ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2024. Том 59. № 3
ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА А. С. Кузавко1
Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия) С. В. Сильченкова2
Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия) УДК: 339.13
ёо1: 10.55959^Ш130-0105-6-59-3-10
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ ТОРГОВЛИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ3
Статья посвящена исследованию проблем внутриотраслевой торговли молочной продукцией в регионах российско-белорусского приграничья: интеграционные процессы между двумя странами сформировали устойчивый спрос на белорусскую молочную продукцию в России, что не способствует развитию собственных производств в Брянской, Псковской и Смоленской областях.
Цель данной статьи: определить современные тенденции внутриотраслевой торговли молочной продукцией российско-белорусского приграничья, а также наметить перспективы ее развития в исследуемых регионах. Для достижения цели применялись методы анализа статистических показателей, индекс Грубеля — Ллойда, статистическое наблюдение за ассортиментом молочной продукции в супермаркетах.
В результате исследования получены следующие выводы. Выявлены основные тенденции экспорта молочной продукции из приграничных областей Беларуси: наиболее значимыми позициями являются молоко (питьевое и сухое) и сыры; основной поставщик молочной продукции — Гомельская область. Регионы со стороны российского приграничья менее активно участвуют во внутриотраслевой торговле, основные экспортируемые товары в Беларусь — сухое молоко и сыворотка.
Выявлен ряд проблем молочной отрасли в областях российского приграничья, общими из которых являются низкая рентабельность производства, несовершенное ценообразование и конкуренция с поставщиками Беларуси. Решением данных проблем может выступать поддержка внутриотраслевой торговли между смежными реги-
1 Кузавко Антон Сергеевич — к.э.н., доцент, факультет экономики и управления, Смоленский государственный университет; e-mail: [email protected], ORCID: 00000001-9758-3940.
2 Сильченкова Светлана Владимировна — к.пед.н., доцент, факультет экономики и управления, Смоленский государственный университет; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7172-5162.
3 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-78-10163, https://rscf.ru/project/23-78-10163/ _
© Кузавко Антон Сергеевич, 2024 [ММШ^И _
© Сильченкова Светлана Владимировна, 2024 [МЁШ^И
LOMONOSOV ECON. JOUR. 2024. VOL. 59. No. 3
онами, а также государственная поддержка собственных производителей молочной продукции, что способствует развитию местной экономики и является областью применения данного исследования. Перспективным направлением развития внутриотраслевой торговли молочной продукцией для всех исследуемых регионов видится выпуск новых, инновационных видов продукции.
Ключевые слова: экспорт, импорт, внутриотраслевая торговля, молочная продукция, Россия, Беларусь, приграничные регионы, интеграция.
Цитировать статью: Кузавко, А. С., & Сильченкова, С. В. (2024). Современные тенденции и перспективы внутриотраслевой торговли молочной продукцией в регионах российско-белорусского приграничья. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 59(3), 215-233. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-3-10.
A. S. Kuzavko
Smolensk State University (Smolensk, Russia)
S. V. Silchenkova
Smolensk State University (Smolensk, Russia)
JEL: L81
CURRENT TRENDS AND PROSPECTS FOR INTRA-INDUSTRY TRADE OF DAIRY PRODUCTS IN RUSSIAN-BELARUSIAN TRANSBORDER REGIONS1
The article examines the problems of infra-industry trade in dairy products in the Russian-Belarusian transborder regions: integration processes between the two countries have created a stable demand for Belarusian dairy products in Russia that does not contribute to the development of their own production in Bryansk, Pskov and Smolensk regions. The aim of the paper is to determine current trends in intra-industry trade in dairy products in the Russian-Belarusian border region, and outline the prospects for its development in the regions under study. To achieve the goal, the authors use the methods of statistical analysis, GrubelLloyd index, statistical observation of dairy products in supermarkets. The authors identify a number of common problems in the dairy industry in Russian bordering regions, such as: low profitability of production, imperfect pricing and competition with suppliers in Belarus. The solution to these problems lies in supporting intra-industry trade between adjacent regions, as well as government support for domestic dairy producers which may contribute to the development of local economy. A promising direction for the development of intra-industry trade in dairy products for all studied regions is the production of new innovative types of products.
Keywords: export, import, intra-industry trade, dairy products, transborder regions, integration, Russia, Belarus.
1 The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 23-78-10163, https://rscf.ru/project/23-78-10163/
To cite this document: Kuzavko, A. S., & Silchenkova, S. V. (2024). Current trends and prospects for intra-industry trade of dairy products in the Russian-Belarusian transborder regions. Lomonosov Economics Journal, 59(3), 215-233. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-3-10
Введение
Производство молочной продукции — одно из значимых направлений в пищевой промышленности России и Беларуси. Роль молочной продукции заключается прежде всего в удовлетворении потребности населения указанных стран и отдельных регионов, а также в ее экспорте.
В России и Беларуси молочная продукция является неотъемлемой частью потребительской корзины, в которую помимо молока входят сметана, сливочное масло, сыры и творог. Потребление молока и молокопродук-тов на одного жителя России составляет примерно 202 кг в год, что ниже рекомендовавшейся в 2022 г. рациональной нормы Министерства здравоохранения в 322 кг. По данным «Союзмолоко» (Союзмолоко, 2023), в 2022 г. потребление молочной продукции в России снизилось на 1% — до 29,5 млн т против 29,7 млн т в 2021 г. Но уже по итогам первого полугодия 2023 г. был зафиксирован рост потребления молочной продукции. Жители Беларуси потребляют молока больше, чем россияне: 244 кг в год (по данным 2021 г.), хотя динамика потребления в двух странах отрицательна на протяжении нескольких лет. Рациональные нормы потребления молока в Беларуси зависят от возраста и интенсивности работы и в среднем составляют около 330 кг.
Многие виды молочной продукции, выпущенные в России и в Беларуси, продаются на экспорт. Отличие состоит в том, что в Беларуси производят молока больше, чем потребляют: только треть белорусского молока сегодня остается на внутреннем рынке, экспорт молочной продукции из России реализуется в значительно меньших объемах, однако российские молочные продукты также имеются в магазинах Беларуси.
В приграничных регионах двух стран (Псковская, Смоленская и Брянская области со стороны РФ и Витебская, Гомельская, Могилевская области со стороны РБ) развивается внутриотраслевая торговля (intra-industry trade) молочной продукцией. Она подразумевает внешнеторговый обмен между странами товарами одноименных отраслей (одноименных групп продуктов или близких субститутов) (Grubel, Lloyd, 1975; Гурова, Ефремова, 2012 и др.). Способствовало развитию внутриотраслевой торговли снятие торговых барьеров в рамках строительства Союзного государства Беларуси и России.
Необходимо отметить положительные стороны внутриотраслевой торговли товарами молочной промышленности: расширение ассортимента данного вида продукции двух стран, развитие конкуренции производителей, создание новых предприятий отрасли, появление инновационных
технологий изготовления и инновационных молочных продуктов (привычные молочные продукты с полезными свойствами), совершенствование традиционных продуктов с учетом тенденций развития экономики. Это в свою очередь ведет к решению проблем импортозамещения и продовольственной безопасности двух стран. Однако наряду с положительными моментами видятся и проблемы: высока вероятность негативного воздействия большого ассортимента белорусской молочной продукции на развитие собственного производства в России. Устойчивые предпочтения потребителей довольно сложно изменить, и выход на рынок нового производителя молока может быть затруднен. Данная проблема определила цель данной статьи: описать текущее состояние внутриотраслевой торговли молочной продукцией российско-белорусского приграничья и наметить перспективы ее развития в исследуемых регионах. Для достижения поставленной цели выделены задачи исследования: изучить и проанализировать статистику внутриотраслевой торговли молочными продуктами в приграничных регионах России и Беларуси; выявить тренды развития рынка молочной продукции в российско-белорусском приграничье; наметить перспективы внутриотраслевой торговли в отрасли.
Представлен обзор литературы по указанной теме, дано описание материалов и методов исследования. Результаты исследования подтверждены аналитическими данными экспорта и импорта молочной продукции из приграничных регионов, рассчитан индекс Грубеля — Ллойда; на основе анализа определены проблемы и перспективы внутриотраслевого экспорта молочной продукции. В заключении отражены основные тенденции современной внутриотраслевой торговли молочной продукцией российско-белорусского приграничья, сделаны выводы.
Обзор литературы
Для экономики и населения Беларуси молоко является значимым продуктом, так, П. Конога (Конога, 2022) называет его «белым золотом». Автор отмечает высокие позиции страны в мировом экспорте молочной продукции, к примеру, по экспорту сгущенного молока Беларусь занимает второе место. За 2016—2020 гг. в рамках Государственной программы развития аграрного бизнеса в Беларуси построено и реконструировано 472 молочно-товарные фермы, а в 2021 г. в рамках программы «Аграрный бизнес на 2021-2025 годы» — 59 ферм.
Перспективы молочной отрасли Беларуси отражены в «Стратегии развития молокоперерабатывающей отрасли до 2025 года». Высокие показатели в данной сфере проанализированы в статье А. В. Колмыкова и С. Г. Самодедова (Колмыков, Самодедов, 2022), что, по мнению авторов, позволяет обеспечивать продовольственную безопасность страны. Производство молока превышает его потребление в 2,6 раза.
В России недостаточно собственного молока, согласно Доктрине продовольственной безопасности минимальный порог самообеспеченности молоком должен составлять 90%, на 2022 г. он равен 84%. Но отрасль развивается быстрыми темпами, растет качество продукции, в ассортименте появляются функциональные молочные продукты, влияющие на определенные системы организма (Крапчина, Котова, 2015). Хотя в последние годы отмечается рост производства молока и снижение его импорта, все же ввоз молока в страну в шесть раз превышает его экспорт: 15,9% молока импортное (2020), которое в значительной доле поступает из Беларуси (Горчилина, 2021).
Теории внутриотраслевой торговли рассматривают ее особенности, отличительные признаки, положительное влияние на экономику. Уровень внутриотраслевой торговли традиционно измеряется индексом Грубеля — Ллойда (Grubel, Lloyd, 1971), показывающим относительные масштабы перекрывающихся потоков экспорта и импорта по одним и тем же товарным позициям. В настоящее время индекс нередко уточняется, модифицируется, например, Дж. Бергстренд и П. Эггер (Bergstrand, Egger, 2006) считают, что индекс нужно дополнить показателем торговых издержек, А. Азар и Р. Эллиот (Azhar, Elliott, 2006) предлагают использовать коэффициенты для горизонтальной и вертикальной внутриотраслевой торговли.
Модель внутриотраслевой торговли Хекшера — Олина — Рикардо описана в работе Д. Девиса (Davis, 1995), который полагал, что страны с одинаковыми ресурсами будут торговать из-за различий в технологиях, поскольку это стимулирует специализацию и, следовательно, внутриотраслевую торговлю.
Условие равенства стран при осуществлении внутриотраслевой торговли рассмотрено в работе Р. Руффина (Ruffin, 1999). Он считает, что внутриотраслевая торговля более выгодна, чем межотраслевая, поскольку она стимулирует инновации и позволяет добиться эффекта масштаба. Приводя в пример внутриотраслевую торговлю между граничащими странами США и Мексикой, автор делает вывод, что она не несет ущерба мексиканской экономике.
Влияние внутриотраслевой торговли на конкурентные преимущества государств описано в работе Т. Петерсона и Дж. Тайеса (Peterson, Thies, 2011). Авторы отмечают, что внутриотраслевая торговля между странами, подписавшими Соглашение о преференциальной торговле (PTA), способствует развитию конкуренции сильных производителей. Между тем, если внутриотраслевая торговля происходит между странами, не включенными в PTA, это является определенной защитой от более сильных конкурентов.
Положительное значение интеграции для торговли между Россией и Беларусью отмечается в исследовании Г. В. Борисова и Л. В. Поповой (Борисов, Попова, 2022). Авторы говорят об относительном экономическом и технологическом равенстве двух стран при осуществлении внутриотраслевой торговли, ее горизонтальном характере (между одина-
ковыми группами товаров). Выделяют ее основные отрасли: обрабатывающую, химическую промышленность, машиностроение и приборостроение. Исследование не затрагивает тенденции внутриотраслевой торговли в пищевой промышленности, хотя для приграничных регионов это характерно в наибольшей степени.
Белорусский экономист С. В. Павловская (Павловская, 2017) выделяет стимулирующие и препятствующие факторы, влияющие на торговую интеграцию в рамках ЕАЭС. Доминирование России как торгово-экономического партнера Беларуси рассматривается автором неоднозначно: с положительной и отрицательной сторон — Россия является основным покупателем товаров, но это может привести к замедлению темпов развития национальной экономики.
И. П. Гурова и М. В. Ефремова (Гурова, Ефремова, 2012) раскрывают взаимосвязь внутриотраслевой торговли и производственной кооперации в странах СНГ. Приводятся результаты анализа данных международной статистики, в которой показано, что Беларусь является основным торговым партнером России в СНГ, в том числе и пищевыми продуктами.
Современные исследования белорусских экономистов (Калюк и др., 2023) направлены на разработку комплекса мероприятий по снижению транспортных расходов на территории Республики Беларусь и на расширение прямого канала поставки продукции в Российскую Федерацию, что позволит увеличить размеры прибыли за счет прироста выручки от реализации продукции. Авторы привели расчет роста прибыли за счет использования услуг одного из логистических центров Беларуси и сокращения управленческих расходов.
Ряд исследований посвящен влиянию интеграции на внутриотраслевую и межотраслевую торговлю.
В работе А. С. Липина и О. В. Поляковой (Липин, Полякова, 2014) делается вывод о положительном влиянии интеграции на внутриотраслевую торговлю, что измерено индексами Грубеля — Ллойда, рассчитанными для ЕС и Таможенного союза. Такого же мнения придерживается группа российских ученых (Анисимов и др., 2013), которые считают, что интеграционные процессы между Россией и Беларусью не имеют существенных барьеров в наращивании экспорта продукции со стороны Беларуси. Это позволит восполнить недостаток ряда товаров в России, к которым относится молочная продукция, за счет импорта. Интеграция, по мнению Е. А. Пехтеревой (Пехтерева, 2014), позволяет странам оставаться важными торговыми партнерами, так, Россия является основным торговым партнером Беларуси, а также ее кредитором.
Однако однозначно сказать, что интеграционные процессы положительно влияют на развитие молочной отрасли в России, нельзя. Например, в своем исследовании А. Ю. Сафонов (Сафонов, 2019) пишет, что ВТО отрицательно повлияла на развитие молочной промышленности, поскольку конкуренция высока, а государству сложно напрямую поддерживать оте-
чественного производителя. В. П. Чеглов (Чеглов, 2018) говорит о проблемах малого бизнеса в сфере торговли, которые возникают в связи с интеграционными процессами. Среди проблем молочной отрасли Псковской области Ю. Магера (Магера, 2023) выделяет увеличение за последние несколько лет доли белорусской молочной продукции в магазинах. Продажам продукции из соседнего государства помогает стереотип, согласно которому белорусские продукты — более качественные. Фермеры выступают против импорта сухого молока, что не позволяет им реализовать собственную продукцию, в результате чего происходит затоваривание складов (Турчанинова, 2023).
Анализ российских и иностранных источников показал, что большинство авторов рассматривают интеграцию между странами как положительный фактор, влияющий на внутриотраслевую торговлю, способствующий повышению конкурентоспособности, развитию инноваций. Однако вопросы, касающиеся развития внутриотраслевой торговли молочной продукцией в контексте приграничной и межгосударственной торговли и ее влияния на состояние молочной отрасли приграничных территорий двух стран, мало изучены.
Исследование торговли молочной продукцией в Союзном государстве затруднено несопоставимостью данных в приграничных регионах России и Беларуси, что осложняет сравнение и выявление общих тенденций и ведет к отсутствию исследований на данную тему. Однако обзор источников показал наличие противоречий в данной сфере: с одной стороны, происходит рост производства молочной продукции двух стран, с другой — усложняется ее реализация. Поэтому новизной данной статьи является описание состояния и перспектив приграничной торговли молочной продукцией России и Беларуси.
Материалы и методы исследования
Для выполнения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ статистических данных и показателей, статистическое наблюдение за ассортиментом молочной продукции.
В качестве статистических данных выступали материалы сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь и сайта Рос-стата, а также открытых источников. Анализ информации проводился с помощью показателей структуры, динамики, сравнения, сопровождался составлением статистических таблиц и графиков. Проводилось вычисление индекса Грубеля — Ллойда по данным экспорта, импорта молочной продукции приграничных регионов как основного показателя внутриотраслевой торговли.
Непосредственное наблюдение за ассортиментом молочной продукции проходило в пяти супермаркетах известных торговых сетей города Смоленска. Целью было изучение торговых марок молочной продукции (молоко
и кефир) производства России и Беларуси, представленных в магазинах. Критический момент наблюдения — 30 октября 2023 г.
Результаты исследования и их анализ
Анализ экспорта белорусской молочной продукции в Россию. Проведем анализ статистических данных по экспорту молочной продукции из приграничных регионов Беларуси в Россию. Из наименований молочной продукции по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь выделяются следующие группы: молоко и сливки несгущенные, молоко и сливки сгущенные и сухие, пахта, йогурт, кефир, молочная сыворотка, масло сливочное, сыры и творог. Статистика экспорта по областям Беларуси выделяет практически все эти наименования продукции в список наиболее важных для экспорта в Россию. Рассмотрим долю экспорта данной продукции в Россию в общем объеме экспорта молочной продукции, рассчитанную по натуральным показателям (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес экспорта молочной продукции в Россию, %
Экспортируемый регион, продукция 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Витебская область
Молоко и сливки несгущенные 98,6 99,5 99,1 99,8 100,0
Молоко и сливки сгущенные и сухие 82,0 21,5 31,8 65,1 60,9
Молочная сыворотка 97,7 64,6 58,5 27,6 11,9
Масло сливочное 97,0 75,1 99,8 79,1 89,9
Сыры и творог 99,7 99,5 99,7 99,4 99,6
Гомельская область
Молоко и сливки несгущенные 99,7 97,2 94,4 90,2 87,2
Молоко и сливки сгущенные и сухие 78,4 62,9 58,1 63,3 62,5
Молочная сыворотка 99,4 72,7 64,2 64,7 64,2
Масло сливочное 82,5 56,0 96,6 92,9 86,5
Сыры и творог 97,6 97,9 96,1 94,8 92,7
Могилевская область
Молоко и сливки несгущенные 97,0 90,7 97,5 99,0 95,3
Молоко и сливки сгущенные и сухие 99,2 13,3 87,6 59,4 0,3
Молочная сыворотка 93,3 26,4 95,0 53,3 54,6
Масло сливочное 100,0 39,4 99,5 97,8 73,1
Сыры и творог 99,8 85,2 99,2 98,9 94,8
Источник: составлено автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Согласно табл. 1, экспорт молочной продукции Гомельской области в Россию составляет значительную долю, в 2021 г. — в среднем 77,5% экспорта всей молочной продукции данного региона приходится на РФ, наибольший удельный вес составляют молоко и сливки несгущенные, масло, сыры и творог. Эти же виды молочной продукции лидируют в экспорте других регионов. Доля экспорта молочной продукции (рассчитана по средней геометрической) Витебской области в 2021 г. в среднем равна 58%, Могилевской — 26%.
Снижение показателей экспорта для некоторых товаров в Россию объясняется ростом поставок молока в Китай и Казахстан, например, в Гомельской области 10 из 11 молокоперерабатывающих предприятий имеют право экспортировать продукцию в Китай.
Тем не менее белорусские производители молока и мяса, по мнению Н. А. Чернавиной (Чернавина, 2010), ориентированы преимущественно на российский рынок, поскольку интеграция предоставляет нулевые ставки таможенных пошлин, качество продукции соответствует требованиям РФ и российские потребители положительно расценивают имидж молочной (а также мясной) продукции из Беларуси. Москва и Санкт-Петербург с соседними к ним и прилегающими к Беларуси областями, по результатам исследования автора, являются основными потребителями белорусской продукции. Поэтому можно предположить, что молочная продукция, экспортируемая Беларусью, в большей степени остается в приграничных регионах России.
Сравним динамику экспорта молока и сливок несгущенных, сгущенных и сухих из регионов Беларуси в Россию (рис. 1).
80000,0 70000,0 60000,0 50000,0 40000,0
30000,0 -Ш--■-■—■- "2017г
20000,0 +Щ- | | ■ щ-1- ■ | |- И2018Г
10000,0 - I — I —
0 0 ■ Я Ш Я Я Я I- Л Я Я I - ■ 2019 г
12020 г
12021 г
ю
Молоко II сливки несгущенные
ю
Молоко и сливки сгущенные и сухие
Рис. 1. Экспорт молока и сливок из Беларуси в Россию, т Источник: составлено автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
По данным графика (см. рис. 1) можно заметить тенденцию к снижению экспорта в Россию молока и сливок несгущенных из всех приграничных регионов и сгущенного и сухого молока — из Витебской и Могилев-ской областей. Гомельская область лидирует по поставкам данных видов продукции в Россию в течение рассматриваемого периода.
По показателям динамики экспорта пахты, йогурта, кефира в Россию лидирует Могилевская область, по поставкам молочной сыворотки — Гомельская область (рис. 2).
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 О
Рис. 2. Экспорт кисломолочной продукции Беларуси в Россию, т Источник: составлено автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Как видно из графика (рис. 2), заметна большая вариация объема экспорта кисломолочной продукции в течение пяти лет, еще в 2017 г. лидерами экспорта данных товаров в РФ были Гомельская и Витебская области, которые в настоящее время находятся на последнем месте. Высокая вариация объема экспорта характерна и для других видов молочной продукции в рассматриваемых регионах, например, для сливочного масла (рис. 3).
По экспорту сыров в Россию на первом месте находится Гомельская область, однозначно выделить лидера по экспорту сливочного масла среди исследуемых регионов затруднительно. Отметим также, что экспорт сыров превышает экспорт масла из рассматриваемых регионов и имеет в целом положительную динамику.
Выделим некоторые тенденции экспорта молочной продукции из приграничных областей Беларуси: основными позициями экспортируемой молочной продукции в Россию являются молоко (питьевое и сухое) и сыры; основной регион, поставляющий молочную продукцию, — Гомельская область; можно отметить незначительное замедление темпов экспорта молочной продукции в Россию.
Рис. 3. Экспорт сливочного масла и сыров Беларуси в Россию, т Источник: составлено автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Анализ экспорта российской молочной продукции. Россия является экспортером молочной продукции в Беларусь, однако молочная продукция не относится к наиболее весомым позициям российского экспорта вообще и в Беларусь в частности. Для сравнения данных внутриотраслевой торговли двух стран приведем следующие показатели: в 2021 г. Брянская область экспортировала 2 тыс. т молочной продукции на сумму 6 млн долл., Витебская область — 72,5 тыс. т на сумму 193 млн долл. (в том числе в Россию — 56,7 тыс. т на сумму 161 млн долл.). Экспорт молочной продукции в общей структуре экспорта российских регионов составляет в разные годы 1—3%. Не всегда Беларусь является приоритетным направлением экспорта, например, экспорт молока в Беларусь из Псковской области в общем экспорте молока составляет 0,1% (табл. 2).
Таблица 2
Удельный вес экспорта молочной продукции в Беларусь, %
Экспортируемый регион 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.*
Брянская область 88,8 61,3 48,4 23,1 8,3
Псковская область 17,4 3,7 2,5 0,2 0,1
Смоленская область 39,4 45,3 68,2 49,6 63,3
* Данные могут быть уточнены.
Источник: составлено автором по данным сайта ru-stat.su.
Беларусь в 2017—2018 гг. являлась основным направлением экспорта молочной продукции Брянской области, основная поставляемая продук-
ция — сыры и творог (более 95% экспорта). В настоящее время большая доля творога из Брянской области идет на экспорт в Казахстан и Украину, в 2021 г. к ним присоединились Грузия, Филиппины и Вьетнам. Поставки в Беларусь в структуре экспорта снизились на 80,5 п.п., или более чем в 10 раз. Развитию молочного производства в регионе способствует успешная реализация инвестиционных проектов. Их реализуют такие известные компании, как «Брянский молочный комбинат», «Умалат» и «Жуковское молоко». Данный регион, по мнению местных ученых (Бельченко и др., 2020), обеспечивает себя молочной продукцией, закупая молоко для переработки, в том числе из Смоленской области, и поставляя готовую продукцию в этот регион.
Казахстан является основным покупателям молочной продукции из Псковской области, в Беларусь поставляется незначительная доля, которая снижается в рассматриваемом периоде (на 17,3 п.п., или в 174 раза). Основной экспортируемый продукт — молочная сыворотка (более 75% всего экспорта). Экспортируют также сыр, творог, молоко и сливки. В число передовых компаний региона входят «СЛАКТИС», «Красное Знамя», «До-бручи-2», «ПсковАгроИнвест», «Агрофирма "Победа"» и др.
Для Смоленской области Беларусь остается важным направлением экспорта молочной продукции. В 2017—2018 гг. основными поставляемыми продуктами были сыры, творог и молочная сыворотка, в 2019 г. — молоко и сливки, в 2021 г. — молочная сыворотка, в 2022 г., по данным Росстата, наблюдался рост показателей.
Согласно Стратегии развития молочной отрасли Смоленской области до 2030 г. регион является одним из ведущих в Российской Федерации производителей молочных консервов за счет присутствия в нем трех крупных предприятий: «Гагаринконсервмолоко» (торгово-промышленная компания «Продинвест»), Кардымовский молочно-консервный комбинат (группа компаний «Гута-Агро» / холдинг «Объединенные кондитеры») и «Промконсервы» (группа компаний «Эрконпродукт»). Кроме того, на территории региона действуют более 20 объектов малой переработки молока, производящих базовую цельномолочную продукцию для местного рынка. Кроме Беларуси большая доля смоленской молочной продукции поставляется в Казахстан.
Таким образом, регионы РФ российско-белорусского приграничья поставляют молочную продукцию в значительно меньших объемах и доли в структуре экспорта. Доля экспорта молочной продукции двух стран в общем объеме отличается: 1—3% в России и 7—9% в Беларуси. Брянская и Псковская области все чаще основными направлениями экспорта молока выбирают Казахстан, только для Смоленской области Беларусь является значимым партнером в данной сфере. Основной экспортируемый в Беларусь продукт — молочная сыворотка.
Анализ показателей внутриотраслевой торговли молочной продукцией
в приграничных регионах. Рассмотрим показатели внутриотраслевой торговли молочной продукцией: экспорт, импорт и индекс Грубеля — Ллойда (табл. 3).
GLl = 1 - [(X-Ml)/(X¡ + M()], (1)
где X, Ml — значения экспорта и импорта (соответственно).
Таблица 3
Экспорт, импорт молочной продукции в приграничных регионах России и Беларуси, млн долл. и индекс Грубеля — Ллойда
2019 г. 2020 г. 2021 г.
экспорт импорт GL экспорт импорт GL экспорт импорт GL
Брянская область — Беларусь 1,4 82,9 0,03 1,5 106,1 0,11 0,8* 110,7* 0,01
Псковская область — Беларусь 0,8 8 0,18 1,7 8,4 0,34 1* 7,2* 0,24
Смоленская область — Беларусь 3 260,2 0,02 5,8 280,6 0,04 2* 268* 0,01
Витебская область — Россия 141,9 3,9 0,05 171,4 3,2 0,04 193 3,3 0,03
Гомельская область — Россия 262,2 2,1 0,02 350,1 1,2 0,01 425,3 0,9 0,01
Могилевская область — Россия 204,4 2,3 0,02 163,3 3,1 0,04 177,5 1,1 0,01
* Данные могут быть уточнены. Источник: составлено автором.
При сравнении экспорта и импорта молочной продукции российско-белорусского приграничья видно преобладание импорта молочных продуктов над экспортом в российских регионах, особенно в Смоленской области, и значительное превышение экспорта над импортом в белорусских областях. Данная диспропорция отразилась на показателе индекса Грубеля — Ллойда. Как известно, чем ближе индекс к 1, тем лучше раз-
вита внутриотраслевая торговля между странами или регионами. В российских областях крайне низкий показатель внутриотраслевой торговли при невысоких объемах экспорта, на внутреннем рынке спрос может упасть, и сектор останется без страховки в виде внешней торговли. В белорусских областях низкий показатель за счет высокого экспорта и незначительного импорта, что тоже чревато снижением спроса в экспортируемых регионах. Это характеризует отрасль как неэффективную, бесперспективную.
Самое высокое значение индекса Грубеля — Ллойда наблюдалось в Псковской области (0,34 в 2020 г.), поскольку экспорт и импорт молочной продукции сопоставимы, что говорит о сравнительно невысоких рисках зависимости региона от импортного молока.
Таким образом, в регионах российско-белорусского приграничья согласно индексу Грубеля — Ллойда обнаруживается низкое развитие внутриотраслевой торговли молочной продукцией.
Проблемы и перспективы внутриотраслевого экспорта молочной продукции. Общая проблема молочной отрасли обеих стран заключается в снижении численности населения и уменьшении потребления молочной продукции как в целом, так и на одного человека. При наращивании производства молока в стране его необходимо экспортировать. Но долгое время Россия и Беларусь поставляли молочную продукцию преимущественно внутри Союзного государства, излишки белорусского молока оказывались в приграничных регионах.
Однако Брянская, Псковская и Смоленская области имеют условия для развития молочного животноводства и создания молокопере-рабатывающих предприятий, но в этой сфере у регионов существует ряд взаимосвязанных проблем. Они касаются ценообразования, переработки, снижения покупательской активности, особенно на дорогостоящие товары, и невозможности своевременной реализации молочной продукции.
Наличие большого ассортимента белорусской молочной продукции в Смоленской области подтверждается непосредственным наблюдением в супермаркетах города Смоленска (табл. 4). В таблице представлено число торговых марок молока и кефира (производства России и Беларуси) в супермаркетах известных торговых сетей на 30 октября 2023 г.
Как видно из табл. 4, молочные продукты из Беларуси (молоко и кефир) в ассортименте представлены в супермаркетах города, причем в магазине 2 число производителей исследуемой продукции России и Беларуси равны (представлено по пять торговых марок молока и по четыре — кефира). В трех магазинах представлена молочная продукция брянских производителей. Выявлено также, что не все торговые сети поддерживают смоленских производителей молочной продукции.
Таблица 4
Наличие молока и кефира разных производителей в магазинах г. Смоленска, шт.
Торговые марки молока, произведенные Торговые марки кефира, произведенные
Магазин (адрес) в Беларуси в России в том числе в Смоленской области в Беларуси в России в том числе в Смоленской области
Магазин № 1 (Рыленкова, 18) 3 9 0 2 5 0
Магазин № 2 (Рыленкова, 71А) 5 5 3 4 4 3
Магазин № 3 (Рыленкова, 77) 3 6 1 2 4 1
Магазин № 4 (Краснинское ш., 6Д) 2 13 0 1 8 0
Магазин № 5 (25 Сентября, 35А) 5 11 1 3 9 1
Источник: составлено автором.
Экспорт молочной продукции из Беларуси усугубляет некоторые проблемы молочной отрасли исследуемых регионов России. Так, в молочной отрасли Смоленской области преобладают сельскохозяйственные товаропроизводители небольшого размера, не имеющие финансовых ресурсов и компетенций для построения высокоэффективного производства, недостаточно развиты лабораторная база и консультационное сопровождение производителей. В Псковской области отмечается затоваренность складов молочной продукции и невозможность ее реализации. В Брянской области наблюдаются проблемы с сырьевой базой (Лысенко, Лактюшина, 2019), имеются вопросы Россельхознадзора к качеству молочной продукции.
В то же время нужно отметить перспективы молочной отрасли в приграничных регионах России. Это может быть выпуск инновационной продукции, которой нет аналогов на молочном рынке Беларуси, ее грамотное продвижение. Важно поддерживать внутриотраслевую торговлю между соседними регионами. В России имеется опыт создания молочных кластеров, например, в Ростовской области такой кластер направлен на разработку высокопродуктивной молочно-товарной фермы, на строительство и реконструкцией молочных ферм. Аналогичный кластер можно создать и в российско-белорусском приграничье, который будет способствовать развитию отрасли и регулировать экспортно-импортные операции молочной продукции.
Государственная поддержка собственных производителей молока может заключаться в предоставлении субсидий. Например, в Смоленской
области со стороны губернатора оказывается поддержка в предоставлении кредитов производителям молочной продукции и субсидий на повышение молочной продуктивности. Субсидии могут предоставляться на закупку сырого молока у местных фермеров, причем реализация молока на местном рынке может быть условием предоставления таких субсидий; на оборудование для ферм; на восстановление ферм; на закупку коров для увеличения поголовья и по другим направлениям. Кроме того, необходимо информировать население о развитии молочного производства в собственных регионах, проводить рекламную кампанию на местном телевидении. Государственная поддержка способствует поступлению в розничные торговые сети конкурентной молочной продукции и развитию экономики региона.
Заключение
Анализ внутриотраслевой торговли молочной продукцией в приграничных регионах России и Беларуси показал ярко выраженный перекос белорусской продукции на российском рынке, тогда как в белорусских супермаркетах российская продукция представлена в меньшем объеме. Примерно 50% всей молочной продукции Витебской, Гомельской и Мо-гилевской областей Беларуси, идущей на экспорт, поставляется в Россию. Основными видами экспортируемой молочной продукции в Россию являются молоко (питьевое и сухое) и сыры. Ведущие позиции по поставкам занимает Гомельская область: доля экспорта молока этого региона в Россию составляет 77% общего объема экспортируемого молока (2021 г.). Молочная продукция из Брянской, Псковской и Смоленской областей в значительно меньших объемах поставляется в Беларусь. Значение Беларуси как основного направления экспорта снижается. Данные тенденции привели к низкому развитию внутриотраслевой торговли молочной продукцией согласно индексу Грубеля — Ллойда в исследуемых регионах.
В приграничных регионах России производство молочной продукции и ее экспорт затруднены рядом объективных факторов (ценообразованием, износом основных фондов более чем на 50%, низкой рентабельностью производства), а также наличием конкурентного молока из Беларуси. В результате прибыль предприятий молочной отрасли в приграничных регионах России, как правило, низкая. Имеется конкуренция не только с производителями Беларуси, но и с другими регионами ЦФО. Следовательно, данное направление развивать в регионах невыгодно с позиций прибыли, но необходимо для поддержания продовольственной безопасности. Решением данных проблем может быть поддержка внутриотраслевой торговли между соседними регионами, а также государственная поддержка собственных производителей в регионах в виде субсидирования закупок молока.
Основные проблемы белорусского экспорта молока заключаются в поиске новых направлений сбыта продукции на фоне роста производства. Ими могут выступать не соседние области России, где достаточно белорусского молока, а регионы Урала и Дальнего Востока.
Перспективными направлениями развития внутриотраслевой торговли молочной продукцией для всех исследуемых регионов могут выступать выпуск и реализация новых, инновационных видов продуктов, производство продуктов из молока коров вольного выпаса. Возможно создание молочного кластера для концентрации научно-технического и производственного потенциала предприятий в приграничных регионах с целью совершенствования производственно-сбытового потенциала.
Список литературы
Анисимов, А. М., Баринов, С. Л., & Вардомский, Л. Б. и др. (2013). Приграничное сотрудничество регионов России, Беларуси и Украины: состояние и перспективы. Проблемы национальной стратегии. 4(21), 77-96.
Бельченко, С. А., Ториков, В. Е., Малявко, И. В., Белоус, И. Н., & Осипов, А. А. (2020). Развитие мясо-молочной отрасли АПК в Брянской области — 2019 год. Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии, 3(79), 10-20.
Борисов, Г. В., & Попова, Л. В. (2022). Внутриотраслевая торговля России: тенденции последних десятилетий. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 38(2), 153-185. https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.201
Горчилина, К. (2021, 1 июня). Почему молока в России стало больше, а коров — меньше? Аргументы и факты. https://aif.ru/food/products/pochemu_moloka_v_rossii_ stalo_ bolshe_a_korov_menshe
Гурова, И. П., & Ефремова, М. В. (2012). Внутриотраслевая и межотраслевая торговля СНГ. Евразийская экономическая интеграция: экономика, право, политика, 3, 3039.
Калюк, В. И., Калюк, В. А., Бычек, И. И., & Дегтяревич И. И. (2023). Совершенствование каналов товародвижения предприятий молочной отрасли. Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси, 51, 112-121.
Колмыков, А. В., & Самодедов, С. Г. (2022). Оценка производственного и экономического потенциала молочной промышленности Республики Беларусь. Проблемы экономики, 2(35), 106-117.
Конога, П. (2022, 18 августа). Тенденции развития молочного рынка в мире и в Беларуси. Беларусь сегодня. https://www.sb.by/articles/beloe-zoloto-moloko.html
Крапчина, Л. Н., & Котова, Л. Г. (2015). Инновации в производстве молочной продукции — основа конкурентоспособности отечественных предприятий. Продовольственная политика и безопасность, 2(2), 59-76. https://doi.org/10.18334/ppib.2.2.565
Липин, А. С., & Полякова, О. В. (2014). Оценка интеграционных процессов в Едином экономическом пространстве на примере торговли товарами. Практика интеграции. Евразийская экономическая интеграция, 1(22), 80-96.
Лысенко, А. Н., & Лактюшина, О. В. (2019). Анализ развития молочной промышленности Брянской области и ее перспективы. Российское предпринимательство, 20(1), 331-340. https://doi.org/10.18334/rp.20.1.39703
Магера, Ю. (2023, 8 июня). Попутанные берега молочных рек. Псковская лента новостей. https://pln-pskov.ru/business/487544.html
Павловская, С. В. (2017). Исследовательский аппарат анализа торговой интеграции Евразийского экономического союза. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки, 13, 41—45.
Пехтерева, Е. А. (2014). Союзное государство России и Белоруссии: особенности и проблемы интеграции. Экономические и социальные проблемы России, 1, 47—64.
Сафонов, А. Ю. (2019). Развитие молочной отрасли в России. Московский экономический журнал, 9. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2019-19014
Спрос на молочную продукцию после падения в прошлом году понемногу восстанавливается (2023, 18 сентября). Союзмолоко. https://souzmoloko.ru/news/pressa-o-nas/ nekislyj-rost.html
Турчанинова, А. (2023, 27 июня). Фермеры выступают против импорта сухого молока. РосАгроЭко. https://rosagroeko.ru/2023/06/27/farmers-agains-import
Чеглов, В. П. (2018). Развитие торговой сферы России: интеграционные тенденции в условиях включения страны в мировое хозяйство. Российский экономический журнал, 5, 58—72.
Чернавина, Н. А. (2010). Состояние и перспективы экспорта мясо-молочной продукции предприятиями Витебской области в Российскую Федерацию. Научно-инновационная деятельность в агропромышленном комплексе, 2, 206—207.
Azhar, A. K., & Elliott, R. J. (2006). On the Measurement of Product Quality in Intra-Industry Trade. Review of World Economics, 142(3), 476-495.
Bergstrand, J. H., & Egger, P. (2006). Trade Costs and Intra-Industry Trade. Review of World Economics, 142(3), 433-458. https://doi.org/10.1007/s10290-006-0075-7
Davis, D. R. (1995). Intra-industry trade: A Heckscher-Ohlin-Ricardo approach. Journal of International Economics, 39(3/4), 201-226. https://doi.org/10.1016/0022-1996(95)01383-3
Grubel, H. G., & Lloyd, P. J. (1975). Intra-Industry Trade: The Theory and Measurement of International Trade in Differentiated Products. Macmillan, London.
Grubel, H. G., & Lloyd, P .J. (1971). The Empirical Measurement of Intra-Industry Trade. Economic Record, 47(4), 494-517. https://doi.org/10.1111/j.1475-4932.1971.tb00772
Peterson, T. M., & Thies, G. G. (2011, December). Intra-industry Trade, Veto Players, and the Formation of Preferential Trade Agreements. https://www.researchgate.net/publication/ 266607811
Ruffin, R. J. (1999, February). The Nature and Significance of Intra-industry Trade. Federal Reserve Bank of Dallas. https://core.ac.uk/reader/6755204
References
Anisimov, A. M., Barinov, S. L., & Vardomsky, L. B. et al. (2013). Cross-border cooperation between the regions of Russia, Belarus and Ukraine: status and prospects. Problemy natsional'noistrategii. 4(21), 77-96.
Belchenko, S. A., Torikov, V. E., Malyavko, I. V., Belous, I. N., & Osipov, A. A. (2020). Development of the meat and dairy industry of the agro-industrial complex in the Bryansk region — 2019. Vestnik Bryanskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii, 3(79), 10-20.
Borisov, G. V., & Popova, L. V. (2022). Intra-industry trade in Russia: trends in recent decades. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika, 38(2), 153-185. https://doi. org/10.21638/spbu05.2022.201
Cheglov, V. P. (2018). Development of the Russian trade sector: integration trends in the context of the country's inclusion in the world economy. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 5, 58-72.
Chernavina, N. A. (2010). The state and prospects for the export of meat and dairy products by enterprises of the Vitebsk region to the Russian Federation. Nauchno-innovatsionnaya deyatel'nost' v agropromyshlennom komplekse, 2, 206-207.
Demand for dairy products is gradually recovering after falling last year (2023, September 18). Soyuzmoloko. https://souzmoloko.ru/news/pressa-o-nas/nekislyj-rost.html
Gorchilina, K. (2021, June 1). Why has there been more milk in Russia, but fewer cows? Argumenty i fakty. https://aif.ru/food/products/pochemu_moloka_v_rossii_stalo_ bolshe_a_ korov_menshe
Gurova, I. P., & Efremova, M. V. (2012). Intra-industry and inter-industry trade in the CIS. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika, 3, 30-39.
Kalyuk, V. I., Kalyuk, V. A., Bychek, I. I., & Degtyarevich I. I. (2023). Improving distribution channels for dairy industry enterprises. Ekonomicheskie voprosy razvitiya sel'skogo khozyaistva Belarusi, 51, 112-121.
Kolmykov, A. V., & Samodedov, S. G. (2022). Assessment of the production and economic potential of the dairy industry of the Republic of Belarus. Problemy ekonomiki, 2(35), 106-117.
Konoga, P. (2022, August 18). Trends in the development of the dairy market in the world and in Belarus. Belarus'segodnya. https://www.sb.by/articles/beloe-zoloto-moloko.html
Krapchina, L. N., & Kotova, L. G. (2015). Innovation in the production of dairy products is the basis for the competitiveness of domestic enterprises. Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost', 2(2), 59-76. https://doi.org/10.18334/ppib.2.2.565
Lipin, A. S., & Polyakova, O. V. (2014). Assessment of integration processes in the Common Economic Space using the example of trade in goods. Praktika integratsii. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya, 1(22), 80-96.
Lysenko, A. N., & Laktyushina, O. V. (2019). Analysis of the development of the dairy industry in the Bryansk region and its prospects. Rossiiskoe predprinimatel'stvo, 20(1), 331— 340. https://doi.org/10.18334/rp.20.L39703
Magera, Y. (2023, June 08). Tangled banks of milk rivers. Pskovskaya lenta novostei. https://pln-pskov.ru/business/487544.html
Pavlovskaya, S. V. (2017). Research apparatus for analyzing trade integration of the Eurasian Economic Union. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 13, 41-45.
Pekhtereva, E. A. (2014). Union State of Russia and Belarus: features and problems of integration. Ekonomicheskie i sotsial'nyeproblemy Rossii, 1, 47-64.
Safonov, A. Yu. (2019). Development of the dairy industry in Russia. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 9. https://doi.org/10.24411/2413-046Kh-2019-19014
Turchaninova, A. (2023, June 27). Farmers are opposed to the import of milk powder. RosAgroEco. https://rosagroeko.ru/2023/06/27/farmers-agains-import