УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ С.Ю. Александров, канд. экон. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет,
г. Санкт-Петербург
В существующих экономических условиях для улучшения использования промышленного потенциала отечественных предприятий необходимы новые подходы к развитию промышленных структур. Речь идет о формировании структур, которые могут обеспечить реализацию долгосрочных производственных программ и реализацию наукоемких и инновационных производств, функционирование крупномасштабных производств и сетей распределения. В современном обществе они отождествляются с промышленными корпорациями, холдингами, транснациональными компаниями и финансово-
промышленными группами. Только интегрированные структуры позволяют построить законченную технологическую цепочку для выпуска различных видов продукции (от получения сырья до производства конечных продуктов) и как показывает анализ существующих тенденций в развитии экономики западных стран - современный рынок товаров и услуг - это рынок, формируемый крупными объединениями и корпорациями. Более того, в крупном производстве формируются условия для более целесообразного разделения труда внутри отдельно взятого предприятия, что способствует внедрению высокопроизводительного оборудования, развертыванию прогрессивных технологий и рациональной организации производства. На базе таких структур экономически обосновано создание конструкторских и научно-
исследовательских центров, необходимых для реализации комплексных программ, обеспечивающих инновационное развитие и выпуск конкурентоспособных изделий.
Стабилизация экономической ситуации и экономический рост, наблюдаемый в России, во многом предопределили и процессы интеграции отечественных предпринимательских структур. За последнее время многие предприятия вступили в более тесную кооперацию со своими бизнес-партнерами, интегрировались в концерны и холдинги, расширили рынки сбыта и сферы деятельности, существенно диверсифицировались. Некоторые компании росли настолько интенсивно, что в настоящее время испытывают значительные трудности в управлении и принятии адекватных решений. Этот факт серьезно обострил проблемы управления интегрированными структурами, связанные с координацией различных сфер бизнеса, рыночной оценкой и выбора целесообразного варианта приложения капитала, связанного с дальнейшим
рыночным развитием и формированием инвестиционного портфеля. Следует также сказать, что сегодня для многих промышленных предприятий, несмотря на общий экономический подъем, по-прежнему, как никогда актуален вопрос продолжения их профильной хозяйственной деятельности, обеспечения необходимых организационно-экономических условий непрерывного осуществления производственного процесса. Эта ситуация также во многом обуславливает предпосылки интеграционного взаимодействия промышленных предприятий, использование различных форм сотрудничества.
Анализируя тенденции развития современного производства можно убедиться, что в зависимости от поставленных целей и задач предприятия широко используют различные методы и форм интеграции, образуя крупные хозяйственные комплексы. Оперативность взаимодействия в различных функциональных сферах во многом определяет конечный экономический результат, и данный процесс становится фундаментом эффективного управления производством, на наш взгляд, центрального звена, обеспечивающего развитие интегрированных промышленных структур. Существенен приоритет корпоративной организации таких структур на основе вертикальной и горизонтальной интеграции. Однако в отечественной практике пока более распространенным является использование кооперационных связей, на базе которых происходит специализация предприятий на различных производственных процессах. Это объясняется еще и тем, что предприятия зачастую ограничивают сферу своей компетенции только ключевыми бизнес-процессами, передавая партнерам (контрагентам) вспомогательные бизнес-процессы на условиях аутсорсинга [1]. Вышеизложенные обстоятельства приводят нас к мысли о том, что компании могут не ограничиваться взаимодействием на уровне партнерства и сосредоточить усилия на приобретении звеньев (предприятий) в собственной производственнотехнологической цепочке. И практически все крупные отечественные предприятия продолжают поиск дополнительных возможностей расширения масштабов своей деятельности за счет приобретения внешнего бизнеса. Связанный с этим рост компаний через покупку новых активов, то есть рост, связанный с повышением эффективности функционирования за счет приобретения внешнего бизнеса, и процессы интеграции предполагают активизацию деятельности по
слиянию, разделению, присоединению, акционированию предприятий. Активизируются процессы укрупнения и объединения, которые свойственны не только экономике России, но и общемировой системе хозяйствования. Этот факт также свидетельствует о целесообразности интенсификации интеграционных процессов в промышленности, или в широком смысле можно говорить о необходимости глобализации отечественного промышленного производства. Это, в свою очередь, создаст предпосылки и для повышения уровня корпоративной организации любой отрасли народного хозяйства в целом, не говоря о широких инновационных и инвестиционных возможностях взаимосвязанных производств.
В то же время рост числа слияний и поглощений, благодаря которым на рынке появляются более эффективные, конкурентные и крупные компании, занимающие значительную нишу в своей отрасли, является характерной чертой глобализации. Продолжаю-
Анализ статистики показывает очевидную тенденцию роста стоимостного объема такого рода сделок, рост средний стоимости сделки, а также увеличение доли в ВВП. Особое внимание заслуживает динамика роста приобретений российскими компаниями иностранных предприятий, доля которых увеличилась в общем объеме слияний и поглощений в 2007 году до 20,4%. Особо отметим, что в России общая стоимость сделок по слиянию и поглощению увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 почти в два раза и составила 120 747,8 млн.долл.
Объем рынка слияний и поглощений в 2007 году составил 9,3% от ВВП (по сравнению 6,2% в 2006 и 7,9% в 2005 году), что, безусловно, свидетельствует о существенном потенциале интеграционных процессов. Уже в первом квартале 2008 года в России было
щийся процесс консолидации в различных секторах экономики и рост количества сделок по слиянию и поглощению свидетельствуют о том, что крупнейшие отрасли мировой экономки переходят на новый уровень интеграции и органического роста. Данные факты подтверждаются статистикой рынка слияний и поглощений как общемирового, так и российского. Так, общемировой объем сделок на рынке слияний и поглощений в 2007 году составил 4,7 трлн. долл., что на 900 млн. долл. больше, чем в 2006 году. При этом на долю США приходится 34% (1,6 трл. долл.), на долю Европу 42,5% (2,0 трл.долл.) всех слияний и поглощений. В то же время доля России в объеме мирового рынка, пока не столь существенна, но последнее время продолжает увеличиваться. Примером тому служит динамика, когда с 1,6% в 2006 году она увеличилась до 2,5% в 2007 году. В таблице представлена динамика укрупнения отечественного бизнеса за период с 2001 года по 2007 год.
зафиксировано 338 сделок по слиянию и поглощений компаний общий стоимостной объем которых составил 18169 млн. долл., что составило 6,2% от ВВП. По прогнозам аналитиков в дальнейшем прогнозируется существенное увеличение рынка слияний и поглощений в среднесрочной перспективе, а также продолжение диверсификации и оптимизации отраслевой структуры. Важно отметить, что процессы слияния, поглощения, присоединения во многих случаях сопровождаются различными формами диверсификации производства, или вообще могут служить целям диверсификации бизнеса. И как показывает анализ, диверсификация вообще сегодня стала наиболее распространенной формой концентрации и централизации производства и капитала. Не случайно интеграция предприятий часто выглядит как диверсификация
Статистика российского рынка слияний и поглощений
Показатель Период
2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001
Число сделок 1 260 1 432 1 382 1 229 689 533 433
Стоимость сделок (млн. долл.) 120 747,8 60 697,1 60 340,6 26 960,9 32 313,6 17 937,6 12 354,9
Средняя стоимость сделки (млн. долл.) 114,6 48,4 50,6 24,0 58,8 37,0 33,4
Доля ВВП (%) 9,3 6,2 7,9 4,6 7,5 5,2 4,0
Стоимостная доля приобретения российскими компаниями иностранных предприятий 20,4% 12,7% 9,7% 14,2% 5,4% 6,4% 5,9%
Источник: Mergers.ru / Слияния и поглощения в России
бизнеса посредством приобретения новых компаний и предприятий и объединение их под одной головной компанией. Причем для этих случаев может быть характерным формирование единых маркетинговых каналов и сбытовых структур, что является очень важным для целей настоящего диссертационного исследования - единое главное управление, координирующее потоки информации и других ресурсов. Связанный с этим рост компаний через покупку новых активов, то есть роста, связанного с повышением эффективности функционирования за счет приобретения внешнего бизнеса и процессы интеграции предполагают активизацию деятельности по слиянию, разделению, присоединению, акционированию предприятий.
Становится все более очевидным процесс интеграции взаимосвязанных производств и в сфере высокотехнологичной продукции. Данный тезис верен для почти всех отраслей промышленного производства -автомобилестроения, судостроения, металлургии, приборостроения, химической, нефтяной, электроннотехнической промышленности. Более того, аэрокосмическая промышленность представлена не просто объединениями предприятий, а гигантскими корпорациями с замкнутым производственным циклом. Можно отметить также интеграционные процессы в области обеспечения, когда создаются крупные логистические компании и распределительные центры, позволяющие оптимизировать процесс товародвижения, обеспечить существенную экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект как в сфере распределения, так производства и потребления. Существенное влияние на их формирование оказывают такие факторы, как степень однородности производства, прочность хозяйственных связей между подразделениями, экономическая целесообразность объединения. Все это приводит к поиску новых форм взаимодействия предприятий и актуализирует интеграционные процессы в промышленности, позволяющие сконцентрировать ресурсы для реализации крупных проектов.
Общеизвестно, что интеграция хозяйственных субъектов имеет как горизонтальные, так и вертикальные границы. В случае горизонтальной интеграции появляется возможность сосредоточения большего объема однотипной продукции в рамках одной отрасли. При этом естественно меняется структура отрасли, и данный вид интеграции может привести к снижению конкуренции и даже к монополизации. Например, современные экономисты рассматривают диверсификацию в основном как частный случай горизонтальной интеграции, предполагающий проникновение предприятий или объединений в разнородные, технологически не связанные отрасли, примерами которых могут служить концерны, холдинги и ФПГ, имеющие в своем составе значительное количество самых разных предприятий промышленности, торговли, научной и финансовой сферы. Интерес к горизонтальной интеграции предприятий связан и с
несколькими другими обстоятельствами. Во-первых, конкурентным рынкам свойственна тенденция к весьма осторожному инвестированию капиталов в новые технологии (в основном по причине сравнительно легкой степени заимствования). Во-вторых, предприятия-конкуренты зачастую дублируют усилия по решению научно-технических задач, что оборачивается расточительностью ресурсов для общества в целом. В-третьих, кооперационные соглашения могут быть направлены против выхода передовых иностранных фирм на национальные рынки [3, 4]. Также очевидно, что горизонтальная кооперация и интеграция предприятий (межфирменные союзы), особенно в сфере НИОКР, весьма полезна и перспективна, но их развитие ограничено антимонопольным законодательством, сдерживающим потенциальную опасность монополизации рынка. По этому поводу сегодня в экономической науке продолжается дискуссия о том, что перевешивают ли преимущества горизонтальной интеграции ее негативные последствия. Вообще рассматривая данную проблематику, хотелось бы подчеркнуть, что формирование интегрированных структур должно быть направлено не на получение дополнительных выгод, связанных и свойственных отраслевой монополизацией, т. е. фактически за счет конечного потребителя, а, прежде всего, путем повышения эффективности движения и использования ресурсов, повышения производительности труда и ускорения инноваций. В конечном итоге можно говорить о раз-нонаправленности управленческих усилий при формировании такого рода структур. В качестве примера можно привести решение о сохранении маржинальной доходности продукта, осуществление которого возможно за счет повышения цены или снижения уровня затрат на единицу. И для нас данный тезис является исходной предпосылкой при рассмотрении любой формы интеграции в промышленной сфере. Анализ практики хозяйствования многих российских промышленных компаний свидетельствует, что в большинстве случаев наиболее рациональна схема интеграции промышленных производственных предприятий - интеграция вниз, то есть объединение производственных предприятий с поставщиками исходного сырья. При этом интеграция осуществляется на корпоративных началах, т. е. путем приобретения в собственность. В отношении же задач распределения политика интегрированных промышленных структур строится на принципах формирования договорной сети с контрагентами, действующими в звене распределения (например, на основе стратегического альянса). Аргументом для данного вывода послужили два известных, но от этого не менее важных момента. Стратегическим фактором успеха в деятельности любой рыночно-ориентированной структуры в сфере промышленного производства является: возможность доступа к сырьевой базе, обеспечивающей экономическую целесообразность хозяйственной деятельности и необходимость снижения производственных
расходов, а также трансакционных издержек. Подчеркнем, что такая направленность процессов объединения в сфере промышленного производства сегодня наиболее распространена и имеет кардинальное отличие от тенденций объединения на рынке потребительских товаров. Особенностью рынка потребительских товаров является стремление ключевых игроков интегрироваться с субъектами (торговыми организациями), наиболее близкими к потребителю и тем самым, обеспечить и максимально расширить доступ непосредственно к конечному звену цепи поставок (франшизе потребителя).
Стратегической целью использования позитивных сторон интеграции, безусловно, остаются возможности формирования конкурентных преимуществ на основе повышения удовлетворенности потребителей. В то же время результатом процессов интеграции становится формирование таких предпринимательских структур, которые позволяют на практике наиболее полно использовать условия для достижения синергий в цепочке создания ценности, характеризуемые, прежде всего, тесным взаимодействием предприятий - участников на всех уровнях хозяйствования. Представленные выше положительные стороны интеграции, по сути, являются направлениями, по которым формируется синергетические (системные) эффекты, четко определенные теорией управления. Проявление данных системных эффектов во многом объясняет возможности повышения конкурентоспособности интегрированных компаний (например, один из ключевых факторов конкурентоспособности -ценовая привлекательность продукции, которая во многом может быть обеспечена путем реализации синергий). Этим собственно и объясняется феномен рыночной устойчивости диверсифицированных предприятий и вертикально-интегрированных компаний, поскольку бизнес-субъектам удается достичь сокращения трансакционных издержек, установить контроль затрат, осуществлять управление закупочными ценами, поскольку интегрированный потенциал производственных структур создает возможность минимизации издержек, включенных предприятий, на основе общекорпоративного планирования и контроля
[2].
Стабильность взаимодействия при формировании интегрированных структур, стимулирует предприятия к развитию процессов специализации, поскольку появляется возможность сокращения ассортимента продукции с целью выпуска только тех продуктов, которые обеспечивают максимально возможную эффективность бизнеса. Это обуславливает и концентрацию усилий, которая выражается в формировании качественно новых стандартов взаимодействия с бизнес-партнерами.
1. Аникин Б. А. Аутсорсинг и аустаффинг: Высокие технологии менеджмента: учеб. пособие / Б.А. Аникин, И. Л. Рудая. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 288с.
2. Бенко Кэтлин. Управление портфелем проектов: соответствие проектов стратегическим целям компании: пер. с англ. / Кэтлин Бенко, Ф. Уоррен Мак-Фарлан. - М.: ООО “И. Д. Вильямс”, 2007.-250с.
3. Гарретт Б. Стратегические альянсы: пер. с англ. / Б. Гарретт, П. Дюссож. М.:ИНФРА-М, 2002. -598с.
4. Эванс Ф.Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях: пер. с англ. / Ф.Ч. Эванс, Д.М. Бишоп. - М.: Альпина Паблишер, 2005. - 332с.
® 7(812) 718-50-05
[1] Бизнес-структуры
[2] Интегрированные промышленные структуры
[3] Корпоративная организация отрасли
Литература