ЭКОНОМИКА В ОТРАСЛЯХ И РЕГИОНАХ
Основные тенденции и региональные особенности развития рынка
телекоммуникаций в Калининградской области
А.В. Гришковец
Обоснована значимость телекоммуникационной сферы для решения задач инновационного развития региона. Рассмотрены современное состояние рынка телекоммуникаций в Калининградской области и его тенденции на ближайшую перспективу. Показаны главные направления инвестиций в отрасль: расширение сетей мобильной связи третьего поколения, переход на технологию FTTB для организации широкополосного доступа в Интернет, создание (на основе слияний и поглощений) интегрированных структур, предоставляющих полный набор услуг фиксированной и мобильной связи.
Ключевые слова: инвестиционная стратегия, инвестиционная программа, услуги мобильной связи, услуги фиксированной связи, мобильные операторы, сети 2G, сети 3G, широкополосный доступ в Интернет, технология ADSL, технология FTTB, интегрированные структуры.
Большинство перспективных нововведений в конечном счете находит реальное воплощение в наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что и является важнейшим результатом инновационной деятельности. Диапазон распространения новшеств расширяется по мере того, как осознается их ценность; это происходит при непосредственном контакте с человеком и его потребностями. Ценностные отношения образуют особую группу факторов в рыночной экономике, причем с развитием науки и техники все большую долю в стоимости товаров занимают затраты интеллектуального, а не физического труда.
В целостную систему инноваций входят такие компоненты, как наука, технология, экономика и образование. Создание инновационных продуктов требует привлечения различных ресурсов, главные из которых - инвестиции и затраты времени как на проведение НИОКР, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с освоением производства новой продукции и услуг.
Ускорение темпов инновационного развития практически повсеместно увеличивает спрос на продукцию и услуги сферы телекоммуникаций. Следует особо подчеркнуть их значимость для Калининградской области, территориально изолированной от остальной России. Вместе с тем масштабы и качество предоставляемых телекоммуникационных услуг напрямую зависят от принятых инвестиционных стратегий, их соответствия запросам пользователей и имеющимся техническим возможностям.
Инвестиционная стратегия является базой и фундаментом общей стратегии развития экономического субъекта и всех его частных стратегий, кон-
Гришковец А.В. Основные тенденции и региональные особенности развития рынка телекоммуникаций в Калининградской области
33
цепций и программ; любая из них должна пройти процедуру инвестиционного анализа и сопоставления с альтернативными проектами. При этом инвестиции сами по себе не являются определяющим условием успеха. Важно, как они прогнозируются и планируются, в какие сегменты направляются, как организуется инвестиционный процесс, кто выделяет средства и реализует проект. Другими словами, важен инвестиционный процесс в целом, от предварительного анализа проекта до его практической реализации, мониторинга, коррекции и завершения.
Предваряя анализ инвестиционных программ в сфере телекоммуникаций, необходимо дать краткую характеристику ее нынешнего состояния в регионе. Соответствующий рынок целесообразно разделить на два основных сегмента -мобильной и фиксированной связи.
К основным поставщикам услуг мобильной связи в области относятся:
□ калининградский филиал ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») - около 33% регионального рынка. Его лидерство в значительной степени объясняется тем, что филиал был образован путем поглощения ЗАО «Экстел», на тот момент крупнейшего оператора в области;
□ филиал ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (торговая марка «МТС») -около 31% рынка мобильной связи;
□ филиал ОАО «Мегафон» (торговая марка «Мегафон») - около 27% рынка;
□ филиал «TELE2 Россия» (Российского подразделения шведского оператора TELE2), торговая марка «TELE2» - около 6,5% рынка. Компания была образована путем приобретения в 2008 г. калининградского оператора «Цифровая экспансия» и строительства собственной сети. Коммерческий запуск системы осуществлен в первом полугодии 2010 г.;
□ филиал ЗАО «Скай Линк» - около 2% рынка;
□ ООО «Связьинформ» (торговая марка «Связьинформ») - около 0,5% рынка.
Первые четыре из перечисленных операторов предоставляют услуги мобильной связи в сетях 2G и 3G, «Скай Линк» - в сетях 2G (CDMA), «Связьинформ» - в сетях 2G (DAMPS).
В сегменте фиксированной связи телекоммуникационные компании оказывают два основных вида услуг: фиксированной телефонной связи и широкополосного доступа в Интернет.
Услуги фиксированной телефонной связи в области предоставляют следующие организации:
□ ОАО «Северо-Западный Телеком» - около 60% рынка. Преобладание компании на областном рынке объясняется тем, что ей были переданы в свое время телекоммуникационные активы государственной
34
Экономика в отраслях и регионах
компании «Электросвязь» - естественного монополиста в советский период и в начале 1990-х гг.;
□ ЗАО «ВестБалт Телеком» - около 20% областного рынка;
□ калининградский филиал «ПетерСтар» (группа компаний «Синтерра») - около 10% рынка;
□ прочие организации - 10%.
Широкополосный доступ в Интернет предоставляют:
□ ОАО «Северо-Западный Телеком» (торговая марка «Авангард») -35% областного рынка, технология ADSL;
□ ЗАО «ВестБалт Телеком» -10% рынка, технология ADSL;
□ ООО «Тис-Диалог» - 20% рынка, технология FTTB (оптоволокно);
□ калининградский филиал ООО «СЦС Совинтел» (группа компаний «Вымпелком», торговая марка «Билайн - Проводной Интернет») -15% рынка;
□ ООО «Балт Телеком» (торговая марка «sova-Telecom») - около 5% рынка;
□ ООО «E-Type» - около 5% рынка;
□ калининградский филиал «ПетерСтар» (группа компаний «Синтерра», торговая марка «Г азинтернет») - 5% рынка;
□ другие организации - 5%.
Уровень проникновения мобильной связи в Калининградской области составляет приблизительно 120%; это означает, что на каждые 100 жителей области приходится 120 активных SIM-карт. По широкополосному доступу в Интернет аналогичный показатель не превышает 30%, причем пока эта услуга предоставляется в основном в Калининграде (исключение составляют лишь несколько городов области, таких как Черняховск и Советск). Там, где она недоступна, для выхода в Интернет приходится использовать либо давно устаревшую технологию dial-up (коммутируемого доступа), либо мобильные сети третьего поколения (формат передачи данных UMTS и HSDPA). В настоящее время все три федеральных сотовых оператора имеют собственные сети 3G во многих городах области.
В инвестиционной стратегии предприятий телекоммуникационной отрасли четко просматриваются два основных направления - развитие в области сетей мобильной связи третьего поколения и высокоскоростного доступа в Интернет по оптоволоконным линиям.
Заметим, что хотя все федеральные сотовые операторы уже ввели в области сети 3G в коммерческую эксплуатацию, зона их покрытия остается небольшой. Первоначально они ограничивались их развертыванием в Калининграде, так что сейчас основное строительство переместилось в малые города. Технологически сети 3G отличаются от своих предшественников лишь тем, что обеспечивают более высокую скорость передачи данных (в отношении голосовых и прочих услуг никакой существенной разницы нет). В Калининграде, где широкополосный доступ в Интернет обеспечивается операторами
Гришковец А.В. Основные тенденции и региональные особенности развития рынка телекоммуникаций в Калининградской области
35
фиксированной связи, соответствующие услуги на базе технологии 3G менее востребованы, чем в малых городах, где альтернативы просто не существует. К тому же качество 3G-доступа в Интернет ощутимо ниже, чем по ADSL или FTTB при более высокой цене. Преимущество такого доступа заключается лишь в его мобильности и возможности работать в сети там, где обычный кабель отсутствует.
Качество передачи данных в сетях 3G зависит от наличия базовых станций на конкретной территории, в связи с чем все операторы мобильной связи сейчас интенсивно занимаются их строительством. Развитию популярности их услуг способствуют появление все новых устройств, использующих сети третьего поколения, и их относительная дешевизна.
Компании, предоставляющие услуги по широкополосному доступу в Интернет, постепенно переходят на технологию FTTB. На данный момент она является наиболее совершенной, обеспечивая не только устойчивый доступ на максимальной скорости, но и предоставление клиенту ряда дополнительных услуг, таких как IPTV (цифровое интерактивное телевидение) и VoicelP (передача речевого сигнала через Интернет), что дает возможность провайдеру извлекать дополнительные доходы без нового строительства и дополнительных капитальных вложений. Кроме того, при технологии ADSL абонент может получить высокоскоростной доступ в Интернет по телефонным линиям лишь той компании, городским телефоном которой он пользуется.
Примером может служить инвестиционная стратегия ОАО «СевероЗападный Телеком», в настоящее время владеющего наибольшей долей рынка этих услуг, но по технологии ADSL. С 2008 г. компания стала строить свою собственную линию FTTB, которая в ближайшем будущем позволит полностью отказаться от ADSL. В тех районах города, где оптоволоконная линия уже проложена, многие абоненты компании перешли на FTTB. Все операторы, которые используют данную технологию, делают ставку на развитие и расширение собственной сети и на увеличение числа дополнительных сервисов.
Широкое инвестирование в технологии Wi-Fi и Wi-MAX, дающие возможность беспроводного доступа в Интернет, в ближайшее время в Калининградской области не планируется. Это связано с большими затратами на построение таких сетей; кроме того, как показывает анализ рынка, потребность в их услугах в ближайшей перспективе существенно не возрастет. Доступ по Wi-Fi по-прежнему будет предоставляться только в отдельных местах (кафе, бары, рестораны, торговые центры, аэропорт и т.п.), а технология Wi-MAX, в силу ее дороговизны, подходит в основном для корпоративных клиентов.
Следует также отметить, что все федеральные операторы связи стремятся к созданию интегрированных структур, предоставляющих полный набор услуг как фиксированной, так и мобильной связи. ОАО «Вымпелком» получил такую возможность в 2008 г. благодаря поглощению ООО «СЦС Совин-
36
Экономика в отраслях и регионах
тел» (торговая марка «Голден Телеком»), ОАО «Мегафон» - путем поглощения группы компаний «Синтерра». В ближайшее время аналогичную операцию планирует осуществить и ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Как показывает опыт стран ЕС, процесс интеграции в телекоммуникационной отрасли на основе слияний и поглощений вполне закономерен.
Литература
1. Анализ перспектив отечественного рынка услуг связи на базе технологий цифровых абонентских линий xDSL // Телекоммуникации России: Сборник исследований. Вып. 2 / Некоммерческое партнерство «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» (НП «ЦИПРТ»). - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 5-198.
2. ЗАО «ВестБалт Телеком»: официальный сайт. URL: http://www.wbt.ru
3. ОАО «Северо-Западный Телеком». Калининградский филиал: официальный сайт. URL: http://kaliningrad.nwtelecom.ru
4. Особенности развития телекоммуникационного рынка Калининградской области // Connect! Мир связи. - 2009. - № 7.
5. Транспорт и связь Калининградской области: Стат. сборник / Росстат. - Калининград, 2010.