китае и Индии. В Китае, где безработица среди молодежи оценивалась как низкая и составляла 8,4% в 2009 г., ожидается, что доля молодых людей, ищущих работу будет постепенно расти по мере усиления конкуренции за более квалифицированные рабо-^ чие места среди молодежи. Безработица среди = молодежи в Китае в начале 2018 г. оценивалась е в 10,8%. В Индии молодежная безработица составляет около 10%, но есть вероятность ее уве° личения, если высокие темпы экономического ро-
09
г ста Индии, составляющие 7% в год, не смогут обе-
спечить рост занятости такими темпами, которые необходимы для создания достаточного количества рабочих мест для динамично возрастающей численности молодого населения страны.
В 2017 г. уровень безработицы среди молодежи был самым высоким в Северной Африке (29,5%) и арабских странах (24,9%). Уровень молодежной безработицы на Ближнем Востоке, хотя и сравнительно высок, в целом за последние два десятилетия существенно не изменился. На протяжении большей части 2000-х годов он не превышал 25%, даже в период высоких темпов экономического роста в середине 2000-х годов. Как ни парадоксально, но в странах Персидского залива, которые ежегодно предъявляют повышенный спрос на иностранную рабочую силу, уровень молодежной безработицы остается относительно высоким.
Безработица среди молодежи в странах Африки к югу от Сахары остается довольно низкой -11,7%. Однако эта позитивное обстоятельство маскирует другие тенденции на рынке труда, связанные с неформальной и временной занятостью, а также наличием высокой доли занятой, бедной и нищей молодежи. По данным МОТ, доля занятой молодежи, живущей в условиях крайней или умеренной бедности, по оценкам, снизилась более чем на 40% с начала 1990-х годов, сократившись с 73,9% в 1991 г. до 30% в 2019 г. Таким образом, в настоящее время свыше 150 миллионов молодых людей как в развивающихся, так и в развитых странах мира живут в условиях крайней нищеты или умеренной бедности (т.е. на ежедневный доход между $1,9 и $5,5) несмотря на то, что имеют работу и оплачиваемую занятость.
Высока молодежная безработица и в некоторых странах Африки, расположенных в южной части континента. Так свыше 57,4% молодежи трудоспособного возраста не имеет работы. Уровень безработицы среди молодежи в Лесото, Мозамбике и Намибии оценивается в 38,5, 42,7 и 45,5% соответственно.
Уровень молодежной безработицы в более развитых странах мира оценивался в 2017 г. в 12%, снизившись с 17% в 2013 г. В Западной Европе диапазон показателя молодежной безработицы довольно широкий. Если в Германии, Исландии и Чехии он не превышает 6%, то в Испании, Италии и Греции варьирует от 35 до 45%. На Балканском полуострове, усредненные значения уровня молодежной безработицы составляют 55% для Боснии и Герцеговины, 47% для Северной Македонии, и 33% - Сербии [3].
Фрикционная безработица молодых специалистов вызывает наименьшее беспокойство чем застойная, выраженная в длительном поиске работы, вследствие чего молодежь оказывается в явно невыгодном положении на рынке труда, а их невостребованные знания и навыки постепенно устаревают [5].
Молодые люди в развивающихся странах сталкиваются с ситуацией в сфере занятости, которая сильно отличается от аналогичных условий в раз-
витых странах. В большинстве развивающихся стран возможности для молодежи сосредоточены в неформальном секторе, который характеризуется нестабильной занятостью, низкой заработной платой, отсутствием социальных гарантий и ограниченными возможностями профессионального развития.
Молодежь, в наибольшей степени страдающая от нищеты и маргинализации, сталкивается с проблемами, связанными с недоступностью образования и перспективами бросить образовательное учреждение для того, чтобы покрыть возрастающую стоимость жизни своих семей. Данные факторы в принципе ограничивают возможности многих молодых людей в получении профессионального, среднего, а в некоторых случаях даже начального образования. Для молодых людей, не имеющих фундаментальной образовательной базы, первоначальный опыт работы на рынке труда может усилить цикл бедности и подорвать надежды на повышение уровня жизни и благосостояния, передаваемого из поколения в поколение. Для большого числа молодых людей статус «работающего бедного» продолжает ослаблять их трудовой потенциал и надежду выбраться из состояния застойной, хронической бедности и преодолеть сопровождающие данное состояние жизненные проблемы.
Во всем мире молодые женщины и молодежь из других социально маргинализованных групп по-прежнему страдают от дискриминации на рынке труда. Молодые женщины сталкиваются с социальной изоляцией и дискриминацией как на рабочем месте, так и при поиске работы. Подобные барьеры типичны и для: молодежи, представляющей различные этнические и религиозные меньшинства; лиц с ограниченными возможностями; молодежи из числа коренного населения. Молодые мигранты и переселенцы уязвимы на рынке труда вследствие прекаризации занятости, выраженной отсутствием гарантий стабильной занятости и социального обеспечения, плохими условиями труда и принудительной эксплуатацией.
Вооруженные конфликты и боевые действия, происходящие в разных частях мира, создают проблемы с трудоустройством как для мирных жителей, так и для семей погибших и молодых людей, получивших различные увечья (физические и ментальные), которые могут сохраняться продолжительное время после разрешения конфликта. Устранение конкретных препятствий для каждой из приведенных выше групп имеет важное значение не только с точки зрения соблюдения прав человека, но и обеспечения возможностей для уязвимой молодежи полноценно развиваться и направлять свои способности на максимальную реализацию трудового, в том числе креативного потенциала.
Во время различных кризисов молодые люди, как правило, одними из первых теряют работу. Пандемия COVID-19 нарушила все аспекты нашей жизни. Даже до начала кризиса социальная и экономическая интеграция молодежи была постоян-
ной проблемой. Учитывая высокую долю молодых людей, занятых в неформальной экономике в таких сферах как туризм, транспорт и индустрия гостеприимства, где удаленная работа не всегда возможна, молодые люди особенно сильно страдают от пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Таким образом, если не будут приняты срочные меры, молодые люди, вероятно, пострадают от серьезных и длительных последствий пандемии.
К примеру, в странах ЕС безработица среди молодежи резко увеличилась во втором квартале 2020 года, в то время как безработица среди лиц возрастной когорты 55-74 лет практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом (рис. 2) [4].
Рис. 2. Безработица в странах ЕС во втором полугодии среди работников в возрасте 15-24 лет и 55-74 лет
В октябре 2020 г. уровень безработицы среди молодежи составлял 17,5% в ЕС и 18,0% в ев-розоне. По сравнению с октябрем 2019 г. число безработных среди молодежи увеличилось на 404 тыс. чел. в ЕС и на 319 тыс. чел. в еврозоне.
По данным отчета Африканского союза, из-за пандемии COVID-19 почти 20 миллионов рабочих мест, как в формальном, так и в неформальном секторах, находится под риском исчезновения. Возникающая в результате вероятность социальных волнений в Африке в значительной степени связана с высокой долей молодежи в структуре населения.
Согласно исследованию «Молодежь и Covid-19: влияние на рабочие места, образование, права и психическое благополучие», проведенному МОТ в 2020 г., среди молодых людей, которые учились либо совмещали учебу и работу до начала кризиса, три четверти (73%) столкнулись с закрытием школ, но не все смогли перейти на онлайн и дистанционное обучение. Действительно, из-за COVID-19 каждый восьмой молодой человек (13%) лишился доступа к учебным курсам и обучению [6]. Ситуация, особенно острая среди молодежи в странах с низким уровнем доходов, в связи с огромным разрывом в развитии цифровых технологий и уровня грамотности населения. Несмотря на все усилия школ и учебных заведений по обеспечению непрерывности обучения через Интернет, 65% молодых людей сообщили, что они получили меньше знаний с начала пандемии, 51% полагают, что их образование будет отложено, а 9% опасаются, что останутся необразованными. Серьезные перебои в обучении и работе, усу-
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
губляемые кризисом в области здравоохранения, привели к ухудшению психического благополучия молодых людей.
Пандемия наносит тяжелый урон молодым работникам, разрушая их рабочие места и подрывая карьерные перспективы. Каждый шестой молодой человек (17%), который был трудоустроен до пандемии, лишился работы, особенно молодые работники в возрасте от 18 до 24 лет. Продолжительность рабочего времени среди занятой молодежи сократилась почти на четверть (т.е. в среднем на два часа в день), и двое из пяти молодых людей (42%) сообщили о сокращении своих доходов. Молодые люди в странах с низкими доходами больше всего подвержены сокращению рабочего времени и, как следствие, сокращению доходов. Было установлено, что род занятий является основным определяющим фактором того, как кризис по-разному повлиял на молодых женщин и мужчин в сфере занятости, причем молодые женщины сообщают о более значительном снижении рабочей нагрузки и потерях доходов по сравнению с молодыми мужчинами.
Влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на доступ к образованию и труду заставляет целое поколение идти по потенциально разрушительной траектории трудоустройства. Безработица в молодом возрасте может иметь долгосрочные негативные последствия с точки зрения карьерного роста и будущих доходов. Молодые люди, ранее не имевшие работы, имеют ограниченные возможности карьерного роста, более низкий уровень заработной платы, невысокие перспективы получения хорошей работы, в конечном счете, обречены на неудовлетворительное пенсионное обеспечение.
Молодые люди также обычно не склонны к осуществлению накоплений и финансовых сбережений на будущее, что подвергает тех, кто проживает в домохозяйствах, относимых к социально уязвимым группам населения, повышенному риску оказаться за чертой бедности в течение 3 месяцев по причине существенного падения или полной утраты дохода в результате пандемии. Принимая во внимание, что до пандемии в условиях крайней и умеренной бедности во всем мире, проживали десятки миллионов молодых работников, то потенциальные последствия пандемии корона-вирусной инфекции COVID-19 практически невообразимы.
Таким образом, анализ динамики и основных тенденций молодежной безработицы, ее последствий для мировой экономики, а также оказания влияния на нее таких факторов как финансовый кризис, стремительное распространение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и циф-^ ровизация рабочих мест можно заключить следу-= ющее:
е 1. Уровень молодежной безработицы в мире и в отдельных странах в разные периоды времени, ° как правило, значительно выше данного показа-1 теля относительно других возрастных когорт. Мо-
лодые работники уязвимы на рынке труда, вследствие прекаризации занятости, выраженной отсутствием гарантий стабильной занятости и социального обеспечения, плохими условиями труда и принудительной эксплуатацией. По-прежнему высока доля занятой молодежи, живущей в условиях крайней или умеренной бедности. Молодежь, главным образом женщины, часто сталкиваются с дискриминацией как на рабочем месте, так и при поиске работы.
2. Развитие цифровых технологии генерирует как риски, так и возможности в обеспечении достойной занятости молодежи. Технологический фактор создает новые рабочие места, увеличивает производительность труда предприятий и работников, расширяет возможности правительств по реализации государственной политики в области занятости населения. В то же время, это приводит к потере и / или трансформации рабочих мест и может усилить неравенство между различными группами работников и странами. Будучи «цифровыми аборигенами», молодые люди, как правило, первыми осваивают новые технологии. Однако для молодежи в странах с низким и средним уровнем доходов сложнее пользоваться преимуществами этих технологий. Кроме того, вследствие автоматизации они рискуют потерять свои рабочие места.
3. Глобальный кризис, подобный пандемии COVID-19, может иметь длительные и серьезные последствия для молодого населения, которое уже начинают называть «поколением изоляции». Недавние исследования начинают подчеркивать многоаспектность проблемы, которую пандемия ставит перед молодыми людьми из-за возникающих в результате перебоев в образовании и профессиональной подготовке, усиления уязвимости среди молодых работников и более длительного и сложного перехода к достойному труду. Подобные эффекты усугубляют неравенство и рискуют снизить производственный потенциал целого поколения.
Цель № 8 в области устойчивого развития ООН до 2030 г. актуализирует призыв к достойному труду в рамках 12 конкретных задач и представляет собой дорожную карту для правительств и международного сообщества, включая меры борьбы с неформальной занятостью, скрытой безработицей и неполной занятостью молодежи.
Безусловно, эффективность решения проблем молодежной занятости зависит от уровня развития и экономической ситуации в стране. Это особенно очевидно на примере молодежи, живущей в условиях умеренной или крайней бедности, а также наиболее уязвимых групп молодежи, включая женщин, людей с ограниченными возможностями, мигрантов и молодых людей, живущих в условиях военных конфликтов. Между тем, существуют и другие факторы, влияющие на занятость молодежи, которые связаны с глобализацией и достижениями в области цифровых технологий. Научно-технический прогресс требует постоянного развития навыков
в контексте обеспечения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. В свою очередь, разрыв в цифровых навыках приводит к дифференциации и формированию неравных возможностей для разных категорий молодежи на рынке труда. В процессе реализации активной политики занятости, государство и бизнес могут способствовать минимизации негативных эффектов, обозначенных выше проблем молодежи (рис. 3).
Рис. 3. Приоритетные направления содействия молодежной занятости
В качестве рекомендаций, способствующих решению проблем молодых людей на рынке труда, следует отметить некоторые активные меры государственной политики в области содействия занятости молодежи:
• Акцент на создание достойных рабочих мест для молодежи, а не только на мероприятия, связанные с поиском работы. Данная задача предполагает реализацию проектов в высокотехнологичных сферах экономики, образование крупных производств.
• Обеспечение благоприятных условий для развития и диверсификации малого бизнеса, который необходимо стимулировать, в том числе различными режимами льготного налогообложения и безвозмездного субсидирования перспективных бизнес-инициатив молодежи.
• Разработка учебных программ, позволяющих выработать у молодого человека как «жёсткие», так и «мягкие» навыки, а также профессиональные навыки самостоятельного трудоустройства.
• Использование подхода к обучению, основанного на бизнес-симуляторах, которые имитируют конкретное рабочее место, чтобы молодежь в процессе классического обучения приобретала реальные практические навыки.
• Развитие системы социальной поддержки молодежи, которая включает социального работника / психолога / юриста для оказания консультационной помощи и решения проблем молодых людей.
• Предоставление в рамках государственных программ необходимой материальной поддержки («подъемных») молодым специалистам, переезжающим в другие регионы страны, включая компенсацию затрат на ежедневное питание, транспортные расходы и временное жилищное обустройство.
• Расширение и углубление работы с помощью современных цифровых технологий по информированию молодежи о состоянии рынка труда и тенденциях его развития, возможностях трудоустройства.
Безусловно, решение проблемы молодежной занятости лежит в плоскости комплексных, продуманных политически, экономически и законодательно обусловленных решений на государственном уровне. Однако, мы глубоко убеждены в том, что современные работодатели и выпускающие их на рынок труда, образовательные учреждения, и даже сами молодые специалисты могут предпринять ряд шагов для поддержки и эффективного трудоустройства. Среди них хочется выделить следующие:
• Реализация информационных проектов [2]. Разработка совместных с образовательным учреждением проектов информационно-профориентационного плана, направленных на расширение представления молодежи о спросе и предложении на рынке труда. Это хорошо известный и сравнительно недавно активно используемый ресурс содействия снижению молодежной безработицы. Поддержка информационных проектов по развитию не только у студентов, но и у школьников навыков эффективного трудоустройства и карьеростроительства - направление, активно развивающееся не только в Москве, но и в других крупных региональных центрах Российской Федерации.
Проекты «Школа-вуз-работа», «Инженерный (предпринимательский и т.д.) класс», различного рода молодежные бизнес-инкубаторы и подобные им проекты, готовят будущих молодых соискателей к грамотному поведению на рынке труда, не только информируя о его последних тенденциях, но и позволяя выработать необходимые личностные и профессиональные компетенции. Однако пока их финансирование идет только за счет бюджетных организаций. На наш взгляд, активное включение в подобные проекты бизнеса будет взаимовыгодным и перспективным проявлением социально-ответственного поведения компаний. Как минимум, взяв на себя или профинансировав создание и разработку специализированных мобильных приложений и социальных сетей, предоставляющих молодым людям более широкий доступ к цифровым инструментам и информации о рынке труда, позволило бы этим компаниям обеспечить себе стабильный источник найма персонала из числа талантливой и креативно мыслящей молодежи.
• Участие в программах профессиональной подготовки молодежи.
Один из самых простых и действенных шагов, который могут сделать работодатели, это наладить партнерские отношения со школами и профессионально-техническими учреждениями для увеличения доли молодежи, осуществляющей знакомство с миром труда. Молодые люди могут работать волонтерами, в том числе прово-
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
дить учебные курсы. Работодатели предоставляют докладчиков и участников для сопутствующих мероприятий, таких как дни карьеры.
Не дожидаясь масштабных реформ образования, работодатели могут предложить образовательным учреждениям собственные учебные курсы, которые помогают молодым людям сориентироваться в процессе поиска работы и формировать ключевые мягкие навыки, актуальные для рабочего места. Они могут доступно объяснить важность этих программ для успешного трудоустройства молодых специалистов без опыта работы, проконсультировать по выбору готовых учебных программ и помочь в методологической разработке содержательной части учебных программ.
• Участие в базовых и дополнительных программах профессиональной подготовки молодежи [7].
Современные «двухуровневые» системы высшего образования предполагают тесную координацию между работодателями и образовательными учреждениями с акцентом на соответствующие профессиональные навыки, которые могут быть напрямую связаны с производственным процессом. Привлечение потенциального работодателя в качестве тьютора, преподавателя программы дает возможность молодому специалисту получить самую актуальную информацию о рынке труда и своих возможностях трудоустройства из первых уст работодателя. Реалии современной системы дополнительного профессионального образования в России дают возможность получать дополнительную профессию или специальность одновременно с базовым образованием. Это позиционирует выпускников учебных заведений в довольно перспективной категории специалистов, претендующих сразу на две вакансии, способных обеспечить компании эффективное функционирование нескольких бизнес-процессов. Молодому специалисту это обеспечивает гарантии стабильной занятости в случае возникновения у организации финансовых проблем, реструктуризации и оптимизации персонала.
Экстра-бонусом обучения на курсах или программах дополнительного образования является наличие возможности более тесного взаимодействия с преподавателем-практиком. Помимо получения актуальных профессиональных навыков и выработки наиболее востребованных в реальной практике компетенций, он формирует навыки эффективной самопрезентации, имея возможность напрямую обратиться с просьбой о трудоустройстве к работодателю, ведущему у него занятия. По завершении программы, даже если участники не были наняты напрямую „ на полный рабочий день, как минимум они при-= обретают бесценный опыт, завязывают полезные £ социальные связи и контакты как с коллегами-студентами или слушателями, так и с преподава-~ телями, которые могу быть полезны в будущем ^ трудоустройстве.
• Найм, обучение и наставничество молодежи.
Компании, которые готовы вкладывать средства в наставничество и обучение молодых людей на рабочем месте, смогут лучше использовать внутрифирменные источники найма, и получат максимальный эффект от лояльных сотрудников, находящихся в процессе карьерного роста. Обучение на рабочем месте и наставничество также могут выступать одним из элементов комплексной стратегии для более эффективного реагирования на возникающую нехватку талантов и поиска инновационных способов поиска, развития и управления талантами, необходимыми для достижения долгосрочных бизнес-целей.
Компаниям необходимо «идти навстречу» соискателям и открывать свои двери для неопытных молодых кандидатов. Им нужно вкладывать время и силы в развитие и обучение этих молодых людей, и брать на себя долгосрочные обязательства, связанные с развитием их как общепрофессиональных, так и прикладных предпринимательских навыков. Работодателям необходимо привлекать своих лучших сотрудников в качестве наставников для молодых талантов. Использование молодых специалистов при формировании креативного потенциала организации - один из шагов, обеспечивающих компанию постоянным притоком свежих идей, а в будущем - специалистов, способных укрепить и продвинуть ее в условиях конкурентной борьбы. Затрачивая колоссальные объемы средств на создание и поддержание системы управления талантами, компания изначально должна обеспечивать себя персоналом потенциально способным к креативному поведению. По своим социально-психологических, физическим и социально-демографическим характеристикам, молодежь является наиболее привлекательным инвестиционным активом.
• Продвижение молодежного предпринимательства и обучение бизнесу.
Одна из эффективных стратегий наращивания количества вакантных рабочих мест - это увеличение числа лиц, создающих эти самые рабочие места. Поощрение предпринимательства - незаменимый компонент регионального экономического развития. Поощрение молодежного предпринимательства, в частности, может напрямую влиять на самих потенциальных молодых предпринимателей, распространяя положительное влияние на занятость среди их сверстников и ближайшего окружения.
В заключение следует отметить, что содействие молодежной занятости и решение ключевых проблем молодых людей на рынке труда, является приоритетной задачей международного сообщества, национальных правительств и бизнес-структур. Именно в результате тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон, возможно обеспечение достойной занятости молодежи, которая выступает одним из важнейших факторов устойчивого развития.
Литература
1. Анимица Е.Г., Рахмеева И.И. Третья институциональная революция и изменение структуры экономических отношений / Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т.222. № 2. С. 206-218.
2. Лысенко А.Н. Пути активизации инновационной деятельности региона / в сборнике: Современный стиль управления. сборник научных статей. Ответственный редактор Е.А. Ильина. 2016. С.276-280.
3. Global Employment Trends for Youth 2020: Technology and the future of jobs International Labour Office - Geneva: ILO, 2020.
4. Grzegorczyk, M. and G. Wolff (2020) 'The scarring effect of COVID-19: youth unemployment in Europe', Bruegel Blog.
5. Youth and the 2030 Agenda for Sustainable Development / World Youth Report. United Nations, 2018. https://www.un.org/development/ desa/youth/wp-content/uploads/sites/21/2018/12/ WorldYouthReport-2030Agenda.pdf.
6. Youth & Covid-19: Impacts on Jobs, Education, Rights and Mental Wellbeing. International Labour Organization. 2020. https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—ed_emp/documents/publication/ wcms_753026.pdf.
7. Youth Unemployment Challenge and Solutions. What Business Can Do Now / ManpowerGroup, 2012. http://www.isyec.org/publications/ Bussiness_Manpower_YouthEmploymentChallen geSolutions_2012.pdf.
GLOBAL EMPLOYMENT TRENDS FOR YOUTH
Ledneva S.A, Shichkin I.A.
Plekhanov Russian University of Economics
The article analyzes the current trends in youth employment in the world. The key problems young people face in the process of realizing their own labour potential are identified. The impact of COVID-19 pandemic on the development of youth employment is characterized and notes the need for urgent, immediate action to ensure young people are not harmed by serious and lasting effects of the pandemic.
The research emphasizes the role of modern digital technologies and development of new, flexible forms of employment in the context of youth employment. Noting the connection between youth unemployment with state and development of world economy, the authors propose some arrangements aimed at promoting youth employment by government and also on the part of representatives of large and medium-sized businesses. In the process of implementing an active employment policy, the state and business may contribute to minimize the negative pandemic effects and solve a key problems of youth.
Keywords: youth employment, unemployment, precarious employment, labour market, informal employment, extreme and moderate poverty, digital technologies, COVID-19.
References
1. Animitsa E.G., Rakhmeeva I.I. The third institutional revolution and changes in the structure of economic relations / Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020.Vol. 222. No. 2. P. 206-218.
2. Lysenko A.N. Ways of enhancing innovation in the region / in the collection: Modern management style. collection of scientific articles. Executive editor E.A. Ilyina. 2016. P. 276-280.
3. Global Employment Trends for Youth 2020: Technology and the future of jobs International Labour Office - Geneva: ILO, 2020.
4. Grzegorczyk, M. and G. Wolff (2020) 'The scarring effect of COVID-19: youth unemployment in Europe', Bruegel Blog.
5. Youth and the 2030 Agenda for Sustainable Development / World Youth Report. United Nations, 2018. https://www.un.org/ development/desa/youth/wp-content/uploads/sites/21/2018/12/ WorldYouthReport-2030Agenda.pdf.
6. Youth & Covid-19: Impacts on Jobs, Education, Rights and Mental Wellbeing. International Labour Organization. 2020. https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/docu-ments/publication/wcms_753026.pdf.
7. Youth Unemployment Challenge and Solutions. What Business Can Do Now / ManpowerGroup, 2012. http://www.isyec.org/ publications/Bussiness_Manpower_YouthEmploymentChal-lengeSolutions_2012.pdf.