Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНИН / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусова А.С., Яковлева О.Н.

В статье рассматривается гражданственность и патриотизм как наиболее важные нравственные категории. В работе приводятся основные современные тенденции гражданско-патриотического формирования личности, требующие разработки определенных педагогических технологий. Особое внимание уделяется разработке методик гражданско-патриотического направления, анализируются доминирующие типы социальных отношений в районах регулярного проживания обучающихся. Описаны наиболее важные и перспективные направления данной технологии и в целом воспитательного процесса относительно патриотизма и гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF CIVIL-PATRIOTIC PERSONALITY FORMATION

The article considers citizenship and patriotism as the most important moral categories. The paper presents the main modern trends of civil-patriotic personality formation that require the development of certain pedagogical technologies. Special emphasis is placed on the development of the technology of civil-patriotic education, taking into account the dominant type of social relations in the territory of permanent residence of pupils. The most important and promising directions of this technology and the educational process in general regarding patriotism and citizenship are described.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 37.017.4

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ася Сергеевна Трусова

кандидат филологических наук, доцент

ATrusova@yandex.ru Олеся Николаевна Яковлева

магистрант yakovlewa.olesya@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается гражданственность и патриотизм как наиболее важные нравственные категории. В работе приводятся основные современные тенденции гражданско-патриотического формирования личности, требующие разработки определенных педагогических технологий.

Особое внимание уделяется разработке методик гражданско -патриотического направления, анализируются доминирующие типы социальных отношений в районах регулярного проживания обучающихся. Описаны наиболее важные и перспективные направления данной технологии и в целом воспитательного процесса относительно патриотизма и гражданственности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое формирование личности, гражданин, патриотизм, воспитание.

Особое внимание привлекает изучение гражданственности и патриотизма, как высоконравственных качеств, их формирование необходимо проследить, как тенденцию нравственного воспитания. В настоящее время выделяют следующие тенденции гражданско-патриотического формирования личности:

- Образовательная: обосновывает концепцию о человеческой идентичности и Родине, воспринимаемой в виде знаний и установок для совершения патриотических действий;

- Коммуникативная: формирует знания о сообществе, к которому человек принадлежит, и о зависимости от этой общности. Включение личности в систему обрядности и традиций родного края и Родины;

- Патерналистическая: формирует систему отношений с общественными институтами и с представителями старшего поколения, которые являются носителями ценностей и традиций Родины, принимая их как неотъемлемую часть своих прав;

- Теологическая: формирует представление о патриотическом поведении с точки зрения безусловной веры в Бога, как носителя высших ценностей, добра для себя и места верующего в защитной системе веры и ее сообщесва;

- Субкультурная: обучает использованию символов, ассоциируемых с Родиной.

Грамотное формирование гражданско-патриотической личности требует профессиональных педагогических технологий, это связано с тем, что воспитание гражданско-патриотических качеств молодежи не является целью процесса социализации [1].

При создании методики формирования гражданско-патриотических качеств, необходимо понять цель воспитания гражданственности и патриотизма, при этом учитывать сложившийся тип социальных отношений на территории регулярного проживания обучающегося. Заметим, что такие качества, как гражданственность, патриотизм и национализм с позиции

отношений идентичны, в свою очередь приводят к выбору той или иной поведенческой стратегии.

Мотивация гражданина и патриота направлена на деятельность, которая собственными усилиями, опираясь на ресурсный потенциал страны, создает условия для ее максимального развития. Отметим, если учитывать преобладающие интересы малого родного края в формировании гражданско -патриотических качеств молодежи, возможна активация центробежной силы в обществе, что может способствовать распаду государства.

Исследователь А.Л. Шипко, в своей работе отмечает, что проблема формирования гражданских и патриотических качеств гражданина должна быть переосмыслена в новом ракурсе и на основе современных взглядов, поэтому необходимо разработать современные методики гражданского и патриотического воспитания [2]. В свою очередь, исследователь Н.А. Степаненко отмечает, что проблема гражданско-патриотического воспитания затрагивается многими учеными, и отмечается как одна из приоритетных в воспитании всесторонне развитой личности. Современным образовательным организациям необходимо усовершенствовать методики воспитательной работы, в особенности гражданско-патриотического направления. Необходимо отметить, при формировании полноценной личности и полноправного гражданина своей Родины, положительный результат проявит себя, при условии активности развития индивида.

Также Н.А. Степаненко отмечает, что успешное воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи должно быть обеспечено следующими критериями педагогической культуры;

1) активация персонально подобранных средств;

2) соблюдение способа воспитательной экзистенции;

3) комбинация системно-деятельностного подхода с когнитивным сопровождением [3].

Изучение теоретических и практических аспектов гражданско-патриотического направления, требует объективной и соответствующей

информации, способствующей формированию гражданственности и патриотизма среди подрастающего поколения.

Теоретический анализ литературы показал, что рассматриваемая проблема патриотического воспитания, воспроизводится во многом как упрощенное понимание данного процесса, полное непонимание того, какой тип патриотизма необходимо сформировать у личности, с учетом оценки адекватности существующих методов и форм патриотической деятельности. Особенно подчеркивается необходимость инициативного участия организаций в осуществлении патриотического воспитания молодых граждан [4,5].

В итоге хотелось бы подчеркнуть, что чувство патриотизма не рождается с человеком, оно является достижением целенаправленной программы воспитания личности. Только грамотный и профессионально спланированный воспитательный процесс может помочь сформировать истинного гражданина своей страны.

Список литературы:

1. Трусова А.С., Яковлева О.Н. Основы патриотического воспитания на уроках истории // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

2. Шипко А.Л. Формирование патриотизма и современности // Педагогическое искусство. 2017. № 1. С. 110-114.

3. Степаненко Н.А., Мантрова М.С. Гражданско-патриотическое воспитание как патриотическое направление работы школы на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 250-253.

4. Василевский А. А., Гончарова Н.А. Психологические основы формирования патриотических качеств будущих военнослужащих / // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. - EDN EHEEEM.

5. Сидорова И. В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Воспитание патриотизма как актуальная проблема современного общества // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - EDN VIDMFJ.

УДК 37.017.4

MODERN TRENDS OF CIVIL-PATRIOTIC PERSONALITY FORMATION

Asya S. Trusova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

ATrusova@yandex.ru Olesya N. Yakovleva master student yakovlewa.olesya@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article considers citizenship and patriotism as the most important moral categories. The paper presents the main modern trends of civil-patriotic personality formation that require the development of certain pedagogical technologies.

Special emphasis is placed on the development of the technology of civil-patriotic education, taking into account the dominant type of social relations in the territory of permanent residence of pupils. The most important and promising directions of this technology and the educational process in general regarding patriotism and citizenship are described.

Keywords: civil-patriotic formation of personality, citizen, patriotism, education.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.