Научная статья на тему 'Методический инструментарий исследования ресурсов особоохраняемых природных территорий как основы развития предпринимательства Приморского края'

Методический инструментарий исследования ресурсов особоохраняемых природных территорий как основы развития предпринимательства Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРОГРАММЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жеурова Светлана Викторовна

Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование благоприятной предпринимательской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological tools for research resources, especially protected natural territories as bases for enterprise development

Business is developing successfully under certain conditions and factors that together provide the formation of a favorable business environment.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий исследования ресурсов особоохраняемых природных территорий как основы развития предпринимательства Приморского края»

УДК 334.7

С. В. Жеурова1

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕСУРСОВ ОСОБООХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование благоприятной предпринимательской среды.

Ключевые слова предпринимательство, рекреационные ресурсы, инвестиционная привлекательность, благоприятный инвестиционный климат, программы инвестирования.

Почти во всех городах и районах Приморского края разрабатываются местные программы поддержки малого предпринимательства, реализация которых способствует созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. В ряде случаев такие программы являются составной частью программ социальноэкономического развития данной территории. Реализация программ поддержки малого предпринимательства позволит сформировать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентирует

предпринимателей на решение приоритетных задач региона, расширяет сферу их деятельности за счёт разгосударствления и приватизации государственной и муниципальной собственности, позволяет регулировать предпринимательскую деятельность экономическими методами.

Однако большая роль в совершенствовании комплекса экономических и организационных мер, направленных на развитие предпринимательства, должна отводиться привлечению внебюджетных

1 © Светлана Викторовна Жеурова, ведущий специалист Центра стратегического партнёрства Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail:

newworld14.94@mail.ru.

инвестиционных средств. Эта роль должна принадлежать регионам и муниципалитетам. Принимаемые на федеральном уровне законы и концепции не могут решить все проблемы, связанные с низкой инвестиционной привлекательностью, невозможностью обеспечить приток внебюджетных средств к реализации проектов. В свою очередь, органам власти необходимо предпринимать действия, направленные на повышение привлекательности территории для инвестора или создание условий для открытия и развития бизнеса [1]. Через формирование инфраструктуры бизнеса на территории создаётся благоприятный инвестиционный климат и наращивается инвестиционный потенциал. Важными задачами органов власти в целях территориального развития являются привлечение ресурсов хозяйствующих на территории субъектов предпринимательской деятельности и создание соответствующих условий и мотиваций, при которых частные интересы будут полностью или частично совпадать с интересами общественными. Основным методом осуществления инвестиционных процессов при управлении территорией органами власти выступает индикативное (опосредованное) управление. Для понимания самой проблемы инвестиционной политики органам власти необходимо определить основных участников (объект управленческих воздействий), а также договориться о понятиях и принципиальных позициях, устанавливающих место и роль органов власти и управления.

Крайне важно, чтобы инвестиционная политика базировалась на общих интересах для трёх основных участников процесса: инвестора, потребителя инвестиций и населения (в лице органа власти и управления). На рисунке 1 показаны основные роли этих трёх участников процесса.

ИНВЕСТОР (основной источник средств ПРОИЗВОДИТЕЛЬ товаров II услуг (основной потребитель инвестиций)

доя развития территории)

4 4

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1

Территориальный орган власти и управления (формирует условия доя открытия и развития бизнеса)

Рис. 1. Участники территориального развития (составлено автором)

Мощный импульс в развитии территорий, ориентированных на представление рекреационных услуг и формирование благоприятного

инвестиционного климата, даст программа внешнего инвестирования. Эта программа должна быть основана на всестороннем развитии рекреационных ресурсов территории и более глубоком использовании её потенциала с целью создания объектов туристско-рекреационного обслуживания населения посредством эффективного взаимодействия субъектов рекреационной индустрии с органами местного управления (рис. 2). Такое развитие требует формирования системы туристско-рекреационного мониторинга для проведения глубокого анализа рекреационных ресурсов территории, проведения научных исследований по оценке потенциала ресурсов территорий с целью выявления новых ориентиров развития туристско-рекреационной деятельности.

Сфера ту£Еютикд^ис£еалцои^с услуг

Увеличение доходов

Рост занятости

Менеджмент

1 1

Инвестиционный фонд

Ресурсы

Органы местного самоуправления

I -------

Местные бюджеты

Региональный бюджет

Власти субъекта федерации + ~

Поступление налогов и сборов

Рис. 2. Взаимодействие субъектов рекреационной индустрии с органами власти и управления (составлено автором)

Определение перспективных возможностей территории реально посредством разработки методики оценки природно-ресурсного потенциала, ориентированной на конкретную специализацию, которая определяет территориальную адаптивность для развития предпринимательства. Большинство методик экономической оценки развития предпринимательской деятельности в той или иной специализации имеют как преимущества, так и недостатки, оказывающие существенное влияние на объективность такой оценки. Для оценки потенциала рекреационных территорий наиболее точными являются инструменты маркетингового анализа. Требуется всестороннее изучение рыночных, социально-экономических условий региона, а также проведение комплексного медико-географического исследования рекреационных территорий с последующей оценкой факторов среды, оказывающих позитивное или негативное влияние на состояние здоровья рекреантов и

- 172 -

обслуживающего персонала. Маркетинговый подход к развитию туристско-рекреационной деятельности разумно дополнить потенциалом содержания оказываемых в данной отрасли услуг, который неотъемлемо связан с целым рядом «долговременных факторов»: демографических, экономических, культурных, географических и инновационнотехнологических. При реализации данной задачи необходимо пройти ряд последовательных ступеней исследования (рис. 3).

- с точки зрения действующего рынка услуг

- с точки зрения географической комфортности

- с точки зрения климатической комфортности

- с точки зрения рекреационных ресурсов

- с точки зрения приоритетных направлений развития

- с точки зрения развитости инфраструктуры

- с точки зрения рекреационной ёмкости территории

- с точки зрения рекреационной нагрузки

- ранжирование территорий по набору рекреационных услуг

- рекреационное зонирование территорий

- паспортизация рекреационных зон

- частные потенциалы отдельных территорий

- выявление ресурсов, не связанных с рекреационной деятельностью, но необходимых для её (Ьункииониоования

- возможных ооъемов туристско-рекреационных услуг

- кластерного направления развития туристско-рекреационной деятельности

- мультипликативного эффекта

Рис. 3. Схема маркетингового анализа рекреационных территорий

При оценке потенциала рекреационных ресурсов возникает проблема определения наиболее привлекательных территориально-рекреационных зон, где каждая выделенная зона оценивается по показателям потенциала развития рекреационной деятельности (географический, демографический, экономический, социальный, административный и финансовый) и уровня развития туристско-рекреационной деятельности (количество предприятий в

Анализ потенциала рекреационных территорий

г

Определение рекреационного потенциала территории

отрасли, количество и численность персонала субъектов отраслевого предпринимательства, инфраструктура рекреационного хозяйства и общепита, объём оказанных услуг на рынке и т. д.). Применение данного подхода позволит провести комплексную сопоставимую оценку привлекательности рынка туристско-рекреационных услуг территории. Далее проблема состоит в определении наилучших территориальных зон и целевых сегментов рекреационных услуг, которые в дальнейшем могут обеспечить поставщику этих услуг (в том числе государству) наибольшую инвестиционную привлекательность. Так, например, для обоснования маркетингового анализа туристско-рекреационной привлекательности региона целесообразно разбить (провести зонирование) регион на отдельные территориальные составляющие и провести их оценку с точки зрения уровня и потенциала развития туризма, где обязательно нужно учитывать территориальную специфику и строиться на всесторонней оценке туристско-рекреационной привлекательности каждого муниципального образования, входящего в ту или иную туристско-рекреационную зону. Это во многом определяет инвестиционную привлекательность региона. Поэтому этап ранжирования туристских территорий по уровню такой привлекательности заключается в определении места каждого муниципального образования в системе координат: «Потенциал развития туризма - уровень развития туризма». В основу такого ранжирования целесообразно заложить ещё один методический инструмент - типологическую матрицу. Впервые методика составления типологической матрицы была предложена в теории маркетинга и использовалась при проведении анализа будущих направлений развития портфеля инвестиций. Данная теория была названа «Матрицей целенаправленной политики», которая более детально заключалась в оценке относительной привлекательности инвестиций в конкретные направления бизнеса, с тем чтобы определить соответствующие стратегические цели (авторы теории: английские исследователи Салли Дибб, Линдон Симкин, Джон Брэдли). В нашем случае технология ранжирования максимально проста и заключается в нанесении отдельных туристских территорий на систему координат, включающую четыре области (рис. 4).

Данный этап предполагает на основе полученных коэффициентов исчисление интегральных показателей уровня Х и потенциала У развития рекреационной деятельности [2]:

m

X = Ъ^кек к=1

(1)

где Цк - суммарное значение каждого из т показателей уровня развития туристско-рекреационной деятельности, к = 1...т; вк - весовой

коэффициент каждого из т показателей уровня развития туристско-рекреационной деятельности, вк = 1/да, к = 1 ...т.

У

Yep

Перспективный

IV

район

Депрессивный I

район

Устойчивый

III

район

Прогрессивный

II

район

Рис. 4. Типологическая матрица ранжирования рекреационных зон

n

Y = I Pjbj (2)

j ,

где pj - суммарное значение всех показателей, входящих в группу каждого из n показателя развития туристско-рекреационной деятельности, j = 1...n; Д- весовой коэффициент, полученный на основе изучения корреляционной зависимости между уровнем и каждым из потенциалов развития туристско-рекреационной деятельности в динамике; задается для каждого из n потенциалов, j = 1. n.

На следующем этапе проводится ранжирование рекреационных зон, где определяется место каждой в системе координат «Уровень развития X - Потенциал развития Y». Каждая из четырёх клеток матрицы соответствует определённому приоритету для вложения инвестиций и специфическому воздействию на развитие предпринимательской среды с учётом выбранной специализации туристско-рекреационной

деятельности. Так, например, III - зона имеет сильные позиции в своей

- 175 -

привлекательности. При реализации инвестиционных программ необходимо ориентироваться на защиту ведущих позиций и дальнейшее развитие бизнеса. Предприниматель, инвестируя свои средства, должен получать максимум прибыли. В свою очередь, IV - зона занимает перспективный уровень развития при высоком потенциале. Необходимо привлекать инвестиции, чтобы переместиться в позицию устойчивого уровня развития и придерживаться стратегии усиления преимуществ высокого потенциала территории. Социально ориентированные

инвестиционные программы развития территории должны быть направлены на повышение уровня активности предпринимательства в данной рекреационной зоне. Тогда как II - зона имеет сильные позиции с умеренной привлекательностью и относительно высокий приоритет для инвестирования. При реализации инвестиционных программ необходимо придерживаться стратегии, направленной на сохранение существующих позиций предпринимательства. Необходимо принимать участие в одном или нескольких крупных инвестиционных проектах с другими участниками. Эта стратегия может быть использована для формирования новых рынков рекреационных услуг, реализации инноваций в рекреационной деятельности. На общем фоне I - зона занимает слабые позиции при своем низком уровне и потенциале развития, рассчитывать на прирост стоимости территории или получение положительной величины дохода от предпринимательской деятельности не приходится. Влияние органов власти и управления на предпринимательскую активность рекомендуется осуществлять через налоги, ставку арендной платы, расходы органов власти (государственные и муниципальные закупки или заказы), займы.

Таким образом, полученный рейтинг позволяет выявить наиболее перспективные рекреационные зоны для развития предпринимательской среды. Целесообразность разделения территории на рекреационные зоны по географическому признаку с обязательной паспортизацией оправдывает ожидание инвесторов. В каждую такую зону входит определённый набор рекреационных услуг, это позволит более чётко прогнозировать основные параметры и возможные направления развития рекреационной деятельности [3].

Используя данные такого исследования, можно оценить привлекательность той или иной рекреационной зоны для потенциального инвестора (в том числе государства), обеспечить

эффективность управленческих решений по поддержке рекреационного комплекса и инфраструктуры рынка, определить наилучшие варианты входа новых субъектов предпринимательства на локальный рекреационный рынок. Уже действующим предпринимателям это позволит учесть влияние негативных факторов в своей производственной, инвестиционной и сбытовой политике, а также поможет лучше распланировать маршруты и определить потребность в объектах рекреационной инфраструктуры, оптимизировать инвестиционную программу, выстроить необходимые прогнозы развития, осуществлять комплексы природоохранных мер и принимать участие в восстановлении ряда природных ресурсов [4, 5].

Предпринимательство успешно развивается при наличии определённых условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование благоприятной предпринимательской среды. Последнюю следует понимать как интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющие

предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли (дохода).

1. Автономов В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России. - 1997. - №4 (11). - С. 5-11.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 1997. - 609 с.

3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учебник. - М.: Дело, 1998. - 416 с.

4. Злобин Б.К., Кушлин В.И. и др. Экономика и организация рыночного хозяйства: учебное пособие / под ред. Б.Злобина. - М., 1995.

5. Дрогунцов С.И., Муховиков А.М., Хвесик М.А. Оптимизация природопользования: науч. пособ: В 5 т. Т.1. // Статистика экологоэкономической оценки. - Киев: Кондор, 2004. - 291 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.