Научная статья на тему 'Современные тенденции и перспективы развития рынка широкополосного доступа в Интернет'

Современные тенденции и перспективы развития рынка широкополосного доступа в Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ / DATA TRANSMISSION SPEED / 4G / 5G / СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ ПО ТЕОРИИ WILLIAM STRAUSS-NEIL HOWE / THE GENERATION CHANGE ACCORDING TO WILLIAM STRAUSS-NEIL HOWE THEORY / ПОКОЛЕНИЕ Z / GENERATION Z / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ / TELECOMMUNICATIONS INDUSTRY / ACCESS TO THE INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киченко Людмила Петровна, Шерстнев Ярослав Валерьевич

На рынке широкополосного доступа в Интернете существует жесткая конкуренция, по темпам роста это самое динамично развивающееся направление телекоммуникационной отрасли. В статье обосновывается целесообразность предоставления доступа в Интернет по самым низким ценам, вплоть до «бесплатности» данной услуги. Реализация предложенного подхода приведет к значительному росту доли рынка конкретного оператора. Став лидером на быстрорастущем рынке, компания-оператор разовьет свои конкурентные преимущества и снизит существующие и потенциальные угрозы, используя пакетные предложения. Основным источником роста для операторов на рынках крупных городов остается переток существующих абонентов от конкурентов. Проведенное исследование показало, что угроза со стороны мобильных сетей уже наносит значительный ущерб экономике операторов фиксированной связи. Проанализирована зависимость поколения Z от Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Trends and Prospects for the Development of the Broadband Internet Access Market

In the market of broadband Internet access there is a tough competition in terms of growth rates, this is the most dynamically developing direction of the telecommunications industry. The article proves the expediency of providing Internet access at the lowest prices, up to the «free» of this service. The implementation of the proposed approach will lead to a significant increase in the market share of a specific operator. Becoming a leader in a fast-growing market with 5G, new customers in particular, the Z-generation, the operator company will develop its competitive advantages and reduce existing and potential threats associated with providing broadband Internet access services using package offers. The main source of growth for operators in the markets of major cities is the flow of existing subscribers from competitors.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и перспективы развития рынка широкополосного доступа в Интернет»

На рынке широкополосного доступа в Интернете существует жесткая конкуренция, по темпам роста это самое динамично развивающееся направление телекоммуникационной отрасли. В статье обосновывается целесообразность предоставления доступа в Интернет по самым низким ценам, вплоть до «бесплатности» данной услуги. Реализация предложенного подхода приведет к значительному росту доли рынка конкретного оператора. Став лидером на быстрорастущем рынке, компания-оператор разовьет свои конкурентные преимущества и снизит существующие и потенциальные угрозы, используя пакетные предложения. Основным источником роста для операторов на рынках крупных городов остается переток существующих абонентов от конкурентов. Проведенное исследование показало, что угроза со стороны мобильных сетей уже наносит значительный ущерб экономике операторов фиксированной связи. Проанализирована зависимость поколения Z от Интернета.

Ключевые слова: доступ в Интернет; конвергенция; скорость передачи данных; 4G; 5G; смена поколений по теории William Strauss-Neil Howe; поколение Z; телекоммуникационная индустрия.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ

Киченко Людмила Петровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 kichenko@econ.psu.ru, marketing.psu@yandex.ru

Шерстнев Ярослав Валерьевич,

ведущий специалист службы инвестиционных проектов АО «ЭР-Телеком Холдинг»; 614066, г. Пермь,

ул. Шоссе Космонавтов, д. 11

sherstnevyaroslav@gmail.com

ВВЕДЕНИЕ

В рамках данной работы мы постараемся определить существующие и потенциальные угрозы для операторов фиксированной связи, предоставляющих услуги широкополосного доступа в Интернет.

Доступ в Интернет — это самое динамично-развивающееся направление телекоммуникационной отрасли; с каждым днем все большее количество людей подключается к всемирной «паутине»; все большее количество техники вводят в эксплуатацию. Государство также заинтересовано в развитии отрасли, ведь все больше информационных сообщений, все больше государственных услуг получает население через сеть Интернет*.

Несомненно, в телеком индустрии существуют и другие услуги: телевидение, фиксированная и мобильная связь, но с учетом развития технологий и расширения покрытия сети Интернет, идет постепенное замещение комплекса телекоммуникационных услуг одной универсальной — услуга доступа в Интернет. Уже сегодня посредством приложений в смартфонах осуществляется голосовое сообщение между абонентами, осуществляется передача текстовых сообщений, возможен просмотр телевизионных программ и потокового видео. И, что важно, все это без взимания дополнительной оплаты. То есть абонент платит лишь за одну услугу — доступ в Интернет.

Статья написана в связи с подготовкой предложения для опера-

торов фиксированной связи по смене порядка предоставления доступа к сети Интернет. Принципиальное отличие нового предложения от существующих на рынке — в порядке оплаты доступа: предполагается оплата за подключение к услуге без взимания ежемесячной абонентской платы. Такой порядок является новым для услуги широкополосного доступа, однако подобные модели взаимодействия операторов и абонентов распространены среди иных телекоммуникационных услуг, так, например, компания ПАО «Национальная спутниковая компания» (бренд «Триколор ТВ») предоставляет доступ к ограниченному количеству телевизионных каналов без взимания абонентской платы при условии

* Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Правительство Российской Федерации. Распоряжение №2227-р от 8 декабря 2011 г.

приобретения абонентом необходимого для подключения оборудования.

Еще вчера конкуренция имела место лишь внутри телеком операторов фиксированной связи, сегодня уже и мобильные операторы в полной мере участвуют в борьбе за абонентов услуги доступа в Интернет. При этом, с учетом мобильности, с учетом стремительного развития мобильных сетей, уже завтра мобильные операторы могут полностью вытеснить с рынка операторов фиксированной связи. Поэтому так необходимо операторам фиксированной связи в кратчайшие сроки осуществить предупреждающие действия, сделать доступ в Интернет для абонентов обыденным.

Научная новизна проведенного исследования состоит в систематизации тенденции развития телекоммуникационной индустрии с позиций существующих и потенциальных угроз для операторов, предоставляющих услуги широкополосного доступа в Интернет, и прогнозировании перспектив дальнейшего развития данного рынка.

Выводы, полученные в ходе исследования, расширяют современную экономическую теорию сточки зрения выявления новых социально-экономических закономерностей.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в качестве базы для формирования рыночной стратегии операторов интернет-связи, при разработке политики ценообразования на рынке широкополосного доступа в Интернет как на макроуровне, так и на микроуровне.

АНАЛИЗ РЫНКА ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ

Проанализируем существующую ситуацию по объему рынка широкополосного доступа в Интернет и прогноз данного рынка.

Рынок широкополосного доступа в Интернет — это растущий рынок. Также мы видим, что по прогнозам годовой темп роста рынка постепенно начинает снижаться, что говорит о насыщении рынка и возможном смещении интереса потребителей в сторону мобильного доступа в Интернет.

Обратимся к данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг». По итогам второго квартала 2016 года количество абонентов широкополосного доступа в Интернет в сегменте частных лиц в России составило 30,7 млн, при этом темп роста абонентской базы во втором квартала 2016 года замедлился по сравнению с предыдущими периодами, и составил 0,8%.

Во втором квартале 2016 года ТОП-5 провайдеров формировали 67% абонентской базы широкополосного доступа в Интернет в В2С-сегменте:

a) лидерство по абсолютному приросту сохранил Ростелеком, увеличивший число абонентов на 144 тысячи. Основными драйверами роста оставались тарифная политика оператора (Ростелеком проводит акции, в рамках которых за абонентами закрепляются тарифные планы с ценами ниже среднерыночных без ограничений по сроку действия акции), а также продолжающийся процесс модернизации сетей (переход на ГТТх и ЯОЛ-техно-логии доступа);

b) традиционно второе место по показателям прироста абонент-

ской базы заняла компания МТС с результатом в 37 тысяч новых клиентов, используя, в том числе, бесплатную мобильную связь для владельцев карт «MTS Smart Деньги»**, при этом в относительном выражении темп роста этого оператора снова оказался самым высоким среди ТОП-5 провайдеров (1,4%);

c) на третьем месте по абсолютному приросту абонентов во втором квартале оказался оператор ТТК, абонентская база которого увеличилась на 8 тыс. абонентов (0,6%);

d) количество ШПД-абонентов ЭР-Телекома во втором квартале 2016 года не претерпело изменений по сравнению с предыдущим периодом;

e) абонентская база ВымпелКома, демонстрировавшая отток с конца 2014 года, по итогам 2 квартала 2016 года осталась на уровне предыдущего квартала.

В целом на фоне насыщения рынка основным источником роста для операторов на рынках крупных городов остается переток существующих абонентов от конкурентов. В результате стратегии развития операторов сменились с наращивания абонентской базы на ее удержание. Среди основных инструментов, используемых операторами в этих целях, можно отметить:

♦ Пакетные предложения. Более 70% новых подключений к услуге ШПД ведущих операторов приходится на пакетные тарифы. По данным ТМТ-Консал-тинг, в среднем по рынку в первом полугодии 2016 года доля абонентов пакетных предложений составила порядка 40% от всех ШПД пользователей. У отдельных операторов (ЭР-Телеком,

** Оператор МТС сделал мобильную связь бесплатной для владельцев карт «МТС Smart Деньги». URL: banki.ru/news/ lenta/?id=9002040 (дата обращения: 20.10.2016)

МТС) данный показатель превышает 70%. Чаще всего пользователи подключают пакет из двух услуг (ШПД + ТВ).

♦ Увеличение скорости доступа. Средние скорости в стандартных предложениях операторов на рынках крупных городов составляют 30—50 Мб/с (при наличии технической возможности), кроме того, в линейках отдельных провайдеров присутствуют предложения со скоростями 150— 200 Мб/с. По оценкам ТМТ Консалтинг, более 60% российских абонентов подключены на скоростях выше 10 Мб/с.

♦ Конвергенция. По состоянию на начало июля 2016 года, конвергентные сервисы, включающие услуги сотовой и фиксированной связи, в том или ином виде присутствуют в продуктовых портфелях большинства крупнейших операторов из российского ТОП-5 (МТС, ВымпелКом, ЭР-Телеком) или готовятся к запуску в ближайшее время (Ростелеком). Зарубежный и российский опыт показывает, что конвергентные услуги снижают отток как сотовых, так и фиксированных абонентов.

Если провести анализ предложений крупных федеральных игроков, можно заметить схожесть данных предложений, как в части скоростных характеристик, так и в плане цены предложения.

Как мы можем видеть, тарифы компаний Билайн, МТС и Эр-Телеком схожи как по скоростным характеристикам, так и по диапазону цен на услуги. Существенно отличается от других компаний предложение компании Ростелеком. Стоит отметить, что демпинг со стороны компании Ростелеком отмечается во всех городах присутствия компании Эр-Телеком. Это свойственно не только моно-

продуктам, но и пакетным предложениям.

ТРЕНДЫ ОТРАСЛИ. БУДУЩЕЕ

ТЕЛЕКОМ-ИНДУСТРИИ

В начале века рынок телекоммуникационных услуг России претерпевал серьезные изменения. Это был период становления услуги доступа в Интернет в стране, когда осуществлялся постепенный переход от предоставления доступа в Интернет посредством модемного соединения к предоставлению доступа через выделенные оптоволоконные линии. Это был период развития платного телевидения, этап распространения кабельного и спутникового телевидения. Также на рынке пользовалась высоким спросом услуга фиксированной телефонной связи. И все эти три услуги, предоставляемые телекоммуникационными компаниями, в действовавших в то время реалиях были независимы друг от друга. Так же формировались рынки мобильной связи.

С течением времени, в связи с развитием технологий, границы рынков телекоммуникационных услуг стали стираться. Уже сегодня операторы мобильной связи, некогда предоставлявшие исключительно услуги голосового и текстового сообщения, предоставляют доступ в Интернет, производители оборудования производят собственный контент, а порой и производители контента производят собственное оборудование,плат-ное ТВ постепенно заменяется потоковым видео и трансформируется в подписки на интересующий контент. И с каждым годом границы телеком услуг будут становиться все более размытыми, пока не исчезнут вовсе.

Основные тренды отрасли:

1) сближение рынков;

2) рост конкуренции;

3) изменение культуры потребления услуг клиентами:

♦ рост популярностипотоково-го видео;

♦ потребление контента в любом месте с любого устройства в режиме 24/7;

♦ совмещенный просмотр, мгновенное переключение между устройствами;

♦ рост потребления контента с мобильных устройств;

4) изменение требований к операторам;

5)телеком операторы для замещения выпадающих доходов выходят на смежные рынки (рынок рекламы, производство и дистрибуция контента, производство оборудования, рынок /7-продуктов и облачных сервисов);

6) оператор может удовлетворить все потребности Клиента в контенте (видео, музыка, игры, ПО, софт, книги).

Из-за трансформации экономической системы и сближения рынков телекоммуникационные операторы вынуждены расширять продуктовую линейку (самостоятельно или через стратегические партнерства), возможности предоставляемых услуг, а также изменять бизнес-модели работы на рынках и подход к технологическому развитию компании.

В связи с ростом конкуренции на телекоммуникационном рынке, выходом новых игроков и трансформацией экономической системы происходит снижение доходов традиционных телекоммуникационных операторов. Провайдеры должны делать ставки на рост за счет развития цифровых каналов/контента, применения гибких бизнес-моделей и осуществления вертикальной интеграции (за счет партнерских соглашений и выхода на новые рынки).

С увеличением проникновения Интернета в жизнь людей идет постепенное смещение акцента с пользования различными телекоммуникационными услугами в сторону пользования услугой доступа в Интернет как базовой, с пользованием дополнительными сервисами на ее основе [1]. На данный момент известно большое количество платных и бесплатных сервисов, которые вполне могут являться, а некоторые являются, альтернативами привычным телеком услугам. Так, для голосовой связи могут быть использованы приложения Бкурв, МЬ^вАрр, Viber. Альтернативой платному ТВ по выделенному кабелю являются 1Р IV, сервисы потокового видео, 011-сервисы.

Таким образом, пользуясь лишь базовой услугой доступа в Интернет, абонент может значительно сократить свои затраты на пользование остальными услугами, а в некоторых случаях и вовсе отказаться от дополнительных затрат. Именно поэтому стоит расценивать услугу доступа в Интернет как базовую.

ОЦЕНКА УГРОЗ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ ФИКСИРОВАННОГО ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ Угроза «G»

Мобильная связь — это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется. Одним из видов мобильной связи является сотовая связь, ну а «G» в сотовой связи расшифровывается как « generation».

Попробуем разобраться, почему же сотовую связь можно отнести к потенциальным угрозам для стационарного Интернета (табл. 1).

Данная таблица интересна с точки зрения скорости передачи данных. Развитие мобильной телефонии связано с переходом от аналогового сигнала в сетях 1G к цифровому сигналу в сетях 2G и последующим пошаговым усовершенствованием цифровой передачи данных в сетях 2,5G, 3G и 4G3*. Параллельно с усовершенствованием технологии мобильной телефонии увеличивались и возможности пакетной передачи данных по мобильным сетям. Постепенно мобильные сети ста-

новятся все более конкурентоспособными на рынке предоставления доступа в Интернет.

Мы исключим из анализа сети 10, 20, 2,50, так как скорости передачи данных в этих сетях не могут удовлетворить современные потребности клиентов в скорости передачи данных. Для начала рассмотрим сети 30. Как можно видеть из таблицы,реализована данная технология была в 2002 году, однако в России данная технология была внедрена значительно позже. Принято считать, что история развития 30-сетей в России началась с конца 2006 года, когда Россвязь объявила о проведении конкурсов на получение трех лицензий для оказания услуг связи в стандарте ЦМТв (30). В апреле 2007 года лицензии были получены операторами «большой тройки» — МТС, Мегафон и Вымпелком. К этому времени стандарт 30уже активно использовался более чем в 70 странах мира, а 30-услуги были доступны, по меньшей мере, 300 млн абонентов.

Первым российским городом, где появилась сеть 30, стал Санкт-Петербург. В октябре 2007 года

Таблица 1

Сравнительное описание поколений мобильной телефонии

Поколение 1G 2G 2,5G 3G 3,5Э 4G

Начало разработок 1970 1980 1985 1990 <2000 2000

Реализация 1984 1991 1999 2002 2006-2007 2008-2010

Сервисы Аналоговый стандарт, речевые сообщения Цифровой стандарт, поддержка коротких сообщений (SMS) Большая емкость, пакетная передача данных, увеличение скорости сетей второго поколения Еще большая емкость, скорости до 2 Мб/с Увеличение скорости сетей третьего поколения Большая емкость, IP-ориентированная сеть, поддержка мультимедиа, скорости до сотен мегабит в секунду

Скорость передачи 1,9 Кб/с. 9,6-14,4 Кб/с 115 кбит/с (1 фаза), 384 Кб/с (2 фаза) до 3,6 Мб/с до 42 Мб/с 100 Мб/с-1 Гб/с

Стандарты AMPS, TACS, NMT TDMA, CDMA, GSM,PDC GPRS, EDGE (2.75G), 1xRTT WCDMA, CDMA2000, UMTS ^ОРА, ^иРА, ^РА, ^РА+ LTE-Advanced, WiMax Release 2 (IEEE 802.16m), WirelessMAN-Advanced

Сеть PSTN PSTN PSTN, сеть пакетной передачи данных Сеть пакетной передачи данных Сеть пакетной передачи данных Сеть пакетной передачи данных

3* Что происходит с 3G в России? URL: macster.ru/news/090928-chto-proiskhodit-s-3g-v-rossii. (дата обращения: 28.07. 2017).

компания «Мегафон» ввела в эксплуатацию небольшой фрагмент связи, который покрыл Центральный и Василеостровский районы города, а также некоторые участки Ленобласти.

Скорость передачи данных в таких сетях достигает 3,6 Мб/сек, что было на момент внедрения прорывом для мобильных сетей, но явно не могло составить конкуренцию скорости доступа в Интернет по фиксированным каналам.

Следующей технологией стала сеть 3,50. Годами реализации технологии стали по разным данным 2006—2007 гг. По сути это модернизированные сети 30, скорость в которых достигает 42 Мб/сек. Годом реализации данной технологии на территории РФ можно считать 2010 год. Скорость распространения технологии в регионы можно проследить по новостным лентам 2013 года, когда в феврале оператор Вымпелком объявил о вводе в эксплуатацию в Калуге и Калужской области сети с поддержкой технологии НвРА+, позволяющей достигать скорости передачи данных до 21,6 Мб/с, а в марте уже Ростелеком запустил в коммерческую эксплуатацию сеть 30 с использованием технологии НвРА+ в Пермском крае. Скорость передачи данных по технологии 30 уже в состоянии вести конкурентную борьбу с фиксированными каналами передачи данных.

Конечной на данный момент технологией мобильной телефонии является 40. Данная технология в полной мере является конкурентом фиксированных технологий передачи данных. Скорость

передачи данных в сетях 4G по разным оценкам может достигать 100 Мб/сек - 1 Гб/сек. Коммерческий запуск сетей, основанных на стандарте LTE, впервые в России был осуществлен в Новосибирске в конце декабря 2011 года компанией «Скартел». В Москве данная технология была запущена в марте 2012 года и в дальнейшем была распространена на регионы России.

На данный момент LTE присутствует в 79 регионах России4*. В зоне покрытия находится более 55% населения (по данным сотовых операторов).

Важно отметить, что цифры скорости передачи данных, указанные в таблице 1, обозначают пиковые значения, можно сказать «теоретические», и, в том числе, поэтому мобильный Интернет не рассматривается должным образом телеком операторами фиксированной связи в качестве реальной угрозы.

Компания Telecom Daily провела исследования в российских го-родах-миллиониках, и вот основной вывод: «Средняя скорость передачи данных в сетях мобильной связи четвертого поколения (LTE) в российских городах-миллионни-ках снизилась с декабря 2014 по май — июнь 2016 года на 10-12%. В декабре 2014 года она превышала 10 Мб/с, а в конце весны — начале лета 2016 года — 9 Мб/с.» Да, 9 — 10 Мб/сек — это не 100 Мб/сек, которые может предоставить фиксированный Интернет, но это уже та скорость, с которой пользователи без проблем могут «серфить» Интернет, а также просматривать потоковое видео в форматах SD и даже HD,

а это уже реальная угроза не только стационарному интернет-доступу, но и стационарному телевидению.

Замедление же скоростей в сетях 4Gобъясняется тем,что в России все больше устройств, поддерживающих LTE, — выросла нагрузка на сети (и это при условии роста числа базовых станций у мобильных операторов: в декабре 2015 года у МТС было 27 365 базовых станций LTE (+91% к январю), у «Мегафона» — 26 028 ( + 58%), у «Вымпелкома» — 11 081 (+55%)). По данным AC&M Consulting, в 2014 году устройствами с поддержкой LTE пользовались 4% российских абонентов (9,1 млн), в 2015 году - 9% (23,7 млн), прогноз на 2016 год — 17%. Таким образом можно сделать вывод, что данная услуга не просто пользуется популярностью, но растет в геометрической прогрессии.

И это при условии, что техническая сторона мобильных сетей останется на текущем уровне и скорость сети 4G останется непревзойденной. Но это уже не так.

Обратимся к самым свежим новостным лентам различных изданий:

1. «Запуск 5Gв Китае запланирован на 2020 год» — 27 июля 2016 года5*.

2. ««Мегафон» и Nokiaдоговори-лись о совместном развитии сетей 5G в России» — 28 июля 2016 года.

3. «МТС и Nokia провели первые испытания 5G» — 16 сентября 2016 года6*.

4. «Китай приступил к масштабному тестированию 5G» — 08 октября 2016 года.

4* LTE в России. URL: ru.wikipedia.org/wiki/LTE#LTE_.D0.B2_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8 (дата обращения: 21.06.2017).

5* Запуск 5G в Китае запланирован на 2020 год. URL: 4pda.ru/2016/08/27/319972/ (дата обращения: 27.08.2016).

6* Вести Экономика. MTS и Nokia провели первое испытание 5G. URL: vestifinance.ru/articles/75102 (дата обращения: 28.07.2016).

Появление 5G будет иметь следующие последствия:

1) скорости Интернета выше 1 Гб/сек (в отдельных случаях 10 Гб/сек) (перенеся соотношении теоретическая скорость/реальная скорость в сетях 4G, можно сделать предположение, что реальная скорость сетей 5G достигнет «90 Мб/сек, а с учетом удешевления стоимости строительства сетей 4G после реализации сетей 5G, скорость точно не будет ниже 40 Мб/сек);

2) «Стандарт позволит снизить стоимость владения мобильной сетью в пересчете на единицу переданной информации» — это мнение ведущего эксперта по развитию решений в области мобильного широкополосного доступа Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия, что повлечет за собой удешевление и тарифов на мобильный Интернет7*.

Таким образом, мы подошли к ценовому вопросу предоставления мобильного доступа в Интернет. Разобьем данный вопрос на две части:

1) Развитие предложения мобильных операторов в части предоставления мобильного Интернета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если еще вчера стоимость мобильной передачи данных была несоизмерима со стоимостью интернет-соединения по фиксированному каналу связи, имела ограничения по количеству передаваемой информации, то в нынешней ситуации все стало качественно меняться.

Первым шагом к доступности мобильного Интернета было снижение цены и увеличение количества доступного трафика на тарифах. Да, все еще дорого по срав-

нению со стационарным доступом, есть ограничения по трафику, и скорость явно уступает, но это был лишь первый шаг.

Вторым шагом стало предоставление пакетированного предложения, в составе которого абонент получает все наиболее используемые телеком услуги по единому договору: мобильная связь (звонки, интернет, смс), стационарные ТВ и Интернет. За деньги, сопоставимые со стоимостью пакетированного предложения операторов фиксированной связи, абонент получает дополнительное преимущество в мобильности связи.

Так как основным вопросом, который мы рассматриваем, остается мобильный Интернет, отметим, что в предложении объем трафика все еще ограничен. Но через данный продукт компания решает вопрос снижения оттока и, фактически, получает пожизненного клиента (для данного витка развития технологий), который выбирает теперь только исходя из зоны покрытия мобильной связи при наличии равнозначного предложения от мобильных операторов.

Справедливости ради стоит отметить, что частично проблема вывода подобного пакетного предложения на рынок для операторов фиксированной связи решается через партнерские соглашения с оператором мобильной связи и выпуск продуктов МУЫО. С нашей точки зрения, МУЫО в долгосрочной перспективе может быть выгодно лишь мобильному оператору, так как с учетом смещения акцента телеком индустрии к предоставлению всех возможных услуг через Интернет (голосовые сообщения, текстовые сообщения, видео потоки, ОТТ-сервисы), при

существующих тенденциях к удешевлению услуг мобильной передачи данных и увеличению скорости передачи данных в мобильных сетях, операторы фиксированной связи являются лишь донорами абонентов для мобильных операторов, которые предоставляют свои сети под MVNO.

Третьим шагом стал вывод на рынок безлимитного предложения на мобильный Интернет. За 400 рублей в месяц абонент получает возможность пользоваться всеми услугами мобильного телеком оператора без ограничений по трафику передачи данных.

2) Отказ от модели оплаты услуг клиентом и поиск иных способов монетизации.

1 июня 2016 года российский медиахолдинг РБК размещает на своем интернет-ресурсе статью «Связь будущего: смогут ли операторы сделать ее бесплатной», в тексте которой цитируют заявления президента МТС Андрея Ду-бовскова о том, что в обозримом будущем услуги сотовой связи и подключения к Интернету должны стать бесплатными для потребителей. Пользователи не должны «платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей», а самой компании МТС уже «стыдно брать за это 1 — 1,5% от зарплаты. Все, что мы даем, должно быть бесплатно»8*.

Всего через две недели (14 июня 2016 года) компания МТС и МТС Банк объявили о старте продаж дебетовой карты «МТС Smart Деньги», владельцы которой получат возможность бесплатно пользоваться Интернетом, а также общаться с абонентами МТС.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что угроза

7* Воробьев С. URL: comnews.ru/content/102943/2016-07-25/ericsson#ixzz4FQJvYj4o (дата обращения: 10.09.2016).

8* Связь будущего: смогут ли операторы сделать ее бесплатной. URL: http://www.rbc.ru/technology_and_media/01/06/ 2016/574d76d69a7947dd5563200d (дата обращения: 01.06.2016).

со стороны мобильных сетей является не просто возможной, она уже наносит значительный ущерб экономике телеком операторов фиксированной связи.

Смена поколений. Отсутствие работы с «центениалами»

Согласно теории Уильяма Штрауса ( William Strauss) и Нейла Хоува (Neil Howe), описанной в 1991 году, население планеты сменяет друг друга поколениями раз в 20—25 лет. Не так давно оформилось новое поколений — поколение Z. На первый взгляд может быть непонятно, как же связана теория поколений с опасностью для операторов фиксированных телеком услуг.

Необходимо разобраться с вопросом «ценностей поколения». Для этого обратимся к теории Штраусса и Хау:

1) поколенческие ценности являются элементом системы ценностей человека, наряду с общечеловеческими и индивидуальными ценностями;

2) ценности поколения формируются в возрасте 12—14 лет под влиянием общественных событий (экономических, социальных, культурных и политических), технического прогресса, а также семейного воспитания;

3) поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными, не носят явно выраженной формы, в том числе для самих представителей поколений, но при этом определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей. Теперь поймем, когда же появилось поколение Z в России,

и в какой период происходило его становление9*.

Как можно видеть из таблицы 2 (берем в расчет российскую адаптацию), формирование данного поколения еще не завершено, но первая «партия» этого поколения уже вот-вот войдет во взрослую жизнь, создаст свою собственную ячейку общества, отделится от родителей и,с точки зрения телеком-операторов, станет потенциальным клиентом интернет-услуг.

Если же соотнести второй пункт теории Штраусса и Хау с периодизацией поколений и в частности поколения 2, то можно отметить:

1) это первое поколение, которое родилось в эпоху Интернета. Они не помнят, какой была жизнь до Интернета. Они берут наибольший объем информации именно из сети;

2) они не помнят, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день;

3) формирование сознания у них совпало с бумом распространения гаджетов, формированием у потребителей осознания «мобильности» информации.

То есть это поколение не просто приноровилось, как поколение У, к Интернету, но привыкло оста-

ваться он-лайн круглые сутки, общаться по сети, брать информацию из сети, оно выросло вместе с этими технологиями.

На какие ценности поколения 2 стоит обратить внимания при рассмотрении вопроса предоставления телеком услуг (на основании агрегации результатов различных исследований10* [2]:

1) 90% сильно расстроятся, если им придется отказаться от Интернета;

2) 84% выполняют сразу несколько задач на электронном устройстве во время просмотра телевизионных программ;

3) представители поколения 2 устанавливают более 10 приложений на свои телефоны, в то время как у 10% — приложений более 40;

4) 85% проводят исследования онлайн, 33% используют дистанционное обучение для самообразования;

5) 52% используют УоиШЬе или социальные медиа для выполнения заданий от учебных заведений;

6) 60% говорят, что любят делиться своими знаниями онлайн;

7) 76% считают, что их опыт в сети Интернет поможет им в достижении их целей;

Таблица 2

Классический и российский подход к периодизации поколений

Поколение Тип поколения Годы рождения

Strauss-Howe generation theory Российская адаптация

Поколение Э! Герои 1901-1924 1900-1923

Молчаливое поколение Художники 1925-1942 1923-1943

Бэби-бумеры Пророки, идеалисты 1943-1960 1943-1963

Поколение X (13-е поколение) Кочевники 1961-1981 1963-1984

Поколение У (Миллениум) Герои 1982-2004 1984-2000

Поколение 1 (Центениалы) Художники 2005 - настоящее время 2000 - настоящее время

9* Какими они выросли, молодые люди поколения Z? URL: vedomosti.ru/management/articles/2014/04/16/kakimi-oni-vyrosli-molodye-lyudi-pokoleniya-z (дата обращения: 28.07.2016).

10* Поколения мобильной телефонии. URL: ru.wikipedia.org/wiki/ Поколения_мобильной_телефонии (дата обращения: 28.07.2106).

8) 66% говорят, что технологии создают для них впечатление, что все возможно;

9) 55% скорее купят одежду в интернет-магазине, 53% выберут этот канал для покупки книг и электроники;

10) 57% скорее сохранят деньги, чем потратят их.

Таким образом, можно увидеть, что поколение 2 зависимо от Интернета.

Особое же внимание стоит обратить на пункт 10. 57% скорее сохранят деньги, чем потратят. То есть больше половины не подвержены спонтанным тратам и крайне бережливо относятся к своим деньгам, умеют определять ценность приобретаемых товаров и услуг. Подтверждается это и тем, что 62% респондентов поколения 2 копят деньги. Эта бережливость к деньгам связана с мировым кризисом 2008—2009 года, а в нашей

стране она дополнительно подогревается текущим состоянием экономики страны, динамикой цен и уровнем инфляции. То есть у молодых людей подсознательно сформировались, формируются сейчас и еще будут формироваться глубинные, подсознательные ценности, связанные с получением максимума благ за минимум стоимости. Так же не будем отбрасывать необходимость мобильности благ.

Развитие мобильных сетей делает мобильную связь дешевле и, главное, не привязывает абонента к месту предоставления услуги. Однако доступность этой технологии, как в ценовом, так и в технологическом плане, только формируется. Для этого достаточно взглянуть на зоны покрытия сетями 40 основных мобильных операторов (зоны 30 и 3,50, как уже говорилось ранее, не могут в полной мере соперничать со стацио-

нарным доступом в Интернет, а сети 50 еще не реализованы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В материалах статьи проанализирована текущая ситуация на рынке широкополосного доступа в Интернет, рассмотрены тенденции развития телеком индустрии. Пользуясь только базовой услугой доступа в Интернет, абонент может существенно сократить затраты на пользование остальными услугами, а в отдельных случаях и совсем отказаться от дополнительных затрат. Следовательно, стоит расценивать услугу доступа в Интернет, как базовую. Проведенное исследование показало, что угроза со стороны мобильных сетей уже наносит значительный ущерб экономике операторов фиксированной связи. Проанализирована зависимость поколения 2 от Интернета.

ИСТОЧНИКИ

1. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2014. Выпуск 1. Том 8. С. 108—114.

2. Шамис Е., Никонов Е. Самое дорогое. Что стоит знать о ценностях поколений. «Наследники project». URL: https:// rugenerations.su/2016/09/12/ (дата обращения: 12.09.2016).

Modern Trends and Prospects for the Development of the Broadband Internet Access Market Kichenko Lyudmila Petrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department of Perm State National Research University; Bukirev street 15, Perm, 614990, Russian Federation (kichenko@econ.psu.ru)

Sherstnev Yaroslav Valeryevich,

Leading specialist of the service of investment projects of ER-Telecom Holding JSC; Shosse-Cosmonavtov str. 11, Perm, 614066, Russian Federation (sherstnevyaroslav@gmail.com)

In the market of broadband Internet access there is a tough competition in terms of growth rates, this is the most dynamically developing direction of the telecommunications industry. The article proves the expediency of providing Internet access at the lowest prices, up to the «free» of this service. The implementation of the proposed approach will lead to a significant increase in the market share of a specific operator. Becoming a leader in a fast-growing market with 5G, new customers in particular, the Z-generation, the operator company will develop its competitive advantages and reduce existing and potential threats associated with providing broadband Internet access services using package offers. The main source of growth for operators in the markets of major cities is the flow of existing subscribers from competitors.

Keywords: access to the Internet; convergence; data transmission speed; 4G; 5G; the generation change according to William Strauss-Neil Howe theory; generation Z; telecommunications industry.

REFERENCES

1. Astashova, Yu.V. (2014) The theory of generations in marketing. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management, 2014, Release 1, Volume 8, pp. 108—114.

2. Shamis, E.; Nikonov, E. The most expensive. What is worth knowing about the values of generations. «Project heirs». URL: https://rugenerations.su/2016/09/12/ (accessed: September 12, 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.