II. ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ
УДК 332.142.4 (504.062)
С. В. Жеурова 1
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА ОЗЕРА ХАНКА
Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса теснейшим образом связано с использованием им разнообразных даров природы, природных ресурсов. На всех этапах развития человеческого общества природные ресурсы являлись важной предпосылкой его социально-экономического прогресса. Однако их превращение в разнообразные экономические ресурсы в конечном счёте зависят от человека, от его усердия и таланта.
Ключевые слова: социально-экономические предпосылки, человечество, природно-ресурсный потенциал, предпринимательство, система туристско-рекреационных комплексов, рекреанты, программа развития
1 © Светлана Викторовна Жеурова, ведущий специалист Центра стратегического партнёрства Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail:
В России основное противоречие предпринимательства заключается, с одной стороны, в относительно высокой социально-экономической значимости функций предпринимательства, а с другой — в его относительно низкой жизнеспособности, сдерживающих его развитие. Известно, что к предпринимательству, экономисты относят любую деятельность людей, благодаря которой они удовлетворяют свои потребности. В узком смысле эта деятельность ассоциируется с процессом изготовления материальных благ для удовлетворения своих потребностей, то есть «производством». Без определения и классификации факторов производства очень трудно будет подойти к определению и классификации факторов развития предпринимательства, именно факторы производства оказывают прямое влияние на развитие предпринимательской деятельности.
Одним из важных факторов развития предпринимательства в нашей стране является доступ к природно-ресурсному потенциалу. Природноресурсный потенциал Приморья — это обще и многогранно, я в свою очередь хотела бы остановиться на природно-ресурсном потенциале оз. Ханка и прилежащих территорий, как факторе развития предпринимательства и выявить некоторые особенности и проблемы его использования, оказывающих серьёзное влияние на развитие предпринимательства.
Озеро Ханка — это своеобразная жемчужина Приморского края. На его территории создан Государственный природный заповедник «Ханкайский», которому специальной комиссией ЮНЕСКО присвоен статус биосферного, это четвёртый заповедник в Приморском крае, получивший столь высокий статус. Озеро Ханка — это великолепное место отдыха с песчаными пляжами и прогретой водой, способное удовлетворить желания отдыхающих всех категорий. Здесь актуален семейный, оздоровительный, познавательный, приключенческий, развивающий и реабилитирующий отдых, насыщенный элементами экологического, эстетического, гуманного и даже патриотического воспитания. При всём многообразии природно-ресурсного потенциала на выбранной нами территории для исследования, предпринимательство как бы замерло и развивается ещё по традиционным специализациям, определённым ещё в советский период, как правило — сельское хозяйство, животноводство, охотничество и в значительной степени рыболовство. Территорию Приханкайской равнины географически делят три муниципальных района — это Ханкайский муниципальный район, Спасский муниципальный район, Хорольский муниципальный район и муниципальный городской округ Спасск-Дальний.
Проблемы использования природно-ресурсного потенциала для развития предпринимательства на территории Приханкайской низменности заключается в доступности этого потенциала и неумении им воспользоваться для внедрения новых направлений предпринимательской
деятельности, ориентированной на оказание рекреационных услуг в широком смысле понимания. Об этом факте говорят очень низкие показатели доходной части бюджетов, в муниципальных образованиях, в части поступления средств от сдачи в аренду земельных участков, объектов муниципальной собственности, земельного налога, а также от продажи муниципального имущества и земли. Кроме того, отсутствие государственных и муниципальных программ развития территорий ориентированных на рекреационный вектор развития создаёт большой спектр с высокой степенью предпринимательских рисков, что ограничивает возможности предпринимателей инвестировать собственные средства в новые дорогостоящие проекты, отдача которых ожидается в долгосрочном периоде деятельности.
В последнее время ряд предпринимателей делают попытку ориентировать бизнес в пользу оказания рекреационных услуг, но в официальной статистике формирования бюджета эта деятельность и финансовые показатели по ней не учитываются. В этой связи о развитии рекреационно-туристской отрасли на этой территории говорить даже не приходится. Туризм представлен в официальной статистике только представлением транспортных услуг для поездки местного населения в Китай. Таким образом, развитие предпринимательства при использовании природных ресурсов с целью оказания рекреационных услуг находятся на стадии зарождения, а экономические показатели от этой деятельности не отражаются в бюджетных системах муниципальных образований Приханкайской низменности. Вместе с тем необходимо отметить, что озеро Ханка принадлежит России не полностью, часть является собственностью Китая. Соответственно и территориальное сочетание природных ресурсов в использовании для предпринимательских целей используется двумя народами сопредельных государств.
Проанализировав современное состояние экономики данных территорий можно выделить следующие причины, приводящие к появлению проблем развития предпринимательства:
- экономический кризис;
- высокие темпы инфляции;
- политическая нестабильность;
- необязательность и безответность хозяйствующих субъектов;
- нечеткость и непрерывная изменяемость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;
- отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности;
- зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить интересы предпринимателя;
- не правовое, безграничное вмешательство политиков в экономику;
- резкое увеличение аппарата управления на федеральном и местном уровнях;
- неустойчивое налоговое законодательство;
- высокое бремя налогов и обязательных платежей;
- недобросовестная конкуренция;
- отсутствие доступа к природным ресурсам;
- низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.
Бесспорно, что основными источниками возникновения проблем развития предпринимательства являются внутренние факторы управленческой деятельности, которые можно классифицировать по уровню в процессе принятия решений. Решения, принимаемые предпринимателем, принято относить к одному из трех уровней — стратегическому, тактическому или оперативному.
На уровне принятия стратегических решений можно выделить следующие внутренние не учитываемые условия:
- ошибочный выбор или неадекватная формулировка собственных целей;
- неверная оценка собственного стратегического потенциала;
- неверная оценка рисков;
- ошибочный прогноз развития внешней хозяйственной среды в долгосрочной перспективе и др.
Как правило проблемы при принятии решений тактического уровня, прежде всего возникают из-за искажения или частичной утраты содержательной информации при переходе от стратегического планирования к тактическому уровню.
Почти во всех городах и районах Приморского края разрабатываются местные программы поддержки малого предпринимательства, реализация которых способствует созданию благоприятных организационнохозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. Реализация таких программ поддержки малого предпринимательства позволит сформировать рыночную инфраструктуру малого предпринимательства, ориентирует предпринимателей на решение приоритетных задач региона, расширит сферу их деятельности за счёт разгосударствления и приватизации государственной и муниципальной собственности, позволит регулировать предпринимательскую деятельность экономическими методами. Однако большая роль в совершенствовании
комплекса экономических и организационных мер, направленных на развитие предпринимательства должна отводиться привлечению внебюджетных инвестиционных средств. Мощный импульс в развитии предоставления рекреационных ресурсов территории и более глубокого использования её потенциала с целью создания объектов туристско-рекреационного обслуживания населения может быть создан посредством эффективного взаимодействия субъектов рекреационной индустрии с органами местного самоуправления. Такое развитие требует формирование системы туристско-рекреационного мониторинга для проведения глубочайшего анализа рекреационных ресурсов территории, проведения научных исследований по оценке потенциала ресурсов территорий с целью выявления новых ориентиров развития туристско-рекреационной деятельности.
Для оценки потенциала рекреационных территорий точными являются инструменты маркетингового анализа. Для этого требуется всестороннее изучение рыночных, социально-экономических условий района, а также проведение комплексного медико-географического исследования рекреационных территорий с последующей оценкой факторов среды, оказывающих позитивное или негативное влияние на состояние здоровья рекреантов и обслуживающего персонала. При реализации данной задачи необходимо пройти ряд последовательных ступеней исследования. (Рис.1)
При оценке потенциала рекреационных ресурсов возникает проблема определения наиболее привлекательных и безрисковых территориально-рекреационных зон. Реализация этой методики решает данную проблему и предполагает ряд последовательных этапов.
На первом этапе каждая выделенная рекреационная зона оценивается по показателям потенциала развития рекреационной деятельности (географический, демографический, экономический, социальный, административный и финансовый) и уровня развития туристско-рекреационной деятельности (количество предприятий в отрасли, количество и численность персонала субъектов отраслевого предпринимательства, инфраструктура рекреационного хозяйства и общепита, объем оказанных услуг на рынке и т.д.). Все показатели представляются как коэффициенты.
Второй этап предполагает на основе полученных коэффициентов исчисление интегральных показателей уровня Х и потенциала У развития рекреационной деятельности:
т
Х = ЕЦкек , к=1
где цк~ суммарное значение каждого из т показателей уровня развития туристско-рекреационной деятельности, к = 1...т; ек — весовой
коэффициент каждого из т показателей уровня развития туристско-рекреационной деятельности, ек = 1/т, к = 1.т.
п
У = Е ,
]=1
где ру— суммарное значение всех показателей, входящих в группу каждого из п развития туристско-рекреационной деятельности,] = 1...п; Д-— весовой коэффициент, полученный на основе изучения корреляционной зависимости между уровнем и каждым из потенциалов развития туристско-рекреационной деятельности в динамике; задается для каждого из п потенциалов,у' = !...«;
Рис. 1. Схема маркетингового анализа рекреационных территорий
На третьем этапе проводится ранжирование рекреационных зон, где определяется место каждой в системе координат «Уровень развития X— Потенциал развития 7».
Высокий приоритет для инвестирования Средний приоритет для инвестирования Низкий приоритет для инвестирования Рис. 2. Типологическая матрица ранжирования рекреационных зон
Технология такого ранжирования базируется на составлении типологической матрицы, впервые примененной в теории маркетингового анализа английскими исследователями. Данная типологическая матрица была специально модифицирована с учетом специфики рекреационной деятельности.
Сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из глубокого кризиса свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остаётся состояние природно-ресурсного потенциала страны.
Итак, природно-ресурсный потенциал — это некая способность природных систем без ущерба для себя предоставлять необходимые для экономического развития количество и качество природных ресурсов, обеспечивать воспроизводство постоянно нарушаемого естественного состояния и использованных ресурсов в сложившихся условиях хозяйствования. Его состояние, величина и структура представляют собой результат взаимодействия природной (естественной) и техногенной (созданной человеком).
С другой стороны, природно-ресурсный потенциал является одним из основных факторов общественного производства и во многом определяет экономическое и социальное развитие региона.
1. Радыгин А.В. Экономические подходы к оценке рекреационных ресурсов Приморского края. Географические исследования на Дальнем Востоке: Материалы научн. конф., посвященной 150-летию образования Русского географического общества. — Владивосток: Дальнаука,
1997. — 248 с.
2. Петров М.Н. Основы экономики и предпринимательства. — СПб.: Издательский дом «Герда», 2001. — 320 с.
3. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. 94 с.
4. Воронин А.Г., Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 176 с.
5. Грибов В. Д. Основы бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 77 с.