СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Н. С. МАРТЫШЕНКО, С. Н. МАРТЫШЕНКО
В статье рассматривается структура времяпрепровождения студентов ВГУЭС и методические подходы к оценке структуры исследователями других крупных вузов страны. Доказывается необходимость поиска новых форм организации свободного времени студентов в условиях глобализации информационного пространства.
Ключевые слова: времяпрепровождение студентов, анкетный опрос, виртуальное пространство, тайм-менеджмент.
В настоящее время в вузах России по очной форме обучается 2,8 млн студентов [5]. В вузе молодые люди получают не только профессиональные знания, в этот период происходит формирование их социального статуса.
Нельзя не признать факт, что большая часть студентов неравномерно распределяет время на подготовку к занятиям и время на отдых и развлечения в течение учебного года. Процент студентов, участвующих в мероприятиях и организационных формах объединений молодежи, предлагаемых вузом, невелик. Вследствие этого большинство студентов располагает значительным резервом времени, которым они могут распоряжаться по своему усмотрению. Поэтому проблема изучения времяпрепровождения студентов является важной проблемой не только отдельных вузов, но и важнейшим элементом формирования молодежной политики страны.
Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) исследования структуры времяпрепровождения студентов проводятся с 2003 г. Основным источником информации для оценки количественных соотношений в структуре времяпрепровождения используются анкетные опросы студентов. Мониторинг ситуации позволяет оценить эффективность организационных форм времяпрепровождения, реализуемых административными структурами вуза. В анкетных опросах мы стремимся охватить как можно более широкий спектр вариантов использования свободного времени.
В настоящей работе мы предлагаем рассмотреть одну из составляющих времяпрепровождения студентов, которая подверглась наибольшим изменениям в последние годы. Речь идет о по-
гружении молодежи в виртуальное пространство, которое начинает оказывать все большее влияние на становление молодых людей. Прогресс технических средств коммуникации несет не только положительный эффект, но и сопровождается рядом негативных явлений, которые сегодня плохо поддаются контролю и регулированию.
В последние годы вузы России стимулировали использование Интернет, внедряя компьютерные технологии в учебный процесс и расширяя комплекс образовательных ресурсов, размещенных в сети. Во ВГУЭС уже четыре года студенты, поступающие в вуз, бесплатно получают ноутбук, с которым они обязаны посещать занятия и использовать для внеаудиторной работы. Результаты не заставили себя ждать. За последние три года время присутствия студентов в Интернет увеличилось в 1,69 раза (табл. 1), а с начала периода исследований в 2,85 раза. Последние результаты показывают, что единица измерения часов в неделю, введенная в анкету в 2004 г. сегодня безнадежно устарела.
Таблица 1
Затраты времени студентов ВГУЭС на общение в Интернет (часов в неделю)
Период опроса Количество опрошенных Среднее значение Относительное изменение
2004-2006 гг.. 750 2,91
2007-2009 гг.. 346 4,15 0,43
2010-2012 гг.. 195 11,19 1,69
За весь период наблюдения существенно изменилась и структура распределения студентов по времени использования Интернет (рис. 1). Если в
первый период исследования времяпрепровождения (2004-2006 гг.) 45 % студентов вообще не использовали Интернет, то в последние три года доля таких студентов составляла всего 4 %. То есть рост студенческой аудитории интернет-пользователей вырос более чем в 10 раз. Если раньше кривая распределения времени использования Интернет носила признаки плавно убывающей зависимости, то теперь наметились явные
локальные пики, свидетельствующие о расслоении пользователей по интересам, зачастую, совершенно не связанным с учебным процессом.
Заметим, что здесь и далее при расчете средних значений и частотных рядов данные были тщательно очищены от выбросов. Для этого были использованы оценки границ допустимого максимального значения признака.
Рис. 1. Частотные ряды использования Интернет студентами ВГУЭС по трем временным периодам
Заметим, что здесь и далее при расчете средних значений и частотных рядов данные были тщательно очищены от выбросов. Для этого были использованы оценки границ допустимого максимального значения признака.
Конечно, время использования Интернет студентами может отличаться от вуза к вузу. Кроме того, этот показатель отличается в зависимости от курса обучения и гендерному признаку. Но общие тенденции носят повсеместный характер. Например, результаты использования Интернет студентами, полученные при опросе студентов в вузах Нижнего Новгорода, приведены в таблице 2 [7].
Таблица 2
Время использования студентами Интернета в день (%)
Временной интервал НГПУ ННГУ ГУ ВШЭ НПА Все студенты
Больше 3 часов в день 21 40 64 47 43
1-3 часа в день 38 44 29 46 39
Меньше 1 часа в день 41 16 7 7 18
На следующих этапах исследований нас стали интересовать цели посещения студентами Интер-
нет. Исследователи из Нижнего Новгорода сделали попытку оценить структурные показатели использования Интернет (табл. 3). Но из этих данных мы видим факт использования, но не оценки структуры затрат времени. Подобные исследования проводились в Тамбовском государственном техническом университете [1]. В таких исследованиях очень важна форма самих вопросов анкеты, а она у различных исследователей может существенно отличаться.
Увеличение числа пользователей Интернет -мировая тенденция и относится не только к студентам. По оценкам экспертов ООН только за 2011 г. число пользователей Интернет выросло на 11 % и достигло 2,3 млрд человек.
Исследуя образ жизни студентов, ученые из университета штата Миссури в США выявили, что чрезмерное пристрастие к Интернет может приводить к развитию хронической депрессии. При этом критическим значением объема времени, проводимого ежедневно в Интернете, они сочли 4 часа в день. Менее двух часов в день является относительно безопасным уровнем. То есть в различных вузах России в зону риска сейчас по различным оценкам попадают до 30 % студентов.
Таблица 4
Затраты времени студентов ВГУЭС на компьютерные игры (часов в день)
Период опроса Количество опрошенных Среднее значение Относительное изменение
2004-2006 гг. 724 0,86
2007-2009 гг. 336 0,96 0,12
2010-2012 гг. 224 1,09 0,13
Таблица 3
Цели выхода студентов в Интернет (%)
Ресурс НГПУ ННГУ ГУ ВШЭ НПА Все студенты
Поиск информации для учебы 86 80 75 77 79
Поиск информации по интересам 69 72 71 63 69
Скука, желание «убить время» 34 28 53 20 34
Поиск развлечений 27 12 21 30 23
Поиск знакомств 10 8 11 13 11
Другое 10 28 21 13 18
Надо отдавать себе отчет, что студентами не рождаются - студенты приходят после окончания школы. А сегодняшние школьники, в большей части, приобщились к компьютеру с раннего детства и используют его отнюдь не для приобретения полезных знаний. От своих вредных привычек многие из них не избавляются и после поступления в вуз.
Нельзя назвать полезной привычкой чрезмерное увлечение компьютерными играми. Затраты времени студентов на компьютерные игры относятся к разряду хронофагов («пожирателей времени»). Безобидное, на первый взгляд, увлечение компьютерными играми может привести к игро-мании (другие названия: лудомания, гемблинг), а это, по мнению большинства специалистов в области психиатрии, однозначно трактуется как болезнь.
Наши исследования показывают рост увлечения студентов ВГУЭС компьютерными играми (табл. 4). За период наблюдения затраты времени на компьютерные игры выросли на 27 %.
Однако, как показали многочисленные исследования, игроманией никогда не болеют так называемые гармоничные личности, люди у которых много различных увлечений, которым просто интересно жить.
С возрастанием роли компьютера в структуре свободного времени студентов наблюдается снижение использования времени на другие виды времяпрепровождения. Традиционным хронофагом у студентов ранее являлся просмотр ТВ-программ. Если, в свое время телевидение вытеснило чтение газет, сегодня оно само теряет позиции у молодежи. Затраты времени имеют отрицательный тренд. За период наблюдения эти затраты снизились на 39 % (табл. 5). Сегодня вообще не смотрят ТВ программы 41 % студентов ВГУЭС (рис. 2). Плохо то, что взамен официальных источников информации телевизионных агентств, студенты часто прибегают к источникам информации сомнительного характера и слухам, в огромном количестве распространяемых через Интернет.
Таблица 5
Затраты времени студентов ВГУЭС на просмотр ТВ-программ (часов в день)
Период опроса Количество опрошенных Среднее значение Относительное изменение
2004-2006 гг.. 682 2,53
2007-2009 гг.. 337 2,33 -0,08
2010-2012 гг.. 215 1,56 -0,33
01 234-567
■ 2004-2006 гг ■ 2007-2009 гг ■ 201 О-201 2 гг
Рис. 2. Изменение структуры затрат времени студентов ВГУЭС на просмотр ТВ-программ
В своих исследованиях мы оценивали не только структуру различных моделей времяпрепровождения студентов, но и их желание увеличить время, посвящаемое различным видам времяпрепровождения. Анализ показал, что если бы студенты имели больше свободного времени то они хотели бы, в первую очередь, потратить его на компьютерные игры (увеличить на 76 %), затем идет присутствие в Интернет (увеличить на 50 %) и просмотр ТВ-программ (увеличить на 36 %).
По нашему мнению, времяпрепровождение студентов в виртуальном пространстве необходимо соотносить с оценками по наличию свободного времени у студентов вообще и возможностями его организации. Различные исследователи используют различные подходы для получения таких оценок [2; 3; 6].
На вопрос: «Бывает ли у вас так, что вы не знаете чем занять свое свободное время?» ответили «не бывает» только 26 % студентов ВГУЭС (рис. 3). Между тем известно, что студенты склонны завышать самооценку и фактически эта цифра гораздо больше.
0,70
0.60
0.50
0,40
0.30
0,20
0.10
0.00
0,60
" 1 .
0.26
■
Рис. 3. Распределение студентов по способности занять свое свободное время
В работе [4] использовалась иная форма вопроса по свободному времени студентов: «Достаточно ли вам свободного времени?». «Достаточно» ответили 27 % студентов, «недостаточно» указали 33 % студентов и «достаточно, но хотелось бы больше - 40 %.
В работе [2] студентам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы достаточным то количество свободного времени, которое можете посвятить досугу?». Ответы распределились следующим образом:
- считаю вполне достаточным - 20,9 %,
- считаю почти достаточным - 36,2 %,
- свободного времени крайне мало - 33,6 %,
- практически нет свободного времени - 9,2 %.
Дополнительную оценочную информацию по фактическому резерву свободного времени студентов в работе [2] получали по ответам на вопрос: «Укажите сколько времени в день (в среднем) вы можете посвятить отдыху и досугу?». Наиболее распространенные варианты по времени, которое студенты могут посвятить досугу это: 3 часа - 28 % студентов, 2 часа - соответственно 23 %, 4 часа - 20 %, 5 часов досугу посвящают 8% опрошенных, 6 часов - 6 %, остальные варианты не набрали более 5 %.
Наши исследования показали, что структура времяпрепровождения студентов очень сильно зависит от денежных средств, которыми они располагают. В настоящее время студенческой молодежи катастрофически не хватает денег. Нехватка денежных средств - это еще одна из причин ухода от реальной жизни в виртуальное пространство. Студенчество, в своей массе, никогда не имело достаточно денег, но раньше никто сильно не переживал по этому поводу. Сегодня картина изменилась. Стремление обрести финансовую свободу превалирует над стремлением к самосовершенствованию. Поэтому многие студенты совмещают учебу в университете с работой. Очень часто работа мешает получению качественного образования.
При исследовании времяпрепровождения и его организации нельзя упускать из внимания самый мощный стимул к общению молодежи - поиск спутника жизни противоположного пола. Именно в этом возрасте молодые люди начинают задумываться о создании семьи. Наши исследования показали, что студенты выказывают самый высокий уровень неудовлетворенности именно возможностью общения с противоположным полом.
Для современной жизни характерна высокая степень разобщенности студенческой среды. Студенты из одной студенческой группы мало знают друг о друге и почти не общаются вне стен вуза. Многим молодым людям реальное общение заменяет виртуальная среда. По нашему мнению, ничто не может заменить радости от реального общения. Сейчас мы с удовольствием вспоминаем то время, когда студенческую дружбу и любовь молодые люди проносили через все жизнь. Желание сделать студенческую жизнь яркой и незабываемой зависит не только от самих студентов, находящихся под влиянием внешней среды, но и от нас взрослых, участвующих в воспитании подрастающего поколения.
Социальная студенческая среда находится в постоянном движении. Меняются вызовы внешней среды. Современная жизнь молодежи проходит под знаком глобальных перемен, ломки старых ценностей и расслоения общества. Однако методы орга-
низационной работы со студентами часто основаны на устаревших схемах и стереотипах. Поэтому необходимо постоянное изучение приоритетов и жизненных установок молодежи. В результате анализа времяпрепровождения студентов можно сделать следующие выводы.
1. Сфера интеллектуального досуга все более сокращается. Чтение книг и журналов занимает все меньшую и меньшую роль в жизни молодых людей. Все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития и интеллектуального роста. У студентов среди форм проведения досуга начинают преобладать пассивные формы и уход в виртуальное пространство.
2. Политику создания ложных кумиров и пропаганду образа жизни богатых людей в стране с низким уровнем жизни населения проводят большинство средств массовой информации России. Такая политика приводит к тому, что большая часть молодежи чувствуют себя неудачниками еще до вступления в трудовую деятельность.
3. В современном мире, когда Интернет-коммуникации захватили мировое пространство, недооценка проблемы времяпровождения студентов в виртуальном пространстве особенно опасна. Война за умы молодежи идет полным ходом, а российское общество пока еще серьезно не задумывается о средствах, которые мы могли бы противопоставить недоброжелателям нашей страны. Если раньше мы опасались «влияния улицы», то сейчас мы сталкиваемся с гораздо более мощной угрозой, которая хорошо организована и преследует вполне определенные цели в своем воздействии на молодежь.
4. Изучением структуры времяпровождения студентов занимаются исследователи многих университетов. Но такие исследования, как правило, не носят системного характера. Тематика часто привлекает доступностью информации (студенты всегда под рукой), а не степенью важности проблемы. Эта проблема требует пристального внимания на государственном уровне.
5. Современным студентам не хватает знаний и технологий эффективного использования вре-
мени. В силу возраста студенты еще недостаточно высоко ценят время, «хромает» самодисциплина. Некоторые навыки эффективной организации свободного времени студенты могут получить при изучении основ тайм-менеджмента [4]. Эти знания могут быть полезны и в будущем, особенно для студентов, серьезно задумывающихся о карьерном росте.
Литература
1. Ведешкина Л. А., Бардадымова О. Н. Результаты исследования возможностей доступа в Интернет студентов ТГТУ и их интернет-предпочтений // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2011. № 1. С. 128-131.
2. Досуг студентов РГПУ им. А. И. Герцена. Основные проблемы организации досуга в Университете. URL:http://www.proza.ru
3. Калашникова С. М. Свободное время современного студента // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2008. № 4. Ч. 2. С. 100-103.
4. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб., 2006.
5. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2012.
6. Свечникова Ю. А. Свободное время в жизни студента // Молодой ученый. 2012. № 2. С. 227-231.
7. Шинкаренко Е. А. Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии. учеб. пособие. Н. Новгород, 2011.
* * *
CURRENT TRENDS OF THE STUDENTS PASTIME STRUCTURE CHANGE
N. S. Martyshenko, S. N. Martyshenko
In article the pastime structure of students of VSUES and methodical approaches to a structure assessment is considered by researchers of other large higher education institutions of the country. Need of search of new forms of the organization of free time of students in the conditions of globalization of information space is proved.
Key words: pastime of students, questionnaire, virtual space, time-management.