Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего'

Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7533
1055
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО / ИМИДЖЕВЫЕ ФАКТОРЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО / CIVIL SERVICE / CIVIL SERVANT''S IMAGE / BRANDING FACTORS / THE SOCIAL EVALUATION OF THE IMAGE OF A CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кирина Ольга Владимировна

В данной статье предпринята попытка выделить основные тенденции формирования имиджа государственного служащего в настоящее время. Также в статье рассмотрены факторы, влияющие на имидж госслужащего и перспективы их имиджирования в будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES OF FORMING THE IMAGE OF A PUBLIC SERVANT

This article tries to highlight the main trends of forming the image of the civil servant currently. The article also examines the factors affecting the image of civil servants and the prospects of their image process in the future

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего»

УДК 32.019.51

Кирина Ольга Владимировна, магистрант 1 курса заочной формы обучения Курского государственного университета. Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» магистерская программа «Административное управление»

e-mail: tkacheva_olenka@inbox.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Аннотация: в данной статье предпринята попытка выделить основные тенденции формирования имиджа государственного служащего в настоящее время. Также в статье рассмотрены факторы, влияющие на имидж госслужащего и перспективы их имиджирования в будущем.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, имидж государственного гражданского служащего, имиджевые факторы, общественная оценка имиджа государственного гражданского служащего.

Kirina Olga Vladimirovna, 1st year master student of correspondence form of education of Kursk state University. The field of education is «State and municipal management» master's program «Administrative management».

e-mail: tkacheva_olenka@inbox.ru

MODERN TENDENCIES OF FORMING THE IMAGE OF A PUBLIC

SERVANT

Abstract: This article tries to highlight the main trends of forming the image of the civil servant currently. The article also examines the factors affecting the image of civil servants and the prospects of their image process in the future.

Keywords: civil service, civil servant's image, branding factors, the social evaluation of the image of a civil servant.

На сегодняшний день имидж государственного гражданского служащего представляет собой весомую и неотъемлемую часть эффективной работы государственного аппарата любой страны. Связано это с тем, что каждый работник государственной гражданской службы выступает в роли официального представителя государства, а также формирует у населения одобрение или же неодобрение к проводимому политическому курсу страны.

В современном мире, где постоянно растет значение информации, ускоряется процесс ее обработки и передачи, а рейтинги и отзывы населения оказывают все большее влияние на динамику развития той или иной сферы жизни, имидж госслужащего нуждается в тщательном рассмотрении и компетентном улучшении, в связи с тем, что в данный момент времени таковой имеет резко негативный окрас в восприятии большинства людей.

Образ государственного гражданского служащего состоит из трех неразрывно связанных между собой характеристик: персональных, социальных и символических.

К персональным характеристикам государственного служащего, по мнению Е. Шикаревой, следует отнести физические, психологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений государственного служащего [4].

Социальные же характеристики имиджа госслужащего неразрывно связаны с текущим моментом времени, что требует умения оперативно реагировать на вызовы современности.

Имиджу соответствуют также символические характеристики. Они связаны с культурой управленческого труда и культурой поведения личности [1].

Однако не стоит забывать и о том, что по прежнему основными показателями результативности работы государственной службы являются профессионализм и компетентность, что непосредственно отражено в федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ», где данные критерии фигурируют наряду с принципами, определяющими социальный характер государственной службы [5].

Немаловажными элементом имиджа госслужащего также являются и политические компетенции, которые могут быть представлены в следующем виде:

1. Повышение эффективности государственного управления: глубокое изучение актуальных и проблемных ситуаций; умение грамотно составлять и давать компетентные прогнозы последствий политических событий и результатов проводимой политики; вовремя реагировать на вызовы и потенциальные опасности внешней среды; стремиться к усилению во всей сфере государственной гражданской службы новейших технологий .

2. Улучшение взаимодействия государства и общества: формировать общедоступные экспертные сети; уметь работать в публичных группах (политические партии, общественные организации, бизнес-среда, некоммерческий сектор); осуществлять широкое межведомственное и межуровневое взаимодействие органов государственной власти.

3. Увеличение открытости органов государственной власти: способность вовлекать все слои общества в процесс формирования государственной политики; умение регулярно диагностировать общественное мнение; умение взаимодействовать со СМИ.

4. Политико-коммуникационные компетенции: освоить основные требования создания различных презентаций; знать основные приемы переговорного процесса и уметь корректно использовать их в любой сложившейся ситуации; умение пользоваться новейшими коммуникационными технологиями в системе государственного и политического управления и не только; на достаточно высоком уровне освоить методы устного и письменного общения [3].

Обязательным условием создания собственного, а главное положительного имиджа является знание правил поведения, установленных этикетом, и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из самых необходимых форм регулирования человеческого поведения. Данные правила необходимо не только знать, но и соблюдать.

Кроме этого, в настоящее время увеличивается интенсивность внешних связей, большими темпами усиливается процесс глобализации, в связи с чем увеличивается взаимозависимость всех стран мира друг от друга. Что в свою очередь означает, что любой, даже чиновник регионального уровня должен знать основные положения дипломатического протокола.

Учитывая процесс ускорение всех мировых процессов, а также огромное значение информации в современной среде, немаловажным показателем эффективности работы в государственной службе является свободное и уверенное владение коммуникациями и информационными технологиями. Безусловно, с течением времени данное умение будет приобретать все большее и более весомое значение.

Также для создания положительного имиджа немаловажное значение имеет нормальное психическое состояние человека, опрятный и ухоженный внешний вид, грамотно и со вкусом подобранная одежда. Немаловажным критерием подбора одежды является ее уместность в той или иной ситуации, особенно это актуально для женщин, работающих в сфере государственной гражданской службы.

На основе всех вышеперечисленных характеристик можно составить условный образ идеального работника государственной службы, который однако встречается все реже и реже. Это связано прежде всего с тем, что, к сожалению, в настоящее время имиджу государственных служащих уделяется недостаточное внимание.

К основным тенденциям, определяющим сегодня недоверие населения ко всему аппарату государственной гражданской службы, относится отсутствие в работе данной структуры элементарного внимания к человеку, уважения его личности и достоинства, отзывчивости, чувства такта, простейшей профессиональной этики.

Показателем приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность относится к любому человеку, как к равному, независимо от его положения в обществе, а также личных симпатий и антипатий чиновника. Видеть и уважать в каждом человеке равные с собой права на достойное существование, стремиться к пониманию и чуткости, осознавать, что все люди являются личностями, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие любой деятельности. Жесткая вертикальная иерархия соподчинения не исключает вероятности в каждом человеке, на какой бы ступеньке вышеуказанной лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Не стоит забывать и о таком неотъемлемом факторе формирования имиджа, как субъективность. Почти повсеместно встречается случай, когда

одна группа населения (например, граждане пенсионного возраста) видит местную администрацию как отзывчивый и ответственный орган, другая же группа (например, трудоспособная и более активная часть населения) считает ее безразличной и черствой.

Случается и такое, что чиновники убеждены, что их персональный облик носит достаточно позитивный характер, тогда как их имидж (в лице, по крайней мере, некоторой части общества, а чаще всего его большинства) в действительности негативный [2]. Это также можно отнести к еще одной тенденции формирования современного образа госслужащего.

По данным социологического опроса Института социологии РАН, проведенного в 2005 г., на первое место среди качеств, которыми наделены государственные чиновники, две трети респондентов поставили равнодушие к людям. На втором месте стоит продажность, а на третьем - безразличие к интересам страны [2]. Безусловно, во многом такое отношение к чиновникам определено стереотипным мышлением населения, однако очень часто именно такое восприятие отражает реальную ситуацию и состояние напряженности в отношениях между гражданами и государственным аппаратом. Такое положение дел не допустимо и его необходимо решать.

Ситуация не доверительного отношения к государственным служащим наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Так, исследователь К. Деммке отмечает, что стереотипы восприятия государственных служащих как закоснелых бюрократов характерны для всех стран Европейского Союза. Обобщенный портрет государственного служащего повсюду практически одинаков [2].

В настоящее время происходит постепенное осознание всей важности и значимости формирования правильного и максимально эффективного имиджа рядового чиновника. Периодически проводится мониторинг общественного мнения относительно восприятия образа госслужащего и госслужбы в целом. Все более активную деятельность проводят различные PR-компании. Однако, не смотря на все вышеперечисленные меры, образ государственного гражданского служащего по-прежнему остается крайне негативным в сознании большинства людей.

Однако до сих пор все эти попытки не нашли отклика в сознании у большинства населения. Прежние стереотипы обо всех органах власти и государственных гражданских служащих по-прежнему преобладают, хотя они и уже давно должны были изжить себя. Многие видят в государственных чиновниках лишь черствых и закостенелых бюрократов, которым недостает гибкости и умения понимать конкретную ситуацию, а значит, они не могут оперативно и адекватно принимать все необходимые решения.

К другим распространенным стереотипам относится следующий: государственные служащие не выполняют свою работу на должном уровне, но, не смотря на это, получают незаслуженные привилегии в виде повышенной заработной платы и улучшенных условиях труда в целом.

Суммировав результаты работ зарубежных и отечественных исследователей по проблеме создания и поддержания уровня имиджа

государственного служащего на высоком уровне, можно прийти к следующему выводу. Процесс имиджирования госслужащих необходимо осуществлять комплексно сразу в нескольких направлениях: непосредственно внутри самого института государственной службы, напрямую воздействуя на самих служащих, и во внешней среде, оказывая влияние на общественное мнение, во многом через средства массовой информации.

Очень важно сформировать новый, основательный имидж государственного чиновника. Этот обновленный имидж включал бы в себя несколько категорий. Во-первых, это знание своей главной миссии, умение грамотно ставить цели и выделять приоритеты в своей деятельности. Во-вторых, это знание и соблюдение этических принципов, норм поведения и поддержание соответствующего внешнего вида госслужащих. В - третьих, создание корпоративной, или организационной, культуры института госслужбы, т.е. постепенная выработка целого комплекса поведенческих норм, состоящих из системы ценностей, идей, обычаев, распространяемых в организации для формирования норм поведения служащих. В-четвертых, обучение госслужащих основам формирования успешного имиджа, а также основам эффективной коммуникации.

Относительно внешней среды, необходимо ввести в практику постоянный и регулярный мониторинг общественного мнения относительно восприятия образа государственного служащего и госслужбы в целом. Оказать значительную помощь в этом может эффективное взаимодействие с независимыми СМИ на основе стратегии управления информацией, которая предполагает постепенное формирование собственного информационного потока и менеджмент новостей, а именно их интерпретация, правильная расстановка акцентов, подбор цитат, использование эмоциональных материалов; информационное партнерство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнение населения об имидже госслужащего формируется не на основе личного опыта каждого гражданина, а опираясь лишь на сформированный образ в обществе в целом. Положительный имидж во многом может быть сформирован благодаря появляющимся в последнее время на всех уровнях власти специальные отделы, либо PR-службы, либо отдельные должности, которые занимаются связями с общественностью.

Однако как бы хорошо не работали PR -службы, необходимый имидж у чиновников не будет сформирован до тех пор, пока они сами не осознают всю важность и необходимость этого. Для достижения данной цели необходимо увеличивать качество образования государственных служащих. Самообразование также очень важно. Именно оно позволяет сформировать не только корпоративный имидж, но и индивидуальный, что также необходимо.

Решение задачи формирования позитивного образа госслужащего возможно лишь в рамках комплексного подхода. Основной целью мероприятий по формированию позитивного образа чиновника должно стать создание более адекватного, т.е. значительно более сложного, многогранного, нежели

стереотип чиновника, образа современного государственного гражданского служащего.

Список литературы:

1. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 1. Тула: ТулГУ. 2013. С. 124-133.

2. Мирошниченко О.Н., Михайлова М.В. Формирование позитивного образа государственного гражданского служащего: отечественный и зарубежный опыт// Вестник Чувашского университета. 2013. №4. С. 147-155.

3. Подосинников Е.Ю. Социальная ответственность публичной службы в контексте развития сообщества (научная статья в рецензируемом издании, перечень ВАК № 1891) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, Е.Н. Пясецкая // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). - 2015. - № 24. ISSN: 1815-4964. - URL: http://teoria-practica.ru

4. Шикарева Е.Е. Имидж государственного служащего: основные характеристики, классификация, этапы реформирования // Полис: политические исследования. 2011. № 4. С. 82-93.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 31.07.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.