Современные тенденции и особенности развития организаций
гостиничного сектора
Current trends and features of the development of the organizations of hotel sector
Галкин Кирилл Дмитриевич, аспирант кафедры экономики и статистики ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерноэкономический институт»
Шамин Анатолий Евгеньевич, д.э.н, профессор кафедры экономики и статистики ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерноэкономический институт». E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности и тенденции современного развития отечественного гостиничного комплекса. Показаны основные проблемы и перспективные направления развития гостиничного менеджмента и маркетинга.
Annotation. The article discusses the features and trends of the modern development of the domestic hotel complex. It also presents the basic problems and future directions of development of hotel management and marketing.
Ключевые слова. Гостиничный комплекс, туризм, услуга, сервис, индустрия гостеприимства, государственное регулирование, сертификация.
Keywords. Hospitality, tourism , services, hotel industry, government regulation, certification.
Устойчивое поступательное развитие и стабилизация рыночных отношений ставит перед научным и предпринимательским сообществом задачи поиска направлений по созданию условий экономического роста за счет увеличения производства конкурентоспособных товаров и услуг на основе комплексного использования внутренних ресурсов, в том числе рекреационного-туристского потенциала. Для 38% стран туризм - главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных
источников дохода[3]. В связи с утратой рекреационных зон, находившихся на территории бывшего советского союза, регионы России, имеющие значительный рекреационный потенциал, получили существенные возможности для развития своей экономики посредством развития имеющейся санаторно-курортной базы и гостиничных комплексов, а также строительства новых объектов индустрии гостеприимства, способных в силу мультипликативного эффекта дать толчок для стимулирования развития и других отраслей экономики. В качестве примера может служить то, что в экономике ряда стран доходы от туризма оказывают существенное влияние на состояние их платежных балансов. За счет крупных поступлений от иностранного туризма ряд стран имеет возможность на протяжении многих лет покрывать полностью или частично дефицит платежного баланса. За последние 10-15 лет к их числу относят Австрию (от 80 до 100%), Италию (70-80%), Англию (до 50%) и.т.д. Испания и Швейцария благодаря поступлениям от иностранного туризма нередко имеют активное сальдо платежного баланса [5].
Неразвитость рынка индустрии гостеприимства в России, разрушение существующей инфраструктуры, отсутствие должного финансирования характеризуют состояние отрасли как неудовлетворительное. Для решения данных проблем остро встает необходимость поиска эффективных путей восстановления и поступательного развития организаций индустрии гостеприимства. Рыночные преобразования поставили многие из них в сложное экономическое положение. В отрасли накопилось ряд неразрешенных менеджментом организаций серьезных проблем: низкое качество предоставляемых услуг, слабая инфраструктура, высокая степень износа основных фондов.
Мировой финансовый кризис пришел в Россию в 2008 году. Понятие «кризис» в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход. Что неслучайно, именно в кризисном положении ситуация заставляет искать и находить неординарные способы как более
эффективно подтолкнуть экономику страны к поступательному развитию. Гостиничный бизнес является одной из таких сфер в России, который в последние годы претерпел ряд существенных изменений. Качественные изменения в развитии индустрии гостеприимства произошли при значительном росте спроса на туристические услуги, что и определило поступательное развитие отрасли. В последние годы решающее влияние на структуру туристского потребления оказало ухудшение экономической ситуации. Кризис, охвативший индустриально развитые страны, и затронувший Россию, сопровождался резким падением покупательской способности населения. Результатами кризиса стало то, что многие участники российского гостиничного бизнеса сократили проекты развития. До 2008 года отечественная гостиничная отрасль росла быстрыми темпами и пережила настоящий подъем. Заметно выросла загрузка отелей и стоимость размещения, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру. В начале девяностых годов двадцатого века стали появляться российские гостиничные цепи, которые заимствовали управленческий опыт в значительной степени у своих коллег за рубежом. Ряд российских гостиничный цепей открыли первые отели, как в ближнем (страны СНГ), так и дальнем зарубежье. Компания «HelioparkGroup» открыла в 2008 году отель
«HelioparkBadHotelZumHirsch» в Баден-Баден (Германия), в Мюнхене и Кельне открыл свои отели «Азимут». В этот сегмент российского рынка стали активно внедряться иностранные гостиничные компании. Они начали участвовать в строительстве и реконструкции гостиниц и их управлении, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время в России представлены такие крупные иностранные компании, как австрийская Marco Polo Hotels and Resorts, таиландская Dusit Thani/Kempinski, северо-американские Carlson/ Radisson/SAS, Interstate/ Colony/, французская Accor, британские Inter-Continental Hotels Pie, канадская IMP Group Ltd, гонконгская New World/Renaissanse Hotel и др.
[4.с.325-326].
Однако в период кризиса 2008 года ряд гостиничных организаций не смогли справиться с создавшейся ситуацией, возросли издержки, и они не смогли выполнить свои обязательства по кредитам. В результате большинство гостиничных проектов, как в России, так и за рубежом были заморожены. В работе остались лишь те проекты, которые были близки к завершению.
Отмечая основные тенденции последних лет, следует сказать, что на фоне спровоцированного кризисом падения спроса на услуги гостиничных организаций, а также усилением конкурентной борьбы на рынке гостиничных услуг, гостиничный бизнес стал больше уделять внимания, уровню сервиса и пошел на снижение стоимости услуг, внедрение различных маркетинговых акций, заключающихся в предложении разного рода скидок, бонусных программ, различных вознаграждений. Ряд гостиниц предложили клиентам программы, предусматривающие скидки в зависимости от количества гостей и объема приобретенных услуг, постоянным клиентам стали делать подарки, они представляют из себя приятные мелочи, которые даются с профессиональным сервисом, тем не менее, эти меры в ряде случаев работают для того чтобы гость захотел опять вернуться в эту гостиницу.
Одной из проблем отечественного гостиничного бизнеса является нехватка недорогих гостиниц, предоставляющих качественный сервис. Другой немало важной проблемой являются существенные трудности в области организации менеджмента, особенно на самом начальном этапе формирования гостиничного бизнеса. Перед открытием гостиницы необходимо провести детальное исследование рынка, изучить все его потребности. Не секрет, что некоторые из российских предпринимателей берутся за реализацию проектов не имея достаточного опыта управленческой работы, знаний предмета бизнеса, а также достаточной аналитической базы, не разбираясь даже в отраслевых стандартах,
которым должны соответствовать гостиницы различных категорий. Успех и процветание гостиницы зависит от множества различных факторов, не только от масштаба и качества приобретенного здания и оборудования внутри него, но и грамотной организации менеджмента. Сейчас в России существует множество различных гостиниц, но лишь немногие из них могут предложить обслуживание, которое отвечает международным стандартам качества. Потребитель оценивает качества гостиницы, делает сравнение того, что ему предоставили, с тем, что он бы желал получить. Далеко не такая простая задача, как это может показаться на первый взгляд, добиться от персонала достаточного умения и желания предоставлять услуги и гарантировать посетителям их высокое качество. При предоставлении гостиничных услуг необходимо учитывать, что может вызвать недовольство гостя при его обслуживании. В этом процессе не должно быть мелочей, которые делают пребывание гостя неприятным. Следует помнить, что при правильном подходе к обслуживанию посетителя одни услуги могут быть с успехом заменены другими услугами или товарами. В журнале «Brigitte» была напечатана интересная карикатура: два человека сидят в уличном ресторане, перед ними стоит официант, и они ему говорят: «Собственно говоря, есть мы не хотим, но нам у Вас так приятно, что даже за это, наверняка, можно заплатить!» Таким образом, речь идет только о впечатлениях, или так называемых «kicks» (удовольствиях), а вовсе не о том, чтобы удовлетворять какие-то потребности. При этом следует иметь в виду, что ценностью обладает не только сама услуга, но и то, как она преподносится, в какой атмосфере и обстановке, имеет ли персонал достаточную квалификацию для предоставления данной услуги. В этом как раз в большинстве случаев и возникают проблемы в российском гостиничном бизнесе.
Развивая национальный рынок гостиничных услуг, следует также рассматривать перспективы его развития на международном уровне. Гостиничная организация из одной страны, имея небольшое превосходство
у себя на родине в предоставлении услуг над местными организациями, в другом государстве при правильном подходе может получать сверхприбыли. В этой связи необходимо создать такие преимущества, которые будут выделять и отличать данную гостиницу от других, либо в политике качества предлагаемых услуг, либо в ценовом сегменте, либо в том и другом, не забывая при этом о соотношении «цена-качество».
Рассматривая услуги индустрии гостеприимства, следует отметить, что это один из крупнейших и широко представленных в международном масштабе бизнесов и видов деловой активности, в котором сконцентрирован огромный капитал и есть все предпосылки для дальнейшего устойчивого развития. По мнению экспертов, Россию наряду с Китаем, Бразилией и Индией в течение ближайших нескольких лет также будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора. При поступательном развитии национальной экономики и бурном росте среднего класса в России в ближайшее десятилетие будет происходить увеличение количества деловых и туристических поездок. Согласно прогнозам ЮНВТО к 2020г. РФ войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. Ее доля на рынке туристских услуг составит 3% (47,1 млн.чел). К 2020 г. количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7%. На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором - США (6,5%), на третьем - Франция (5,9%) [4]. Важным звеном в цепи развития гостиничного бизнеса стало проведение спортивного мероприятия мирового значения - зимних олимпийских игр 2014 г. в Сочи и Чемпионата мира по футболу 2018 г. Номерной фонд гостиниц города Сочи, за счет проведения Зимних Олимпийских игр увеличился в 2,5 раза и составил 40 тыс. номеров. За последние 2 года более 30 предприятий санаторно-курортного комплекса провели капитальный ремонт и модернизацию инфраструктуры, было построено 35 новых объектов гостиничного типа. Всего за годы реализации программы по развитию
туристического комплекса города Сочи общий объем услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, увеличился с 13,7 до 16 млрд. руб. [2].
Однако, несмотря на выше изложенные преимущества, некоторые эксперты, все же считают, что Россия не является в настоящий момент «прекрасно подходящей» страной для туризма. По мнению аналитиков Экономического форума (МЭФ) «Давос в 2011», Россия не является «интересной» для туристов по критерию удобного транспорта и системы качества дорог, занимая в этом рейтинге 95 место, 80 по уровню обслуживания в гостиницах и соответствия западным стандартам, 105 место по доступности цен. Данные экспертные оценки, конечно, негативно характеризуют состояние российского гостиничного рынка, но они не учитывают всю реальную ситуацию, сложившуюся к настоящему времени. Объективно оценить современный российский рынок гостиничных услуг можно только с точки зрения комплексного подхода к совокупности параметров, сложившихся в настоящее время, и объективных прогнозных данных на перспективу развития, в том числе о состоянии конкуренции; степени государственного регулирования; соотношении спроса и предложения гостиничных услуг; уровня цен; наличие сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги и других.
Россия по обеспеченности населения номерным фондом занимает одно из последних мест в Европе. На Кипре на 10 жителей приходится одно место в гостинице, у нас на 100 человек приходится менее одного места.
Функциональную структуру современного российского гостиничного рынка определяют, наряду с организациями гостиничного хозяйства, так называемые дополнительные средства размещения. Для отечественных гостиниц, по сравнению с Европой характерна одна из самых высоких цен за гостиничный номер, которая в среднем составляет 147 евро. Во Франции, например, цена за номер составляет - 104 евро, а в Испании
Италии, Германии, Австрии, Португалии, в среднем в 100 евро.
В течение 2010-2012 гг. произошло значительное повышение цен на проживание, особенно это коснулось мегаполисов и черноморских курортов, где средняя стоимость проживания выросла за последний год на 10-15 %, что связано, в первую очередь, с повышением стоимости продуктов питания. В отелях системы В&В, годовой рост прошел на уровне 3-5 %. В городах Золотого кольца и в популярных регионах центральной России так же произошло аналогичное увеличение цен. При этом следует отметить более высокую рентабельность российских гостиниц по сравнению с Европой. В Москве при самой высокой стоимости номера в мире, составляющей в среднем 178,5 евро, данный показатель составляет 17-25 %, в регионах порядка 15-20%, для европейских гостиниц она не превышает 10 %.
Не случайно, что лидерами отечественного гостиничного бизнеса являются Москва и Санкт-Петербург, где сконцентрировано около 18 % гостиничных номеров страны в Москве и 8 % - в Санкт-Петербурге. По финансовым показателям гостиничного бизнеса Москва лидирует с большим отрывом, получая около половины всех доходов российского гостиничного рынка, которые составляют около 2,5 млрд. долл. Проблемой столичного рынка является дефицит гостиниц эконом-класса. Она составляет около 35 тысяч номеров, это в 3 раза больше, чем потребность в номерах отелей более высокой категории.
Для регионального гостиничного рынка в целом характерно неравномерное развитие, не учитывающее потребности спроса. В результате, в немногочисленных гостиницах экономкласса, пользуясь отсутствием конкуренции, устанавливаются более высокие цены, которые не соответствуют ни качеству, ни уровню обслуживания. К отечественным особенностям современного развития гостиничного рынка эксперты относят строительство отелей высокого класса, развитие гостиниц, ориентированных на деловых туристов, и появление
многофункциональных туристических комплексов, особенно в регионах с благоприятной инвестиционной обстановкой. Для Москвы и Санкт-Петербурга характерна ориентация инвесторов на строительство высокоразрядных гостиниц, это тенденция стала прослеживаться и в других российских регионах.
Одним из этапов развития российского гостиничного бизнеса можно назвать процедуру классификации, ставшую обязательной для гостиниц и других объектов индустрии гостеприимства. Вопрос о классификации, стандартизации и сертификации гостиниц и других средств размещения был всегда актуален в России. Существование разных систем сертификации и, следовательно, различной нормативной базы приводило к ситуации, когда средства размещения, проходя процедуру оценки соответствия, получали одну и ту же категорию, но существенно различались по уровню комфорта.
Введение обязательной классификации гостиничного рынка должно выполнять задачи, поставленные в рамках государственного регулирования туристской деятельности, и обеспечивать качество гостиничных услуг, соответствующее требованиям систем классификации, в соответствии с международными стандартами и существующей зарубежной практикой. По нашему мнению, она повысит конкурентоспособность гостиничных услуг. Кроме того она должна поднять привлекательность объектов индустрии гостеприимства, за счет увеличения потока гостей и роста доходов от въездного и внутреннего туризма. При этом проведенные мероприятия позволят предоставлять потребителям необходимую и объективную информацию о соответствии объектов индустрии гостеприимства заявленной категории, предусмотренной в системах классификации, обеспечивающую желаемый выбор потребителя.
Выделив и отметив ряд основных проблем, характерных для российского гостиничного рынка, следует отметить, что наиболее важным
вопросом остаётся отсутствие координации гостиничного рынка как целостной системы. На сегодняшний день управление отечественной гостиничной отраслью носит разрозненный не системный характер в виде принятия отдельных нормативно-правовых документов. В настоящее время представляется необходимым не просто координировать сложившуюся ситуацию, а прежде всего, управлять основными тенденциями, способствующими устойчивому развитию туризма и гостиничного бизнеса.
Как основной регулятор, государство должно сформировать действенные структурные механизмы и нормативную базу для обеспечения необходимых системных условий для формирования ресурсной базы, направленных на обеспечение устойчивого развития рынка гостиничных услуг. Главным ориентиром для обеспечения необходимых условий должно стать определение оптимального набора основных индикаторов, устойчивых приоритетов гостиничной отрасли в рамках стабильного развития отечественного туризма, в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики России, а также определение стратегии и текущих действий относительно выбранных критериев. Гостиничный бизнес, как отрасль сферы обслуживания при условии динамичного развития, способен приносить огромную прибыль. Существующие программы развития гостиничной отрасли, как на федеральном, так и на региональных уровнях, в основном являются рамочными, не учитывающими всей сложной системы взаимоотношений в гостиничном бизнесе. Гостиничный бизнес, являясь частью туристического бизнеса и сложно структированной системой, включающей в себя различных участников, взаимодействие которых создаёт совокупность разнообразных финансово-хозяйственных отношений различного уровня и направления, которые требуют обоснованного и системного управления на государственном уровне. Только при соблюдении этого условия российская гостиничная индустрия
сможет реализовать свой огромный потенциал развития.
Список литературы:
1. К 2020 году Россия войдет в десятку стран-лидеров туризма - прогноз
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ria.ru/society/20080927/151650618.html
2. Номерной фонд гостиниц Сочи увеличится в 2,5 раза [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://realty.rambler.ru/hakasiya/news/living/1999983
3. Перро С. Вехи развития мирового туризма// Отель. HOTEL. - 2001, № 12/1 - С.27.
4. Соколова М.В. История туризма. - М: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
5. Туризм как основной доход [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://turistua.net/articles/270-turizm-kak-osnovnoii-dokhod