Bashkatov V.Z., Vorobejchikov Je.S., Hasanov V.Ja., Shhipunov A.A. Open Society, Classical University. 1999.
http://iol.spb.osi.ru/IOL1999/SECT_E/E08.HTML. (In Russ.).
Gulius N.S., Pak V.D. Diagnostics and changes in the corporate culture of the university. In: Bulletin of The Taganrog State University. "Philosophy, Sociology, Politology" series. 2017. No.38. (In Russ.).
Dowling G. Reputation of the Firm: Creation, Management, and Evaluation of Efficiency. M.: IMIDZh-Kontakt; IFRA-M, 2003. (In Russ.).
Great Explanatory Sociological Dictionary. M: AST, Veche, 1999. (In Russ.).
Kopytov V.S., Puchkov V.M. Corporate culture as the most important asset of the university. Science and education. 2015. No.12. (In Russ.).
Len'kov R.V., Borovleva E.I. Corporate culture as a factor of the university efficiency. Naukovedenie. 2013. No.5. (In Russ.).
Rosovski H. Two thirds of the best. America Illustrated. 1993. No.442.
Smolou J. V In striving for excellence. America Illustrated. 1993. No.442.
Trotsuk I.V. The rating of universities: Ideology and methodology of making up the "tables of leagues" (foreign practices). RUDN Journal of Sociology. 2008. No.1. (In Russ.).
РОЛЬ СМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Для цитирования: Ростомян А.Р. Роль СМИ в процессе формирования положительного имиджа государственного служащего. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4. 2017. С. 52-59.
Автор: РОСТОМЯН А.Р.
РОСТОМЯН Амаля Ростомовна - магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119571, г.Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: amaly_amaly@mail .ru
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль средств массовой информации в процессе формирования положительного имиджа государственного служащего. Сегодня СМИ все еще занимают существенную часть досуга людей, что позволяет организациям осуществлять посредством них коммуникативное воздействие на разную целевую аудиторию, в процессе создания, поддержания и развития положительного имиджа государственного служащего. Кроме того, интенсивное развитие сети Интернета, как новейшего канала коммуникации, в разы повышает возможности государственных служащих в распространении имиджформирующей информации. В статье проведен анализ определений научной категории «имидж» с точки зрения PR и GR. Обоснована необходимость четкого и целенаправленного управления имиджем.
Автором разработана и представлена модель имиджа государственного служащего, включающая в себя шесть основных элементов, которые тесно связаны между собой. Обозначено влияния СМИ на развитие каждого представленного элемента.
Ключевые слова: государственное управление, политическая
власть, легитимность власти, государственный служащий, PR, GR, средства массовой информации, имидж, репутация личности.
Во всем мире сектор государственной власти в лице отдельных ее служащих постоянно находится в центре пристального внимания общества. Для проведения в любом государстве политики, нацеленной на развитие и экономический рост, весьма важным является, насколько та или иная власть легитимна, иными словами, признана обществом, насколько она согласована со своим народом, поскольку от этого в полной мере зависит, в какой степени общественность готова идти за своей властью в лице того или иного политического лидера, государственного служащего, следовать курсом развития, предлагаемым им.
В вопросе достижения высокого уровня легитимности далеко не последнюю роль играет персональный имидж того или иного служащего, который представляет собой набор неких качеств, по которым общественность идентифицирует образ и индивидуальность определенного субъекта власти [Ермак, Аветисян].
Поскольку в современном обществе присутствуют разные социальные группы, легитимность власти в государстве не может носить всеобщий характер, потому как, они (т.е. разные социальные группы) могут относиться к политике власти как позитивно, так и негативно [Соловьев: 22-25].
В связи с этим сегодня возрастает интерес к проблеме формирования позитивного имиджа государственного служащего, как одной из весьма актуальных как в контексте реформирования и трансформации государственной службы, взаимодействия ее с гражданским обществом, так и в достижении успешности того или иного служащего. Поскольку имидж выступает в роли определенной «ценности, от наличия и качества которой в полной мере зависит жизненный успех в целом, так и успешность любой сферы деятельности, будь то индивидуальная или коллективная» [Перелыгина: 12]
При этом, современные реалии таковы, что в процессе формирования имиджа государственного служащего одно из приоритетных мест принадлежит серьезной и четко продуманной работе со средствами массовой информации, способных сформировать как положительный, так и отрицательный имидж [Zheltukhinaa, Slyshkinb, Ponomarenkoc, Busyginaa and Omelchenkod: 6972].
Именно поэтому рассмотрение вопроса роли, которую занимают СМИ в формировании положительного имиджа (образа) государственного служащего имеет сегодня высокую степень актуальности.
Первоначально имиджирование стало самостоятельным предметом внимания мировой науки с конца 1950-х гг. в западных странах. В то время проблемы имиджа рассматривались в рамках нескольких научных дисциплин: коммуникационного менеджмента, маркетинга, психологии личности, рекламы и связей с общественностью.
С точки зрения психологии личности имидж является субъективным образом воспринимаемыми окружающими, определяющий форму и содержание основных характеристик личности.
Перелыгина Е.Б. отмечает то, что имидж представляет собой сформировавшуюся фигуру, иначе говоря определенный образ, который зарождается в результате конкретной деятельности. Более конкретизированное определение имиджа дают Зазыкин В.Г. и Богданов Е.Н., определяющие его как преднамеренно спроектированный психологический идеал, который организуется с вполне конкретными целями.
С точки зрения РЯ и рекламы, имидж выступает как образ, являющийся особым средством общения служащего с определенной целевой аудиторией. Такой образ всегда строится исходя из существующих интересов соответствующей целевой аудитории, при этом, он должен легко укладываться в сознание аудитории и иметь способность воспроизводиться при обращении к ней.
С точки зрения государственной власти, имидж фактически является самопрезентацией, конструированием государственным служащим выбранного им образа с учетом целевой аудитории в лице тех или иных общественных групп.
При всем существующем сегодня в науке многообразии подходов к определению понятия «имидж» практически все исследователи согласны с тем, что сегодня имидж - это, в первую очередь, моделируемый образ, сознательно создаваемый и в дальнейшем транслируемый той или иной целевой аудитории. При этом его формирование базируется на основе реального поведения того или иного индивида, под влиянием оценок и мнений о нем.
Важно понимать, что имидж — это категория не статичная, его невозможно единожды приобрести и владеть им всегда. Поэтому он требует целенаправленного управления: создание, развитие (поддержания) и систематического распространения (трансляции).
В каждом из этапов управления имиджем весомое место отводится СМИ, особенно в том случае, когда у государственного
служащего отсутствует возможность непосредственного личного контакта с обществом. При этом, если на каком-то из указанных этапов не оказать управленческого воздействия на имидж, он может быть в различных СМИ представлен как отрицательный. Для управления положительным имиджем
(образом) государственного служащего необходимо знать основные факторы, способные оказать максимальное влияние на восприятие его целевой аудиторией.
Представим их в виде модели имиджа государственного служащего,
Все предложенные в рамках «Модели имиджа (образа) государственного служащего» составляющие элементы являются важными, кроме того - тесно взаимосвязанными друг с другом, поскольку трансформация одного из них, неизбежно приводит к изменению других.
Первое, что оказывает влияние на формирование положительного имиджа — это непосредственно сама личность и ее основные качества. Так, личность человека формирует его внутренние и внешние качественные характеристики.
К внутренним относят непосредственно психологические свойства и внутренний мир индивида, к внешним - его поведенческие особенности в социуме, которые, в свою очередь, формируются на основании развития внутренних качеств.
И те, и другие могут быть переданы широкому кругу общественности, посредством различных средств массовой информации; они могут выражаться с
разной эмоциональной окраской, что и сформирует, в свою очередь, тот или иной, позитивный или негативный имидж (образ) государственного служащего.
При этом о негативных изменениях в самой личности информация в СМИ молниеносно распространяется широкому кругу общественности, нанося серьезный удар по имиджу и репутации государственного служащего, нарушая степень его легитимности. Совершая тот или иной поступок (как сознательное действие), посредством реализации которого государственный служащий утверждается как личность, или проступок (как действие или бездействие, которое посягает на общественные отношения), госслужащий должен понимать, что реакция со стороны СМИ будет практически мгновенной. Значит для создания положительного имиджа ему необходимо четко взвешивать каждое свое действие, стараясь избегать совершения проступков.
Транслируемая в СМИ информация о том или ином государственном служащем может быть прямой или косвенной; при этом смысловое содержание способно существенным образом повлиять на рассматриваемый имидж.
Так, посредством интервью в СМИ тот служащий, который имеет на это установленное законом право, может целенаправленно передать аудитории ту или иную информацию о себе. Изданная, к примеру, в желтой прессе информация в виде слухов, домыслов и предположений, то есть ничем не подтвержденные сообщения, причисляемые к косвенной информации, способны оказать весьма негативное влияние на имидж [Кузьмина: 10581-10589]
Излюбленной темой разных средствах массовой информации, кроме указанного интервьюирования, является рассмотрение опыта того или иного служащего в его непосредственной профессиональной деятельности, реализация в рамках которой тех или иных проектов, способны значительно улучшить имидж, добавив ему положительных характеристик.
Учитывая современный уровень развития сети интернет (как одного из широко востребованных сегодня каналов массовой коммуникации), многие политические деятели и государственные служащие от собственного имени транслируют информацию о себе посредством сети Интернет. И это представляется наиболее перспективным каналом коммуникации в настоящее время, поскольку характерной чертой современного высоко информационного общества является интенсивное развитие диджитализации [Social Media... ].
Целенаправленное формирование положительного имиджа (образа) государственного служащего - весьма трудоемкий процесс, реализовать который в одиночку сегодня практически невозможно [Рябова: 248-250] Поэтому многие высокие чины руководители государственной службы имеют специальный штат имиджмейкеров, PR и GR сотрудников, основной целью деятельности которых является создание, развитие и поддержание на должном уровне положительного имиджа государственного служащего путем
постоянного подогревания интереса к нему со стороны общества через трансляцию информации в разных средствах массовой информации.
Проанализировав в рамках данной статьи современные аспекты имиджа государственного служащего, разные факторы, влияющие на него в их взаимосвязи со СМИ, стало ясно, какую важную роль они играют на современном этапе в распространении имиджформирующей информации.
Можем сделать вывод о том, что сегодняшние СМИ продолжают играть весомую роль в создании и формировании общественного мнения по тому или иному вопросу, в том числе в отношении имиджа государственного служащего. [8]. Средства массовой информации все еще занимают большую часть досуга: люди в среднем 25 часов в неделю проводят, смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты и журналы [The Roles...: 56-64].
Имидж любого современного государства как определенного
корпоративного института в целом и государственной службы в нем в частности находится в прямой зависимости от тех государственных служащих, которые формируют его посредством создания собственного личного имиджа. Никакая негативная информация, распространяемая через различные СМИ как особую информационную среду не способна разрушить имидж того, кто имеет высокие моральные принципы и устои, своим каждодневным трудом приносит пользу обществу, совершает позитивные поступки на благо общества, обеспечивая тем самым его качественное развитие.
Сегодня особенно актуально управлять имиджем, используя самые современные, наиболее востребованные, а потому высокопродуктивные каналы коммуникации, как социальные сети, прибегая к помощи профессиональных PR специалистов и специалистов в сфере формирования и развития имиджа. Наряду с личными качественными поступками государственного служащего это позволит при помощи коммуникации посредством СМИ сформировать качественный, положительный имидж не только каждого отдельного представителя государственной службы, но и Российской Федерации как государства в целом.
Источники
Ермак А.С., Аветисян С.Х. Управление имиджем государственного и муниципального служащего // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41) [Электронный ресурс] URL: https://sibac.mfo/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 12.11.2017).
Соловьев Л.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 575 с. 2014.
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 223 с. 2002.
Marina R. Zheltukhinaa, Gennady G. Slyshkinb, Elena B. Ponomarenkoc, Maryana V. Busyginaa and Anatoly V. Omelchenkod. Role of Media Rumors in the
Modern Society. In: International Journal of Environmental & Science Education, Vol. 11. № 17, Р. 10581- 10589. 2016
Кузьмина С.В. (2012). Роль СМИ в формировании имиджа политического деятеля // Известия Саратовского университета. В т. 12. Сер. Социология. Политология, № 2. С.69-72.
Patricia E. Salkin, Julie A. Tappendorf Social Media & Local Governments: Navigating the New Public Square // ABA Book Publishing. 2013. P. 162
Рябова Т.М., Антаканова Т.М. Имидж государственного служащего. // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1 // Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», № 1 (9). 2017. С. 248-250.
Hakim Khalid Mehraj, Akhtar Neyaz Bhat, Hakeem Rameez Mehraj. Impacts OF Media on Society: A Sociological Perspective. International Journal of Humanities and Social Science Invention. Vol. 3 № 6, P.56-64.
THE ROLE OF MEDIA IN THE PROCESS OF CIVIL SERVANT POSITIVE IMAGE CREATION
For citation: Rostomyan A.R. The Role of Media in the Process of Civil Servant Positive Image Creation. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 2. No.4. P. 52-59.
Author: ROSTOMYAN A.R.
Rostomyan Amalya R., graduate student of the Department of Public Relations and Mediapolicy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: amaly amaly@mail.ru
Abstract. This article considers the role of the media in the process of civil servant positive public image formation. Today people devote much time to media, getting news and learning new facts and information. This fact allows organizations to use media communication with different target audiences in the process of creating, maintaining and developing a positive image of a civil servant. In addition, the rapid development of the Internet as a new communication channel significantly enhances the capabilities of public servants in spreading image formula information. In the article the analysis of scientific definitions of the category "image" from the point of view of PR and gr is carried out and the necessity of a clear and focused image management is underlined.
Keywords: governance, political power, legitimacy, civil servant, PR, GR, media, image, reputation personality
References
Ermak A.S., Avetisyan.X. Image control for state and municipal employees. [electronic resource]. Access mode: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (accessed 12.11.2017). (In Russ.).
Kuzmin S.V. The role of the media in shaping the image of the politician. In: Izvestiya of Saratov University. Vol. 12. Ser. Sociology. Political science, vol. 2. 2012. P. 69-72. (In Russ.).
Marina R. Zheltukhinaa, Gennady G. Slyshkinb, Elena B. Ponomarenkoc, Maryana V. Busyginaa and Anatoly V. Omelchenkod. Role of Media Rumors in the Modern Society. In: International Journal of Environmental & Science Education. VOL. 11, No. 17. 2016. P. 10581- 10589.
Perelygina E. B. Psychology of image. M.: Aspect Press, 2002. P. 223 (In Russ.).
Ryabova T. M. Image of a civil servant. In: Innovative Technologies in Science and Studies: materials of the IX Intern. scientific-pract. conf. In 2 t. T. 1. - Cheboksary: CNS "Interactive plus". No. 1 (9). P. 248-250. (In Russ.).
Soloviev L. I. Political theory, political technologies: the textbook for University students. - 2nd ed. revised and don. M.: Aspect Press, 2014. P. 575 (In Russ.).
Patricia E. Salkin, Julie A. Tappendorf Social Media & Local Governments: Navigating the New Public Square. ABA Book Publishing, 2013. P. 162 Hakim Khalid Mehraj, Akhtar Neyaz Bhat, Hakeem Rameez Mehraj. Impacts of Media on Society: A Sociological Perspective. In: International Journal of Humanities and Social Science Invention ISSN (Online): 2319 - 7722, ISSN (Print): 2319 - 7714 www.ijhssi.org Vol. 3. Iss. 6. I June. 2014. P.56-64.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.
Для цитирования: Самсонова А.Г. Перспективы информационного сопровождения государственной национальной политики в гармонизации межнациональных и миграционных процессов // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4. 2017. С. 59-65.
Автор: САМСОНОВА. А.Г.
САМСОНОВА Анна Георгиевна - магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: anya samsonova@inbox.ru.
Аннотация: Межнациональные отношения в современном мире не только не утрачивают своей важности и актуальности, но зачастую начинают детерминировать социальную и экономическую ситуацию, особенно в территориях, подвергающихся массовой миграции населения. Предпринимаемые руководством страны и региона меры по стабилизации