Научная статья на тему 'Имидж государственного служащего как фактор социально-экономического развития территории'

Имидж государственного служащего как фактор социально-экономического развития территории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
728
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусева М. Н., Синепупова О. С.

В статье рассматривается имидж государственного служащего и его влияние на социально-экономическое развитие территории. Особое внимание в данном контексте уделяется двум компонентам профессионального имиджа: внутреннему и компетентностному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF CIVIL SERVANT AS A SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

This article examines the image of a public servant and its impact on the socio-economic development of the area. Particular attention in this context on two components professional image: internal competence-and.

Текст научной работы на тему «Имидж государственного служащего как фактор социально-экономического развития территории»

Гусева М.Н.

ст. преподаватель Синепупова О.С.

к.ф.н., доцент

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный

аграрный университет», г. Мичуринск, Россия

ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО КАК ФАКТОР

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация: В статье рассматривается имидж государственного

служащего и его влияние на социально-экономическое развитие территории.

Особое внимание в данном контексте уделяется двум компонентам

профессионального имиджа: внутреннему и компетентностному.

Ключевые слова: имидж, государственный служащий,

компетентность, социально-экономическое развитие.

Guseva M.N.

Lecturer, Department of State and Municipal Management

Sinepupova O.S.

Candidate of Philology, Associate Professor Department of Legal Support Federal State Educational Institution of Higher Education "Michurinsky State Agrarian University",

Michurinsk, Russia

IMAGE OF CIVIL SERVANT AS A SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES Abstract: This article examines the image of a public servant and its impact on the socio-economic development of the area. Particular attention in this context on two components professional image: internal competence-and.

Key words: image, a civil servant, competence, social and economic development.

Проблемы исследования государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению полномочий государства и его органов власти приобрели особую актуальность в большинстве стран

бывшего Советского Союза в связи с решением задач по формированию правового, социально-ориентированного демократического государства. Сегодня от государственных служащих во многом зависит судьба государственных и региональных реформ, формирование гражданского общества и его взаимоотношений с государством и, как следствие, уровень социально-экономического развития территорий.

В этом аспекте все большее внимание исследователей и практиков государственного управления привлекает «полинаучный» феномен, именуемый имиджем. Особое значение имеет его социально-экономический аспект, позволяющий рассматривать соотношение и взаимозависимость имиджа государственного служащего и эффективности управления территорией, перспектив ее социально-экономического развития.

Проанализировав множество концепций, мы пришли к определению имиджа государственного служащего как совокупности внутренних и внешних характеристик служащего, транслируемых во вне с помощью специфического образа-сигнала, позволяющего судить о профессиональной и социальной значимости управленца. В его структуре можно выделить относительно устойчивый «внутренний имидж», более динамичный внешний образ и связующий их деловой или «компетентностный» блок.

В контексте исследования проблем соотношения имиджа управленца и социально-экономического развития территории особый интерес вызывают его «компетентностный» и «внутренний» компоненты [2].

Так, компетентность государственного служащего, и в особенности, занимающего высшие и главные должности, прямо влияет на социально-экономическое развитие территории и повышает эффективность использования ее ресурсов. Под руководством высших должностных лиц государственных образований служащие определяет общую политику, характер развития территории. Как реальные субъекты системы государственного управления государственные служащие высших и главных должностей могут ставить целью стремительное инновационное развитие

территории. Для этого проводится активная политика по привлечению ресурсов, внедряются инновационные разработки в реальном секторе, поддерживаются перспективные социальные и экономические проекты, реализацией которой непосредственно занимаются государственные служащие, занимающие ведущие, старшие, а также младшие должности государственной службы. Именно от их профессионализма и компетентности зависит успех реализации тех или иных проектов и реформ.

Безусловно, имидж государственного служащего в деловом аспекте включает в себя множество позиций, над которыми служащий должен работать и «транслировать» их вовне, но в данной работе мы остановимся на следующих:

1) готовность к инновациям;

2) коммуникативная компетентность.

Рассматривая феномен готовности служащих к инновациям, стоит сказать, что она рассматривается как комплексное социально-психологическое явление и представляет собой «внутреннее проявление наибольшего интереса и инициативы при внедрении новшеств» [3]. Эта компетенция для современного государственного служащего является особенно важной в условиях резкой конкуренции государственных образований в борьбе за инвестиционные площадки по реализации инновационных проектов в большинстве стран СНГ, о чем свидетельствует наличие множества программ инновационного развития территорий в Российской Федерации, республиках Беларусь, Казахстан и др. И еще более важно - посредством делового имиджа конкретных государственных служащих, в том числе и в его визуальных проявлениях, «транслировать» для инвесторов и представителей органов высшей власти эту готовность к использованию новых технологий, нетрадиционных подходов к управлению и принятию нестандартных решений.

Деловой имидж государственного служащего является важным фактором развития инвестиционной среды территории. Поскольку служащие

устанавливают личные контакты с представителями бизнес-элиты и внешними инвесторами, их деловой имидж определяет характер «диалога», исход переговоров. Позитивный имидж создает благоприятные условия для плодотворного взаимодействия сторон. Представители бизнеса начинают активно работать в тех регионах, где не только существуют экономически необходимые условия для развития их бизнеса, но где также возможно наладить партнерские отношения с властью в регионе.

Второе, не менее важное для эффективной работы служащего направление деятельности - работа над собственным коммуникативным имиджем. Должностные обязанности государственного служащего во многом связаны с использованием огромного количества текстов, для понимания которых требуется не только знание языка, на котором текст составлен, но и определенный объем личного контекста. Одним из условий адекватности понимания и интерпретации текста является, прежде всего, соответствующий уровень личностного развития. Государственному служащему, полномочия которого постоянно пересекаются с деятельностью других людей, коммуникации позволяют организовывать общественную работу и обогащать её новыми связями и отношениями. Однако, порой представители госслужбы, отличающиеся высоким уровнем эрудиции и специализированных профессиональных знаний, умений и навыков, но при этом не владеющие современными коммуникационными технологиями, оказываются совершенно беспомощными в процессе взаимодействия с населением, представителями бизнеса и высшей властью, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда партнеры компетентны в данной ситуации.

Что касается влияния «внутреннего» имиджа государственного служащего на социально-экономическое развитие территории, то оно в первую очередь выражается в уровне духовно-нравственного потенциала чиновника и, соответственно, степени доверия к нему со стороны населения и бизнес-структур. Государственный служащий, обладающий

положительным духовно-нравственным обликом, соблюдает законодательство о противодействии коррупции, не терпит явлений фаворитизма, кумовства и непотизма в своем подразделении, тем самым создает условия для «проникновения» на государственную службу профессионалов с активной и принципиальной гражданской позицией, молодых новаторов, обладающих нестандартным мышлением, что способствует развитию социально-ориентированного общества и развития территории в целом.

Таким образом, имидж государственного служащего действительно может являться серьезным фактором социально-экономического развития территории. В данном исследовании предпринята попытка отразить влияние лишь двух компонентов имиджа государственного служащего на уровень развития территории, и множество аспектов осталось не затронутыми, но общим является одно - имидж государственного служащего должен отражать результат серьезной работы над личностью и профессиональными компетенциями руководителя, быть своеобразным «транслятором» его лучших профессиональных и личностных качеств, и что особенно важно, он должен быть реальным, но не специально сконструированным.

Список литературы

1. Бирюкова Г.М. Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 12 (70). Санкт-Петербург, 2011. С. 15-20

2. Гусева М.Н. Структура имиджа будущего менеджера в области государственного и муниципального управления// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. №11(25)/2009. с. 108112.

3. Никитина А.С. Готовность государственных гражданских служащих к инновациям // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург. 27-28 ноября 2013 г. Сб. ст. В 2 ч. Часть 1. -Екатеринбург: Уральский институт-филиал РАНХиГС, 2013. с. 182-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.