Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
394
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОЛОКО / МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / ДИНАМИКА / ПЕРСПЕКТИВЫ / РЫНОК / БРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Основин С.В., Основина Л.Г., Основин В.Н., Клавсуть П.В.

Цель - анализ основных направлений динамики и перспектив развития рынка молока и молочных продуктов Республики Беларусь. Материалы и методы. Изучение объекта исследований - рынка молока и молочных продуктов - проводилось с помощью системного и комплексного подходов. Информационной базой исследования являются данные Национального стататистического комитета Республики Беларусь, материалы отечественной и зарубежной печати, интернет-ресурсы. Применялись методы индукции и дедукции, сравнения, обобщения и синтеза . Результаты. Систематизированы статистические показатели динамики развития рынка молока и молочных продуктов. Согласно статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), мировое производство молока увеличивается с каждым годом. Проанализированы темпы роста производства молока в мире и странах ЕАЭС. Изучена специализация белорусской молочной продукции, молочные бренды, ключевые экспортеры и импортеры, проведен сравнительный анализ средней стоимости экспорта и импорта молочной продукции. Выявлены основные факторы развития рынка молока и молочных продуктов. Заключение. Продемонстрировано, что в соответствии с систематизированными данными производство молочной продукции имеет положительную динамику и соответствует мировой тенденции. Выявлены и проанализированы ключевые показатели, отражающие специализацию и уровень развития рынка молока с учетом расширения молочных брендов, позволяющих повысить конкурентоспособность продукции в условиях санкционного давления. Научная новизна состоит в том, что в условиях санкционного давления в республике необходимо развивать белорусское производство молочной продукции, способной конкурировать на рынке, расширять бренды для экспортных позиций по предложенным для этого перспективным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MILK AND DAIRY PRODUCTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The goal is to analyze the main trends in the dynamics and development prospects of the market for milk and dairy products in the Republic of Belarus. Materials and methods. The study of the object of research - the market of milk and dairy products was carried out using a systematic and integrated approach. The information base of the study is the data of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus, materials of domestic and foreign press, Internet resources. As methods, the methods of induction and deduction, comparison, generalization and synthesis were used. Results. Statistical indicators of the dynamics of the development of the milk and dairy products market are systematized. According to statistics from the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), world milk production is increasing every year. The growth rates of milk production in the world and the EAEU countries are analyzed. The specialization of Belarusian dairy products, dairy brands, key exporters and importers were studied, a comparative analysis of the average cost of exports and imports of dairy products was carried out. The main factors of development of the market of milk and dairy products are revealed. Conclusion. It is demonstrated that, in accordance with the systematized data, the production of dairy products has a positive trend and corresponds to the global trend. Key indicators have been identified and analyzed that reflect the specialization and level of development of the milk market, taking into account the expansion of dairy brands, which make it possible to increase the competitiveness of products in the face of sanctions pressure. The scientific novelty lies in the fact that, under sanctions pressure in the republic, it is necessary to develop the Belarusian production of dairy products that can compete in the market, to expand brands for export positions in the promising areas proposed for this.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 339. 13 : 637. 12

С.В. ОСНОВИН, канд. с-х наук, доцент Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Л.Г. ОСНОВИНА, канд. тех. наук, доцент Белорусская государственная академия связи, г. Минск, Республика Беларусь

В.Н. ОСНОВИН, канд. тех. наук, доцент1

П.В. КЛАВСУТЬ

старший преподаватель1

1 Белорусский государственный аграрный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 23 июня 2022 г.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Цель — анализ основных направлений динамики и перспектив развития рынка молока и молочных продуктов Республики Беларусь.

Материалы и методы. Изучение объекта исследований - рынка молока и молочных продуктов -проводилось с помощью системного и комплексного подходов. Информационной базой исследования являются данные Национального стататистического комитета Республики Беларусь, материалы отечественной и зарубежной печати, интернет-ресурсы. Применялись методы индукции и дедукции, сравнения, обобщения и синтеза.

Результаты. Систематизированы статистические показатели динамики развития рынка молока и молочных продуктов. Согласно статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), мировое производство молока увеличивается с каждым годом. Проанализированы темпы роста производства молока в мире и странах ЕАЭС. Изучена специализация белорусской молочной продукции, молочные бренды, ключевые экспортеры и импортеры, проведен сравнительный анализ средней стоимости экспорта и импорта молочной продукции. Выявлены основные факторы развития рынка молока и молочных продуктов. Заключение. Продемонстрировано, что в соответствии с систематизированными данными производство молочной продукции имеет положительную динамику и соответствует мировой тенденции. Выявлены и проанализированы ключевые показатели, отражающие специализацию и уровень развития рынка молока с учетом расширения молочных брендов, позволяющих повысить конкурентоспособность продукции в условиях санкционного давления. Научная новизна состоит в том, что в условиях санкционного давления в республике необходимо развивать белорусское производство молочной продукции, способной конкурировать на рынке, расширять бренды для экспортных позиций по предложенным для этого перспективным направлениям.

Ключевые слова: сельское хозяйство, молоко, молочные продукты, динамика, перспективы, рынок, бренды.

OSNOVIN S.V., PhD in Agric. Sc., Associate Professor Belarusian State Economic University, Minsk, Republic of Belarus

OSNOVINA L.G., PhD in Technic. Sc., Associate Professor Belarusian State Academy of Communications, Minsk, Republic of Belarus

OSNOVIN V.N., PhD in Technic. Sciences, Associate Professor1

KLAVSUT P.V., Senior Lecturer1

1Belarusian State Agrarian Technical University, Minsk, Republic of Belarus

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MILK AND DAIRY PRODUCTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The goal is to analyze the main trends in the dynamics and development prospects of the market for milk and dairy products in the Republic of Belarus.

Materials and methods. The study of the object of research - the market of milk and dairy products was carried out using a systematic and integrated approach. The information base of the study is the data of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus, materials of domestic and foreign press, Internet resources. As methods, the methods of induction and deduction, comparison, generalization and synthesis were used.

Results. Statistical indicators of the dynamics of the development of the milk and dairy products market are systematized. According to statistics from the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), world milk production is increasing every year. The growth rates of milk production in the world and the EAEU countries are analyzed. The specialization of Belarusian dairy products, dairy brands, key exporters and importers were studied, a comparative analysis of the average cost of exports and imports of dairy products was carried out. The main factors of development of the market of milk and dairy products are revealed.

Conclusion. It is demonstrated that, in accordance with the systematized data, the production of dairy products has a positive trend and corresponds to the global trend. Key indicators have been identified and analyzed that reflect the specialization and level of development of the milk market, taking into account the expansion of dairy brands, which make it possible to increase the competitiveness of products in the face of sanctions pressure. The scientific novelty lies in the fact that, under sanctions pressure in the republic, it is necessary to develop the Belarusian production of dairy products that can compete in the market, to expand brands for export positions in the promising areas proposed for this.

Keywords: agriculture, milk, dairy products, dynamics, prospects, market, brands.

Введение. Производство молока и молочных продуктов является специализацией сельского хозяйства Республики Беларусь.

Молочная промышленность - одна из ведущих отраслей пищевой промышленности республики. Это связано с тем, что молоко и молочные продукты являются основными в структуре питания и востребованы всеми слоями населения. Всего на Республику Беларусь приходится 6% мировой торговли молочной продукцией [1]. Поэтому анализ динамики и перспектив развития рынка молока и молочных продуктов является актуальной задачей. Анализ последних исследований и публикаций по теме исследования показал, что проблеме поиска перспектив развития рынка молока и молочных продуктов уделяется достаточно большое внимание, о чем свидетельствует значительное количество трудов различных авторов.

Исследование перспектив развития рынка молока и молочных продуктов нашли отражение в трудах отечественных ученых: В. Г. Гусакова, З. М. Ильиной, В. И. Бельского, А. В. Мелещени и др. [2-4].

Исследователи отмечают, что в республике наблюдается стабильное обеспечение населения молоком при постоянном приросте его производства. Имеются перспективы для экспорта молока и молочной продукции [5]. Перерабатывающая промышленность производит самые важные для населения страны продукты питания (в общей структуре продуктового набора на долю молока и молочных продуктов приходится более 40%) [6].

В то же время, не анализируются экспортные позиции Республики Беларусь с точки зрения уже завоеванных белорусскими предприятиями позиций на конкретных товарных рынках (например, их доля в мировых экспортных поставках) и перспективы развития самих рынков (исходя из динамики их развития). Попыткой восполнить выявленный пробел является настоящее исследование.

Основная часть. На основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь для решения данной задачи рассмотрен комплекс показателей.

Производство молочной продукции в 2020 году составило 29% (рис. 1) от общего производства продуктов питания в нашей стране. Согласно статистике

Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), мировое производство молока увеличивается и в 2020 году его производство достигло 906 млн т, что на 87 млн т (10,6%) больше, чем в 2016 году. Среднегодовой темп роста составил 2,46% (рис. 1) [7].

Объем производства молочной продукции в республике с 2016 года за аналогичный период увеличился на 255,3 тыс. т. (рис. 2). Рост производства молочной продукции в Республике Беларусь соответствует мировой тенденции роста производства молока и молочных продуктов.

Республика Беларусь занимает лидирующие позиции по производству

молока на душу населения среди стран ЕАЭС. В 2019 году произведено 784 кг молочной продукции на 1 человека. Этот показатель намного выше, чем в Казахстане, который занимает второе место по производству молочных продуктов на душу населения (317 кг на человека), то есть плюс 465 кг на человека [7].

Белорусская молочная промышленность специализируется на производстве молока, масла, сыра, мороженого, молочных консервов и других продуктов.

Ассортимент молочной отрасли Республики Беларусь насчитывает более 1500 наименований, в том числе масло сливочное - 30, сыры всех видов - более 300, натуральной молочной продукции - более 700 [1].

Рисунок 1. - Рост производства молока в мире, млн. т Источник: [7].

Рисунок 2. - Темпы роста производства молока в республике

Примечание - Источник: [1].

Примечание -

Традиционно большую долю в молочном производстве занимает молоко. Его производство составляет 1307,8 тыс. т в год, что составляет 48% от общего производства молочной продукции в 2020 году, 28% от общего объема производства составляет сыр - 277,49 тыс. т, 7% (164,4 тыс. т) - масло сливочное и творог.

На рынке молочной продукции работает 51 компания. Крупнейшие из них: открытое акционерное общество «Савушкин продукт» (г. Брест), Могилевский молочный комбинат «Бабушкина Крынка» (г. Могилев), Минский молочный комбинат № 1 (г. Минск), ОАО «Гормолзавод № 2» (г. Минск), ОАО «Милкавита» (Гомель) и другие. Лидером по прибыли является «Савушкин продукт».

Одной из составляющих

конкурентоспособности белорусской

молочной продукции является торговая марка. В девятом рейтинге национальных брендов Беларуси «БелБренд 2018 - ТОП 100 белорусских брендов» молочный бренд «Бабушкина Крынка» занял 2 место, стоимость бренда в 2018 году составила 56,5 млн долл., а первое место принадлежит бренду «Санта Бремор» общей стоимостью 61,2 млн долл. Список самых дорогих брендов Беларуси приведен в таблице 1.

Региональные производители молочной продукции также стремятся к развитию и расширению рынка, что невозможно без контакта с потребителем. Примерно 82% белорусских производителей молочной продукции изучают удовлетворенность

потребителей не реже одного раза в квартал, а 37% компаний изучают мнения регулярно через Интернет (на собственных сайтах и в социальных сетях). Помимо степени удовлетворенности, большинство

производителей изучают портрет своего покупателя - это делают те же 82% респондентов [9,10].

Наибольшая доля производства натурального молока приходится на Брестскую область (23%). Основными производителями молочной продукции являются ОАО «Савушкин продукт» и ОАО «Березовский сырзавод». Также высока доля производства натурального молока предприятиями Минской (21%) и Гродненской областей (20%) где сосредоточена основная сырьевая зона для молочной отрасли (рис. 3).

В Беларуси за пятилетний период (20162020 гг.) продуктивность коров увеличилась на 437 кг (9,7%). Кроме того, в Беларуси самый высокий удой на корову среди стран ЕАЭС - 4943 кг. Это, в 2,1-2,5 раза выше, чем в Армении, Казахстане и Кыргызстане, и на 13% выше, чем в России. Но, несмотря на это, производители молока отмечают, что основной проблемой в молочной отрасли Беларуси является отсутствие сырья и недостаточный технологический уровень поставщиков сырья в целом [9].

Сегодня республика уверенно входит в десятку мировых производителей молока (рис. 4)

Название бренда Стоимость бренда, млн долл Место

Бабушкина крынка 56,5 2

Савушкин продукт 49,8 4

Здравушка 24,8 12

М1Ша 13,0 22

Минская марка 11,2 27

Славянские традиции 9,8 32

Молочный мир 8,3 40

Белакт 7,1 48

шйкауйа 4,5 65

Лепелька 4,2 70

Рагачевъ 3,4 77

Примечание - Разработка авторов на основе данных [8].

Таблица 1. - Молочные бренды, включенные в«БелБренд 2018 - ТОП 100 белорусских брендов»

■ Брестская

■ Минская

■ Гродненская Гомелъскзп

■ бшебскзя

■ г. Минск

■ Могклевская

Рисунок 3. - Доля областей в общем производстве молока Республики Беларусь,%

Примечание - Источник: [1, с. 22].

Major Dairy Exporters and Importers

Рисунок 4. - Ключевые экспортеры и импортеры молочной продукции в мире в 2019 году Примечание - Источник: [11].

Согласно отчету Обсерватории рынка молока за июнь 2021 года, Беларусь занимает 2-е место в мире по экспорту сгущенного молока, 3-е место по экспорту масла и сыворотки , 4-е место по экспорту сыра , 5-е место в экспорте сухого обезжиренного молока.

Эту позицию нельзя считать показательной, поскольку страны Евросоюза отображаются на сводных графиках и таблицах вместе, а не по отдельности, что может существенно сместить позицию Беларуси в рейтинге крупнейших мировых экспортеров сыра. Кроме того, Беларусь занимает 4-е место в мировом экспорте сыра из-за экспорта сыра в Российскую Федерацию, так как Европейский Союз ввел санкции на импорт определенных продуктов в Россию (в этот список входит сыр).

Как правило, экспорт молочной продукции в Беларуси намного превышает импорт. Совокупный импорт в 2020 г. составил 55436,1 тыс долл, 58,35 тыс. т, а общий объем экспорта - 2382,6 млн долл. Это на 34% больше, чем в 2016 году. К 2025 году планируется увеличить экспорт молочной продукции в денежном эквиваленте до 3120,7 млн долл, к 2030 году - до 3959 млн долл [10].

В 2020 году доля молочной продукции в общем экспорте сельхозпродукции составила 42,0%, а в общем экспорте республики -8,2%. Объем экспорта молока и молочных продуктов в натуральном выражении показывает средний рост на 0,7% в год. В стоимостном выражении за тот же период общий среднегодовой темп роста экспорта составил 8,4%.

Доля молочных продуктов в общем импорте сельхозпродукции в 2020 году составила 1,3%, а в общем импорте Беларуси

- 0,2%. За период с 2016 по 2020 годы импорт молока и молочных продуктов в натуральном выражении снизился более, чем в 4,5 раза и в 2020 году составил 29,2 тыс т.

В натуральном выражении импорт молочной продукции в 2020 году в 37 раз меньше экспорта, что свидетельствует о значительном экспортном потенциале продукции и ее конкурентоспособности на внешних рынках.

Наибольшую долю в товарной структуре экспорта молочной продукции в натуральном выражении в 2020 году занимает экспорт сыра и творога - 25,4% (274,5 тыс. т), цельного молока и сливок - 21,7%, или 234,6 тыс. т, а также, сгущенного молока и сливок

- 19,8% (214,8 тыс. т). Наименьшую долю в товарной структуре экспорта молочной промышленности республики занимает масло сливочное - 7,8%, или 83,9 тыс. т. Но

это не мешает Беларуси занимать лидирующие позиции среди экспортеров масла сливочного во всем мире.

Анализ стоимости 1 кг экспортной и импортной молочной продукции по отдельным позициям показал, что средняя цена экспортируемой молочной продукции выше, чем импортных товаров (табл. 2).

Основными партнерами Беларуси по экспорту молочной продукции являются: Российская Федерация, Казахстан, Китай, Украина, Азербайджан. На Российскую Федерацию приходится 96% всего экспорта. Что свидетельствует о высокой зависимости молочной отрасли от российского рынка (табл. 3.)

Сравнивая среднюю стоимость 1 кг молочной продукции, поставляемой в разные страны, можно сделать вывод, что сдерживающим фактором является политический кризис, из-за которого многие страны отказываются от продукции белорусских производителей.

Таблица 2. - Сравнительный анализ средней стоимости экспорта и импорта молочной продукции

Наименование молочной продукции Импорт, долл/кг Экспорт, долл/кг Разница экспорта и импорта

Молоко и сливки несгущенные 0,73 0,83 0,10

Пахта, йогурт, кефир 1,21 1,45 0,24

Сыры и творог 4,06 4,08 0,02

Молочная сыворотка 0,10 0,72 0,62

Молоко и сливки сгущенные 1,36 2,26 0,90

Масло сливочное 4,5 5,56 1,06

Примечание - Разработка на основе источника [11].

Таблица 3. - Сравнительный анализ средней стоимости белорусского экспорта молочной продукции

Страна Торговая стоимость, долл Средняя стоимость одного кг, долл

Российская Федерация 170 322 800 0,53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казахстан 2 322 400 0,53

Китай 1 714 900 0,65

Украина 1 062 900 0,79

Азербайджан 605 700 0,52

Республика Молдова 345 100 0,57

Грузия 244 600 0,52

Армения 64 000 0,54

Таджикистан 58 700 0,61

Туркменистан 6 600 0,58

Соединенные Штаты Америки 500 0,68

Примечание - Разработка на основе источника [12].

В любом случае в качестве потенциальных рынков правомерно рассматривать Алжир, Венесуэлу и Вьетнам, где востребованы сухие молочные продукты (СОМ, СКМ, сухая сыворотка).

Но, несмотря на все положительные тенденции на молочном рынке, емкость рынка молока и молочных продуктов в 2020 году в республике снизилась и составила 3036,1 тыс. т. По сравнению с предыдущим периодом этот показатель снизился на 1,2% или 37,4 тыс. т. По сравнению с 2016 годом емкость рынка молока и молочных продуктов снизилась на 0,9% или 27,5 тыс. т., а с 2017 годом сокращение составило 240 тыс. т или 7,9% [1].

Однако несмотря на некоторое снижение емкости рынка молока и молочных продуктов, он постоянно развивается. Высокая конкуренция в отрасли приводит к постоянному обновлению существующей продуктовой линейки и производственных технологий, выходу на рынок совершенно новых продуктов и повышение внутреннего спроса. Расширяется также география зарубежных рынков, что подтверждает конкурентоспособность белорусской

молочной продукции.

Анализируя вышеприведенные данные, следует отметить следующие перспективные направления рынка молока и молочных продуктов:

- повышение качества молока (при расширении географии поставок), поскольку качество молока в республике несколько уступает крупным экспортерам молокопродуктов;

- обновление основных производственных фондов в условиях конкуренции товаропроизводителей;

- техническое и технологическое перевооружения производства и освоение новых брендов.

Для устойчивого развития рынка молока и молочных продуктов необходимо создать прочную кормовую базу, что позволит наращивать объемы производства сырого молока и продуктов его переработки. Важным моментом является развитие кооперации с перерабатывающими предприятиями и совершенствование механизмов государственной поддержки. Необходимо также стимулировать инвестиционную активность и проведение

обмена опытом по осуществлению работы на рынке молока и молочных продуктов, а также контролировать требования технических регламентов Союза и ответственность за их нарушение. Следует обращать внимание также на проведение рекламных кампаний по популяризации потребления молока, привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров.

Замещение импорта ресурсов

производства в государствах-членах ЕАЭС возможно при развитии совместной селекционно-генетической базы и

обновлении материально-технической базы, а также развитии кооперации сельхозпроизводителей ЕАЭС. Актуальным является также вопрос совместного развития производства кормов и средств защиты для сельскохозяйственных животных.

Заключение. Анализ динамики и перспектив развития рынка молока и молочных продуктов Республики Беларусь является актуальной задачей.

Выявлено, что положительная динамика развития новых трендов представляет объективный интерес, способствующий экспортному потенциалу производимой продукции, что особенно актуально в условиях санкционного давления.

Обосновано, что переориентация экспортной составляющей на самый крупный для республики российский рынок, Алжир, Венесуэлу, Вьетнам и др. позволила своевременно реализовать продукцию, что особенно актуально для экономики страны. Предложенные перспективные направления развития рынка молока и молочных продуктов позволят повысить качество и экспорт белорусской молочной продукции, что особенно актуально в сложившейся ситуации.

Список литературы

1. Промышленность Республики Бела-русь:Industry of the Republic of Belarus: стат. буклет / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; ред. кол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2021. - 52 с.

2. Гусаков, В. Г. Стратегия устойчивого развития рынка молока / В. Г. Гусаков, З. М. Ильина, В. И. Бельский // Пищевая промышленность: наука и технологии. -2010. - № 3(9). - С. 3-9.

3. Кожемякин, А. Интеграция молочных активов: как объединить, чтобы не навредить / А. Кожемякин // Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. - 2009-2016. - Режим доступа: http://www.ekonomika.by/obzorglavnoy-stranitsi/integratsiya-molochnich-aktivov-kak-obedinit-chtobi-ne-navredit. - Дата доступа: 25.03.2016.

4. Развитие экспорто-ориентированного производства мясной и молочной продукции с учетом мировых тенденций /

A. В. Мелещеня [и др.]; под общ. ред. А.

B. Мелещеня. - Минск: Институт мясомолочной промышленности, 2013. - 248 с.

5. Карпенко А. Ф. Динамика развития молочного животноводства в Беларуси. Аграрная экономика. - 2021. - №1 (11) -

C. 71-77.

6. Ефименко, А. Г. Молочный подкомплекс Республики Беларусь: оценка и направления развития / А. Г. Ефименко, В. В. Ефимович // Проблемы экономики. -2019/ - № 2 (29). - С. 67-76.

7. Обзор белорусского рынка молока и

молочной продукции (октябрь 2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bikratings.by/analitika/analiz-belorusskogo-rynka-moloka-i-molochnoj-produkczii-oktyabr-2021. - Дата доступа: 17.04.2021.

8. «BelBrand 2018 - ТОП 100 белорусских брендов» / Агентство MPP Consulting. -Киев, Украина: 2018. - 7 с.

9.Как обстоят дела в молочной отрасли Беларуси: взгляд производителей, бизнес-дизайн [Электронный ресурс] / partnery.by. - Режим доступа: http://www.partnery.by/kak-obstoyat-dela-v-molochnoj-otrasli-belarusi-vzglyad-proizvoditelej/. - Дата доступа: 17.04.2021.

10.Беларусь молочная: business as usual [Электронный ресурс] / dairynews.ru. -Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/belarus-molochnaya-business-as-usual.html. - Дата доступа: 17.02.2021.

11. Food Outlook [Электронный ресурс] / Biannual report on global food markets, FAO. - Режим доступа: http://www.fao.org/3/ca6911en/CA6911EN.p df. - Дата доступа: 17.04.2021.

12.База данных ООН [Электронный ресурс] / comtrade. - Режим доступа:

https://comtrade.un.org/data/. - Дата доступа: 17.04.2021.

References

1. Promyshlennost' Respubliki Belarus'[Industry of the Republic of Belarus]: stat. buklet Nac. stat. kom. Resp. Belarus' ; redkol.: I. V. Medvedeva (pred.) [ stat. booklet. National stat. com. Rep. Belarus; editorial board: I. V. Medvedeva (prev.) [and others]. Minsk, Nac. stat. kom. Resp. Belarus.2021, 52 p. (In Russian)

2. Gusakov V. G., Ilyina, Z. M., Belsky V. I. Strategy pro evolutione mercati lactis sus-tineri [Strategy for sustainable development of the milk market] Food industry: science and technology-2010, no 3(9), pp. 3-9 (In Russian)

3. Kozhemyakin, A. Integratio bonorum lactariorum: coire ne laedant [Integration of dairy assets: how to combine so as not to harm] (In Russian). Available at: http://www.ekonomika.by/obzorglavnoy-stranitsi/integratsiya-molochnich-aktivov-kak-obedinit-chtobi-ne-navredit. (accessed 17.04.2021).

4. Meleshchenya A. B. Progressio productionis exportationis ordinatorum carnium et productorum lacticiniis, attentis trends globalis [Development of export-oriented production of meat and dairy products, taking into account global trends]. Minsk, Institute of Meat and Dairy Industry, 2013, 248p. (In Russian).

5. Karpenko A. F. Dinamika razvitiya mo-lochnogo zhivotnovodstva v Belarusi [Dynamics of development of dairy farming in Belarus] Agricultural Economics. 2021, no 1 (11), pp. 71-77 (In Russian)

6. Efimenko, A. G. Molochnyy podkompleks Respubliki Belarus: otsenka i napravleniya razvitiya [Dairy subcomplex of the Republic of Belarus: assessment and development directions] Economic problems. 2019, no. 2 (29), pp. 67-76 (In Russian)

7.Obzor belarus rynka moloka i molochnoj produkcii ('okt 2021) [Overview of the Belarusian market of milk and dairy products (October 2021)] (In Russian). Available at: https://bikratings.by/analitika/analiz-belorusskogo-rynka-moloka-i-molochnoj-produkczii-oktyabr-2021. (accessed

17.04.2021).

8. «BelBrand 2018 - TOP 100 belorusskikh brendoV» ["BelBrand 2018 - TOP 100 Bela-rusian brands"] MPP Consulting agency [Agentstvo MPP Consulting]. Kiev, /2018, 7 p. (In Russian)

9. Kak obstoyat dela v molochnoj otrasli Bela-rusi: vzglyad proizvoditelej, biznes-dizajn [How things are in the dairy industry in Belarus: manufacturers' view, business design] (In Russian). Available at: http://www.partnery .by/kak-obstoyat-dela-v-molochnoj-otrasli-belarusi-vzglyad-proizvoditelej/ (accessed 17.04.2021).

10. Belarus' molochnaya: business as usual [ Dairy Belarus: business as usual] (In Rus-

sian). Available at:

https://www.dairynews.ru/news/belarus-molochnaya-business-as-usual.html. (accessed 17.02.2021).

11. Food Outlook [ Food Outlook]. BIANNUAL REPORT ON GLOBAL FOOD MARKETS, FAO. (In English) .Available at: http://www.fao.org/3/ca6911en/CA6911EN.p df. (accessed 17.04.2021).

12. Baza dannykh OON [UN database] (In English). Available at: https://comtrade.un.org/data/. (accessed 17.04.2021).

Received 23 June 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.