УДК 338.24
РОЛЬ РЕСУРСОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РОССИИ
© 2018
Салова Любовь Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли ресурсов особо охраняемых территорий в процессе реализации национальных целей и стратегических задач России на среднесрочную перспективу. Необходимость обеспечения выхода экономики России на устойчивое развитие ориентирует на необходимость поиска новых источников и факторов, обеспечивающих достижение установленных национальных целей и стратегических задач. В этой связи, национальными целями развития России, в том числе являются достижение роста численности населения, повышение продолжительности жизни, развитие человеческого капитала для обеспечения ускоренного развития. Эти цели могут быть достигнуты только при условии решения ряда социально-экономических задач, одной из которых является сохранение качества природной среды как среды обитания человека, которая также является национальным достоянием. В России масштабы территории, богатство и красота природы, уникальная природная среда места рождения и проживания традиционно, на уровне скрепов, является объединяющим началом для граждан страны, предметом национальной гордости. Также в этом вопросе наиболее важным моментом являет развитие человеческого капитала, которое невозможно без создания условий и возможностей гармоничного общения человека с природой, обеспечения доступности ресурсов природной среды для удовлетворения потребностей человека, прежде всего эстетического и духового характера. Исследование выполнено на данных о состоянии особо охраняемых природных территорий России и Приморского края в частности. В ходе исследования рассмотрена эволюция системы управления особо охраняемыми природными территориями России, выделены ключевые моменты принятия государственных ращений, что характеризует их текущее состояние. В ходе исследования выделено, что особо охраняемые природные территории необходимо рассматривать как ресурсосберегающую и ресурсоразви-вающую систему, а совершенствование подхода к управлению их устойчивым развитием предлагается решать на основе развития механизмов государственно-частного и общественного партнерства. В этой связи в исследовании рассмотрены ключевые ресурсы особо охраняемых природных территорий, сформулирована стратегическая карта управления факторами устойчивого развития и рационального использования этих ресурсов в процессе реализации национальных целей и стратегических задач на среднесрочную перспективу. Основными предпосылками такого подхода являются выстраивание полного цикла трансляции ресурсов особо охраняемых природных территорий в товары и услуги и формирование инфраструктуры устойчивого развития в рамках развития государственно-частного партнерства в этой сфере.
Ключевые слова: экология, природная среда, национальные цели, стратегические направления, человеческий капитал, особо охраняемые природные территории, ресурсы, потенциал, информационная система, управленческие решения, кластер, инфраструктура, государственно-частное партнерство.
THE ROLE OF RESOURCES OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS AND THEIR RATIONAL USE IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL GOALS AND THE STRATEGIC OBJECTIVES OF RUSSIA
© 2018
Salova Lyubov Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the role of resources of specially protected areas in the process of implementation of national goals and strategic objectives of Russia in the medium term. The need to ensure the output of the Russian economy to sustainable development focuses on the need to find new sources and factors that ensure the achievement of the established national goals and strategic objectives. In this regard, the national development goals of Russia, including the achievement of population growth, increase life expectancy, development of human capital to ensure accelerated development. These goals can be achieved only if a number of socio-economic objectives are met, one of which is to preserve the quality of the natural environment as a human habitat, which is also a national treasure. In Russia, the scale of the territory, the richness and beauty of nature, the unique natural environment of the place of birth and residence is traditionally, at the level of bonds, a unifying beginning for the citizens of the country, a subject of national pride. Also in this issue, the most important point is the development of human capital, which is impossible without the creation of conditions and opportunities for harmonious human communication with nature, ensuring the availability of natural resources to meet human needs, especially aesthetic and spiritual nature. The study is based on data on the state of specially protected natural areas of Russia and Primorsky Krai in particular. The study considered the evolution of a control system of especially protected natural territories of Russia, highlighted the key points of decision-increments that characterizes their current condition. In the course of the study it is emphasized that specially protected natural areas should be considered as a resource-saving and resource-developing system, and the improvement of the approach to the management of their sustainable development is proposed to be solved on the basis of the development of public-private and public partnership mechanisms. In this regard, the study examined the key resources of specially protected natural areas, formulated a strategic map of sustainable development factors management and rational use of these resources in the process of implementation of national goals and strategic objectives for the medium term. The main prerequisites of this approach are the alignment of the full cycle of translation of resources of specially protected natural territories in goods and services and construction of infrastructure for sustainable development in the framework of the development of public-private partnerships in this area.
Keywords: ecology, natural environment, national goals, strategic directions, human capital, specially protected natural areas, resources, potential, information system, management decisions, cluster, infrastructure, public-private partnership.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- димость поиска новых источников и факторов, обеспе-ными научными и практическими задачами. чивающих достижение установленных национальных
Необходимость обеспечения выхода экономики целей и стратегических задач [1]. В этой связи, нацио-России на устойчивое развитие ориентирует на необхо- нальными целями развития России, в том числе являют-280 Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)
экономические науки
Салова Любовь Владимировна РОЛЬ РЕСУРСОВ ОСОБО ...
ся достижение роста численности населения, повышение продолжительности жизни, развитие человеческого капитала для обеспечения ускоренного развития. Эти цели могут быть достигнуты только при условии решения ряда социально-экономических задач, одной из которых является сохранение качества природной среды как среды обитания человека, которая также является национальным достоянием [2].
В России масштабы территории, богатство и красота природы, уникальная природная среда места рождения и проживания традиционно, на уровне скрепов, является объединяющим началом для граждан страны, предметом национальной гордости. Также в этом вопросе наиболее важным моментом являет развитие человеческого капитала, которое невозможно без создания условий и возможностей гармоничного общения человека с природой, обеспечения доступности ресурсов природной среды для удовлетворения потребностей человека, прежде всего эстетического и духового характера.
Все вышеизложенное гармонично укладывается в понятие устойчивого развития, которое подразумевает, что процесс изменений, в рамках которого эксплуатация ресурсов для целей научно-технического развития и институциональных изменений решается с учетом сохранения нынешнего и будущего качества среды обитания человека. Понятие устойчивое развитие подразумевает сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды. В расширенной трактовке, это обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом. Таким образом, решение текущих и стратегических социально-экономических задач должно осуществляться в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов [3]. Сегодня таким механизмом решения этих задач является развитие особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) [4].
Одним из таких направлений может выступить рациональное вовлечение ресурсов особо охраняемых природных территорий в хозяйственный оборот, их трансформации в товары и услуги, обеспечивающих повышение качества жизни, развитие человеческого капитала.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В современных публикациях, посвященных вопросам управления и организации деятельности особо охраняемых природных территорий, в основном внимание уделяется следующим теоретическим и методологическим вопросам:
1. Методологии оценки состояния особо охраняемых природных территорий [5; 6].
2. Развитию новых институциональных форм и структур управления особо охраняемыми природными территориями [7; 8].
3. Развитию теоретико-методологических подходов по развитию предпринимательства и экологического туризма на базе ресурсов особо охраняемых природных территорий [9-11].
Можно отметить, что остаются недостаточно раскрытыми вопросы, связанные с развитием теории и методологии рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий.
В этой связи, повышается актуальность рассмотрения вопросов, связанных с выстраиванием процессов рационального использования ресурсов ООПТ на основе государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). При этом данная форма взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и общественного сектора для развития отдельных направлений в отраслях и видах деятельности уже зарекомендовала себя с положительной стороны [12]. Возможности использования формы ГЧП
в вопросах вовлечения ресурсов ООПТ в хозяйственный оборот имеет определенную новизну в постановке такой проблемы исследования [13], имеет особую актуальность в свете выстраивания процессов по выполнению сформулированных национальных целей и стратегических задач развития России на среднесрочную перспективу, а также представляет несомненный интерес для теории и практики.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Цель исследования заключается в развитии теоретико-методологического подхода к стимулированию деловой активности на принципах государственно-частного партнерства в процессе создания товаров, работ, слуг, процессов на основе рационального использования ресурсов ООПТ. Реализация этой цели будет способствовать повышению экономическое благосостояние общества и качеству жизни, развитию человеческого капитала, а также так сохранению качества окружающей природной среды как среды обитания человека, национального достояния.
Задача исследования заключается в создании теоретического и методического инструментария по организации системы запуска новых точек роста на основе государственно-частного партнерства в процессе рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий, что позволит задать вектор устойчивого развития региона и повышения качества жизни населения.
Рассмотрение этой научной проблемы предполагает развитие нового знания относительно предмета исследования на стыке нескольких экономических направлений (региональная экономика, экономика природопользования, управление инновациями, предпринимательство, экономическая география, экологический менеджмент).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Исторический опыт развития особо охраняемых природных территорий имеет более чем 8-ми вековую историю. Изначально охраняемые территории создавались в основном из утилитарных целей с целью выделения охотничьих угодий и их охраны от простого люда.
Одним из первых, наиболее известным историческим опытом создания охраняемых территорий, является Беловежская пуща, особый статус которой был закреплен князем Даниилом Галицким (1220-1264).
Уже в XVI веке, в период царствования Алексея Михайловича (1645-1676) в России были созданы охраняемые территории: вокруг Москвы, в окрестностях Петербурга, Киева, на Кавказе и в Крыму. На этих территориях действовала «государева заповедь» или сезонные ограничения на охоту и хозяйственную деятельность (заготовка дикоросов, леса и др.)
В конце XIX века в России уже стали появляться заповедники, в их сегодняшнем понимании. Они создавались дворянами, которые понимали необходимость проведения природоохранных мероприятий, ограничение на интенсивное использование природных ресурсов особенно в местах плотного проживания людей, сохранение уникальных ландшафтов и многообразия животного мира и др. [14].
В России XX век стал новой отправной точкой для следующего столетия активного развития заповедников и других топов охранных территорий. Этот период можно охарактеризовать высокой активностью принятия основных государственных решений, которые позволили к сегодняшнему дню создать достаточно широкую сеть заповедников и охраняемых территорий, сохранить природную среду России для будущих поколений [15; 16].
В период 2001-2002 гг. в России было проведено обследование всех особо охраняемых природных территорий. Результаты этого исследования позволили актуализировать данные и получить комплексную информацию о состоянии дел в данном направлении, существующем состоянии заповедного дела и охраны природной среды,
потенциале особо охраняемых природных территорий и др.
При этом можно отметить, что в период XX века и в начале XXI века, в силу необходимости развития промышленного потенциала страны принимались и такие решения, которые, наоборот, в силу явного превалирования экономических факторов, привели к утрате (иногда уже невосполнимой) природных ресурсов, изменению (вплоть до критического уровня) экологической ситуации и др.
Тем не менее, государство продолжает уделять пристальное внимание особо охраняемым природным территориям. Так, в 2017 году в России прошел Год особо охраняемых природных территорий [17], который ознаменовался масштабными экологическими мероприятиями, принятием ряда нормативных актов и др., что позволило повысить значимость вопросов по рассмотрению роли особо охраняемых природных территорий в процессах социально-экономического развития.
В России в настоящее время создано порядка 15 тысяч ООПТ различных форм, федерального, регионального и местного уровня. Площадь, занимаемая ООПТ, составляет более 134 миллионов гектаров, что составляет чуть более 12 % от общей территории России. За последние годы увеличение территорий ООПТ составило порядка 6 миллионов гектар. До 2024 года стратегической целью обозначено создание 24 ООПТ с площадью 5 миллионов гектар [1]. Оценивая Приморский край в сравнении с общероссийскими показателями, можно отметить, что в регионе создана региональная сеть из 292 ООПТ различных форм и подчинённости, занимаемая площадь составляет чуть более 2,3 миллиона гектар или 14 % от общей площади региона. Таким образом, можно отметить, что показатель по площадям, занимаемым ООПТ Приморского края выше общероссийского показателя, но при этом на международном уровне высокая степень развития ООПТ считается, если показатель составляет не менее 20%.
Следует отметить, что в Приморском крае наряду с сухопутными ООПТ созданы и водные (морские) охраняемые территории, а также приграничные охраняемые территории.
Более высокие показатели по уровню развития ООПТ Приморского края, а также наличие их приграничного статуса говорит об их высоком потенциале и важной роли в обеспечении сохранения природной среды на Дальнем Востоке России и странах АТР.
В этой связи, для решения поставленной в рамках исследования задачи необходимо рассмотреть системные аспекты, которые будут способствовать созданию условий государственно-частного партнерства при вовлечении ресурсов ООПТ в экономический оборот на принципах их рационального использования.
В настоящее время наиболее распространенной является концепция устойчивого развития, объединяющая экономический, социальный и экологический аспекты. Применительно к ООПТ, суть концепции устойчивого развития заключается в том, что экономические и социальные выгоды, получаемые от рационального использования ресурсов ООПТ должны направляться на поддержание и сохранение качества природной среды, как национального достояния, соблюдения экологической безопасности России.
Развитие этой концепции для ООПТ, которые выполняют ресурсосберегающую функцию, заключается в выработке механизмов по наделению ООПТ свойствами субъекта социально-экономических отношений в процессе создания товаров и услуг на базе ресурсов ООПТ, их включение в экономический оборот, решение на их основе поставленных национальных целей и стратегических задач [18].
Особо охраняемым природным территориям в рамках существующего законодательства присущи следующие (условно выделенные) ресурсы (рисунок 1).
Биосферный ресурс
* сохранение естественных экосистем на территория* большого масштабе как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса
Научно-образовательный ресурс
• разнообразие экосистем и и* компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений: теория российского заповедного дела, разработанная отечественными экологами и получившая мировое признание
Эколого-лросветмтельский ресурс
* информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование нации, опыт успешной работы по экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивою жизнеобеспечения населения
туристическим ресурс
* наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт е развитии познавательного туризма и организованной, регулируемой рекреации без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов
Эстетический и духовный ресурс
* красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиям роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой
Рисунок 1 - Ресурсы особо охраняемых природных территорий
В этой связи, развитие отбор ресурсов ООПТ для создания на основе их рационального использования товаров и услуг предлагается осуществлять на основе метода «воронки» [9]. Данный подход подразумевает реализацию алгоритма такого отбора. Первым шагом является условное выделение ресурсов. Следующим этапом является отбор ресурсов с точки зрения их перспектив и ограничений. Далее участники государственно-частного партнерства выполняют процесс генерации предпринимательских идей, их проработки и обоснования, согласования, в т. ч. через экспертное и общественное обсуждение. На выходе участник (хозяйствующий субъект) государственно-частного партнерства получает возможность реализации такого предпринимательского проекта.
В схеме такого государственно-частного партнерства заинтересованными группами являются: государство, население, общественный сектор, деловые круги. Исходя из этого, отбор таких проектов государственно-частного партнерства должен основываться на оценке целевой, социально-общественной, экономической эффективности и др.[7; 19].
Как уже говорилось, концепция устойчивого развития применительно к ООПТ, подразумевает, что развитие производственного потенциала и повышение конкурентоспособности региона необходимо рассматривать неотрывно в контексте сохранения и развития ресурсов ООПТ, только этом случае потенциал ресурсов особо охраняемых природных территорий станет фактором регионального развития.
Развитие человеческого капитала, как одной из основных заявленных национальных целей и стратегических задач, является в макроэкономике главным фактором экономического роста и развития. Всеми признано, что экономическое развитие неотделимо от здоровья людей, развития интеллектуального потенциала человека, его духовного и эмоционального состояния. В свою очередь, человек неотделим от среды своего обитания, напрямую зависит от ее качественного состояния, экологии, по сути от этого, в том числе зависит и его творческая и инновационная деятельность. В этой связи, все затраты и усилия в области создания и развития ООПТ необходимо рассматривать в общем контексте, как инвестиции в человеческий капитал. Это является предпосылкой того, что создание товаров и услуг на базе ресурсов ООПТ приведет к росту общественного воспроизводства, производительности труда и эффективности производства, а также будет способствовать росту доходов человека, семьи, общества в целом.
Исходя из этого, повышается актуальность развития механизма государственно-частного партнерства в продвижении ресурсов ООПТ к человеку их потребляющему. Здесь достигается эффект синергии, выраженный в том, что это дает возможность достижения национальных целей и решения стратегических задач и одновременно обеспечивать сохранение и улучшении качества
экономические науки
Салова Любовь Владимировна РОЛЬ РЕСУРСОВ ОСОБО ...
природной среды как национального достояния.
Выделенные в исследовании взаимосвязи позволяют говорить о том, что выстраивание системной работы по выработке механизма государственно-частного партнерства в сфере рационального использования ресурсов ООПТ являются актуальными и своевременными. Подход государственно-частного партнерства сегодня, по сути, может являться новой формой государственного регулирования социально-экономической деятельности особо охраняемых природных территорий при безусловном выполнении их основного предназначения -сохранении качества окружающей природной среды как национального достояния.
Для получения информации о системе необходимо ее изучение для установления ее состояния, закономерностей и аспектов, важных с точки зрения управления. В данной проблематике автором уже были ранее предложены частичные блоки решения этих задач. Так, было сформулировано теоретическое и методологическое обеспечение для оценки ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий региона с его апробацией на примере Приморского края [7].
Таким образом, к обсуждению в научном и профессиональном сообществе предлагается подход по управлению факторами устойчивого развития и рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий с точки зрения возможности организации данного процесса на основе государственно-частного партнерства (рисунок 2).
См»ти*рмоФ меручяни» экологического баланса использования ресурс»
-1- тедаПШЛ - -Л ГМмиии« лояльчсс™ потребителей
Фсрияроюнис инфраструктур уСП^гчиКЛ) pbSskiv я
Рисунок 2 - Стратегическая карта управления факторами устойчивого развития и рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий
Основными предпосылками такого подхода являются возможности создания полного цикла по созданию товаров и услуг на основе рационального использования ресурсов ООПТ, а также формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей функционирование схемы государственно-частного партнерства. Предложенный подход с учетом региональной специфики возможен к использованию и в других регионах Российской Федерации, испытывающих аналогичные сложности в выстраивании стратегии вовлечения ресурсов ООПТ в хозяйственный оборот на принципах устойчивого развития и рационального использования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Предлагаемый подход по управлению факторами устойчивого развития и рационального использования ресурсов ООПТ на основе государственно-частного партнерства предполагает раскрытие следующих основных направлений
1) изучение, обобщение и систематизацию существующего опыта по рациональному использованию ресурсов особо охраняемых природных территорий;
2) формулирование совокупности основных системных аспектов государственно-частного партнерства в сфере рационального использования ресурсов ООПТ;
3) выполнение масштабного исследования потенциала внешней и внутренней среды ООПТ, разработка
долгосрочной стратегии развития ООПТ в России, а также на региональном и местном уровнях с учетом установленных национальных целей и стратегических задач;
4) совершенствование теоретико-методологического обеспечения для оценки ресурсного потенциала ООПТ и их отбора для рационального использования в рамках будущих предпринимательских проектов;
5) создание информационной системы государственно-частного партнерства в процессе рационального использования ресурсов ООПТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / «Российская газета», N 97с, 09.05.2018.
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» / «Российская газета», N 176, 18.09.2002.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» / «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
4. Федеральный закон от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» / «Российская газета», N 57, 22.03.1995.
5. Зайцев, А.А. Современное состояние особо охраняемых природных территорий регионального значения Пермского края. Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук, 2012 г.
6. Белякова, А.В. Оптимизация управления особо охраняемыми природными территориями. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2006 г.
7. Салова, Л.В. Разработка системы управления инновационной деятельностью особо охраняемых природных территорий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2009 г.
8. Бурханов, С.Б. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур в управлении хозяйственными рисками освоения рекреационных территорий (на примере Хасанского муниципального района Приморского края). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2009 г.
9. Звягина, Е.С. Экологический туризм как фактор изменений особо охраняемых природных территорий Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук, 2015 г.
10. Жеурова, С.В. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности в особо охраняемых природных территориях (на примере Приханкайской низменности). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2011 г.
11. Лебединская, Ю.С. Региональные туристские кластеры: управление формированием и развитием. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2015 г.
12. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / «Российская газета», N 156, 17.07.2015.
13. Салова, Л.В. Основы государственно-частного партнерства в процессе рационального использования ресурсов особо охраняемых природных территорий / Салова Л.В. // Российское предпринимательство. -2016. № 16 (авг.) Том 17. С. 1991-2002.
14. Горяшко А., История российских заповедников / Биология, -2000. - №40 (575). Режим доступа: http:// bio.1september.ru/article.php?ID=200004001.
15. Салова Л.В. Особо охраняемые природные территории: управление устойчивым инновационным разви-
тием: Монография. - М.: Креативная экономика, 2011. - 144 с.
16. Концепция стратегии развития и управления особо охраняемыми природными территориями Российской Федерации до 2015г. // - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2006.
17. Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2720-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» / «Собрание законодательства РФ», 11.01.2016, N 2 (ч. I), ст. 410
18. Салова, Л.В. Особо охраняемые природные территории: управление устойчивым развитием / Л.В. Салова // Российское предпринимательство. - 2009. - № 7. - С. 171-176.
19. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография / Е.В. Гагина,
B.А. Гарабажий, О.В. Гартованная и др. / Под общ. ред.
C.С. Чернова. - Книга 26. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 218 с.
Статья поступила в редакцию 02.05.2018 Статья принята к публикации 25.06.2018