Научная статья на тему 'Экспортный потенциал гостиничного бизнеса как элемента индустрии туризма'

Экспортный потенциал гостиничного бизнеса как элемента индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничный бизнес / гостиничные услуги / экспорт услуг / туризм / средства размещения / hotel business / hotel services / export services / tourism / accommodation facilities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гутникова Ольга Николаевна

В статье проведено исследование современного состояния рынка гостиничных услуг, проанализированы существующие проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса, а также факторы, формирующие и оказывающие влияние на его экспортный потенциал. Актуальность вопроса обусловлена существующей взаимосвязью развития въездного иностранного туризма с состоянием гостиничного хозяйства и других средств размещения. Низкий уровень оказываемых гостиничных услуг, высокие, по сравнению с мировым уровнем цены, устаревание материально-технической базы становятся первостепенной причиной снижения спроса на услуги отечественных средств размещения и ориентацией туристов на свои компании, ведущие деятельность на территории России. Сдерживает экспортный потенциал гостиничного бизнеса и нежелание владельцев гостиниц внедрять в практику мировые стандарты обслуживания. Отмечается также завышение уровня категорий гостиниц, что становится причиной возникновения разногласий между постояльцами и их владельцами, вследствие чего значительно повышается уровень потребительской неудовлетворенности, оказывающий влияние на конкурентоспособность отечественных гостиничных услуг. С целью повышения туристического потенциала страны, в последние года разрабатывается и реализуется ряд программ и законопроектов, направленных на улучшение условий в сфере туризма и гостиничного бизнеса, обеспечения перспектив роста объема экспорта оказываемых услуг. Исходя из этого в статье уделено внимание государственной политики и нормативно-правовому регулированию гостиничного бизнеса в рамках туристической индустрии, проведен анализ нормативно-правового обеспечения защиты прав потребителей, пользователей услуг гостиничного хозяйства, отмечены мировые тенденции в законодательстве, касающиеся туризма и гостиничного бизнеса, выделены явные перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT POTENTIAL OF HOTEL BUSINESS AS AN ELEMENT OF TOURISM INDUSTRY

The article presents a study of the current state of the hotel services market, analyzes existing problems and prospects for the hotel business development, as well as the factors shaping and influencing its export potential. The relevance of the issue is due to the existing relationship among the foreign tourism development and the state of the hotel industry and other accommodation facilities. The low level of hotel services provided, high prices compared to the world level, the obsolescence of the material and technical base become the primary reason for the decline in demand for services of domestic accommodation facilities and the orientation of tourists to their companies operating in Russia. Unwillingness of hotel owners to put into practice world standards of service also restrains the export potential of the hotel business. The overestimation of hotels’ categories causes disagreements among guests and their owners, resulting in significantly increased consumer dissatisfaction, affecting the competitiveness of domestic hotel services. In order to increase the tourism potential of the country, in recent years, a number of programs and bills have been developed and implemented to improve conditions in the tourism and hospitality industry, ensuring the prospects for growth in the volume of exports of services provided. Based on this, the article pays attention to the state policy and legal regulation of the hotel business within the tourism industry, analyzed the regulatory framework for the protection of consumer rights, users of hotel services, noted global trends in legislation relating to tourism and hotel business, highlighted the obvious prospects.

Текст научной работы на тему «Экспортный потенциал гостиничного бизнеса как элемента индустрии туризма»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 379.83/84+338.467 DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10312

ГУТНИКОВА Ольга Николаевна

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук, ст. преподаватель; e-mail: [email protected]

Экспортный потенциал гостиничного бизнеса как элемента индустрии туризма

В статье проведено исследование современного состояния рынка гостиничных услуг, проанализированы существующие проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса, а также факторы, формирующие и оказывающие влияние на его экспортный потенциал. Актуальность вопроса обусловлена существующей взаимосвязью развития въездного иностранного туризма с состоянием гостиничного хозяйства и других средств размещения. Низкий уровень оказываемых гостиничных услуг, высокие, по сравнению с мировым уровнем цены, устаревание материально-технической базы становятся первостепенной причиной снижения спроса на услуги отечественных средств размещения и ориентацией туристов на свои компании, ведущие деятельность на территории России. Сдерживает экспортный потенциал гостиничного бизнеса и нежелание владельцев гостиниц внедрять в практику мировые стандарты обслуживания. Отмечается также завышение уровня категорий гостиниц, что становится причиной возникновения разногласий между постояльцами и их владельцами, вследствие чего значительно повышается уровень потребительской неудовлетворенности, оказывающий влияние на конкурентоспособность отечественных гостиничных услуг. С целью повышения туристического потенциала страны, в последние года разрабатывается и реализуется ряд программ и законопроектов, направленных на улучшение условий в сфере туризма и гостиничного бизнеса, обеспечения перспектив роста объема экспорта оказываемых услуг. Исходя из этого в статье уделено внимание государственной политики и нормативно-правовому регулированию гостиничного бизнеса в рамках туристической индустрии, проведен анализ нормативно-правового обеспечения защиты прав потребителей, пользователей услуг гостиничного хозяйства, отмечены мировые тенденции в законодательстве, касающиеся туризма и гостиничного бизнеса, выделены явные перспективы.

Ключевые слова:

гостиничный бизнес, гостиничные услуги, экспорт услуг, туризм, средства размещения

Введение. Состояние гостиничного бизнеса, а также уровень качества предоставляемых гостиничных услуг оказывают значительное влияние на развитие туристической индустрии и объемы экспорта туристических услуг. Обладая значительным ресурсным потенциалом, туристическая отрасль России характеризуется низкой конкурентоспособностью на мировом рынке. Многие туристы предпочитают пользоваться услугами своих туристических компаний, отмечая неудовлетворенность качеством услуг, оказываемых российскими туристическими компаниями и другими объектами туристической инфраструктуры. Во многом это связано с устареванием материально-технической базы, слабым финансированием отрасли, недостаточным контролем за организацией предоставления туристических услуг, включая гостиничные, со стороны государственных органов надзора.

Исследованиям проблематики развития туризма в целом и гостиничного бизнеса в частности посвящены работы многих отечественных ученых. Слабая привлекательность отечественных объектов туристической индустрии рассматривается в трудах Афанасьева О.Е., Леонидовой Е.Г., Морозова В.Ю. Недостаточное качество предоставляемых услуг исследуется в работах Мотолыгиной Н.В., Руг-ловой Л.В., Забержинского Б.Э., Лесникова А.И., Котовой Т.П. и проч. Факторному влиянию развития туристического-гостиничного бизнеса посвящены исследования Любимовой Л.А. и Моревой С.Н. Однако дальнейшие исследования в этом направлении остаются достаточно актуальными, что связано в большей степени с возможностью более эффективного использования ресурсов туристической отрасли, а также роста интереса к данной сфере со стороны государственных органов.

В последние года со стороны правительства предпринимаются различные попытки стимулирования развития туризма, разрабатывается и реализуется ряд программ финансовой поддержки, а также модернизации гостиничного хозяйства и других объектов тури-

стической инфраструктуры. Предпринимаемые попытки направлены на обеспечение конкурентоспособности отечественного туризма, развитие внешнего туристического потока, усиление экспортного потенциала оказываемых услуг.

В данном исследовании, на основании достоверной статистической информации, а также анализе нормативно-правовых актов, проведена оценка состояния развития и факторного влияния на экспортный потенциал гостиничного бизнеса, являющегося объектом туристической инфраструктуры.

Объектом исследования выступил российский рынок туристических и гостиничных услуг. Предметом исследования стали процессы формирования его конкурентоспособности и экспортного потенциала. Гипотеза исследования заключалась во влиянии на экспортный потенциал гостиничного бизнеса, конкурентоспособности оказываемых гостиничных и туристических услуг.

Цель исследования заключалась в проведении оценки состояния гостиничного бизнеса Российской Федерации и его конкурентоспособности на мировом рынке, анализа факторов, влияющих на экспортный потенциал. В соответствии с целью были сформулированы и реализованы следующие задачи:

1) оценить современное состояние гостиничного бизнеса, а также динамику изменения объемов туристического потока, обслуживаемого предприятиями гостиничной индустрии;

2) проанализировать факторное влияние на развитие гостиничного бизнеса в Российской Федерации и выделить основные преимущества, формирующие экспортный потенциал;

3) провести оценку направлений государственной политики и нормативно-правового регулирования сферы туризма и гостиничной деятельности.

Для достижения цели исследования и решения задач были использованы современные методы познания явлений и процессов правовой и экономической действительности. Приоритетным явилось соблюдение

принципа взаимосвязи общего (услуга), особенного (критерий) и единоличного (эксперт), исторического и логического, абстрактного и конкретного, что позволило осмыслить закономерности в разнообразных аспектах развития туристической отрасли. Были применены методы сравнительного исследования - при изучении положений действующих международных и российских законодательных актов в области коллективного размещения граждан и оказываемых ими услуг, изучении нормативной и эмпирической базы относительно состояния и обеспечения условий оценки уровня услуг, оказываемых предприятиями гостиничного хозяйства. При помощи статистических методов анализа была проведена оценка динамики изменения основных показателей рынка туристических и гостиничных услуг, а также объемов их экспорта.

1. Современной состояние гостиничного бизнеса в Российской Федерации Туризм и туристические услуги, оказываемые предприятиями туристической индустрии, включающей совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, включая экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков, является наиболее перспективным и интенсивно-развивающимся видом экономической деятельности. В последние десятилетия отмечается интенсивный прирост объемов услуг, оказываемых предприятия туристической сферы, на рынке предлагаются новые туристские продукты, строятся и реставрируются объекты туристской инфраструктуры Общая валовая ВДС туристской отрасли по объему предложения услуг на рынке выросла за 2014—2016 гг. с 2,31 до 2,6 трлн. руб., и ее доля в ВВП страны также увеличилась — с 3,3% до 3,4%1. Общий вклад туризма

1 «Оценка влияния въездного туризма на экономику России»: Доклад. Управление по внешнеэкономической деятельности. Аналитический центр при прави-

в ВВП России в 2017 году составил 4,4 трлн. рублей (4,8% от общего объема ВВП). По прогнозам, к 2028 году он достигнет 6 трлн. рублей (5,7%)2.На сегодняшний день крупной системой хозяйства страны, а также туристских центров и важной составлявшей экономики туризма является индустрия гостеприимства. Она обеспечивает 6% мирового валового национального продукта, формируя 5% налоговых поступлений, оказывая влияния на развитие передовых сфер экономики страны [1].

Мировое гостиничное хозяйство на сегодняшний день насчитывает более 350 тыс. комфортабельных гостиниц разного уровня с номерным фондом в 14 млн. номеров и возможностью обеспечения одновременного проживания 26 млн. человек. Ежегодный прирост гостиничных номеров составляет 34% [2]. На конец 2017 года количество официально зарегистрированных предприятий коллективных средств размещения только в Российской Федерации составило 25291 ед., из которых 74,1% - гостиницы и аналогичные средства размещения. Основная доля гостиниц приходится на Приволжский и Южный округа, традиционно считающиеся рекреаци-онно-туристическими. Большая доля приходится также на Центральный и СевероЗападный округа Российской Федерации, чему способствует концентрация большого количества исторических памятников и объектов культурного наследия на данных территориях.

Статистика показывает ежегодный прирост номерного фонда по стране в пределах 45%. Так, в 2010 году количество коллективных средств размещения в РФ составляло 12585 единиц, что в 2 раза меньше показателя достигнутого в 2017 году (табл. 1).

Интенсивное развитие гостиничной индустрии, увеличение за последние пятнадцать лет официально зарегистрированных средств

тельстве РФ, 2018. URL: ac.gov.ru/files/publication/ a/18123.pdf (дата обращения 20.04.2019).

2 Вклад туризма в ВВП России в 2017 году составил 4,4 трлн рублей. URL: tourism.interfax.ru/ru/news/articles /48046/ (дата обращения 18.04.2019).

размещения в два раза преимущественно связано с ростом номерного фонда, а также развитием санаторно-курортного комплекса. На развитие гостиничного хозяйства оказывает влияние углубление специализации предприятий за счет расширения спектра предоставляемых услуг, внедрение компьютерных технологий, развитие международных гостиничных цепей. Статистика показывает, что динамика изменения числа гостей российских средств размещения, связана не только с развитием внутреннего туризма. На начало 2018

года число российских граждан, пользовавшихся услугами коллективных средств размещения, составило 53586,0 тыс. человек, что на 97,2% больше аналогичного показателя за 2010 год. Рост числа иностранных граждан, пользующихся услугами коллективных средств размещения, характеризуется более интенсивной динамикой. Так в 2017 году количество размещенных в гостиницах иностранных граждан составило 8029,0 тыс. чел, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 202,1%.

Таблица 1 - Динамика изменения показателей деятельности коллективных средств размещения3

Показатель Год Прирост, %

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Число коллективных средств размещения, ед. 12585 13062 14019 14583 15590 20135 20534 25291 201,0

Число номеров, тыс. ед. 556 560 586 600 671 770 795 884 159,0

Число мест, тыс. ед. 1263 1294 1345 1387 1573 1763 1848 2168 171,6

Численность размещенных лиц, тыс. чел. 34746 37399 41065 42635 44219 49284 54431 61615 177,3

В т.ч. иностранные граждане, тыс. чел. 3973 3978 4121 4443 4608 5627 6092 8029 202,1

Значительную часть в структуре размещенных туристов составляют граждане бывших стран Советского Союза. В 2017 году количество размещенных туристов из этих стран составило 1648335 человек или 20,5% от общего числа размещенных граждан. Следует учесть, что, в основном, это туристы из стран Юго-Восточной Азии, 26,2% которых составляют жители Китая. Численность туристов из стран Европы и Америки значительно ниже и динамика ее увеличения характеризуются меньшими темпами роста. В этом сегменте наибольшая доля приходится на туристов из Германии - 6,3%. Количество размещенных туристов из США не превышает 3%.

Положительная тенденция отмечается и в отношении доходов, полученных предприя-

3Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#; Официальный сайт государственной статистики ЕМИСС. URL: fedstat.ru/indicator/44042 (дата обращения 21.04.2019).

тиями коллективных средств размещения. В 2016 году денежные поступления от оказанных услуг составили 418 млрд. руб., а в 2017 году выросли до 485 млрд. Положительная тенденция сохранилась и в 2018 году: за период январь - сентябрь объемы выручки составили 406 млрд. руб. по сравнению с 324 млрд. руб. за тот же период 2017-го года.

Слабая туристическая активность гостей из Европейских стран и стран Южной и Северной Америки, по нашему мнению, может быть связана, как с действующим санкционным режимом, так и с низким уровнем качества предоставляемых гостиничных и других видов туристических услуг, исходя из чего, задача совершенствования системы нормирования и контроля оказываемых гостиничных услуг в настоящее время становится особенно актуальной.

2. Факторное влияние на развитие гостиничного бизнеса в Российской Федерации, существующие преимущества, формирующие экспортный потенциал

На развитие гостиничного сектора экономики оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе экономические, включая общее экономическое положение в стране, доходы населения, инвестиционный климат, налоговое законодательство и прочее. Влияние оказывает также конкуренция со стороны индивидуальных средств размещения, к которым относятся частные арендуемые апартаменты, дома, квартиры и т.п. Не маловажную роль играют и социальные (социально-экономические) факторы, такие как мода и культура, эстетические потребности, образ жизни, возрастная структура и уровень образования населения, рост деловой активности и развитие международной кооперации [3].

Гостиничный бизнес рассматривается как отдельный элемент туристической инфраструктуры, вследствие чего его развитие находится в прямой взаимосвязи с туризмом. Чем больше в стране осуществляется туристических поездок, чем интенсивнее организуются туристические туры, включая бизнес-туры, тем сильнее нагрузка на номерной фонд гостиничного хозяйства и востребованность в гостиничных услугах. Оказывают влияния и различия в возрастном составе туристов, в результате чего появляются специализированные средства размещения - для молодежи, лиц среднего и пожилого возраста. Социальный статус и уровень доходов туристов ведет к появлению гостиниц различных ценовых категорий, ориентированных на постояльцев разного достатка. Важное значение оказывает семейный состав туристов, в результате чего отмечается появление отелей для семей с детьми, гибкой системы скидок для туристов, путешествующих семьями и т. д. [4].

При этом, нельзя не учитывать влияние и демографических факторов, связанных с изменением численности населения и урбанизацией. Миграция населения, тенденции в

сфере образования ведут к росту спроса на такие средства коллективного размещения, как хостелы, общежития и пансионаты. Организация работы предприятий сферы здравоохранения, а также общая забота населения о своем здоровье непосредственно оказывают влияние на развитие специализированных заведений: санаториев, профилакториев, баз отдыха и т.п.

Как основной фактор, способствующий развитию гостиничного бизнеса, стоит рассматривать интенсивно растущий спрос на данные услуги среди населения. Различного рода рабочие командировки, организуемые и проводимые конференции, в т.ч. международные, мероприятия культурно-спортивного направления являются по нашему мнению основными «стимуляторами» роста спроса на услуги гостиничной индустрии. Развитие международного сотрудничества, усиление позиций России в рамках делового партнерства только увеличивают востребованность гостиничного хозяйства как элемента туристической отрасли. [5,6]

Однако, несмотря на формирующиеся благоприятные условия для развития гостиничного бизнеса, эта отрасль экономики, как и в целом туризм, имеет ряд проблем. Сдерживающими факторами развития выступают: неразвитость гостиничной индустрии, диспропорции в ее развитии по регионам, низкое качество оказываемых услуг, высокая стоимость проживания, не эффективный менеджмент. Негативное влияние оказывает также нехватка квалифицированного персонала, слабая ориентация образовательных учреждений на направление подготовки кадров «Гостиничное дело». Как результат в стране сформировались условия, при которых иностранные граждане с опаской относятся к приобретению отечественных гостиничных услуг, отдавая предпочтение известным международным туроператорам, а также крупным международным гостиничным цепям и ассоциациям. Не спасает сложившуюся ситуацию и внедрение в практике работы предприятий

гостиничного хозяйства стандартов качества, так как их положения и регламентируемые показатели значительно отличаются от мировых [7].

Практика показывает, что достаточное количество туристов остаются не удовлетворены уровнем оказанных услуг. Они отмечают, что классы гостиниц, отелей и других средств размещения не всегда соответствуют установленным требованиям. Высокая цена за проживание далеко не оправдана. Так, например, в мае месяце гостиница «Москва» в городе Симферополь, имеющая класс две звезды, предлагает одноместные номера категории «стандарт» с включенным завтраком типа «шведский стол» по цене 2500 руб. за ночь. Аналогичный номер в гостинице «ДтЬегНо1е!» (г. Гданьск, Польша), позиционирующий себя как отель класса три звезды, обойдется туристу в 1337 руб. за ночь.

Туристы так же отмечают, что значительная часть российских средств размещения нуждаются в реконструкции и модернизации вследствие устаревания гостиничного фонда недвижимости, а также низкого уровня интеграции современных технологий. Довольно остро стоит и вопрос нехватки в отелях всех уровней квалифицированных кадров, пренебрежение сервисным обслуживанием. [8] Актуальным стоит вопрос негативного отношения владельцев средств размещения к необходимости обязательного прохождения официальной процедуры государственной классификации, согласно вступившего в силу в 2019 году «Положения о классификации гостиниц». Эксперты отмечают, что более 7% российских гостиниц согласно пройденной классификации отнесены к классу трехзвездочные. Количество четырех- и пятизвездочных гостиниц не превышает 3%, из которых более 20,0% приходится на гостиницы, функционирующие в г. Москва.

Необходимо также отметить, что огромное количество предприятий гостиничного бизнеса вообще не полагаются на въездной туризм. По результатам исследования, прове-

денного в 2017 году аналитическим центром при правительстве Российской Федерации, в котором приняли участие более ста владельцев средств размещения из 34 субъектов РФ, у 70,0% организаций выручка от оказания услуг иностранным туристам не превышает 10,0%. Более 50,0% выручки, обеспеченной въездным туристом, получают только 3,3% компаний. При этом большинство экспертов отмечают, что государственное воздействие на потенциал туристического и гостиничного бизнеса, ужесточение условий контроля над уровнем оказываемых услуг, а также обеспечение финансирования данной отрасли, могут позволить в ближайшее время значительно увеличить экспортный потенциал и повысить объемы денежный поступлений до среднего мирового уровня.

3. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование гостиничного бизнеса в рамках туристической индустрии

В последние года отмечается рост интереса со стороны государства к туристической отрасли, вследствие чего предпринимаются различные попытки стабилизации туристической индустрии, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. С этой целью вышел ряд законодательных актов, направленных на формирование условий для обеспечения экспортного потенциала туризма и гностичного бизнеса. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4, с целью осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, а также усиления экспортного потенциала, в качестве целевых показателей определено увеличение объема экспорта оказываемых услуг, включающих образование, медицину, туризм и

4Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71837200/ (дата обращения 15.05.2019).

транспорт, до 100 млрд. долларов США в год. Основными задачами национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта являются: достижение международной конкурентоспособности товаров и услуг, формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков товаров, услуг, окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве, при одновременном активном использовании механизмов совместной проектной деятельности.

Указом Президента РФ от 14.09.2018 № 514 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности»5с целью обеспечения эффективного развития туристской индустрии и оптимизации структуры Федеральных органов исполнительной власти, а также внесенными изменениями в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»6 и Кодексом РФ «Об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»7, определены направления совершенствования государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере туризма и туристской деятельности. Перво-

5Указ Президента РФ от 14.09.2018 №514 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности». URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 306745/ (дата обращения 15.05.2019).

6Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 15.05.2019).

7О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об администра-

тивных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии: Федеральный закон от 05.02.2018 №16-Ф. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289770/ (дата обращения 16.05.2019).

степенной задачей определено совершенствование нормативно-правового подхода к классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, услуг, оказываемых предприятиями туристической индустрии. Ужесточение норм при классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей ставит основной целью совершенствование качества туристической деятельности и увеличение экспорта услуг, роста доходов от размещения иностранных граждан, поддержку спроса на услуги и имиджа гостеприимства страны.

Государственное регулирование исследуемой сферы деятельности регламентируется также рядом нормативно-правовых актов, среди которых следует отметить: международные гостиничные правила, международную гостиничную конвенцию, правила предоставления гостиничных услуг в РФ, а также «Положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения» 8.

Основная цель регулирования сводится к созданию конкурентоспособной туристической индустрии, характеризующейся конкурентными преимуществами, а также уровнем предоставляемых услуг, соответствующих мировым стандартам. В этом контексте формируется необходимость разработки научной универсальной модели экспертной оценки качества предоставляемых услуг, базирующейся на основе пересмотренных критериев и систематизированного перечня гостиничных услуг [9, 10]. Применение на практике модели оценки должно способствовать оптимизации процесса аккредитации, а также совершенствованию контроля и надзора за работой предприятий гостиничного хозяйства. Детализация и дифференциация критериев оценки позволит повысить качество гостиничных услуг, обеспечит более высокий уровень предоставляемого сервиса, а, следовательно,

8Об утверждении Положения о классификации гостиниц. Постановление правительства РФ от 16.02.2019 №158. URL: static.government.ru/media/files/XNayBA6 vAAx4ZUd3YZhh NVG LxsTISJVc.pdf

будет способствовать укреплению положительного имиджа отечественных предприятий, оказывающих услуги коллективного размещения, среди соотечественников и иностранных граждан [11].

Заключение. Являясь наиболее перспективной отраслью экономики страны, туризм в современных условиях находится в стадии трансформации, вызванной происходящими политическими и социальными изменениями. Сформировалась актуальная необходимость усиления государственного влияния на организацию предоставления туристических и гостиничных услуг, ужесточения требований к уровню их качества. Все работы по обеспечению стабильности качества обслуживания в средствах размещения и гармонизации кри-

териев их классификации должны ориентироваться на зарубежную практику. [12,13] Дифференциация средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг должна подтверждаться результатами проведенной сертификации, что в свою очередь окажет положительное влияние на развитие въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к результатам классификации средств размещения и соответственно увеличению доходной части бюджета страны. Востребованность туристических и гостиничных услуг, а также их соответствие мировым стандартом, могут значительно повлиять на усиление их экспортного потенциала [14].

Список источников:

1. Шевалдина А.А., Алексин А.Ю. Роль гостиничного бизнеса в развитии туризма // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. №1(61). С. 450-455.

2. Назаркина В.А., Штейнгольц Б.И. Мировое гостиничное хозяйство: уровень и динамика ключевых параметров // Вестник НГУЭУ, 2014. № 4. С. 209-217.

3. Любимова Л.А., Морева С.Н. Факторы и их влияние на развитие гостинично-ресторанного бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 10 (056). С. 93-96.

4. Смирнов В.А. Факторы эффективного развития гостиничного бизнеса // Молодой ученый. 2018. №30. С. 52-54

5. Яковлева М.В. Проблемы качества гостиничных услуг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Изд-во: ОГУ. 2012. №52. С. 144-147.

6. Бабенко А.Д., Шахова М.С., Мавлютов Р.Р. Проблемы формирования гостиничного продукта в России // Современная конкуренция. 2016. Т.10, № 4 (58). С. 113-134.

7. Тихомирова А.В. Отдельные вопросы качества гостиничных услуг // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Право. 2013. Т.3, №2. С. 59-62.

8. Соколов А.А. Основы управления качеством и конкурентоспособностью туристических услуг // Инновационный менеджмент. 2006. №2. С. 16-20.

9. Цьохла С.Ю. Трансформащя рекреацмноУ дiяльностi та розвиток репональних риншв ку-рортно-рекреацшних послуг (методолопя, аналiз i шляхи вдосконалення): монографiя. □мферополь: Таврiя, 2008. 352 с.

10.Селиверстова М.А. Международный туризм: современные тенденции и динамика развития // Sochi Journal of Economy. 2016. №39(1). С. 51-57.

11.Korstanje M.E., Skoll G.R. Tourist risk: an allcompassing model to understand safety in tourism fields // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №1. С. 7-18.

12.Квартальнов А.В., Чабанюк О.В. Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. 2015. №7 (51). C. 549-571.

13.Шатько Е.А. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. №7. С. 65-67.

14.Абдуразакова Я.М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. №2. С. 159-165.

Olga N. GUTNIKOVA V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and

Management (Simferopol, Rep. of Crimea, Russia); PhD in Economics, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

EXPORT POTENTIAL OF HOTEL BUSINESS AS AN ELEMENT OF TOURISM INDUSTRY

The article presents a study of the current state of the hotel services market, analyzes existing problems and prospects for the hotel business development, as well as the factors shaping and influencing its export potential. The relevance of the issue is due to the existing relationship among the foreign tourism development and the state of the hotel industry and other accommodation facilities. The low level of hotel services provided, high prices compared to the world level, the obsolescence of the material and technical base become the primary reason for the decline in demand for services of domestic accommodation facilities and the orientation of tourists to their companies operating in Russia. Unwillingness of hotel owners to put into practice world standards of service also restrains the export potential of the hotel business. The overestima-tion of hotels' categories causes disagreements among guests and their owners, resulting in significantly increased consumer dissatisfaction, affecting the competitiveness of domestic hotel services. In order to increase the tourism potential of the country, in recent years, a number of programs and bills have been developed and implemented to improve conditions in the tourism and hospitality industry, ensuring the prospects for growth in the volume of exports of services provided. Based on this, the article pays attention to the state policy and legal regulation of the hotel business within the tourism industry, analyzed the regulatory framework for the protection of consumer rights, users of hotel services, noted global trends in legislation relating to tourism and hotel business, highlighted the obvious prospects.

References

1. Shevaldin, A. A., & Aleksin, A. A. (2018). Rol gostinichnogo biznesa v razvitii turizma [The role of the hotel business in the tourism development]. Nauchnoe soobshestvo studentov XXI stoletiya. Ekonomicheskie nauki [Scientific community of students of the XXI century. Economics]: Coll. of article of the LXI int. stud. scientific-practical conf., 1(61), 450-455. (In Russ.).

2. Nazarkina, V. A., & Steinholts, B. I. (2014). Mirovoe gostinichnoe hozyajstvo: uroven i dinamika klyuchevyh parametrov [World hotel industry: the level and dynamics of key parameters]. Vest-nik NGUEU [Vestnik NSUAU], 4, 209-217. (In Russ.).

3. Lyubimova, L. A, & Moreva, S. N. (2013). Faktory i ih vliyanie na razvitie gostinichno-restorannogo biznesa [Factors and their influence on the development of the hotel and restau-

Keywords:

hotel business, hotel services, export services, tourism, accommodation facilities

rant business]. Socialno-ekonomicheskie yavleniya i processy [Socio-economic phenomena and processes], 10 (056), 93-96. (In Russ.).

4. Smirnov, V. А. (2018). Faktory effektivnogo razvitiya gostinichnogo biznesa [Factors of effective development of the hotel business]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 30, 52-54. (In Russ.).

5. Yakovleva, M. V. (2012). Problemy kachestva gostinichnyh uslug [Problems of the quality of hotel services]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investments], 52, 144-147. (In Russ.).

6. Babenko, A. D., Shakhova, M. S., & Mavlyutov, R. R. (2016). Problemy formirovaniya gostinichnogo produkta v Rossii [Problems of formation of a hotel product in Russia]. Sovremennaya konkurenciya [Modern competition], 10, 4 (58), 113-134. (In Russ.).

7. Tikhomirova, A. V. (2013). Otdelnye voprosy kachestva gostinichnyh uslug [Quality issues of hotel services]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of South Ural State University. Series: Low], 3(2), 59-62. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sokolov, A. A. (2006). Osnovy upravleniya kachestvom i konkurentosposobnostyu turisticheskih uslug [Fundamentals of quality management and competitiveness of tourism services]. Inno-vacionnyj menedzhment [Innovation Management], 2, 16-20. (In Russ.).

9. Tsokhla, S. Yu. (2008). Transformaciya rekreacijnoyi diyalnosti ta rozvitok regionalnih rinkiv ku-rortno-rekreacijnih poslug (metodologiya, analiz i shlyahi vdoskonalennya) [Transformation of recreational duality and the development of regional markets in spa and recreational services (methodology, analysis and hats up to date)]: A monograph. Simferopol, Tavria. (In Ukr.).

10.Seliverstova, M. A. (2016). Mezhdunarodnyj turizm: sovremennye tendencii i dinamika razvitija [The International Tourism: Current Trends and Dynamics of Development]. Sochi Journal of Economy, 39(1), 51-57. (In Russ.).

11.Korstanje, M. E., & Skoll, G. R. (2016). Tourist risk: an allcompassing model to understand safety in tourism fields. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(1), 7-18.

12.Kvartalnov, A. V., & Chabanyuk, O. V. (2015). The current state and prospects for the development of the tourism sector in the Russian Federation, 7(51), 549-571. (In Russ.).

13.Shatko, E. A. (2019). Analiz sovremennogo sostoyaniya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii [Analysis of the current state of tourism development in the Russian Federation]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 7, 65-67. (In Russ.).

14.Abdurazakova, Y. M. (2010). Sovremennyj mezhdunarodnyj turizm: tendencii i perspektivy [Analysis of the current state of tourism development in the Russian Federation]. Vestnik Astra-hanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Astrakhan State Technical University. Series: Economics], 2, 159-165. (In Russ.).

Гутникова О.Н. Экспортный потенциал гостиничного бизнеса как элемента индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 152-161. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10312.

Gutnikova, O. N. (2019). Export potential of hotel business as an element of tourism industry. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(3), 152-161. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10312. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.